Варшавская битва 1920 года
1920 Bitwa Warszawska
5.3
4.4
2011, мелодрама, драма, мюзикл
Польша, 1 ч 55 мин
В ролях: Борис Шиц, Наташа Урбаньская, Адам Ференцы, Ежи Бончак, Богуслав Линда
и другие
О знаменитом сражении, в котором конная армия красного командарма Тухачевского была разгромлена войсками независимой буржуазной Польши под командованием Пилсудского.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Варшавская битва 1920 года

английское название:

1920 Bitwa Warszawska

год: 2011
страна:
Польша
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Славомир Идзяк
композитор:
художники: Анджей Галински, Магдалена Бьернавска-Теславска, Анджей Шенайх, Мирослав Концевич
монтаж: ,
жанры: мелодрама, драма, мюзикл, военный, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 27000000
Дата выхода
Мировая премьера: 30 сентября 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, мюзикл, военный, история

Видео к фильму «Варшавская битва 1920 года», 2011

Видео: Трейлер (Варшавская битва 1920 года, 2011) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Варшавская битва 1920 года», 2011

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Варшавская битва 1920 года», 2011

Грустно после просмотра

Ежи Гофман мастер исторического кино, никто этого не оспаривает, он мог совместить в своих фильмах и историческую драму и любовную историю, но время все таки берет свое и мастер снимает «Варшавскую битву 1920». В фильме снимаются вполне хорошие актеры (я не буду кривить душой — Богуслав Линда отличный актер), нагоняется большая массовка (и пешая и конная, атаки польских улан и советских кавалеристов смотрятся прилично), снимается достоверная техника того времени (аэропланы, броневики Остин, танки FT-17), но результат ничтожный по сравнению с затратами.

Начало фильма вполне себе бодрое, тут тебе и распад империй, и создание польского государства, и идеи мировой революции большевиков — доносится доступным способом до зрителя. Любовь Яна к Ольге на фоне грядущей войны, тоже не вызывает отчуждения, патриотический подъем в Польше и поход на Украину смотрится вполне естественно. Отмечу также весьма правдоподобное донесение до зрителя особенностей большевистских взглядов, помнит старик Гофман историю и идеи коммунизма. И даже противоречия поляков, кто в какой армии служил в годы Великой войны понятны и своевременны. Сейчас мало кто помнит, но к власти в Польше пришли служившие в Австро-венгерской армии легионеры, но было очень много офицеров и солдат, которые сражались с германцами и австро — венграми в составе императорской армии России, естественно и недоверие вчерашних противников. Но хорошее начало не получило достойного продолжения. После пленения Яна большевиками начинается форменная русофобия и бредятина, тут тебе и испражняющиеся где попало солдаты, и душегубы чекисты, и не пойми во что одетая Красная армия, в которой служит сплошное жлобье и быдло. Все стереотипы налицо. Но да ладно бы, но сюжет начинает распадаться и превращается в фарс, охваченные чувством патриотизма поляки излишне гламурны и благородны, сюжетные эпизоды не связаны и смотрятся нарезкой действий. На груди советских командиров какие то непонятные ордена в венках, уж орден Красного знамени на розетке могли бы сделать правдоподобным. Дальше больше — гениальность Пилсудского смотрится вычурно, а неспособность красных провести атаку на позиции (наступают густыми цепями времен франко-прусской войны, под пулеметы) смотрится смешно. И вот она победа поляков, хэппи-энд любви и построение коммунизма в отдельно взятой стране. Убого как то получилось. Я не то, что ультра патриот, но считаю у медали две стороны, насилие и зверства Красной армии были (Бабель описал в своем произведении «Конармия»), но и уланы Войска Польского тоже рубили пленных красноармейцев потехи ради.

О внятной актерской игре речи не идет в этом фильме — ненатурально как то получилось, даже Александр Домогаров, Ольга Кабо, Богуслав Линда и Михал Жебровский смотрелись бледно. Техника, солдаты, война получились как у Лермонтова (книгу которого Ян нашел в начале фильма) «смешались в кучу кони, люди…». Вот такая получилась лента у Ежи Гофмана, вроде и уважение осталось к нему, нот наверное приходит время когда лучше прекратить снимать.

2 из 10

10 августа 2016

Эх… пан Ежи…

Ежи Гоффман… люди моего поколения выросли на его «Пане Володыевском» и «Потопе». Потом появился не совсем однозначный фильм «Огнём и мечом»… и вот этот, с позволения сказать «шедевр» — «Варшавская битва»… такой мерзости на экране я не видел со времён «Рэмбо-3» (не считая малоизвестной финской ленты «Зимняя война».

