Потерянный горизонт
Lost Horizon
7.4
7.6
1937, фэнтези, драма, приключения
США, 2 ч 12 мин
В ролях: Эдвард Эверетт Хортон, Марго, Изабель Джуэлл, Х.Б. Уорнер, Норман Эйнсли
и другие
Герои фильма попадают в мифическую страну Шангри-Ла, о которой грезят все поклонники эзотерических знаний. По их мнению, духовный «центр» человечества расположен в сердце Гималаев, в районе, который не отмечен на картах и, по существу, недоступен, ибо мы ещё не готовы правильно использовать сконцентрированные там энергию и информацию. Роберт Конвей - британский дипломат, идеалист-мечтатель, вылетающий последним самолётом из охваченного пламенем революции Китая. С ним пёстрая компания попутчиков: его младший брат, чудаковатый палеонтолог, жулик и проститутка. Пилот меняет курс и сажает самолёт в снегах Тибета. Загадочные монахи проводят пассажиров секретными тропами в тёплую, плодородную долину с великолепными мраморными статуями, садами и террасами, царство мира и гармонии во главе с Верховным Ламой...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Потерянный горизонт

английское название:

Lost Horizon

год: 1937
страна:
США
слоган: «Mightiest entertainment in all screen history!»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Джозеф Уолкер
композитор:
художники: Стивен Гуссон, Бабс Джонстоун
монтаж: ,
жанры: фэнтези, драма, приключения, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 4000000
Дата выхода
Мировая премьера: 18 февраля 1937 г.
на DVD: 27 сентября 2012 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 12 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, драма, приключения, детектив

Постеры фильма «Потерянный горизонт», 1937

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Потерянный горизонт», 1937

Удивительный фантастический мир

«Потерянный горизонт» – фильм, который привлекает зрителя своей загадочностью и неизведанностью мифической страны Шангри-Ла. Режиссер Фрэнк Капра умело передал на экране уникальность и неповторимость этого места, рассказывая историю людей в непривычной, как кажется на первой взгляд, обстановке. По факту же это все тот же социум, где люди решают свои проблемы, учатся жить и понимать друг друга и самих себя.

Главный герой картины, Роберт Конвей, вместе с другими пассажирами самолета оказываются в неизвестной стране после того, как их воздушное солнце терпит катастрофу в Гималаях. Новый мир пестрит необычными красками, привычный уклад жизни здесь не работает, а местные обычаи покажутся новым гостям нечто неординарным. Картина призвана детально показать, как люди с большой Земли воспринимают новый для себя мир, где нет преступности, злости, зависти и других привычных пороков и проблем известного нам всем мира. Сценарий аккуратно следует воле режиссера Фрэнка Капра, чтобы с интересом показать все разнообразие возможностей, которые доступны в этом новом мире. Смотрится это достаточно интересно и живо.

Фильм длинный даже по современным меркам. Более двух часом для картины 30-х годов прошлого века, наверное, было сложным испытанием. Однако действие позволяет наслаждаться историей и, по крайней мере, мне фильм не показался излишне затянутым. В нем не чувствуется лишних сцен, а зритель может просто погрузиться в рассказываемую историю.

Фантастическая страна привлекает своим непривычным укладом. Но еще больше интригуют те отношения, что складываются между героями, что прибыли в Шангри-Ла, и местными жителями. Что предпримут оказавшиеся здесь в ловушке люди? Готовы ли они уйти одни в большой мир обратно без знающих проводников? Ведь порой проводник может появиться и через пару-тройку лет. Или же новый мир станет новым домом для пришельцев, открывая невиданные горизонты и возможности для каждого? За развитием сюжета и отношений между людьми действительно интересно наблюдать. Режиссер мастерски будет играть со зрителями. Порой кажется, что все происходящее не является реальностью, а порой ты становишься уверенным наверняка, что все на экране – истина. И ты, как зритель, радуешься тому, что однозначного ответа дать не готов. Ты просто любуешься картиной на экране.

Фильм собирали по кусочкам, восстанавливая картину буквально по крупицам. Есть моменты, где отсутствует видеоряд, но благодаря звуковой дорожке, как мне кажется, получится понять все задуманное режиссером. Работа отметилась сразу двумя статуэтками Оскар, взяв награды за Лучший монтаж и работу художника. Все по делу. В картине есть, чем насладиться.

