Ode to Billy Joe
Ode to Billy Joe
6.6
1976, драма
США, 1 ч 46 мин
В ролях: Робби Бенсон, Глайннис О’Коннор, Джоан Хотчкис, Сэнди МакПик, Теренс О. Гудман
и другие
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ode to Billy Joe

год: 1976
страна:
США
слоган: «A love story that's joyous, funny, and so touching you'll never forget it.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Мишель Хьюго
композитор:
художники: Филип М. Джеффрис, Гарри Гордон
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 июня 1976 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 46 мин

Отзывы критиков о фильме «Ode to Billy Joe», 1976

Цветы для Билли Джо

«То был обычный, сонный, пыльный день июньский в Дельте…»

В начале была песня. Странная, будоражащая воображение южно-готическая кантри-рок баллада «Ода Билли Джо», исполненная впервые в конце июля 1967 года, мгновенно взлетела на верхнюю позицию хит-парадов, а одноимённый дебютный альбом Бобби Джентри, автора и исполнительницы, произвёл сенсацию, потеснив с первого места Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Слегка хрипловатый, прогретый жарким южным солнцем голос певицы, звучавший под незамысловатые аккорды акустической гитары и причудливо струящиеся звуки скрипок, всего лишь описывал семейную беседу за обеденным столом в день, когда Билли Джо МакАлистер, подросток из соседней деревушки, бросился в реку с моста со звучным названием Таллахатчи. Ho за обыденными репликами таилась какая-то тревожная недосказанность, возможно, тайна, которая, оставшись нераскрытoй, заинтриговала слушателей по обе стороны Атлантического океана. Жарким августом 1967 года, в конторах, курилках, на вечеринках и на радиостанциях они задавали один и тот же вопрос: «Что же сбросили в реку с моста Таллахатчи Билли Джо МакАлистер и его подруга, и почему он покончил c собой?» Бобби Джентри говорила в интервью, что не знает ответoв, и что не это важно. Важно то, с каким безразличием богобоязненные люди относятся к вести о смерти, случившейся совсем рядом, и то, как отчуждены даже самые близкие родственники, которые не могут утешить друг друга в похожем горе. Во Франции, Англии, Швеции и Нидерландах появились песни-переводы Оды Билли Джо, на разных языках перeсказывающие грустную историю разбитой любви и жизни, оборвавшейся рано и нелепо, о которой мельком упоминают за обедом между просьбами передать булочки или добавку яблочного пирога.

Не уменьшавшаяся с годами популярность песни, привела к её экранизации, которая обещала раскрыть тайну случившегося на мосту Таллахатчи 3 июня 1953 гoдa, в «обычный сонный, пыльный день июньский в Дельте.» Eю cтaл одноимённый фильм, поставленный по сценарию, в написании которого участвовала Бобби Джентри. Он был снят в её родном Миссисипи, недалеко от деревушки, где она росла на ферме бабушки и дедушки, в старом доме без электричества и водопровода. Благодаря её видению и памяти, картина достоверно воссоздаёт ранние 1950-е годы на глубоком деревенском Юге, где время, кажется, течёт по особым законам, медленнее, чем во всей стране. Где сельские пейзажи хранят покой и непотревоженную цивилизацией красоту, а местные жители говорят нараспев с тягучим акцентом, густым, как патока.

На этом идиллическом фоне разворачивается история 18-летнего Билли Джо МакAлистера (Робби Бенсон) и 15-летней Бобби Ли Хартли (Глиннис О`Коннор). Безымянная и молчаливая рассказчица из песни oбpeла в фильме имя, голос, индивидуальность и силу характера, нечастые в столь юной девушке. Оба молодых актёра, которым не было и 20, трогательно сыграли нежность и застенчивую пылкость зарождения первой любви. Но дав в слогане обещание раскрыть тайну песни, авторы должны были его выполнить, и путь, которой они избрали, не включал идиллию современных Ромео и Джульетты. Oнa рушится под тяжестью смятения чувств Билли Джо, потрясённого открытием в себе тёмных омутов, глубины которых он не подозревал, желаний, которых не понимал, не мог объяснить иначе, чем постыдный грех перед Богом и людьми. Если в буколической глубинке Миссисипи, штата входящего в Библейский Пояс, вполне естественное томление юных тел и стремление к чувственным радостям рассматривались как дьявольские соблазны слабой плоти, то извилистые лабиринты сексуальной ориентации, в которых потерялся наивный неискушённый подросток, выросший в подчинении строгим этическим нормам и законам местного сообщества, неизбежно вели к трагедии.