Всё бы ничего, если бы… этот фильм снимал.. . ну, скажем, американец или иной англо-сакс… Но… пан Ежи значительную жизнь прожил в России (умышленно не упоминаю проклинаемый всеми нашими союзниками по «восточному блоку» СССР). Его папаня во время войны служил не где-нибудь, а в дивизии имени Костюшко; то есть был кем-то на подобие из «четырёх танкистов и собаки» (если Вы помните этот сериал)… сам товарищ, ох, извините, ПАН Ежи, закончил ВГИК в клятом городе поганых москалей — Москве… и после всего этого — снимать такой паскудный (возможно меня удалят после такого словечка, но иначе, извините, не могу) фильмец о русских, России…

Сам я не поклонник большевизма. Но так показывать Красную армию — как толпу насильников, мародёров, отморозков… Даже американцы в приснопамятном Рэмбо до этого не дошли. «Их» русские внушают ужас, злобу, но… только не омерзение, не пародию на кочевых варваров. Здесь же мы видим толпу не конных дикарей, нет! Скотов, нелюдей, дибилов…

Разумеется, не все красноармейцы были идеальны, как Неуловимые мстители или, скажем, Павка Корчагин… Но так обмазывать дерьмом целый народ, армия которого, по версии пана Ежи шла на Варшаву лишь а шоколадом и (цитирую!) «хотела ибаттся» — это нечто запредельное… В наших фильмах даже немцев времён Отечественной так далеко не всегда показывали.

Категорически не разделяю заумных размышлений об игре актёров сего «шедевра». Она плоска как фанера. Лубочный герой и сусальная героиня в окружении не менее зефирно-конфетных «поляцев» и гнусных москалей… А ведь если разобраться -обычный польский фат и певичка-шлюшка из кабаре, история которых столь надумана и раскрашена синтетическими красками, что даже не противно, а скучно становится…

Возмущён Домагаровым, который в роли кубанского казачьего офицера с романтично-затуманенным взглядом повествует о своей личной трагедии и причинах борьбы на стороне чистых и светлых поляков… Разумеется, были патриоты ТОЙ России, которые сражались волей судьбы против большевиков в чужих рядах… Но куда этому полупьяному самодовольному лицедею до изображения их личной трагедии в сравнении с Петром Глебовым из герасимовского «Тихого Дона» 1958 года!

Искренне удивлён положительными отзывами о батальных съёмках этого «произведения». Вы, что, ребята, не видели наши современные фильмы на военную тематику или (спокойно!) «Пёрл-Харбор» или «Спасти рядового Райана»? Великий польский режиссёр лишь компилирует все глобальные и детальные элементы этих лент — но ведь не более того. Ни одной собственной находки! Да и сама война показана им как маловразумительная кровавая толкучка с внезапными стычками и не менее внезапным бегством с поля боя — не более того.

Хочу ещё раз повторить — такую ленту можно было прогнозируемо ожидать от американского или западноевропейского режиссёра, который знает «диких Иванов» лишь по наслышке. Но человек, который значительную часть жизнь проживший в НАШЕЙ стране, евший русский хлеб и (не сомневаюсь!) пивший русскую водку, повседневно общавшийся с русскими (советского периода!) людьми, мог снять подобную мерзость лишь надеясь на на одобрительное похлопывание по плечу от заокеанских хозяев, надеясь на их одобрение и подачку на старости лет… Как тут не вспомнить про 30 серебрянников!

Эх, пан Ежи… эх… оказывается — и мастера продаются… Жаль! Плохой Вы человек, как оказалось. Неблагодарный!

Ноль, ноль и ещё раз — ноль!

30 декабря 2015

… И рукою дерзновенной хвать за вражеский венец…

Это романтичное стихотворение Лермонтова, как и любые сколько-нибудь значительные произведения заслуженно превозносимых авторов, можно трактовать столь широко, сколь угодно душе поклонников. Литературоведы, правда, утверждают, что он имел в виду приснопамятную «Грозу 12-го года», предваряя свой же шедевр: «Скажи-ка, дядя…» Но схватка двух исполинов, метафорично рисующая нам упорную борьбу великих держав за господство над родной землёй и судьбой вынужденного подчиняться люда, вполне применима и ко многовековой драме вражды России и Польши…

