Обломок империи
7.8
7.3
1929, драма
СССР, 1 ч 20 мин
В ролях: Эмиль Галь, Сергей Герасимов, Яков Гудкин, Урсула Круг, Варвара Мясникова
и другие
Во время Первой мировой войны фронтовая контузия отняла у человека память, сознание собственного «я», а когда сознание и память вернулись, он оказался в неведомом ему мире. Ведь «умер» он при царе, а «воскрес» при социализме.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Обломок империи

год: 1929
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператоры: Глеб Буштуев, Евгений Шнейдер
композитор:
художник: Евгений Еней
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 28 октября 1929 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Обломок империи», 1929

Видео: Фрагмент (Обломок империи, 1929) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Обломок империи», 1929

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Обломок империи», 1929

Сколько ни смотрю фильмов Эрмлера, никак не могу понять: у него случайно получалось сомневаться в революции или специально? Вроде бы, абсолютно все говорит о том, что он за революцию и радостно ее встречает. А, вроде бы, нет. Выбор Никитина на главные роли, религиозность в языке, особенно в этой картине… Это постоянно будто перечеркивает намерение режиссера снять агитационный фильм. Такое ощущение от картин Эрмлера, что он постоянно спорит со своим внешним (разумом, положением, и тд) и со своим внутренним. Именно из-за этого и возникает глубина в его картинах. И именно поэтому они до сих пор смотрятся с огромным интересом.

Этот фильм один из тех, которые с момента выхода и до сегодняшнего дня не потеряли актуальности. Здесь с большой психологической точностью рассматривается движение человека от как бы «ноля» до одного из строителей коммунизма. Интересно, что в позиции «ноль» главное качество героя — сострадание и сопереживание. И именно оно делает из просто болванчика человека, к которому мы сразу же подключаемся и неотрывно следим за ним. Вообще в первой части, пока память не вернулась к Филимонову, он был как бы юродивым. Он был тем, кого с древности почитают на Руси. И именно деревня, именно это что-то архаичное, простая деревенская женщина поддерживали его все время его беспамятства. В какой-то древней колыбели хранилась личность Филимонова до того момента, как он не увидел «Эпоху». И тут начинается, на мой взгляд, самая потрясающая часть фильма. Та часть, где мы видим как бы подсознание героя. Где он сталкивается сам с собой. Сталкивается со смертью, сталкивается с собой, с богом, с бессмысленностью, с ощущением бесконечности. Он будто находится в вечном ужасе апокалипсиса — в своем сознании. Мертвый Иисус на кресте в противогазе грандиозен. Противогаз и танк не дают ему ни малейшего шанса на воскресение. Не дают ни малейшего шанса будущему. Новая смерть, смерть не «человек-человек», а «машина-человек» будто не дает ни малейшего шанса на будущее, на какую-то духовность, если можно так сказать.

Потом, когда герой уже попадает в Ленинград, мы видим, как все теперь здорово устроено, как классно теперь живется людям, но почему-то никак не покидает ощущение того, что это все ненастоящее, что это все теперь одна большая машина, где чему-то человеческому нет места. Где все даже хорошие вещи будто исходят из машины. В новом обществе все знают, что такое хорошо, что такое плохо. И все направлено только на то, чтобы допричесывать старый мир по этой новой системе. И, как бы, все классно, конечно, коммунизм и все дела, но человека, вот этой вот как раз единицы, со страхами, с переживаниями, с копаниями в себе, а главное, с состраданием, больше нет. Правильность заменила сострадание, заменила человечность. Ну и в полном отказе от своей жизни видится что-то очень и очень страшное. Что-то, что присуще больше машинам, а не людям. Хотя, возможно, это все так смотрится сегодня. А тогда это смотрелось иначе. Потому что у меня совсем нет понимания, как Эрмлера пропускала цензура в те далекие годы.

