О теле и душе
Testről és Lélekről
7.2
7.5
2017, фэнтези, мелодрама, драма
Венгрия, 1 ч 56 мин
18+

В ролях: Александра Борбей, Геза Морчани, Река Тенки, Зольтан Шнайдер, Эрвин Надь
и другие
Сторонящаяся людей Мария и общительный, но одинокий Эндре - коллеги. Оба ведут замкнутый образ жизни и стараются избегать общения друг с другом. Неожиданно для себя они узнают, что каждую ночь им снятся одинаковые сны. Видя в этом некий знак, герои решаются на сближение. Открывшись друг другу, Эндре и Мария окажутся в водовороте комических и даже шокирующих событий...
Дополнительные данные
оригинальное название:

О теле и душе

английское название:

Testről és Lélekről

год: 2017
страна:
Венгрия
слоган: «We meet at night. In our dreams.»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Мате Хербаи
композитор:
художники: Имола Ланг, Юдит Шинкович
монтаж:
жанры: фэнтези, мелодрама, драма, детектив
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $62 409
Мировые сборы: $2 125 413
Дата выхода
Мировая премьера: 10 февраля 2017 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 56 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, мелодрама, драма, детектив

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «О теле и душе», 2017

Видео: Трейлер (О теле и душе, 2017) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Американский трейлер (О теле и душе, 2017) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Американский трейлер

Постеры фильма «О теле и душе», 2017

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «О теле и душе», 2017

люди, львы, орлы и куропатки

Название не обманывает: кино и правда о теле и душе. Здесь фабула- ничто, сюжет- все. Фабула- встретились два одиночества - в кино через раз. Но встретились они на мясокомбинате, где оба трудятся- и это уже сюжет. Жизнь животных и жизнь людей - это сюжет. Точнее, смерть животных и жизнь людей на фоне этих смертей, поставленных на промышленный поток. «О теле и душе» пытается соединить трудносоединимое: глубокий философский анализ сложностей взаимоотношений души и тела с простодушной формой этого анализа. Режиссер ничего не прячет и никому не морочит голову- это притча. Но притча без морали.

Здесь смерть - производственный процесс. Коровы, скользя по железному полу, входят на свою плаху. Есть ли предчувствие собственной кончины и страх? Трудно сказать. Покорность судьбе и смирение –точно есть. Это свидетельствует о наличии души в животном или о ее отсутствии? Ответа нет. Коровьи туши идут по конвейеру: отрезается голова, снимается шкура, вынимаются внутренности. Приключения тела продолжаются и после смерти. А жизнь и душа- куда ушли они? Получается, что вместе с ярко-малиновой кровью в водосток.

Люди, которые здесь работают. Топчутся в курилке, обсуждают категорийность говядины, флиртуют, ревнуют, сплетничают. На фоне крови и трупов. Есть ли у них душа? Этот вопрос в разных формах будет пронизывать весь фильм. Вот финансовый директор комбината Эндре, принимая на работу молодого парня, задаст ему вопрос: «Сочувствует ли он убиваемым животным?». Вообще-то, это не вопрос финансового директора. На для Эндре очень важен положительный ответ. А его не будет. Психолог будет искать душу у сотрудников через профессиональные тесты. Здесь режиссер Ильдико Энеди будет предельно саркастична. Сексапильная психологиня начнет свои поиски души в районе ниже пояса. Первый же вопрос мужчинам: « Когда у вас была первая поллюция?», женщинам- про дебютную менструацию. Победивший фрейдизм прочно и надежно поместил душевное и человеческое в сексуальную сферу. Осталась еще маленькая область снов, но и в ней психологессу больше интересует, была ли во сне сексуальная близость.

Сны - вот уж область, если не доказано-душевная, то абсолютно железно нетелесная. Именно сны убедительно докажут то, о чем главные герои картины Эндре и новый инспектор по качеству Мария только смутно догадывались: они близкие, почти родные люди. Их сны в психологическом тесте окажутся абсолютно идентичными. И Эндре и Мария во снах видят себя оленями. Если следовать за современной психологией, важно уточнить- Эндре видит себя оленем, а Мария - важенкой (оленихой). Но был ли сексуальный контакт, на беду психологии, никто из них не помнит. Важнее другое: жажда, питие из родника и то, как носы соприкасались в холодной воде.

Путь от близости душ к близости тел- это та фабульная канва, по которой режиссер плетет свои сюжетные кружева. А плетет сверхискусно. Притворяется наивной, а сама создает такие психологические узоры, что голова кругом идет. Вот Шандор- тот самый, что не сочувствует убитым коровам. Для него сексуальная близость - разновидность фитнес-тренировки. Циничный, отрицательный персонаж? Отнюдь нет. Режиссер пару раз намекнет, что слова часто используются людьми только для маскировки истинных чувств. Душевно тонкая и ранимая пара Эндре и Мария - небожители, достойные восхищения? Господь с Вами - парение в духовных эмпиреях порой приводит к таким ситуациям, что после них впору вены резать по душевной-то тонкости.

Энеди из тех мастеров кино, что не числит себя мессией и честно признается- дура я дура, ничего в жизни не знаю и не понимаю, давайте разберемся вместе. Но эта дурость - дурость юродивых. Простодушие внешнее скрывает мудрость внутреннюю. Конструкцию этой в общем-то мучительной истории Энеди насыщает россыпью анекдотических эпизодов: только все погрузились во мрак невыносимости бытия- получите бытовую комическую разрядку. Мрачно-философская основа озаряется небывало-ясным светом киноизображения. Муки героев сняты в исключительно светлых тонах. Здесь солнце заливает почти все кадры, небо- безоблачно, волосы Марии- цвета спелой пшеницы, плитка в убойном цехе веселенького цвета морской волны, униформа кипенно-бела, винно-бордова, радостно-малахитова. И даже кровь цвета малинового варенья. Хоть у коров, хоть у людей. Жизнь-то прекрасна! А то, что поиски гармонии между душой и телом не всегда завершаются успехом - так на то и жизнь человеческая.

5 июня 2023

Умчи меня туда, лесной олень

На мясокомбинате трудятся аутичная тётенька с ЗПР и уставший от жизни пожилой сухорукий дяденька. Отсиживают рабочий день, приходят каждый к себе домой, выдоенные, забиваются от мира каждый за своё кирпичное окно.

Засыпают, и снится дяденьке, что он большой рогатый олень, а тётеньке — что она небольшая изящная олениха, и они свободно и раскованно мчатся вместе чрез волшебные леса и ручьи.

Они не сразу поняли, что им снится один и тот же сон, дяденька с тётенькой, а когда поняли, то… впрочем, что пересказывать, это смотреть надо.

Про что фильм? Про любовь, про что ж ещё. Поскольку сняла его по собственному сценарию женщина, поверхностные критики, сексисты, чтоб их, непременно чирикают что-то про «особенный женский взгляд» и тому подобное. Один, вон, написал, что налицо «вовсе не метафизическая притча, а бытовая комедия».

Это полная чепуха, кино как раз абсолютно метафизическое, о том, что чувство между мужчиной и женщиной вырастает подобно лесу из сновидений, где-то невообразимо далеко и в то же время предельно близко. И пресловутая искра между ними пролетает вовсе не в бытовом скотобойном пространстве, но в высшем мире, в надмирности, часто вопреки любым скотобойным реалиям.

И все мы, хотя и пленники своих скотобоен, на самом деле только тени гораздо более подлинных надмирных существ. Тени, пойманные в плен, это да, но самих этих существ, врёшь, не возьмёшь, никакой мир не поймает, что твоего Григория Сковороду.

В начале фильма потрясающий, всего на несколько секунд, эпизод: корова, обречённая на убой, взглядывает на своих будущих двуногих уничтожителей сквозь щель загона. В этом взгляде столько стоической мудрости, и, внезапно, спокойного сострадания к не ведающим, что творят, так нестерпимо светла и глубока печаль его, — что если бы фильм состоял только из него, мимолётного влажного взора, он уже являлся бы шедевром.

Несчастные коровы на бойне и прекрасные олени в лесу — одни и те же богом слепленные сущности, воплощаемые в различных сферах. Которые, в свою очередь, тоже соприкасаются, надо только уметь найти точку соприкосновения.

Режиссёр Ильдико Эньеди нашла, за что бесспорное ей почтение.

24 апреля 2023

Контраст духовного и физического

Есть страны, чьи фильмы мы привыкли видеть постоянно. И есть страны, чьи киноленты мы не видим никогда.

Одна из таких стран - Венгрия. Эта маленькая страна не воспринимается большинством российских зрителей как кинематографическая.

Но за последние годы Венгрия очень громко заявила о себе в киномире.

Одним из признанных во всем мире шедевром является фильм 'О теле и душе'.

Эта лента снята женщиной режиссером Ильдико Эньеди в 2017 г. Фильм завоевал победу на 67-м Берлинском кинофестивале, получил множество международных наград и широкий мировой прокат.

'О теле и душе' - лирическая драма о единении двух душ.

Главные герои фильма - мужчина и женщина. Мужчина уже в летах, уставший от жизни и не ищущий взаимоотношений с противоположным полом. Женщина молода и полна странностей. Она явно страдает от расстройства аутистического спектра.

Им обоим снятся сны, в которых они видят себя в качестве оленей. Мужчина и женщина каждый день ложатся спать и попадают в мир общего сна.

