После Янга
After Yang
6.5
6.7
2021, фантастика, драма
США, 1 ч 36 мин
18+

В ролях: Колин Фаррелл, Джастин Х. Мин, Хейли Лу Ричардсон, Сарита Чоудри, Клифтон Коллинз мл.
и другие
Янг — любимая игрушка в семье Джейка — ломается и не подлежит гарантии. Проблема в том, что Янг — это андроид, не отличимый от настоящего человека, и расстаться с ним не так просто. Джейк обещает дочери во что бы то ни стало починить Янга, и пускается в настоящую одиссею по волнам памяти робота, который окажется куда человечнее.
Дополнительные данные
оригинальное название:

После Янга

английское название:

After Yang

год: 2021
страна:
США
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Бенжамин Лоб
композиторы: ,
художники: Александра Шаллер, Арджун Басин, Джоанн Лин, Макс Уиксом, Дэниэл Филлипс
монтаж: ,
жанры: фантастика, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $60 826
Сборы в США: $46 872
Мировые сборы: $729 254
Дата выхода
Мировая премьера: 8 июля 2021 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 36 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, драма

Постеры фильма «После Янга», 2021

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «После Янга», 2021

Чувства хранятся внутри нас...

'Вечно мы считаем, что все остальные хотят стать людьми

А что в этом хорошего?' (с)

'После Янга' (2021) - это вольная беседа в реалиях утопичного мира о взаимоотношениях человекоподобных андроидов и людей.

В своих изречениях картина использует простой тезис - человек не идеален. Он соткан из противоречий и постоянных внутренних бурь. В нем не будет покоя даже после смерти, ведь он хочет верить, что жизнь его подобна жизни гусеницы, что, завершив свой путь, обретает крылья.

И в этой парадигме парадоксального существа особо интересно его взаимодействие с существом вечно спокойным и вечно рассудительным.

Противопоставление хаоса и гармонии древнее, как китайская цивилизация, и оттого утопичный мир будущего, выстроенный на симбиозе высоких технологий и азиатской культуры, воспринимается очередным естественным этапом развития этой извечной борьбы.

Ты не знаешь наверняка, что возобладает в этих взаимоотношениях, но никто не мешает нам пофантазировать, ведь так хочется быть неодиноким в своей неидеальности...

'Чувства хранятся внутри нас, неповторимо нас изменяя, нашёптывают нам...

Они были... Мы можем стать лучше, ведь они были...' (с)

12 августа 2023

Наше печальное будущее

В далеком или не очень будущем, после полувековой войны между США и Китаем (где, похоже, США победили) у американцев вошло в моду брать в семьи китайских сирот, чтобы воспитывать их как собственных детей. Семья Джейка (Колин Фаррелл) и Киры (Джоди Тёрнер-Смит) - одна из таких пар. Маленькая Мика (Малеа Эмма Тьяндравиджая), как прочным клеем, скрепляет их готовый развалиться союз - такое ощущение, что, кроме очаровательной приемной дочери, у этих двоих давно нет ничего общего. Чтобы познакомить Мику с историей и философией ее далекой родины, семья приобретает антропоморфного робота Янга (Джастин Мин), прекрасного внешне юношу, неторопливого и умного, до самого верха наполненного цитатами китайских мудрецов.

На нового робота у Джейка и Киры денег не хватает. Поэтому Янг - робот подержанный, так сказать, с пробегом - хоть и на гарантии. Принципы ведения бизнеса в далеком будущем ничем не отличаются от современных нам с вами - поэтому, когда человекоподобный юноша ломается, починить его не берется никто. Фирма, где Джейк покупал Янга, давно закрылась, - а если отправить андроида на завод в Китай, его воспоминания о семье наших героев станут достоянием азиатских ремонтников. Во время войны подобные роботы использовались спецслужбами Китая для сбора шпионской информации - война закончилась, а устройство слежения в голове Янга осталось.

Перед сеансом в маленьком частном кинотеатре симпатичная девушка рассказала нам, зрителям, немного о режиссере данного фильма. Де, некоторые критики называют его 'новым Тарантино' (почему, я совершенно не поняла, двух более непохожих друг на друга авторов еще поискать - хотя, возможно, лектор оговорилась и вместо Тарантино должно было фигурировать другое имя). Когонада, в самом деле, режиссер особенный (в первую очередь, видимо, благодаря особому, неспешному 'азиатскому' взгляду на мир) - но, если честно, ничего такого сверхъестественного или волшебного я в фильме не увидела. Чувственно? Эмоционально? Да. Вторично? Затянуто? Тоже да. Ума не приложу, как можно сделать затянутой полуторачасовую картину, но Когонада постарался.

Фильм показывает будущее, которое, возможно, нас ждет - с победившей наконец толерантностью, с домашними роботами-слугами, совершенно неотличимыми от людей, с возможностью, к примеру, клонировать хоть любимую жену, хоть собственную бабушку - и выращивать полученного клона вместо ребенка. Можно было порассуждать на темы любви и ненависти, морали и мести (к примеру, показать, как герой воспитывает клона собственного отца, который был жесток с ним в детстве) - но такие сюжеты Когонаде не интересны. Он лишь легкими пастельными мазками обозначает странности нового мира - вот, допустим, у соседа Джейка дочки-близняшки - клоны живой и здравствующей жены. Фрейд бы нам много чего тут рассказал - а Когонада не будет.

Вообще, продемонстрированный на экране мир будущего совершенно не кажется привлекательным. Так, вроде бы экологичность победила - а в итоге на героях унылая до боли одежда, дом выглядит как лачуга бедняка, и даже посуда - как с помойки. Герои медленно и уныло пережевывают какую-то неэстетичную на первый взгляд пищу, ведут такие же медленные и унылые разговоры. Первые минут пятнадцать я думала, что семейство Джейка и Киры - из самых нищих, до того безрадостным и тоскливым кажется их существование.

