Печки-лавочки
8
7.4
1972, комедия
СССР, 1 ч 43 мин
6+

В ролях: Лидия Федосеева-Шукшина, Василий Шукшин, Всеволод Санаев, Георгий Бурков, Зиновий Гердт
и другие
История о путешествии к южному морю семейной пары из далёкого алтайского села. Супруги впервые в жизни едут в отпуск по выделенной профкомом путёвке, да ещё в отдельном купе! Дорожные приключения и ритм новой жизни увлекают их, но и среди красот южной природы не могут они забыть о родных местах и близких людях, которые ждут их возвращения.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Печки-лавочки

год: 1972
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Анатолий Заболоцкий
композитор:
художники: Петр Пашкевич, Яков Ривош, Борис Дукшт
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 апреля 1972 г.
на DVD: 29 февраля 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Печки-лавочки», 1972

Видео: Трейлер (Печки-лавочки, 1972) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Начало фильма (Печки-лавочки, 1972) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Начало фильма

Постеры фильма «Печки-лавочки», 1972

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Печки-лавочки», 1972

Гениальное экспериментальное кино

«Печки-лавочки» — из разряда тех лент, которые внешне кажутся простыми и незатейливыми, и лишь при внимательном просмотре демонстрируют свою истинную глубину. Этот фильм можно сравнить с фигурой самого Шукшина, который внешне тоже казался простодушным чалдоном, чудиком из алтайской деревни — и именно так воспринимался (и, по-моему, воспринимается до сих пор) многими.

Итак, что мы здесь имеем внешне? Внешне — это комедия о путешествии деревенской семейной пары на курорт. На всем протяжении ленты рассыпаны типичные для советского кино 1970-х вставные репризы, слабо связанные с основной сюжетной линией. Вообще, и эпизод с поездным вором (Георгий Бурков), и беседа с академиком (Всеволод Санаев) могут при поверхностном просмотре показаться ненужными для драматургии ленты. Эдакое сельское «По семейным обстоятельствам».

На самом же деле мы здесь имеем дело с картиной невероятной философской глубины, в которой важен каждый кадр.

Во-первых, почему «Печки-лавочки»? Это любимое присловье главного героя, которым он называет, с одной стороны, все обыденно повседневное, с другой — все трудное, непонятное, не вмещающееся в картину мира. Лев Толстой называл это «роением жизни».

Во-вторых, почему в центре сюжета — путешествие на курорт? По идее, такие же разнообразные приключения могли происходить с героями, скажем, и во время путешествия на какую-нибудь сельскохозяйственную выставку в областном центре, каковых в 1970-е в СССР проводилось предостаточно. Однако поездка с Алтая — в Сочи (через Москву) — самый лучший повод показать жизнь всей страны. И именно в таком контексте все «вставные» эпизоды и репризы «Печек-лавочек» объединяются в одну гигантскую мозаику, грандиозное полотно, изображающее повседневную жизнь России начала 1970-х.

Режиссура Василия Шукшина в «Печках-лавочках» отличается исключительным разнообразием приемов. Документальные съемки плавно перетекают в съемки «под документ», они, в свою очередь, в игровые эпизоды, и так — на всем протяжении картины. Характерным для фильма является то, что действие в нем происходит как бы «вне времени». Так, реальное путешествие героев просто хронологически не могло проходить так, как оно проходит здесь. Неделя в поезде (Бийск — Москва), две недели в Москве, еще три дня из Москвы (Москва — Сочи) — да как вообще бы их пустили в санаторий, с жесткими сроками путевки? Однако если воспринимать «Печки-лавочки» как экспериментальный фильм, в котором время реальное перетекает во время фольклорное, эти хронологические неувязки становятся частью режиссерского замысла.

Еще один характерный момент — специфическая актерская игра «Печек-лавочек». По сути, в картине, кроме главных героев, нет ни одного объемного, полнокровного персонажа — фактически, это люди-функции. Вообще, это было типично для советской комедии, однако у Шукшина эта функциональность играет особую роль, подчеркивая, с одной стороны, сказовый, фольклорный характер драматургии, с другой — позволяя слить документальные и игровые эпизоды в единое целое.

