Шербурские зонтики
Les parapluies de Cherbourg
7.7
7.8
1964, мелодрама, драма, мюзикл
Франция, Германия (ФРГ), 1 ч 31 мин
16+

В ролях: Катрин Денёв, Анн Вернон, Марк Мишель, Эллен Фарнер, Мирей Перре
и другие
Женевьева работает в семейном галантерейном магазинчике - продает зонты. Она влюблена в автомеханика Ги, и тот отвечает ей взаимностью. Но вскоре Ги забирают в армию и отправляют в Алжир. Расставаясь, влюбленные обещают ждать друг друга. Затем Женевьева узнает, что беременна, а вестей от любимого всё нет, и девушка соглашается на брак с состоятельным и солидным мужчиной.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Шербурские зонтики

английское название:

Les parapluies de Cherbourg

год: 1964
страны:
Франция, Германия (ФРГ)
слоган: «a film for all the young lovers of the world»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператоры: Жан Рабье, Жак Рабье
композитор:
художники: Бернард Эвейн, Жаклин Моро
монтаж: ,
жанры: мелодрама, драма, мюзикл
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $40 808
Сборы в США: $28 030
Мировые сборы: $36 432
Дата выхода
Мировая премьера: 3 февраля 1964 г.
на DVD: 19 февраля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, мюзикл

Видео к фильму «Шербурские зонтики», 1964

Видео: Финальные титры (Шербурские зонтики, 1964) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Финальные титры

Постеры фильма «Шербурские зонтики», 1964

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Шербурские зонтики», 1964

Про кошек и людей

Почему-то всегда казалось, что это сопли и слюни чистой воды. Наполнитель для великой музыки и красивейшего французского дизайна. Но посмотрел-таки, и оказывается, это очень техничная история, и, как это довольно часто бывает у классиков, в простецком сюжете спрятана глубочайшая метафизика.

Героиня — девушка-кошка, девушка-утка, живущая инстинктами. С глаз долой — из сердца вон. Даром, что ждет дочь от того, кого когда-то любила. Опять же угроза разорения и богатый жених – огромный стимул для нового прилива инстинкта.

Герой — человек. Любовь для него — это любовь. И человек, даже с разбитым сердцем, всегда будет счастлив и найдет другую любовь. А утка/кошка останется по сути в одиночестве и отправится путешествовать. Потому что даже того, кто не с глаз долой, она осчастливить не в состоянии.

Очень тонко сделан зрительный ряд. Буржуазно-кошачий мирок магазина зонтов. Яркие краски, красивые свитера и блузки героинь. Блистательная юная Денев.

Почти гениальная музыкальная тема — это тема расставания. Героиня прощается со своим женихом и своей человеческой сущностью.

18 декабря 2023

Наверное, все хоть раз в жизни смотрели или по крайней мере слышали от мам или бабушек о фильме «Шербурские зонтики» французского режиссёра Жака Деми. Этот фильм мало у кого ассоциируется с французской новой волной, а зря. Андрей Плахов назвал «Шербурские зонтики» «одним из поздних всплесков «новой волны».

Все знают главных виновников «новой волны», которые в первую очередь являлись кинокритиками журнала «Cahiers du cinema» Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Жак Риветт и Эрик Ромер. Жак Деми, со своей супругой режиссером Аньес Варда относился к режиссерам «левого берега» (к ним так же относились Алан Рене, Анри Кольпи и Крим Маркер). Режиссеры «левого берега» были старше и уже имели опыт в съёмках кино, но несмотря на то, что они не являлись кинокритиками они все же разделяли идеи знаменитых кинокритиков и тоже творили в одно с ними время.

Вернемся к главному. Если вы все же слышите о «Шербурских зонтиках» впервые, то вот почему этот фильм стоит обязательно посмотреть:

• Этот фильм выиграл «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля 1964 года и был номинирован на Оскар в пяти разных категориях, в том числе и как лучший фильм на иностранном языке.

• В фильме снимается небезызвестная красавица Катрин Денёв, от которой невозможно оторвать глаза.

• Конечно же, саундтрек Мишеля Леграна, который был невероятно популярен в СССР и дети, которые ходили в музыкальную школу должны были его безоговорочно воспроизводить на радость преподавателям (исхожу исключительно из личного опыта). Кстати, Мишель Легран также написал саундтрек к фильму Жана-Люка Годара «Банда аутсайдеров».

• Дэмьен Шазелл утверждает, что посмотрел «Шербурские зонтики» более 200 раз и черпал вдохновение именно из этого фильма создавая «Ла-Ла Лэнд».

• Как мюзикл «Шербурские зонтики» необычны по нескольким причинам. Во-первых, в отличие от большинства крупных американских постановок того времени, здесь нет ни танцев, ни хора, ни дуэтов. Во-вторых, нет разговорных диалогов — все, от обыденного до важного, поётся.

• Незабываемая вступительная заставка фильма представляет собой вид сверху на дождь, льющийся на булыжные мостовые Шербура. Под этим ливнем горожане занимаются своими делами под надежной защитой ярких зонтиков.

• Ну и в конце концов, это фильм для эстетов. Фильм снят в конфетно-пастельных тонах и сет-дизайн многих сцен напоминает кукольный домик. Финальные сцены фильма на автозаправке перенесут вас в фильмы советского периода с лысой елкой украшенной блестящей мишурой и возникнет ощущение как будто герои находятся в стеклянном шаре со снегом.

Режиссер так говорил о своем фильме «Когда в жизни людей случается что-то особенное, они поют, верно? Заставить их петь на экране, даже когда вроде бы ничего особенного не происходит, значило подчеркнуть важность, уникальность каждого момента прожитой жизни, каждого шага, вздоха…»

С этим невозможно не согласиться.

5 декабря 2022

Je ne pourrai jamais vivre sans toi

Легендарный фильм-опера Жака Деми повествует фантастически красочную историю любви, которая окрыляет с такой же силой, с какой и печалит до глубины души.

Сюжет ленты предельно прост и в то же время невероятно притягателен в первую очередь благодаря бесподобному музыкальному сопровождению, из которого, собственно, и состоит весь фильм. В сущности оперные диалоги, проистекающие под нежно-романтические звуки музыки, неповторимым образом возвышают основное повествование, формируя из него уникальное кинематографическое явление.

Стоит выделить космическую красоту всех составляющих данного мюзикла, а именно манящие улочки Шербура, сверкающую одежду и уже упомянутый выше магический саундтрек. И самое главное, что весь актёрский состав обладает каким-то неземным внешним видом, а Катрин Денёв выступает поистине центральным притяжением зрительских взглядов. Она попросту обворожительна в этом фильме. В моменты, когда камера демонстрирует крупный план лица Катрин, у ценителей первозданной женской красоты невообразимо захватывает дух, уж настолько она идеально здесь выглядит. Ох и ах, в общем...

Также необходимо отметить, что современный кинохит 'Ла-Ла Лэнд' унаследовал многие кинематографические приёмы рассматриваемой картины, сформировав собственную незабываемую романтическую историю. И действительно, режиссёр Дэмьен Шазелл не раз восхвалял Жака Деми, отмечая его высокую авторитетность и неоценимый вклад в развитие музыкального киножанра, ибо работы французского мэтра имеют художественно образцовое внутреннее содержание и неповторимое внешнее оформление.

Таким образом, 'Шербурские Зонтики' - это потрясающий классический мюзикл, который располагает таким количеством культовых элементов жанра, что и сосчитать их невозможно. Во время просмотра остаётся только расслабиться, получать удовольствие от всего, что происходит на экране, и поверить в Любовь, растворившись в её нежно-розовых тонах, окончательно и бесповоротно.

18 июля 2022

«Шербурские зонтики» (Любовь не терпит фальши)

Щемящая мелодия Леграна теперь долго не выйдет из моей свихнувшейся головы. Вся боль в том, что эта мелодия, выражая само естество сюжетной линии фильма, разрушает святую святых — наши прежние представления о чистоте.

Сохранила ли Женевьва свою чистоту, выйдя замуж за нелюбимого?

Давайте разберёмся…

Если уж и говорить о любви, то в первую очередь любовь не терпит фальши и только во вторую очередь требует жертвенности. По крайней мере в хронологическом аспекте порядок именно такой, а не наоборот.

Мечтательно рассуждать о ней (о любви), о возможности рождения детей и решиться на это всё в реальности — две разные вещи. Для женщины — это очень ответственный выбор. Утвердиться в своих чувствах непосредственно в момент такого выбора — очень важная задача. Это тоже своего рода война — война рожениц. Мужчина в этот период должен быть рядом, либо быть на священной войне, к коей война Франции в Алжире за свои колониальные интересы ни в коем разе не относилась.

Так вот, сделала ли Женевьева этот выбор самостоятельно или подверглась невольному насилию со стороны своего возлюбленного, практически затащившему её в постель перед своим убытием на войну?

Она никому ничего не должна, она абсолютно свободна и честна перед собой. Война, на которую ушёл её возлюбленный, это не та война, которая делает из простых людей (которых ждут или которые остаются ждать) героев. Это не настоящая война, хоть люди там и умирают по-настоящему. В знак презрения к той позорной войне в фильме не было показано ни единого кадра о ней. Полное игнорирование хроники геополитических игрищ.

