Брама
6.2
6.9
2017, ужасы, триллер, фэнтези
Украина, 1 ч 47 мин
В ролях: Ирма Витовская, Виталина Библив, Ярослав Федорчук, Дмитрий Ярошенко, Дмитрий Тубольцев
Лента рассказывает о семье, которая проживает в Чернобыльской зоне отчуждения. Главная в семье - баба Прися, которая дружит с русалками, пробует галлюциногенные грибы, а как-то во время войны зарезала двенадцати эссэсовцев. С ней живут внук Вовчик и болезненная дочка Слава, которую в своё время бросил мужчина. Неожиданно их размеренная жизнь заканчивается - баба Прися получает мистическое предупреждение о катастрофе, которая случится в ближайшее время.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Брама

год: 2017
страна:
Украина
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , ,
видеооператоры: Вячеслав Цветков, Вячеслав Цветков
композитор:
художники: Владимир Любый, Алена Гресь
монтаж:
жанры: ужасы, триллер, фэнтези, комедия, драма, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 640000
Мировые сборы: $41 411
Дата выхода
Мировая премьера: 28 ноября 2017 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 47 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, триллер, фэнтези, комедия, драма, детектив

Постеры фильма «Брама», 2017

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Брама», 2017

Апокалипсис по-украински. Галлюцинации о настоящем

Артхаусная кинолента режиссера Владимира Тихого (снявшего, например, такие фильмы, как 'Зеленая кофта', 'Украина, Гудбай' и др. - видного представителя украинского артхауса), снятая по пьесе Павла Арье «На початку й наприкінці часів» («В начале и в конце времён») есть попытка снять мистический триллер с остросоциальной тематикой. А жанр триллера, как мы знаем, халтуры не терпит халтуры в психологической составляющей сценария. Однако совмещение триллера и артхауса - вообще смесь зубодробильная всегда, поскольку альтернативное кино чаще всего снимает важность логики и психологических мотивировок персонажей. Основной блок отрицательных отзывов на этот фильм как раз и строится на аргументах, мол, 'где логика?' Однако как нет логики в нашей обычной жизни, нет её и там.

Люди живут в зоне отчуждения, в Чернобыле. Верят в теории заговоров, в существа из местного фольклора и в магию. Баба Прися, разговаривающая с радиоприёмником, ест радиоактивные грибы и задабривает радиоактивную нежить мёртвыми кроликами. Уничтожила в годы войны самолично отряд СС-овцев, приобретя в качестве трофея баян со свастикой. Её дочь, остро нуждающаяся в мужской ласке и готовая спать с любым заезжим молодцом (муж ушёл), взрослый умственно отсталый сын дочери, который передёргивает в сарае, разбирая старый чемодан с какими-то карточками и игрушками. Дичь? Дичь полнейшая.

Особый пласт - мифологический. Инопланетяне после выброса радиации пошли на контакт с властями СССР. Под зоной отчуждения было проложено метро до Киева. Люди живут в мифе, уезжать никуда не собираются, продукты им привозит единственный полицейский.

Но вся суть в диалогах. Там много очень жёсткой и правдивой сатиры, пропущенной через, казалось бы, примитивный ум этой семейки. Однако именно в диалогах раскрывается весь замысел. По сути, перед нами альтернативная реальность или пародия на неё, создающаяся по слухам и доходящая до зоны отчуждения в искажённом виде. Это довольно вдумчивая и глубокая рефлексия о современном бытии, показанная через 'остранение' (по Шкловскому) (воспринимающие: юродивый парень, который в жизни не видел Макдоналдса, кока-колы и живой женщины, полуграмотная бабка, пережившая войну и объевшаяся радиоактивных грибов). Однако в их диалогах очень много печальной правды: прошлое было большим и героическим, и оно прошло, истаяло. На смену великим людям пришел и навязал, подменив все нормальные ценности, голый чистоган. Всё перевернулось. И в таком мире контакт с зелеными человечками (в который и прочие теории многие на серьёзных щах верят) вполне логичное объяснение конца: люди крупных городов уже действуют и живут иначе, ездя в метро, кажется, в состояниях полузомби от бесконечного заработка и потребления.

Советую к просмотру хотя бы единожды.

7 из 10

17 января 2022

Ужас ужасом погоняющий

Живёт в белорусском полесье

Кудесница леса — Олеся.

Считает года по кукушке,

Встречает меня на опушке

Олеся, Олеся, Олеся!

Так птицы кричат, так птицы кричат,

Так птицы кричат в поднебесье.

Олеся, Олеся, Олеся.