Избежав стереотипов в изображении отчаяния и безвыходности ситуации Билли Джо, авторы наделили его образ глубиной, сочувствием и человечностью, благодаря чeму, история пробуждения чувств и разбитых вдребезги надежд достучалaсь до сердец многих зрителей. Как обещание раскрыть многолетнюю тайну песни, её экранизация имеет в равной степени и сторонников, и хулителей, не согласных с решением сценаристoв. И действительно, там, где песня только намекает на причины трагедии, давая простор воображению, фильм предлагает принять его версию событий, как окончательную. Главная же проблема кино-адаптации в том, что на экране не удалось воссоздать обманчивую простоту баллады, скрывающую, как верхушка айсберга, отчуждённость, одиночество и невысказанное отчаяние. Но надо ли упрекать создателей за это? Одному фильму вряд ли бы удалось раскрыть концентрацию страстей человеческих, подтекстов, недоговорённостей, секретов, печалей, потерь, спресованных в 4-х минутном прощании с несбывшейся любовью. Их с лихвой хватило бы на многотомную сагу новой Йокнапатофы.

»… А я часто цветы собираю на Чоктоу Ридж и бросаю их в мутную воду с моста Таллахатчи»

28 июня 2014

Bobbie Lee is not his lover

Жизнь Бобби Ли мало чем отличается от горестей и радостей любой школьницы провинциального юга Америки середины прошлого века. С утра меланхолично собрать свежих яиц на завтрак всей семье, днем в застенках классной комнаты заучить минимум знаний, необходимый для будущего счастливого замужества, вечером насладиться запретной в религиозной семье литературой — женским романом. Но чтение в лицах ахов и вздохов влюбленных героев не идет ни в какое сравнение с первым настоящим увлечением — настойчивым в ухаживаниях парнишкой из гаража неподалеку Билли Джо, обладателем лихого чернявого чуба и блестящих глаз. Когда девчушка уже готова отдаться первому поцелую, а, может, и отыграть в реальности особо запомнившиеся сцены из любимой книжки, поклонник неожиданно исчезает с городского праздника, плавно трансформировавшегося в мальчишник с трехкарточным монте и дамами по вызову. Об исходе этого любовного приключения знает каждый уважающий себя поклонник творчества Бобби Джентри или любитель ведения статистики чарта Билборд за 1967 год.

Отцы-основатели городка у реки Таллахачи в штате Миссисипи наверняка не думали и не гадали, что их детищу суждено приобрести популярность у помешанных на жанре кантри американцев, но загадка самоубийства жизнерадостного паренька Бобби Джо всколыхнула музыкальнокритическую общественность, с удовольствием открывшую в себе Ниро Вульфа и Арчи Гудвина. Парочку прозекторских лучей на случившееся спустя 10 лет решил пролить и Баэр-младший, создавший по своему уникальный для кинематографа фильм — приквел песни, а не какой-нибудь раскрученной франшизы типа «Звездных войн» или «Чужого». Удивительные вещи с «Одой Билли Джо» на этом не заканчиваются. Стартуя наивной coming of age нелепицей, картина неожиданно сворачивает в сторону поджарого инди, чтобы на финише вырулить к выходу из шкафа, благополучно минуя привычную для рефлексирующих 70-х остановку «полуночных ковбоев», хотя сеттинг 50-х мог заставить режиссера и того хуже «разбить» лагерь на дороге. Вместо этого Баэр потчует зрителя кайфом и смятением еще старой, консервативной, закваски. Бунт против взрослых рожден желанием всего-навсего получать звонки от джентльменов и мечтой похвастать обретением фаянсового друга вместо отхожего места на дворе, а удовольствие скромно выражается в прогулках и купаниях под луной, ну или максимум легком петтинге. Розовые балаклавы пока не входят в моду, спальные районы еще не дарят девушкам взросление через опыт школьных дискотек, но норов у юных леди формируется со времен сестер Бронте и до старта юбилейного пятидесятого сезона «Милых обманщиц» по одинаковой схеме.

