Раз, два — горе не беда!
7.6
6.7
1988, фэнтези, мюзикл, семейный
СССР, 1 ч 23 мин
12+

В ролях: Марина Яковлева, Андрей Соколов, Семен Фарада, Николай Караченцов, Владимир Епископосян
и другие
Победив страшного дракона, солдат Иван возвращается с войны. Тридевятое царство ликует. Царь, тоже Иван, очень доволен. Он награждает тезку орденом с жемчугами, назначает фельдмаршалом и предлагает в жены собственную дочку Марию-Луизу. Но солдат неожиданно отказывается от всего.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Раз, два — горе не беда!

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Владимир Сапожников
композитор:
художник: Дмитрий Богородский
жанры: фэнтези, мюзикл, семейный
Поделиться
Дата выхода
на DVD: 9 июля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, мюзикл, семейный

Видео к фильму «Раз, два — горе не беда!», 1988

Видео: Фрагмент (Раз, два — горе не беда!, 1988) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постер фильма «Раз, два — горе не беда!», 1988

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Раз, два — горе не беда!», 1988

Герой Иван вернулся домой, победив дракона. Царь награждает его орденом, званием фельдмаршала и предлагает в жены свою дочку. Вот только герою ничего этого не надо, ему мила только Маруся. Так как принцесса осталась незамужней, к ней слетелись женишки из других стран. Заморский король Жан-Жак так воспылал страстью к Марии-Луизе, что, дабы выделиться из рядов соискателей, заявил, что не нужно ему приданное. Царь возмутился, а придворный шут люто затроллил Жан-Жака. Большая ошибка! Униженный заморский царь активировал… робот-танк Карабарас.

Вот здесь я натурально охренел. Смотрю такой типичнейшую сказку, с победитеелями драконов, со сватовством к принцессе, и тут такое. Здрасьте вам через окно. Настоящий стипманк! «Чёрное зеркало» какое-то! Терминатор возвращается! Попытки унитожить Карбарас привели лишь к поломке «переговорного устройства»: теперь роботанк не слышит команды и разрушает всё подряд.

В общем, то, что казалось заурядной сказкой, на деле обернулось хитро замаскированной басней о пользе разоружения. Получилось на удивление наглядно и недурственно.

22 мая 2023

Одним монстром сыт не будешь

«Раз-два…» обычно хвалят в связи с тем, что это единственный советский фильм, где присутствует огромный монстр, подходящий под определение кайдзю. Не Годзилла и не Ангирус, конечно, но всё-таки. Создать устрашающий образ, способный разрушить весь мир, у режиссёра получилось, но что насчёт остальных аспектов ленты?

А с ними дела плохи. Несмотря на хороший актёрский состав, фильм не может похвастаться глубокими и колоритными персонажами. Олег Табаков играет царя, который по характеру такой же нервный, вспыльчивый и эгоистичный как Кощей в его же исполнении из фильма «После дождичка в четверг». Иностранного принца играет Николай Караченцов, и его главная черта – это тоже нервозность. Свойственна она и всем остальным персонажам, которые погружены в политику и странный мир, который иногда характеризуют как стимпанк. Не самое удачное определение, на самом деле, поскольку тут маловато прогрессивных технологий, но ничего более близкого, пожалуй, и не придумаешь. Охватывая советские киносказки 1980-х, приходишь к выводу, что «Раз-два» стал пиковым в развитии этого жанра. Дальнейшие шаги уже принимались в постсоветское время.

Так чем же плох «Раз-два»? Тем, что очень многое тут неприятно. Диалоги и, тем более, поведение персонажей, вызывают сплошные нарекания за несдержанность. Конфликт тут и вовсе один из самых натянутых в истории советского кино. Отталкивается он не от претензий на богатства или руку царской дочери. Нет, всё дело в имени. Обычном имени, которое используется в сказках настолько часто, что само по себе тоже давно надоело – Иван. Кажется, имена – это единственное, в чём фильм не пытается выглядеть прогрессивным. Показывая главным образом то, как герои друг с другом ругаются, «Раз-два» погрязает в ссорах, и даже в момент наивысшей опасности зритель не особо чувствует сопереживание. Тем более, что длительное время с «кайдзю» сражается самый грубый и малопривлекательный персонаж.