«Потерянный горизонт» – та картина, которую хочется порекомендовать к просмотру, чтобы обратить внимание на вопросы, которые до сих пор остаются важными для настоящего и будущего. Это прекрасный образец художественной кинематографии, который запомнится надолго, не только как просто красивый фильм, но и как глубокий философский текст. Фильм заслуживает свое место в золотой коллекции Голливуда. Он предоставляет возможность погрузиться в уникальную и красивую историю, поразмышлять о вечном и, возможно, лучше понять самого себя.

7 из 10

19 апреля 2023

Капра — Потерянный горизонт

Будто ожившая картина Рериха, неожиданный и загадочный, этот фильм появился на экранах мира тогда, когда непоправимое уже предполагалось и многие мыслители считали месяцы и дни до непоправимого. Не все в этом потоке невнятного ожидания смогли сохранить свою творческую целостность. А вот Фрэнк Капра снял незадолго до начала Второй мировой похоже свой самый нестандартный фильм.

Речь тут пойдет о странном путешествии на Восток, в Тибет. Это путешествие так будет походить на бегство от безумия переживающего агонию «цивилизованного» мира. Рональд Коулмен как много позже Индиана Джонс не просто прикоснется к тайне, но и постарается познать истину. Совмещая трезвость мышления и известный прагматизм его герой совсем не затеряется на фоне странных монахов и разного рода деятелей, оказавшихся в Шангри-Ла, месте которого нет на карте.

Капра в своей привычной стилистике многие значимые моменты «ссушил», растянув во времени, тем самым удалив динамизм. Глубокомысленные разговоры в большей мере затуманивали ленту, нежели придавали ей философского подтекста. Однако сам сюжет, его концептуальная основа неимоверно выделялись на фоне всей продукции тех лет. Наверное лишь фильм Мензиеса «Облик грядущего» был в какой-либо мере сопоставим по своей неожиданности. Капра настаивал на поисках Смысла взамен сытому технократизму и аристократическому флеру. В этом было нечто противоречащее «голливудской мечте». Тем и ценен этот фильм, несмотря на его скучность, затянутость и стилистическую неровность. Да и как забыть этот безумный взгляд Коулмена, одержимо ищущего потерянную таинственную землю.

Кстати, если уж выбирать ленту для просмотра, то похожим, но куда более интересным и зрелищным сюрпризом я считаю «Семь лет в Тибете» Ганса Ниетера (1956) и «Острие бритвы» Эдмунда Гулдинга (1946). Они будто довершили начатую Капрой работу. Ну, а картина Спилберга «Охотники за ковчегом» добавила приключенческий напалм вместо духовных измышлений.

7 из 10

31 мая 2015

Горизонт, который они потеряли!

В 1937 году на экраны вышел фильм Фрэнка Капры «Потерянный горизонт», который оказался весьма необычен для своего времени, но в то же время достаточно типичен для творчества Капры, в картинах которого в 30-е и 40-е нередко сквозила социалистическая тематика.

Сюжет фильма следующий: Спасаясь во время восстания в Китае, пятеро человек (дипломат, его брат, учёный, разорившийся финансист и проститутка) улетают на самолёте в Шанхай. Лишь во время полёта они узнают, что убитого пилота подменил неизвестный им монгол, который ведёт самолет по другому курсу. В горах Тибета самолет совершает аварийную посадку, и пилот погибает.

Путешественники попадают в мифическую страну Шангри-Ла, жизнь которой существенно отличается от жизни обычного мира. Люди живут здесь очень долго, при этом они довольствуются тем немногим, что имеют — отказ от излишеств представляется одним из главных принципов жизни этой страны.

Кроме брата главного героя, остальным нравится Шангри-Ла и они хотят остаться там жить. Верховный Лама предлагает дипломату стать новым правителем на этом острове, но подозрение, что Лама — обычный сумасшедший, а всё, что происходит на острове — дешёвый трюк — начинают усиливаться с каждым днём…

Фильм «Потерянный горизонт» предлагал зрителям конца 30-х годов нечто новое — перенестись на несколько часов на необычный остров Шангри-Ла, которому чужды все ужасы и пороки нашего мира. Чтобы жить на этом острове, вовсе не обязательно было добиваться карьерных высот или пытаться разбогатеть.

