Только представь!
Imagine
7.6
7.3
2012, драма
Польша, Португалия, Франция, 1 ч 45 мин
12+

В ролях: Эдвард Хогг, Дэвид Атракчи, Мария Жуан Ваш, Фансис Фраппа, Аликс Планко
и другие
Молодые учащиеся теснятся на скамейке под ярким солнцем, держась за свои белые трости и прислушиваясь к знакам, которые должны помочь им сложить пазл своего существования. Все они - слепые дети и молодые люди, находящиеся в лиссабонской специализированной клинике с мировой известностью. Ян, их новый педагог по пространственной ориентации, хочет выйти за пределы традиционных рамок обучения и помочь им исследовать их окружение, не чувствуя себя уязвимыми или напуганными. Ян быстро завоевывает их доверие, что побуждает его попробовать поставить перед ними задачи с большим элементом риска. Используя нешаблонные методы, он хочет стимулировать их любопытство и воображение. Когда все заходит слишком далеко, возникает вопрос, насколько реален образ того мира, который Ян внушает своим ученикам? И насколько честен с ними сам Ян?

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Только представь!

английское название:

Imagine

год: 2012
страны:
Польша, Португалия, Франция, Великобритания
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , , , , ,
видеооператор: Адам Байерски
композитор:
художники: Джоао Торрес, Ола Сташко, Ева Якимовска
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $22 815
Дата выхода
Мировая премьера: 13 октября 2012 г.
на DVD: 17 апреля 2014 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Только представь!», 2012

Видео: Трейлер (Только представь!, 2012) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Только представь!», 2012

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Только представь!», 2012

Задумчивый, сосредоточенный на внутренних ощущениях… ну и конечно на контакте между внутренним и внешним миром. Этот фильм про слепых, про их ограничения и возможности.

На мой взгляд, режиссеру потрясающе удалось передать их мир восприятия. Громкие звуки, вибрации и далеко не всегда четкие визуальные образы… Ну и конечно же слепые люди и их поиск потерянного баланса между доверием себе и опорой на внешнее.

Может ли не зрячий человек ориентироваться в мире без трости, собаки или поводыря? Главный герой фильма — Ян, обучающий слепых способам ориентирования, которые опираются на их собственные органы восприятия. Такой способ связан с большим риском, но он дает свободу и рождает доверие к себе, делая жизнь более наполненной, делая человека более уверенным.

Можно ли поверить в это? Весь фильм, мы с одной стороны наблюдаем за богатством звуков, и способностью опоры на них… и в этом есть конечно колоссальное напряжение и сфокусированность. Как понять что машина уже близко? Как почувствовать, что рядом обрыв? Как узнать, что в порту города стоит огромный океанский лайнер? И самое главное, как отделить воображаемое от реального?

Последний вопрос — это наверное главный вопрос для меня в фильме. Можно ли верить в себя и свое воображение настолько, что это становится опорой во всех возможных смыслах?

Думаю, фильм может быть интересным для многих, не смотря на свою специфичность, ведь идея доверия себе важна не только для слепых, но и для зрячих тоже. Порой имея все органы чувств мы постоянно сомневаемся в том что видим, слышим, чувствуем. Мы сомневаемся в том, идут ли нам пользу фантазии, и не делают ли они жизнь хуже…

Понятно, что для слепых все гораздо острее, и в каком то смысле, фильм можно рассматривать как наглядную метафору того, как человек ищет баланс для того чтобы сориентироваться в жизни. Баланс между своими внутренними возможностями и внешними опорами.

26 октября 2020

Незримо то, что не представишь

Как часто нас спасала слепота,

Где дальновидность только подводила. (Тот самый Шекспир, «Гамлет»)

Этот фильм смотрела один раз на фестивале польского кино. Из всей представленной программы (около 10 лент) запомнилась она, «Только представь».

В основе сюжетной линии лежит история скорее выбора, а не доверия. Элитная лиссабонская школа принимает в свои ряды слепых учащихся. Однако место смахивает больше не на школу как на оплот знании и новых коммуникативных навыков, но на глухой, оторванный от всего остального мира остров. Ученики, превалирующая часть которого молодые люди, целыми днями сидят на лавочках и пытаются вслушиваться в окружающий мир, чтобы хоть как-то представить его себе, но попытки все оказываются тщетны, что становится очевидно с самого начала фильма.