Ребёнок же — плод обстоятельств, граничащих с насилием. Гийом (Ги), — возлюбленный Женевьевы, — не мог уйти на войну (даже на такую), не познав женщину. Это было бы противоестественно и жестоко по отношению к молодому воину, уходящему, быть может, безвозвратно — умирать. А значит вопрос о чистоте исчерпан. Ведь она и не выходила за нелюбимого. Потому что нелюбимый — Ги. Такое бывает. И это нормально.

Проистечение же жертвенности с её стороны — это та поспешная, не уместная, но необходимая, досвадебная близость и, как следствие, рождение ребёнка. Для женщины, наверное, это много. Очень много. Большего, к сожалению (или к счастью), она дать не могла. Иначе она, просто на просто, не была бы честна перед самой собой, да и перед Гийомом тоже.

Противоестественный конфликт между социальным долженствованием, скрывающим за мнимым императивом государственной необходимости корпоративные интересы частных лиц (олигархов), и естественным стремлением человека (не олигархического происхождения) к личному счастью был разрешён ни в пользу последнего.

Тактичный, воспитанный, но не участвующий ни в этой, ни в какой-либо другой войне олигарх Роллан Кассар (или сын олигарха, что совершенно не важно), такого же, примерно, как и Ги, призывного возраста, самым циничный образом уводит невесту (чья семья испытывает финансовые трудности) у участвующего и в этой, и в любой другой войне, где бы и когда бы она ни происходила, бедняка Ги, в самый период отсутствия последнего в мирной жизни, а значит не способного защитить свои отношения с возлюбленной.

Но могли ли Женевьева и Гийом быть счастливы вместе, если бы не та война?

Наверное, да. Конечно, да! Обязательно да!!

Неоправданное социальное насилие, произрастающее из дебрей геополитических игрищ, нашло своё выражение в личной драме, реализовавшись в форме невольного насилия в межличностных отношениях. И это самое страшное кино, которое себе можно только представить, потому что в нём нет ни одного отрицательного персонажа. Тем не менее фильм очень хорош. Он даёт надежду.

Так и живём)

17 июня 2021

Да. Фильм цельный. Я так для себя определяю, иногда не воспринимается как единое целое, то диалоги хороши, то актерская игра, то отдельные сюжеты, то всё хорошо, но фильм нецельный.

Я противилась, думаю, наивный, не понравится. Но на второй минуте захватил и оторвать глаз не могла. Молодые, красивые герои, чувственные голоса, красивые, атмосферные, аутентичные местечки Франции, кафешки, дома, интерьеры. Потёртые, иногда не богатые обстановки, на улице мало людей, мода 60х. Яркие одежды, идеально подобранные костюмы, лаконично во всё вокруг вписываются.

Каждый раз ловила себя на мысли, какие у них ценности тогда уже были. Как тактично ведёт себя мать к дочери, которая забеременела, как терпеливо ждёт ее решения.

И, конечно, конец правильный. Очень редко первая любовь на всю жизнь, а так хочется чтобы по другому.

15 августа 2020

Легкий французский пессимизм

Это тот случай, когда у режиссера настолько всё в порядке со вкусом, что простая и обычная любовная история пробивает до глубины души даже человека, который не очень любит «про любовь» (это я: -)). Яркие цвета и краски, чисто французская тщательность в подборе костюмов, которая выглядит как элегантная небрежность. Потрясающий вокал, который выглядит так органично и естественно, что ты считаешь нормальным, что поют рабочие парни и даже проститутка. Ансамбль поющих актеров, которые хороши все. Великая Катрин Денёв, одна из главных звезд французского кино, которой идет обычная миловидность — а ведь дальше симпатичная девушка с талантом расцветет и станет признанной красавицей. Но самое главное — это щемящая грусть, легкий пессимизм по отношению к миру. Влюбленные живут на полную катушку здесь и сейчас — и в этот момент счастливы. А жизнь разбивает мечты и надежды на счастье друг с другом, девушка банально не может дождаться жениха, засомневавшись в его чувствах. А в ответ на это юноша, потопив горе в вине, начинает жизнь заново. А при встрече — никакого шума, громких разбирательств, пафосных упреков. Он потрясен изменой, но — се ля ви.

И когда героиня Денёв спрашивает бывшего жениха, счастлив ли он, тот отвечает, что да — и похоже, что это в чем-то и правда так. У него есть жена, ребенок, с которым он с удовольствием играет, и… воспоминание о былом. Если кто до конца не понял, что такое «се ля ви» у французов — то им нужно посмотреть этот фильм. Любовь может закончиться, любимая может предать, ты можешь выйти замуж за нелюбимого человека — это не повод обижаться на мир. Ты живешь дальше и радуешься тому, что есть, при этом давая себе разрешение грустить о несовершенстве мира, не упрекая сильно окружающих или самого себя.

10 из 10

6 апреля 2020

Простой сюжет нашей непростой жизни

Кино с очень простым, даже банальным сюжетом, при этом не теряющее своей привлекательности. Сюжет-то простой, но жизнь героев от этого не проще.

Картину приятно смотреть — яркие наряды, интерьеры и декорации радуют глаз. Да и актеры тут все хороши. В процессе погружаешься и начинаешь сопереживать героям.

В самом начале было удивлением, что герои всегда поют. Но к этому быстро привыкаешь. Даже начинает нравится. Смотрел в оригинале, такой певучий французский язык ласкает слух.

Про музыку можно ничего не говорить, не к чему придраться — она идеальна. А заглавная тема, наверное, запомнится на всю жизнь.

Концовка ставить точку в истории. Некоторых может заставить прослезиться. Наверное, трудно изобразить встречу через несколько лет двух некогда влюбленных людей. Тут она прекрасно удалась и вызвала у меня много эмоций. После просмотра я надолго задумался.

Не являюсь любителем мюзиклов, но «Шербурские зонтики» мне действительно понравились. Возможно, тем, кто постоянно ищет логику в происходящем, постоянно задает вопросы и ждет сюжетных перипетий фильм может не понравится. Тут надо просто расслабиться и почувствовать… Рекомендую к просмотру!

10 из 10

6 октября 2019

Реквием по зонтикам

Как-то, совсем недавно, я наткнулся в сети на отрывок из этого фильма. Честно признаюсь, долгое время знал только музыку из картины, как музыкант, разумеется, играю мелодии из фильма в собственной обработке, они всегда пользуются большим успехом. Мишель Легран, как ни крути, истинный представитель французской композиторской школы, в которой мастера композиции умели создавать великолепные мелодии, настоящие шедевры. Но пересмотреть фильм целиком не удавалось — только отрывками. И вот у меня оказалось пара часов свободного времени, которые я потратил на просмотр. Для того, чтобы посмотреть картину, я выбрал вариант с русскими субтитрами (а не советский «дубляж», заглушающий пение).

Посмотрев фильм, ещё раз насладившись музыкой Леграна, можно убедиться, что, если бы не музыка, фильм был бы средним. В общем-то, банальный сюжет. Хотя и красиво снятый.

И «Шербургские зонтики» провалились в широком прокате в СССР, потому что, при всей красоте музыки, при красоте цветовой гаммы, которая выстроена мастерски, надо отдать должное, при всей красоте молодой Катрин Денёв, всё вышеперечисленное не спасло кинокартину.

Принято считать, что дело было в дурном, забивающем вокал, дубляже. Да, если уж делать полный дубляж, надо было полностью перезаписывать саундтрек на русском языке, что является задачей очень дорогостоящей и бессмысленной, проще поставить субтитры. Хотя в наши дни и саундтреки полностью перезаписывают (вспомним американский полнометражный мультфильм «Лоракс»).

Дело в том, что оба героя, как бы сюжетную ситуацию не оценивать, ущербные — они ни к чему особенному не стремятся, главное для них — быть вместе, а уж потом «может быть, когда нибудь». Они не представляют себе, что делать дальше. Их засасывает «Общество потребления», и герои не могут устоять.

И финальная сцена видится иначе, чем описывается в рецензиях. Героям нечего друг другу сказать. На фоне великолепной музыки это «звучит» по-настоящему фальшиво.

Что же до сюжета… Сейчас, когда многие девушки хотят «ничего не делать и всё иметь», а парни, которые не являются крутыми бизнесменами или актёрами, долгое время ищут счастье и, в итоге, женятся на ком-то, лишь бы была семья, ситуация из фильма понятна и трогает за душу.

А в советское время были в ходу всё же нормальные ценности, семья, любовь!

Именно этот диссонанс, по-видимому, и предопределил провал картины в советском прокате. В первую очередь потому, что отрицательной героиня Катрин Денёв по режиссёрской задумке не стала. А ведь она, если задуматься, именно отрицательный персонаж.

Возникает странная параллель с иным фильмом — «Реквием по мечте». Когда люди пытаются что-то делать в мире, им не принадлежащем, выдумывая свою реальность, от настоящего настолько далекую, как Туманность Андромеды. Всё разбивается о бесперспективность. Выходом кажется что-то наносное (богатство, брак с нелюбимой, или же погружение в наркотики). Но финал схож. Или перечёркнутый двумя прожекторами. Или когда закрывается дверь автозаправки, отрезая дальнейшие судьбы героев. Реальность раздавила всех. Судьбы сломаны.

Пересмотрите ещё раз этот фильм, люди, живущие при капитализме. Может быть, поймёте его истинную мораль: «Любовь и общество потребления западного образца несовместимы».