Естественно, этот польский фильм — камешек в наш русский огород. Если бы события, описываемые в нём, не были столь отдалены во времени, был бы даже не камешек, а целый булыжник. Ведь здесь показано серьёзное поражение той самой Красной армии, которая, в шаблонном сознании русского народа, всех сильней. Но, увы, и наши люди, кто не чужд истории, прекрасно знают, что катастрофические поражения в войнах, влекущие за собой горечь утраты земель и, шире, влияния, часто нейтрализовали наши блистательные победы и триумф наших интересов. Мало где это проявилось столь ярко, сколь в противостоянии с поляками, которые до сих пор велеречиво именуют свою страну «Речью Посполитой». Вот уж где идеально подходит фраза «с переменным успехом»! Есть даже теории, пытающиеся рассуждать, что русские попросту присвоили себе право называться «русскими», потому что исторически там, где ныне стоят великие русские города, никаких славян вообще не было, а были финно-угры, да и влияние ордынцев с их огнём и мечом за целые века не могло не наложить сильнейшего тюрко-монгольского отпечатка… Сколько слов в русском языке — тюркские по происхождению! Сколько географических названий в, казалось бы, в доску нашей, сермяжной, крестьянской глубинке — чисто финно-угорские! При этом на территориях, лишь немного западнее Твери и Брянска (словом, там, где сейчас Украина, Белоруссия, Прибалтика и Польша) ещё не так давно существовала мощная держава с уклоном в славянство, но при этом отнюдь не готовая признать власть Москвы, замахнувшейся на репутацию — ни много ни мало — 3-го Рима! Так что, рассуждают определённые личности, где же справедливость, что московиты имеют наглость гордиться своей «русскостью», а поляки, белорусы, украинцы и литовцы вынуждены довольствоваться ролью второсортных наций, возникших лишь благодаря эпичным провалам этих самых московитов, которые, к тому же, вечно всякой сомнительной, пахнущей кровью идеей (царизм, советизм, ельцинизм, нужное подчеркнуть) как загорятся, так ещё и норовят заразить полмира, причём сильнее всех не везёт упомянутым полякам и ко… Трудно сказать, много ли правды в такой трактовке, но, в конце концов, неважно, что было, а важно, как в итоге стало; хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Но последней победы, последней революции или последней реформы не бывает, как и — последнего числа. И вот уж снова, как в далёком и не очень далёком прошлом, славяне убивают славян за право называться Великой Державой… А идеологи — тщедушные, не способные воевать силой оружия, а лишь пытающиеся своими изощрёнными агитками навлечь больше ненависти на головы противной стороны, — соревнуются в изворотливости ханжества и лжи… История повторяется, история продолжается…

Что надо показывать в таком фильме, который повествует об одном из самых суровых поворотов истории, когда решается, быть или не быть той или иной стране, победит ли та или иная правда? (Каждая страна силой оружия и, реже, золотом оплачивает своё право на суверенитет; правда на правду всегда ходила, идёт и будет ходить, ибо даже наши обезьяноподобные предки ходили друг на друга с дубьём и при этом выкрикивали имена каждый своего божка, своего вождя.) Надо показывать героический подъём нации, твёрдо решившей перейти от слов к делу и не просто орать гадости вроде «bolszewika gon, gon, gon!» (или, в реалиях дня сегодняшнего: «хто не скаче, той москаль!»), но и не щадить живота и т. д. И поляки сумели это показать: даже прощелыги, что горазды лишь предаваться разным непотребствам в трактире, в нужный момент оказываются способными радистами и шифровальщиками, чем оказывают родине свою посильную услугу, пока простые солдаты совершают «чудо на Висле»… Надо показывать сам бой: кровавый, масштабный, хорошо отражающий реалии описываемого времени. И здесь это есть! Окопы, заваленные трупами и ранеными, прямо по телам которых бегают ещё живые, чтобы сразиться с врагом врукопашную… Насилие в обстановке боевых действий и в перерыве между боями… Солдатские пот, и кровь, и матерные слова… Кстати, именно из этого фильма наши киношники нагло воруют момент для своего нового «Чапаева». Когда солдата-коммуниста ловят на изнасиловании мирной жительницы и хотят расстрелять, красный командир милостиво предлагает тому поступить по-мужски, т. е. взять бабёнку в жёны. Что отвечает солдат и что происходит потом — смотрите один в один здесь и в нашем, более позднем, сериале про Василия Иваныча… Не забывают создатели кинокартины и о нашем с поляками родстве… (На самом деле мы даже с немцами не столь уж далёкая родня: славяне и германцы происходят из одного корня, но это, как говорится, давно, и неправда, но расхождение с поляками произошло слишком недавно, чтоб его можно было категорически отметать.) Да, у нас разная вера и, к сожалению, слишком разный политрежим, а всё это диктует непримиримую вражду менталитетов… Но чисто по-человечески русский казак легко поймёт поляка, стоит только попытаться поговорить по душам… Что и демонстрирует снимающийся уже не в первом польском фильме русский актёр Александр Домогаров…

Справедливости ради, отмечу, что польская нация — не настолько бедная овечка, насколько зачастую пытается представиться. Везде и всюду определённые «ястребиные круги» (или как у них там — orzel bialy) толкали эту славную западнославянскую страну на дерзкие войны, в которых, не считаясь со своими жертвами в десятки, сотни тысяч и даже миллионы, тем более не жалея противника, поляки стремились, если не победить врагов, то хотя бы навредить им, смешать им все карты… Что ж, этим людям действительно есть чем гордиться: меж двух огней, не раз останавливая молот в двух сантиметрах над наковальней, их предки сумели не только сохраниться как нация, но и оставить за собой не маленькую по европейским меркам площадь… Сегодня другой народ — украинцы — столкнулись с неизбежностью войны, тоже исторически зажатые меж двух огней и вот прямо сейчас, на наших глазах, пытающиеся вырваться из заколдованного круга. Что они сумеют вынести из этой войны, пригодится ли им польский и финский опыт? Время покажет… А когда-нибудь покажет и кино.