Еще одна особенность фильма — амбивалентность фигуры главного героя. Это одновременно и действующее лицо, алтайский механизатор, и сам Шукшин. На всем протяжении фильма заметны постоянные переходы в актерской интонации от «деревенского чудика» к глубокому философу, скрывающего под внешней простоватостью свои раздумья о жизни страны.

Сейчас можно заметить и то, что едва ли мог разглядеть кто-либо из зрителей фильма 1970-х — скрытую полемику Шукшина с Булгаковым. «Собачье сердце» было напечатано лишь в 1988 году, но в самиздате его читали давно, в частности, оно наверняка было знакомо и Василию Шукшину. В таком аспекте академик из ленты — явная отсылка к образу профессора Преображенского.

«Печки-лавочки», как и последующая «Калина красная», были для Василия Шукшина пробой пера перед тем, что должно было стать его Magnum Opus — фильмом о Степане Разине. В 1974 было получено и предварительное согласие на съемки, Шукшин работал над сценарием, искал места для съемок, но… в 1974 году он скоропостижно скончался.

И нам остается только гадать, какой мощи и глубины получился бы его так и не снятый фильм.

9 июля 2018

«Печки-лавочки», 1972

К Василию Шукшину можно относиться по-разному, но отрицать его несомненный глубокий и в чем-то трагический талант невозможно.

Шукшин — талантливейший режиссер, прекрасный актер (хотя, на мой взгляд, его актерское амплуа достаточно ограничено).

«Печки-лавочки» — фильм-путешествие, безусловно, философский, есть в нем и элемент притчевости. Вечная тема дороги, снятая на итальянский манер, о поисках смысла всего происходящего.

Очень точно выписаны многочисленные типажи тогдашней советской жизни.

Тракторист Иван (В. Шукшин) и его жена Люся (Л. Федосеева) — и в реальной и в киношной жизни великолепная, идеально подходящая друг другу по фактуре и одновременно дополняющая друг друга пара. Оба сыграли свои роли прекрасно, а Лидия Федосеева — еще и очень тонко, в мелочах и крохотных деталях сумела создать образ деревенской жены «при муже» и заботливой матери.

Профессор (Вс. Санаев) — добрый, милый, интеллигентный, но совершенно наивный, погрузившийся в фольклорный эскапизм ученый-«народник» (Шукшин не случайно сделал его филологом) и до сих пор верящий, что где-то там в российской глубинке сохранилась какая-то неизвестная подлинность и аутентичность.

Очень точны все второстепенные персонажи (проводник в поезде, сержант в купе, псевдо-интеллигент с «погаными ухмылочками»). Хорошо подобрано музыкальное сопровождение: где-то иронично, где-то с ностальгией (прекрасная песня Анатолия Иванова «Разговор в кузнице»).

Самым настоящим, живым и счастливым персонажем мне показался вор Виктор в исполнении Георгия Буркова. Тонкий, изящный, ироничный, с элементами ностальгии и робингудовским кодексом чести.

О чем фильм? Об умирании деревни, которая еще бьется в конвульсиях, временами напоминающих праздники и беззаботную радость. Еще не исчезла совсем красота деревенской жизни: дом прямо на берегу реки; счастливые босые дети на лошади; праздники и веселые гулянки всей деревней. Все это изображено у Шукшина колоритно, без вульгарности и лубочности. Однако, пусть и в доброй ироничной манере, чувствуется и «идиотизм деревенской жизни», и сквозящее через весь фильм ощущение бедности и унылости жизни деревенских жителей. И если деревенских стариков (какие великолепные, фактурные старики у Шукшина!!!) все это еще устраивает, им не привыкать, то уже поколение главного героя Ивана и его жены Люси при всей своей любви к родной земле, где-то в глубине своей души смутно понимают всю свою несовременность и несвоевременность.