Что же касается качества съёмок, то в принципе тут есть, что хвалить. Количество взрывов довольно велико, и пуска даже они происходят не в городской среде. Другое дело, что уровень спецэффектов тут слишком низкий, особенно для 1988 года. Если в Японии уже четыре года назад сняли обновлённого «Годзиллу» с достоверным макетом Токио, а в США ещё в 1970-е выходили «Звёздные войны» и «Чужой», СССР по-прежнему плёлся позади, и на это при всём желании нельзя закрыть глаза.

Очень противоречивый и местами слишком грубый фильм.

3 из 10

31 октября 2022

Раз, два - горе не беда

Любимая сказка детства, что готов смотреть ее каждый день. Несмотря на то, что мне уже 32 года. Помню, когда в детстве ее увидел, то сразу в нее влюбился. И я готов согласиться с другими людьми, что сказка несет куда больше смысла, чем мы о ней думаем. Неизвестно как ее воспринимает современное поколение. Хотя мне часто приходилось слышать о том, что солдат Иван – это слишком честный и правильный персонаж. Лично я считаю, что он мой самый любимый. Типичный солдат и труженик, который бескорыстно защищает Родину и готовый терпеть любые невзгоды.

Приятно видеть персонажа, который не является маленьким мальчиком или подростком. Михаил Юзовский смог создать героя, который не похож на юного пионера, который каким-то чудесным образом попадает в прошлое и пытается переучить кощея, принцессу, какого-нибудь царя самодура(хотя тут же это есть) и других подданных, что в мире все одинаковы и только добром можно искоренить зло.

Тут я правда немного отвлекся от темы. Но не суть. Солдат Иван – это хороший пример того, каким должен быть хороший человек. И главное, он не лишен недостатков. Не буду говорить каких, но это уже на усмотрение всех нас. Каждый найдет свое.

Другим видным персонажем является Царь Иван. Антипод солдату, который не искушен властью и деньгами. Мне, кстати говоря, нравится их диалог вначале фильма. Сталкиваются сразу два мира, и ты чувствуешь этот контраст. И главное, каждый друг другу в чем-то не уступает. Олег Табаков смог прекрасно справиться с ролью вспыльчивого и нерадивого царя, который не всегда думает о благе народа и отечества. Впрочем, как и Караченцев сыгравший роль Короля Жан-Жана. У обоих вышел прекрасный дуэт.

Второстепенные персонажи тоже получились неплохими. Хотя, с моей точки зрения, техник Данилов и Принцесса Маша-Лиза были нераскрыты до конца. Они прекрасны и хороши. Но им не хватает изюминки. Принцесса реально очень красива и обаятельна. Но мне кажется, что актриса могла раскрыть ее гораздо лучше. Техник Данилов тоже неплох, но иногда кажется, что актер не вложил харизму в персонажа. Впрочем, это нисколько не портит сюжет.

Прекрасно справились со своими ролями и другие персонажи. Татьяна Пельтцер смогла прекрасно передать образ бабушки, которая заботится о своих внуках и старается наставить на путь истинный. Ну еще и спорит со своей соседкой Андревной, теткой довольно вредной. Актриса смогла показать, что в каждой деревне и семье есть своя паршивая овца. Что очень близко к нашей жизни.

Хорошо сыграл и сын Михала Юзовского, Мичислав. Жаль, что после развала СССР он не играл больше в таких фильмах. Актер действительно талантлив и одарен. Шут Митька также получился умным и сообразительным. При этом, не лишенным доли иронии и юмора. Скажу честно, у этого актера хорошие способности к режиссуре. И замечу, не меньшие чем у отца. Увы, сейчас я о нем ничего слышу. Но надеюсь, что он еще покажет себя.