21 декабря 2020

Я уехал, я уехал в Петербург. А приехал, а приехал в Ленинград…

Контуженный ещё в «империалистическую» царский солдат, унтер-офицер Филимонов, обретает память уже при советской власти. Он нечего не знает про прошедшую Гражданскую войну и Революцию. Желая разыскать жену герой едет в Петербург, который теперь Ленинград. И всё там для него странное, непонятное и чужое. Старорежимный человек пытается вклиниться в новую жизнь, понять что же случилось в стране за время его беспамятства, которое он мирно провёл живя и работая в провинциальной глуши. А помогает бывшему солдату спасённый им когда то красноармеец, ныне служащий в фабкоме. Глазами «старого» мира, в выгодном ракурсе показывается «новый», коммунистический мир, и все блага советской власти…

«-Я к вашей милости, господин Фабком…» (с)

1928-ой год был последним годом НЭПа в Советской России. Со следующего года страна взяла курс на коллективизацию и индустриализацию. Человек переставал быть частным лицом и становился общественной единицей. Строился новый мир, который требовал своего «правильного» отражения в массовом сознании. И искусство, в том числе и кинематограф стремились это показать. Немой фильм советского режиссёра Фридриха Эрмлера «Обломок Империи» показывает «новый» мир глазами «старого» человека. Прошедшая эпоха изумлённо смотрит в будущее.

Эрмлер пришёл в кинематограф из ЧК. Он был малообразован, но очень талантлив. Считая, что кино не должно опираться на традиции прошлого, так как прошлое-умерло, он отрицал метод Станиславского в работе с актёром. Но плохо представляя в чём этот метод заключается сам же следовал ему. В 20-ые Эрмлер увлёкся психоанализом, ученьем Фрейда, завёл знакомство со специалистами. Познакомился с представлениями современной ему науки о тёмной стороне души человека. Главных героев многих фильмов Фридриха Эрмлера сыграл актёр старой театральной школы Фёдор Никитин. Умевший раскрывать внутренний мир своих героев, и тёмную, подсознательную сторону их души, а самое главное-показать выход из этой тьмы. Данный фильм- шедевр немого кино, лучшая картина Фридриха Эрмлера и лучшая роль Фёдора Никитина.

Готовясь к работе над картиной по написанному им самим, в содружестве с Екатериной Виноградовой сценарию «Господин Фабком» (чуть позже название изменилось на нынешнее), режиссёр изучал медицинские истории амнезии. И потому процесс возвращения к герою памяти в фильме показан клинически точно. Кинематографический метод которым это сделано -экспрессионизм. «Экспрессионизм» -это течение возникшее в начале прошлого века. Термин этот буквально переводиться как «выражение», смысл прямо противоположный «впечатлению» -импрессионизму. Экспрессионизм показывает даже не сознание человека, а его подсознание. Помог в «визуальном» плане, во время съёмок и «аттракцион монтажа», который открыл для мира кино Сергей Эйзенштейн. И пусть «Обломок Империи» не так широко известен как тот же «Броненосец Потёмкин», фильм Эрмлера не канул в небытие после краха советской системы, и даже со временем, стараниями видио-объединения «Крупный План», был восстановлен и возвращён зрителям, когда его в начале нулевых выпустили на лицензионных видеокассетах. Ныне картина представляет, интерес как первое обращение советской кинематографии к приёмам открытым немецкими режиссёрами. В частности, видным постановщиком тех лет -Фридрихом Вильгельмом Мурнау. Фильмы которого, его тёзка Фридрих Эрмлер вполне мог смотреть во время обучения в Кино-Академии…

Ныне можно упрекнуть режиссёра картины, в пропаганде коммунистических идей. И в этом не будет не чего оскорбительного, так как сам Эрмлер этим по существу и прославился. При Вожде, он был четырежды лауреатом Сталинской Премии, имел Орден Ленина, Орден Красного Трудового Знамени и являлся заслуженным деятелем искусств СССР. Довольно впечатляющий список наград, не так ли?И вряд ли их ему бы дали «за красивые глаза». Ведь Иосиф Виссарионович был не Леонид Ильич, и просто так не разбрасывался орденами. Но помимо проходных картин откровенно прославлявших как самого Отца Народов, так и его политику, Эрмлер снял несколько удачных с художественной стороны лент. Несомненно уйти от проблем эпохи в них совсем не удалось, но в то же время и оголтелого «культа личности» как токового в них нет. Это и «Обломок Империи», и «Крестьяне» (1935) -которые выиграли Главный Приз на первом ММКФ, что прошёл в середине 30-ых. Можно упомянуть и «Великий Перелом» (получивший Гран При Каннского фестиваля в 45-ом), рассказывающий про героическую оборону Сталинграда…

