Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Осторожно, бабушка! |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Надежда Кошеверова |
сценарий: | Константин Исаев |
видеооператор: | Сергей Иванов |
композитор: | Василий Соловьев-Седой |
художники: | Евгений Еней, Ирина Шаршилина |
монтаж: | Елена Миронова |
жанры: | комедия, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 марта 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Так получилось, что посмотрел я этот чудесный фильм в первый раз лишь в 2002 году, хотя мне 30. Его показывали по закрытому ныне ТВС. И как-то знаете, там должна была начаться какая-то моя любимая передача, а до неё шёл этот фильм. Дай, думаю, посмотрю, что за фильм. И так он меня заворожил! Я всё думал — и чего же это я его раньше не видел? «Кавказскую пленницу» да, «Любовь и голуби» да, «Женитьбу Бальзаминова» да, «Девчат» да, а «Осторожно бабушку» в первый раз вижу!
Гениальнейшая Фаина Георгиевна Раневская сделала этот фильм шедевром. Она играет Елену Тимофеевну, «Ёлочку», энергичную бабулю, способную не только птицефабрикой руководить, но и свершать великие дела. «Мобилизуйся, перерожденец!», закликает она ленивого бюрократа Чучелова… то есть Чулкова. «Вытри нос!», успокаивает внучку. Собственно, где она тут сыграла? Это и была сама Раневская! Резкая, немного грубоватая, но добрая и гиперактивная.
Это ж надо, в 19 лет, а уже директор Дома Культуры. Но в те далёкие 60-е это было реально, социальные лифты были не в пример сегодняшним. Лена-младшая в исполнении Ариадны Шенгелая также придаёт фильму особый колорит. Жалко, что она в отличие от бабушки немного ленивая и мыслит не всегда рационально. Действительно, ходить по инстанциям, скандалить, уговаривать бюрократов что-либо сделать… проблема, к сожалению, не нова и не стара, она вечная… Дело, говорит бабушка, от этого не сдвинется! Эх, и повезло же Лене с бабушкой! Такая и «нос вытрет» и машину через лес проведёт, и хулиганов проучит, и самое главное — мобилизует всех, чтобы сделать главное дело — достроить Дворец Культуры!
А какие же чистые, удивительные лица у тех людей! И конечно, никто не отменял любовь! Даже запретами «ставить личное выше общественного» никаких чувств не перебить и не победить. Что ж, Лена-младшая наверно в силу своего возраста, этого не понимает. Даже влюблённость её не меняет, как была директором, так и осталась. Так и не понимает своих сентиментальных подруг, двух Шурочек.
Вы пройдитесь вечером по нынешним московским улицам, прислушайтесь к гнусавым голосам нынешней молодёжи… Грустно, очень грустно, что капитализм так развращает. Чем же отличается та молодёжь от нынешней? Да конечно, всякая была молодёжь и тогда, нам показывают идеальную картинку. Но кто жил в те годы, знают, что люди были культурнее, ответственнее, добрее, все мечтали о любви, а не о гаджетах последней модели, любили на всю жизнь, а не на пару-тройку, я извиняюсь, раз. Все верили, что наступит оно, светлое будущее! Что ж, это оказалось мифом, но разве это плохо — жить мечтами, надеждами, верить в лучшее? Неужели тупо пялиться в смартфон и ловить дурацких покемонов — это и есть светлое будущее?
Но всё же показана главная положительная черта нашего характера, которая наблюдается и сейчас. Взять даже вот эту олимпиаду — вот он наш характер. Трудности нас сплачивают, и мы способны на чудеса. Как и герои фильма. Я конечно не одобряю того, чего устроили Лёше библиотекарь и лесник, такими способами, даже для общего благого дела, руководствоваться не следует. Но ведь все вместе, дружно навалились и достроили!
Светлая память всем, создателям фильма, которых уже нет в живых. А тем, кто жив — здоровья.