Такого будущего не хочется - хотя, вопреки грустным предсказаниям гринписовцев, в нем есть место и траве, и деревьям, и цветам, - а частные участки выглядят ничуть не менее зелеными и цветущими, чем в наше с нами время. Это будущее слишком печальное и бессмысленное, чтобы его хотеть. Бессмысленное настолько, что у главных героев нет более интересных занятий, чем тупо пялиться в стену. Настолько, что, когда у Джейка появляется возможность отсмотреть 'от' и 'до' воспоминания вышедшего из строя домашнего робота - он с радостью берется за это дело, посвящая ему все свободное время - в ущерб работе, общению с супругой и прочим семейным делам.

Свой интерес к ментальной сущности механического слуги герой тщательно скрывает и от дочери, и от жены, захлопывая крышку компьютера всякий раз, когда кто-то заходит в комнату. Так затюканные сожительницами мужчины тайком смотрят порно в наше с вами время. С подобной нездоровой жадностью ревнивая жена могла бы изучать содержимое телефона неверного мужа - но нет, тут не супруг, а всего лишь купленная со скидкой модель человека, содержимое мозга которой ранее Джейка абсолютно не интересовало. Каким бы прекрасным не оказался мир в глазах романтичного андроида - странно, что главный герой предпочитает смотреть на окружающее его глазами, а не своими собственными.

Этот фильм - как заезженная пластинка. Как полустертые воспоминания из головы робота Янга. Вроде бы красиво. Вроде бы есть какой-то смысл. По сути - банальные философские фразы, доведенные до абсурда многократным повторением.

6 из 10

23 апреля 2023

Мечтают ли таки андроиды?

Тема, некогда заброшенная Диком, продолжает благополучно цвести и пахнуть. Бегущие по лезвию не дадут соврать. Недавний фильм был благополучно встречен публикой, но в прокате собрал средние цифры. И это не удивительно.

В случае с Янгом все скромнее и камернее. Очевидно, это очень локальная история с Колином Фареллом, окончательно ушедшим в авторское кино на фоне кассовых провалов своих крупных франшиз. Локальная и скромная, неочевидная.

Тут и ответственное расовое распределение ролей с удочеренной девочкой из Китая и женой в формате 'явно из Африки' (ничего не имею против). И неявные проблемы в семье. И игрища с андроидами во всех ипостасях, особенно у соседей. Однако, кино получается очень разорванное и безумно кружевное.

Сюжет крутится вокруг потерявшего функционал андроида и страданиях по нему в свете воспоминаний всей семьи. Начинается все с дочери, а потом доходит до всех.

Ничего нового - мы уже знаем, что любому разуму стоит сопережевать. Новое - хорошая закадровая музыка и некоторые светлые кадры.

7 из 10

И 7 за редкую современную фантастику.

23 марта 2023

Самое важное - внутри

Этот фильм мог пройти мимо меня, потому что я настолько человеколюбива, что любые намёки на роботизацию или вторжение инопланетян вгоняют меня в уныние.

Московские зрители встретили творение Когонады тепло и со слезами на глазах. Руководствуясь принципом «доверяй, но проверяй», я запрыгнула в последний вагон проката и не пожалела.

Джейк и его жена Кира купили поддержанного андроида Янга для приёмной дочери из Китая, чтобы та не потеряла связь с родной культурой.

После поломки Янга Джейк пытается найти мастера, который смог бы воскресить электронного помощника. Тщетно. Единственный живой элемент – карта памяти.

Джейку ничего не остаётся, кроме как надеть очки виртуальной реальности и отправиться в путешествие по лабиринтам памяти Янга.

Происходящее на экране напомнило мне о мысли, найденной в книге американского психиатра Ирвина Ялома. В своё время она помогла мне в непростой ситуации. Дословно не воспроизведу, но попробую передать суть. Умирая, человек теряет нечто большее, чем тело. Он лишается продуманного до деталей мира, который существует только в его сознании. И, соответственно, доступ к этому миру есть только у него.

Когда Джейк смотрит воспоминания Янга, он понимает, что совершенно не знал его. Янг, подобно человеку, испытывал чувства и проявлял интерес к миру.

Три представителя разных рас в одной семье – наивная мечта, приближающаяся реальность или намёк на то, что все люди друг для друга являются иностранцами, понять которых можно только в том случае, если залезть к ним в голову?

Азиатская культура, пожалуй, самая загадочная и непонятная для европеоидов. Именно поэтому и ребёнок, и андроид - азиаты. Это решение позволяет сильнее прочувствовать инаковость.

К такому же выводу я пришла, когда смотрела балет Джона Ноймайера «Русалочка», где главную роль исполняет китайская балерина Юань Юань Тан. Кто такая Русалочка? Таинственное создание труднодоступного подводного мира.

Сай-фай Когонады получился трепетным, медитативным, требующим плавного погружения и разговора с самим собой.

17 марта 2023

Один из тех непонятных, а потому и не понятых

16+

Один из тех фильмов, которые можно включить и не слушать, а если и слушать, то как фон. Можно сесть поодаль и включить камеру на смартфоне и смотреть картинку на его экране, отображающую обстановку в комнате с играющим монитором. Можно вслушаться в голоса, не понимая слов. Можно ощутить дорогу, когда герой один или с кем-то куда-то движется, а самому сидеть смирно. Но земля движется, пускай незначительно по магме плывёт, сама планета движется вокруг оси и вокруг солнца, сама солнечная система вокруг чего-то и куда-то движется. И я сижу в движении.

Можно уснуть в начале фильме, проснуться под конец, или ровно с таким же успехом просто смотреть его. Всё такое унылое. Герои унылые. Жизнь у них тоже вроде того же. 'Робот' такой же. Или этот фильм, словно ключ к старому автомобилю, который заводят спереди прокручивая 'пропеллером'. Кино постарается разогнать унылость будничную в героях и их жизнях. Сгонит в нас.

Воспоминания. Мы шарим по ним. Воспоминания робота. Они куда ярче и человечней, чётче. Они не наши. Это наши воспоминания расплывчатые, чаще перемежаются с вымыслом и снами, нашими желаниями. Отсюда в нашей голове воспоминания больше как сюр. Мы вроде как живём, а вроде и нет. Прошлое ускользает. Только отпечаток цифровой в мире интернета позволяет нам думать, что мы там были в этом прошлом, переживали его. Но на самом деле нас там не было. Не было у нас прошлого, потому что существует только настоящее. А прошлое - умерло. А если умрем в настоящем, то и настоящего не будет.

