Полет ворона
Hrafninn flýgur
6.9
6.7
1983, боевик, драма, приключения
Исландия, Швеция, 1 ч 49 мин
16+

В ролях: Эйидль Оулафссон, Флоси Олафссон, Готти Сигурдарсон, Хельги Скуласон, Якоб Тор Эйнарссон
и другие
Юный ирландец вступает на берег Исландии, чтобы по прошествии двадцати лет жестоко отомстить двум братьям, предводителям могущественных кланов викингов, убивших его отца и похитивших его сестру. Скалистые берега становятся свидетелями коварного заговора, приведшего к столкновению воинов двух общин, беспощадному истреблению их семей и восстановлению попранной справедливости.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Полет ворона

английское название:

Hrafninn flýgur

год: 1983
страны:
Исландия, Швеция
слоган: «To him the vengeance was all that mattered - to her forgiveness (Swedish theatrical tagline)»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Тони Форсберг
композиторы: ,
художники: Карл Юлиуссон, Гюннлёйгюр Йоунассон, Гуннар Балдюрссон
монтаж:
жанры: боевик, драма, приключения, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 февраля 1984 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 49 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, драма, приключения, история

Постер фильма «Полет ворона», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Полет ворона», 1983

Без закона

Исторический фильм может быть аттракционом, интересной историей или притчей: полюс аттракциона — например, «Клеопатра» (чистое, беспримесное зрелище); на полюсе притчи — скажем, «Эдип царь» Пазолини. В силу малого бюджета фильм «Полет аорона» должен был быть смещен к полюсу притчевому. И вот здесь проблема. Какой вывод дает нам этот фильм-притча? Месть циклична: жестокость и несправедливость порождают месть, месть порождает жестокость, жестокость снова порождает месть. И выхода нет: мир замкнулся. Отсылка на чтение не убеждает: зло уже посеяно, ждем всходы в виде новой мести.

События в фильме происходят во времена Харальда Прекрасноволосого: независимость и вольность в Норвегии подавлялись нарождающейся централизованной королевской властью, вольнолюбивые норвежцы-анархисты покидали страну и перебирались в Исландию (к примеру, «Сага об Эгиле»). В Исландии создавался новый мир, первоначально основанный на силе прибывших. Но, вообще-то, был тинг (сход), альтинг (общее собрание, съезд всех жителей); был такой человек «законоговоритель», отслеживающий законы, принятые на альтинге. И альтернатива кровной мести — вообще-то закон. Многие саги как раз об этом и повествуют: об изгнании совершившего преступление.

Режиссер решил обойтись без институционального решения и остановился на уровне архаики — кровной мести. И совершенно справедливо показал, что это — не решение проблемы насилия и жестокости. Ну, об этом не стоило городить огород.

Итак, резюме: как аттракцион фильм слабоват (в силу малости бюджета); как притча — тривиален; отдельные актеры весьма хороши; оператор — статичен; режиссеру нравится Акира Куросава. Да, для маленькой страны Исландии этот фильм — достижение. Смотреть ли его — ну, почему бы и не посмотреть для собственного развития. Только упаси вас бог искать здесь нечто универсальное: язычество — христианство, убийство — милосердие, действие — слово. Поскольку нет основного противопоставления: месть как частное дело — закон как институционализация общества, переход от архаики и дикости к цивилизации и культуре.

15 мая 2017

Долг крови

Нет в скандинавской мифологии более почитаемого бога чем Один. Могущественный и справедливый владыка Вальхаллы облагодетельствовал воинов и даровал им безмерную силу для сотворения великих дел. В эту легенду верили с древнейших времен, задолго до того как возникла страна Исландия. Неизменные спутники Одина, вороны — предвестники кары верховного бога для тех, кто предавал идеалы чести и обрушивал меч на головы слабых. Дикие племена викингов страшились своего покровителя и готовы были прислушиваться к малейшим отзвукам природы и шуму волн в надежде растолковать его волю. Но какой бы сильной ни была вера, она не могла спасти могучих воинов от неожиданного возмездия, вершитель которого ждал своего часа двадцать лет. У него рыжие волосы, а в облике нет ничего вороного, но подобно птице желает он пронестись над убийцами родителей и вернуть долг крови, что вел его сквозь годы.

Жившие набегами на беззащитные народы, разграблявшие целые поселения, вспыхивающие лишь при звоне серебряных монет, викинги Храбна Гюннлёгссона не имеют ничего общего с устоявшимся представлением о них как исполинского телосложения воинах в рогатых шлемах. Этим людям чужда тяга к возвеличиванию, они не привыкли доверять даже ближнему своему, и вся их жизнь в скромном жилище, полном символов поклонения Одину. Немногословный мститель, что пришел по души разбойников, не вписывается ни в один из привычных кинематографических образов того времени. Безымянный воин — полный антипод мускулистому варвару типажа Конана, а всякому стилю боя он предпочитает тактику диверсанта. На суровой исландской земле не слышали о чести, благородстве и справедливости, а жизнь ценна ровно до того момента, пока противник не оборвет невидимую нить жалости. Ни к чему разбираться в нравах чужого племени, когда человек не имеет своего. Странник охотно принимает прозвище Гость, приобретающее зловещий оттенок в устах напуганных викингов. Имя — пустой звук на безжизненных территориях, не покоренных лишь потому, что не представляют никакой ценности для армий европейских полководцев.

