Член
5.4
2021, документальный, короткометражка
Россия, 34 мин
18+

В ролях: Евгений Горенбург, Степан Казарьян, Николай Овчинников, Сергей Мудрик
Члены жюри музыкального фестиваля пытаются решить, кому отдать четыре миллиона рублей, но сталкиваются с собственной субъективностью.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Член

год: 2021
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператоры: Иван Жданов, Василий Устюжанин, Павел Ракевич, Павел Сагитов
композитор:
жанры: документальный, короткометражка
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 34 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, короткометражка

Отзыв критика о фильме «Член», 2021

Я — такой же 'член', порой.

Рецензия фильма и пара мыслей о музыкальной индустрии.

Нарратив прост, а потому гениален — вот есть различные «уставшие» члены жюри, которые видели уже всё, что только есть в музыке и вечно недовольны. Вот есть талантливые (или нет?) музыканты, которые просто хотят денег для своих проектов. Вот есть центральная фигура организатора, который, по доброте душевной и «ради мира и любви», из 'своего кармана' поддерживает аутсайдера, который видит непрозрачность и лицемерие судейства с самого начала. В конце все, вроде бы, обнимаются и жмут руки, но остается осадок, что музыкантов жестоко осудили, а потом 'ну так уж и быть, вот вам деньги'. Такая сюжетная арка и такой взгляд режиссёра и сценариста.

Монтаж, режиссура, 'гонзо' стилизация, порой, и бесконечный поток кадров с алкоголем создают в голове мэшап фильма 'Горько' и документального фильма про локальную андеграундную сцену. Много суеты, куча недомолвок и обрезанных фраз лишь содействуют хаосу в кадре. И я бы не стал смотреть такой фильм второй раз, это сложно, да и не очень приятно, по многим причинам.

НО

Я бывал и в жюри, и на сцене, и за кулисами таких событий.

Я знаю бОльшую половину судейского состава лично.

И я бы хотел дать комментарий по всему 'экшену', который видно в фильме, который давно у меня назревает.

Мне, с одной стороны, понятен запрос музыканта — полюбите, помогите, услышьте.

С другой стороны, мне понятен запрос 'членов' — удивите, покажите, обоснуйте.

Причина их «противостояния» в том, что музыка субъективна и стара как мир.

Но почему-то, какая музыка 'хорошая', а какая 'плохая', в 90% решают НЕмузыканты.

Представьте себе мир, где, условно, исправность и качество автомобиля оценивает человек, который в юношестве водил, но потом перестал, и теперь только оценивает автомобили, не садясь за руль, а проезжая на пассажирском сиденье в соседнем автомобиле. Или повара, который когда-то готовил сам, но вот теперь только ест, и постоянно критикует поваров, пробуя еду, заедая её сникерсом в процессе анализа. Да и едим и ездим мы чаще, чем осознанно слушаем музыку, вне фона и контекста, вне алкоголя и дружеской болтовни. Музыка требует внимания, не меньше, чем кинолента, не меньше, чем книга, особенно песенная. Это поток информации, требующий анализа. Тем более музыка, которую слышишь впервые.

Навык 'быть музыкантом' сложнее, чем навык 'слушать музыку', 'говорить о музыке'. Навык 'выступать со своей песней' сложнее, чем разобрать по косточкам внешний вид, указать на недостатки. Навык 'создать песню' — это несколько лет обучения инструменту, проб и ошибок, затрат на создание песен и годы поиска собственного звучания и команды, которая это звучание сможет донести до широкой аудитории. И музыкант, даже пройдя этот путь, может не понять, почему его музыка «недостаточно хороша».

Международные исследования показали (можете поискать в сети запрос musician depression), что людей, страдающих депрессией, в музыке больше, чем в других областях, примерно в три раза.

