Сказка о царе Салтане
8
7.3
1984, фэнтези, семейный, мультфильм
СССР, 53 мин
В ролях: Анастасия Зуева, Алексей Золотницкий, Роман Филиппов, Николай Граббе, Борис Новиков
и другие
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. А потом много чего было: и любовь, и клевета, и предательство, и чудеса, и множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сказка о царе Салтане

год: 1984
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Михаил Друян
композитор:
художники: Иван Иванов-Вано, Лев Мильчин
монтаж:
жанры: фэнтези, семейный, мультфильм, детский
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 октября 1985 г.
на DVD: 4 июля 2002 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 53 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, семейный, мультфильм, детский

Отзывы критиков о мультфильме «Сказка о царе Салтане», 1984

Слабее, чем фильм Птушко

Вопреки тенденциям «Сказка о царе Салтане» получила в СССР сначала игровое, а потом мультяшное воплощение. Однако, как и в случае со «Снежной королевой», мультфильм почему-то оказывается ближе к первоисточнику. Анимационная версия сказки Пушкина выходит в 1984 году, и, честно сказать, меня это изрядно удивило, поскольку мультфильм воспринимается более старым. И нет, это не комплимент, поскольку он одинаково проигрывает конкурентам 1970-х, 1960-х и, тем более, 1950-х гг.

Стиль анимации, как уже замечали другие рецензенты, очень напоминает лубочную картинку, и это большой недостаток, поскольку цвета бледные, детали пейзажей слишком стилизованные, а лица персонажей недостоверны и чаще напоминают маски, а не живых людей. Исключение составляют только сам Салтан, Чермор… и всё, пожалуй. Слишком тщательное следование первоисточнику лишает мультфильм какой-то самобытности. И хотя здесь нет таких проблем с рифмой как в фильме Александра Птушко, персонажи будто живут в рамках книги, чей сценарий запрещает, например, царю прикрикнуть на своих подчинённых, если те провинились. Взмахнул кулаком, и всё на этом.

Мультфильм лишён каких-то сильных визуальных образов, и спустя длительное время после просмотра вспоминать вы будете, скорее всего, только закадровый голос автора, однообразный и скучноватый. Музыка тоже не сказать, что выдающаяся. Когда перед нами бушует стихия, она пафосная, а когда прекрасная царевна, то ласковая, как утреннее солнце. Вроде всё хорошо, но рукоплескать не хочется. Сказывается и то, что пушкинский оригинал не лишён спорных моментов вроде того, что царь выбирает себе в жёны не ту девицу, которую беспокоит голод или недостаток нормальной одежды, а ту, которая просто хочет стать матерью. И только-то? Слишком нахальное поведение трёх злодеек при царском дворе тоже выглядит недостоверным, а везение, которое сопутствует Гвидону, превращает персонажа в настоящего бога из машины. Видите, даже в классических произведениях не всё бывает гладко.

Подводя итог, важно признать ещё кое-что: советская анимация к 1984 году по сути уже показаал все свои возможности, поэтому морские великаны, царевна-лебедь и белочка впечатляют не так сильно, как игровой фильм Птушко, где всё как настоящее. Фильм производит сильное впечатление, а мультфильм… ну, он просто есть.

5 из 10

22 февраля 2023

Князь Гвидон тот город правит!

Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

Этот советский мультипликационный фильм является невероятно точной экранизацией великолепного литературного произведения Александра Сергеевича Пушкина 'Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди'.

Создатели мультфильма не только досконально перенесли оригинальный текст на кинематографический экран, но и обогатили его прекрасными визуальными и музыкальными древнерусскими фольклорными мотивами. Сказка в буквальном смысле ожила, явив те образы, которые представляются во время непосредственного чтения исходного текста. Этот факт говорит о скрупулёзной творческой работе мультипликаторов и их добросовестном отношении к наследию великого русского поэта.

Стоит отметить, что во времена Советского Союза создавались поистине потрясающие экранизации великозначимых литературных произведений в формате мультфильмов. Список насчитывает десятки примеров, одними из которых выступают такие работы, как 'Конёк-Горбунок' (и 1947-го, и 1975-го гг.), 'Сказка о Золотом Петушке', 'Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях' и 'Аленький цветочек'. Советские мультипликаторы прилагали максимум своих профессиональных возможностей и усилий, чтобы абсолютно точно адаптировать ту или иную сказочную историю в кинематографических рамках, при этом всегда крайне уважительно относясь к оригинальному тексту.