Отношения в фильме строятся на обмане и коварстве, а долгие разговоры вообще не в характере викингов — всем языкам они предпочитают лязганье оружия. Вопрос веры для людей, привыкших жить общинами, ключевой. Вера в богов, в собственную стать или в ближайших соратников хрупка, и в любой момент может обернуться мольбой о пощаде и отчаянными попытками сохранить жизнь. А жизнь их длится от одного обращения к Одину до другого. Условный положительный герой так же сильно связывает себя верой, как и условный отрицательный. Примитивность нравов подчеркнута примитивностью съемки, отсутствием спецэффектов, невеликим разнообразием пейзажей и однотипным музыкальным сопровождением, аккорды в котором созвучны топоту лошадиных копыт. Мифические устремления перечеркнуты витающим в воздухе чувством обреченности, а воин-одиночка предстает чуть ли не всадником Апокалипсиса, даром что не несет в себе ничего потустороннего.

Холодное обаяние диких земель — не единственное, чем «Полет ворона» выделяется среди типичных фэнтези-картин своей эпохи. Границы между хорошим и плохим, светлым и темным в фильме размыты. Мститель, в арсенале у которого масса тайного оружия, далек от идеалов благородства, и в своем кровавом походе малоотличим от жестоких викингов. Выразительный взгляд как одинокого Гостя, так и его главного врага, определяет психологическую дуэль как самый верный способ определения сильнейшего. Интриги, предательство, желание привлечь на свою сторону благословение богов куда лучше способствуют раскрытию характеров, чем навыки ратного боя. Варваров привычно считать шайкой дикарей без какой-либо морали, не зря они вошли в историю разграблением Рима и сожжением множества других европейских городов. Однако молчаливое участие Одина, как единого повелителя всех воинских душ, способствует формированию совсем иных образов. Да, эти люди не ценили жизнь и в слепом поклонении богами готовы были принести в жертву самое дорогое, но они лишь приняли правила жестокой игры, без которых просто нельзя выжить на суровых скандинавских просторах. Не случайно жители этой страны и в наше время почти не имеют фамилий, их заменяют отчества, и цель любого исландца — не посрамить имя родителя.

У Храбна Гюннлёгссона многое остается за кадром, недостающие черты характеров режиссер услужливо предлагает дополнить каждому зрителю самостоятельно. Однако есть вещи, которые не получится трактовать двояко, и главная среди них — чувство долга. Именно оно движет каждым из героев, и какими бы противоречивыми не предстали образы, а в одном они все схожи — в способности прислушиваться к зову крови. Кому-то этот зов подсказывает вершить возмездие, кому-то — убить близкого, а кому-то — любой ценой выжить. Ворон, как слуга Одина, привечает каждого, но в своем полете никому не обещает жизни большей, чем распорядится владыка. Жестокая воля, которая так подходит этим обманчиво-спокойным землям.

27 сентября 2015

Северный вестерн

Сержио Леоне и Акира Куросава, Андрей Тарковский, Ингмар Бергман, а также родные исландские саги и природа — пожалуй, так можно охарактеризовать круг влияний, определивших работу Храбна Хунлёйхссона. Совершенно точно отмечено — это ни коим образом не гламурно-голливудский пафосный «исторический» фильм, претендующий на едва ли на документальное воссоздание событий, а самый натуральный средневековый вестерн.

Не будете же вы от «Хорошего, плохого, злого» требовать точной прорисовки деталей войны Севера и Юга? Ну, может быть в деталях и не точно, но представление о быте средневековых исландцев составить можно. Фильм действительно снят экономично, но при этом режиссёр влез в долги, а картина в те годы стала самым дорогим исландским фильмом. Как ни странно, ближайшие ассоциации возникают со «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Главная идея — месть ведёт за собой новую волну насилия, и её нужно остановить.

Фильм нравился Ингмару Бергману и даже Астрид Линдгрен… Посмотрите — составьте своё собственное мнение.

Ну а о том, что язычники не приносили в жертву детей — расскажите археологам. Узнаете от них много интересного.

9 октября 2013

Месть

Я особо не жалую скандинавское кино. Для меня оно слишком неторопливое, размеренное, скучноватое, холодное. Но всегда есть исключения.

Полёт ворона — из таких вот фильмов.

Нет, он всё равно относится к скандинавскому кино. Но мне он нравится.

Плюсы.

Викинги. Без рогатых шлемов, без голливудских улыбок. Грязные, немного неопрятные. Да, такое вот было время.

Актёры. Выделю Хельги Скуласона, благодаря его демоническим глазам. Впрочем, и остальные держат уровень.