За музыку — 100 из 10, если это возможно.

За красоту видеоряда картины — 10 из 10.

За сюжет — абсолютный 0.

12 сентября 2018

Французский шарм и изысканность.

Давно хотела написать отзыв об этом милом и прекрасном фильме, насквозь романтичном и музыкальном в исполнении Жака Деми и с участием обворожительно юной Катрин Денёв в одной из главных ролей. Вот наконец это случилось. Эта музыкальная мелодрама, получила Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1964 года и 5 номинаций на премию Оскар.

Конечно, в таком жанре трудно говорить о какой-либо реалистичности действия или философском подтексте, ведь всё здесь заточено на изыск и эстетику. Будь то яркая картинка, будь то диалог героев, выполненный в певучем, щебечущем, особенно на таком музыкальном французском языке, стиле. Всё это имеет самое что ни на есть чёткое предназначение: показать, как красиво может быть ощущение влюблённости в юности, и как скоротечно, но неповторимо прекрасно это волшебство прекрасного. Фильм немного грустный, так что очень хорошо пойдёт под слегка меланхоличный настрой. Зато, как красиво переданы переживания влюблённой молодости, так бесцеремонно разбивающейся о твердолобость окружающей действительности. Когда смотрела его впервые, в 17 лет (в том возрасте, что и главная героиня фильма), то фильм меня сразил. Не сюжетом, не прописными диалогами, не сумасшедшей суматохой погонь, а свежестью летнего утра под звуки только выпавшей солнечной росы. Ощущение чистой прозрачной воды, легко стекающей по небольшим камешкам. И при каждом последующем пересмотре восхищение этим фильмом не проходит.

История стара как мир, но в то же время нестареющая. Юный Ги и его возлюбленная Женевьева вынуждены расстаться, так как его на два года призывают в армию в далёкую страну Алжир. Она готова ждать его, но узнаёт что беременна и поддаётся на уговоры матери принять предложение состоятельного ухажёра…

Главная тема фильма и лейтмотив всех его событий — мелодия, которая теперь известна многим, если не всем, такая же сильная и пронзительная, как и вся картина. Замечательные актёры и милые герои — совершенно очаровательная Женевьева, которую не получается осуждать даже несмотря на то, что любимого-то она не дождалась, её мама, Ги, простой и правильный, благоразумная Мадлен. Зонтики оставили несколько печальный осадок, но совершенно положительное впечатление. Музыка Мишеля Леграна делает этот фильм неким волшебством…

Простая, наивная, старая, нереальная и неправдоподобная, но всё же такая добрая и трогательная история. Катрин Денёв молода и прекрасна! Замечательный лёгкий и непринуждённый мюзикл, не надо относиться к нему серьёзно и искать глубокий смысл, это не интеллектуальное кино, это фильм — Настроение! Скольким поколением он подарил позитив и хороший настрой.

Восхищаюсь игрой актёров, музыкой. Простая история, а рассказана так, что смотришь фильм на одном дыхании. Сочувствуешь, переживаешь всю историю вместе с героями и надеешься на счастливый конец. Увы. Жизнь не прощает ошибок, предательства и не смотря ни на что вокруг, продолжается. Финал логичен. Очень жаль Ги. Разговор на заправке, его взгляд вызывают слёзы. Актёр настолько выразительно всё показал мимикой, глазами, что слова здесь лишние. Очень люблю пересматривать этот фильм время от времени. Возможно кому-то и покажется сюжет наивным, но Господа — это фильм той эпохи. Эпохи Ваших Мам и Пап, Бабушек и Дедушек. Тогда всё было по другому. Люди и отношения были другие. Понятия чести, совести, морали тоже были другие. Мир был другой. Попробуйте это понять и просто посмотреть на это их глазами.

10 из 10

9 февраля 2018

Картина, в первую очередь, привлекает своей новаторской оболочкой, ведь подобная сверх музыкальность, где каждая реплика, каждый вдох, распевается как большая ария, была экспериментальной и единственной в своём роде. На деле вышел этакий бытовой мюзикл — здесь нет места для примитивного выражения эмоций, одна лишь мелодия способна выразить всю полноту любви и боль утраты главных героев.

Сценарий прозаичен и обделён жанровой изобретательностью. Фильм ещё раз доказывает, что любовь на расстоянии невозможна. Молодой человек уходит служить в далёкий Алжир, а дамочка, которая клялась в вечной любви и обещала дождаться, погоревав, находит более интересную партию. Фильм разделён на три главы — отъезд, разлука, возвращение и именно по такому строго заданному вектору развиваются события. Никаких отклонений, всё в узких рамках жанра, от чего порою становится скучно от этой откровенной предсказуемости.

Не являясь очень уж большим поклонником мюзиклов, в любых их проявлениях, всё же с удовольствием послушал композиторские изыски. На вокальные данные не обратил особого внимания, они его и не стоили, но музыка, которая звучала на протяжении всего фильма, приятно ласкала слух, а порою даже обволакивала и погружала в атмосферу происходящего. Не смотря на избитость, зритель всё равно проникнется судьбоносными перипетиями главных героев. А финальная развязка подарит те самые эмоции, ради которых и затевался весь просмотр — сцена получилась холодная, но в тоже время жизненно-искренняя.

Фильм буду рекомендовать, это весьма незатейливая музыкальная мелодрама, но которая вполне способна развлечь зрителя, вызывая того на уже намеченные эмоции. Плюс любопытное исполнение и молодая Денёв, обворожительная до безобразия.

Всем желаю приятного просмотра!!!

15 декабря 2016

Шарман

Шарм, по-моему, — наиболее удачное слово, характеризующее этот фильм. Казалось бы, музыка Леграна и без фильма набила оскомину сто лет назад, но вот она звучит в нём — и воздействует именно так, как хочется режиссёру. Шарм во всём. В этой незамысловатой, по правде говоря, истории, в непрерывном пении героев, в ярких цветах городских улиц, кукольном оформлении магазина и дома матери Женевьевы, в самой Женевьеве — очаровательной и холодной. Да, холодной. Её чувство к Ги мало-помалу растворяется, когда он сам растворяется вдали, призванный в армию. И берёт верх здравый смысл и трезвый расчёт француженки: Ги в армии (странное и неприятное слово), вернётся ли с прежними чувствами — неизвестно, как устроится и много ли станет зарабатывать — неизвестно. А в двух шагах — богатство и благополучие в лице Ролана Кассара, искренне влюблённого в неё. Но негодовать и упрекать героиню не получается: во-первых, это Катрин Денёв. А во-вторых, смогла бы Женевьева выдержать неприкаянность вернувшегося Ги, поддержать его, перенести подпортившийся за время службы характер, верить в него, пока он снова не встал на ноги? На это оказалась способна преданная Мадлен. А Женевьева превратилась в задумчивую, немного утомлённую своей красивой жизнью аристократку. Во время последней встречи она спрашивает Ги, всё ли у него хорошо, но он не отвечает тем же. Счастлива ли она, может ли она вообще быть счастлива? Трудно сказать.

Музыка — точнее, даже не музыка, а одна-единственная ария, ставшая столь известной, — поддерживала фильм, несла его на своих волнах, затушёвывала недостатки и казалась всё-таки слишком пышной и полной патетики для него. Ведь действие даже и драмой трудно назвать: никто в фильме не страдает, не переживает страшные душевные муки — разве что Ги, узнавший об измене. С другой стороны, какой бы простой ни казалась эта история, все банальные истории банальны, пока не произошли с нами самими. Да, сценарий не позволяет развернуться актёрам и быть многогранными, зато здесь нет и фальшивого нагнетания страстей — все эмоции переживаются героями сдержанно, и в этом есть определённая элегантность. Самые трогательные и просто лучшие сцены — прощание на вокзале, когда Женевьева одиноко стоит на перроне, и финальная встреча с её взаимной неловкостью и невысказанными чувствами за разрозненными, ничего не значащими репликами.

Я рада, что фильм не обернулся для меня разочарованием, подобно «Завтраку у Тиффани». И хотя я потратила на рецензию около двух с половиной тысяч знаков, отношение к этому светлому мюзиклу можно выразить куда короче, одной фразой: «Да, в этом что-то есть».

13 сентября 2016

Параплюи постмодерна

Дожили — ничем сегодня не удивит безнравственное содержимое «Шербурских зонтиков», до скуки не удивит! Приелись отовсюду выглядывающие влюбленные дураки и дуры, успевшие в свои 17 лет забеременеть вне брака, курящие во время беременности, непостоянные в любви, не знающие, что она есть такое, и их полоумные родители — их главные враги. Сюжет фильма чем-то напоминает новеллы Ги де Мопассана: в них все такой же безысходной описывается жизнь простых людей, — простых, насколько могут таковыми быть жители вольнодумной Франции после Революции, после очередной проигранной войны. Без истории эту киноленту не прочесть как надо.

