Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
СВ. Спальный вагон |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Владимир Хотиненко, Виолетта Седова |
сценарий: | Леонид Комаровский |
видеооператор: | Евгений Гребнев |
композитор: | Борис Петров |
художники: | Юрий Устинов, Тамара Сагирова, Валерий Лукинов |
жанры: | комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
СССР; конец 80-х годов XX века
Женя /Лариса Гузеева/ - начальница, постоянно бывающая в командировках, в том числе и в заграничных; современная ухоженная женщина
Галя /Светлана Крючкова/ - поселена в одно купе с Добрым; дородная, классическая русская женщина
Добрый /Владимир Ильин/ - начальник, возвращающийся из командировки и озабоченный не самыми приятными делами на работе
Иван /Евгений Стеблов/ - снабженец, рот которого не закрывается, а говорит он часто весьма неприятные вещи
Проводник /Авангард Леонтьев/ - тихий алкоголик, получивший странное задание не пойми от кого – умертвить присланных ему лягушек и сделать из них какую-то скульптуру
Всем известно, что случайные попутчики на железной дороге – самые активные собеседники и бесплатные психотерапевты. По-моему, это уже на уровне анекдота – когда такому вот попутчику ты выкладываешь о своей жизни такие сведения, что мама не горюй. А чего: человек тебя не знает, никого из твоих знакомых тоже не знает, так что ты ему душу излил, во всех грехах покаялся, и с облегчённым сердцем двигаешься дальше по жизни.
Вот о таких попутчиках и идёт речь в данной картине, но дело в том, что все, как оказалось, друг другу далеко не самые далёкие люди. Собственно, данным фильмом доказывается теория о шести рукопожатиях, о которой говорит, кстати, героиня Крючковой, прочитавшая недавно об этом явлении в книге. И выяснилось, что почти каждый из героев как-то повязан друг с другом, а двум из них двое других даже, по сути, жизнь поломали…
Фильм достаточно динамичный, местами весьма остроумный. Стеблов меня удивил, такого гада здесь играет, я всегда питала симпатию к этому актёру, а тут… Очень достоверно сыграл негодяя. В эпизодической роли здесь появился Вячеслав Бутусов молоденький, произнёсший странную фразу: «Оставьте меня в покое! Я порван, как грелка!»
Вообще в фильме достаточно много странного, соседствующего с тем, что вполне привычно и могло бы произойти на самом деле. В целом картина нормальная. Не вау, но можно и посмотреть.
27 июля 2023
Появление, известного каждому любителю кино, одутловатого лица в кинескопе допотопного зомбоящика и сообщающего, что его зовут Альфред Хичкок посреди пустого коридора советского спального вагона — очень даже забавно. В этом фильме много забавных моментов и ситуаций. Большинство из них утратило к сегодняшнему дню актуальность, а в «злободневности» иных и в свое время разобраться не сумели.
«СВ» — это не только аббревиатура спального вагона пассажирского поезда, как следует из набора расшифровок в начальных титрах, но делу дополнительная информация не помогает. Расшифровывать происходящее на экране придётся до самого финала и не факт, что всё будет понято. Это сейчас Владимир Хотиненко заплыл респектабельным жирком почтенного классика и ваяет один за другим пропагандистский попс по госзаказу и на больших бюджетах, не оставляя зрителю остроумных загадок. А когда-то этот человек создал гениальное «Зеркало для героя» и необычную во всех отношениях «Патриотическую комедию», где грань реальности легко стиралась по велению фонтанирующей фантазии одного из лучших отечественных кинематографистов своего поколения. «СВ» — кино того самого давнего высокохудожественного периода автора. Компанию в режиссёрском кресле ему составляет некая Виолетта Седова, но это не важно. Хотиненковский фантасмогорический стиль узнаётся с первых же кадров пробуждения в коммуналке пьяного проводника в ироничном исполнении Авангарда Леонтьева. Собственно, кроме эпизодичного проводника, творящего под коньяк странные «художества» из сингапурских лягушек, мы видим всего четырёх персонажей. Мастерская игра профессионалов Ильина, Стеблова, Крючковой и Гузеевой и составляет нерв психоделического бреда развернувшегося где- то в ином мире и ином пространстве, но в рамках ограниченной площади двух соседних парных купе поезда эпохи перестройки. Персонажи типичны, узнаваемы и карикатурны. Странным образом их жизни взаимосвязаны и уже не первый год, но знакомятся они впервые только в злополучном СВ, везущим их непонятно откуда и куда.
Фильм попадает в русло аллегорических работ конца 80-х, которые делал Абдрашитов, Шахназаров и тот же Хотиненко, но в нём больше несерьёзности. Всё — таки по жанру — это комедия, пусть и, малость, драматичная. Количество аллюзий, намёков и символов чрезмерно для небольшого метража: от библейских «яблок познания» до упомянутого Хичкока, наработкам которого фильм отчасти следует, имитируя непредсказуемый триллер. Вместе со смешением жанров кино отяжеляется ненужностью некоторых сцен и незаконченностью выписанных характеров. Брошенные мимоходом социальные пророчества теряются в хитросплетениях мелких измен и предательств персонажей. А может, никаких пророчеств и нет, а есть только визуализация бреда. В любом случае, «СВ» интересно пересматривать и размышлять над стимулирующими обманками, кои в новые времена приобрели новые смыслы.
8 из 10
25 марта 2011