Неожиданно они узнают о том, что они разделяют мир общего сна...

Это очень нежная, очень простая и одновременно невероятно многогранная история о том, что люди нуждаются в любви...

Помимо того, что фильм 'О теле и душе' имеет оригинальный сюжет, он представляет собой настоящее эстетическое наслаждение для зрителей.

А также фильм познакомит вас с замечательными актерами Александрой Борбей и Геза Морчани. Причем, что удивительно для Геза Морчани, великолепно исполнившего главную мужскую роль, это был первый актерский опыт.

Лента великолепно демонстрирует расхождение между тем, что творится в душе человека и тем, что он может выразить внешне.

Контраст духовного и физического режиссер подчеркнула тем, что главные герои работают на скотобойне.

3 мая 2022

Венгерский кинематограф не так часто встречается на мировой арене, хотя в нем встречаются образцы кинематографического искусства, впоследствии ставшие настоящими шедеврами. Познакомиться с национальным кинематографом разных стран позволяют крупные и маленькие международные кинофестивали, открывающие миру двери не только кино, но в целом в жизнь той или иной страны, как, например, Венгрии. Так, одним из лучших венгерских фильмов последнего времени можно заслуженно посчитать драматический фильм «О теле и душе».

Синопсис Эндре и Мария работают на скотобойне. Он — финансовый директор с физиологическим дефектом. Она — инспектор по качеству, страдающий расстройством аутистического спектра. На первый взгляд, между ними не может быть ничего общего, кроме одиночества и попытки наладить контакт с окружающими. Всё меняется, когда Эндре и Марии начинают сниться одинаковые сны, в которых они в образе лесных оленей смогли найти путь к сердцам друг у друга.

Игра актёров Стоит отметить весьма неплохую актерскую игру. Прежде всего, понравилось исполнение Александры Борбей в роли Марии, одинокой девушки, страдающей аутистическим расстройством, из-за которого она не способна выстраивать нормальные отношения с окружающими, что компенсирует идеальным порядком в бытовой жизни и в своей работе. Также оставил приятные впечатления Геза Морчаньи, для которого роль одинокого, но общительного Эндре в принципе стала дебютом в большой кино.

Режиссура Ильдико Эньеди в принципе считается одной из самых выдающихся режиссеров в венгерском кинематографе. В случае с фильмом «О теле и душе» у нее получилась очень тонкая душевная мелодрама о двух разных и непохожих друг на друга людях, сумевших найти общий язык волею удивительного и необъяснимого случая. Стоит отметить метафизику самой картины, то какой показана любовь между главными героями. Она не опошленная, не сентиментальная, при этом искренняя и возвышенная. Поначалу кажется, что между ними по определению не может быть ничего общего, а всё происходящее — вообще какое-то извращение. Но героям действительно хорошо вместе, вскоре они осознают, что действительно не могут представить свои жизни друг без друга.

Сценарий Действие сюжета происходит где-то на окраине Будапешта на крупной скотобойне, куда ежедневно поступает партия «говядины», которая вот-вот пойдет под нож. На фоне этих освежеванных и обезглавленных бычьих туш происходит необычная история. Эндре работает финансовым директором. В обычной жизни он общителен, но очень одинок. Хотя у него есть дочь, он предпочитает коротать вечера в одиночестве, изредка скрашивая ночь в компании каких-то случайных знакомств. Мария работает экспертом по качеству, а еще она страдает расстройством аутистического спектра. Девушка даже по сей день посещает детского психолога. Она не способна встраивать общечеловеческие отношения и просто общаться с людьми, потому что не понимает и не знает, как это делать. По этой причине девушка постоянно становится объектом насмешек со стороны сотрудников скотобойни, за исключением Эндре, который решает подкатить к девушке, правда получает недвусмысленный отказ.

Всё меняется, когда героям начинают сниться одинаковые сны. В них они оказываются в образах диких оленей, которые вместе бегают по засыпанному снегом лесу, ищут съедобную листву и пьют из ручья. Только так в образах безмолвных существ им удается наладить контакт. Правда понимают они это только благодаря психологу, нанятому полицией после того, как некто неизвестный вломился на скотобойню поздно ночью и украл медицинский препарат. Поначалу для Эндре и Марии эти сны становятся забавной игрой, но вскоре перерастают в нечто большее, особенно, когда оба героя предпринимают попытки наладить контакт в реальной жизни, правда эти попытки едва ли не заканчиваются трагедией.

Итог На самом деле, «О теле и душе» — очень красивое и необычное кино. Поначалу фильм может показаться утомительным, но два часа проходят незаметно удивительнейшим образом. Фильм цепляет именно своей духовностью вкупе с искренностью. Вместе с героями ты словно погружаешься в некий сонный транс, в котором телесная оболочка перестает иметь значение, вынося на передний план только нечто более возвышенное и важное.

12 июля 2021

Чудесно успокаивающий фильм своей монотонностью, прям бальзамчик на сердце или как глоток свежего воздуха, после долгого пребывания в душной квартире.

Фильм об оленях. Точнее о людях. О двух человеках, так сказать. Которые снят друг друга оленями, и ведут себя в этих снах по-оленьи. Пьют воду, соприкасаясь большими влажными носами, рыхлят копытами землю, листву — находя пропитание и делясь.

В реальной же жизни героиня прекрасна как нежный весенний подснежник, внешне как лед холодна и нелюдима. Она хорошо перевыполняет свою работу на скотобойне, где также трудится ее олень из сновидений. Он уже далеко не молод, имеет недуг, в виде нерабочей руки, и жизнь его проходит уныло и серо изо дня в день — бутерброды, два пива, да телевизор.

Случайное обнаружение, что они встречаются в виде оленей, путешествующих по зимнему лесу во снах, становится поводом поговорить, — неким мостиком между ними. Быть любви или нет? Да успеет ли?

О теле и душе — фильм простой, как сама жизнь, но в тоже время щемящий что-то в грудине. Его посмотришь лишь раз, — не вернешься, но он навсегда останется в памяти, словно звук. Тонкий звук в тишине надломившейся ветки.

9 из 10

7 февраля 2021

Столкновение мироощущений

Крайне сложно показать на экране внутренний мир человека. Со времён Антониони и Феллини почти и не было шедевров, детально демонстрирующих тонкие струны нашей души. Такое кино стало чаще политизированным и остросоциальным, как, например, некоторые великие картины Нового Голливуда. Но всегда остаётся надежда. Надежда на хорошее кино, не погружающее в другую реальность, а изображающее зрителя так чётко, что никакого ухода от действительности и не возникает.

Кажется, венгерскому режиссёру Ильдико Эньеди удалось запечатлеть полноту внутренних стенаний человека. Каждая сцена, исключая волшебные сны главных героев, подчёркивает преграды, стоящие на пути душевного сближения. Вот Эндре без интереса слушает болтовню своего друга. Вот Мария безмолвно и недвижимо сидит, тупо смотря в экран ноутбука. Таких сцен — большинство. За фабульной и ни на что не влияющей конструкцией скрывается сюжет вне физического действия, где детали создают настроение, атмосферу и смысловую наполненность.

Кроме изображения экзистенциальной пропасти, автор натуралистично и будто случайно запечатлевает «переработку» коров на мясокомбинате. Грубо, но без любования. Это нужно для подчёркивания контраста между реальностью (телом) и сновидениями (душой), где жестокость и отстранённость сталкиваются с чистотой и любовью.

Минималистичность сьёмки и почти полное отсутствие музыкального ряда только подчёркивают пустоту и обыденность жизни в целом. Музыка — это тоже способ бегства в другую реальность. Но визуал всё-таки грешит эстетикой и поэтикой, играя с зеркальными отражениями, контрастом света и разнообразными планами.

Заканчивается фильм открытой, но, на мой взгляд, пессимистичной концовкой. Одиночество и душевная пустота никуда не исчезают, пускай иногда и отходят на второй план. Люди не могут полностью дополнять друг друга и таким образом избавляться от проблем. Наша организация слишком сложна для такого простого решения проблемы. Снам свойственно кончаться, а реальность никуда не исчезает и остаётся с нами, что бы мы ни делали. Но чем мы не отличаемся от животных, так это смертностью. И лучше найти человека, который сможет пережить с тобой серую жизнь и иногда дарить тепло душе.

7 декабря 2020

Темы затронутые в фильме:

1. Тема одиночества. Как нам всем известно — современный мир стремительно меняется, люди становятся более одинокими, замкнутыми и отстраненными, на что есть множество причин: массовая технологизация, дома-муравейники, социальный и экономический прогресс. Все эти факторы влияют на психику и взаимоотношения людей друг с другом. Хоть сейчас самая благоприятная и спокойная эпоха за всю историю человечества, людям все сложнее находить себя в этом изобилии всего: людей, благ, техники, увлечений, что прекрасно отражено на примере Марии и Эндре в данной картине.