Они — чужие на этом столичном празднике жизни (жизнь в городе кажется им бесконечным праздником, почти коммунизмом), но они больше не удовлетворяются жизнью и в глухой деревушке. Они хотят «к югу», они мечтают выучить детей (в глубине, желая для своих детей более интересной жизни).

Фильм и о пустоте и фальшивости городской жизни, с ее цинизмом и потреблением, вымученными пантомимами, выхолощенным коллекционированием самоваров и икон. Все здесь какое-то ненастоящее. И сам профессор (хотя он милый, чудесный человек), и его сын-социолог, представитель неудовлетворенной городской интеллигенции.

Чем все это закончилось, мы знаем. Нет больше ни той деревни, ни даже уже той Москвы. Та эпоха, об умирании которой так трогательно повествуют «Печки-лавочки» исчезла навсегда.

10 из 10

24 сентября 2017

Это скорее не фильм, а высказывание на тему, крик души о деревне и о том, как человек мечтает «в Москву» и зря мечтает. Потому что настоящая его «Москва» рядом. Поэтому фильм не только о деревенских жителях, возжелавших красивой жизни. это о каждом из нас — когда мы хотим чего-то большего и лучшего, забывая оглядываться по сторонам и ценить эти стороны.

Жаль так героев Шукшина и Федосеевой, лезут не в свою шкуру и такие в этом желании наивные и жалкие. а их ещё и обижают, относятся с презрением. Шукшин поднимает редкую тему — человек без образования, из почвы, иногда чище и лучше человека интеллигентного, вроде бы и образованного, да почему-то нетерпимого к деревне, к простоте. И Шушкин в первую очередь про себя — вот он из народа, выбился, самородок. такого город не родит. а родится ли сегодня такой гений, как Шукшин?..

1 июня 2016

Веселая история поездки тракториста Ивана Расторгуева с женой Нюрой на черноморский курорт. Фильм хронологически разделен на части: проводы, поезд, Москва, курорт, эпохальный кадр Шукшина с босыми ногами и фразой: «Ну вот и все ребята. Конец».

Светло, весело, органично, но то тут, то там видим мы Ивана с цигаркой в зубах, думающего думу, и чувствуем, что плющит человека серьезно. Некоторые редкие, но запоминающиеся моменты, действительно наполнены внутренним трагизмом и цепляют. А сам фильм не располагает к рассуждениям (ни о крестьянстве, ни о середине жизни, ни о стране), как бы герой не старался казаться сильно задумчивым. Поезд стучит колесами, зрители смеются над системой игрек. И ни когда герой курит в окошке на фоне танцующих женщин могучих комплекций, ни когда рассуждает о рубле, ни когда сидит в поле, невозможно понять, чего он там так переживает. О чем думает этот человек, отшагавший полжизни, на фоне весело текущей советской действительности? Чего-то там болит у человека,… но что? Со скидкой на время, я понимаю, что сказать открыто обо всем, что накопилось у автора, было нельзя, но более точные векторы указать было необходимо (как сделал это Шукшин в «Калине красной»). Да и не похож Шукшин на тракториста, и не прикидом, не лицом, а глазами. Все-таки если вспомнить другие фильмы Шукшина, то герой узнаваем. Вроде бы и «простой парень», а все отчаянно ищет, то счастья в жизни, то праздника. Странные люди (с). Все это в тренде родного российского менталитета, и трагично и не понятно. Интересно, что на малой родине писателя фильм не приняли, что-то переборщил земляк.

Что действительно можно уловить из всего происходящего, так это проблема разности жизни города и деревни, а это географически, исторически и социально вещь у нас закономерная. И так серьезно можно было переживать по этому поводу только во время развивающегося социализма и надвигающегося коммунизма. Два мира, город и село, которые зачем-то нужно привести к одному знаменателю. Причем возможно ли это в России, и где между этими мирами Шукшин не понятно. Например в Бордо, фермер, в силу «ничтожности» расстояний иных экономических и социальных связей, является фактически городским жителем. У нас по-другому. Да и не думаешь про это во время фильма. Смотришь сегодня такое кино с нежданным внутренним просветлением, какие все замечательные и счастливые едут к морю.