9 из 10

31 января 2015

Когда был Ленин старенький и Польшу решил брать…

Новый проект Ежи Гоффмана не числился в списках самых ожидаемых кино премьер года. Но определенный интерес к нему все же имелся, как у поклонников творчества режиссера, так и у нейтральных любителей фильмов на историческую тематику. Тут вам и модный ныне 3D и сюжет, выстраиваемый на событиях начала XX века, полного драматических перипетий и славных свершений.

В центре действия этой картины двое возлюбленных: артистка кабаре Оля и офицер польской армии Анжей. Как того и следовало ожидать, на пути их счастья встает трагедия национального масштаба — война с советской Россией, чье неумолимое продвижение на запад, с целью оказания помощи польским трудящимся в свержении «помещицкого и буржуазного ига», ставит под угрозу суверенитет этой восточноевропейской страны. Смогут ли их ли их отношения, собственно, как и они сами, уцелеть в нахлынувшем урагане смертельной опасности, тревог и нешуточных испытаний…

Пропагандистско-политический мотив этого фильма нельзя обойти стороной. Ибо здесь он явно выдается и помогает понять, почему в России едва ли будет показан широкой публике.

Про зловещие «красные орды», угрожавшие Европе, известно многим, особенно по ту сторону границы. И в этом смысле Гоффман не «открыл Америки», обозначив в качестве злодеев большевиков, во главе с Лениным, Троцким, Сталиным, которые вышли какими то карикатурным и несерьёзными. Благо экранного времени им досталось немного.

Прочая компания за представительством чекистов и комиссаров, смердящих жестокостью и тупоумием; сексуально голодная, неотесанная солдатня овеяны революционной страстью, которую можно свести к фразе из этого же фильма «хоцца ебца». Что характерно, эти разносчики народной свободы создателями ленты на прямую с русскими не отождествляются. Хотя сынов отечества нашего здесь не разглядит только слепой.

Да, поляки местами высмеяли (с юмористическим наполнением тут не бедно и всё выдержано в гоффмановском стиле), а местами очернили, (надо сказать заслуженно), большевиков. А обиделись русские. Да так, что данный фильм стал нежелательным практически для всех прокатчиков в России.

Но право слово граждане, поляков ли винить, в том что в умах людей, ответственных за тиражирование культурной продукции у нас в стране, понятия «большевик» и «наш» «хороший», «русский» стали идентичными… Здесь только посочувствовать можно. Посочувствовать тем, кто искренне гордится деяниями марксистов-ленинистов, с их идеей донести красный флаг до «самых до окраин», считая это славной вехой национальной истории.

В сухом остатке мы имеем фильм, снятый с эпичным размахом, в одних эпизодах забавный, в других натуралистично жестокий, где подвиг превалирует над драмой.

Спасибо, маэстро, Пан Ежи.

29 августа 2012

Ни богу свечка, ни черту кочерга

Оставив «вечный спор славян между собою», но памятуя про пословицу «Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому оба», посмотрим только на художественную составляющую этого кина. Господа, так нельзя, особенно режиссеру, считающемуся незаурядным. Штамп на штампе и штампом погоняет. Сам режиссер, видимо, так и не понял, что он хочет снять — серьезную драму типа «Они сражались за Родину» или голливудский блокбастер. Не вышло ни того, ни другого, так как законы этих жанров совершенно разные, сочетать их противопоказано.

В серьезной драме предполагается показ мотивации не только главных героев, но и широких народных масс, значимые, выпуклые второстепенные герои, верность исторической правде в деталях, эпичность художественного полотна (широкий охват событий, в том числе и в исторических их связях).

В голливудском стандарте должны быть очень красивые главные герои, стандартные и предсказуемые ходы сюжета — красивая любовь, горькая разлука, красивая война, батальные спецэффекты, наши победили плохишей, ура, любящие воссоединились, хэппи энд. Обязательная комическая пара, оттеняющая главную.

Здесь же ни богу свечка, ни черту кочерга.