2. Тема инфантилизма. Множество современных философов уже размышляют на тему «кризиса старости», что подразумевает общество, которое, в отличие от предыдущих эпох, презирает старость и взросление как таковое. Если сравнить, к примеру, нынешнюю молодежь и ту, что была 50 лет назад, то очевидным становится то, что люди все сильнее пытаются удержаться за свои юношеские, детские годы, в большинстве своем из-за боязни «сурового и холодного» мира, в котором надо брать на себя ответственность и делать серьезный выбор. Аргументировать это можно таким явлением, как стремление людей пожилого возраста, «омолодиться» всевозможными способами, начиная с внешнего облика и заканчивая их поведением. Нельзя точно сказать, чего больше в этом явлении: положительного, или отрицательного, но факт остается фактом, и данное явление становится все более прогрессирующим. Все это отражено на примере Марии в фильме, которая боится и не понимает как устроен данный мир, выражено это в ее посещениях детского психолога, игры в конструктор и боязни взглянуть своим страхам в лицо.

Схожие фильмы и отсылки:

Данный фильм очень напомнил мне «Лобстера» Лантимоса, хоть у него совершенно иное видение одиночества и взаимоотношения людей, чем у Эньенди — он скорее высмеивает представление людей об одиночестве как таковом и о природе человеческих отношений, нежели Эньенди «О теле и душе». Также, в обоих фильмах присутствуют животные, правда значения их в фильмах разные. Стоит отметить, что оба фильма сняты не голливудскими режиссерами.

Второй очень схожий с «О теле и душе» фильм — «Пианистка» Ханеке. Обе героини замкнуты в себе, у обеих присутствуют инфантильные черты и испытывают страх перед интимными отношениями. Ну и кадр с просмотра порнофильма максимально схож с кадром из «Пианистки», можно сказать, что это прямая отсылка. Как в первом, так и во втором фильме финал остается открытым, из-за чего мы точно не знаем, что случилось с пианисткой и сложились ли отношения Марии и Эндре. Не смотря ни на что, итог остается один: герои все-таки проходят путь преодоления самих себя и своих страхов.

Вывод: фильм «О теле и душе» вышел неплохим, но главная претензия к нему в том, что все-таки уже сняты на эту тему картины намного круче, ярче и талантливее, чем эта. Примерами выступают «Лобстер» и «Она», так как в них профессиональнее и качественнее все: сценарий, режиссеры, актеры, выставленные мизансцены, при том, что все эти фильмы авторские. «О теле и душе» Эньенди так или иначе подталкивает на раздумья, что все-таки нивелирует его минусы в какой-то степени, раскрывая актуальные темы в эпоху «голливудского кинематографа», конечным свойством производимого им продукта выступает «одноразовость».

5 сентября 2020

Необычный и прекрасный. Жестокий и нежный. Воздушный и приземлённый. Такой разный это фильм, и каждый в нём увидит нечто своё.

Эндре — немолодой мужчина с парализованной рукой (судя по всему, после инсульта, хотя точно нам в фильме не скажут) — финансовый директор скотобойни. Мария — молодая и очень необычная девушка — специалист по контролю за качеством мяса. Природу её необычности нам тоже не раскроют. Мы увидим, что она ходит к детскому психологу, т. е. делаем вывод, что она такая с детства. Она сторонится людей, абсолютно безэмоциональна, не выносит, когда к ней прикасаются, не общительна и немногословна, запоминает всё-превсё. Нечто похожее на аутизм. Но в то же время и не совсем похожее.

Однажды на скотобойне происходит кража лекарства, и психолог проводит исследование всех сотрудников предприятия. В ходе этого исследования Мария и Эндре выясняют, что им снится один и тот же сон, в котором он — олень, она — самка оленя. Это, конечно, необычно, и самим героям хочется понять, почему так. И герои решаются на некоторые шаги к сближению. Вернее, Мария, Эндре то это не сложно. А вот для Марии, в силу её особенностей — это настоящий подвиг.

В фильме встречаются очень жёсткие кадры — не забываем, что действие происходит на скотобойне, потому впечатлительным людям и, тем более, вегетарианцам, смотреть вообще нельзя. Но, если закрыть на это глаза, и на некоторые другие моменты, попытаться понять и прочувствовать героев, я вас уверяю, вы получите невероятное удовольствие от картины.

24 августа 2020

Любите, а не убивайте

Один из самых целомудренных фильмов последнего времени «О теле и душе» лишь внешне кажется психоаналитической драмой, на самом деле это кино о поэзии, лирике любви, которые совершенно исчезли в наше циничное, полупорнографическое время. Режиссер в свое время изысканной ленты «Мой ХХ век», обратившей на себя внимание синефилов аж в конце 80-х, Ильдико Эньеди на долгие годы исчезла из фестивального и зрительского внимания, снимая камерные, добротные, но малозаметные картины. Однако, в 2017 году она выпустила на экраны «О теле и душе», картину, взявшую в Берлине целых четыре приза и показавшую скептикам, что подлинный талант не подвластен времени.

Возрастной режиссер в понимании любви всегда мудрее молодого, но особенно приятно, что Эньеди лишила свою картину старческого брюзжания и так часто встречающихся у пожилых людей презрения к чувствам юности. Это кино именно о гармонии тела и души, даруемой любовью, которые в современном мире трагически разделены. Герои не случайно работают на скотобойне, где умерщвляются не только тела, но и души животных, где уничтожаются чувства в смрадном вареве измен, слухов и циничных шуток. На то, что фильм отнюдь не психоаналитический, указывает ироничный образ психолога, его дурацкая система тестов и сама густая атмосфера соблазна, окутывающая мясокомбинат, или говоря словами Жана Бодрийара, «порно стерео».

Как и в ставшей хрестоматийной для аналитики отношений полов картине Содерберга «Секс, ложь и видео», в ленте Эньеди люди с утонченной психикой, восприимчивой душой испытывают сексуальные проблемы, но они все равно лучатся той внутренней красотой, которой лишены обычные люди без проблем. Марика порой вызывает ощущение робота, а не красивой девушки, так она анемична и, по-видимому, фригидна, но в ней есть очарование, внутренний поиск гармонии, подспудный, но ощутимый. Так же и герой Гезы Морчани — человек с изувеченной рукой, по своей воле стал ходящим мозгом, головой без тела.

То, что героям снятся одинаковые сны, то что их объединяет единое пространство волшебства, где не властны законы логики и цинизма, — не просто емкая метафора режиссера, это бессознательное томление души, жаждущей примирения с телом, это сила Эроса, связывающая живое в единую лирику любовного трепета. Потому так прекрасны олени из их снов и так отвратительна реальность, в которой забивают животных, ведь скотобойня — это само наше время, мясная лавка циничной порнографии, в которой нет места чувству. Фильм Эньеди прекрасен не просто потому, что он о почти утраченной гармонии души и тела, о бессознательном пути к ее обретению, но еще и потому, что он ужасающе старомоден, идет поперек трендов циничного изображения половой любви, заданных «Нимфоманкой» Триера, «Любовью» Ноэ и «Жизнью Адель» Кешиша.

«О теле и душе» — не фестивальный и конъюнктурный артхаус, а подлинное авторское кино, снятое по канонам шедевров 1960—1970-х с деликатным вниманием к визуально-пластическому решению картины, с символикой, не чуждой сюжету, а изоморфной ему, с блестящими актерскими работами на полутонах и со сдержанной, сжатой, как пружина, экспрессией, но самое главное — с гуманистической режиссерской сверхзадачей, начисто лишенной даже признаков мизантропии. Ильдико Эньеди уже перевалило за 60, но она так же чутко чувствует людей, их нутро, их чувства, как и на заре своей карьеры в своем шедевре «Мой ХХ век». И пусть ей так и не досталась шумная слава ее соотечественников Иштвана Сабо, Марты Месарош, Миклоша Янчо и Белы Тарра, человечность ее редких картин, ей Богу, стоит всех кинонаград мира. Тем более их иногда ей вручают в большом количестве, как показал случай «О теле и душе».

15 апреля 2020

Бегущие от своего счастья

Триумфатор Берлинале 2017-го года «О теле и душе» венгерского режиссёра Ильдиго Эньеди не только смотрится выигрышней «Квадрата» и «Формы воды» — лауреатов 2-х других главных кинофестивалей мира того же года. Этот фильм мне действительно понравился и я бы его с удовольствием пересмотрел ещё раз.

Если продолжать аналогии с «Формой воды», то это примерно такая же история непростой любви между совсем разными людьми, у которых на самом деле намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Один из героев также является инвалидом (но без подобных деталей, видимо, на современных фестивалях фильмам ловить нечего). И что в одной паре, что в другой персонажи далеко не самым типичным образом обнаруживают связь между друг другом. Но насколько фальшивыми и спекулятивными выглядят отношения между недочеловеком-амфибией и слепой девушкой, настолько веришь в магию, которая происходит между, казалось бы, такими холодными и отстраненными Марией и Эндре.

Может показаться, что обстоятельства этой несколько фантастической истории принуждают героев быть вместе. Но на самом деле Марии и Эндре жизненно необходимо хоть немного любви и тепла, которое они рады друг другу дать. Но сами герои этого не поймут, пока неведомая сила не скажет им: «Остановитесь и опомнитесь! Счастье ведь совсем рядом!»

6,5 из 10

25 января 2019

В последнее время мы нередко сталкиваемся с кино и сериалами, где главные герои — люди с расстройствами аутистичного спектра или другими отклонениями. Но, как мне показалось, это кино не совсем об этом. Оно скорее о людях «не таких как все» в целом и о том, что они тоже могут найти свое счастье в жизни, что где-то есть такие же «не такие». Вообще для меня данная картина — своего рода мотиватор для людей, которые чувствуют себя одинокими на этой планете, которым кажется, что они обречены на одиночество, что никто их не понимает, и что они, как белые вороны, не вписываются в рамки окружающего их общества.