Хорошо показаны и отношения братьев. Благочестивого Ивана и завистливого Фомы, которому не дает покоя слава брата и перспективы жениться на первой красавице деревни. А именно, на Марусе дочери Андревны. Благо та не пошла в мать. Дай Бог, чтобы современные девушки учились на ее примере. Фома – тоже интересен как персонаж со своими внутренними демонами. Любопытно и то, что он красавец, богатырь и в то же время, он умеет проявлять сочувствие и принимать верные решения.

Ну и само собой война. Она и является главной сюжетной линией и поворотом в истории. Иван победивший дракона создал и нового дракона. В данном случаи, царя который стал считать себя всем. В результате, сам чуть не превратился в дракона. Именно дракон и является внешним и внутренним атрибутом этого произведения. И у каждого он свой. У кого-то жажда наживы. У кого-то желание отобрать невесту и девушку любыми путями. У кого-то бряцать оружием и нарываться (именно, нарываться) на подвиги. У кого-то страх предать ту или иную сторону.

Хорошо показан и Карбарас (сразу возникает аналогия известно с чем) как символ зла как такового. Робот, который в один прекрасный момент понял, что может убивать без чьего-либо приказа и ставший угрозой для всего мира.

Привлекает внимание и то, как оформлены костюмы героев. Возьмем хоть деревенские народные национальные костюмы, костюмы дворянства, царей и королей. И даже «что удивительно» современные костюмы, которые носят на себе некоторые персонажи. Когда я на это смотрел, мне казалось, что я смотрю не фильм, а настоящую жизнь взрослых, переодевшихся в эти костюмы и собирающиеся на настоящую войну. Настолько сильное впечатление оставила во мне эта сказка. Исключением, можно было назвать Обыкновенное Чудо. Где герои также хорошо прописаны и испытывают настоящие человеческие чувства.

Юзовский прекрасно смог показать нам сцены во дворце и все что происходит за ним. Признаюсь, честно, что деревенская жизнь и природа реально выглядят очень хорошо на фоне красивых дворцов и церквей. И что самое главное, в фильме нет как таковых злодеев. Есть только глупость и само бахвальство некоторых персонажей. Однако, сказка не была бы сказкой. Если бы не одно, но, далеко не всегда так все быстро хорошо получается.

Музыкальное сопровождение тоже не оставило меня равнодушным. Что моя любимая песня в начале пути Ивана и что в конце его истории. Когда он рад, что смог вернуться домой и добиться мира между королями. Песня о самопожертвовании ради других, это тоже стоит внимания. Хочется помочь и не отступать в трудную минуту. Песня про войну тоже интересна. Настраивает на нужный лад всех. Как позитивный, так и негативный.

В общем, эту сказку можно сравнить с моими другими любимыми сказками Двенадцать месяцев, Обыкновенное чудо, Конек-горбунок и другие. Ведь они нас учат тому, что волшебство есть и оно живет в нас. В твоих силах сохранить мир и уничтожить его одновременно.

Ну и в конце я хочу сказать. Берите пример с хороших людей. Как наши любимые Иван и Маруся. Они честно выполняют свой долг и не пытаются лукавить. Единственный недостаток в них, это то что они смертны. И на их место могут прийти другие люди. Люди, которые не ценят себя, не ценят других. Для них добро и сострадания являются пустыми словами. В фильме полно и таких персонажей. А вот каким хотите быть вы. Это вопрос решать уже вам.

Ну и последнее, слово. Вечная память режиссеру и гению Михаила Юзовского. Очень жаль, что он так рано нас покинул.

9 декабря 2021

Напишу сегодня о том фильме, который смотрел когда-то в детстве, а сейчас, в 35 лет, наткнулся на его упоминание, когда искал, как снимались советские фильмы. Так вот, тема сегодня — сказка (или не такая уж и сказка), после просмотра которой, я уверен, не один советский ребёнок просыпался в своей кроватке, слыша в ушах злобный хохот бронированного чудовища.