И если кто-то рядом умирает, пускай даже робот, мы чувствуем потерю... потерю настоящего. Что-то настоящее уходит от нас. Что-то живое и настоящее. От того больней, когда умирает кто-то близкий и не только близко знакомый или родной, а просто тот, кто расположен близко и тем более нам знаком хоть мельком, пускай даже не знаком, но связан с нами национальностью или наднациональностью - привязкой к общей государственности. В общей планете живём, но порознь. Когда кто-то где-то в Африке или на Ближнем Востоке погибает - не так чувствуется, а вот когда кто-то из твоей страны...

Фильм, как понимается, крутится вокруг смерти робота. Это как в детстве с тамагочи. Подумаешь, монохромная картинка, но ты ведь за ней ухаживал, усилия к её жизни прилагал, а тут вдруг она взяла и того самого дала. Жалко. А вдруг ещё и наоборот: это тамогочи за тобой ухаживал, горшок твой мыл, готовил завтрак. И вдруг копыта отбросил. Вот те раз. Кто теперь завтрак готовить будет и поддерживать в тебе жизнь дружескими начинаниями? Айфон - тот же тамагочи. Только кто у кого кто - вопрос ещё... и даже не риторический.

16 марта 2023

“После Янга” – новая сай-фай драма от студии А24

“Ты что-нибудь понял? Я ничего не поняла!” – услышали мы в зале после просмотра. Маленький зал в кинотеатре “Пять звезд на Новокузнецкой” вечером 8 марта был забит парочками, которые ожидали увидеть научную фантастику с Колином Фаррелом, а посмотрели чувственный арт-хаус о ценности воспоминаний.

Мир “После Янга” – непривычная антиутопия. Функциональные дома, экологичность, культ духовности. Глазами зрителя этот мир кажется ненастоящим, это подчеркивается рваным монтажом и ординарными ракурсами. Но воспоминания андроида Янга показывают фактурность и красоту жизни: солнечные лучи на стопке книг, влажная паутина между листьев, нежные моменты с близкими. Погружаясь в записанные воспоминания Янга, Джейк открывает в своей собственной памяти забытые моменты и задумывается: “а может ли андроид любить и чувствовать? а могу ли это делать я?”

Режиссер Когонада вплетает в трогательную историю неорганической смерти вопросы этнического самоопределения и извечную философию “что останется после нас?”. Это мелодия на губах приемной сестры, глоток чая, который не поддается описанию, или участие в танцевальном батле на семьи из четырех человек? Те самые зрители на киносеансе наверно ответили для себя на этот вопрос, поэтому посыл автора остался для них непонятым.

А мне эта буддистская сказка была очень даже по душе и оставила много вопросов, что и должно делать искусство.

9 марта 2023

после жизни

Первое, чем пленяет картина- это образ будущего. Ни следов вселенского катаклизма, ни руин, ни зловещих мутантов. Но и безоблачного рая тоже нет. Будущее- это теплый темно-золотой свет, уютный дом, аквариум, интерактивное шоу танцующих семей, автомобили без водителя, VR-очки, видеозвонки. Все то, что уже есть сегодня. Только не в тестовом варианте, а в качестве обыденного рутинного инструмента. Будни будущего. Очень похоже на правду. Она ведь такая же, как фильм- негромкая, интимная, личная.

Еще есть чайная лавка, которую держит Джейк (Коллин Фарелл) и волшебный хоровод китайских чаинок во время заварки. Еще есть семья, в которой папа- Джейк- типичный англосакс, мама- Кайра- афроамериканка, дочка- Мика- китаянка. Это уж точно фантастика? Без трансгенных технологий не обошлось? Или Мика не родная, а удочеренная? И вообще, что там стряслось с Китаем? Ответы неочевидны. Лишь намеки. Как и бывает в жизни. Семейные разговоры в нормальных семьях редко сворачивают на глобальную геополитику. Но только ради дочери семейство приобретает техносапиенса Янга. Янг- Большой Брат. Человекоподобный робот с китайскими внешностью и именем- для Мики- старший брат, заботящийся о сестре и в играх формирующий ее китайскую идентичность. С поломки Янга фильм и начинается.

Сай-фай драма в данном случае лишь служебная упаковка для лирических стихов. В стихах все неочевидно, как в жизни. В фильме тоже все ускользает, перетекает, меняется. Ни одной жирно-подчеркнутой темы. Вообще-то на Янга есть гарантия, но она бессмысленна- техносапиенс куплен из вторых рук. Роботы в будущем- привычное дело, но и фирмы- посредники живут и процветают. У соседа- дочери- клоны. Внешне неотличимы от Мики. Обычные девочки. Легкий намек- к клонам отношение в обществе неоднозначное. Вот они – живут и процветают. Но есть и те, кто их опасается, хотя и виду не подает. Не в будущем такое началось. Джейк и Кайра очень много работают. Трудоголизм- это вообще по-нашему, по-современному. К Янгу девочка привязана больше, чем к родителям. Что может дать робот, кроме бытовой безопасности и веселых фактов о Китае? Оказывается, любовь.

«После Янга» - киностихи о том, где живет Любовь. Способны ли на чувства искусственные создания? Мягко, исподволь вопрос переформулируется: способны ли на чувства люди? Что остается у них в памяти? Что остается в памяти техносапиенса можно увидеть. Вот они- извлеченные 10 секунд каждого дня, которые кажутся техносапиенсу самыми главными: автопортрет в зеркале, дерево, шелестящее листвой, взгляд любимой- клона. Память заедает, повторяется, вновь и вновь одни и те же 10 секунд. Большой Брат- не шпионит и не стучит. Он, в отличие от людей, пытается осознать себя и мир. Будет шок- память о прежней жизни- Янг куплен из вторых рук. Что такое жизнь? И стоит ли верить в life after life? От Янга осталась только телесная оболочка, которая не сегодня- завтра начнет разлагаться. Но и память. С любовью, природой и автопортретом. Станет ли гусеница бабочкой? Что бывает после Янга? Что случается после жизни? Светлые и печальные киностихи. О будущем. Которое не страшно, но и не лучезарно. Высокая нота, взятая без усилий, легко и негромко.