А ведь никакой современный зритель не хотел бы оказаться на месте главных героев. Тем не менее — их место многим теперь может показаться завидным. Сегодня фильм мог бы выйти под любой из вывесок: «Все женщины шлюхи», «Деньги правят миром», «Любовь не долготерпит» и т. п., но необычайным вниманием к деталям режиссер вложил в картину нечто особенное, удивительно современное для извечной темы и сокрыл это за ширмой мюзикла, что — слава Богу — сделало «Шербурские зонтики» недостижимыми для сегодняшнего зрителя. И все же вряд ли это было им сделано умышленно: знал ли режиссер, что он пророчествует век любостяжательный, себялюбивый, погрязший в комфорте? Знал ли, что конец его героев — конец весьма достойный и мужественный для сегодняшнего человека? Как он мог знать, что спустя полвека в его сюжете главным отсутствующим элементом будет вопрос об аборте? И разве этот фильм о любви? Что такое любовь? Фильм дает ответ: любовь — не чувство. Сам же фильм, конечно, о чувствах, и можно было бы подумать обратное, если бы не столь чувственная игра актеров, которую невозможно не упомянуть!

Удивительное дело: если к фильму добавить капельку Карла Маркса, то можно увидеть загнивающий капитализм во всей красе. Сейчас-то, понятно, капитализм давно перегнил и цветет ярким пламенем, но попрактиковаться в определении его стадий можно даже на этом фильме. Не менее удивительно и то, что если к фильму добавить и щепотку Иоаннова Апокалипсиса, можно увидеть горизонт человеческого века. Можно много чего увидеть и понять, если долго размышлять над простыми вещами, каковые изображает и фильм «Шербурские зонтики». Но, пожалуй, самое главное, что можно извлечь из просмотра этого кино, — это что никто и не подумает размышлять над тем, что такое любовь, удовольствуясь красивым обманом.

2 июля 2016

50 оттенков розового

«Шербургские зонтики» — самая известная картина Жака Деми, наполненная кинематографической условностью, почти попсовой розовой интонацией, содержащая лишь один элемент жанра мюзикл — то, что все герои поют без остановок и музыка Мишеля Леграна не стихает ни на минуту. Собственно, лишь музыка — единственный не устаревший со временем элемент фильма, все остальное смотрится очень архаичным, неактуальным, почти масскультовым.

Игра актеров и сама рассказываемая история вызывающе слащавы, причем настолько, что в серьезность нарратива трудно поверить, легко можно усомниться в том, что в повествовании отсутствуют элементы пародии, но лишь на краткий миг, пока история любви молоденькой продавщицы к парню-призывнику не приобретает трагически-фаталистические черты ближе к финалу.

Действительно, что может быть обыденнее истории того, что девушка не дождалась солдата? Но Деми рассказывает ее при всем соблюдении условностей мелодрамы и мюзикла с мудрой житейской интонацией гораздо лучше многочисленных эпигонов жанра мелодрамы, и, несмотря на всю слащавость (какая мелодрама не слащава?) интриги, в «Шербургских зонтиках» сквозит какая-то мудрость, которую очень трудно вербализировать, потому что ее нелегко отличить от общих мест, от того, чему нас учат родители.

Используя яркие, почти китчевые интерьеры, Деми играет на тонкой грани пошлости, ни разу в нее не падая, он стремится выразить то же, что и большинство французских фильмов, создавая некий код национального кино, пытается снять некий архифильм, метафильм о национальной идентичности, в которой фривольность и легкость становится источником если не трагедии, то по крайней мере, драмы.

Деми, на самом деле, очень тонко критикует ментальность своего народа, в которой заверения в вечной любви и поэтическая направленность вербальных амурных излияний легко предается общей легкомысленностью нравов, предается в жертву успеху и безбедной жизни. Французы — люди прагматичные, но при этом фривольные, для них любовь — веселое приключение, но не самоцель, потому они снимают лучшие в мире мелодрамы и комедии, которые в то же время нельзя отличить друг от друга, ибо они почти всегда лишены моральной составляющей.

«Шербургские зонтики» — рефлексия на тему пошлости и слащавости французской национальной ментальности, настолько тонкая, что сами французы ее не распознали, приняв почти, что за апологию французского духа. Но тогда откуда взялись сцены с проститутками и эпизод, когда Женевьева принимает предложение своего ухажера легко и беззаботно?! Что это, если не тонкий стеб над фривольностью французов? Деми мудро показывает, что любая фривольность ведет к трагедии, оборачивается жизненной драмой для ее носителей и исполнение реплик нараспев указывает на то, что за этой легкостью скрывается пустота, отсутствие мировоззренческой основательности, за которую так укорял французов Достовеский. Картину стоит посмотреть не столько поклонникам мелодрамы и мюзикла, сколько тем, кто хочет разобраться в национальной ментальности французов, хотя при этом может искренне любить ленты, скажем, Ренуара, Годара и Трюффо.

28 марта 2016

«Ты счастлив, Ги?»

А помните ли вы свою первую любовь и ваши чувства в тот прекрасный период? Если нет, то фильм «Шербургские зонтики» окунёт вас в атмосферу первой любви, нежности, грёз и душевного тепла.

Этот мюзикл-мелодрама — история любви 17-летней Женевьев (Катрин Денёв) и Ги (Нино Кастельнуово). Она — работает у матери в магазине и продаёт зонтики; такая юная и такая обоятельная. Он — автомеханик, мечтающий о собственной заправке; с характером и своими целями. Фильм разделён на три части — «Отъезд», «Разлука», «Возвращение» — это три периода, через которые должна пройти любовь Ги и Женевьев. Они любят друг друга, гуляют по улочкам Шербурга, ходят на танцы и мечтают о совместном будущем. Но будет ли оно таким счастливым и безмятежным, как они его представляют? Об этом вы и узнаете, посмотрев эту чудесную картину.

Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале 1964 года, был номинирован на премию «Золотой глобус» и 5 раз на премию «Оскар». И не зря. Весь фильм — это, в прямом и переносном смысле, песня. Прекрасная музыка Мишеля Леграна, ставшая уже классикой, не оставит зрителя равнодушным.

Пересматривая «Шербургские зонтики» в очередной раз, я верю актёрам. Катрин Денёв и Нино Кастельнуово не дают усомниться в правдивости их чувств, эмоций.

Вы спросите — «Какую оценку можно дать этому фильму?». Слёзы зрителя — выше любых оценок…

23 октября 2015

Прекрасные открытия

В ярком разнообразии всех известных фильмов-мюзиклов «Шербурские зонтики» занимают особое место. История прекрасного мгновения двух жизней, объединённых в одну общую, разыгранная в лучших традициях голливудских мюзиклов и трогательной горько-сладкой галльской романтики и оценённая в Золотую пальмовую ветвь, до сих пор обретает массу поклонников по всему миру и безуспешные попытки создать нечто похожее. Были и «8 женщин» Франсуа Озона, и «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, и «Мулен Руж» База Лурмана и, в конечном счёте, «Все песни только о любви» Кристофа Оноре, наиболее созвучные творению Жака Деми. Но ни одна из этих и прочих музыкальных постановок на высокой ноте не смогли достигнуть тех заоблачных высот, на которые вознесли его картину зрительские и экспертные оценки.

В лучших традициях французской Новой волны романтизм в понятии Деми был во многом героическим, во-первых, потому, что он принадлежал к числу немногих европейцев, облагородивших зрелищные, но нарочито превратные заокеанские традиции театральных представлений, во-вторых, потому, что в своём творчестве негласно выбивался из рядов вышеупомянутой школы, противопоставляя миру действительности не столько высокоидейный перфоманс, сколько чистую лирику с лёгкой примесью меланхолии.

Вероятно, подлинное значение трагедии отношений между девушкой из зажиточной семьи Женевьевой (Катрин Денёв) и автомехаником Ги (Нино Кастельнуово) заключается в том, что они родились и обречены были жить не в эпоху Возрождения, а всего лишь в своём материальном веке, готовом обеспечить человека всем необходимым, кроме искренних чувств и где зачастую главное — не упустить свой шанс, в том числе, и на результативную любовь. Ведь помимо Ги, в жизни Женевьевы есть её мать, мадам Эмери, в полной мере олицетворяющая буржуазные черты Франции 50-х, ещё не вступившей на тропу глобальной переоценки политических и нравственных вопросов. Владелица магазина тех самых зонтиков, которые укрывают жителей Шербура не только от дождя, но и от излишних сентиментальных порывов, мадам Эмери энергично заглушает их и в сердце своей Женевьевы, одновременно раскрывая для неё более надёжный, со своей точки зрения, «зонт» в виде брака с состоятельным, но холодным и опытным в жизненных делах Роланом Кассаром. И, как показало время, у шестнадцатилетней аристократки Женевьевы тоже есть свой зонтик, только не столь заметный. Этот зонтик находится в ней самой, это — её внутренний выбор в сторону надёжного будущего, данный ей в крови от рождения. Рискну предположить, что в будущем Женевьеве не так уж далеко до своей вдовствующей мамочки и, повзрослев, она станет не меньшей акулой в бурлящем океане капиталистических ценностей, так что ещё неизвестно, кому здесь не повезло больше.

«Шербурские зонтики» — это не просто кино про любовь, но и самая красивая зарисовка к ней. Восхитительная сценография фильма буквально гудит своей цветастой символикой, словно сошедшей с полотен художников-фовистов и оживляющей многолетнюю каменную печаль шербурских улочек и безмятежную тишину провожающего поезда городского вокзала. Визуальную композицию прекрасно дополняет и операторская работа Жана Рабье, главной чертой которой является умение держать дистанцию съёмки. Очень редко он прибегает к крупным планам и предпочтение отдаёт обзорным сценам, подчёркивающим неизбежность грядущих перемен для каждого из двух пока ещё влюблённых друг в друга. Эти чудесные кадры хочется снова и снова ставить на паузу и любоваться, воспроизводя в памяти музыкальный шедевр Мишеля Леграна, которому вовсе сложно подобрать определения, потому что это — стопроцентно идеальное попадание в тему. Несмотря на солидный возраст, картина Жака Деми по-прежнему держит высокую планку аудиовизуального стиля.