Иносказания и исторические аллюзии в фильме очевидны. Иван-солдат вернулся после победы над страшным противником — драконом, и его страна, возглавляемая туповатым, но обаятельным благодаря Олегу Палычу Табакову руководителем, пытается строить дипломатические отношения с иностранцами, у которых всё подчёркнуто не так, как у наших, и костюмы, и музыка, и маги, и даже карлики. Иностранцев возглавляет харизматичный король в исполнении Николая Караченцова, который, в отличие от нашего, не глуп, уверен в себе, самодоволен и ищет во всём выгоду. Дипломатия проваливается и снова начинается война, в которой в ход идёт оружие массового поражения, вышедшее позже из-под контроля. Практически вся история второй половины двадцатого века перед нами. Вспомните, кто руководил Советским Союзом, и станет очевидно, что фильм мог родиться только в разгар «перестройки», но никак не раньше.

Я не хочу вставать в позу олда, классического сорокалетнего старика с «раньше было лучше» и не дай б-г, «какую страну развалили!», нет, но этот фильм снят действительно круто. Лубочные картинки жизни русской деревни и царского двора с примесью иронично показанной клюквы и ездящих сами собой печек в первой половине фильма контрастируют с картинами войны, которая показана во второй. И вот тогда фильм, по-моему, вообще перестаёт быть детским. В кадре дым от пиротехники, горящие декорации и неумолимо движущееся чудовище, вышедшее из под контроля, с которым уже не могут сладить ни противники, ни те, кто его выпустил с последней командой «убивать всех и ломать всё». Меняется музыка, даже манера съёмки, начинают преобладать общие планы. Фильм, замечу, сняли люди, которые хоть и были в то время детьми, но войну всё-таки застали, наверное поэтому и не стали снимать для детей игровую войнушку, они сняли всё реально и страшно. Действительно страшно. Независимо от голливудских кинодеятелей и многих наших подражателей, Юлий Ким и Михаил Юзовский ещё в 1988-м году уловили, что монотонная и неостановимо, но неотвратимо наступающая на зрителя угроза, действует сильнее, чем скример из-за угла. И те самые просыпавшиеся в кроватках с криком советские дети, надо думать, почувствовали это на своих собственных маленьких шкурках. Особым достижением было бы, если бы кто остался заикой после этого фильма. Кто бы что не писал про советское кино, но Карбарас в фильме «Раз-два, горе не беда», реально страшный. Когда солдат Иван должен был подобраться к нему на пять шагов под шквальным огнём из пушек. Нет, серьёзно, это не детское кино, там даже намёков нет. Эти сцены сопоставимы со сценами из военных фильмов. Конечно, после просмотра мозг как всегда найдёт слабые места в любой идее. Почему, например, было не обойти его сзади — никто даже не попытался это сделать и т. д. Но это больше для самоуспокоения. Фильм ведь иносказателен, как мы уже договорились, и главная его идея при всей её простоте, не доходит до людей во всём мире и не берётся ими, как побуждение к действию. Конечно же, не надо стараться затоптать, победить, уничтожить, стереть с лица земли того, кто даже ещё не твой враг — врагом он станет ровно с того момента, как начнётся процесс уничтожения, или он будет врагом объявлен — а просто того, чья позиция отличается от твоей. Никого и никогда не доводило ни до чего хорошего следование идеям войны и насилия. Для кого это новость? К сожалению, глядя на происходящее в обществе сейчас, понимаешь, что оно опять сворачивает куда-то не туда, опять начинаются потрясания ядерными ракетами, миллиардные военные бюджеты и угрозы радиоактивным пеплам. А ведь простой детской сказкой (или не детской) дети страшного военного поколения пытались показать поздним советским детям другую, правильную идею. Не смогли, судя по всему, а очень старались.

20 августа 2021

- Пап, ну ты прям как ребенок!..

- Что? Издеваетесь?! Умные все стали, да? Ну давайте — умничайте! А я в монастырь уйду!