Кстати. Я так и не уточнил смысл названия фильма. Он, наверно, так и задумывался, двояким. Звучит как призыв бабушке быть поосторожнее «Осторожно, бабушка!» и как «дорожный знак» для таких как библиотекарь или Чучелов «Осторожно, бабушка!»
26 августа 2016
Фильм, ПМСМ, весьма и весьма средний для советского кино. Основные линии сюжета столь тривиальны, что их используют и сегодня в каждом втором российском сериале. Да, исполнение на космически более высоком уровне. Да, режиссура превосходит всё, полученное в этой-же стране за последние 30 лет. Да, актёры свежи и искренни. Да, цветовая гамма приятна глазу, и кадр не режет глаз ненужной чёткостью импортных видеокамер. Но в целом не сложилось в гармоничное зрелище.
Однако и в этом фильме, если поискать, найдётся не одна хитрая, но сладкая изюминка. Посмотрите на героев: это же самые обычные люди той страны Советов. Да, это всё артисты, но похоже, что они играют самих себя, какими они могли бы стать по жизни, не найдя себя в кино. И окружающая среда для этих простых людей и ребят — дружелюбна. В ней нет ОМОНа, который обязан оборонять понятно кого от этих самых людей. И это почему-то вдруг вызывает странное чувство какой-то нереальности сегодняшнего дня. Нет странных граждан неприятной внешности на импортных автомобилях, а дороги пусты и приятны для вождения. Окружающие все подряд заняты производительным трудом. Никто не ведёт чумовых проектов, не играет на биржах, и все почему-то уверены в завтрашнем дне. А обычные, заурядные, приземлённые любовные переживания групп героев противоположного пола происходят (внимание, дети российской эпохи!) на абсолютно фантастическом сегодня фоне КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА! Они, герои, работают друг-для-друга! Обратите на это внимание — и вдруг узреете столь естественно выглядящее!
Поясняю для россиян, коммунистический труд — это труд, направленный не на личную прибыль, а на общественную пользу, добровольно и безвозмездно. Альтруистический труд. И вся эта вакханалия рекламы коммунизма в картине выглядит почему-то абсолютно естественным фоном для её простого, почти примитивного сюжета. Где молодые эмоции совершенно хаотично бурлят и мучают героев, ссорящихся и мгновенно переходящих от обиды к обожанию.
Не уверен, что все из реально поживших при СССР зрителей смогли хотя бы раз испытать лучшие свойства этого самого освобождённого труда. А ведь тогда почти все работоспособные граждане (даже сегодняшние главные буржуины РФ, полагаю) ходили на субботники. И не на унылые по уборке весеннего мусора, а на субботники на рабочем месте, где ты делал свою привычную работу, но в выходной день бесплатно и добровольно.
Честно говоря, добровольность эта лично для меня казалась натянутой. Просто так было принято. Все старшие товарищи шли без лишних обсуждений. И я шёл поэтому. Основным мнилось чувство солидарности с толпой, нежелание выделяться. Завод могуче гудел, впитывая в себя волны букашек. С крыши гигантского дворца культуры раздавались бодрящие мелодии и соответствующие Первомаю песни. Народ работал. А потом, возвращаясь домой, молодой станочник недоумевал: зачем это надо? Почему все ходят? Вот его, в общем-то, никто же конкретно не заставлял!
Но было что-то в этом, было! Теперь понимаю, вспоминая. Ведь была же какая-то лёгкость при управлении токарным станком 16К20 в такой день. Какое-то неосознанное чувство, что ты приближаешься к чему-то новому, однозначно хорошему. Какое-то другое отношение к выполняемой работе. Ничего не висело над душой. А главное — не было гонки за нормой, но делал работу весело и бодро! Может, хотелось просто быстрей закончить всё это? Сильно не уверен. По крайней мере, это точно не было главным.