И совсем неудивителен тот факт, что никому, включая самого Деми, не удалось повторить это достижение. Возможно, на данный момент лишь этот режиссёр сумел с максимально возможными простотой и доступностью рассказать миру о том, как он прекрасен и в самых фатальных своих проявлениях. Прекрасными открытиями здесь могут стать даже самая глубокая печаль вернувшегося с войны Ги, самые горькие слёзы Женевьевы, вольно или невольно покорившейся судьбе и самый последний миг их последней встречи. Такие драматичные моменты в кино обычно вызывают сожаление или задумчивость, но здесь всё иначе — они действительно прекрасны и дороже любых красивых слов.

5 октября 2015

Первая любовь. Проходит ли она? или «Ты счастлив, Ги?»

Наивеликолепнейшая мелодрама! В ней все пронизано молодостью, музыкой и любовью!

Перед глазами зрителя предстают пылко влюбленные Ги и Женевьева в исполнении Нино Кастельнуово и Катрин Денёв.

Они молоды, красивы, неопытны. Первый поцелуй, первая ночь, проведенная вместе, беременность, война, первая разлука и первые большие испытания, к которым никто не готов.

Катрин Денев настоящая «жемчужина» картины. Она затмевает собой все, разве только музыка Мишеля Леграна не уступает ей. Кажется, что она задевает все струны человеческой души и заставляет нас впадать в прекрасную сентиментальность.

Но фильм ласкает не только наш слух, в нем буйство красок, которые вторят состоянию героев, и помогают нам все больше проникнуться атмосферой.

Женевьева Катрин Денев женственна, нежна, и вся пропитана любовью, до кончиков пальцев, вся без остатка отдана этому чувству и олицетворяет его.

Ги- молодой герой, который возвращается с войны домой и, как часто это бывает, не находит ничего знакомого. Жизнь идет своим чередом, и ему нужно как-то устраиваться в ней.

Спустя 5 лет, случайная встреча на заправке. Снег. Ги. Женевьева.

Много неловких слов и главный вопрос: «Ты счастлив, Ги?»

P.s. Рекомендую всем молодым девушкам от 15 и до…, чьи сердца готовы и могут чувствовать)

9 из 10

21 сентября 2015

Потускневшая палитра

Любовь — переменчивое чувство, а любовь на расстоянии — обманчива. Наполненный сладкими эмоциями человек подобен кувшину, который нуждается в регулярной подпитке впечатлений. Разлученным коварной судьбой влюбленным безумно тяжело держать градус своих чувств на прежней отметке. Письма не способны заменить крепких объятий, нежных поцелуев, ласковых глаз и чарующего голоса избранного сердцем. Маленький клочок бездушной бумаги, неторопливо падающий снег… Будто сама небесная канцелярия препятствует счастью влюбленных. Юная девушка безутешно плачет, всматриваясь в немое стекло и более чем когда-либо мучается сомнениями, которые ей необходимо разрешить. Прекрасная Женевьева носит под сердцем ребенка, но она, по сути, и сама еще дитя. Будь иначе, разве вопрошала бы она: «Почему он уехал так далеко? Почему так трудно пережить отсутствие?» Одинокое сердечко, научившееся любить, но не терпеть, девичья душа, подверженная смятению сильнее, чем флюгер ветру. Разве можно всерьез осуждать трепетное создание, спасовавшее перед мучительным ожиданием? Ведь жизнь переменчивей любви.

Как прекрасна беззаботная юность! Каким позитивом веет от мягких розовых и сиреневых тонов, что встречают зрителя «Шербурских зонтиков»! Романтичная Франция с небольшим портовым городком предстает массивным облаком, что царит выше сермяжной жизни, долговых обязательств и армейской службы. Стоит лишь преодолеть вероятный скепсис от непривычной певучей манеры речи персонажей, как музыка чувства захлестывает сознание сродни бурлящему прибою. Утонченная Катрин Денёв с по-детски распахнутыми голубыми глазами и ее кавалер в исполнении Нино Кастельнуово вдохновенны в образах юных влюбленных Женевьевы и Ги. Кружащиеся в танце, гуляющие под мягким лунным светом — разве не сбудутся их мечты, желания и устремления? Неужели трепетно бьющиеся сердца способны остаться одинокими? Нет, в это невозможно поверить. Кажется, взаимные чувства крепки и не подвластны сокрушительному воздействию времени. Влюбленные не говорят, а поют, и симфония их голосов созвучна роскошным партитурам Мишеля Леграна, берущего свое композиторское слово в кульминационные моменты.

Музыкальный фильм Жака Деми никогда не обрел бы своей славы, увенчанной «Пальмовой ветвью», если бы все в нем было ласково и безмятежно. Отнюдь не гармоничными аккордами славны «Шербурские зонтики». Момент рокового решения Женевьевы выйти замуж за другого — преисполнен драматизма, который Деми камуфлирует в ставшие холодными тона. Не остается сомнений: надрывный монолог у окна навсегда изменит сразу несколько жизней и прежде всего ту, что еще не появилась на свет. Оптимизм незаметно сменяется пессимизмом, а интригующие планы — унылой неизбежностью. В романтичном по определению фильме, самое прекрасное в мире чувство перечеркивается ощущением долга и прагматичными соображениями. Все меньше остается места надежде однажды реализовать тот ворох планов, что наметили себе Ги и Женевьева до получения злосчастной повестки. А теперь от прекрасных мечтаний осталось лишь блеклое фото молодого человека в военной форме. И это цена любви?

Эстетическое восприятие «Шербурских зонтиков» скрадывает некоторые шероховатости в актерской игре или сценарии. Присутствует оттенок неискренности в облике обаятельного миллионера Кассара, возжелавшего юную Женевьеву и не испугавшегося ее интересного положения. Неоднозначное впечатление оставляет вернувшийся из армии Ги. И горе его сильно, и метания оправданны, но слишком аутентичным предстает он в минуты душевного разлада. Однако мелкая рябь на поверхности фильма не замедлит его течения. Начавшийся как мелодрама, к своему финалу он почти не оставит иллюзий ни у героев, ни у зрителей. Палитра в «Шербурских зонтиках» тускнеет и обесцвечивается по мере того, как все более печальными становятся Женевьева и Ги. Но разве поблекшие цвета менее интересны, чем яркие? Нет, ни в коем случае! Как у природы нет плохой погоды, так нет у Жака Деми лишних оттенков, и так нет у Мишеля Леграна лишних мелодий. Все в единой гармонии в этом проникновенном фильме. Меняются люди, меняется обстановка, меняется жизнь за окном, но желание осязать счастье все также крепко у каждого из них. Оно просто приобретает иные формы.

Тысячи поездов отошли со станции Шербур с момента прощания Ги и Женевьевы, а счастье молодых людей так и осталось лежать там, на холодном перроне. Сильное чувство, что сделало родственными две души, умчалось под стук колес, не оставив после ничего, кроме горечи. Не потому музыкальная драма покорила жюри Каннского фестиваля, что иллюстрировала красивую сказку о любви, разлуке и неверности. А вот суровая жизнь, сошедшая с экранов по воле Жака Деми — совсем другое дело. Если подойти с прагматичной меркой, то нет в истории французских влюбленных ничего неслыханного. Женихи уходят в армии, и, увы, не все невесты их дожидаются. «Шербурские зонтики» покоряют причудливой вязью романтичной притчи и жесткой реальности, ведомой пронзительным аккомпанементом. Музыкальная картина Жака Деми открыла дорогу Катрин Денёв к мировой славе и осталась в памяти многих поколений мастерски экранизированной историей любви молодого человека и девушки, чье взросление обернулось пропуском в совсем иную жизнь, от невзгод которой не спасут зонтики.

8 из 10

29 мая 2015

Такие сложные-простые зонтики

Когда я в детстве первый раз посмотрел «Шербурские зонтики» (или правильно послушал?), я думал, что это фильм о первой любви, которой помешали обстоятельства, быт, авторитет старших — и с юношеским максимализмом был возмущен поступком Женевьевы.

Спустя 30 лет я понимаю, что это фильм о том, что у каждого из нас есть первая любовь, о которой мы будем вспоминать всю жизнь. И пусть нам даже не о чем будет поговорить при встрече спустя годы — мелодия этой любви будет всегда звучать у нас в сердце. Не у всех так пронзительно, как у Женевьевы и Ги в конце фильма, но если любовь была настоящая — обязательно будет звучать. Мы простим и предательство, и непонимание, забудем боль и отчаяние, станем мещанами и буржуа — но останется простое светлое чувство, чуть-чуть со сладким привкусом утраты, останется музыка, которая все равно будет нас завораживать — иногда на мгновения, иногда по ночам, иногда перед зеркалом. Мы будем счастливы, но все равно будем вспоминать о первой любви. Наши пути опять разойдутся, но мы никогда не забудем друг друга. Такая простая-сложная мелодия любви.

P.S. Этот фильм безусловно нужно смотреть (или слушать?) в оригинале — ведь французы так умеют трогать струны наших душ, не правда ли?