Вдруг в этом слепом мирке появляется новый учитель по пространственной ориентации Ян, который глубоко убежден, что отсутствие зрения не является причиной не видеть мир и не понимать его. Да, Ян, будучи сам незрячим, эксцентричен, но не безрассуден. Этот уникум поражает своим умом, находчивостью и устремлениями, его личность окутана тайной для всех, кто цепляется за сложившиеся установки, понятия и ценности. Своим подопечным Ян пытается донести информацию о силе воображении, силе веры в человеческие способности и о выборе. «Ну, кто хочет попробовать?» — то и дело спрашивает он своих учеников. По убеждениям Яна мы сами должны определиться, хотим мы видеть или нет, что страх и понятие о безопасности порой являются прикрытием лени, отсутствия воли, нежелания бороться жить по своему усмотрению.

Ученики быстро идут с ним на контакт, полагая, что все очень просто дастся (они ведь не видят шрамы на лице Яна), а натыкаясь на первые препятствия, спешат отступить назад в свою «раковину». Единственным человеком, который полностью осознал безвыходность своего положения в школе незрячих и готов идти на риск, поскольку терять фактически нечего, является молодая женщина Ева. Героиня, ставшая отшельником даже в мире слепых, испытывает Яна на честность по-своему. Она естественно боится, что может попасться на какую-то хитросплетенную уловку, боится потерять надежду, но «присмотревшись» к Яну понимает, что без умения идти на риски и самая сильная надежда может умереть. Ева тоже не лишена эксцентричности, она смелая, страсть к жизни к ней так же явна как и в Яне. Герои начинают знакомится и узнавать друг друга, и это привлекает внимание со стороны директора школы.

Здесь и начинается противостояние, во многом основанное на эгоизме, чувстве зависти начальства и упорстве Яна. Часто случается такое, что новому закрыта дорога только потому, что это новое пришло в голову другому человеку, и начинается произвол со стороны власть имущего, активная пропаганда безопасности, которая не более чем, попытка оправдать и прикрыть свою бездарность, аморфность и даже ограниченность мышления.

Смелая картина затрагивает больные для каждого человека личные вопросы. Во многих отзывах спрашивают: «Реален ли образ того мира, который Ян внушает своим ученикам? И честен ли Ян сам с собой?» и ответы зрителей содержат непростительные логические нестыковки. Да, им нравится Ян-бунтарь, им жалко его, но они не хотят представить мыслить как он, и это непростительно. Я выдвигаю вместо ответа другой вопрос: «Насколько реален образ того мира, который пытается внушить нам директор школы, олицетворяющий собой общественные предрассудки?» Был в одно время такой замечательный писатель Генри Торо и была у него книга об отшельнической жизни «Уолден, или жизнь в лесу», в которой он пишет: «Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил. Я не хотел жить подделками вместо жизни — она слишком драгоценна для этого…»

Можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать. Все зависит от нас самих, как мы себя воспитываем, какими хотим быть. Можно быть таким как Ян и Генри Торо, страстно любить жизнь, гореть мечтой преодолевать препятствия, смелым, но в то же время аутсайдером, а можно забиться в угол, бояться высунуть нос на улицу, убеждая себя, что безопасность — это и есть жизнь, а не жалкое существование. Выбор за вами.

7 из 10

10 февраля 2016

Кто еще из нас слеп?!

Автор отправляет нас на «мини экскурсию» в чужую жизнь молодых людей, не таких как мы. У них 4 из 5 основных чувств человека. И тут возникает дилемма: Кто или что может помочь лучше: человек с такой же проблемой, развивший в себе эти 4 чувства и научившийся использовать сильнейший инструмент — воображение, как замену 5го или забота неравнодушных «обычных» близких и «наработанная годами система» таких же «обычных» людей?