Но вот как-то раз, уже будучи студентом, были все посланы на подшефную овощную базу. И там довелось перегружать лук из мешков в контейнеры. Студенты в бригаде подобрались все свои, из одной комнаты в общежитии. Из всех только я и успел послужить в армии. По обоюдному молчаливому согласию стал командовать, что обычно для меня не характерно. И задавать темп. Вдруг что-то подхватило, понесло. Захотелось делать больше и больше, быстрее и ловчее. Соревновательный момент появился. И все ребята, как один, почувствовали этот энтузиазм и подхватили его. Мешки вылетали из высоченной пирамиды у стены. И мгновенно наполнялись контейнеры. Грузчик на электрокаре, отвозивший наши результаты в глубины базы, сначала смотрел на происходящее с некоторым изумлением, отпустил пару ехидных замечаний. А потом построжел, как то поднял голову и начал гонять с видимым удовольствием, с шиком! Когда мешки закончились, мы стали приходить в себя, странно и смущённо переглядываясь. А электрокарщик на прощание крякнул и произнес изумлённо: «Ну мы дали, ребята!». Ничего подобного этому более ощутить не довелось. Увы.
А вы говорите — фильм заурядный. Он-то может и заурядный, да только почти все дела наши тогда вели к большому, реально великому! А дело и есть то, что делает нас людьми.
За показ внутреннего романтизма жизни в советском обществе, фильму оценка
7 из 10
7 мая 2014
Когда молодежь опускает руки, их бабушки и дедушки лишь удивленно пожимают плечами и принимаются за работу с таким небывалым энтузиазмом, что юным девушкам и парням становится стыдно за свое малодушие и неорганизованность.
Советский режиссер Надежда Кошеверова, снимавшая в основном сказки, однажды создала потрясающую комедию об очень плодотворном сотрудничестве разных поколений. Героям этой истории предстоит достроить Дом культуры, подготовить концерт к его открытию и разобраться с душевными проблемами.
Впереди бригады всей идет мудрая Елена Тимофеевна, которая, несмотря на свой почтенный возраст и эксцентричное хобби (выращивание кур), обладает прекрасными организационным способностями. На ее боевой зов тут же слетаются все старые друзья и принимаются за строительство. С первых минут становится ясно, что она — необычная бабушка, ведь так лихо водить машину и пытаться при этом курить за рулем умеет далеко не каждый мужчина. Но она умудряется удивлять и дальше своей силой воли, упрямством и готовностью действовать, а не ждать, пока судьба решит им помочь. Фаина Раневская всегда была колоритной актрисой, которая никогда не оставалась в тени. И здесь она профессионально затмевает собой одногодок и уж тем более молодых актеров.
«- Слышь, Кеша. Молодой человек угрожает нам, так сказать, уголовным кодексом.
- Нехорошо.»
Самый яркий дуэт кинофильма создали замечательные актеры Сергей Филиппов и Ролан Быков. Их совершенно разные персонажи, чья дружба прошла испытание временем, постоянно что-то чудят в кадре — то вдвоем путешествуют верхом на лошади, то занимаются похищением людей. Каждое их появление на экране доводит до истерического смеха. Да, эти старички знают, как уговорить даже самого несговорчивого юнца помочь общественному делу.
Молодое же поколение прекрасно воплотили как актрисы Ариадна Шенгелая, Людмила Маркелия, Нина Ургант, так и актеры, среди которых выделились Юлиан Панич и сам Леонид Быков. Пытаясь решить свои любовные проблемы, разрываясь между личными переживаниями и долгом перед общественностью, их герои постоянно скандалят, ссорятся, потом мирятся и снова из-за своей юношеской вредности находят повод, что бы помучить друг друга. Спустя столько лет очень забавно наблюдать за развитием их отношений, ведь сейчас так любовь уже не показывают на экране. А в этой кинокартине это чувство осталось чистым, наивным, и кажется, что у них это действительно на всю жизнь.