Единственная девушка в фильме, красавица Людмила Зайцева отличается изяществом и грацией. Все остальные женщины несколько пугают сегодня стандартизованными габаритами фасадных и кормовых частей.

Песня про кузницу, которая звучит в поезде, это 100% рок, даже психаделика какая-то, а на дворе начало семидесятых… СССР.

Много чего смотрел и читал о Василии Макаровиче, не брезгуя, слушал рассказы жен и любовниц, пытаясь понять, что за человек он был. Но так и не сложилась мозаика, где то потерялся для меня этот человек в диапазоне от урожденного почвенника до первого московского панка, от проповедника нравственности до запутавшегося в личной жизни. В целом удивительная история рождения и яркого пути русского таланта.

21 ноября 2015

Комедия Василия Шукшина о деревенских «простых» людях, которые впервые в жизни отправились в отпуск на юг. В картине как будто нет развёрнутой истории — мы наблюдаем отрезок жизни под увеличительным стеклом. Большая часть фильма происходит в купе поезда. С юмором и душевной теплотой показаны сами люди, семейная пара, которая уже будучи среднего возраста, впервые попадает в абсолютно новую среду. Контраст между деревней и городом, а так же бесконечные рассуждения «а у нас — а у вас». Отсылки к воспоминаниям героев, а так же постоянная переписка с родственниками словно подводят нас к мысли — лучше всего там, где твой родной край. И в тоже время не нужно бояться экспериментировать, ведь для героев картины отправиться в отпуск это всё равно что полететь на луну. Мир всегда открыт для тех, у кого открыто сердце.

17 мая 2015

непонятый Василий Макарыч

Бытует мнение, что фильм на малой родине автора не до конца поняли. И в газетах писали, и сплетни по селу пускали и вообще много ещё чего. Мол выставил деревенских мужиков дураками, а баб дурами. Отнюдь.

Не имея колоссального опыта в советском кино осмелюсь таки заявить: фильм «Печки-лавочки» весьма своеобразен и воспринимается по-своему. И вроде и не о деревенской суете, не о городской суматохе тоже. Что-то переходное, путь из деревенских в городские, из неграмотных в грамотные, из трактористов в академики. И весь этот ритм с попутными подводными камнями в виде новых натур: тут тебе и учёные как из телевизора, и жулики из криминальных сводок. Всё это сложно, особенно довольно пожившему человеку, «половинку свою отшагавшему».

Шукшин как никто другой пережил этот период в своей жизни. И, возможно, дал инструкцию, или рекомендацию и другим попадающим в его ситуацию, как преодолеть этот путь длинною в поездку пассажирским поездом по системе Y.

И ведь догадывался, что не поймут. Какую дань отдал он Алтайским пейзажам: предгорья, бурная и мутная Катунь, поля, Пикет…

Как бы хотел сказать: не умным быть главное, а счастливым, а как среди таких красот не запоёшь со счастья, прямо как за столом. И не надо никакой Москвы, никакого юга с его Чёрным морем. Пусть лучше «как жуки навозные копаются», и пусть думают, что все остальные так же. Зато будут счастливы и без всякого альма-матер.

8 из 10

24 августа 2014

Главная тема в фильмах Василия Макарыча, это крестьянство и, то как люди теряют корни уезжая в город, ведь в большинстве своем мы не бывшие дворяне или купца, а обычные рабочие крестьяне. Этот фильм тоже не стал исключением в творчестве Шукшина. История этого фильма о путешествии к южному морю семейной пары из далекого алтайского села. Супруги впервые в жизни едут в отпуск.

В этой картине в лице семьи Расторгуевых перед нами будто предстает вся Россия, кстати очень звучная фамилия для этого фильма (Фамилия Расторгуев происходит от прозвища Расторгуй: так в старину называли богатого торговца) и из этого тоже можно провести параллели с жизнью людей того времени.