Фильм чуткий, тонкий — на одном дыхании. Красиво показано странное чувство — любовь и все что к нему прилагается. Кино заставляет задуматься, что порой мы, имея в арсенале все 5 основных чувств!, меньше замечаем, меньше восхищаемся и радуемся всему прекрасному вокруг нас. Как те мужички, в одной из сцен фильма, играющие в шашки и пьющие вино и даже не подозревающие, что море рядом, а не за 2 квартала, не говоря уже об утраченной способности наслаждаться простым морским бризом…

Так же неожиданно, как и началась, эта удивительная «экскурсия» заканчивается и мы красиво ее покидаем, а за окошком трамвая остаются герои и их жизнь, а нам — наши размышления и наша жизнь!

10 из 10

9 апреля 2015

… Только те, кого в мире уж больше нет,

Если б дали им слово сейчас, сказали:

- От каких вы там стонете ваших бед?

Вы же дышите, видите белый свет,

Нам бы все ваши горести и печали!

Есть один только вечный пустой предел…

Вы ж привыкли и попросту позабыли,

Что, какой ни достался бы вам удел,

Если каждый ценил бы все то, что имел,

Как бы вы превосходно на свете жили!

Э. Асадов

Каким нам представляется мир людей, которые не могут видеть?

Мрачным, унылым, холодным, безнадежным? А Анджей Якимовский показывает нам совсем другую картину. С первой минуты ты слышишь весь мир: каждый шорох, вздох, движение. Яркое солнце Лиссабона ослепляет.

Главный герой Ян учит слепых детей не просто ориентироваться в пространстве, не использую трость. Он учит их жить полной жизнью, учит видеть с закрытыми глазами. Не вольно задумываешься, что фильм о том, что мы сами себе выстраиваем барьеры, рамки, сравниваем с другими. Если у нас чего-то нет — это не значит, что у нас ничего не получиться. Иногда просто достаточно посмотреть на себя внимательней, и увидеть, что у тебя полно возможностей, что у тебя есть всё для того, чтобы быть счастливым. Так, герои лишены зрения, но у них обострены слух, осязание, тактильные ощущения. Фильм показывает, как ограничения дают возможности увидеть, услышать, почувствовать больше. Например, услышать неподвижно стоящий велосипед, заметить не слышно ступающую кошку, или увидеть огромный лайнер, который не замечают и зрячие жители города. Главное, поверить в себя и в то, что возможности наши безграничны.

Наполненное светом, теплом, музыкой улиц, природы, вдохновляющее кино!

25 мая 2014

Сила воображения.

Авторское кино и артхаус всё больше и больше поражают своей оригинальностью и душевностью. И картина «Только представь!» не исключение. Данный фильм просто покорил меня с первых же минут. Да, от него немного веет грустью (хотя, далеко не немного), но в то же время здесь присутствует и частичка волшебства.

Расскажу вам немного о сюжете. События в картине происходят в элитном пансионе для слепых детей. Однажды в этот самый пансион устраивается на работу учителя человек по имени Ян. Он, также как и его ученики, слеп. Но Ян настолько хорошо ориентируется в пространстве, что некоторые обитатели пансиона начинают сомневаться в том, что он действительно не видит. Дети не могут поверить, что слепой человек может без проблем перейти дорогу, полную машин, находить каждый раз одно и то же кафе вдалеке от пансиона, ходить где угодно, как это делает их учитель. Но Ян лишь хочет показать своим ученикам мир вне стен пансиона, доказать, что трость им не нужна.

Знаете, очень часто именно вот такие вот малобюждетные фильмы могут затронуть намного глубже, чем многие дорогие картины с красивыми спецэффектами. В них как будто больше душевности, искренности, правдивости.

О чём ещё хочется написать, так это о великолепной актёрской игре как Эдварда Хогга, который и сыграл роль Яна, так и актёров, исполнивших второстепенные роли. Да, они все не слишком популярны, многие о них даже и не слышали (я сама, честно говоря, открыла их для себя только благодаря данному фильму), но как же хорошо им удалось сыграть свои роли, показать нам своих персонажей. Просто безупречная актёрская игра.

Картину «Только представь!» могу порекомендовать заядлым любителям драм. Уверяю, данный фильм не оставит вас равнодушными и запомниться надолго. Но не могу порекомендовать его любителям боевиков и триллеров, так как есть вероятность, что картина может показаться вам немного скучной. «Только представь!» — это не фильм, который можно посмотреть просто так, в качестве развлечения, его нужно смотреть внимательно и вдумчиво, и только так.