Безгранично добрый, иногда смешной, а иногда грустный — этот фильм немногим выделяется среди советских комедий. Но, как и во многих фильмах того времени здесь есть та самая изюминка. Создатели будто бы поменяли здесь местами стариков и молодежь — внучка главной героини уж слишком серьезно относится ко всему, постоянно поучая своих подруг, в то время как первые ведут себя так, будто еще не вышли из подросткового возраста. И глядя на эту неунывающую старую гвардию, хочется и себе не потерять вкус к жизни с приходом старости. Ведь это так прекрасно, когда человек становится мудрее с годами, но в душе остается все таким же молодым, как на пожелтевших фотографиях юности.
Порой у бабушек и дедушек остается столько энтузиазма, что их внукам и не снилось. Поэтому никогда не стоит их списывать раньше времени.
2 декабря 2011
Ох, ну и завораживает меня как этот фильм! Такой потрясающий лично для меня. Но неудивительно, так как, потому что именно здесь снимается Фаина Раневская.
Комедия сама по себе получилась необычная и чуть-чуть завораживающая. Так как именно бабушка помогает внучке. Справится со всеми ситуациями, сложностями, какими-то проблемами. Конечно, в жизни это тоже можно встретить.
Мне больше роль понравилась у Фаины Раневской. Как всегда она неотразима, весела. Я могу сказать она одна из многих актрис, которая непременно может сыграть так необычно и с юмором. В этой комедии я просто поражена ее работой! Роль таковой эгоистичной бабушки ей вправду удалась. Несмотря на то, что в нем играет столько не так важных актеров.
Сама комедия придает массу ощущений. А после просмотра и вовсе думаешь, как же бабушка могла все внучкины проблемы решить? Да.… Но не так важно, что в кино надо иметь тот самый сюжет, который прям таки, нужен фильму. Здесь не таких моментов!
А значит фильм сам по себе простой, ну за счет актеров он удался на славу.
10 из 10
22 июня 2010
«Старый конь борозды не портит» — довольно оригинальная идея для советской комедии, но фильм вышел диковатый. Раневская, несомненно, стержень всего происходящего. Этакая боевая бабушка. Может быть, даже бабушка массового поражения.
Остальные все тоже хороши. Герой-любовник меня, правда, раздражает. Прямо Овод какой-то доморощенный. Весь такой пафосный и обидчивый. Даже героиня при всех ее комсомольских ухватках мне милей. Возможно, это женская солидарность во мне говорит, но ее обиды как-то оправданнее. Не она, в конце концов, его при всем честном народе обзывала по-всякому.
Очень мне понравилось, как показана беготня Лены по инстанциям. Как сказал Лукьяненко, для русского человека общение с бюрократией возведено в ранг искусства (он другими словами сказал, но суть такая). И правда, Лена уверенно и упорно выбивает для своего дела рабочую силу и материалы. Молодец. У нее, конечно, есть «секретное комбо — ломик в рукаве», то есть бабушка… но и сама она не плошает.
Правда, энтузиазм, выказываемый персонажами, по мне так чрезмерен. Я, конечно, дитя другой эпохи, и слабо понимаю, зачем вообще нужен Дом Культуры, а уж тем более так срочно…. но даже если это жизненно необходимо — такое рвение можно ожидать ну от двух-трех энтузиастов, а не от всей честной компании.
Старички-разбойнички идут даже на уголовное преступление ради какого-то паршивого концертного номера. Ой… я боюсь этих людей. Представляю себя на месте этого несчастного гармониста. Я бы точно на них заявила в милицию. Унизили, заставили бегать по лесу в одних трусах, потом чуть под выговор на работе не подвели. Больные на голову.
Разборки же между дружбой и любовью, м-м, в данном случае выглядят глупо. Я могу представить ситуацию, где дружеские чувства вступают в конфликт с любовными, и это будет очень тяжелая ситуация, но в данном случае проблема — ерунда на постном масле и детский сад. Им вообще всем сколько лет? Четырнадцать? Двенадцать? Взрослые же люди, а ведут себя… мягко говоря, неумно.
Правда, это вообще свойственно многим советским комедийным фильмам, инфантилизм такой в любовных отношениях. Не будем излишне строги. Почерк эпохи.
7 из 10
4 июля 2009