Прекрасная венгерская постановщица Ильдико Эньеди, выбрав весьма интересную форму подачи, пытается нам показать, что никто не одинок в этом мире. Мария и Эндре, на первый взгляд, совсем разные и никто бы не подумал, что их что-то может связывать (разве что тот факт, что они оба, каждый по своим причинам, обособлены от коллектива). Даже они сами поначалу не совсем понимают, что их что-то притягивает друг к другу. Но, как выясняется позже, эти двое встречаются каждую ночь в своих снах, однако узнают они об этом не сразу и вообще по чистой случайности.

Но почему в снах? Вероятно потому, что сны — это что-то настолько личное и сокровенное, связанное с нашими внутренними желаниями и мечтами (недаром в некоторых языках понятия «мечта» и «сон» обозначаются одним словом), что мы можем разделить их только с тем, кто нам по-настоящему близок. «Родная душа» — так мы говорим о тех, кто с нами на одной волне, о тех, кто нам дорог. Так и Эндре с Марией — одни сны, одни мечты, одна душа на двоих.

Но душа есть не только у людей, поэтому в фильме не последнее место занимают животные. Символично и реалистично. И зачастую при просмотре подходишь к вопросу о том, кто же здесь животные на самом деле. И это о душе. А о теле — не всё и не сразу.

Сначала мы видим не самое человеческое отношение к телам животных (большая доля показанного в фильме происходит на мясокомбинате), а так же слышим много разговоров на тему секса. И то и другое для большинства героев фильма — обыденность. Но не для главных героев. И хотя в фильме есть сцена, где Эндре спит с женщиной исключительно ради удовлетворения телесных потребностей, в итоге он приходит к тому, что душа для него не менее важна, чем тело. Некоторые могли бы со мной не согласиться, но по-моему, в итоге все приходит к балансу и гармонии — тело и душа сливаются воедино, без конфликтов. Мечты воплощаются в реальность. И — да, даже странные люди могут найти свое счастье.

8 из 10

14 января 2019

Начало фильма у меня вызвало щемящее и ностальгическое воспоминание о стихотворении Бориса Слуцкого «Лошади в океане». Помните, наверное, эти пронзительные строки:

Плыл по океану рыжий остров.

В море в синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось — плавать просто,

Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края,

На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая

Тем, кто в океане их топил.

У Ильдико Эньеди не лошади — коровы и быки. Вместо океана — мясокомбинат. Суть не меняется, страшные в своей документальности подробные сцены убиения коров на скотобойне. А коровы — печальные, с выпуклыми обречёнными и такими живыми, такими одухотворёнными, глазами, молчаливо подгоняемые к камере, где им шею скуёт металлический ошейник; здесь их убьют током, отрежут голову, сольют кровь, разделают всё ещё дёргающуюся тушу. Всё это снималось на реальной скотобойне, не для кино, взаправду, эту говядину со скотобойни (второго качества) кто-то после ел на обед.

Фильм, в самом-то деле не о скотобойне. И даже не о защите животных или вегетарианстве. Фильм о любви, но эту сцену вы не забудете на всём его протяжении. Да и после она едва ли отпустит вас, как и вся картина в целом. Здесь сплетён в тугой ком нерв, нерв обострённого восприятия реальности. Или ирреальности. Нерв, остро реагирующий на тончайшее прикосновение, даже больше — на намёк на прикосновение. И здесь всё вместе — поэзия, красота, любовь, смерть, вечность, природа, кровь, мясо.

Два человека встретились на скотобойне. Нет места приземлённей и неуместней для любви. Но между ними — любовь. Она возникла в их снах задолго до их первой встречи. Он — Эндре (Геза Морчани), финдиректор мясокомбината, сухорукий стареющий задумчивый и не слишком общительный флегматик, который испытывает сочувствие к убиваемым животным. Она — Мария (Александра Борбей), новый инспектор по качеству продукции, имеет феноменальную память, но страдает аутистическим расстройством вроде синдрома Аспергера, ходит по вечерам советоваться про жизнь к своему детскому психологу и подозрительно, чуть не в деталях, напоминает другого известного персонажа — следователя из шведского сериала «Мост» — Сагу Норен.

Обоим героям снится бесконечный сон, где Эндре — олень, а Мария — олениха. В зимнем лесу они раскапывают траву, пьют воду из ручья и лишь случайно иногда соприкасаются носами. Нелепая и грубая шутка одного из сотрудников приводит к тому, что Эндре и Мария узнают тайну друг друга про этот сон, и между ними появляется тонкая осторожная духовная связь.

Сны выглядят как реальность двух освобождённых чутких и хрупких душ, а реальность — как морок, назойливая ничего не значащая повседневность. Но и она, даже в самой грубой телесности, в пульсирующей крови, где, как известно, сокрыта душа всего живого, пропитывается волшебством любви. Стоит отказаться от души в пользу тела — и всё летит в тартарары, мир рушится, жизнь гаснет, уходит.

У Ильдико Эньеди очень необычный взгляд на мир. С ним можно соглашаться или нет, но в картине «О теле и душе» не с чем соглашаться или чему-либо возражать — это поэзия, магия, их просто впитываешь в себя через кожу.

Любовь, кровь, жертвоприношение — вещи, старые, как мир, и столь же привычные, избитые, в наши дни они теряют значимость и цену. Эньеди заставляет увидеть их такими, какие они есть в своём изначальном смысле.

И единство всего живого. Звери и люди — похожи здесь друг на друга настолько, что глядя на Марию и Эндре, невольно видишь оленей с их горделивой осанкой и чуткими осторожными жестами, другие персонажи напоминают коров. Люди и животные связаны гораздо больше, чем они сами об этом подозревают.

Фильм уникальный, но он ассоциируется с некоторыми другими известными фильмами — поэтической атмосферой с «Патерсоном» Джармуша, параллелизмом человека и природы — с «Легендой о Нараяме» Сёхэя Имамуры, тонкой связью между душой и телом — с «Бычарой» Михаэля Роскама.

На Берлинале-2017 «О теле и душе» получил главный приз — «Золотого медведя» и другие награды.

10 из 10

21 июля 2018

Невероятно тихая, спокойная и лиричная картина с добавлением некой философии.

Внутренний космос человеческих отношений.

Тело и душа.. В фильме показано как физиологическая красота так и духовная.

Что такое душа?

Что такое человек?

Что такое любовь?

Режиссер через душу показывает сущность человека, только с душой тело начинает жить. Первые кадры погружают зрителя в некую атмосферу, где вокруг находятся животные, это будет на протяжении всего фильма, пока влюбленные не станут как бы одним целым.

С помощью параллельного монтажа нас знакомят с главными героями на скотобойне.

Жуткая атмосфера убийства. Сравнение животного и человека.

Благодаря снам они сблизятся друг с другом. Режиссер подталкивает героев к тому, чтобы они преодолевали комплексы. Показать язык тела режиссеру удается через крупный план. Жесты, движение героев. Не зря режиссер выбирает себе таких странных, неуверенных в себе героев, чтобы на протяжении всего фильма, зритель наблюдал, как они меняются, на что они готовы пойти, что будет в финале? Гамма зелёного цвета, атмосфера спокойности и само значение этого цвета означает рост, через что пройдут герои и к чему придут?Кадры повтора в фильме, все встречи героев происходят в одном месте, именно в столовой. Так же режиссер, сопоставляет этих странных людей, и их разговоры с другой молодой парой, которые постоянно ведут один и тот же диалог. Во время фильма зритель услышит это не один раз. Опять с помощью параллельного монтажа мы наблюдаем за жизнью и мужчины и женщины, которые заперты в своих комнатах и единственное пространство свободы, это их сны.

На что готов человек ради любви? нелепая попытка сблизиться, побыть вместе, увидеть один и тот же сон, только уже находясь рядом. И это не останавливает их, а наоборот помогает ещё больше стараться изменить себя и свое отношение. Она начинает бороться со своими страхами, и это у нее получается. лиричная музыка любви, это и будет режиссерское решение. Это лейтмотив фильма. Только сила любви, смогла преодолеть свои сложности, свои страхи, это и помогло и сблизиться персонажам. Они слились, и поэтому во снах уже не нуждаются.

7 июня 2018

Не мясо, а маленький мир

Вы вряд ли слышали имена Александра Борбей и Геза Морчани до этой премьеры, наверняка не знали режиссера и других создателей фильма и с трудом можете вспомнить какой-то запавший в душу венгерский фильм (как, собственно, и я), но вы явно слышали о номинации «О теле и душе» на Оскар в категории «лучший фильм на иностранном языке». Многие из нас пришли к просмотру именно по этому пути. Оказался ли он ложным? Давайте сделаем этот вопрос риторическим.

Первая половина фильма ни на минуту не дает нам забыть о том, что мы по рукам и ногам связаны этим животным и конвейерным миром. Свободу мы ощущаем только в редкие часы: во сне, когда влюблены, когда происходит какая-то невероятная случайность (которую мы с легкой руки назовем чудом).