Поэтому история Бобби Ли универсальна, но поэтому же и зевательно скучна, ведь для того, чтобы понаблюдать за капризами переходного возраста совсем не обязательно сдувать пыль с винтажной VHS-ки, достаточно не закрывать окно во двор и понаблюдать за малолетними Грейс Келли в ночь выпускного. Но стоит только зрителю уже приготовиться вынести приговор в неравном бою с сонномушьем, как главная скарлеттоподобная героиня уступает первый план не столько другому персонажу, сколько собственно антуражу — великому когда-то Югу и характеру, который его обитатели впитывают с каждой выпитой пинтой пива в придорожном баре. Как ни странно, нынче ставшее почти ругательным в кругах интеллигенции слово «инди» когда-то соответствовало благородному эпитету «независимый». Именно таким духом пахнет земля Миссисипи, ее мужи сильны и несломимы, гордятся малой родиной, не уступят пяди в бою с любым противником, посягающим на ее честь и достоинство, но легко впадают в крайность — каждый отрастивший порноусишки так и норовит помахать кулаками с заезжими молодчиками, которые априори не достойны ходить по берегу реки Талахачи. Ну а если ты, парнишка, ходишь в белых мокасинах и стесняешься уставиться хотя бы в глаза, не говоря уже о других координатах, специально обученной женщине, то что-то с тобой нечисто — понятно это и в баптистских 50-х, хотя существующая в период создания ленты консервативность даже самых прогрессивных взглядов до Брендона Тины сценаристу додуматься не дала.

Домысленная или на самом деле случившаяся трагедия Билли Джо, пусть и заретушированная финалом, по-настоящему трогает в отличие от ребячеств Бобби Ли. Быть может, потому что такой молодежи-404 в современной России становится все больше, хотя от событий фильма нас и отделяет больше 60 лет. Все так же только начинающие разбираться в своей сексуальности рыдают, захлебываюсь соплями и слезами, от того, что нарушают непреложные религиозные постулаты и гневят законы природы, все так же среди слов успокоения слышатся в основном «один раз не… ну вы поняли», все так же порой приходит в голову мысль о том, что шаг с моста или что-то подобное — самое лучшее решение, чтобы не позорить родню. Но если вдруг какой-нибудь новоиспеченный Билли случайно забредет на страничку фильма, пусть знает — внутренняя борьба в итоге вытачивает бойцовский характер, сравнимый по крепости с валирийской сталью, а то, что мертвым грузом тянет душу вниз на самом деле помогает упасть вверх, освободившись от лишних в жизни людей и сковывающей самовыражение обстановки. Если же становится совсем невмоготу, то закрой глаза хотя бы на минуту и подумай, что в первую очередь ты человек и обязан быть попросту счастлив. И тогда…

Раз, Миссисипи… Два, Миссисипи…Три, Миссисипи… Миссисипи уже не в огне.

28 июня 2014

Драма Ode to Billy Joe появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Макс Баэр мл.. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Робби Бенсон, Глайннис О’Коннор, Джоан Хотчкис, Сэнди МакПик, Теренс О. Гудман, Бекки Бауэн, Симпсон Хэмпхилл, Ed Shelnut, Eddie Talr, Уильям Холлберг, Frannye Capelle, Ребекка Джерниган, Энн Мартин, Уилл Лонг, Пэт Пурселл.

Страна производства - США.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.