18 мая 2015

Наверное, одно из самых сильных чувств, которое переживает человек за свою жизнь, — это первая любовь. Когда в юных сердцах бьют эмоции, и они готовы умереть друг за друга, когда обстоятельства, независящие от них, способны разрушить их мечты в безоблачное будущее.

«Шербургские зонтики» — фильм (по тем временам) новаторский. После него молодой режиссер Жак Деми получил широкую известность и Золотую пальмовую ветвь. Фильм-мюзикл, где каждое слово было пропето так эмоционально (впоследствии эти песни стали широко узнаваемы во всем мире), поразил жюри фестиваля еще и операторской работой. Игра с цветом и необычные (на тот момент) положения камеры достойны всех похвал.

Главная героиня (Катрин Денёв, которая стала знаменитой именно после этого фильма), как и главный герой совершенно обычные влюбленные. Но и история совершенно обычна: так же любят и сейчас, точно так же и ошибаются. Но эта история поражает своей чувственностью. Соглашусь, она излишне сентиментальна. Возможно, это будет серьезным минусом для некоторых киноманов. Однако фильм искренен и до сих пор остается любимой классикой многих.

В отличие от современных мюзиклов, где игра актеров уходит на задний план, а главной становится песня, в этом фильме все наоборот. Через некоторое время можно забыть, что актеры поют даже самые простые фразы. В одних только движениях головы можно заметить трагедию души. А сказать, что не стоило делать из фильма мюзикл, значит лишить фильм своего шарма.

При всем этом, как нелюбитель мюзиклов, хочу сказать, что картина заслуживает внимания. Ею стоит насладиться хотя бы раз, прочувствовать все эмоции героев, возможно, даже проронить пару слезинок, но самое главное — услышать.

11 августа 2014

19 февраля 2014 года фильм отметил 50-летний юбилей

«Les parapluies de Cherbourg» не нуждается в представлении, но, как и во все времена, умолчать о нём не представляется возможным и справедливым. Им наслаждаешься до упоения и каждый раз, как в первый. Как минимум, его хочется пересматривать, как максимум, о нём хочется говорить и писать. Так в чём же главный феномен «Les parapluies de Cherbourg», который обеспечил успех фильму тогда, в 1964 году, и позволяет ему оставаться таким же оригинальным и популярным и по сей день. На самом деле, количество поклонников «Les parapluies de Cherbourg» растёт из поколения в поколение. Жак Деми снял кино на все времена, оно будет жить вечно и даже если когда-нибудь человечество окажется перед угрозой потери всех своих чувств, которые позволяют нам радоваться жизни, это кинопроизведение могло бы оказаться спасением для увядающей жизни людей. Оно способно возродить любовь даже в самых чёрствых и недоступных сердцах. Пронзив время, Жак Деми подарил любимым и любящим всего мира символ самого великого дара, которым наделён каждый живущий на этой планете, даже несмотря на то, что история любви Женевьевы и Ги печальна.

Сейчас, спустя уже столько лет, невозможно представить других актёров на месте прекраснейшей Катрин Денёв, которая и в свои сегодняшние 70 лет не утратила того шарма, которым всегда славилась французская актриса, и Нино Кастельнуово. Определённо, это один из самых узнаваемый кинодуэтов. Они проживали жизнь в своих персонажах, а не играли их. По другому донести до зрителя красивую и чистую историю любви Ги и Женевьевы во всех цветах и эмоциях представляется невозможным.

7 июля 2014

Sans phrases

Если все сводить к краткости, как говорят французы — sans phrases (без лишних слов), то перед нами шедевр. Но формат рецензии, конечно же предполагает более подробное описание.

Шербург. Скучный портовый город после этого скромного шедевра стал на многие десятилетия известен во всем мире. И все дело совсем не в его инвестиционной привлекательности. Странная цветастая, немного нескладная мелодрама от Жака Деми просто взорвала в тот год Канны и кинозалы всего мира. Катрин в одно мгновение стала мировой знаменитостью Пропитанный романтизмом от начала и до финальных титров, фильм стал настоящим откровением. Составляющих успеха тут оказалось несколько. Постараюсь рассказать о каждой из них.

Музыка и песни. Удивительно, но молодой и амбициозный Жак Деми решил бросить перчатку признанному голливудскому эталону — мюзиклу. Во Франции мюзиклы шли не обычно не слишком успешно. А тут, был снят фильм, словно сотканный из музыки и песен, каждой минутой своего хронометража твердо и уверенно намекающий о том, что теперь наступил «новый порядок», не допускающий признания американских мюзиклов лучшими. А как может быть иначе, если совсем недавно Жак Деми снял свое лучшее кино?

Трогательная музыка Леграна разжигает самые добрые воспоминания, а они ведь есть у каждого, тем самым погружая зрителя в медитативный транс воспоминания о собственной первой любви. Мелодичность и слащавость тут никак не могут считаться минусом. Да и нужно ли ЭТО описывать, если можно взять и прослушать.

Цветовая гамма. Конечно музыка в фильме удалась. Но лично для меня, этого факта для безоговорочного признания фильма было недостаточно. В конце концов, мало ли удачных клипов снималось и еще снимется?

А вот фильмов, в которых цветовая палитра радует глаз не так уж и много. Тем более меня, поклонника Ротко, не так уж много режиссеров могут визуально порадовать. У Деми это удалось. Вы только зацените этот девственный фиолетовый цвет, который вместе с розовыми тонами сопровождает первую половину фильма. Обратите внимание, как совервременно фиолетовый фон будет сменяться на холодный синий. А финальная сцена, разворачивающаяся в зимнюю стужу будет неимоверно символична — белый безжизненный цвет, зима, снег, охлаждение и обморожение чувств. Но самое важно совсем в другом — тот минимализм, с которым Деми насыщает картину цветом. Простые выверенные решения — яркие цветастые обои, насыщают фильм.

Катрин. Я не стану выделять персонально каждого из актеров — все были хороши. Но лучше всех была Катрин. Она стала символом, плакатом женственности, показав простую и незатейливую провинциальную девушку. Ее героиня послушна и исполнительна. Она находит в себе место для трогательной любви, но готова и выполнить волю матери. На таких женятся, с такими разводятся. Миловидная, но совсем не красивая; желаемая, но не идеальная — та, которая рядом. Катрин предложила очень понятный образ и исполнила его на отлично. Мне, по правде, ее неброская исполнительская манера показалась искренней. Понравилась.

С такими составляющими я не могу поставить этой картине более низкую оценку, чем 10. Неподдельно круто. Sans phrases —

10 из 10

25 марта 2014

Любимый мюзикл

Я посмотрел этот мюзикл с элементами драмы из-за Катрин Денев и даже не ожидал, что кино, которому уже пол века, мне так сильно понравится. Этот фильм одной замечательной песни, которая играет в нем все время. «Шербургские зонтики» — кино, которое покажет зрителю всю тонкость и нежность чувств возлюбленных и то, как жизнь может раскидать и разлучить людей, которые всегда будут любить друг друга…

В сцене, когда молодая Катрин Денев прощается со своим возлюбленным, играет драматичная песня, которую они исполняют, и это снято так эмоционально и чувственно, что невольно наворачиваются слезы…

Денев в этом мюзикле чудеса. Смотришь на нее, какая она была в далеком 1964 году и радуешься ее красоте и обаянию. В этом фильме она показала свой актерский талант и стала звездой Франции, перед которой открылось нереально звездное будущее. Актер Нино Кастельнуово тоже сыграл прекрасно. Они составили в этом мюзикле прекрасный, запоминающийся дуэт. Я получил огромное удовольствие посмотрев это старое кино, которое кстати не утратило своей актуальности, и через пол века его существования, его можно посмотреть и насладиться его прекрасной, но весьма драматичной историей.

«Щербургские зонтики» — кино, которое является золотой коллекцией Франции и одним из первых, выдающихся фильмов, получивших Золотую пальмовую ветвь. Этот фильм не оставит без внимания настоящих киноманов, поклонников прекрасной Катрин Денев и любителей замечательного, исключительно прекрасного, старого французского кино.

8 из 10

2 июля 2013

Французский насморк

Получив всемирную популярность и признание зрителей, фильм стал классикой не только французского, но и мирового кинематографа. Его действие происходит в нормандском городке Шербург, где между 16 — летней Женевьевой Эмери, в исполнении красавицы Катрин Денев, и 20 — летним Ги Фуше расцветают романтические чувства. Влюбленные собираются пожениться, но жениха призывают в армию. Не дождавшись любимого, от которого ждет ребенка, девушка выходит замуж за ювелира, чтобы помочь матери исправить материальное состояние семьи.

Подобно театральному спектаклю кинокартина разделена на три акта: Отъезд, Разлука, Возвращение, которые говорят сами за себя. Простая, обыденная, но извечно актуальная тема любви трогательно и красиво оформлена яркими декорациями и романтической музыкой Мишеля Леграна, что психологически влияет на зрителя и провоцирует его на сентиментальное восприятие достаточно банальной истории. Это первый мюзикл в истории кинематографа, в котором нет ни одной словесной реплики. Здесь все диалоги и разговоры героев происходят в песенно-речитативной форме, приближенной к оперному жанру. Кинокритики изначально даже пытались рассматривать этот мюзикл как кинооперу, но для подобного жанра здесь нет масштабности и монументальности в развитии музыкального сопровождения, да и лейтмотив всего один — это песня «I Will Wait for You» (Я буду ждать тебя), а в последствии всемирно известный шлягер, который в вариационной форме создает практически весь музыкальный фон кинокартины.