Почему, обычное путешествие к югу, обернулось для наших героев испытанием ? И далее возникает вопрос, а за что им, обычным деревенским людям, просто собравшимся исполнить Великую русскую мечту — попасть из надоевшей реальности в сказочную страну в которой безустанно волны бьются о берег и всегда светит яркое, теплое солнце, для чего были даны все происшествия произошедшие с ними? Опять же ответ на этот вопрос прост, наши герои это СТРАНА, но в чем же виновата Россия, да в самом желании отойти от корней и жить в удовольствие. Вот и Иван с Нюрой покинули город Китеж, ушли со своей родины — и тем самым совершили грехопадение. Об этом так же нам показывает, то как именно провожали их на море, ведь это было больше похоже на те проводы которые устраивают покойникам. Но это падение не было окончательным и без поворотным, все же Иван сохранил любовь к родине и окончательно не поддался городской суете.

Вот от этого н а протяжении всего фильма, герои будто лишние везде: в поезде, и в городе, и на курорте. Может отчасти потому что они не притворялись кем либо, они были самими собой, деревенщиной и отстаивали свои взгляды на жизнь, даже в тот момент когда им говорили «Вот вы едете со мной, а деньги спрятали вон аж куда. Деревенские свои замашки надо оставлять дома». Они защищались, защищали так сказать свои корни

24 октября 2012

В сиянии Василия Макаровича

Правильно отмечали многие, что сюжет, сценарий если хотите, этого фильма по сути уходит на второй план. Выражение «не важен» — по истине неправильное. Это жизнь, складыватеся ощущение по ходу просмотра, что актеры, закрывая глаза, открывают их снова и не понимают — идет съемочный процесс или уже «снято» и можно выйти в тамбур покурить.

Становится не важным, куда держат путь главные герои, важно — что они говорят и чувствуют, ужимочки, «ухмылочки вот эти поганые», правда есть оговорочка. Главный герой здесь один, и сколько бы не обижались и не затыкали мне рот, пусть я «профурсетка», но я не вижу в Федосеевой актрису, мертвым грузом смотрится она и «с» Шукшиным, и на его фоне. Словно взвалил он тяжкую ношу, вздулись на его шее жилы и потащил к вершине. Чувствуется, и по этой работе, и по Калине красной, что любил свою супругу Василий всем сердцем.

А про игру Буркова, Санаева чего говорить, это уникальные мастера, глыбы цеха. И фильм при таком душевном вкладе, работы не от рубля, а от сердца — не может выдаться блеклым. И песня, кстати, про разговор в кузнице замечательная.

8 из 10

24 октября 2012

«Ох уж мне эта интеллигенция! Ну кто же деньги кладет в чемодан?»

Хороший фильм. Фильм о жизни в деревне в 70-е годы. Фильм о настоящих крестьянах, о настоящих жителях деревни, которые бояться, что «город с деревней сравняют» и они потеряют свой собственный мир.

Но это фильм не только о деревенских жителях, но и маргиналах, попутчиках Нюры и Ивана. О людях, которые не входят ни в какой социальный слой.

Показательно то, что в фильме не так важно, куда едут Иван и Нюра, а важно КАК они едут, как они наивны по своей сути, что верят что поезд будет проезжать реку без мостов. На первый взгляд кажется, что деревенские жители только наивны и беспомощны, но они так же не просто горды, а немного высокомерны.:«Когда это мы успели на „ты“ перейти»?

Один из немногих советских фильмов, который излучает только позитив. При просмотре с лица не сходит улыбка. Особенно запомнился момент, когда Иван помогал профессору искать синонимы слова «бить»

Добрый, душевный фильм, который хочется пересматривать и пересматривать.

10 из 10

21 сентября 2011

«Это очень умный, хитрый и в то же время какой-то поразительно доверчивый человек»

Эта фраза об Иване прозвучала в киноповести Шукшина «Печки-лавочки», но почему-то — из ложной скромности? — не прозвучала в фильме.

Киноповесть «Печки-лавочки» — наверное, мое любимое произведение Шукшина (во всяком случае, одно из любимых). А вот фильм во многих нюансах от нее отличается — и не в лучшую сторону. Хотя бы тот же образ Ивана. В повести проявляется у него и тонкость натуры, и упрямая сила… в фильме же он не объясняет, почему при выступлении заговорил о кобыле Селедке, к примеру, да и с директором пансионата не пререкается так, как в книге. Производит впечатление менее уверенного в себе, менее чуткого человека.