Любовная история плоская. Объяснились в любви в кабаке, женились, расстались, встретились. Особенно раздражает рафинированная (а как же иначе) и непорочная кабаре-мамзелька (вот нонсенс-то!) «в развитии». Не иначе сама страдающая Польша? Дамочка и пулемет — аж поморщиться хочется: и тут клише — стрельба с закрытыми глазами и нервическими взвизгами. Клише и взросление героев на войне. А уж одинокая выжившая героиня на фоне взрыва — о-о-о…. Герои вообще плохо и шаблонно прописаны.

Историческое полотно. Все одномерно и страшно ходульно. Вообще не видно страшных драм двух противостоящих сторон, ведь весь этот ужас не в 1920 году начался и не на ровном месте. Историческая память и предопределенность — тоже своего рода трагедия. Ошибки руководителей государств — тоже трагедии народов. Этого аспекта нет как данности.

Большевики у Гоффмана, конечно, порождение Сатаны, а так как большевики типа только русские, то и все русские — порождение Сатаны. Красноармейцы — просто быдло и грабители, все без исключения, а как же иначе. Чего это вдруг большевики привлекли на свою сторону столько народу, чего это они смогли добиться военных успехов — неясно, так как столько извращенцев, больных на всю голову, какими они показаны, ни в одной стране быть не может. Социальный аспект распространения большевизма вообще отсутствует. Типа все вдруг массово заболели большевизмом, как гриппом, или большевики пришли незнамо откуда, как саранча.

Патриотический порыв нации тоже как-то не удался с точки зрения художественного показа. Подросток, записывающийся в армию, истеричные мамзели, пара бывших эпатажных людей искусства — еще не нация. Не нация и пани, в присутствии «мужички» критикующая мужичье и тут же приказывающая ей почесать спинку…. А уж бестолковая беготня под огнем и показ штабных диалогов и вовсе…

Что же удалось? С чем все в порядке, так это с бедствиями войны, с кровавой мясорубкой. Эпизод со священником, поднявшим солдат в атаку, удался очень. Крышкин живой.

3 из 10

29 июля 2012

Битва за свободу по-польски

Как поклонник творчества Ежи Гоффмана, я не мог пропустить этот фильм, к тому же он о событиях относительно недавней истории. После «Огнем и Мечом» я ожидал не меньшей масштабности, да и бюджет в $9 000 000 достаточно внушительный.

Пересказывать сюжет смысла нет, он известен любому школьнику. Фильм снят достаточно близко к реалиям, конечно есть упрощения как, например, про шифр который на самом деле был перехвачен годом ранее, но это не влияет на картину в целом. Кино получилось зрелищным, масштабным и жестким, каким и должен быть фильм про войну.

Актеры состав и любовная линия хорошо дополняют батальные сцены, которые поставлены очень красочно. Картинка очень реалистичная, возникает ощущение погружения в атмосферу того времени, вторая половина фильма держит в напряжении и не отпускает аж до титров. Проникаешься всей жестокостью войны, на которой погибло около 30 000 тысяч человек (около 5 тыс. поляков, 25 тыс. русских) и которой можно было избежать…

В общем фильм произвел сильное впечатление, поляки сняли достойный фильм про свой подвиг, когда оказавшись фактически в изоляции, смогли выстоять и победить. Однозначно рекомендую к просмотру.

10 из 10

25 мая 2012

Не бывает смерти без слез и войны без страха

Посмотрел. Создалось впечатление, что Ежи Гоффман перемудрил Ежи Гоффмана. Если рассматривать фильм даже без подсчета бюджета, который составил 9 млн. долларов, впечатления не из лучших.

Весь фильм меня не покидали мысли о том, как сейчас работает оператор, где сидит режиссер, где бегают ассистенты. Я переживал за оператора и режиссера, чтобы они не опозорились, и я считаю, что это не плюс фильму.

Я бы иначе воспринимал этот фильм как театральную постановку. Скажи мне, что здесь, как в театре будет символизм, я бы наслаждался и сценами, и героями. Но я ждал чего-то настоящего. Живого. Драматичного. Не получил.

Мне кажется, что Гоффман в этом фильме погнался за современными технологиями, возможностью показать смерть и поле битвы более красочно, показать взрывы и технику более натурально, но упустил ключевое: точность образов, акценты драмы и человеческие эмоции.

Не бывает смерти без слез, особенно на войне. Не бывает войны без страха. В этом фильме вся война это мясорубка, где эмоций, в принципе, нет. Они остались за кадром. Там где оператор работает со сложным углом.

После первых сражений вспомнился «Список Шиндлера» и атака фашистов на гетто. Тоже резня, но от той резни мурашки по коже. От «Варшавской» — ничего.

Один момент заставил зацепиться: когда у еще живого солдата враг снимал ботинки.