28 февраля 2023

“После Янга” (After Yang) – номинант на премию “Особый взгляд” Каннского кинофестиваля 2021 года и фаворит фестиваля Sundance. Это работа режиссёра Когонады, в которой он продолжает стилистику “Колумбуса”, делая и этот фильм больше созерцательным, чем событийным. Это его второй полнометражный фильм.

Сценарий к фильму написан на основе рассказа “Прощание с Янгом” писателя и профессора английского языка в Siena Heights University Александра Вайнштейна (Saying Goodbye to Yang – Alexander Weinstein).

В меланхоличном научно-фантастическом фильме “После Янга” от студии A24 особая атмосфера. Все люди тут живут в этническом единении в неопределённо футуристическом мире, разделение существует, но не явно, как за пределами сюжета. Когонада идёт дальше – в его вселенной люди живут бок о бок с роботами (technosapien), которые ничем не отличаются от живых аналогов. У него клоны людей являются неотъемлемыми членами общества.

Главные герои фильма – семья Флемингов. У их младшей дочери Мики отключается брат-робот Янг, от чего она сильно расстраивается. Джейк (в исполнении Колина Фаррелла), отец девочки, ищет способ вернуть его к жизни. Так как организация “Братья и сёстры”, где они купили Янга, больше не работает, ему приходится обратиться в музей технологий Museum of Technologies – Research&Restoration.

“После Янга” – это размышления о единстве всех людей на планете. Именно многонациональные семьи в повествовании отчётливо говорят об этом. Флеминги – это отец-американец, мать-африканка, дочь-китаянка, а Янг – робот-китаец, который должен заботиться о Мике и рассказывать ей о её китайских корнях. В качестве примера он приводит деревья в саду, к которым прививают ветви другого сорта. Он объясняет это тем, что так получается новый сорт, но в каждой ветке сохраняются основные черты собственного рода, которые дают о себе знать в будущем. И о своих корнях очень важно помнить.

Когонада не надеется, что когда-то в мире исчезнет предвзятое отношение одной нации к другой, это прослеживается в ненавязчивом появлении в кадре американского флага с надписью: There aint no yellow in red, blue and white (Нет места жёлтому среди красно-сине-белого). Если я правильно поняла, то отсылка идёт к китайцам или мексиканцам, которые приезжают в США, но правительство не особо радо принимать их на постоянное место жительство.

А введение в сюжет отношений между роботами, которые полностью напоминают человека и их трудно отличить, не зная, и людьми отображает некую механистичность самого человека в своём поведении. Человек просыпается по утрам, работает, заводит семью и делает с ней что-то вместе. Иногда он не может с точностью объяснить, зачем он что-то делает в своей жизни, и в то же время Когонада показывает роботов, кто хранят в своей памяти удивительные воспоминания.

Робот Янг говорит, как человек. Он действует, как человек, способный формировать сложные связи, размышлять и строить взаимоотношения. Янг проводит её по фруктовому саду и объясняет концепцию прививки плодов, древней практики, при которой удаляют часть одного дерева, называемую 'родительским деревом', и физически прикрепляют её ко второму дереву, чтобы получить идеальные результаты для получения новых плодов. То есть Янг способен сформулировать научную концепцию в виде метафоры, чтобы объяснить сложную тему для понимания Микой. Самое крутое то, что его играет настоящий человек, без вставок, когда очевидно, что это робот с микросхемами внутри (вспомнила хоррор M3GAN, но там всё же есть моменты, когда в кадре очевидный механический предмет).

Самое главное в этом фильме то, что человечество смешалось с технологиями, люди уже неотличимы от роботов и наоборот, но при этом природа выходит на первый план, оставаясь важной и даже преобладающей. Поскольку это фильм, а в каждом фильме всё, что происходит в кадре, имеет значение и служит подсказкой для расшифровки происходящего, то вот ещё. Есть сцена, когда Янг настраивает фотоаппарат, чтобы сделать семейное фото на красивом лугу, окружённом лесом. Природа тут занимает очень много места, она преобладает. Это даёт понимание, что в противостоянии природы и человека, она всегда выигрывает и берёт своё.

27 февраля 2023

Мы - те, кем нас считают

Заходя на кривую дорожку исследования человека и человечности, художники, как правило, выбирают в качестве главного ее доказательства способность чувствовать. Главным чувством почти всегда является романтическая любовь, но далеко не всем людям, достойным так называться, даровано это чувство, что, тем не менее, не лишает их человечности. Есть, впрочем, и другое чувство, неразрывно связанное с самой разной любовью, и которое, к сожалению, обречены испытывать почти все – чувство утраты. «После Янга» именно его выбирает в качестве главного двигателя сюжета, добавляя оригинальности за счет некоторой фантастичности своего предположения и обстоятельств.

Помещая в центр повествования человекоподобного андроида, «После Янга» почти обречен на рассуждение о том, что же значит быть человеком. Но Янг в своих поступках, в своем поведении едва ли отклоняется от кем-то заложенной программы, он не испытывает не положенных ему чувств и эмоций, не проявляет себя удивительным образом, следовательно, остается всего лишь андроидом. В его отношении все меняет именно поломка, когда герой-робот оживает в воспоминаниях, и не столько своих, сколько в воспоминаниях о нем. Таким образом, фильм подводит к довольно неожиданной мысли, что не столько наши поступки делают нас людьми, сколько восприятие и отношение окружающих. Мы – те, кем нас считают, а не те, кем мы являемся – вывод довольно неожиданный.