Всем, ну или почти всем зрителям, известны сказки о бравом Солдате. О том, как он умудрился сварить кашу из топора и о том, как он раздобыл волшебное огниво. А также сказки, где он благодаря хитрости, смекалки и щепотки везения умудрялся победить всякую сказочную нечисть, будь то Змей Горыныч или Баба-Яга. И не знаю как у вас, дорогие друзья, а у меня всегда возникал вопрос — а откуда же пришел солдат, ну или куда он путь то свой держит? И благодаря данной сказке мне удалось удовлетворить свое любопытство, ведь тут нам показываются Солдата, который, что называется, остепенился. Он служит царю-батюшке, живет с матерью и братом и мечтает о том, чтобы жениться на прекрасной Маруси. Ммм? О нет, Маруся не является дочкой короля. Это простая девушка из народа, которая всем сердцем любит Ивана-Солдата. Вот только подобный расклад многих людей не устраивает. И в первую очередь он не устраивает царя-батюшку, который по достоинству оценив заслуги Ивана, захотел перевести героя из солдат в фельдмаршалы, после чего выдать за него замуж свою дочку Марию-Луизу. И с точки зрения царя — все хорошо и все правильно. Иван — парень хоть куда, надежный защитник, человек с добрым сердцем, да и народ его любит. В общем этакая надежда и опора державы. А то что Иван любит «какую-то там» Марусю, то это не в счет. Царь приказал, а раз так то все должны его слушаться. Вот только Солдат не абы кто, а потому он отказывается от высокого звания и подает в отставку. Царь, понятное дело в ярости. Как это так! Ему отказали! Ну ничего, бравых защитников в Тридевятом царстве хватает. Да вот хотя бы брат Ивана — Фома, который все мечтал совершить какой-нибудь подвиг. И дочурку свою король выдаст за… да вот хотя бы за заморского принца Жан-Жана. Хотя нет, за него не надо. Фигляр какой-то, да и ведет себя как малое дитя, обижаясь на безобидные подтрунивания. Ну вот, войну объявил и грозится каким-то там Купоросом… Карборасом, во! Ну что ж надо Ива… Фому звать. Он то вмиг Карборасу рога то посшибает!

Приблизительно с этого и начинается еще одна сказка за авторством Михаила Юзовского. И подобно тому, как сам Юзовский повзрослел со времен «После дождичка в четверг», так и его произведение ориентировано не столько на детей, а сколько на зрителей постарше. О нет, в фильме будет яркие и запоминающиеся герои, каждый со своей правдой, врезающиеся в память песни, и яркие костюмы, и качественные диалоги с не менее качественным юмором, но мораль, что вложена в сию сказку адресована прежде всего взрослым. И заключается она в том, что война — это страшно. Да, безусловно, в нашей стране было снято великое множество фильмов, повествующих о войне и о том, сколько страшное это явление, но подобное крайне редко подавалось посредством сказки, отчего данная мораль бьет наповал. Ведь, как скажет впоследствии король Жан-Жан в исполнении Караченцова: «Он просто хотел припугнуть всех, немного похулиганить, а потом спрятать Корбараса в ту самую табакерку из которой его достали». Да вот только войну невозможно замести под половик с видом будто ничего и не было. Она пронесется по миру и никто не сможет отсидеться в безопасности. Именно по этой причине Иван, услышав о том, что грядет война, повторил эту фразу с едва скрываемым ужасом. Ведь он то человек тертый, все в мире повидал и в войне, скорей всего, ему уже доводилось участвовать. В тоже самое время Фома, который рос в тени брата, воспринимает подобную новость с энтузиазмом. Ведь для него это возможность себя проявить и всем доказать, что он первый парень на деревне. Таким образом зритель видит происходящее с двух разных сторон — умудренный жизненным опытом Иван, что мечтает о мире и покое, и сильный Фома, что страдает от юношеского максимализма и пытается идеализировать войну: «Вот я на нее пойду и сразу же стану мужчиной. Люди меня начнут уважать». И ведь образы получились такими знакомыми и такими настоящими, что впервые увидев данную сказку следишь за приключениями обоих героев. И к Фоме можно относится с негативом, но одного у него не отнять, он прикидывается силачом без мозгов, но он не обделен интеллектом и его поступок в финале картины это отлично продемонстрирует — хитрый и расчетливый человек. Мне он напомнил Гастона из «Красавицы и чудовища»… возможно лишь мне.