15 января 2014

' Как звучит хлопок одной руки»

«Они смотрят, но не видят».

Благодаря зрению мы воспринимаем 60% информации об окружающем мире. Тем же, кто рожден не зрячим приходится компенсировать этот недостаток. Например, у них лучше развивается слух… или же воображение.

Есть реальный, объективный мир, но не стоит забывать, что на самом деле мир предстает перед нами таким, каким именно мы его воспринимает. И если мы хотим добавить своих красок в него, всегда ли это плохо?

Это очень интересный фильм о слепом учителе, который может ориентироваться в пространстве благодаря тому, что тонко воспринимает этот мир и «достраивает» его для себя. Фильм заставляет задуматься и почувствовать мир шире, глубже, отчетливее.

P.S. Помните также о том, что важно прислушиваться не только к окружающему миру, но и к себе.

30 октября 2013

Наверное правда то, что мы и на четверть не знаем о собственных возможностях…

Почему мы никогда не задумываемся над тем, как звучит шорох птичьих крыльев, сколько шагов до ближайшего дома… Прислушивались ли мы когда нибудь к звуку пьющей молоко кошки? Ко всем тем чудесным мелочам, которые мы видим и слышим каждый день, но совершенно не обращаем на это внимания. А ведь то, что мы считаем привычным и будничным, для других есть настоящая радость. Радость познания мира…

Загнанные в определенные рамки, мы подобно цирковым лошадям, постоянно бегаем по кругу, полагая что этот круг и есть наша жизнь… С раннего детства привыкшие, к подобным ограничениям, мы покорно принимаем эти правила, зачастую лишая себя ощущений всей полноты жизни… Но к счастью, всегда находится тот, кто перешагивает через рамки общепринятых условностей и открывает для нас дверь в абсолютно иной мир… Мир, полный солнца, радости и новых возможностей. Мир, в котором существует зеленая трава, запах цветущего луга и морского бриза… Именно таким человеком для группы незрячих детей стал их новый преподаватель по имени Иен. Незрячий сам, он помог поверить в себя, понять то, что даже не видя, как прекрасен окружающий мир, у каждого из них есть возможность чувствовать, слушать, ощущать и наслаждаться им. Для этого надо только представить его в своей голове…

Перед нами замечательный рассказ об удивительном человеке, которому для того, чтобы видеть и наслаждаться красотой окружающего мира не надо было зрение. Достаточно было просто прислушаться к себе, ко всему, что окружает тебя и… включить воображение…

24 октября 2013

Страна слепых…

Шикарное кино о воображении и чувствах…

Фильм рассказывает об одной португальской частной клинике для слепых детей, куда однажды приходит новый преподаватель, по ориентации в пространстве, со своими новыми методами. Он тоже слепой, однако приспособленный к окружающему миру, однако его методика весьма опасна и не всем приходятся по душе…

Нам представлен мир слепых, которые для ориентации в пространстве и жизни в окружающем мире, вынуждены полагаться на четкий слух и хорошее обоняние, которое заменяет им зрение.

Фильм получился теплым, чутким, светлым и эмоциональным, заставляющий посмотреть на некоторые вещи под другим углом, а именно нам предлагают посмотреть на окружающий мир и его восприятие с точки зрения людей, лишенных зрения. Получилось очень интересно и увлекательно, для меня это один из лучших фильмов этого года.

Отдельно хочется отметить музыкальное сопровождение фильма, преимущественно это различная инструментальная музыка, создающее легкую и нежную атмосферу фильма, а также актерский состав фильма: это прекрасный британский актер театра и кино — Эдвард Хогг и обаятельная немецкая актриса румынского происхождения — Александра Мария Лара, которые справились со своей задачей на отлично и передали нам всю гамму эмоций своих героев, которые видят окружающий мир только в своем воображении…

Рекомендую к просмотру.

15 октября 2013

Назвать фильм интересным можно с большой натяжкой, а если — скучным, то «натягивать» придётся не больно сильно. Но вот, что сильно, так это впечатление, что просмотрел только что не драму, а нечто в модном стиле «артхаус». То бишь, кино не для всех.