О теле. Оленина, говядина, человечина. Тема тела неиллюзорно раскрыта, что особенно эффектно показали натуралистические до отвращения сцены убоя коров на мясокомбинате (warning: не предназначено к просмотру при запуске полной вилки доширака в рот). Кровь. Забавнее всего, что на экране нам показали как коровью, так и человеческую кровь, но олени остались чистыми. По той ли причине, что они относятся к ирреальному миру сна героев? Возможно. Одно слово о человеческой крови: нигде до этого момента не видела такую ироничную сцену попытки самоубийства, как бы чудовищно это ни звучало. Laura Marling — What He Wrote и меланхоличное выражение лица героини — отдельное восхищение.

О душе. Фильм не нашел бы в нас и половины отклика, если был бы просто «о теле». Но даже, казалось бы, обычные предметы материального мира в кадрах наталкивают нас на размышления о душе. Вспомним о ней. Когда душа не может обрести гармонию, тело начинает кровоточить (и наоборот). Это было сказано в фильме. Не словами. Не красноречивыми жестами и не запутанными символами. Это было сказано так просто, что мы даже не заметили, в какой момент к нам пришли эти мысли. Так естественно и невозможно, как и сны об оленях, одновременно пришедшие к героям. Так легко и непринуждённо, как они и закончились.

В каком-то смысле можно согласиться с мыслью о том, что история скучна, особенно если учесть, что мы видели только пару-тройку действительно значительных событий за весь фильм. Но не будем забывать о том, что это только тело, простой внешний сюжет, который легко восполняется сюжетом внутренним. Это дает ощущение того, что, в какой бы степени ни была насыщена твоя жизнь-в-окружающих, жизнь-в-себе подчас гораздо значительнее и притягательнее, что каждый из нас не просто мясо, а еще и маленький мир.

4 апреля 2018

«Мне снилось, что я олень. Не знаю, какие выводы вы из этого сделаете».

Андрэ работает финансовым директором на мясокомбинате. Стареющий мужчина с парализованной рукой обращает внимание на новую сотрудницу Марию из контроля качества говядины. Она нелюдимая, странная и вдобавок вдвое младше Андрэ. Странноватая девушка не идет на контакт ни с ним, ни с кем-либо еще. Волею судьбы на предприятии проходит психологическое исследование, в ходе которого выясняется, что Андрэ и Мария видят каждую ночь абсолютно одинаковые сны…

Самый большой плюс заключается в великолепной работе оператора. Интересную картинку так и хочется связать с веянием скандинавских мастеров. Стерильные крупные планы, ощущение интимности происходящего, обилие цепляющих бытовых деталей — отменный визуал, снятый с большой любовью к делу. Актеры не выдают никакой особой «химии», но выглядят достаточно трогательно и органично. А вот с сюжетом, динамикой и смысловой нагрузкой всё не так однозначно.

«О теле и душе» — это венгерский фильм о притяжении двух «одиночеств» в современном мире. Примечательно, что главных героев, в общем-то, ничего больше не объединяет. Неполноценность персонажа Марии в её психологических проблемах, которые по задумке автора почему-то должны притягивать инвалида Андрэ. Звучит это также странно как и выглядит на экране. Антураж скотобойни с отрубленными коровьими головами должен что-то символизировать для сюжета, но на деле специфика работы не отражается ни на одном персонаже. Выдержать почти двухчасовой хронометраж с минимумом событий — дело сложное. Интересная задумка с ментальной связью героев выдыхается к середине фильма, а к финалу никто не удосуживается объяснить чем и для чего это было вызвано. Уровень претенциозности задирает планку для шаткого сюжета, который оказывается неспособным отвечать на закономерные вопросы зрителя.

6 из 10

28 марта 2018

«Кстати, а что нам снилось этой ночью?»

Фильм притягивает, околдовывает с первых кадров и не отпускает до самого финала. Лес. Идёт снег. Два оленя, самец и самка, их взгляды, их прикосновения друг к другу. Большие беспокойные глаза коров в загоне. Пожилая уборщица посреди работы отвлекается на яркое солнце в окне… Слабые фильмы снимаются по шаблону. Такие шедевры, как этот, сняты вроде и просто, но нетривиально, и смысл потом доходит, и кадры-пазлы складываются в художественное произведение, которое хочется пересматривать. Я пересмотрел уже через два дня, но обязательно посмотрю ещё. Настолько не отпускает этот фильм, одновременно такой простой и парадоксальный, интересно сочинённый и ювелирно сделанный.

Два невстроенных в этот мир человека. Мир насквозь прозаичен, а их души переполнены поэзией. Мир — скотобойня (на которой они работают в реальности), а ИХ мир — красивый лес (в котором они гуляют грациозными оленями во сне).

Сны являются пространством их свободы. В реальности они скованы комплексами. У него — высохшая рука и сухая дочь, интересующаяся только деньгами отца. У неё — страх перед жизнью вплоть до детской беспомощности перед ней. У него всё в прошлом, у неё всё мимо.

Они и не похожи друг на друга. Разве что одно их роднит. Безмерное одиночество. Да и вот эти одинаковые сны, о чём они узнают совершенно случайно. Узнают — и не знают, что с этим делать. Олени совсем не приспособлены к жестко-меркантильному стилю людей. Но двум оленям на параллельной территории снов просто вдвоём. И как же трудно людям с особенной душевной организацией сделать шаг навстречу друг другу. Проще укрыться в одуряющем мороке работы или телевизора. А лучше всего — в прекрасном сериале сновидений, которые продолжают сниться обоим. Но настанет ночь, когда им ничего не приснится. Это будет счастливым финалом невероятного по красоте, глубине и художественности фильма Ильдико Эньеди «О теле и душе».

10 из 10

18 марта 2018

Любить душой и телом

«Человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески». Белинский, Виссарион Григорьевич

Уравновешивает человека гармония тела и души. Недоверие своему телу, нежелание его познать, отвержение плоти — все это рождает аскетов, асексуалов. Нежелание познать свою душу и вообще невозможность признания ее существования свойственны рационалистам.

В этом фильме ничто не ставится во главу угла. Сначала рассматривается душа. С этого аспекта зарождается любовь. Во сне душа свободна от тела. Сны это грезы, остатки прожитого дня, скрытые мысли… Все это имеет место быть, но в данном фильме сон — это вполне реальное прибежище души. Два одиноких героя, ничем не связанные, встречаются во снах в виде благородных животных, оленей. Их связь тонка, они чувствуют друг друга, а случайные прикосновения говорят об этой связи больше, чем тысячи слов.

Сон разбивается о реальность мясокомбината. Здесь начинается рассмотрение проблемы телесности. Почти все сотрудники говорят о сексе, либо выдвигают свою сексуальность на передний план. Современный мир зациклен на телесном превосходстве, на сексуальности. О ней говорят, мужчины нескромно разглядывают женские формы, старая уборщица делится тем, что снится ей только секс, новый сотрудник своим поведением делают все, чтобы привлечь к себе внимание как можно большего числа женщин.

Работа мясокомбината снята с документальной точностью. Режиссер не стал ничего скрывать, преувеличивать. К убийству животных все относятся как к естественному процессу. Исключение — главный герой Эндре, директор мясокомбината, который советует новому сотруднику жалеть животных. Из замечания коллег становится ясно, что Эндре хоть и управляющий, но не знает и не хочет знать всего рабочего процесса, не хочет смотреть на убийства и привыкать к ним, хотя его совсем не назовешь эстетом. Возможно, именно это помогает ему сберечь душу и отпускать ее в ночные путешествия на поиски любви.

Мария и Эндре — оба странные. У него телесный недостаток, атрофированная рука. У нее атрофирована часть души, она не знает теплоты общения, дружеской симпатии, не понимает красоты музыки и не получает удовольствия от тактильных ощущений.

У любви свои законы, не ведомые человеку. Финал — это соединение тел и душ, как двух составляющих формулы любви. Любить душой и телом…

Фильм не лирика, не драма, скорее — философское размышление о вечном. В нем нет бурного развития действия, привлекательного сюжета, нет за душу трогающей любовной истории. Фильм «О теле и душе» — это скучная, ничем не прекращенная, реальность, в которую вписано маленькое чудо. И чудо это, конечно, любовь.

7 из 10

4 марта 2018

Зоопарк

Этой ночью мне снилось, что я был оленем. Бродил по лесу в поисках еды, но на самом деле шел за моей спутницей, молодой оленихой. Когда мы пили воду из ручья, наши носы соприкоснулись. Никакого другого телесного контакта. Потом я проснулся.

В последнее время я вижу странный сон. Я — животное, самка оленя. Снег еще не растаял, поэтому было непросто найти в лесу несколько зеленых листочков. Когда мы наткнулись на один из них, мой спутник позволил мне съесть листок целиком. Я начала жадно жевать, но вкуса не почувствовала. Это был обыкновенный лист. С моим спутником давно ходим по лесу, но у нас ничего не было. Только однажды у ручья мы соприкоснулись носами, когда пили воду. Потом я проснулась.

Борьба между животным и культурным началами стара как мир. В романе Гессе, если над человеком, Гарри Галлером, одерживал победу волк, то умирала последняя симпатия к людям с их глупостью и лживыми манерами. В другие времена интеллигент одергивал волка, не давая первобытной дикости вырваться наружу. Итак, животное и человек. Вопрос, не кто из них сильнее, а за кем скрывается тело, за кем прячется душа? Если животными правят инстинкты, и в первую очередь сексуальный, то, очевидно, за всеми неосознанными, постыдными желаниями стоит именно внутренний зверь. С другой стороны, существует душа как способность сострадать и любить другого больше себя. Наверное, это и есть лучшее в человеке, то, что нельзя назвать иначе, чем духовность.