Поставил 5 из 10 за идею, за старания, за Гоффмана…

11 марта 2012

Кино и поляки

Ежи Гофман, считающийся классиком польского кино, несмотря на преклонный возраст (79 лет), все еще пытается пытается делать фильмы. Хотя, как показывает опыт его последней работы, лучше бы он этого не делал.

Несмотря на свое совсем не польское происхождение, Гофман почти во всех работах эксплуатировал польское национальное чувство, которое стало лейтмотивом всего его творчества. При «советах» Гофман талантливо экранизировал Генриха Сенкевича, при постсоветской Польше он экранизировал все того же Сенкевича, которого нельзя было экранизировать при «советах», например роман «Огнем и мечом» (у «советов» имелись претензии к нелицеприятному образу украинцев, созданных польским классиком). Однако на романе «Огнем и мечом» все сколько-нибудь значимые произведения Сенкевича закончились, и режиссеру пришлось самому придумывать сюжеты для своих фильмов.

Но мы-то помним, что краеугольным камнем творчества Гофмана является польский национализм. А что греет душу каждого польского националиста? Советско-польская война 1920 года, которая как бы закончилась вничью, но поляками воспринимается как одна из их величайших побед. Именно этому историческому эпизоду и посвящена последняя картина Гофмана «Битва Варшавська. 1920».

Сюжет «Битвы» незамысловат. О значительной части политических событий, на фоне которых развивается сюжет картины, в начале рассказывает закадровый голос. Мол, в результате Первой мировой войны развалились три империи — Российская, Германская и Австро-Венгерская, и из-под их обломков восстала независимая Польша. Но с потерей Польши никак не может смириться большевистская Россия.

В первой сцене фильма сидящий в бронепоезде Троцкий телеграфирует Ленину: мол, Владимир Ильич, польский пролетариат сильно страдает под гнетом буржуазии: и его нужно срочно освободить. Ленин, посовещавшись со Сталиным, который выглядит как семидесятилетний старик, хотя в 1920-м ему был только 41 год, соглашается.

В это время в Варшаве страдает маршал Пилсудский (Даниэль Ольбрыхский). Оказывается, новосозданная Польша мала и слаба, и нет у нее никаких союзников и защитников. Поэтому исключительно из благородных побуждений необходимо напасть на Советскую Россию, захватить Киев и «подарить» его атаману Петлюре. Ради такой благой цели, как «подарок Петлюре» в Польше начинается мобилизация, под которую попадает и молодой офицер Ян (Борис Шиц), который, узнав, что «завтра война», женится на своей давней зазнобе — певице из варьете Оле (Наташа Урбаньська).

Война идет очень благополучно для Польши. За несколько недель поляки взяли Киев. И в тылу, и в армии всеобщее ликование. Вот только Ян неосмотрительно высказал о большевиках положительное мнение и повздорил с командиром, за что его, по решению трибунала, хотят расстрелять.

И тут резко меняется обстановка на фронте. Вдруг откуда ни возьмись в стан поляков врывается красная кавалерия и спасает Яна от неминуемой гибели. Красноармейцы изображены натуральными варварами: небритые, с взлохмаченными волосами, в каких-то грязных лохмотьях, пара человек вообще одета в какие-то звериные шкуры. Понятно, что они тут же начинают пьянствовать и насиловать. Местный комиссар даже сходил «по большому» в рояль (видимо, из лютой пролетарской ненависти). Насмотревшись подобных «ужасов», Ян, по его словам, излечивается от симпатий к большевизму и пытается снова сбежать к своим, но его ловит парочка звероподобных красноармейцев и уже собирается убить, чтобы после ограбить. Однако и в этот раз удачливого Яна спасают. В роли спасателей выступают… кубанские казаки, которые едут воевать за Польшу. В казачьем обозе Ян добирается до своих. Тем временем Красная армия неудержимой лавиной наступает на польские земли, применяя для штурма польских городов одинаковую тактику: красочно заваливая позиции поляков трупами. Поляки друг друга подбадривают: они победят, лишь бы хватило патронов. Но патронов не хватает, и они отступают аж до Варшавы.

Пилсудскому докладывают, что захвачен важный документ красных, в котором говорится, что между двумя советскими армиями образовалась опасная брешь, и именно туда собирается ударить мудрый маршал. Тут же разгорается растянутая на треть фильма «битва за Варшаву». Красноармейцы, которым комиссары пообещали в польской столице много еды и женщин, безрассудно бегут под убойный огонь польских пулеметов и пушек. В результате, благодаря невесть откуда появившимся у поляков танкам и самолетам, практически все красноармейцы и комиссары убиты. Ян воссоединился с Олей, Ленин психует, а Сталин заявляет, что теперь будет строить социализм в отдельно взятой стране.