Наличие в фильме андроида-брата, клонов неизбежно должно поставить вопрос о нравственности и допустимости их использования для борьбы с одиночеством, нехваткой времени, чем угодно еще в мире, столь похожем на наш, но с будто потухшими, угасающими чувствами, где даже семья главного героя – не гимн любви, но, скорее, гимн толерантности. В короткой сцене с китайским чаем – листовым, не кристаллами, то есть настоящим в противовес заменителю, нравящемуся герою не почему-то, а просто так, можно отметить его возможную небезнадежность и стремление к живому и подлинному. Но предложенная метафора не имеет развития, а единственным сильным чувством становится пресловутое чувство утраты. Будь оно триггером к расцветанию преданности, любви, можно было бы сказать, что все не напрасно, и робот был не зря, раз он помог пробудиться ото сна, но чувство потери в картине ценно само по себе, как единственное, что еще осталось. Возможно, раз Янг дал ощутить хотя бы его, то все равно его существование в этом качестве в этой семье было небесполезным и допустимым.

«После Янга» в своем меланхоличном повествовании предлагает немало символики, значение которой разгадать не так уж просто. К чему чай, который выбирает главный герой – китайский? Не отсылка ли это к Янгу или к приемной дочери, и если да, то почему? Показать, что у выбора сердца нет причины?.. Почему семья главного героя столь многообразна? Может, чтобы донести, насколько общей для всех рас и национальностей является утрата?.. Фильм порождает много вопросов, ответы на которые в него, кажется, вовсе не заложены. Он сосредотачивается на воспоминаниях – отрывочных, плохо складывающихся в общую картину, и это несколько мешает выражению какой-либо мысли, кроме относительно общей. Фильм-наблюдение не подразумевает взаимодействия, что делает его холодным (может, намеренно), и не всегда объяснимым.

При всей своей арт-хаусной загадочности, «После Янга» показался чуть пустым в плане заложенного в него смысла: чтобы понять его хотя бы немного, пришлось сильно постараться и многое додумывать. Он не отличается конкретным сюжетом, кроме самого общего, а взаимодействие героев очень ограничено. Но фильм трогателен, временами красив, достоин внимания, если не ожидать от него глубин познания и сложной философии.

26 февраля 2023

«There’s no something without nothing»

Фильмы, как и тексты, могут рассуждать, тщательно описывать и просто повествовать. Конечно, сложно сравнивать картины с разными целями. Однако именно фильмы-рассуждения цепляют и не вылезают из головы, в том числе за счёт риторических вопросов и вечных тем. «После Янга»('After Yang', 2021) - сай-фай драма Когонады о потере семьи будущего и о том, как смерть позволяет переосмыслить буквально всё.

Казалось бы, раз фильм-рассуждение о роботе, значит проблема обязательно будет заключаться в отношении к искусственному интеллекту. Но нет. Конечно, Джэйк (герой Коллина Фаррелла) не полностью принимает новые технологии (клонов, андроидов), но он совершенно не против них, даже за. Тема чувств и человекоподобной памяти у робота здесь используется как инструмент, способ подтолкнуть персонажей и зрителей к рассуждению. Фильм поднимает вечные проблемы о взаимоотношениях людей. Можно ли назвать настоящими приёмных родителей, и почему важно уделять именно родительское внимание ребёнку? Как работает любовь, и почему не стоит бояться отсутствия света в конце туннеля? Янг и его память - двигатели сюжета и причины переосмысления жизней персонажей. Через Янга Когонада также отражает свои взгляды и вопросы, жаждущие ответа. Например, какого это, не существовать?

Мягкая и беспрекословно красивая картина «После Янга» - это полуторачасовая медитация для зрителя. Несмотря на животрепещущие проблемы и драму, размеренность и, при этом, отрывочность истории оставляют в приятном смятении после просмотра.

7 из 10

24 февраля 2023

Лейтмотивом фильма, конечно, является исследование феномена памяти как таковой. Как памяти обыденной, так и памяти родовой. Через сломавшегося техносапиенса нам задают вполне Гогеновские вопросы: кто мы, откуда и куда идем. Но давайте по порядку, благо фильм, как многослойный торт, можно разворачивать и рассматривать с разных сторон. Если любите медитативное кино, где в целом ничего не происходит, но происходит очень многое, цепляющиеся друг за друга, - оно!

Самый верхний слой этого пирога, пожалуй, важность повседневности и обыденности. Родители вечно заняты, дети растут сами. При этом все хотят проводить больше времени вместе, но регулярности хватает только на заставочный танец под открывающие титры. И даже отторжение детских манипулятивных приёмчиков типа «веди себя хорошо - получишь сюрприз», нет-нет, но иногда даёт сбой в пользу рабочего чата, а там, гляди, и в аквариуме уже плещется новая рыбка.

Рефлексия быстротечности времени происходит через просмотр памяти домашнего андроида - такой себе 'Клик. С пультом по жизни' наоборот. А техносапиенс то, на секундочку, совсем не человек и, вроде бы, не должен проявлять чудеса эмпатии (привет, HAL 9000), запоминать ему следует что-то прикладное и утилитарное. На деле же, он оказывается самым 'человечным' в семье. Но не потому, что остальные невнимательны, скорее 'вот так сложилось'. Родители явно хотят лучшее для семьи, но с work-life-balance даже в будущем все так же плачевно. Зато проговаривать свои чувства, эмоции и ожидания научились хорошо, ставим людям будущего за это плюс.

Вообще тема памяти в кино поднимается регулярно. Конечно, на ум приходят мастодонты типа Нолана (Мементо, Начало) или Скорсезе (Остров проклятых), но в отличие от них тут память - она как есть. Такая наивная, кристальная - вынь да смотри - память. Созерцание без вмешательства. Что мы запомним? И что мы вспомним? Ряд статичных кадров с обыденными предметами вписан прекрасно. Это же и есть жизнь, не только великие идеи и открытия. 'Не забудь встать к нам' - говорит Мика (Малеа Тьяндравиджая) брату. А ведь он в этот момент как раз этим и занят, незабыванием. Это впечатление от просмотра поневоле заставляет провести ревизию своего запоминания6 если бы у меня были три секунды запоминания в день, что бы я записал на флешку? И помним ли мы хотя бы три секунды?

Для контраста расписанная действительность членов семьи (работы, школа, магазин) обрамляется влюблённостью (?) Янга. Может ли андроид чувствовать? А мы сами? И снова круговорот вопросов, негромких, но важных. Хотят ли андроиды стать людьми? Или хотим/можем ли мы сами ими быть.