У Ильдико Эньеди все наоборот. Глубже всех чувствует корова. Духовная связь выражается во снах, где люди становятся оленями. Местом действия выбран мясокомбинат, работники которого за редким исключением могут похвастаться развитым культурным началом. Вот оно, синие небо в глазах несчастного животного с желтой биркой на ухе. Кажется, что корова заслушала свой смертный приговор. Теперь она, как заключенный в ожидании электрического стула, в последний раз наслаждается солнечным утром. Сцена «казни» показана с такой детальностью, что впору становится вегетарианцем.

Противостояние души и тела безоговорочно выигрывает тело. Два человека не просто стеснительных, а намеренно оградивших себя от внешнего мира, находят друг друга. Для них сновидения стали сайтом знакомств, но в какой-то момент этой уникальной связи оказывается недостаточно. Вернее, она не становится самоцелью, а только способом сойтись. Душа так и норовит от духовного перейти к телесному. Животные инстинкты побеждают, но, кажется, во всем виноват не внутренний зверь, а как раз внутренний человек.

28 февраля 2018

Так о теле и душе или не о чем?

Типичный представитель перехайпленного арт-хауса, который заслуживает быть пропущенный зрителями, но почему то так полюбился как критикам так и зрителям. Тут как мне кажется повторяется ситуация как с недавним фильмом «Хорошее время» с Робертом Паттинсоным. Кто — то сказал, что это крутой фильм и люди не поняв, что они только что посмотрели начинают говорить тоже самое, чтобы не казаться глупым. Что во «времени», что в «О теле и душе», безусловно отличные актерские работы и приятная картинка, но сейчас в 2018-м году хорошая картинка есть практически в каждом более менее приличном фильме, так что в этом плане фильмы удивить не могут. Сценарий! Только этим сейчас можно отличиться.

Но увы, «О теле и душе» — это банальная история, которую мы видели уже миллион раз, рассказанная в декорациях скотобойни. Фильму попросту не хватает конфликта и той самой души. У героев все хорошо, у них не происходит каких то моментов, из-за которых их жизнь рушится или висит на волоске. Их жизнь просто течет и их отношения кое как развиваются. А к чему нужна была линия с одинаковыми снами, одному режиссеру известно, так как похоже ему не удалось придумать более интересного способа проявить интерес своих персонажей друг к другу. Интересно становится только в сцене с ванной, так как вот там появляется проблема, но на что она влияет по сюжету? Правильно, ни на что.

В итоге имеет очень слабую, нудную картину на избитую тему, которая ничего нового нам не показывает.

5 из 10

19 февраля 2018

Категория B

'О теле и душе» представляет из себя удивительную и эстетически притягательную картину, которая на первый взгляд может показаться затянутой или чересчур авторской. Но либо прекрасная игра главных героев, либо глубина самой истории, заставляет улыбаться практически каждому нелепому, на первый взгляд, шагу персонажей.

Она — несуществующий в реальном мире персонаж, чьи повадки мало отличаются от еще не сформировавшейся личности — ребенка (крайне послушного), но в тоже время заставляющий нас поверить в столь прекрасный образ.

Он — мужчина с комплексами, присущими человеку в его возрасте и с проблемой моторики руки, который мечется из одной стези в другую и не имеющий понятия как действовать в подобной ситуации — принять или отвергнуть.

Они — два человека, которые нуждаются в «теле и душе» друг друга.

Магия картины, на мой взгляд, состоит в том, что невозможно представить подобную ситуацию в нашем мире, но не из-за одинаковых сновидений, а из-за наивного, чудесного, доброго и по-настоящему искренего поведения персонажей и в частности героини.

Я бы назвал данный фильм взрослой сказкой, а историю любви — небылицей, которую стоит посмотреть людям, верующим в чистую и искреннюю первую и последнюю любовь

8 из 10

8 февраля 2018

Из сна в реальность

Сны — это вещь самая личная. В снах мы можем быть кем угодно, они могут передавать самые потаённые переживания или мечтания, могут переносить в самые причудливые измерения в самых причудливых ситуациях. И сон — это всегда нечто большее, свой собственный мир, полный загадок и откровений. Сны — это вещь таинственная и сказочная. А бывает так, что двум людям снится один и тот же сон? Может это розыгрыш? Будь вы психологом на скотобойне, вы бы, наверное, так и подумали. Но вдруг это и есть, то самое большее и волшебное, скрытое в таинственном душевном царстве Морфея?

«О теле и душе» — вещь интимная и самая личная, как и сон. Зритель оказывается совсем-совсем рядом с героями: под одеялом, в ванной или просто сидит в соседнем кресле при просмотре телевизора. От этого история любви Эндре и Марии ощущается такой понятной и чувственной, такой близкой и искренней. От этого чудесный саундтрек захочется переслушать не раз. От этого не получается не переживать о двух настоящих людях, непонимающих друг друга. От этого их сон ощущается чем-то сказочным и реальным, и, конечно же, таким важным даже для бодрствующего зрителя у экрана.

Герои работают вместе, но даже не представляют, что их может что-то объединять. Она не способна идти на простой контакт с людьми. Он не верит, что его может полюбить такая как она. Но один сон, странный и непонятный, но имеющий самое большое значение, решит всё. Она не знает что делать, как быть с ним или кем-либо ещё. Он думает, что она холодна только с ним. Она продумывает ситуации наперёд, но всё всегда идёт не так. Он не решается идти до конца, считая, что это не имеет смысла. Он и она — простые люди со своими особенностями. Люди, которых что-то выделяет на фоне остальных, будь то расстройство или травма. Люди, полные одиночества. Люди, засыпающие каждый в своей постели с одним и тем же сном. Сном, который их объединяет. И постепенно оба стараются убежать в этот особый мир, чтобы снова там встретиться, прочувствовать единение и побыть вместе. Ведь их сон — это настоящее единение душ. Там всё прекрасно: он и она вместе в чудесном снежном лесу, только он и она, и больше ничего не надо. Нет никаких надоедливых похабных работников вокруг, нет никаких травм и тайн, нет ничего лишнего. Только такие грациозные он и она в целом мире. Большего и не надо. Единение душ — это единение тел. И если есть первое, то второе уже не сильно имеет значения. Оно плавно вытекает из другого, главное решиться на него в мире настоящем, и тогда всё станет намного проще. И этот странный мир снов только лишь толчок к единению двух одиноких душ в телесной оболочке в самом что ни на есть мире живом.

«О теле и душе» — пример истинной красоты европейского кинематографа. Кинематографа поэтичного и душевного. Кинематографа не просто искреннего и недосказанного, но и завораживающего с визуальной точки зрения. Здесь преобладает по-настоящему красивая картинка, отдающая холодностью, но чувственностью и притягательностью. И в этой картинке существуют живые люди, старающиеся узнавать для себя что-то новое или понимать прелесть старого. И заслуга притягательности этой истории во многом лежит на плечах актёров, а в огромнейшей степени на Александре Борбей. Александра завораживающе чудесна в своём умении передать каждое смущение и надежду, расстройство и любовь одним мощным и трогательным взглядом. А большего для понимания глубины, как и в том снежном лесу, и не надо.

Что нужно, чтобы быть человеком? Что такое любовь? Что такое единение? Прикосновения. Взгляд. Звонок в нужный момент, чтобы услышать любимый голос. Эти маленькие вещи составляют то единение душ и тел и ту любовь, о которой так хочется говорить. Любовь, растущую медленно, но с огромными и чудесными цветками. Главное, не упустить момент расцвета. Не испугаться его поймать не только во сне и не только в фигурках лего. Нужен только шаг, нужна только решительность. Ведь важнее реальной жизни не будет ни один сон, каким бы чудесным он ни был. Поймав этот момент, создав это единение тел и душ вместе, тогда уже и не нужен никакой лес с озером, ведь весь мир, тот самый мир реальный, уже у вас. И сон вполне себе уже воплощается наяву.

5 февраля 2018

Неожиданно хорошее кино

Венгры? Что ассоциируется с Венгрией, кроме венгерского зелёного горошка, банки от которого были в каждой советской семье? Оказывается, венгры умеют снимать кино. Кто бы мог подумать.

Хороший фильм — история любви, с небольшими элементами мистики. Приятно смотреть кино, когда всех актёров видишь впервые в жизни, и они неплохо играют. Сюжет небанален своими поворотами, и до конца вы не уверены — будет хэппи-энд или..? Хорошая драма, понравится женщинам точно, мужчинам тоже — особенно постарше. Крепкая семёрка. Особенно хочется отметить актрису главной роли — хорошая игра, отлично показывает девушку не от мира сего. Элементы философии присутствуют, герои работают на бойне-мясокомбинате — если после фильма хотя бы несколько человек задумается об отказе в употреблению в пищу убитых животных, это уже большой плюс картины.

4 февраля 2018

Реинкарнация

Сон возникает теплокровно и осязаемо: поскрипывающие на ветру стволы деревьев, влажное шуршание снежинок, густой пар дыхания, теплая ворсистость шерсти. Оттаявшая проталина киноэкрана очерчивает магический контур лесного озерца. Отражение в воде вздрагивает, поймав в свое зеркало оленью пару. Две головы, склонившиеся в поисках уцелевшего под снегом зеленого листочка. Нечаянное сближение, осторожное прикосновение… Дробь дятла эхом отдается в тишине притихшего в предчувствии кинозала. Волшебное мгновение мистического совпадения: один сон на двоих.