В этом краю люди могли жить 200, 300 или даже 400 лет, но при этом 100-летние женщины внешне выглядели бы всего… на 20 лет. Если подумать, кто не мечтал оказаться в таком месте, где мог почувствовать себя свободным от всех забот и несчастий повседневной жизни и занимающийся тем, что делало бы его счастливым?

Вот именно что-то подобное и предлагал Фрэнк Капра в этой фантастической сказке, немного с социалистическим уклоном. Но вся проблема в том, что данное творение не вызвало особых откликов зрителя в 30-х (кассовым хитом фильм так и не стал), и не выстрелило при перевыпусках в 1942 и 1952 годах, хотя высокий бюджет фильма за счёт этих перевыпусков был покрыт.

Впрочем, и сегодня этот фильм вызывает интерес только у знатоков классики Голливуда, поклонников Фрэнка Капры и почитателей одноимённой книги 1933 года (автор — Джеймс Хилтон), по которой этот фильм снят, но не более того — всё же тематика и посылы картины сегодня уже смотрятся слишком архаичными.

Сценарий фильма весьма неплох, хотя местами чувствуются его недоработки (с пафосом, традиционным для многих картин Капры, здесь всё же перестарались). Впрочем, всё это более или менее окупается операторской работой и масштабными декорациями, костюмами и массовкой. Актёры для фильма побобраны неплохо, хотя восторга их игра всё же не вызывает — всё же главная ставка здесь делалась не на актёрское исполнение.

Рональд Колман неплохо сыграл в роли дипломата, хотя воображения не поразил. Джейн Уайатт в роли его возлюбленной показалась слишком сладковатой. Эдвард Эверетт Хортон традиционно забавен в роли профессора. Джон Ховард в роли брата героя Колмана особого впечатления не произвёл.

Томас Митчелл был неплох в роли разорённого финансиста. Марго в роли возлюбленной героя Ховарда не впечатлила — Рита Хэйворт, проходившая пробы к фильму, подошла бы сюда куда лучше. Изабель Джуэлл в роли больной проститутки была интересна, но ей отведено не так много времени.

В итоге, перед нами, безусловно, хороший, но не лучший фильм Фрэнка Капры, который стоит просмотра хотя бы ради общего развития. Шедевром фильм не стал, но факт того, что картину сначала неоднократно сокращали, а потом восстанавливали, говорит о том, что фильм отнюдь не проходной. Спасибо за внимание!

7 из 10

8 февраля 2015

Великая иллюзия

Можно посчитать, что фильм «Потерянный горизонт» стоит как бы особняком в творчестве американского режиссёра Фрэнка Капры, который прославлен, прежде всего, как создатель комедий разного рода: от лирических до мистических, хотя и выразил в ряде картин самую суть рузвельтовского курса на преуспевание Америки после Великой депрессии 1929 года. Упование на типичную «американскую мечту», безусловные надежды на «просперити», социально-утопические идеалы, которые питают герои Капры, намереваясь без особого труда занять высокое место в общественной иерархии — всё это словно вступает в принципиальное противоречие с тем, что составляет основу данной ленты о «бегстве из современной цивилизации», где миром правят только деньги, суета и спешка. Но если всмотреться в «Потерянный горизонт» повнимательнее…

По жанру этот фильм следовало бы причислить к разряду приключенческо-фантазийных и вести его генеалогию, например, из «Затерянного мира» Артура Конан Дойла или «Копей царя Соломона» Генри Райдера Хаггарда (кстати, очередная киноверсия последнего романа тоже появилась в 1937 году, как и картина Капры). В то же время любопытно обнаруживать более близкие к нашим дням аналогии, допустим, в лентах «Индиана Джонс и Храм рока» и «Небесный капитан и мир будущего». Однако по сути своей «Потерянный горизонт» — это классическая утопия о «прекрасном рае на Земле», пусть и поставленная самим режиссёром в контекст его социально ориентированных работ 30-х годов: от «Леди на день» до «Познакомьтесь с Джоном Доу». Поскольку и рассказ о мифической стране Шангри-Ла, если отбросить все приличествующие повествованию подобного стиля легендарные, сказочные и фантазийные мотивы, в итоге сводится к «великой иллюзии» о том, что вообще возможно существование справедливого общества, где миролюбивые и трудолюбивые люди делают всё исключительно на благо себе и тем, кто рядом.