I wanna be just like a melody

Тема стыка человеческого с антропоморфным - второй большой слой фильма. Насколько свободен искусственный интеллект интересует создателей фильма не так сильно, сколько наша ограниченность в этой свободе. Казалось бы, с блоками управления все понятно: они должны делать только то, что запрограммировано. Но Янг (Джастин Мин) явно ставит это положение под сомнение. Вопрос с другой стороны ещё более интересный: насколько же мы сами запрограммированы? Детерминизм против свободы воли. Но без противостояния, в фильме никто никому не противопоставлен: вопросы задаются, но обдумывать их зрителю.

Как подколка выглядит встреча Янга с Адой (Хейли Ричардсон) именно в кофейне, когда семейный бизнес крутится вокруг чайного магазина. Забавно. Но чай тут совсем неслучайно (какая игра звуков на русском). Что можно придумать более традиционного, чем чайная церемония? Мне кажется, чай - знак равно - традиции. Причём традиции другой для Джейка (Коллин Фаррелл) страны. А вот для Мики, удочерённой из Китая, это важная часть личности. В общем-то, для восполнения пробелов связи с Поднебесной и был приобретён Янг. И тут создатели фильма попадают в ещё одну обсуждаемую тему: наследия как части идентичности (ДНК, Откуда ты родом, Минари, Прощание, etc). Метафора с прививкой фруктового дерева - тоже один из сильных моментов фильма.

Попутно затрагивается и ряд других тем. Толерантность: отец мультирассовой семьи недолюбливает клонов (чем помешали?). Корпорации, использующие потребителей как источник big data, несмотря ни на какие private policy, и гаражные перекупщики и старьевщики, остающиеся в своих гаражах делать сомнительные предложения. Как будто бы даже ничего нового в светлом будущем.

И финалом, разумеется, метафора смерти. Кокон - это конец гусеницы или начало бабочки? Фильм не скажет вам ни да, ни нет. Да и наставлять не будет, скорее ненавязчиво так пригласит подумать. А раз приглашают - нехорошо отказываться.

21 февраля 2023

'После Янга' - буддистский сай-фай о том, что останется после нас

I wanna be just like a melody

Получить ответ на этот вопросы пытаются Колин Фаррелл, корейский режиссер Когонада и очень похожий на человека робот Янг. Мир недалекого будущего, где, судя по декорациям только что отгремела какая-то бессмысленная война между США и Китаем. В нем живет обычная для этого общества семья - белый Джейк, его черная жена и их приемный азиатский ребенок.

Чтобы дочка не забывала китайские корни родители покупают ей брата - техносапиенса Янга, напичканного внутри всеми статьями китайской википедии. Во время очередного семейного фота андроид ломается, а Колин Фаррелл пускается в отчаянную Одиссею, где сначала пытается отремонтировать робочлена семьи, а потом усиленно понять, кто же он такой - простой техносапиенс Янг.

Я пересказал всего три минуты фильма. Все остальное - это время 'После Янга', болезненной и слегка медитативной рефлексии о том, кто мы есть и что будет после нас. Фильм снят в псевдобуддистской манере - аккуратные дзэн-молитвы прерывают изредка кислотно-вирусные танцы членов семьи. Не ошибусь, если скажу, что титры, на фоне которых пляшут герои фильма, вы пересмотрите пару-тройку раз.

Инди-трактовка фильма скорее всего упрется рогами в азиатскую ритмику, столь любимую в последнее время массовыми режиссерами. В отличие от Дэниэлов, снявших 'главный' азиатский фильм года, здесь восточная традиция не похожа на нервную мимикрию. От буддизма Когонада берет, прежде всего, неторопливые размышления о сути проблем, а не внешнюю окраску. Атрибутика тоже появляется, но лишь для углубления смысловых посылов - как, например, рассуждения о чае - не важном артефакте китайской цивилизации, а метафоре глубины и созерцания.

Эстетический стиль фильм во многом повторяет 'Колумбус' того же режиссера. Мир будущего - это архитектурно правильные дома, где создано пространство в угоду лаконичной урбанистике, одежда без пластика и удобные технологии - вроде очков, через которые герои смотрят фильмы. 'После Янга' рисует грядущее прагматичным, мир победивших экопрактик и общество после войны, разрушившей гендерные и этнические стереотипы. Антоним 'Черному зеркалу', оставляющим человечеству право на тревожность.

Большой проблемой 'После Янга' остается вторичность в основном вопросе - роботов в кино. О гуманизме по отношению к андроидам всё рассказал 'Двухсотлетний человек', о внезапно возникшей эмпатии - 'Она' с Хоакином Фениксом. Глобально три закона робототехники не поменялись со времен Айзека Азимова. Свое новшество Когонада формулирует так. Я покажу вам взгляд на робота, который понял, что весь мир уже заключен в чашке чая. А уже я в свою очередь снова назову это очень азиатской формулировкой.

Куда интереснее - рассуждения о памяти. Что останется после нас. Янг хочет верить, что после смерти ничего нет. Почему? Потому что без ничего не будет чего-то. Если жизнь вечна, то чего стоят радость, счастье и смех здесь. Если нет конца, то какой смысл в начале? Жестокий приговор от идеального механизма, не лишенного, как это не кажется странным, чувств.

Никому из нас не хочется быть забытым. Не здесь ли заточена истинная причина появления духовных практик, религий и феномена веры. Безусловно, мы остаемся чем-то в памяти, знавших нас. Кто-то песней, кто-то нелепым постом в соцсетях, а кто-то полузабытым воспоминанием о том, как он не уступил вам место в автобусе. Простой посыл про то, что мы рождаемся одинокими, а умираем в чьем-то сердце - вечная фата моргана. Либо мираж, либо оккультная вера в очередной философский камень.

При всей глубине фильма, мне он не понравился. В нем слишком много того, что я не люблю. Слишком много того, о чем пишет Юваль Ной Харари и подобные ему ребята. Неизбежное упрощение вариаций. Отказ от точек бифуркации. Всё это ведет к наивности, но не добру. К успокоению, но не истине. Нужен ли такой рай нам? Если только как далекий ориентир для потерянных.

