Природа
La nature
7.3
2019, документальный
Франция, Армения, Германия, 1 ч 3 мин
Дополнительные данные
оригинальное название:

Природа

английское название:

La nature

год: 2019
страны:
Франция, Армения, Германия
режиссер:
сценарий:
продюсер:
композитор:
монтаж:
жанр: документальный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 29 мая 2019 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 3 мин

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Природа», 2019

Видео: Фрагмент №2 (Природа, 2019) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент №2
Видео: Фрагмент (Природа, 2019) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постер фильма «Природа», 2019

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Природа», 2019

такова природа

Пелешян - живой киноклассик, совершивший революцию в представлении о монтаже. Многие из тех, кто сегодня бойко и уверенно, провокационно- бесстрашно монтируют современные клипы, и не подозревают, что монтажные приемы, которыми они пользуются, открыл и ввел в обиход Артавазд Ашотович еще в конце 60-х годов. 27 последних лет гений молчал. И вот новая картина «Природа». Релиз в фестивальном буклете настораживал: монтажное кино о глобальных природных катаклизмах. Хорошо помню, как фестивальная публика 1983 года ломилась в залы документального кино ( что тогда было диковинкой) на фильм американца Годфри Реджио «Коянискацци». Полуторачасовой монтажный апокалипсис под гениальную музыку Филиппа Гласса открыл новую моду в кино – без слов, только изображением и музыкой добиваться эмоций восторга от невероятных сил природы и ужаса от неминуемого грядущего конца света. Про что только не снимали после Реджио- про воздух и воду, про плесень и вирусы. На этом фоне было боязно, что революционер Пелешян сделает что-то вторичное. Не сделал. Кино черно-белое. В основе- любительские съемки, который сделали во всех концах земного шара очевидцы потопов, землетрясений, ураганов, цунами, извержений вулканов. Понятно, что операторы в этом фильме- непрофессионалы. К тому же, в момент съемки находящиеся в пограничной психологической ситуации реальной угрозы их жизням. Кадры дрожат и трясутся, обзор вечно перекрывает чья-то спина, рука, голова, изображение нечеткое. Любитель сверхкоротких планов, барабанного монтажного ритма, на этот раз отдает пальму первенства планам супердолгим, снабдив их страшным замесом из классической музыки и звуков катастроф- сирен, криков, шума и ярости. Что позволяет Пелешяну даже в самой растрендовой теме оказываться над модой? Демонстративный отказ от идейности. Если даже у Реджио, не говоря уж об апологетах, присутствовала жесткая социальная критика человечества- посмотрите, до чего планету довели!, то у Пелешяна ничего подобного в помине нет. Все стихийные бедствия обрушиваются на Землю не потому, что « в результате хищнической деятельности человека нанесен непоправимый урон природе», не потому, что люди Бога забыли, не потому, что последовали за ложными политическими идеями. Ни экономика, ни религия, ни политика ни сном не духом не виноваты в том, что земля разверзается и смерчи несутся. Так в этом мире заведено. На том он стоит. Такова его природа. И человек - всего лишь жалкий микроб на этом фоне. Даже самые растяжелые грузовики ухаются, как игрушечные, в пропасть землетрясения, даже самые огромные танкеры переворачиваются, как мыльницы волной цунами. «Природа»- лекарство от гордыни. Как ни странно, мысль о коллективной виновности человечества перед природой производит на большинство людей приятно-утешительный эффект: вот какие мы могучие, даже Землю можем погубить - в этой мысли мороз по коже эффектно сочетается с согревающим душу ощущением собственной значимости. Никто ничего не может, успокойтесь, смиритесь и примите этот мир таким, как он есть. Ведь такова его природа.

30 августа 2022

Жизнь как война

Появление подобных фильмов подобно грому среди ясного неба или же иному проявлению природного катаклизма, после которого должно произойти необходимое очищения самого себя и взгляда на мир (то есть катарсис, как говорили древние). Режиссёр этого произведения Артавазд Пелешян, один из ключевых авторов мирового кино, а также его теоретик (мало кто из творцов может толково проанализировать суть собственного творчества), сам подобен старцу из прошлого (ему пошёл уже 85-й год), владеющего некой истиной, о которой либо забыли, либо вовсе не знали. Хотя, казалось бы, пожилой мастер не создавал кино 27 лет (!!!), и о нём все давно позабыли. Ан нет! Он ещё может дать прикурить тем творцам, которые занимаются бездумным самовыражением и не помышляют о необходимости построения концепции и создания строго стиля художественного произведения.

Вроде ничего необычного в этом полнометражном (кстати, это первый фильм Пелешяна, длящийся более 52 минут) монтажном фильме нет (за исключением того факта, что создан он из любительских видеозаписей, выложенных в сеть Интернет). Сколько было видовых картин о красоте окружающей среды и её невероятной силе, способной снести, уничтожить всё на своём пути? Однако фильм «Природа» (французское название La nature можно перевести и как «сущность» или «естество», что является принципиальным для понимания ленты) представляет собой образчик тотального кино, которое буквально творится на твоих глазах, создаётся почти из ничего, любых подручных материалов, даже тех, про которые следовало бы думать пренебрежительно. Только истинный талант способен прозреть в обыденном течении времени высокую поэзию всего сущего, мира, в котором пребывает жизнь!

Будут те, кто возразит, что в «Природе» нет жизни, а есть смерть, хаос, разрушения, ужас, показанные невероятно завораживающе, что это начинает приносить эстетическое удовольствие. Но ведь жизнь и смерть неотделимы друг от друга, они являются двумя сторонами одной медали. Их гармоничное соперничество поддерживает постоянство мироздания, а подавление одного другим приводит к дисбалансу, что умеренно тонко отраженно в монтажных сопоставлениях и сочетании звуковых эффектов. Будучи новатором киноязыка, Пелешян соединяет несоединимое в подчас парадоксальных формах. Усиливая шумы, гул и вопли людей во время стихийных бедствий, режиссёр даёт фрагменты из музыки Бетховена, Моцарта, Шостаковича, Авета Тертеряна и Тиграна Амасяна, наблюдая со стороны за действиями вулканов, за горами, ледниками и пр.

Но самое главное то, как Пелешян трансформирует один из ключевых мотивов собственного творчества, наиболее отчётливо прозвучавший в картине «Обитатели». Мир животных, пребывающий в равновесии, разрушается нашествием человека, решившим подчинить себе природу. Свобода для них отныне возможна лишь в изгнании. Но и человек теперь становится изгнанником, как в картине «Конец». В «Природе» этот конфликт обнажается до предела. Как будто окружающая среда сама преисполнена одновременно и гнева, и любви. Наполненная безумными страстями, она борется сама с собой. Человек в ситуации противостояния с этим божеством оказывается беженцем на этой планете, более не принадлежащей ему. Это по-настоящему трагическое кино о понимании жизни как бесконечной войны, освобождение от которой возможно лишь в смерти, приносящей как это ни прискорбно истинный мир!

15 апреля 2022

Документальный фильм Природа на большом экране с 2019 года, его режиссером является Артавазд Пелешян.

Производство стран Франция, Армения и Германия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.