А ещё знаменателен антивоенный и антидиктаторский пафос речей главного героя, английского дипломата-романтика Роберта Конуэя, и того, кого по сюжету величают Верховным Ламой — в ситуации нарастающей тревоги в мире по поводу становления Третьего рейха и вполне реальной опасности начала второй мировой войны фильм Фрэнка Капры пытался по-своему предостеречь человечество (разумеется, никакое кино не в состоянии ничего предотвратить!), как и картина «Великая иллюзия» француза Жана Ренуара, снятая в том же 1937-м. Между прочим, именно эти экранные пророчества в «Потерянном горизонте» оказались среди сцен, которые потом купировались и даже были вообще утеряны. При тщательном и упорном восстановлении ленты Капры, сделанном в Американском киноинституте в 1998 году, некоторые из фраз Верховного Ламы о будущих «машинах смерти» даны только в фонограмме и на фоне стоп-кадров, потому что так и не удалось найти во всех фильмотеках мира соответствующее изображение.

16 апреля 2013

«У каждого своя Шангри-Ла»

«Магия кино» — словосочетание, которое для меня ассоциируется с творчеством Фрэнка Капры. В его фильмах можно найти настоящих героев и подлинных злодеев, захватывающую историю, искренность чувств, долю хорошего юмора.

Спасаясь от военного конфликта, разгоревшегося в одной из провинций Китая, британский дипломат Роберт Конвей пытается вывезти 90 подданных Соединенного Королевства. Он сам, вместе со своим братом, палеонтологом, аферистом и леди с сомнительной репутацией, спасается, успев попасть на последний самолет, который отвезет их в Шанхай. Но у пилота, захватившего судно, другие намерения. Он взял курс в самое сердце Гималаев, где от взоров всего мира, меж высочайшими вершинами, в просторной горной долине, скрыта прекрасная страна. Имя ей — Шангри-Ла.

Само время здесь остановилось, люди не стареют, птицы всегда поют и все счастливы. После трехнедельного пребывания в чудесной стране, не все хотят возвращаться в реальный мир. Кажется, здесь каждый нашел занятие по душе и излечил свои сердечные раны. Ну, почти каждый… Внутри группы новоприбывших зарождается конфликт, который достигает апогея, когда им неожиданно открывается, что их самолет оказался здесь совсем не случайно. Этот конфликт не только раскалывает героев на два лагеря, но и ставит под угрозу существование всей цивилизации Шангри-Ла.

История самого фильма заслуживает экранизации. Небывалый для тех времен бюджет в 4 млн. долларов. Производство фильма затянулось на долгие месяцы. Критика со стороны цензоров, «благодаря» которым в 1942 был удален 12-минутный антивоенный монолог, а в 1952 — фильм значительно урезали за пропаганду коммунизма и симпатии к Китаю. Спустя еще несколько лет фильм был утрачен. В 1973 Американский Институт Кино взялся за кропотливую работу по восстановлению фильма, которая растянулась на 13 лет. Из множества копий фильма разбросанных по всему миру, картину удалось полностью восстановить за исключением 7 минут видеоряда.

И порой благодаришь судьбу, что живешь в такое время, когда имеешь возможность посмотреть такой шедевр целиком и полностью — без цензуры. И что Гений одержал победу в схватке со временем.

P.S. Замечательная работа художника (и заслуженный Оскар в этой номинации). Ощущение словно побывал среди горных вершин Гималаев и в цветущих садах Шангри-Ла.

10 из 10

28 февраля 2012

Потерянный и найденный Капра.

