Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Безмолвие |
английское название: |
Sprakeloos |
год: | 2017 |
страна: |
Бельгия
|
слоган: | «Ode aan mijn moeder. (Ode to my mother.)» |
режиссер: | Хильде Ван Мигхем |
сценаристы: | Том Лануа, Bert Scholiers, Хильде Ван Мигхем |
продюсеры: | Бо Де Груп, Франк Ван Пассель, Лизе Ламберт, Bram Sterckx, Alexandra Jans |
видеооператор: | Wim Vanswijgenhoven |
композитор: | Жеф Нив |
художник: | Курт Риголле |
монтаж: | Филип Равет |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 марта 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Джози Вербеке – женщина, давно разменявшая 9-й десяток лет, с богатым жизненным опытом и многогранной судьбой, в полной мере соответствующей её внутреннему миру. Артистка до мозга костей, не ставшая ею в профессиональном отношении, довольствующаяся любительскими постановками по классическим сюжетам. Её муж, получивший от своего отца в управление мясную лавку, оказался преданным и любящим человеком. В зеркале неумолимо приближающейся старости эксцентричный характер Джози играет с ней роковую роль: очередной нервный срыв приводит к инсульту, разделившему на до и после всё, что связано с ней.
Фламандскому писателю Томасу Лануа потребовались годы, чтобы написать художественное произведение на тему истории своих отношений с матерью. Это были годы сомнений и внутренних барьеров, неразрывно связанных с болезненными личными воспоминаниями. Вышедший в итоге роман «Безмолвие» («Sprakeloos») на родине писателя стал бестселлером и спустя 9 лет был экранизирован его соотечественницей Хильде Ван Мигхем, не избежавшей потери значительной части содержания, от которого в сухом остатке сохранилась лишь драматическая основа.
Проблемы старости и здоровья, как начальные координаты сюжета фильма Ван Мигхем, с ходу выявляют обратную сторону ухудшения состояния Джози. Отношения между членами родственного коллектива моментально теряют видимую стабильность, несмотря на то, что последние изо всех сил стараются действовать в рамках этического кодекса поведения по отношению к больной. Ситуация становится ещё острее, когда зрителям открывается прошлое этой семьи, наполненное травматическими моментами и нерешёнными противоречиями. Нелюбимый сын Джози Ян, занимающийся литературным трудом, мужчина-гей, «одинокий мужичок за 50», не снискавший понимания в своём окружении, оказывается единственным из близких Джози, кто не желает признавать, что случившееся – начало её конца и продолжает вести борьбу за жизнь матери. Болезнь оказывается единственной точкой соприкосновения Джози и Яна, постепенно сближая их. Сын, не желающий принимать физические и эмоциональные аспекты увядания матери, сознательно перестраивает частоты своей жизни в такт её существованию, чтобы любой ценой изменить происходящее. Борьба с фатальной неизбежностью всё отчётливее принимает односторонний характер, и вот уже поведение самого Яна становится предметом пристального внимания общества, поставившего под сомнение его адекватность.
«Безмолвие» относится к разряду тех фильмов, которые призваны освобождаться от всяческих интерпретаций и сопоставлений, в том числе, с первоисточниками, заполняя пространство смыслов величием человеческой духовной силы. Даже присущая экранизации недосказанность, не позволяющая в полной мере признать в качестве главного мотива действий Яна одну лишь любовь, не затмевает общего впечатления от этой истории. Во многом опустошающая, снятая на до боли знакомую каждому человеку тему, она оставляет после себя не самое радужное ощущение, поэтому необходимость знакомства с подобными работами – исключительно персональная ответственность зрителей. Для самых же искушённых вряд ли будет открытием то, что бельгийское социальное кино, над имиджем которого основательно поработали прославленные братья Дарденн, не сдаёт своих позиций и продолжает сублимировать непростые темы в достаточно внушительные режиссёрские работы.
13 февраля 2023