Но фильм отнюдь не пустой; имеет сюжетную линию и некую драматическую составляющую. Более того, сам сюжет довольно оригинален, по крайней мере, для меня. Слепой учитель учит ориентироваться в пространстве слепых учеников. Наверное, именно это и подвигло меня на продолжение просмотра, казавшейся вначале немного нудной, ленты. И хотя дальше чего-то захватывающего не последует, каким-то образом просмотр меня затянул.

События спокойные, развиваются не спеша, но легкой походкой. Персонажи далеки от эпатажности и необычности, если не брать во внимание их слепоту. За одним лишь исключением — учитель, который показывает интересный талант и желание помогать, упираясь в непонимание и неприятие. Который смело делает шаги вперед, как буквально, так и фигурально, сумев расшевелить такое себе гнездо ортодоксальности и воплотив собой этакий эталон нонконформизма. Во благо или во вред — ответы авторы ленты оставляют за зрителем. Впрочем, ответы в качестве намеков все же будут в конце. Хотя весь фильм в целом полон разных намеков, метафор, сравнений. Например, сравнений с собою-зрячим.

Актерам, играющих слепых персонажей — верил без оглядки. Хотя люди, имеющие опыт общения с незрячими могут и возразить. Снято красиво, но не очень атмосферно. Не сразу въехал, что главгерой — тоже с дефектом. Место действия напоминает таковые, какие мы привыкли видеть в наших фильмах, описывающих послевоенное время, что немного диссонировало: ведь место действия ленты — Португалия, а время — нулевые XXI века. Способности учителя к ориентации в пространстве на слух — иногда слишком фантастичны, что бы быть правдой, что тоже не благоприятствовало восприятию. Присутствуют зачатки романтической линии, не имеющей никакого отношения к идее фильма, но, видно, призванной подчеркнуть драматизм в конце. Что касается самой идеи — она более чем сильна, но воплощена вяло и скучно, так что «школота», к сожалению, пройдет мимо. А фильм стоит просмотра, так как хотя и не очень развлекательный, но дающий жирный плюс к развитию человека. На мой скромный взгляд.

13 октября 2013

Смотреть, но не видеть

Смотреть фильмы про людей с ограниченными возможностями часто бывает непросто. Особенно, почему-то, если речь идет о слепых. Может быть, потому что начинаешь не только сочувствовать героям, но и невольно стыдиться того, что у тебя все в порядке, и ты как минимум можешь смотреть кино. А может быть, потому что начинаешь подсознательно пугаться и где-то глубоко внутри себя задумываться: а как бы вел себя я, если бы…

Кинолента польского режиссера Анджея Якимовского «Только представь» как раз про слепых. Подавляющее большинство героев фильма — незрячие. Но странно, ни неловкости, ни страха не испытываешь с самого начала. Пожалуй, только глубокое сопереживание и надежду, пусть и непонятно, на что. Главный герой — Йен приезжает в Лиссабон, чтобы работать в частной клинике. Он ничего не видит, и пациенты клиники, в основном дети, тоже ничего не видят. Он должен учить их ориентироваться в пространстве, учить уверенно передвигаться и действовать за стенами клиники. А еще ему предстоит познакомиться со своей слепой соседкой, немкой Евой, убедить ее выходить на улицу и заставить поверить в то, что если корабля не видно, то это не значит, что его нет.

Фильм снят очень тонко, с вниманием к деталям, и особенно поражает, что воспринимаешь его во многом через звуки. Понятно, что в мире человека с белой тростью они играют едва ли не главную роль, поэтому здесь стук каблуков по брусчатке, звук семечек, высыпаемых на подоконник, чтобы покормить птиц или колокольный звон становятся так же важны, как удачный крупный план. Удивительно органично вписывается в повествования в качестве города-действующего лица солнечный и приветливый Лиссабон, который остается невидимым для героев, но тем временем гремит яркими трамваями, пахнет морским бризом и домашним вином и угощает их спелой вишней. Моменты трогательные, тяжелые, забавные и нейтрально-повествовательные чередуются уверенно и гармонично, не давая зрителю заскучать, а лишь создавая атмосферу задумчивости и заставляя задавать самому себе вопрос, каково это — жить в мире с выключенным светом.