Таким образом, 'Сказка о царе Салтане' - это очаровательная экранизация одноимённой сказки Александра Сергеевича Пушкина, иллюстрирующая значимость Веры в лучшее, несмотря на все преграды, встречающиеся на пути поистине добросердечного человека. Конечно, в реальной жизни каждому очень бы хотелось иметь такого друга, как царевна Лебедь, которая готова оказать любую помощь князю Гвидону в благодарность за своё спасение из лап коварного чёрного ворона-колдуна. Но чтобы иметь такого друга, нужно самому хотя бы немножечко походить на Гвидона, который очень любил свою матушку и отца, при том что никогда в жизни его не видел. И самое главное, он был готов помочь любому, кто попал в беду. Так что никогда не поздно встать на правильную дорогу и наконец-таки начать ориентироваться на Добро, воспитывая в себе духовные качества высшего, а значит, истинного порядка. И тогда мир станет лучше!

12 августа 2022

«Мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»

Не так давно пересмотрел постановку Александра Птушко 1966-го года и, конечно, решил сравнить с мультипликацией года 1984-го. (Этот мультик всё идёт по ТВ-3 в неудобное для меня время). И вот, что я скажу теперь о нём.

Он проще воспринимается, нежели кинофильм. Ориентир взят более для детей. В мультфильме присутствует рассказчик. И это всё играет на руку ему.

Кое-что до такой степени упрощено, что даже негде заморочиться. Но также, что-то и упущено. Но это не вредит общему восприятию. И тут я даже усомнился: как в моменте с богатырями корабельщики могли их вообще видеть? Но открыл рукопись самого Пушкина — и удивился, что и там есть это же самое упущение. Получается, корабельщики не удостоверились словам ткачихи! Но что тут сказать… Все претензии Александру Сергеевичу.

Анимация очень добрая и глаз при просмотре отдыхает и радуется.

Конечно, если искать и выискивать недостатки, то найти их можно. Даже в тако идеальном произведении как это. Например: с чего это зазвучала музыка Римского-Корсакова «Полёт шмеля» в моменте, когда Гвидон превратился пока что в комара?.. Но, всё это придирки на ровном месте…

В конечном счёте, эта интерпретация пушкинской сказки ближе к первоисточнику, нежели фильм. Удовольствие получено сполна. Само собой, к просмотру я этот самый мультфильм рекомендую каждому зрителю! На том и закругляюсь…

Приятнейшего просмотра из всех просмотров!!!

10 из 10

1 июня 2016

Во саду ли, в огороде

Мультфильм «Сказка о царе Салтане» — последняя работа известного советского аниматора Иванова-Вано, созданная режиссером на девятом десятке жизни. Уже, в принципе, один этот факт заставляет проникнуться уважением к картине. Тем более, что, не мудрствуя лукаво, здесь идёт экранизация сказки Пушкина без различных «авторских» наворотов в стиле «А я вижу классика не так как все». Произведение русского поэта прямолинейно — картинка мультфильма лубочна, заливка пейнта, как сказали бы современные посетители урока информатики. Действия героев строго по тексту, персонажи иллюстративны, без личностных особенностей. Богатыри в шлемах, девицы в кокошнике, купцы с бородами. Критиковать незачем, возрастной рейтинг 6+, а можно допускать к просмотру и несмышленышей.

Однако есть нюанс, который не замечаешь, не замечаешь, а потом призадумаешься. Если будут опрашивать любителей советского кино на предмет любимого мультфильма — назовут многие работы: от популярнейших «Ну, погоди!» и «Кота Леопольда» до сюрреалистического «Ежика в тумане». «Конька-Горбунка», тоже снятого Ивановым-Вано в залихватской четырехстопно-хорейской манере, обязательно кто-нибудь да припомнит. А вот насчет «Сказки о царе Салтане» не знаю, не уверен. Для середины восьмидесятых мультфильм явно устарел. Любой рожденный в СССР без труда назовет более ранние и более эффектные работы. «Маугли», например, снят в семидесятые, «Бременские музыканты» в шестидесятые, «Заколдованный мальчик» в пятидесятые. Персонажей, как уже говорилось, выделить сложно, ну-ка припомните с ходу образ князя Гвидона, а теперь, к примеру, для сравнения, Вовку из Тридесятого Царства — убедились?