В конце концов 'После Янга' - это еще одна попытка ответить на вопрос, мечтают ли андроиды об электроовцах. И казалось бы давно пора уже решиться. Дать ответ Филиппу Дику. Но так ли он важен? Может куда важнее, узнать, о чем мечтают те, на кого андроиды хотят быть похожи? А вдруг не нас? Вдруг совсем не на нас?

20 февраля 2023

Конец - это начало

Продолжая знакомство со студией А24, я решил посмотреть фильм корейского режиссера Когонды: 'После Янга'. Тем более главную роль тут исполняет Коллин Фарелл, а проекты он выбирает всегда необычные и въедающиеся в память надолго. 'Лобстер' с его участием я пересматривал три раза.

'После Янга' - изумительный яркий авторский сайфай в котором возможно многое. Например, завести робота с искусственным интеллектом, который может стать настоящим другом и учителем для твоего ребенка. Так и сделали герои Коллина Фарелла и Джоди Тернер-Смит для своего приемного ребенка, китайского происхождения. В какой-то момент андроид Янг выходит из строя, но это не рядовая поломка.

Что значит быть человеком? Это главный вопрос, который задает автор на протяжении всего фильма. Мы часто теряем мгновения, теряем время, теряем самих себя в этом большом мире, который может уничтожить нас, если не быть осторожным.

Здесь нет случайных кадров. Начиная с великолепных вступительных титров и заканчивая тихой и мощной финальной сценой, режиссер мастерски погружает вас в жизнь этих персонажей с большим сочувствием и с атмосферой интимной меланхолии. Сила 'После Янга' заключается в том, что он опирается на память и чувства, а не на предысторию.

Научно-фантастический мир фильма нежный и хрупкий, где самые важные вопросы о человечности выходят за рамки привычного понимания.

'После Янга' - глубокое, трогательное медитативное кино. Все мы видим этот мир по-разному. Что для гусеницы - конец, для бабочки это только начало. Режиссер поднимает вопросы, на которые невозможно ответить однозначно, так же как и не знал главный герой, как ответить на вопрос о вкусе чая, которым он занимается всю жизнь.

13 ноября 2022

Иммерсивный образ завтрашнего дня студии А24

Созерцательный сайфай видеоэссеиста Когонады с успехом отметился в прошлом году на «Каннском кинофестивале» и в январе на «Сандэнсе», а в Россию его обещает привезти Aone, правда не называет сроков. В общем, пока мы ждали, состоялся цифровой релиз, так что в обход официальной премьеры в РФ, рассказываю про фильм сегодня.

Кино основано на рассказе Александра Вайнштейна «Прощание с Янгом» о недалёком будущем, в котором семья пытается спасти своего сына-андроида Янга. Поломка выявляет уникальность Янга: а techno sapiens умеет сохранять эпизоды увиденного, наличие воспоминаний делает его бесценным. По Когонаде именно память, являясь основным компонентом субъектности, определяет человека. Собственно, вокруг рефрена всех произведений про искусственный интеллект и крутится основной вопрос картины: может ли машина обрести сознание?

Но помимо размышлений о природе человека / нечеловека в полуторачасовой фильм вместилось обширное рассуждение об идентичности: мысли распадаются на чаинки о традициях, о корнях, об утрате, об отношениях, о родстве… Размеренно и вдумчиво смакуя каждую, Когонада демонстративно уходит от прямых выводов – куда больше его занимает не ответ, а постановка самого вопроса. И потому он уходит в форму.

«Монтажные рифмы напоминают о просодии и цезуре. Сам жанр фильма колеблется между сборником лаконичных хайку и фрагментарной лирико-философской кинопоэмой... Почти безупречно выверенные дизайнерские и композиционные решения оборачиваются свободной и легкой речью, яркая сгущенная увертюра расползается мастерским акварельным этюдом — или картиной, нарисованной чаем».

Безусловно, «После Янга» чарует тонкой успокаивающей атмосферой, но в то же время это «упакованный в эстетически изысканную упаковку» предельно простой фильм, где практически ничего не происходит. Очень по-сандэновски, а потому подойдет далеко не всем.

Для кого?

Для ценителей медитативных фестивальных драм.

6 из 10

24 марта 2022

«Погоди, а разве честность-не условная опция?»

Неудавшемуся футболисту Колину давно скучно делать обычное кино. Скажу больше: ему вообще уже давно даже жить скучно, поэтому и ныряет он в такие проекты «не для всех» как «Лобстер» или «Священный олень». Массы считают их сумасшедшими, а вот для Колина они «самое то».

Близнецам вообще очень быстро все надоедает, но парадокс состоит в том, что страх скучно прожить жизнь-это самый большой страх в их жизни. Как только что-то начинает быть более-менее стабильным, они оставляют это позади, повышая ставки и раздвигая собственные границы нормальности…

Конечно, когда он только пытался понравиться Голливуду, старался он сильно: играл по их правилам, был милым, даже работал над тем, чтобы американские уши не сильно страдали от его ирландского акцента. Теперь ему даже это не нужно: он просто стал собой и плевать хотел, если его перестанут снимать вообще, но как ни странно, этого не происходит. Теперь проекты себе выбирает он сам, а первое и единственное правило вы помните: ему не должно быть скучно.

Этот фильм какой угодно, только не скучный: Колин играет роль продавца чая (!?), который пытается вылечить сломанного робота, воспитывающего его приемную китайскую дочь(!) от черной женщины (!) Режиссер имеет японский псевдоним, хотя родился в Корее, а вырос в Кентукки. Такой «коктейль» не могла пропустить A24, логотип которой в индустрии давно является знаком качества. Кино хоть и не шедевр, но точно заслуживает попадания в отборы, где и приземлилось и в Sundance, и в TIFF. Режиссер не готов пожертвовать ни одним кадром-абсолютно все здесь имеет значение, высветляя одновременно и поверхностную дурашливость, и глубокую мудрость, пытаясь ответить на главный вопрос: ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?

Это физиология? Движения? Или это поступки? Может, мысли и чувства? Воспоминания?