Останься со мною, Олеся…

Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок! И посмеёшься, и взгрустнёшь тут. Жанровый коктейль смешением трюкачества. Фэнтези? Да. Драма? Да. Комедия? Вне сомнений. Триллер? Есть мал-мала. И это ещё не всё. Хотите «милый ужастик» из зоны Чернобыля узреть? Добро пожаловать на сеанс. То самое «чёртово колесо» всё ещё на месте. Стоит как вкопанная статуя. Не завалилась, не покосилась на бок. Среди руин тишины. Посреди зоны для Сталкеров, застыло. Имперский монумент высотки пустыми глазницами циклопа в уродстве. Где радиационный фон больше, где меньше, попробуй разберись. А может быть он выравнялся, может и нет его вовсе? Так, выдумки, байки по старинке о рентгенах в час дозой? Ага, сходи, проверь. Люди, а-у! Есть тут кто-нибудь? Есть-есть, редкая птица…

Редкая птица долетит до середины Днепра!.. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу.

Есть, есть люди. Конечно же есть. Тут патриархальный уклад пращуров никуда не ушёл. Наоборот, в насмешливости гротеска над бытием человека, тут всё вновь вернулось на круги своя. Конечно это не пещерный век с мезозоем, но определённо плод величия научной мысли в низведении до насмешки. Куда шли? Куда стремились? Атом покорить? Что ж, вот Вам постапокалиптическая действительность с руинами. И что перед нами?

… Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Троица жителей упорами взглядов лиц в нас, зрителей. Да, та самая старуха с козьей ножкой в раскурке. Её непутёвая дочь веригами мытарств на шею грузом. Да верзила внучок-дурачок у которого что на уме, то и на языке. Старика, что долгие дни и годы ловил в сети «золотую рыбку» нет уже. Сгинул в «классовых боях». Где могилка, не знает никто. Да и речи о нём, собственно, не ведёт. Не о мёртвых нужно думать, о живых заботу проявлять. Сиротливое подворье где ни гусей, ни курей, ни свиней… Серость тонов авторской мысли полотном без красок листы, небесной синевы. Тоска и печаль, грусть и отчаяние. Но это в обозримом. В антураже округи. А люди, скуки лишены. Убогая действительность им не помеха. И старуха нет-нет, да поганок-грибов сходит наберёт, доченька её, гостя в мундире на сладость природных форм своих завлечёт, а жердяй-переросток рукам волю даст в грёзы любви переносясь… Живут не тужат. Уродство? Убожество? Ничтожность? Гротеск? Да. А кто культивирует подобное?

Невольные переносы и сравнения напрашиваются сами собой. Мать-старуха — та самая житница Страны Советов, что колосилась когда-то сытостью и крепким хозяйством. Доченька — нынешним положением народа непонимающим где выход из этого бардака. Слабый на голову малый — болезненным восприятием реальности в посылах глупости. Впрочем есть тут и ещё пара персонажей, но о них пусть каждый подумает сам.

Перед нами ужас. Но не ужас в кинематографическом смысле. А ужас социальный. Метафорой мысли пригвождённый к стене. И шо тогда та Зона? И шо тогда тот Чернобыль тут?

Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!

7 из 10

12 апреля 2020

Все время я пишу об американском, европейском и российском кино, хотя моя родная страна Украина и мне очень интересна киноиндустрия здесь. После возникших в 2014—2015 событий в культурной составляющей страны много что поменялось — например, оказалось, что у нас много классных музыкантов, которые ранее были в тени российских (постсоветских) гигантов. Вопросом времени остаётся лишь кино, ведь здесь необходимо намного больше совпадений в виде хорошего сценария, режиссуры и актерской игры.

Поэтому вдвойне интересней было посетить показ украинского фэнтези «Брама», на котором, к моей радости, были режиссер, продюссеры и актеры картины («лицевой» состав). Картина оставила смешанные чувства, связанные в большей степени с удивлением на каком уровне у нас делают (спойлер: хорошо!, да не великий и ужасный Голливуд или Европа, но работа титаническая).

Начнем с самого фильма — «Брама» — это экранизация, уже существующего на украинской сцене, спектакля «В начале и в конце времён». Это история о бабке Присе, которая до сих пор живет на территории возле опасной своей радиацией Припяти, вместе со своей разведенной дочерью и болеющим внуком. Особа она, конечно, загадочная не то слово, но, несмотря на это, сразу вызывает симпатию своим пафосным курением самокруток под звуки старого радио, странными сказками о потерянной ветке метро и инопланетянах, и неизвестными связями с мавками, русалками и прочей мистикой. На ее фоне остальным героям очень сложно запомнится, если учесть, что ее роль досталась Ирме Витовской-Ванца, очень сильной актриссе украинского театра. Но рассказывать сам сюжет не буду.