Но, как ни странно, много вопросов возникает к сценаристу А. С. Пушкину. Сказка сказкой, но элементарную логику ещё никто не отменял. Не будем придираться к личности Салтана, шарящегося под деревенскими окнами и тянущего под венец первую же смазливую бабенку, которая хвастает своими репродуктивными функциями. Но объясните, зачем её сестрам и какой-то непонятной ведьме-сватье нужно было сживать царицу со свету. Ведь по-любому, тут же за родственницей они должны были получить живительного пенделя. Но из царских палат их почему-то не гонят, наоборот, они на всех пирах-совещаниях подле государя, комментируют и указывают. И это при том, что других молодух в горнице нет, одни бояре да министры, сами бабенки ни красотой, ни разумом не наделены. Ткачиха с поварихой. Так почему они не готовят пир на весь крещеный мир да в одиночку полотно не ткут, у них ведь ни связей, ни возможностей. Да при любой власти этих выскочек сожрут вместе с сарафанами, а здесь любые капризы выполняют — то за белочкой с драгоценными орехами шлют, то звезду во лбу проверяют.

Впрочем, отвлечемся от Пушкина, вернемся к художникам. Что там новоиспеченная царица обещала? Богатыря родить. Но худотельный и рыжеволосый Гвидон и близко не силач. Талия меньше, чем у Гурченко, метросексуал какой-то, право слово, а не богатырь земли Русской. Из лука, правда, стреляет метко, но, учитывая явно не христианские возможности своей невесты, дело тут тоже нечисто. Да и мораль какая-то непонятная в итоге получилась, твори что хочешь, любую кознь — и будет у тебя всё пучком. Это и про родню царицыну, и про самого царя небольшого разума. Подстрели птицу — и тут же тебе многомиллионное состояние к ногам свалится, с персональным островом, народом и летательными возможностями, это я про Гвидона.

Но, с другой стороны, педагогическую проблему занятия малолетних чад «Сказка о царе Салтане» выполняет хорошо. Яркая, зрелищная, красочная. Фиг в кармане не держит, спорных рефлексов не привьёт. Что уже не мало, подтвердит любой родитель, подбирая более-менее сносную сказку из лавины современных поделок. Белочка весьма симпатичная получилась, кстати. И, самое главное, с текстом великого поэта лишний раз не грех ознакомиться, что старым, что малым.

25 марта 2016

Долго ль ездили? куда? Обращение Салтана к купцам.

Этот мультфильм можно рассмотреть сквозь призму взрослого человека и ребёнка. Такая градация вызвана именно тем, как он поставлен, а поставлен он неплохо, но бывало и лучше, откровенно говоря. Нет, конечно золотые стихи Александра Сергеевича душу-то греют, особливо в исполнении Авангарда Леонтьева, но ситуёвина с купцами, которые от Салтана до Гвидона шмыгают, как тараканы: туда-сюда обратно с абсолютно идентичными репликами, наводит на размышление…

Из персонажей, составляющей суть сказки Пушкина, по своему визуальному восприятию более других запоминается царевна-лебедь. Почему ? Красиво нарисовали, так сказать вдохнули жизнь в это создание, да и волшебство и скорое улаживание дел, не может остаться незамеченным. Как ни странно, но впечатляли, отрицательные личности. Они конечно дюже злые людины, творящие не добро, но пакости, но зато в них ощущается желание жизни, в отличие скажем от тех же Гвидона и его матушки. Что уж говорить про самого Салтана, который производит впечатления не царя-батюшки, а статиста во всей этой истории.

Но сказка конечно поучительная, тут ничего не скажешь. Исключить пустопорожние шатания купцов с их репликами, и было бы намного приятней и симпатичней. Не удалось, а жаль…

7 из 10

7 сентября 2014

И куда теперь плывете?..

За три раза Гвидон так и не сообразил, что купцы плавают по одному и тому же маршруту.

Яркая, богатая палитра, классическая стилизация «под русскую сказку», роскошные фоны и крайне бережное отношение к первоисточнику — вот «фирменный знак» Иванова-Вано.