Впрочем, другие герои данной истории вызывают не меньше чувств и эмоции. Что царь Иван в исполнение Табакова и который по своим повадкам напоминает самодержца из реальной истории, а именно Леонида Брежнева. Та же любовь к орденам, та же манера речи и поцелуи, как проявление сильных чувств. Что мама Марьи в исполнении Елены Санаевой — хитрая и расчетливая женщина, делающая все для собственной выгоды и не считаясь ни с чьим мнением. Но все они меркнут по сравнению с Митькой, шутом. Так вот, Мичислав Юзовский (Не иначе как сын режиссера) создал яркий образ человека, который придуривается, дурачится, но при этом говорит окружающим правду-матку в лицо. А потому неудивительно, что царь Иван прислушивается к тому что говорит шут куда чаще, чем к словам своих доверенных советников. Ведь говорит герой Мичислава Юзовского сплошь правильные вещи.

Итог? Яркая, интересная и неглупая сказка. В которой поднимаются весьма серьёзные темы и та же сцена с живой водой, а вместе с ней и песня, получились незабываемы. Стоит ли смотреть данный фильм? И смотреть и пересматривать. Ведь перед нами одна из последних сказок ушедшей эпохи. Эпохи, когда люди еще верили в чудеса, а кинематографисты снимали фильмы не ради денег и славы, а ради любви к искусству.

9 из 10

10 августа 2015

Пока не поздно — спасайте мир! Нельзя нам больше терпеть…

Да-да, именно такой смысл я и улавливаю в этом фильме-сказке. Наверное ключевой момент фильма — речь солдата Ивана о чудовищах: «А если бы такому синий луч, да не на сто шагов, а на тысячу?» И ужас в глазах бывших врагов, которые это представляют. «Следующего никто не одолеет». Приходилось читать в других рецензиях, где пытаются отождествить Карбараса с ядерным оружием, с нацистами, даже с американской внешней политикой. Но по-моему это все неточно. Карбарас — это просто война, какая бы ни была. А также наука на службе военной промышленности (дополнительный «плюс» науке и технике в споре между наукой и религией, «из-за которой все войны»). Забавный, но говорящий о многом антураж — дымковские игрушки, намеренная некоторая клюквенность в сочетании с европейскими костюмами (лично я в этом вижу нашу вечную погоню не пойми за кем и порой готовность расстаться со своим историческим прошлым, наплевать на самобытность). Персонажи — отдельная тема. Шаблонные на первый взгляд, они не так просты как кажутся:

Царь Иван — простой как валенок отец народа, даже немного быдловатый, зато понятный народу; капризный как ребенок, но по-видимому искренне считающий, что царствует на благо народу. Собирательный образ царей, советских правителей и, как мы теперь видим, современных чиновников и президентов. «Глупость? А хоть бы и глупость, да не простая, а царская». Фраза не в бровь, а в глаз, в дальнейших комментариях не нуждается.

Король Жан-Жан — тщеславный император-завоеватель: «Если к вашему царству приложить руки, может получиться приличная страна». Ничего не напоминает? Лично мне — еще как. И не США, как может показаться на первый взгляд, а любых наших заклятых друзей, стремившихся завоевать нашу страну или как минимум лезть во все государственные дела и диктовать что Россия «должна» или «не должна» делать, чтобы стать «цивилизованной страной». И в то же время, как выясняется, способный на человечность (спасающий Ивана, пожертвовав воду вместе со всеми) и на самоиронию (сцена «Жан-Жан по-вашему Иван Иваныч»).