Профессор вышел тоже какой-то аморфный, даже глуповатый. Нюра, правда, воплотила книжный образ в точности, но тем самым как-то переиграла Ивана, почти что стала лидером в их паре. По книге же их семейный тандем хоть и почти равноправен, но инициативу обычно берет Иван, а Нюра обеспечивает «устойчивость» и в сложных случаях подает советы.

Я бы, может, не так и придиралась бы к несоответствиям, если бы фильм был бы крепко снят. А тут… многовато лишних эпизодов, каких-то ракурсов деревни, совершенно ненужных, ключевые эпизоды довольно плохо связаны, поэтому у фильма теряется ритм…

Нет, все-таки не могу не сравнивать. Пресловутое противостояние города и деревни в книге подано совсем в ином ключе. Например, в повести Иван прямо говорит, что город ему нравится, и Нюра тоже в восторге. А тут целый лишний эпизод, где супруги перед сном обсуждают, как им в городе некомфортно. Интересно, почему такое несоответствие, ведь снимал не другой человек, а сам же Шукшин. Быть может, сработал закон «враг хорошего — лучшее», а быть может, Шукшин хороший литератор и актер, но режиссерское искусство давалось ему труднее.

Конечно, не читай я повесть, я бы к фильму отнеслась с большей теплотой. Но по сравнению со своим литературным двойником фильм действительно слабоват.

8 мая 2011

Всяк кулик свое болото хвалит

Пару дней назад в поисках советской комедии, которую я еще не видел, я наткнулся на этот фильм. Краткое описание нарисовало в моем воображении динамичную комедию положений с приключениями семейной пары колхозников-простаков. Фильм оказался далеко не таким…

Комедией этот фильм я бы не назвал. Юмор, безусловно, присутствует, причем добрый такой юмор, ненавязчивый, но его явно недостаточно для комедии. Слабая динамика развития сюжета (кроме сцен в поезде) тоже нехарактерна для хороших комедий. Шутки, скорее, подслащивают горькую пилюлю, которую предлагает нам проглотить автор.

Шукшин поднимает проблемы советской деревни 70-х годов. Фильм повествует о людях, не выезжавших из своей деревни, а поэтому трудно адаптирующихся в современных условиях. Отсюда и их проблемы в поезде, Москве и на курорте. По фильму мне показалось, что Шукшин, человек из деревни, в глубине души сильно обижен на современную городскую реальность, он противопоставляет её сельской жизни. И в этом сравнении предпочитает родную деревню.

Мне, городскому жителю, человеку другого поколения, это сложно принять. Я не понимаю прелестей деревенской жизни, не представляю себя без благ цивилизации. Если бы судьба забросила меня в деревню, то я теоретически мог снять антишукшинские «Печки-лавочки», о трудностях городского жителя в деревне — неумении ухаживать за скотом, неспособности что-то сколотить или построить, о драматизме удобств на улице. И такие фильмы есть, но их никому не приходит в голову считать классикой, чаще критикуют за бессмысленность и ограниченность.

«Печки-лавочки» в 2011 году я уже считаю историческим, отчасти документальным фильмом, показывающим один месяц из жизни колхозников-передовиков. В нем демонстрируется одна из сторон медали — та, которая больше по душе режиссеру. А это очень большой минус для документальных фильмов. И несмотря на отличную игру актеров, за затянутость и скуку в роли комедии и одностороннее раскрытие проблемы в роли документального фильма, я поставлю ему

4 из 10

25 января 2011

Большинство посетителей сайта не живёт в деревне. И не жило там в семидесятые годы. Поэтому «Печки-лавочки» воспринимают как экзотику, вроде бы и местами знакомую, но всё же изрядно далёкую. Но известно, что автор фильма родом из села, и корней своих, в отличие от тысяч-миллионов «понаехавших» (см. фильм «Родня»), не стеснялся. Даже наоборот. И ему доверяют безоговорочно.