Есть ли жизнь после пробуждения? Будни дают ответ неохотно и отрезвляюще. Узкий коридор, разряд тока, окоченевшая плоть, маркировка по сортам годности, расследование кражи бычьего возбудителя, допрос о первых поллюциях. Настойчивая трель звонка запускает круговорот ежедневного механического ритуала существования одновременно с автоматизированным конвейером смерти. В глазах обреченной коровы, кинувшей сквозь решетку последний взгляд на солнце, то же чаяние, что и у состарившейся на скотобойне уборщицы, всматривающейся в высокое небо в оконной раскладке. Надежда на реинкарнацию тела, а в случае фантастического везения — преображение души.

Узнаю ли я тебя в следующем воплощении?

Ночь, железнодорожная станция. Загадочная в своей отстраненности незнакомка, словно сошедшая с полотен Поля Дельво, что помещал свою сомнамбулическую героиню то в урбанистический пейзаж, то в современный интерьер. Какими бы ни были декорации, она остается неизменной, сохраняя свою таинственность и оставаясь одинокой даже в окружении других персонажей. Лицо снято сквозь стекло — режиссер оберегает от внешней суеты как от сглаза, отводя чужой недобрый взгляд. А потом еще слой: поверх стекла — отражения людей, машин.

Игра в прятки — приглашение вглядеться пристальнее, сквозь отражения и зеркала, иллюзии и перевоплощения. Минуя навязчивые мысли, поверхностность переживаний и упущенные прошлые жизни. Глубже. В глаза и улыбку. Разглядеть, почувствовать, прикоснуться, узнать. И вспомнить.

…пальцы в картофельном пюре

брызги воды на лице

зеленые иголочки травы на коже

шорох простыни

«музыка для любви»

осколок оконного стекла

кровь из пореза

солнечный блик…

Осязаемая каждой клеточкой естества субстанция жизни, освобожденная от банального смысла. Терпеливо и мягко обращая внимание на говорящие детали, ускользающие в повседневной суете, фильм просит принять как данность тайну, скрытую в бесконечном круговороте форм. В память о чувствах, преображающих мир.

Засыпает тело — пробуждается душа. Возможно ли, чтобы двое видели один сон на двоих?

3 февраля 2018

Рассказ о родственности души у режиссера Ильдико Эньеди, веришь или не веришь в сентиментальность, все же получился славным. Финансовый директор комбината, имеющий комплексы из-за травмированной руки и своих ограниченных возможностей, а также новый специалист по качеству на этот комбинате, страдающая от аутизма, однажды понимают, что им снится один и тот же сон.

День за днем повседневной жизни, наши герои стыкаются со многими преградами дабы наладить общение между друг другом, но все становится иначе, когда оба решают поделиться с друг другом о своих снах. Серые дни жизни и бытия для обоих приобретают новых красок, и кажется, ни для кого вокруг сон о оленях которые прогуливаются в зимнем лесу не имеет значения, но для наших двух главных героев это все, что у них есть.

Несмотря на такую необычную тему, поднятую в этой истории, при всех добрых намерениях и попытках авторов, фильм «О теле и душе» — дилетантский фильм, сильно не дотягивающий до той позиции на которой он оказался после премьеры в Берлине, и уж тем более он далек от «оскаровского» уровня в плане качества постановки. Актеры, включая тех, кто сыграл главных героев, не приближаются даже к уровню, чтобы эту игру назвать профессиональной.

Поэтому получается, бросая несколько строк в этот отзыв ощущаешь себя палачом — как же так, каменное сердце, но дело не в сострадании людям с ограниченными возможностями, как раз с этим проблем нет, а в том, как этот фильм непрофессионально был снят. Так что как итог — фильм «О теле и душе» набирает половину баллов за свою историю, и полный ноль за режиссуру и прочие технические детали.

5 из 10

1 февраля 2018

Про оленей и людей

Фильм венгерского производства «О теле и душе» — пример очень тонкого европейского кино, повествующего нам о чувствах двух довольно непохожих людей на скотобойне.

Структурно фильм имеет две основные линии: сны, где главными действующими лицами выступают олени, довольно милые животные в этом фильме, и собственно завязка и развитие отношений между Эндре и Марией, главными героями фильма.

Мария на скотобойне новенькая и как мы узнаем из фильма, что приходит она вместо прежней сотрудницы, ушедшей в декретный отпуск. Девушка она довольна странная. Плохо интегрируется в коллектив, из-за этого практически и не общается с другими работниками, над нею порою подшучивают, в общем, режиссер фильма нам сразу дает понять, что у девушки есть определенные проблемы с психологическим здоровьем. Но благодаря этому у героини феноменальная память, перфекционизм. Через весь фильм с главной героиней связана линия о познании себя, и в духовном и в физиологическом плане. А уже после познания себя идет преодоление своих страхов и фобий. Персонаж полностью раскрывается перед нами за хронометраж фильма, что идет в плюс режиссеру и сценаристу этого фильма, которая здесь представлена одним лицом — Ильдико Эньеди.

Эндре, в отличие от Марии, на скотобойне видимо давно, он финансовый директор предприятия. Но если у героини проблемы с душой, то у Эндре с телом, его левая рука не функционирует. Он отказался от женщин, но появление Марии возбудило в нем любопытство, а событием послужившим началом для сближения этих людей послужило то, что видят они одинаковые сны.

Сны очень важная часть картины, они и служат катализатором для начала отношений и противопоставляются основному месту встречи героев: скотобойне.

В фильме есть очень жестокие сцены связанные с функционированием скотобойни. Потому, те кто еще не смотрели фильм и довольно чувствительны, должны быть готовы к жестоким эпизодам.

В итоге хочется сказать, что фильм являет собой пример хорошего кино, тонко ощущающего человеческую сущность. Оно хорошо срежиссированно, не имеет проблем в сценарной части. От меня фильму девять баллов.

30 января 2018

Истинной любви все «типажи» покорны

и инвалид, и аутист… У Эндре бездействует левая рука, а у Марии слабая форма аутизма. Тем не менее у них много общего в ночных мечтах об идеальной любви — но движутся к ней они с разных сторон. Если Эндре разведён, у него есть дочь и он повидал в своей жизни много женщин, то Мария всё ещё познает мир, но она боится любых изменений, мыслей, прикосновений. Им снятся одинаковые сны. Каждый из них должен пройти путь, измениться, чтобы их аллегорические сны стали реальностью.

Эндре должен научиться доверять ей, понимать её правильно, быть терпеливее и более чутким. Многим покажется, что у Марии проблем гораздо больше — она прибегает к помощи своего детского психолога. (Но это смотря с какой стороны смотреть) Вообще те сложности, которые она пытается преодолеть покажутся многим из нас смешными, ведь мы не понимаем внутреннего мира таких людей.

События в фильме развиваются очень медленно. Пожалуй можно было бы снять и короткометражку. Но создатели явно хотели, чтобы зритель внимательно изучал детали и размышлял над смыслом каждого эпизода. Тем не менее это не портит, а создаёт свою уникальную атмосферу просмотра.

Трогательная концовка, которая всё объясняет и не оставляет вопросов.

9 из 10

28 января 2018

Мне снилось, что я олень

История весьма экзотичного служебного романа девушки-аутистки и ее пожилого шефа с травмой конечности выглядит как антитеза «Нелюбви» Звягинцева — некогда потерянная гармония с окружающим миром и самим собой обретается у Эньеди посредством любви.

Режиссер намеренно, почти в лобовую, сталкивает, словно душу и тело, девственно непорочный и чистый мир грез и снов героев, в котором они спасают себя и свои чувства, и окружающую их грубовещественную реальность, пораженную недугами неправды и нелюбви (диссонанс по-зимнему кристально свежих и целомудренных сновидений и подробно и натуралистично снятых кадров убоя, свежевания и разделки скотины налицо). В этой самой реальности, где люди, словно неодушевленные куклы (помните, солонки и фигурки лего в руках у героини), не могут найти точек соприкосновения друг с другом, нет места настоящему чувству.

Но Эньеди противопоставляет эти два мира не для того, чтобы сорваться в очередное мизантропское моралите на тему беспросветности человеческого существования, откуда не особо видно выхода.

Напротив, отправляя двух своих героев-социопатов в сознательный эскейп от реальности, она дает им обрести друг друга сначала метафизически, через душу, чтобы постепенно примирить с миром настоящим и собственным телом. И если у Брессона в «Карманнике» герой вынужден был, в силу своей криминальной профессии, искать, прежде всего, тактильного контакта с окружающим миром, то у Эньеди гармонию души и тела можно обрести только посредством любви. Здесь и дедушка Фрейд не пригодился.

Медитативный, заторможенный, но временами взрывающийся и пульсирующий, словно кровь, отстраненный, но одновременно трогательный фильм венгерской постановщицы, пожалуй, одно из лучших впечатлений года.

7,5 из 10

26 января 2018

Умчи меня, олень, в свою страну оленью

Посмотрел я победителя Берлина венгерский фильм «О Теле и душе» и должен сказать, что правильно Аки Каурисмяки напился c горя, когда ему, первому финну так и не дали Главного Приза большой тройки фестивалей Берлина, Канн и Венеции, а дали мадьярке, пусть тоже древней, но не имеющей столь славной биографии.