По сути своей это фильм-сказка с весьма эксцентричными муками любви, когда порой кажется что главные герои в нем не юная пара влюбленных, а именно зонтики, которых во всем Шербурге не хватит для того, чтобы укрыться от захлестывающего потока несколько назойливых слез.

На мой взгляд, снимая картину режиссер все-таки делал ставку больше на французский менталитет, поэтому фильм вышел по истине во французском романтическом стиле… Конечно фильм красивый, конечно он достоен внимания и восхищения, и многим нашим зрителям он нравится. Но если рассматривать его в контексте нашего, славянского менталитета, то в качестве сказки для детей у него печальное завершение, а дети любят сказки со счастливым концом, где герои, совершив ошибки, осознали и исправили их. Вот и возникает вопрос: «Как объяснить ребенку почему принцесса Женевьева, встретив свою первую любовь — принца Ги, вышла замуж за другого нелюбимого принца?», ведь понятия: деньги, мимолетная любовь, бедность, богатство в детском сознании существует как общие абстрактные формы, навязанные им взрослыми и слабо связанны с началом их жизненного пути. А для взрослого зрителя эта сказочная история любви в роскошной «версальской» упаковке слишком поверхностна и несколько примитивна. Ведь у славян чувство любви и отношение к ней, не в обиду французам, на генетическом уровне от предков заложено намного глубже, чем просто на физиологии. Поэтому все познается в сравнении. Да и кому как не нам, с нашей славянской литературой и кинематографом сравнивать. Достаточно только вспомнить Настасью Филипповну Достоевского, Анну Каренину Льва Толстого или его «Войну и мир» с Наташей Ростовой в постановке Сергея Бондарчука. Кто хоть однажды видел юные прекрасные голубые глаза влюбленной Наташи, в исполнении Людмилы Савельевой, на столько выразительные, что без всяких слов по ним можно роман читать, тот поймет разницу между славянским и европейским восприятием. И конечно же после таких образных параллелей восприятие французской любовной романтики уже не столь впечатляет и балует нашего зрителя. Хотя фильм несомненно светлый и даже нравоучительный, заставляет задуматься над тем, как часто люди разменивают свою любовь на материальное благополучие и комфорт?… Стоит ли это таких жертв?… И что такое первая любовь — глубокое чувство или быть может болезненная мимолетность?

6 июня 2013

Фильм не о любви.

И действительно, старые фильмы начинают считать классикой и часто не совсем заслужено. Что есть в фильме и в правду достойного, так это музыка, заслужившая стать классикой (любимой классикой) и песни. Я не знаю французского, но звучат они очень красиво. Ну, а в остальном: притянутая за уши история, какой-то неестественный антураж, какая-то наигранность и искусственность героев.

Простая история любви молодых людей. Да, идея «Ромео и Джульетты» не нова. Однако позвольте. Какая искренность и какое эмоциональное доверие? Как можно говорить о любви, когда герой временно (!) отсутствует, героиня носит под сердцем его ребенка и параллельно решает, к какому мужчине удобнее пристроиться. Именно удобнее, потому что ни Женевьева, ни ее мать ни больны, ни побираются. Да, дела у них идут неважно, но, если говорить откровенно, в жизни все хорошо не бывает. И это выглядит даже не смешно, когда Женевьева ходит уже с приличным животом и все еще продолжает решать: выходить ли замуж за «кошелек», который, кстати говоря, в нее влюблен и не знает об ее интересном положении. Какая искренность, какое эмоциональное доверие?

Главный герой тоже «хорош». «Обесчестил» девушку (все-таки тогда, это вам не теперь — все строже было), да и мужское начало проявляется в первую очередь в умении заботиться и нести ответственность, а не в том, чтобы тайком привести девушку к себе на ночь. Поиграли в любовь, а последствия ложатся на плечи мадам Эмери (матери самой Женевьевы). Ну а та, строит счастье своей дочери, как «знает и умеет».

Рада, что у главных героев все сложилось более-менее благополучно. Правда, «мораль» этой истории трудно вывести. Ну, если конечно это не об истории отношений Мадлен и Ги: «Если долго быть рядом с мужчиной, то он настолько привыкнет, что даже будет готов жениться, ну а потом, может быть даже и полюбит».

Чем может быть интересен и полезен фильм? Тем, что может служить замечательной демонстрацией того, как 1) повторяются жизненные сценарии у матери и дочери. 2) родители реализуют свои амбиции в детях (и ведь пропихнула же дочу в «светские львицы») 3) вера в мужчину творит настоящие чудеса. Да, пожалуй, хорошие примеры, хоть в учебник по психологии вписывай.

23 марта 2013

If it takes forever I will wait for you (c.)

Шербур — небольшой французский городок, где дождь поливает улицы, люди под зонтиками спешат по делам, а великие чувства не в почете. Однако именно здесь суждено повстречаться юной Женевьеве (дочери продавщицы зонтиков) и автомеханику Ги.

Все у них текло размеренно, мило и чудесно (не считая того, что мать Женевьевы не в курсе их отношений): они ходили вместе в театр, в кафе, гуляли и мечтали о том, как назавут свою дочь Франсуазой (так как в семье Женевьевы рождаются только девочки), как будут содержать небольшой магазин (они не решили, будут это зонтики или заправка), как будут вместе вечно. Но тут они узнают, что Ги призывают. Далее следует сцена прощания под прекрасную музыку Мишеля Леграна. Ну а потом — вокзал, голубой платочек Женевьевы и ее пронзительный взгляд.

Через какое-то время Женевьева узнает, что беременна, о чем сообщает матери. И тут начинается то, чего многие понять не могут. Женевьева из романтичной девушки превращается в женщину, на нее ложится ответственность за будущего ребенка. К тому же письма от Ги приходят все реже реже, а перспектива легкого и безбедного существования с ним выглядит весьма сумрачно. А рядом с ней оказывается благородный, влюбленный в нее богатый мужчина, который к тому же готов растить ее ребенка как родного. И она соглашается выйти за него замуж.

Конечно, этот фильм не лишен излишней сентиментальности, наивности и театральности. Однако он оказал довольно сильное влияние на кинематограф. Катрин Денев стала звездой, в фильме «Все песни только о любви» части названы так же, как и в Шербурских зонтиках, в фильме «Возлюбленные» есть пара цитат, а музыка до сих пор популярна по всему миру.

8 из 10

4 января 2013

Классика одной песни.

Удивителен тот факт, что довольно большое количество давно снятых картин, которые и прорывом в жанре назвать нельзя, становятся «обязательной для просмотра классикой», просматривая которую рыдают и женщины, и мужчины, и которую ОБЯЗАНЫ ЛЮБИТЬ ВСЕ, кто хочет считать себя экспертом в области кино. «Зонтики» — один из фильмов, относящихся к этой категории.

Всегда считала Катрин Денев не только одной из красивейших женщин нашего времени, но и талантливейшей актрисой, имя которой в актерском составе гарантирует фильму успех. Успех есть, есть известность и популярность, зрители и критики задыхаются от восторга и капают слюнями на паркет, а актерской игры-то и нет! Нет ни у кого в этом фильме! Ни у красавицы Денев, ни у Нино Кастельнуово. Вообще ни у кого!

У киномюзиклов, в который решил превратить картину режиссер Жак Деми, есть одна определенная специфика: в них должны быть обыкновенные человеческие диалоги. Это вам не сценическая постановка, где петь можно всегда, а кино. Но уж если глубокоуважаемый Автор решает пренебречь этим молчаливым правилом, то он просто обязан позаботиться о музыке. О том, чтобы в фильме была не одна, пусть и гениальная ария, а хоть немногим больше. Судя по всему, Жак Деми об этом не знал, а потому перед Мишелем Леграном была поставлена неправильная в корне задача. В результате обыкновенные идиотские диалоги, которые при обычном произнесении были бы еще частью беды большой глупости и бесполезности всей картины, превратились в растягиваемые слова («я тебя люблю» преобладает), которые уже через несколько минут начинают крайне раздражать.

О сюжете даже говорить не хочется.

Можете посмотреть, чтобы составить собственное мнение о мировой «классике», только перед просмотром отключите в себе все то, что можно назвать «мужским началом» и ждите соплей. Много-много.

Хотя, лучше даже ничего не ожидать. Если ничего не ожидать, то можно будет от души посмеяться над от диалогами, хоть и автор, скорее всего, хотел добиться ими совершенно противоположного эффекта.

5 из 10

P.S. «Призрак оперы» лучше.

18 ноября 2012

Все гениальное — просто. Лиричная история любви, воплощенная в незатейливой, но изящной картине, с непрерывным музыкальным рядом, это серия плавно сменяющихся пронзительно чувственных композиций с напевными диалогами. Герои на протяжении всего времени поют, лишь меняется тональность. Это необычно, но прекрасно вписывается и создает неповторимую стилистику фильма, как и яркий, запоминающийся колорит. Музыка Мишеля Леграна изумительна.