Мне довелось в семидесятые-восьмидесятые советские годы жить в деревне. И поэтому картину смотрел с большой долей ностальгического сравнения. Поэтому к реалистической составляющей фильма отнёсся фифти-фифти, пятьдесят на пятьдесят.

Начнем с того, что Иван Расторгуев (Василий Шукшин) никакой не тракторист. В этом вопросе мне можете поверить — родной дед полвека отпахал, в основном, на продукции Минского Тракторного. Так вот Иван — это бригадир или даже парторг. Посмотрите, как привычно он носит, не снимая, костюм, белую рубашку, галстук, не теряется и на трибуне. Тракторист белую рубашку оденет вряд ли — мазут навечно въелся в его кожу. Да и сама походка бывалого тракториста кряжиста, сутуловата. Расторгуев же подтянут и лёгок.

Остальные моменты сельской жизни достаточно правдивы. Только массовый кустодиевский типаж сельских красавиц — это уже немного лукавство. Все-таки девушки на селе далеко не все слеплены по лекалам Федосеевой, жизнь заставит не иметь излишков да целлюлитов — попробуй-ка побегай с утра до вечера по делам повседневным, некогда будет центнеры набирать. Да и застолье обычно проходит с куда большим количеством бутылок самогона, заткнутых пробкой из свернутой «Правды» или батареей плодово-ягодного арсенала. Здесь, оговорюсь, эту реальность бытия, вполне вероятно бы, по-любому не пропустили на широкий экран.

А вот персонажи выписаны с натуры. Старенький дедок, коротающий век на печи, сельские авторитеты, дающие советы на все случаи жизни, неизбежное песнопение народных песен советских композиторов после получаса совместных посиделок — все знакомо.

Понятно, что дорожная часть сделана по кинематографическим законам. Поэтому и «конструктор» Бурков, и сварливый «интеллигент» в купе уж очень быстро развивали события. Да и милиционеры оперативно работали по горячим следам. В жизни темп был бы медленнее.

Василий Шукшин писал мощные рассказы. Читая их, погружаешься в глубокий и чистый мир наивной, но мудрой деревни. Хлесткие образы, литературное слово. В кино эту чистоту показать гораздо труднее. Движущие картинки требуют действий. Может, поэтому мне понравилась удачная находка режиссера — суматошные сны Ивана. Федосеева баюкает старичка-кавалера — это же чистый авангард.

Но таких решений в фильме не так уж много. В основном, линия незамысловато вьется к цели — санаторскому пляжу на Черном море. И «Печки-лавочки» не оставляют в душе такой резкой царапины, как лиричные «Белые росы» (где тот же Санаев простыми штрихами показал суть человеческой жизни), как шукшинская «Калина красная» (сцена с березками на порядок сильнее финала в чистом поле). Или, сравните, к примеру, чтение писем с курорта здесь или в народном «Любовь и голуби», что больше зацепило?

Хочется отметить эпизод, когда Федосеева примеряла очки в пол-лица. Мгновенно в кадре она из русской красавицы превратилась в себя спустя десятилетия, из времен, когда желтая пресса наполнялась снимками Лидии под ручку с потрепанным Бари Алибасовым. Такой вот привет в будущее.

И все же, величин равных Шукшину в СССР было немного. Недаром, Одесскую киностудию украшает лишь два барельефа — Василия Макаровича и Владимира Семеновича. Поэтому фильмы сценариста, режиссера и актера смотреть нужно обязательно.

21 января 2011

Крестьянин, это звучит гордо!

Фильм выше всяких похвал. Сказать, что актёры хорошо играют, это равносильно тому, что вообще ничего не сказать. Игра актёров настолько легка и естественна, что на протяжении всего фильма ты не можешь оторваться от экрана и становишься полноценным участником событий. Это фильм о нашем народе, не о городских жителях, а о носителях традиционной русской культуры, крестьянах. В киноленте прекрасно показано, как и чем живёт русский крестьянин, как он думает и мыслит. Это фильм о людях, которым мы обязаны всем богатством нашей самобытной культуры, которая, к сожалению, сейчас замещается западной. Я эту ленту рекомендую посмотреть всем и каждому, ну а особенно тем, кто не знает, кто такой человек Советский и что было за государство — СССР.