Как мне кажется, очень ценно, что после просмотра в душе не остается горечи. Не хочется упрекать автора сценария в несправедливости к героям, не хочется забыть то, что видел, не хочется отгородиться от темы слепоты и вернуться в спокойный мир зрячих людей. Скорее наоборот, возникает странное желание почувствовать себя на месте персонажей фильма и попробовать с закрытыми глазами налить воду в стакан. А потом удивиться, что это не так просто, как думалось в начале.

13 августа 2013

«Только представь!»: Ничего невозможного нет.

Первый англоязычный фильм Анджея Якимовского во всей красе демонстрирует талант этого невероятного польского режиссера, красоты столицы Португалии, а также дарование Эдварда Хогга и Александры Марии Лары.

Своим фильмом «Штучки» (2007) Якимовский взбудоражил Венецианский кинофестиваль, картина «Только представь!» не только не участвовала в широко известных киноконкурсах (только в Варшавском и Гетеборгском), но и даже не дошла до широкого проката. Между тем это кино невероятной силы, эталонного авторского языка и великолепной актерской игры.

История о тренере для незрячих Йене, который и сам лишен зрения, является не только драматически сложной задачей, которую режиссер реализует восхитительно легко (сочетая камерность, детализированность и контрастный саундтрек), но и обладает огромным потенциалом, который легко превращает фильм о тех, кому в жизни все дается непосильным трудом, в картину где каждое экранное событие окутано метафизикой.

Барон Мюнхгаузен убеждал всех, что он может полететь на Луну, а главный герой «Только представь!» стремиться доказать, что его слепота это не помеха, для того чтобы видеть. Он отбрасывает трость и носит солнцезащитные очки, дабы скрыть свою столь давлеющую над ним особенность. Прекрасное лицо Йена будет покрыто ссадинами не только от того, что он пытается доказать себе и другим, что ничего невозможного нет, но и от столкновения с самой жизнью, которая попытается его сломить.

Пересказать сюжет этого фильма невозможно — он удивителен и иносказателен. Каждый его момент представляет собой кульминацию в той или иной степени. Особенности съемки и сюжета иногда нарочно не дают понять, что реально, а что есть лишь конструкт воображения. И венцом всего этого творческого мастерства является поистине величественное окончание картины — это не размах блокбастера, но демонстрация того, что этот фильм отнюдь не рядовое событие (и тем обидней, что он так и не вышел в широкий прокат).

Маститая актриса Александра Мария Лара и обладающий внушительным театральным опытом Эдвард Хогг — демонстрируют органичную экранную химию, которая ни на минуту не дает усомниться в подлинности героев. Еще одной заметной актерской работой этого фильма является Мельхиор Деруе, актер у которого действительно нет зрения, но зато есть огромный талант.

Каждым словом, кадром и полутоном Якимовский рассказывает удивительную историю о том, что для того чтобы быть полноценным человеком нужно что-то большее нежели 100% физическое здоровье. Незрячий Йен не только не является неполноценным. Нет. Йен обладает удивительным даром созидать целые миры, и в том, что он и есть истинный Супермэн нет никаких сомнений.

13 июля 2013

Только представь!

Лёгкое постукивание костылем по асфальту, неуклюжие и осторожные движения, черные очки. Именно к такому виду слепых мы привыкли, но только представь молодой человек медленно и уверенно идущий с чемоданом на колесиках, слегка пощелкивающий пальцами рук.

Дети и взрослые, которые живут лишь звуками и ароматами, находясь в лиссабонской больнице, где им пытаются помочь книгами и теоретическими знаниями, но только представь: появляется странный посетитель, который способен «видеть», будучи незрячим, он вселяет в них надежду, и любой его неверный шаг, обратит их мечту о полноценной жизни в крах…

Никто не остается равнодушным, наблюдая за тем, как герои фильма преодолевают свои страхи, боль, разочарования, находя силы к радости и вере: в возможность быть такими, как все, в способность любить и видет, рисуя корабли вместе с героями фильма в нашем воображении, мы проживаем эту историю вместе с ними, только представь…

7 июля 2013

Посмотреть на мир людей, которые не такие, как ты — это всегда удивительно, но редко, когда фильм (и оператор в первую очередь) делают так, что ты начинаешь пытаться смотреть на мир по-другому. И все же «Только представь!» — именно такой фильм.