Так же Фридрих Эрмлер создал «КЭМ» (кино-экспериментальную мастерскую), под эгидой которой вышли многие «нестандартные» фильмы того времени. Пробовал Эрмлер в своё время учиться и на актёра, но так и не закончив занятий поступил в Кино-Академию, и выучился на режиссёра. Он внёс ощутимый вклад в развитие советского кино, и некоторые его фильмы вошли в золотой фонд русского кинематографа. Один из таких, как раз и рассматриваемый в данной рецензии «Обломок Империи».

Из сыгравших в фильме актёров, можно выделить лишь Якова Гудкина (спасённый красноармеец, в последствии представитель фабкома), Людмилу Семёнову (бывшая жена героя -Наталья) и Валерий Соловцов (её нынешний супруг-культработник). Остальные в основном-массовка. Хотя так же запомнился и Вячеслав Висковский в небольшой роли старого хозяина фабрики на которой раньше работал герой картины. Сыгранные большинством актёров персонажи запоминаются в основном типажами (жестокий офицер-белогвардеец убивший ощенившуюся собаку, алкаш пьющий тайком на производстве, желчный культработник сам не следующий тому что он говорит трудящимся и постоянно ссорящийся с женой и др.). Это характерно для немого кино. Операторская работа, и особенно монтаж фильма- вот то, ради чего его стоит посмотреть и сегодня, когда пусть и подспудно, но всё же навязываемая им идеология канула в лету. Проделанная работа просто мастерская и кропотливая (сложно даже представить сколько заняло времени делать многочисленные склейки кадров, а тогда всё это делалось в ручную!), и поражает воображение своей выразительностью и подачей истории и сегодня. Поэтому я советую ознакомиться с данной лентой, и желаю подойти к ней без пристрастно. От себя ставлю такую оценку:

9 из 10

29 июля 2013

Социалистический сюрреализм

Человек без памяти — никто, без дома, без семьи, без имени, живущий лишь сейчас и здесь. Ни прошлого, ни будущего, только настоящее. Чистый лист, заснеженное поле, маленький полустанок, который, словно переходящее знамя, оказывается в руках то белых, то красных. Приблудившийся к станции угрюмый и молчаливый Филимонов не поддерживает ни одну из сторон: контуженный в Первую Мировую, он вообще не знает о том, что произошла революция, что полыхает Гражданская война и заря новой эры встаёт над бывшей Империей. Обычное человеческое сострадание, — единственное, что герой ещё способен чувствовать, — заставляют его спасти тяжелобольного красноармейца; словно повинуясь сказочной присказке: он тебе ещё пригодится. Случайности неслучайны. Проходит время, и брошенная на перрон пустая пачка от папирос «Эпоха» пробуждает сонм обрывочных воспоминаний. В поезде женщина, которую он знает, которую любил, когда жил в Петрограде, — в той, забытой жизни, в ушедшей эпохе, от которой мало что сохранилось. Возвращение блудного сына Родина даже не замечает, ведь её больше нет. А есть молодое государство, где женщины бесстыдно сверкают голыми коленками, где кресты заменили на звёзды, изваяния императоров — на статуи Ленина, и на месте снесённых маленьких домишек высятся кирпичные громадины; по задумке создателей — красивые новые здания, а, по сути, однотипные безликие коробки. Память воскресла, остаётся лишь найти себя в этом новом, незнакомом мире.