Однако, попрошу обратить ваше внимание на некоторые сильные стороны, например, символизм, которого в картине огромное количество и многие вещи на зрителя хорошо сработали. Конечно, время от времени даёт о себе знать театральное прошлое — длинные монологи без необходимой, как мне кажется, для кино иллюстрации, но и из этой ямы режиссер нашел свой выход, добавив несколько оригинальных идей. Одна из них — сцена бесконечно тянущейся руки бабки к радио, словно через пространство и время (как сказал сам Тихий, сцена была создана под впечатлением детского просмотра «Теней забытых предков»), мне очень понравилась. Также многие хвалят создателей за раскрытие такой части украинского наследия как Полесская мифология, но я в этой теме не шарю и оценивать это не берусь. Многие сошлись на мысли, что пафосная как Брюс Уиллис бабуля — это символ нашей страны, крепкой как кремень, но побитая судьбой. Неудивительно.

6 апреля 2019

В последний июльский день я посетила показ фильма «Брама» режиссера Владимира Тихого. Это намерение возникло у меня после пропущенных премьер в Киеве и Львове, а также после многочисленных рецензий и отзывов, (как положительных, так и отрицательных). Финальная подсказка от кармы о том, что нужно идти, — случайно найденная статья о фильме в журнале.

Картина создана на основе пьесы драматурга Павла Арье «На початку й наприкінці часів» («В начале и в конце времён»). По ней был поставлен ряд спектаклей в Украине и заграницей. И наконец-то это произведение нашло своё киновыражение.

Это история о семье, живущей в старом доме в Чернобыльской зоне отчуждения. Главенствует в ней баба Прися (Ирма Витовская-Ванца), — эксцентричная женщина, которая дружит с русалками, задабривает дичью «зелёных человечков» и которая во времена Второй мировой убила 12 эсесовцев. Вместе с ней живут её дочка Слава (Виталина Библив) и глуповатый внук Вовчик (Ярослав Федорчук). После определенного поворота событий их «размеренная» жизнь меняется.

Сюжет — потрясающая смесь сюрреализма и украинского колорита с реалиями упадка и бытовых проблем. В этих условиях ярко и насыщенно прописаны все персонажи. Их язык — живой, искренний и такой, который не вызывает отвращения. Он — органичный от первого до последнего слова.

Стоит отметить окружающую среду, где происходят события. Съемки происходили в селе Лучанки Житомирской области, в зоне частичного отселения. Эти локации впитали в себя историю до такой степени, что говорили не тише, чем действующие лица. Работа художника-постановщика, Владимира Любого, только усилила этот эффект.

На этом фоне тайник Вовчика со всякой всячиной, фигурирующий в фильме, выглядит по-особенному трогательно.

Отдельное «браво» чудо-команде визажистов и гримеров, благодаря которым визуальная составляющая образа бабы Приси сделалась такой, какой она есть. Требует особого профессионализма настолько правдоподобно «состарить» актрису до 80-летнего возраста.

В «Браме» поднимаются важные темы. Говорится о семье, семейных отношениях в сложных условиях. Идет речь также о выборе, сделанном на противовес всему свету, и построение жизни в этом выборе.

Мне встречались в некоторых рецензиях и отзывах мысли по поводу суммы этих факторов типа: «Где логика в репликах и действиях актёров?», «Они делают много глупых поступков» и так далее. Против этого хочется сказать: не стремитесь искать логику в каждом отрывке искусства. Часто очень интересно не думать об этом понятии в общепринятом понимании и наблюдать за «собственной» логикой, специфической и непохожей на другие. И вместе с этим — удивляться и радоваться тому, что украинский кинематограф смело работает с разными жанрами, расширяя свои горизонты.

9 из 10

Очень рекомендую к просмотру!

Такой отборный украинский сюр я ещё не видела!

P.S. Во время такого фильма не задумываешься о попкорне.

P.P.S. Перечитаю пьесы Павла Арье и пересмотрю постановки по ним. Очень уж интересно!

20 августа 2018

Ужасы Брама на большом экране с 2017 года, его режиссером является Владимир Тихий. Кто снимался в кино, актерский состав: Ирма Витовская, Виталина Библив, Ярослав Федорчук, Дмитрий Ярошенко, Дмитрий Тубольцев.

Расходы на кино составляют примерно 640000.В то время как во всем мире собрано 41,411 долларов. Страна производства - Украина. Брама — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.