Иван — воплощение русской воинской доблести и вообще положительного образа русского человека, простоты, но никак не недалекого «русского Ваньки», а именно в хорошем смысле простой — не привыкший стелиться перед власть имущими, говорящий правду в глаза и помимо всего прочего не страдающий комплексами из-за «негероического» имени (думаю, многие предпочли бы быть Георгиями Победоносцами или Ричардами Львиное Сердце) и просто богатырь на Руси. Многим не помешало бы запомнить фразу, которую он говорит в начале фильма: «Слово дают не для возврату, а окончательно».

Маша-Лиза — отнюдь не ванильная красотка, какими обычно представляют принцесс, а вполне мудрая и, что забавно, дерзковатая девица, которая не отступает от своего решения, верная Даниле (сомневаюсь я, что многие на ее месте остались бы верными «технику-графу» и не купиться на заморского жениха).

Данила — само собой Данила-мастер.

Шут Митька — выражаясь по-современному, тролль. Причем всех и вся — и короля, и царя и даже простых людей. «Ура, ура, ура и все, а ты пшёл вон отсюда». Для 80-х годов очень остро звучала фраза «вы предложили, они поддержали, а царь-батюшка утвердил». В общем, полностью оправдывает свое амплуа.

Князь — типичный карьерист и царедворец, не лишенный обаяния (возможно потому что его играет Семен Фарада).

Фома — вот этот персонаж для меня лично очень неоднозначен. «Первый парень на деревне» и вместе с тем младший брат, постоянно завидующий герою старшему брату («потому что родился раньше, все пенки ему»), не знающий куда девать силу из-за чего постоянно ломает сараи, раскидывает своих, чтоб чужие боялись и так далее. Ведь именно из-за его ложного героизма и сильнейшей жажды стяжать хоть часть славы происходит самое страшное — выходит из строя Карбарас, а такое происходит всегда, когда русский человек находит вход в сложную ситуацию, чтобы героически из нее выйти. Именно поэтому Фому жаль — сила есть, ума нет потому и силу девать некуда и серьезные отношения с женщиной не складываются. Однако видно, что он по-своему Ивана любит — очевидно, что ему небезразлична оценка брата его поведения на поле битвы, да и видно, что в критический момент он без колебаний отдал умирающему брату свою долю живой воды (впрочем, остается открытым вопрос случайно ли он споткнулся, поднося кубок или хотел его разлить, а может быть это был «внутренний враг», который толкнул его под локоть, тот же, что пел «не давай живую воду»).

В целом, несмотря на кажущуюся комичность и детскость, проблемы поднимаются отнюдь не детские: война из-за амбиций, понимание того, что война не может оставаться на уровне «пошумели, разошлись, сыграли свадьбу», самопожертвование, умение оставаться собой и не отступать от своего слова, жизнь ради материальных благ, а ради совести и многое другое, что многим кажется смешным и надуманным.

10 из 10

5 февраля 2014

Нам бы поле перейти

Что со мной поделать, люблю сказки. Эта — одна из любимых с детства. И чем больше я её смотрю, тем больше нахожу в ней смыслов и идей. Несмотря на то, что сказки традиционно ассоциируются у нас с примитивной моралью и стереотипными чёрно-белыми персонажами, этот фильм получился, на мой взгляд, очень ярким, интересным, добрым и глубоким.

Актёрский состав — истинное украшение фильма. Особенно пара Табаков-Караченцев, их Иван Иванович и Жан Жан отлично сыграли своенравных, порой недалёких, но в то же время таких узнаваемых сказочных персонажей. Смотреть на них — одно удовольствие. Шут Митька также получился очень выразительным. Никто из главных действующих лиц не выделялся особенно, но каждый привнёс какую-то изюминку в роль.

В сказке много сюжетных линий и на самом деле поднимается много довольно серьёзных проблем. Отношения братьев, один из которых дико завидует другому и в то же время беспокоится о нём, проблема истинного и ложного героизма, тема войны, развязанной из-за чьей-то прихоти, любви, конечно же, — фильм очень насыщен, и при этом все линии искусно сплетены, перетекают одна в другую и завершаются, как положено, полной победой добра.