«Но я обведу их вокруг пальца, у меня не будет армии, я обезврежу эту мину, я пришвартую свои военные корабли и уничтожу всё что приводит к войне, а когда враг подойдёт — мы скажем — входите господа, что мы можем для вас сделать? Тогда бедные солдаты вражеской армии остановятся и подумают…о чём же они подумают? — здесь что-то не так, нас обманули, так не должно быть, эти люди вполне дружелюбны, почему мы должны стрелять в них? И увидишь, — они сложат своё оружие. Вот так вот всё просто. Многовековые традиции пойдут поветру.»

Вот так, с помощью одной лаконичной цитаты можно охарактеризовать человека. Мне даже и добавить нечего. Причём эту цитату можно отнести как к режиссёру, так и к главному герою, озвучившему её. Фрэнк Капра, как всегда, неподражаем. Глубокий философский смысл в сочетании с лёгкостью повествования превращают его фильмы в нечто ни на что не похожее. Нечто незабываемое.

Перед нами старая как мир утопия. Модель построения идеального общества. Или идеальная модель построения общества — всё это не так важно. Просто игра слов. По сути, в этом фильме нет ничего нового, и все эти мотивы так или иначе обыгрывались в других произведениях. И всё же во время просмотра не возникает никакого желания проводить какие бы то ни было параллели. Ты просто сидишь и следишь за происходящим на экране, стараясь не упустить ни единой детали.

Подобному отношению очень способствует информация, идущая перед фильмов. Информация о так сказать драматической судьбе этой картины, которая можно сказать была восстановлена по крупицам, из архивов всего мира, восстановлена, к сожалению, не полностью — небольшая часть видеоряда всё-таки отсутствует. Но надо признаться, реставраторы проделали просто колоссальную работу, и вставленные архивные фото очень гармонично вписываются в общую картину.

В основу сюжета положена небезызвестная легенда о мифической стране Шангри-Ла, в которую волею случая попадает герой Рональда Колмана — Роберт Конвей. Но случайность ли это? И почему туда попадает именно он? Для построения любой утопии очень важным условием является изоляция от внешнего мира, в данном случае реализованная с помощью гор. Но вот что примечательно — изоляция-то неполная, и оказывается, что наша мистическая страна обязана своему существованию не чему иному, как золоту. Именно благодаря нему решаются очень многие вопросы. В общем-то, уже из этого видно, что вся эта модель ничего не стоит. Да, здешние жители не понимают пришельцев с их нравами, но это и неудивительно.

Здесь важен скорее внутренний конфликт группы прибывшей вместе с Ковеем, именно он является отправной точкой всего сюжета. Как поведут себя обычные люди, попав в волшебную страну, и захотят ил они вернуться во внешний мир? Или, быть может, решат окончательно с ним порвать? Что выбрать: чуть ли не вечную жизнь или всё-таки жизнь в реальном мире? Да и какой из этих миров реален? А может они оба…Режиссёр мастерски играет со зрителем, то, убеждая его в правдивости всего происходящего, то, зарождая в наших душах сомнения.

Фильм не получил ни одного Оскара ни в одной из основных номинаций. Не зная конкурентов — лучше промолчу. Но на монтаж и работу художника и правда стоит обратить внимание. Эпизод с лавиной — это что-то невероятное. Как-никак картина ещё довоенная, тогда ни то что о компьютерных эффектах не знали, но даже не догадывались что такие когда-нибудь появятся.

Ну что тут сказать — бессмертная классика. А классика в рекомендациях не нуждается.

P.S. хотелось бы поблагодарить всех, кто занимался восстановлением этого фильма. Не каждый день предоставляется возможность прикоснуться к чему-то вечному.

15 февраля 2009

Фэнтези Потерянный горизонт появился на свет в далеком 1937 году, более полувека тому назад, его режиссером является Фрэнк Капра. Кто играл в фильме: Эдвард Эверетт Хортон, Марго, Изабель Джуэлл, Х.Б. Уорнер, Норман Эйнсли, Чиф Джон Биг Три, Wyrley Birch, Беатрис Блинн, Хью Баклер, Сонни Бапп, Джон Бертон, Том Кэмпбелл, Мэттью Карлтон, Эли Кэйси, Дэвид Кавендиш.

Расходы на кино составляют примерно 4000000. Страна производства - США. Потерянный горизонт — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.