Реальные события всегда оставляют место для манёвров художественного вымысла. История из жизни стала темой очерка Николая Погодина с многозначительным названием «Гость с того света», по которому Екатерина Виноградская написала сценарий, а Фридрих Эрмлер снял «Обломок империи», один из лучших своих немых фильмов. Эта «немота» не помешала режиссёру создать картину, сильную по эмоциональному воздействию и новаторскую по исполнению — почти идеальный пример осуществления так называемой «теории интеллектуального кино». Задача авторов — передать чувства и мысли персонажа так, чтобы зритель «пережил» происходящее вместе с ним — реализована через особый метафорический ряд, необычный монтаж и психологизм актёрской игры. Фёдор Никитин в роли Филимонова с филигранной точностью воссоздал клиническую картину больного амнезией человека, к которому постепенно, через череду образов и сюрреалистических видений, возвращается память. В ленте этот ассоциативный ряд воплощён в причудливую визуальную цепочку, где сон и реальность почти по Фрейду неотделимы друг от друга: стук швейной машинки «превращается» в стук колёс идущего поезда, строчит игла — строчит пулемёт, покатившаяся по полу катушка ниток словно связывает нитью понимания все разрозненные фрагменты биографии. Очень символичен и военный эпизод, предшествовавший контузии: русский встречает на поле боя немца — и с удивлением «узнаёт» в нём собственного двойника. При близком рассмотрении оказывается, что «на одно лицо» все бойцы обеих армий, как олицетворение и бессмысленности войны, и единой солдатской судьбы.

Едина и народная судьба в Стране Советов, о чём повествует последняя треть картины. За десятилетие вынужденного беспамятства героя жизнь вокруг круто переменилась. Но есть ли в ней место для Филимонова, унтер-офицера несуществующей царской армии, испуганного и потерянного пережитка прошлого?.. О, безусловно, ведь фильм снят в 1929 году, и ЦК партии уже вовсю рулит «важнейшим из искусств» в пропагандистских целях. А, значит, следует показать во всей красе масштабность достижений советской мысли, которая прогрессивна во всём: в современном статусе гражданина, отныне единственного хозяина собственного будущего, во взглядах на место женщины — теперь оно не у плиты, а у станка, в прямодушной критике производственного алкоголизма и бытового рукоприкладства. Благодарным проводником в это прекрасное завтра становится для Филимонова тот самый спасённый красноармеец. Однако пафос и политкорректность изображаемого массового благоденствия отчего-то меркнут рядом с искренностью и лиризмом первой части фильма. И совсем не странно, что к патетичным крупным планам рук рабочих и крестьян, долженствующим стать апофеозом народного труда, прилагается тягучая безрадостная музыка, звучащая надсадным контрапунктом. Лента переозвучена в 1996 году, когда и СССР, и его достояния уже давно и безвозвратно канули в прошлое. А счастливые дети двадцатых годов, выросшие под аккомпанемент заводских гудков и некогда шагавшие в светлые дали бравурным маршем, сегодня доживают дни печальными «обломками» иной, советской империи. И память, цепкая память безжалостно хранит воспоминания о суровой поре, когда мутные волны истории нежданно-негаданно вынесли прежних «хозяев» на острые рифы забытого было капитализма, разом перечеркнув всё то, о чём так громко говорили с трибун когда-то на заре звукового кино.

«Как много у нас ещё работы, товарищи»… Нет, теперь уже господа.

14 октября 2012

«Теперь заживёшь как человек»

Один из самый необычных фильмов «Обломок империи» Эрмлера рассказывает историю мужика, который получил контузию при царе и, вследствие этого, потерял память. В 1928 году память начинает возвращаться, но мужик совершенно не ориентируется в новом для него мире, ведь всё, к чему он привык, рухнуло.

Фильм отличается своеобразным монтажом, присутствующий в сценах воспоминаний. Отдельные картинки сменяют друг друга с бешеной быстротой, иногда даже глаз не успевает воспринять их.

Основной недостаток картины — фальшивая идеологическая окраска. В отличие от Эйзенштейна, который вставал на сторону революционных масс, герои Эрмлера относятся к революции скептически, но из-за цензурных требований режиссёр вынужден был идеологизировать Советскую Власть. В этом — основной минус многих картин Фридриха Эрмлера.

9 из 10

29 июня 2011

Драма Обломок империи появился на свет в далеком 1929 году, более полувека тому назад, его режиссером является Фридрих Эрмлер. Кто играл в фильме: Эмиль Галь, Сергей Герасимов, Яков Гудкин, Урсула Круг, Варвара Мясникова, Федор Никитин, Людмила Семенова, Валерий Соловцов, Вячеслав Висковский, Александр Мельников.

Страна производства - СССР. Обломок империи — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.