Этот сентиментальный фильм есть воплощение красоты, нисколь не опускающийся до уровня банальной сопливости, в этом он выдерживает уровень и оправдывает заслуженное восхищение. Влюбленную пару, автомеханика Ги и продавщицу зонтиков Женевьеву, разлучает армия и война, чтобы они снова случайно встретились спустя несколько лет, но лишь на несколько минут. Она замужем, он женат, но они помнят и любят друг друга, на это указывают и их имена детей, которые они обсуждали когда-то во время счастливой прогулки по городу. Разные семьи, разные города и одна встреча, чтобы вспомнить все и навсегда расстаться. Они разлучаются, чтобы любить. Искренний и душевный фильм, ставший вечно актуальной классикой.

10 ноября 2012

Говорят, что любовь познается на расстоянии. Однако мало, кто доверяет этому мнению, ведь в большинстве случаев такая любовь просто растворяется. Хотя в редких случаях, и отрицать это неправильно, подобное испытание только сближает влюбленных и делает их связь крепче. В кинематографе множество фильмов было посвящено этой теме. Но в большинстве эти фильмы представляют собой банальные мелодрамы с предсказуемым концом. Но случай с великим мюзиклом «Шербургские зонтики» изменит ваше представление.

Сюжет

Семнадцатилетняя девушка по имени Женевьева безудержно влюблена в бедного автомеханика Ги. Казалось, что на пути их чистой любви не возникнут преграды, но в скором времени Ги приходит повестка. После того, как Ги отправляется на войну в Алжир, Женевьева помогает своей матери в крошечном магазине по продаже зонтов. Однако у той возникают серьезные финансовые трудности. Им помогает богатый молодой человек Роланд, который влюбляется в Женевьеву. Теперь перед героиней встает серьезный выбор: сохранить свою любовь к Ги или пожертвовать ей ради матери и еще не родившегося ребенка Ги.

Игра актеров

Было приятно увидеть в фильме великих актеров в еще молодом возрасте. Бесподобная красавица Катрин Денев исполнила роль Женевьевы, юной девушки, которая ради сохранения ребенка Ги как знака любви Ги готова выйти замуж за другого мужчину. Нино Кастельнуово сыграл юношу по имени Ги, который всегда любил свою малышку Женевьеву. Оба актера блестяще исполнили свои роли, заслужив всеобщую признательность и почет.

Режиссура и сценарий

Режиссер и сценарист фильма Жак Деми поступил правильно, что снял фильм как мюзикл, поскольку сними он его как обычную мелодраму, фильм бы показался банальным и скучным. Заранее хочу сказать, что «Шербургские зонтики» даже как мюзикл не совсем обычный. В обычном мюзикле песни звучат в специальных музыкальных сценах, которые иногда сопровождаются танцами. Однако в этом фильме все не по правилам, поскольку весь фильм представляет собой сплошную музыкальную сцену, в которой герои напевают даже незначительные фразы. В плане сценария фильм весьма интересен и необычен. Французские мелодрамы сами по себе необычны. В них есть какая-то изюминка, как и в этом, на первый взгляд, простом фильме.

Итог

«Шербургские зонтики» — один из лучших мюзиклов и самых красивых мелодрам в мире, который наверняка западет в душу зрителю и оставит в душе приятный осадок. Конечно, вполне возможно, что после просмотра вы влюбитесь в красавицу Катрин.

10 из 10

30 сентября 2012

Мишель Легран

Нежная, трогательная история первой любви, ожидания, которое разбивается о молодость, время и жизненные обстоятельства. Одна из тех историй, что ненавязчиво остаются в воспоминаниях юности, сохраняя героев вечно молодыми, вечно любящими и любимыми.

Юная Женевьева — единственная помощница мамы в небольшом магазине зонтиков. У работника автомастерской двадцатилетнего Ги тоже никого нет, кроме воспитавшей его тети. Молодые люди встречаются, любят друг друга и собираются пожениться. Женевьева даже решается рассказать все матери, которая, правда, не в восторге от привязанности дочери, она ведь еще совсем ребенок, какая там жениться, но постепенно оттаивает. И тут как гром среди ясного неба приходит повестка — Ги призывают на два года в армию. Влюбленные клянутся друг другу в вечной любви, верности, обещают писать письма. Но слова так изменчивы, а воспоминания постепенно стираются из памяти Женевьевы. Через несколько месяцев девушка понимает, что беременна, Ги искренне рад и сожалеет только о том, что не может видеть ее. Зато ее может видеть кое-кто другой. Надо сказать, что дела у матери Женевьевы идут не блестяще, она залезла в долги, и теперь пришло извещение, так что она вынуждена продать дорогое ей колье. К счастью, в ювелирном магазине им встречается состоятельный, представительный торговец драгоценностями, который к тому же и влюбляется в Женеьеву. После его ухаживаний, увещеваний своей матери она решает убедиться в искренности его чувств и проверить, как он отнесется к ее нынешнему положению. Но Роланд все еще полон желания жениться, он предлагает вместе воспитывать ребенка. И Женевьева уступает. Ее письма становятся все короче, уже не отдают былой искренностью, все меняется, и когда Ги возвращается назад, магазинчик шербургских зонтиков продан новому хозяину, а семья Женевьевы покинула город.

Герои встречаются снова через несколько лет. Ги уже женат на девушке, которая ухаживала за его больной тетушкой, верно ждала его из армии и поддерживала в трудное время, у них растет сын, да и дочка Женевьевы уже не маленькая. Время изменило их, осталось мало общего, но встреча, кажется, открывает снова незажившую рану, непережитое прошлое…

Часто слова любви будучи очень пафосными, многообещающими, клятвы в вечной любви и верности, не выдерживают проверки расстоянием и временем. Женевьева не смогла дождаться своего Ги. А он не смог ее простить.

Сначала нелегко было привыкнуть к тому, что герои поют абсолютно все время, но в этом и есть вся прелесть картины. Это делает ее легкой, нежной, романтичной. Восхитительная музыка Мишеля Леграна… тут, наверное, даже и слов не надо. Музыка создает всю атмосферу фильма. Ею пронизаны все герои, все их поступки, она в их глазах и сердцах. Эти бессмертные мелодии любви прекрасны, и лучшее доказательство тому тот факт, что они и сейчас пользуются огромной популярностью, ведь чувства не стареют, а эта музыка — сама любовь.

4 июля 2012

История о нелюбви

Это первый фильм, который породил настолько сильное противоречие между отзывами других и моим собственным впечатлением, что заставил написать отзыв)

«Шербургские зонтики» прекрасны с эстетической точки зрения. Женщины и мужчины, интерьеры и пейзажи — всё здесь красиво, как на старых французских открытках.

Не говоря уже о музыке, которая не просто красива, а божественна прекрасна. Ради неё одной уже стоило смотреть, она говорит много больше о любви и о жизни, чем все слова и слёзы героев.

Еще здесь есть пара гениально забавных диалогов и отличная актёрская игра. На этом достоинства фильма исчерпываются. И хотя они безусловно перевешивают один-единственный недостаток, не сказать о нём нельзя. Ну не о любви этот фильм, чёрт возьми, не о любви!!

Музыка — о любви, слова — о любви, а история — нет! История — о её отсутствии. О том, как любовь проходит, как меняются чувства, как течёт жизнь, и от былых страстей не остаётся даже и воспоминаний.

Хоть вешайте меня, хоть стреляйте, но женщина, которая любит и носит ребёнка любимого человека, не поступит так, как Женевьева. Ги жив, и здоров, и должен вернуться через какой-то жалкий год, а он соглашается выйти замуж за другого ну вот просто так. Не были они в нищете, не умирали с голоду, не страдали от позора — не существовало ни одной причины, которая оправдала бы такой поступок и сделала его самопожертвованием.

Это поступок женщины, которая разлюбила. Возможно, она внушила себе, что раз он не пишет, значит, забыл её, и решила не страдать зря. Возможно, просто не захотела терпеть долгую разлуку, а поддалась соблазну быть окруженной любовью и заботой прямо сейчас. Сути дела это не меняет.

А он любил, и ждал, и страдал, и пережил это. Не найдя её, он пережил падение, но смог встать на ноги и вернуться к жизни, найти новую любовь — истинную, преданную. И, по-моему, он счастливо избежал того, чтобы связать свою судьбу с женщиной, которая способна на такое невероятное предательство.

Их последняя встреча — это гениально снятое и гениально сыгранное подтверждение старой мудрости о том, что никто не может стать дальше, чем человек, который когда-то был самым близким. Чужие люди, не более того. Те, кем становятся влюблённые после расставания.

Словом, во всех отношениях поразительная история) Прежде всего в том, почему, ну почему все так рыдают, и видят здесь историю вечной любви, сломленной жестокими обстоятельствами, но не убитой? Я увидела нечто противоположное — повседневное, обыденное, знакомое каждому. Что-то вроде «было и прошло».

4 апреля 2012

Мелодрама Шербурские зонтики появился на свет в далеком 1964 году, более полувека тому назад, его режиссером является Жак Деми. Кто играл в фильме: Катрин Денёв, Анн Вернон, Марк Мишель, Эллен Фарнер, Мирей Перре, Пьер Каден, Жан-Пьер Дора, Бернар Фраде, Мишель Бенуа, Филипп Дюма, Доротея Бланк, Джейн Кара, Харальд Вольф, Даниель Ликари, Хосе Бартель.

В то время как во всем мире собрано 36,432 доллара. Производство стран Франция и Германия (ФРГ). Шербурские зонтики — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.