10 из 10

23 сентября 2010

Ценность образа деревенского человека, едущего «к югу» в том, что он, образ, складывается из абсолютно доброго, чистого и светлого полотна. Здесь показан деревеский человек со своими рассуждениями, привычками, со своим знанием мира, со своим пониманием происходящего. Но смешно становится не над тем, какой он, а над тем, как он поступает в тех или иных ситуациях. Причём всё это подпитывается добротой и мягкостью.

Хотя и в то время показывали гнилых самоуверенных людей, которые считали себя априори важнее только потому, что рядом с ними находились люди, вышедшие из деревни. Первый попутчик наших героев красочно даёт нам понять, что он из себя представляет. И как неумело, но с чувством защитника себя и своей жены, Иван вступает в перепалку с зарвавшимся наглецом, который «строит тут свои поганые ухмылочки». Городской мир предлагает свои проблемы, своих противников, свои конфликты и в них придётся участвовать так, как умеешь и стараться выйти победителем. А во второй половине фильма ситуация, когда Иван пытается дать взятку, чтобы его жену поселили вместе с ним, ещё ярче рисует образ человека, который не привык решать вопросы таким способом. В деревне все друг друга знают, все друг другу родственники, а на юге люди другие и, в связи с этим, и получаются анекдотические ситуации, в которые попадают Иван и его жена Нюра.

Фильм забавный, добрый, спокойный.

8 из 10

28 августа 2010

Отличный старый фильм, который можно назвать классикой. Вот умели же раньше снимать хорошее кино…

Василий Шукшин очень точно, правдиво, тонко играет обычного деревенского тракториста, который едет с женой отдыхать на юг. Очень интересно наблюдать за поведением его героя, за тем, как он встречает людей на этом пути, что он делает, как выходит из различных ситуаций. Юмора много, он к месту и от него смеёшься. Сразу видно, что картина о России, о людях, живущих в ней, о русском простом человеке и его душе.

Этот фильм можно пересматривать сотню раз и он никогда не надоест, а лишь будет вызывать только радость, возможно, грусть или открывать добрые воспоминания о давно минувших днях.

Этому великолепному и душевному фильму я ставлю:

10 из 10

26 июля 2010

Это один из тех фильмов, в которых совершенно не важен сюжет. Шукшин в своих произведениях пытался обратить внимание на человека, заглянуть в его душу и понять ход его мыслей.

«Печки-лавочки» — о простых, а потому очень интересных людях. Семейная пара из глухой деревни впервые едет на морской курорт. Перед поездкой они устраивают проводы, как будто уезжают навсегда: накрывают стол, ведут с гостями долгие беседы. По пути на юг они сталкиваются с самыми разными людьми.

Замечательный юмор этого произведения и фильма передается смешными диалогами и мимикой актеров, их интонациями. Шукшин как никто умеет показать простого деревенского человека. Причем показать так, что ты смеешься до слез. Вроде, ничего не играет, а ты полностью погружаешься в этот образ, веришь ему и переживаешь за него.

Наверное, самые лучшие экранизации литературных произведений — те, что сняты самим писателем. Фильмы Шукшина как раз такие. Я читала «Печки-лавочки» и умирала со смеху. Точно так же я смотрела это бессмертное кино.

10 из 10

28 августа 2007

Комедия Печки-лавочки появился на телеэкранах в далеком 1972 году, его режиссером является Василий Шукшин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Лидия Федосеева-Шукшина, Василий Шукшин, Всеволод Санаев, Георгий Бурков, Зиновий Гердт, Иван Рыжов, Станислав Любшин, Елизавета Уварова, Любовь Мышева, Виктор Филиппов, Алексей Локтев, Юрий Филимонов, Валентина Куценко, Леонид Енгибаров, Борис Марков.

Страна производства - СССР. Печки-лавочки — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.