Отчасти потому, что бОльшая часть денег в музыкальной индустрии зарабатывается не музыкантами, а платформами вроде Spotify, а также кроссовками, рекламными роликами и корпоративами 'под оливьешку' (если мы говорим про локальную сцену). Отчасти потому, что музыку советуют и критикуют люди, которые в самой музыке не особенно разбираются. Вокруг музыки — легко. Но не в самой звуковой материи. Зато понимают тренды.

Рэпперы и тиктокеры, заменяющие сегодня собой и поэтов, и советчиков, и экспертов, и музыкантов, не являются финальной точкой эволюции, но хорошо подсвечивают ценности — хайп, доступность, 'удобство' упаковки и ультимативность ценность денег и связей. Такие же «блоггеры от музыки».

Мир визуален, люди оценивают друг друга по внешности бессознательно, закрывать глаза и слушать музыку — редкое явление. Потребитель требует шоу, критик требует 'презентаций'. А музыкант всего лишь хочет заниматься только музыкой. Деньги, слава, многие сложности и процессы ради самой музыки. НЕмузыканту не понять.

Музыкант сегодня — функциональное приложение к рыночной экономике. 'Формат', 'залетел в чарт', 'новая школа', 'трушность' — эти понятия не имеют к музыке никакого отношения. Вообще. Это 'дворовая' постсоветская риторика, от которой нашей локальной сцене придется избавляться еще десятилетиями.

Любые конкурсы субъективны, будь то шоу 'Голос', или вот такой конкурс с грантами, которые заканчиваются для одних премией в 400+ тыс рублей, а для других — еще более жестоким эпизодом депрессии. Это их «драйвер», это «аттракцион», это «лайки» и «упоминания». Метрики, которые важнее предмета конкурса.

Лотерейная основа этих конкурсов завораживает лишь людей, в музыке слабо разбирающихся. Никакой лотереи, на самом деле, нет. И игры нет. С первых секунд понятно, кто перед тобой, если ты сам музыкант во всех смыслах. Вот самодеятельность, а вот группа-'хартбрейкер', которая мечтает прожить путь музыкальной группы из 90-х ПРОШЛОГО ВЕКА, но в 2020-х. Вот ты уже точно знаешь, что скажешь «нет», потому что у группы ни репертуара, ни навыка, ни звука. А вот ты уже даешь совет 'отправить в эту группу ВК свою музыку, они поймут твой саунд'.

Ведь если ты по-настоящему эксперт в музыке, понимаешь корни и ветви жанров, способы создания и реализации идеи, если ты слышишь фальшь в исполнении или неуместный тембр звука в аутентичном прочтении жанра, если ты понимаешь 'изнанку' и 'форму' музыкального коллектива, осознаешь траекторию развития, то ты можешь подсказать, помочь, и, порой, твой совет может стоить куда больше, чем грант. Только зачем это эксперту, который, условно, приехал в бесплатный отпуск и поржать? Три минуты разговора с музыкантом через «нафига мне это надо» не помогут музыканту.

Если ты музыкант, и читаешь эти строки, то знай — твоя музыка имеет право быть любой, и она никому кроме тебя не нужна. Знай, ты хлебнешь приличное количество негатива и критики от «членов», получишь тысячу неприятных слов. До тех пор, пока не пошлешь всех критиков, как внутри, так и снаружи, и не станешь идти к слушателю, без посредников, со своей музыкой. Занимайся самообразованием, ищи способы заработка (в музыке нет неправильных заработков, их тысячи), ищи контакты людей, которые могут реально помочь.

И знай, что «члены» делают шоу ВОКРУГ тебя и ЗА ТВОЙ СЧЕТ. А не наоборот. Убери музыку — смысл в «членах» пропадет.

И да, никакого хейта, это очень субъективно, можем обняться и мило болтать дальше о музыке.

20 ноября 2021

Документальный фильм Член на большом экране с 2021 года, его режиссером является Иван Пшенин. Кто снимался в кино, актерский состав: Евгений Горенбург, Степан Казарьян, Николай Овчинников, Сергей Мудрик.

Страна производства - Россия. Член — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.