В этом фильме рассказывается история о молодом учителе (Йен), который приехал заниматься с детьми и подростками в специализированную клинику в должности педагога по пространственной ориентации. Суть в том, что молодые подопечные в этой клинике — незрячие, к слову, как и Йен. На первый взгляд они очень похожи, но потом становится понятно, что Йен не простой учитель и что он очень сильно отличается от своих учеников. Этот человек научился обходиться без трости, которая является постоянным и очень важным атрибутом любого незрячего человека. Его секрет в том, что он использует множество альтернативных возможностей, чтобы жить «жизнью зрячего».

Для слепых Йен оказался просто чудом, в которое они осторожно потихоньку начали верить. Больше того, Йену удалось «расшевелить» молодую немку из соседней комнаты — Еву, и заразить своей уверенностью Сирано, который начинает выходить в город, пусть и с тростью.

Всё правда похоже на какое-то чудо, которое удивляет и вдохновляет одновременно, но все немного иначе выглядит для зрячих из числа персонала: они, видя все опасности современного мира для людей с нарушением зрения, и понимают, что трость — это необходимость для всех этих людей. Отказ Йена от использования трости видится им не столько, как экстравагантный поступок, сколько, как опасный, причем не только для него самого, но и для окружающих. Все это иллюстрируется постоянно разбитым лицом Йена — не факт, что было бы иначе, пользуйся он тростью, но данный «отметины» на лице Йена явно играют не в его пользу.

Йен — совершенно уникальный человек, который отчаянно и со страстью хочет жить и живет, не смотря ни на что. В своем роде он настоящий гений, потому что не каждый зрячий человек сможет так искусно проворачивать дела с девушкой, которая ему интересна, как это делал Йен. Не раскрывая всех карт развязки фильма, хочется назвать Йена скорее фокусником или иллюзионистом — вряд ли он по-настоящему хотел причинить кому-то зло (он этого и не сделал, к счастью), он просто верил в то, что преподавал и, что именно его система сработает так, как мечтал он. Беда лишь в том, что он, сохранив какую-то толику детской веры в чудо, не смог убедить в это слишком прагматичных окружающих его взрослых врачей и медсестер. Но кто знает, кто тут прав — главный врач, который чрезмерно оберегает детей от острого и болезненного взаимодействия с окружающей действительностью или Йен, который кидается на эту действительность сам и пытается «кидать» своих учеников. Для кого-то полезным окажется один подход, для кого-то — другой.

Что касается этической стороны данной истории, то хочется заметить, что как любая история с околосказочными элементами или хоть немного похожими на волшебство, тут говорить об этике сложнее всего. Как можно осудить человека, который свято верит во что-то, даже если в глубине души он знает, что все это обман не только окружающих, но и самого себя. Ведь он все равно идет вперед, даже если это может оказаться плачевно.

С эмоциональной стороны фильм очень сильный, имеющий даже какую-то ураганную силу. Один тот факт, что показана совершенно иная жизнь, с исключённым одним чувством и обостренными другими. Как это может нести ураганную эмоциональное воздействие на зрителя? Очень легко — когда ты представляешь, что кто-то имеет настолько развитый слух, что может сделать его одним из «костылей», которые так необходимы в повседневной жизни, начинаешь переживать весь спектр эмоций, от удивления до ужаса, но в любом случае все в итоге имеет очень глубокую силу. Драматизма, конечно, добавляет и тот факт, что в школе учатся преимущественно дети и подростки. Не смотря на то, что они изначально относятся с опаской и чуть скептически к новым методам, и видно, что не сильно они расстраиваются при разоблачении Йена, такой поворот событий все равно очень сильно влияет на те впечатления, которые оставляет фильм. Ведь, если бы та же история произошла в школе для совсем уже взрослых людей, эмоции бы он вызывал совсем другие. К слову, если вернуться к этической стороне фильма, именно в этом вопросе она проявляется сильнее всего — украсть конфету у младенца может каждый, особенно, если в данном случае младенцем является человек, не столько по возрасту, сколько по определенным навыкам и умениям. Но, не смотря на все это, Йена сложно назвать отрицательным героем — и это очевидный плюс фильма.