Какие стороны фильма интересны для обсуждения? Актерская игра даже не картонная, ее просто нет. Любовная интрига не интригует и не впечатляет. Операторская работа так себе. Спецэффекты слишком плохо нарисованы на компьютере. Музыка убогая. Киноляпы вроде несоответствия формы и вооружения изображаемому времени даже обсуждать не хочется.

Зачем Ежи Гофман на старости лет создал это позорище, развеивающее миф о великом режиссере, не понятно. Видимо, впал в состояние, свойственное многим талантливым режиссерам, которые убеждены: все, что бы они ни сняли, зритель, поддавшись магии известного имени, безропотно будет смотреть.

Однако Гофман ошибся, поляки не оценили его идеологических изысканий. В Польше «Битва Варшавська. 1920» в прокате провалилась.

22 февраля 2012

Чудо на Висле

Все знают про ключевые в истории войны и сражения, но небольшие по масштабу противостояния чаще всего остаются в тени веков. Между тем, в них было ничуть не меньше героев, про которых сейчас уж никто не знает, как отчаянно они сражались, как надеялись и любили.

Советско-польская война 1919—1921 гг. — одно из таких противостояний. «Варшавская битва 1920 года» — практически единственный фильм о ней авторства самого известного польского режиссера Ежи Гоффмана.

Это отличное военное кино: размашистое, крепкое и жесткое. Сюжет про польского офицера-кавалериста, женившегося на певице и тут же ушедшего на фронт, банальный и абсолютно вторичный. Фильм главным образом — красочная реконструкция военных событий битвы за Варшаву, где в сценах боев — вся драма, кульминация и характеры.

Юный гений тактики Тухачевский против старика Юзефа Пилсудского. Кавалерия, которая вроде бы «отжила свой век», но круто прорывает фронты и рубит шашками направо и налево. Танки-черепахи с Первой Мировой, советские броневички с пулеметами и адские рукопашные мясорубки.

Раскачивается фильм долго, но вся последняя треть «Варшавской битвы» — бойня: сумбурная, но захватывающая атмосферой и энергией. Лучший эпизод — дьявольский бой на кладбище, где от выстрелов брызжет кровью на соседние каски, а от взрывов разлетаются и бойцы, и надгробия. Жаль, Гоффман не показал легендарную конную сечу под Комаровым (по некоторым оценкам, самое крупное после 1813 года кавалерийское сражение). Но яростные бои в городе, крупный план бомбардировки с воздуха, действующие танки, штыковая в польских окопах заставляют забыть про кавалерию.

За скобками боёв фильм — подобие российского «Адмирала»: пытается быть историчным и «про любовь». То и другое выходит не очень — выясняется, например, что поляки взяли Киев, чтобы отдать его «свободным украинцам», лидеры сторон слишком нарочито поясняют зрителю происходящее, а красивая певица-панночка лучше смотрится за пулемётом, чем в гримёрке. Поэтому главное, что выделяет «Варшавскую битву 1920 года» в ряду необязательных картин — дурманящий запах дыма и крови, притягательный и злой дух войны.

12 февраля 2012

Киноверсия комиксов в 3D

Фильм производит впечатление слабо связанных между собой кусков. Хотя в фильме имеется главная сюжетная линия, концентрируемая ее вокруг судеб театральной актрисы Оли и ее жениха Анжея, но она очень слаба и мало содержательна.

Режиссер пытался с претензией на достоверность показать ключевое событие советско-польской войны в, связать его интригой в единый блокбастер, с нарочитой зрелищностью в стиле «аля-голливуд».

Но при слабой интриге, и постановочное, с претензией на достоверность, изображение событий мало удалось Вкрапленная во многих местах нарочитая ирония и комичность, используемая при описании наступающих частей красной армии, явно не к месту в драматической в целом картине.

От этого картина похожа на киноверсию комиксов.

Этому также способствуют множественные неточности при описании битвы, тем более достоверность многих исторических фактов подтверждена, к примеру:

- расшифровка секретных кодов Красной армии, которая во многом способствовала исходу войны, произошла задолго до советско-польской войны;

- анекдотичный чекистский начальник, представлен как главнокомандующий наступающим отрядом.

11 февраля 2012

Цикл рецензий «Позитивное кино и не только». Выпуск N10: «Красная угроза»

Интро

Чтобы составить объективную картину о чем-либо, справедливо будет узнать, как это смотрится со стороны, что думают другие, чтобы сопоставив факты, увидеть «золотую» середину. Но многие ли из нас пытаются прислушаться, или хотя бы узнать какое-либо другое мнение? Или же лучше свято верить только тому, что мы уже знаем, отрицая все, что хоть сколько-нибудь противоречит устоявшейся «истине»? Чаще всего происходит именно так, а ведь Правда никогда не бывает на чьей-либо стороне на все 100%.

Варшаявская битва 1920 года.