Несмотря на то, что сказка — это всегда условное время и условное место, фильм остаётся актуальным и поныне. Карбарас как символ злой разрушительной силы, военной мощи, оружия массового уничтожения напоминает о хрупкости нашего мира и в то же время о Великой Отечественной войне, в которой наш народ добыл Победу великими усилиями.

Привлекает внимание оформление костюмов: соединение аляповатого стиля народной игрушки и европейских пышных платьев освежает сказку, как и вообще появление средневековых рыцарей, лекарей и других интересных мелочей. Хотелось бы отметить некоторые просто красивые сцены: Иван в красной рубахе идёт по заросшему маками полю, рыцарь снимает рогатый шлем и тоже оказывается человеком, способным на поступок, Фома без колебаний отдаёт брату живую воду… Такие мелочи рассыпаны по фильму, именно они придают сказке глубину притчи.

Все песни, на мой взгляд, тоже пришлись к месту. Чего стоит только этот вкадчивый шёпот: «Не давай живую воду…» Просто мурашки, будто подленький голос идёт не с экранов телевизора, а звучит внутри тебя самого. И последняя песня настраивает на какой-то грустно-умиротворённый лад и выражает что-то такое своё, родное, чему трудно найти название.

Но это всё суховатое перечисление фактов, а если говорить о впечатлениях, то сказка учит добру и состраданию, учит видеть человека даже по врагах, учит жить в мире и любить свою землю. А что ещё нужно детям? Да и взрослым тоже.

Так что

Кому влево,

Кому вправо,

Кому с нами по пути…

10 из 10

4 июня 2012

Я свидетель того, что было после съёмок этого фильма.

Место проведения съёмок — Крымские горы, Долгоруковская яйла (СССР, Украинская СССР, Крымская область, Симферопольский район, по прямой на карте — километров 6 северо-восточнее от с. Перевального, по-сути над, как я знаю, самой большой в Европе — Красной пещерой).

Примерные географические координаты места, в котором или в округе которого были съёмки фильма:

Широта: 44°52`60,00`С

Долгота: 34°22`00,00`В

Тогда здесь был военный полигон для танковой части (из-за Украины её казармы теперь заброшены, разграблены, разрушены). Но последствия и танковых учений, и съёмок этого фильма, безусловно, остались. Ущерб природе налицо. Как это ни странно, для того времени, в газете «Крымская правда» об этом тогда всё-таки сказали.

А я и мои друзья своими глазами видели:

— сожжённые огнемётом при съёмках макеты «сгоревших домов» (разрисованная фанера);

— сожжённую и изрытую для съёмок почву (природа);

— остававшиеся после съёмок «скалы» (каркас был покрыт тканью, это было обмазано штукатуркой светло-серого цвета);

— оставался «БАРБАРАС» или чуть иначе названный в фильме «механизм», управляемое «чудовище», он, надо сказать, весьма массивный в размерах — высотой примерно в 3-этажный дом, а основой этого макета, для его движения, был большой грузовик.

Сам же итог съёмок фильма — он весьма далёк от шедевров советского кинематографа в сказках, хотя смотреть можно.

Но лучше бы нашим кинематографистам всё-таки беречь природу, при съёмках фильмов. Да и снимали бы получше, поинтереснее. Как раньше!

15 декабря 2010

Фэнтези Раз, два — горе не беда! появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Михаил Юзовский. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Марина Яковлева, Андрей Соколов, Семен Фарада, Николай Караченцов, Владимир Епископосян, Татьяна Пельтцер, Елена Санаева, Елена Кондулайнен, Мария Барабанова, Юлий Ким, Геннадий Фролов, Виталий Серов, Наталья Крачковская, Виктор Мамаев, Аршак Оганян.

Страна производства - СССР. Раз, два — горе не беда! — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.