И это замечательно, но вот именно в этот раз, по-моему, ему отказало режисерское чувство. Судя по Википедии, этот мультфильм — римейк творения сестер Брумберг 1943 года. Так вот, у того мультфильма с режиссурой все вообще отлично, нигде нет этих утомительных повторов и лишних кусков, хотя сюжет не менее сохранен.

Кроме повторов, очень странной и пассивной выглядит реакция царицы на несправедливую казнь. У Пушкина она «словно горькая вдовица, плачет, бьется» — можно понять, а тут — что называется, пожав плечами.

И маловато режиссерской трактовки. Разве что царь в жены выбрал единственную не уродку, как водится, хотя в оригинале никаких указаний на то, что ткачиха и повариха страшные, нет. Потом совершенно нелогичные действия с гонцом, который вроде как изначально в заговоре, а потом — словно он невинен. И — что мне понравилось — у Салтана в любимцах оказался чудесный кот, я бы даже сказала, котэ.

И еще при последнем просмотре этого мультфильма я впервые заинтересовалась, кто эта сватья баба Бабариха. Получается, либо мать Салтана, либо мать царицы. Каждый вариант вызывает вопросы. Где-то в сети видела версию, что она — мать предыдущей жены царя, которая, видимо, скончалась — это самое логичное.

А вот маленьким детям этот мультфильм вполне можно показывать, и повторы тут как раз будут скорее в плюс — дети это дело любят.

6 из 10

1 июля 2013

«100 лучших мультфильмов всех времён и народов». «Сказка о царе Салтане» (СССР, 1984). Истинно русская, открытая душа.

Здравствуйте.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Знакомо, не так ли? Александр Сергеевич Пушкин. Великий русский поэт и писатель. Школьная программа. И этим всё сказано…

Старые добрые сказки. В них столько силы, доброты и мудрости. Это что-то. А какой текст. Серьёзный, слаженный, плавный. Красиво и легко читается. И запоминается в мгновении ока. Да и долго на слуху…

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам».

Да… Красиво. Ничего не скажешь. Знаете, было бы очень неразумно убрать её из школьной программы. Как бы это ни было противно лентяям и лодырям, а такая литература нам нужна. Мудрая она, поучительная…

«Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царева возвращенья

Для законного решенья».

Ну, и советский кинематограф не мог, конечно же, пройти мимо такой открытой человеческой души и не сделать несколько увлекательных экранизаций…

«Сказка о царе Салтане», написанная и поставленная режиссёрами Львом Мильчином и Иваном Ивановым-Вано, в 1984 году, является ярким тому подтверждением… Красивое музыкальное оформление (композитор Михаил Меерович), трогающее за душу и, переносящее нас, в те далёкие времена; отличная рисовка талантливой группы художников и аниматоров; яркие и харизматичные актёры, чьи голоса звучат не только громко и чётко, они, прежде всего, не лишены артистизма и драматичной нотки. Это: царь Салтан (Роман Филиппов), Царевна Лебедь (Людмила Иванова), Бабариха (Анастасия Зуева), Черномор (Михаил Зимин) и другие.

Кстати, текст от автора (Авангард Леонтьев) тоже очень интересный. Даже мягкий. Чувствуется, доброта и уважение. А это — не так уж и мало, для нас, хорошего зрителя.

Вот, кажется, и всё. Остаётся добавить классические строки:

«Я там был; мед, пиво пил -

И усы лишь обмочил».

И поставить законные 10 баллов на века.

Цените мировую художественную литературу, друзья мои! Рано ей ещё печки топить. Ну, а экранизировать можно вечно. Главное — делать это с душой, добротой и уважением…

Спасибо за внимание!

15 февраля 2013

Фэнтези Сказка о царе Салтане появился на телеэкранах в далеком 1984 году, его режиссерами являются Иван Иванов-Вано, Лев Мильчин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Анастасия Зуева, Алексей Золотницкий, Роман Филиппов, Николай Граббе, Борис Новиков, Авангард Леонтьев, Наталья Боронина, Алла Покровская, Сергей Яковлев, Михаил Зимин, Мария Виноградова, Людмила Иванова.

Страна производства - СССР. Сказка о царе Салтане — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.