Если что-то убрать, перестанет ли он им быть, и если изначально он-робот, что добавить, чтобы он им стал?

Красиво, вязко и бессмысленно…Сильно, тонко и безнадежно.

15 марта 2022

Когда режиссёр беседует с Вами, а Вы — со своей душой

До чего дошел прогресс! До невиданных чудес:

Опустился на глубины и поднялся до небес.

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, а не человек!

Янг - это робот. Био-модель нашего ближайшего будущего. Семейный 'дворецкий' если хотите. Ну, а 'После Янга' соответственно - это безвременье. Слуги - не стало. Что-то в нём заклинило, забарахлило, застопорилось и всё... - встал, застыл, завис, отключился, покинул нас. А к нему так привыкли... А он таким полезным и нужным был... Без него как без рук... Едва ли не член семьи, хотя почему - едва ли? Член, член. Конечно же. Хорошо бы его отремонтировать и, таким образом, реанимировать. И 'ремонт' как раз и есть история интриги этой удивительной, пленительной по красоте ленты.

Картина попавшая в плей-лист Каннского кинофестиваля не может быть 'ни о чём'. Отобранная, пусть даже и не достигшая Олимпа высоты в получении приза - и то успех, и то признание. Свежесть мысли, незаурядность, сюжет, начинка - так сказать, обычно несут энергетический заряд. Приобщиться - только на пользу. Горизонты расширить - всегда полезно. Полтора-два часа из жизни, что это в наш век? Да, отчасти не для широкой аудитории это кино, да, мимикрия минимализмом в работе, да, авторская изюминка своеобразным подчерком... ну и что? И что с того? 'Внусняшка'! Да-да, редкостная ведь вкусняшка.

Темы в этой картине, всё равно что те бусинки что нанизываются автором на нить. Мастер разговаривает со зрителем расписывая полотно работы, а мы, собравшиеся у экрана, беседуем с собой вглядываясь в притягательность скользящего темами сюжета. Именно так было со мной. Я открывал, открывал, открывал дверь за дверью. Автор помогал мне в этом. Автор вёл меня за руку держа. От одной кладовой до другой.

До чего дошел прогресс! Труд физический исчез,

Да и умственный заменит механический процесс.

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, а не человек!

Три человека и робот вблизи. Двое взрослых, удочерённый ребёнок и помощник напичканный знаниями. Маленькая вселенная. Но вот вопрос - кто из этих четверых и есть человек? Кто, человек? А робот кто? Казалось бы ясность - очевидная! Но не спешите, но не торопитесь! Рутина будничная поглотила и персонажа Колина Фаррелла и его супругу в исполнении Джоди Тёрнер-Смит. Не они ли механические игрушки бурного прогресса в заботах, в суете, в работе? От личностей-то по сути в них с каждым днём-годом всё меньше-меньше... А общность их? В чём она? Двое за стеклом? А только ли о них ведёт речь режиссёрский гений? Конечно же нет - о нас, о всех нас. Мы погрязли в делах, в хлопотах, в рутине... Мы себя - потеряли...

И это лишь первая из предлагаемых тем в размышлении, в осмыслении. Дальше - только интереснее и сочнее краски.

Художественное оформление не уступает мысли. Драматизм истории решением в покои, без издержек истеричного, крикливого.

7 из 10

12 марта 2022

Тихая и странная история одной семьи

«После Янга» — вторая полнометражная работа корейского режиссера, снявшего до этого скромную и очень нежную историю о любви и архитектуре. «Коламбус» прошел довольно незаметно для зрителя, но эта работа дала голос режиссеру с неповторимым и очень уникальным кино языком.

«После Янга» рассказывает историю семьи в недалёком будущем, купившей робота для погружения их приемной дочери в китайскую культуру. Но после сбоя в системе Янг перестает работать, поэтому главному герою, сыгранному Колином Фарелом, придётся найти способ его починить и вернуть в семью.

Удивительно, сколько тем затрагивается в полутрочасовом фильме, где не так много диалогов. Когонада рассуждает о смерти, горечи утраты, что значит быть человеком, о семейных корнях, самоидентификации, о будущем, в котором люди более близки с андроидами, чем со своей семьей. Режиссер создаёт медитативную и меланхоличную атмосферу, добавляя истории множество контекстов, давая почву для рассуждений и интерпретаций. Одна из лучших сцен фильма, где главный герой ведет дискуссию с Янгом о чае, говорит о стольких вещах сразу, поэтично и крайне изящно передавая природу этой ленты, где каждый может найти свой неповторимый ответ.

Это тихое и очень красивое кино, рассказывающее историю горечи семьи в совершенно неожиданном свете. Режиссер наполняет пространство на первый взгляд незаметными и не вычурными деталями, создавая по-настоящему удивительные и завораживающие интерьеры. Его прапрадедушка был выдающимся каллиграфистом, влияние которого отчетливо видно в работах Когонады, чей подход к построению композиции просто поражает.

Это кино в себе, которое идет по совершенно непредсказуемой траектории для зрителя. Когонада жонглирует жанрами настолько изящно и бесшовно, что остается только поражаться той уверенности и легкости, с которой он рассказывает эту непростую и порой запутанную историю.

«После Янга» — совершенно авторская и уникальная по своей природе картина. Сдержанное и тихое кино, сыгранное на полутонах, удивительным образом оставляет после себя целую гамму эмоций и мыслей. Его сложно советовать, поскольку картина может быть для зрителя как разочаровывающим арт проектом, так и трагичной историей о любви и семье.

8 из 10

5 марта 2022

Фантастика После Янга на большом экране с 2021 года, его режиссерами являются Когонада, Когонада. Кто снимался в кино, актерский состав: Колин Фаррелл, Джастин Х. Мин, Хейли Лу Ричардсон, Сарита Чоудри, Клифтон Коллинз мл., Ава ДеМэри, Ив Линдли, Тейлор Ортега, Ли Вонг, Jae Kim, Нана Менса, Lily Ockwell, Бомбер Хёрли-Смит, Орла Кэссиди, Ричи Костер.

В то время как во всем мире собрано 729,254 доллара. Страна производства - США. После Янга — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.