Сценарий. Можно выразить одним словом: месть. Здесь нет чёрного и белого, у каждого персонажа есть свои мотивы, у каждого своя правда. Настолько ли месть необходима, может ли она облегчить жизнь? Неоднозначные вопросы, знаете ли.

Природа. Суровая, холодная, но красивая.

Финал. Он окончательно дал понять, что фильм о мести. Сделан очень хорошо и логично.

50 на 50.

Постановка. Всё-таки режиссёр где-то не дотянул, где-то хватил через край. Плюс некоторая сумбурность в наличии. В общем, есть куда стремиться.

Оружие. Не блещет разнообразием, мягко говоря.

Минусы.

Дешевизна. К сожалению, она ощущается.

Итог.

Добротно сделанный фильм о мести. Ещё бы подинамичней сделать, да денег добавить. Кого интересует скандинавское кино или тема мести — вполне стоит посмотреть.

8 из 10

2 декабря 2011

Фильм оставил у меня на редкость негативные эмоции, ничего общего с тем, что в моём понимании является историческим кино.

Обычная чернуха.

Фильм на 90% состоит из жестоких, беспощадных, и, местами идиотических сцен убийств. Расправа над «врагами» на фоне природы, и в слегка исторических костюмах. Ни быт, ни внешний облик должным образом не переданы. «Модный» саундтрек окончательно убивает на корню хоть какую-то попытку воссоздать атмосферу 9 века.

Морали никакой нет. Главная идея — то что жестокость порождает жестокость, больше похожа на то что справедливость порождает предательство. Бред.

Что уж говорить о том бреде, что язычники показаны как кровожадные дебилы… Человек, ребёнок — это дар божий, и убить его — это немыслимо для язычника. Дилетантизм налицо.

1 из 10

15 августа 2011

Викинги без «рогатых» шлемов

Итак, нашему вниманию представлена одна из самых ярких картин замечательного исландского режиссера Храфна Гуннлаугссона. Темой этого фильма (кстати первой части знаменитой трилогии) является жизнь его далеких предков — викингов. В определенных кругах этот жанр даже имеет свое название — «норстерн», по аналогии с ковбойским «вестерн».

Стоит сразу оговориться, что от исторических постановок Х. Г. не стоит ждать высокобюджетных зрелищ с присущими Голливуду яркими костюмами, масштабными батальными сценами и умопомрачительными спецэффектами. Напротив, здесь мы наблюдаем весьма ограниченное количество действующих лиц, однообразные планы и пейзажи, и практически никаких художественных излишеств в кадре.

Также гуннлаугссоновские викинги предстают нам не в привычном картинном образе а-ля «огромные статные мужи в пышных мехах, блестящих доспехах и шлемах с рогами», а скорее в виде обычных первобытных варваров — немытых, нечесанных, несуразно одетых типов, чем-то даже напоминающих современных бомжей-алкоголиков. Правда за исключением главных (условно-)положительных героев — тут соблюден хоть какой-то романтический образ во внешности.

Теперь почему «условно». Это не просто сюжетное кино, где есть «хорошие» и «плохие», хэппи-энд или трагедия. Тут все гораздо сложнее. Несмотря на внешнюю доступность изложения в картине, многие персонажи крайне противоречивы, и даже смысл многих сцен весьма неоднозначен. Иной зритель во время просмотра может невольно встать перед выбором, чью сторону ему принять — кому из героев сочувствовать. Именно таков и финал картины.

Насколько мне известно, Х. Г. пишет свои сценарии на основе древних нордических саг и легенд. Но тем не менее, отчетливо ясно, что в основе повествования лежит именно реальность быта и нравов. Тут нет идеи рассказать красивую сказку. Смысл один — показать людей, их первобытную жестокость, особую систему ценностей, почти животные жизненные потребности, язычество, общинные отношения, и т. п. Посему здесь не может быть абсолютно положительных или отрицательных образов. Но зато на фоне представленной дикости и мрака мы можем разглядеть во многих героях стремление к человечности и даже нравственности, пусть и разными методами.

Стоит отметить, что картина сопровождается незамысловатым, но очень эффектным и запоминающимся саундтреком. Атмосфера фильма в целом весьма оригинальна, а скорее и вовсе неподражаема. Спросите, как играют актеры? Тут трудно судить, не зная их языка и национального темперамента, но предположу что играют правильно! — местами меня не покидало ощущение, что я действительно попал в ту эпоху.

10 из 10

2 июля 2009

Боевик Полет ворона появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Храбн Гюннлёйхссон. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Эйидль Оулафссон, Флоси Олафссон, Готти Сигурдарсон, Хельги Скуласон, Якоб Тор Эйнарссон, Свеинн М. Эйдссон, Абба М. Йоханнсдоттир, Анна С. Карлсдоттир, Анна Рейнисдоттир, Arnaldur Friðgeirsson, Аманн Ингасон, Биргир Гудионсон, Birgir Mikaelsson, Bjarni Guðmarsson, Бёркюр Аднвидарсон.

Производство стран Исландия и Швеция. Полет ворона — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.