Оригинальность: 5 из 5

До этого я не видел ни одного фильма, посвященного событиям советско-польского вооруженного конфликта 1920 года, скорее всего потому, что западу данная война не интересна, а для России эти события не являются чем-то героическим. Наоборот, это позорная страница ее истории.

Но вот, польский кинематограф сам взялся осветить те самые события. И осветил достаточно оригинально. Нам показаны все детали войны: как ее ведут политические лидеры стран, как стратеги принимают решения, глядя на карты, как солдаты сражаются на полях сражений, а так же, такие на первый взгляд маловажные детали, как действия связистов, где задача передавать свои сообщения, а вражеские расшифровывать или же глушить.

Нам так же показывают «новейшие» по тем временам образцы вооружения — танки и самолеты. И если первые выглядят не так убедительно, то преимущества авиации уже достаточно ощутимы. Сцена, как польские бипланы штурмуют колонну советских войск весьма ралистична в своей жестокости и достоверности.

Глупость персонажей: -1 из -5

Сперва мне показалось странным то, как одни войска внезапно атакуют другие. Неожиданно, откуда-то из тумана или просто из-за деревьев, с криками начинают бежать солдаты, а те, которые по идее должны держать оброну, быть готовыми к тому, что на них могут напасть (война же все-таки!), отдыхают, разговаривают, и в итоге оказываются застигнутыми врасплох. И таких моментов в фильме несколько.

Но потом я подумал, что видимо так и происходило на самом деле. В те времена, когда авиация присутствовала в войсках лишь в очень небольших количествах, четкой и своевременной разведки не было. Так что, вполне вероятно, что вот такие вот внезапные нападения случались сплошь и рядом.

Однако мне осталось непонятным, как можно беспечно улыбаться, оказавшися на скамье подсудимых в военное время. Даже если ты твердо знаешь, что не виноват, это дело нешуточное.

Боевые сцены: 4 из 5

Отдельные эпизоды сражений у меня нареканий не вызывают. Толпа бежит прямо на пулеметный огонь, командиры стреляют в тех, кто в панике отступает назад, артиллерийский обстрел, авиация, танки, присутствует все, не забыли показать и полевой госпиталь, с обилием крови и солдат с оторванными конечностями.

И хотя тут не обошлось без дергающейся камеры, есть немало статично снятых эпизодов, где хорошо видная жестокая рукопашная схватка. Я даже разглядел пару приемов штыкового боя, видно, что для постановки этих сцен, были приглашены соотвествующие специалисты.

Этому фильму не хватает масшатбных панорамных съемок. И ведь хватило же бюджета на самолеты, танки, бронеавтомобили, да и сами массовые сцены были! Ведь в кадре, когда показывали советскую армию на марше было одновременно человек 200—300, не меньше. Можно же было с их помощью сделать и батальную сцену, сняв все с вертолета, как, например, это было сделано в фильме «Троя». Можно было показать с высоты, как едут в атаку танки, как бежит пехота по полю и как скачет ковалерия, а одновременно в кадре бы присутствовала траншея поляков, откуда велся бы огонь из пулеметов. Но этого почему-то не сделали, меня это удивило, расстроило и несколько разочаровало. Были ресурсы, была возможность, а ее реализовали не польностью. Вы пришли в гости, на стол подали торт, а чая не поставили. Вкусно? Да, но кое-чего не хватает. Вот тут точно так же.

Общее впечатление: 4 из 5

Эпилог

Хороший пример того, как патриотически настроенные люди старательно делают свое дело. Привыкнув к фильмам из Голливуда, кто-то плюнет в сторону «Варшавской битвы», но лично мне, посвятившему немало времени изучению вооруженных конфликтов той поры, весьма интересно было увидеть на экране те самые события, о которых я столько читал. И увидеть их глазами поляков, что вдвойне интереснее.

Напомнило фильмы «Сталинград» Йозефа Вильзмайера, где Сталинградская битва показана глазами немцев, и «Зимнюю войну» Пекки Парикка, где я увидел Финскую войну 1939—1940 годов глазами финнов.

Итог: =5—1+4+4=12 баллов из 15 возможных и звание «Не забытое прошлое»

10 февраля 2012

Мелодрама Варшавская битва 1920 года начали показывать в кино в 2011 году, более 13 лет назад, его режиссером является Ежи Гоффман. Кто снимался в кино: Борис Шиц, Наташа Урбаньская, Адам Ференцы, Ежи Бончак, Богуслав Линда, Эва Вишневская, Александр Домогаров, Ольга Кабо, Рафал Цешински, Ярослав Боберек, Станислава Целиньская, Кшесимир Дембский, Кшиштоф Драч, Мариан Дзендзель, Рышард Яблонски.

На фильм потрачено свыше 27000000. Страна производства - Польша. Варшавская битва 1920 года — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.