Отдельного упоминания заслуживает актер Эдвард Хогг, сыгравший Йена. Сходству с незрячими могли помочь не только гримерны, но и долгая кропотливая работа самого актера, иначе такой точности добиться просто невозможно. К сожалению, такого сходства не получилось у актрисы, сыгравшей Еву, но фильм от этого не сильно страдает.

Как итог, хочется сказать, что фильм не является образчиком гениальности, однако, он заслуживает полноценного внимания не один раз.

7 из 10

16 мая 2013

Взгляд во тьму.

«Слепым не нужна трость».

Ян (Иен) — новый педагог в испанской клинике, пытающийся обучить своих слепых подопечных жизни в таком опасном, но притягательном мире вокруг. Как и они, Ян слеп. Однако в отличие от большинства не пользуется тростью. В обучении Ян применяет нестандартные подходы, призывает использовать фантазию и быть смелее. Сам он, как кажется, добился больших успехов, воодушевляя своих подопечных и даже добившись внимания со стороны замкнутой соседки. Однако его деятельность имеет и обратную сторону: жить без трости рискованно. Неутомимый Ян, поднимаясь и падая в обоих смыслах этого выражения, пытается дать пациентам хотя бы отблеск той свободы жизни, которую имеем мы с вами, читающие этот текст. Но свои секреты есть и у него.

Обучение Яна связано со сложными вопросами. Где эта грань между «ложью во благо» и серьезным предательством доверия? Насколько воображение может заменить то, чего у тебя нет, но к чему ты так стремишься. Герои картины, для которых простой переход дороги может окончиться смертью, будут раз за разом преодолевать свои страхи, исследуя этот огромный и прекрасный мир. «Только представь!» — это, в первую очередь, фильм о жизненной борьбе с обстоятельствами. Только обстоятельства у персонажей очень непростые. Нашлось небольшое, но заметное место для романтической любовной линии, связанной с отношениями Яна и его ученицы-соседки Евы.

Режиссер Якимовский обратился к довольно оригинальной теме в кинематографе: не припомню второго фильма, настолько погруженного в быт и жизнь слепых. Картину нельзя назвать особо тяжелой: в ней сокрыта большая жажда к жизни, есть действительно трогательные и светлые моменты, совсем чуток юмора. Возможно, тяжелее всего вам будет смотреть на самих персонажей. Людей, которые не могут даже налить воды в стакан без чьей-то помощи.

Создатели картины хоть немного, но погрузили зрителей в реальность героев. Оператор выдает обилие крупных планов и «обрезанных» кадров, когда так и хочется взглянуть на то, что вокруг героев, но не выходит. Отсюда акцент ложится на детали и, конечно же, на звуки, наполняющие весь фильм. После просмотра мне захотелось хоть немного по-новому взглянуть на окружающий мир. Послушать перестукивание птичьих шажков по карнизу, ощупать гладкую гальку из-под ног и подумать про то, что реальность вокруг, во многом уже понятная и приевшаяся, еще способна таить в себе простой шарм существования.

В итоге мы имеем довольно неторопливый, но драматичный фильм про жизнь во тьме, заставляющий переживать, думать и ценить яркий вид за окном. Картину качественную и способную не только заинтересовать, но и запомниться.

26 апреля 2013

Драма Только представь! в кино с 2012 года, с момента выхода прошло чуть больше 12 лет, его режиссером является Анджей Якимовский. Актерский состав: Эдвард Хогг, Дэвид Атракчи, Мария Жуан Ваш, Фансис Фраппа, Аликс Планко, Антонио Роло, Клаудия Суарес, Денильсон Гомес, Элли Уоллуок, Грэйс Уитфорд, Джейсон Монеро, Джонатан Делалонде, Джосуа Блэк, Люси Хоган, Майя Аль-Кадри.

Производство стран Польша, Португалия, Франция и Великобритания. Только представь! — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.