Ведь, по сути-то, несмотря на флер глубокомыслия перед нами мелодрама в стиле «Как Бабе Выйти Замуж». Это ровно то же самое, что и какие-нибудь «Разум и чувства» или Дашкова или Устинова. Но, если сестры-британки были действительно милашки, умницы и заслужили своих полковников и аристократов, то венгерка являет собой столь распространенный в городской среде XXI века тип «Я-у-Мамы-Дурочка». Миллиарды девочек эмо, инди, страшненьких как малая абхазская война духовно богатых дев, тоже мечтают просто-напросто выскочить замуж. И этот фильм бьет прямо в сердце незамужних интеллектуалок.

Лицемерие этого фильма в том, что инспекторша, изображённая как бескорыстная бессребреница, которая играет в куклы, запоминает как Человек Дождя все свои разговоры, ходит к психологу, не знает, что такое СД-диск, выставляется Ильдико Энеди, женским кинорежиссером, как малое венгерское чудо. А ведь это просто обыкновенная горожанка поколения Y, которая ничего особого не умеет как считать процент жира у умерщвлённых коров. А чуть что не по ней, так вены резать в ванной да, так, чтобы не умереть, а напугать потенциального мужа. Банальный шантаж.

Бескорыстием там и не пахнет, как и 90% самок она ищет в женихи САМОГО КРУТОГО САМЦА на бойне. Казалось, как же так? Ведь ее зазноба — это криворукий инвалид и старик. Но это Интеллектуал, и на, минуточку, Финансовый Директор довольно большой фабрики.

А Молодой парень, мясник, красавчик, которого Директор чуть не оклеветал, был послан за линию горизонта. Типичный Дамский Роман, этот «О Теле и Душе». Очередная Золушка находит своего полковника, адмирала, миллиардера, академика или Баталова. Загадочности фильму добавляет то, что Директору и Инспектору снится один и тот же сон, где они олени. Это зов Природы, хтоническое начало как у Триера с Лисицей в «Антихристе». Если убрать из фильма сновидения про оленей, то это будет серая телевизионная мелодрама.

Кинематография у Ильдико Энеди тоже типичная среднеевропейская. Герои сидят молча в кадре по 5 минут, цедят слова с каменным лицом, обилие крупных планов и серо-зеленая палитра.

Что понравилось в фильме? Презрение к политкорректности. Коров режут, обезглавливают и свежуют.

В этом свете становиться понятно, что Олень из фильма «Ох, уж эта Настя», это девичья мечта, грядущий суженный.

А вообще это какое-то безобразие Марта Месарош и Ильдико Энеди получили главные призы Большой Тройки среди венгров, а Иштван Сабо, Бела Тарр, Янош Сас, Петер Бачо, Золтан Хусарик, Ласло Немеш, Золтан Фарби, Андраш Элеш, Миклош Янчо не получили.

Вот, захомутает такая косуля своего «Оленя» и будет ему кровь пить всю жизнь.

5 из 10

26 января 2018

Гляньте какой я претенциозный, смотрю венгерский артхаус.

Авторское кино не является каким-то конкретным жанром, оно может быть абсолютно на любую тему. И даже если тебе кажется, что смотришь бессмысленную чушь, возможно ты просто не понимаешь метафор и аллюзий заложенных в видеоряд. Думаю, это основная причина не принятия артхауса массовым зрителем, сложно наслаждаться тем, что настолько неоднозначно…

Сам я воспринимаю данные фильмы прохладно, по большей части, но некоторые из любимейших мною лент, так же можно причислить к артхаусу. Считаю, если режиссер ставит задачу — донести мысль, а не шокировать образом, то картина получится, в противном случае выйдет каша из символов.

На решение лицезреть ли «О теле и душе» повлиял только один аспект — номинация на Оскар. В прошлом году, на том же основании, я выбрал «Вторая жизнь Уве» и он мне очень понравился, так почему же не повторить? Это творение оказалось не столь однозначным. О чем же это произведение? О двух «поломанных» людях, ищущих отдушину друг в друге; о том, как мы видим свои взаимоотношения и как они развиваются на самом деле; о влиянии секса; о том, что романтизм умирает сталкиваясь с повседневностью… Есть предпосылки ко всем этим вариациям, но как говорилось выше, не факт, что автор именно эти идеи закладывал в фильм. Это и составляет главный минус при просмотре, не явность смыслового подтекста.

Тем не менее синема мне импонирует. Она чувственная, слегка наивная, неспешная и я бы сказал, уютна. Героиня превосходна, наблюдать за её детской непосредственностью крайне занимательно (я бы болел за актрису будь она номинирована, но к сожалению, академия лучше очередной раз Мэрил Стрип выберет). Так же высоко оценил операторскую работу и заглавный саундтрек.

Итог: Милый фильмец, с хорошими актерами, интересным сюжетом и невнятным посылом. Если предпочитаете камерные или душевные истории, вам придется по нраву.

7 из 10

25 января 2018

Итак, поначалу в фильме довольно много времени отводится сценам с коровами на скотобойне: забой, свежевание, разделка и так далее. По первости не очень понятно, зачем они были нужны (да ещё с такими подробностями), но сейчас, посмотрев полностью фильм, могу предположить, что они были эдакой метафорой отношения сослуживцев к новой сотруднице «со странностями». Далее нам показывают короткие взаимодействия двух главных героев, которые становятся чуть интенсивнее (особенно со стороны девушки), когда они узнают о том, что им снятся абсолютно одинаковые сны, в которых они в образе пары животных тоже сближаются. Вероятно, это и есть «душа» из заголовка, их якобы духовное познание друг друга на уровне — привет фрейду! — бессознательного.

Таким образом, герои как бы изначально связаны, проникнуты чувствами друг к другу. И как раз тут возникает вопрос: а что это за чувства? Причём это касается как их отношений во снах, так и в реальности. Можно поверить в то, что параллельные сны — дар «свыше», чтобы они могли сойтись на фоне этого странного, но забавного совпадения. Но если внимательно взглянуть на их отношения вне снов, вы не найдёте там любви и вообще каких-то сильных, активно развивающихся чувств. И это очень легко объяснить — во-первых, в картине очень медленно приходят к их более-менее частому взаимодействию, чтобы там вообще что-то могло развиваться; во-вторых, главный герой сдаётся на полпути, и всю основную работу над отношениями делает девушка (и то, не совсем НАД отношениями, скорее ДЛЯ). К слову, о последнем. Меня очень, я бы даже сказала КРАЙНЕ удивило, что взрослые люди — ни один из них — не предположили, что причиной странного поведения девушки может быть РАС (расстройство аутистического спектра). Предположим, такого термина никто из них не знал, да и не обязан знать, но их реакция на её «необычное» поведение всё-таки больше похожа на детсадовские задирки, чем на поведение взрослых адекватных людей. Разумеется, когда человек во время перерыва неподвижно сидит перед экраном своего компьютера, дотошно выполняет свою работу и проявляет явные признаки проблем с установлением контакта с людьми — это повод поржать с коллегами за стенкой, а не задуматься о том, что это следствие не личных качеств, а расстройства, которое действительно мешает наладить отношения с людьми, даже если человек этого сам хочет. Но ладно эти, так ведь и до её «возлюбленного» не дошло (даже после её слов про необычные способности!). В каком лесу они все живут?

Про возлюбленного, кстати, мне тоже есть что сказать: его финальная пафосная фраза о непреодолимой любви как-то совсем не сочетается с его поведением. Мне кажется, главная проблема в том, что возникновению конкретно чувства любви уделили непропорционально мало времени. Вот они только начинают двигаться в сторону сближения (80—85% фильма), а вот у них уже прям ЛЮБОВЬ. И тут, к слову, тоже есть замечание: люди с РАС НЕ МОГУТ внезапно перестать бояться телесного контакта, для этого нужны годы терапии, если это вообще поможет, и здесь огромное значение имеет поддержка близких людей (которой у героини не было). Поэтому то, что показано в этом фильме, очень грубое искажение опыта человека с аутизмом/схожим расстройством.

Итак, что по итогу-то, о чём фильм? Да, мы поняли, что выстроить отношения в реальности сложнее, чем во сне, но зачем тогда такая концовка?

Что же касается фильма в целом, то он вполне смотрибельный, игра актёров — без претензий, есть милые моменты, красивые кадры. Но на этом, наверное, всё. Можно конечно накопать здесь глубоких смыслов, но их можно накопать буквально в любом произведении, поэтому фильму это никаких очков сверху не даёт. В остальном он немного затянутый, несбалансированный и лично у меня не оставивший почти никаких эмоций после просмотра. Ну драма и драма.

6 из 10

21 января 2018

Фэнтези О теле и душе на большом экране с 2017 года, его режиссером является Ильдико Эньеди. Кто снимался в кино, актерский состав: Александра Борбей, Геза Морчани, Река Тенки, Зольтан Шнайдер, Эрвин Надь, Итала Бекеш, Тамаш Йордан, Пал Мачаи, Жужа Яро, Нора Райнер-Мичиньеи, Вивьен Руйдер, Иштван Данко, Юлия Ньяко, Рози Секей, Аттила Фриц.

В то время как во всем мире собрано 2,125,413 долларов. Страна производства - Венгрия. О теле и душе — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.