Кубинская борьба против демонов
Una pelea cubana contra los demonios
7
1972, драма
Куба, 2 ч 10 мин
В ролях: Оливия Белисайрес, Армандо Бьянчи, , Эдгардо Карулла, Армандо Суарез дель Виллар
и другие
Дополнительные данные
оригинальное название:

Кубинская борьба против демонов

английское название:

Una pelea cubana contra los demonios

год: 1972
страна:
Куба
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсер:
видеооператор: Марио Гарсия Хоя
композиторы: , ,
художники: Педро Гарсия Эспиноза, Витторио Гарати, Roberto Larrabure, Хесус Руис
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 марта 1972 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 10 мин

Постер фильма «Кубинская борьба против демонов», 1972

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Кубинская борьба против демонов», 1972

И снова бой, покой нам только снится…

СИНОПСИС: 1659 год. Небольшой кубинский город Сан-Хуан-дель-Кайо постоянно подвергается набегам пиратов, тем не менее вполне процветает благодаря контрабандной торговле с еретиками — гугенотами-французами и англичанами. Это вызывает возмущение настоятеля местной церкви отца Мануэля Гонсалеса. На очередном заседании городского совета он предлагает переселить горожан вглубь острова. Эта идея не находит понимания — ведь большинство отцов города получает прибыль от нелегальной торговли, а к набегам пиратов все уже привыкли. Тогда фанатичный священник обращается за помощью к губернатору острова и пытается поднять против «еретиков» свою паству. Противостояние отцу Мануэлю возглавляет свободолюбивый контрабандист Хуан Контрерас…

Томас Гутьеррес Алеа — едва ли не единственный кубинский режиссер, чье творчество довольно широко известно за пределами Острова Свободы. Такие фильмы, как «Смерть бюрократа» и «Тайная Вечеря» стали классикой латиноамериканского кинематографа вне зависимости от их идеологического наполнения и заслужили внимание кинокритиков и киноманов по всему миру. «Кубинской войне с демонами» в этом отношении повезло меньше, хотя и не вполне заслуженно.

Возможно свою роль тут сыграла кажущаяся незначительность рассматриваемого режиссером словно под микроскопом исторического эпизода. Может быть, сам Алеа переборщил с натурализмом в ущерб метафоричной поэтике, которая так выгодно отличала ту же «Тайную Вечерю». Гадать тут можно до бесконечности. Главное — мимо не проходить. Хотя, конечно, абсолютно лишенный даже намека на романтизацию взгляд на историю Средних Веков и Нового Времени, которым отличается «Борьба с демонами», априори способен оттолкнуть от себя привыкшего к фильмам «плаща и шпаги» зрителя.

Алеа, в условиях социалистического общества не слишком заинтересованный в кассовых сборах и ловко обходящий идеологические рогатки, мог позволить себе игнорировать законы коммерческого кино. Его нисколько не интересовал ни острый сюжет, ни красочные фехтовальные баталии, ни романтичные любовные истории. Кубинец просто максимально сухо и почти бесстрастно пересказывал маленький эпизод из исторической хроники, оставляя зрителю самому экстраполировать события прошлого на современность.

Архивы сохранили сведения о том, что в 1659-м году население прибрежного города Сан-Хуан-дель-Кайо по настоянию священника Мануэля Гонсалеса покинуло свои дома и переселилось вглубь острова. В своем письме к властям падре объяснял необходимость исхода заботой о безопасности своих прихожан, одолеваемых постоянными набегами пиратов и волнением за их души, подвергаемых искушению общением с еретиками: англичанами и гугенотами-французами. Впрочем, чем уж там на самом деле руководствовался святой отец, сеньора Алеа интересовало мало. Он просто использовал исторический факт для реконструкции давно минувшей эпохи в соответствии со своими о ней представлениями. А представления эти можно охарактеризовать несколькими словами из словаря Эллочки-Людоедочки: мрак, жуть, кошмар. Сплошные суеверия, обскурантизм, жестокость, насилие и полная беспросветность.

Пираты безнаказанно грабят, убивают и насилуют (последнее — не без смакуемых на экране подробностей); горожане пьянствуют, трахаются и торгуют с грабящими их же пиратами; чернокожие рабы беспрекословно подчиняются недалеко ушедшим от них по уровню развитию хозяевам и т. д. и т. п. Единственным ростком цивилизации во всем этом перманентном ужасе является церковь, указующая путь лучом света в темном царстве. Точнее, могла бы являться, если бы сеньор Алеа не имел к ней что-то личное. Именно личное, поскольку антиклерикализм, демонстрируемый режиссером в «Борьбе с демонами» и последующей за этим фильмом «Тайной Вечере» мало общего имеет с приписываемыми режиму Кастро гонениям на религию. Да и не было их на Кубе в широких масштабах. Проблема была исключительно в частных переживаниях режиссера и его отчаянных попытках найти истину в религиозно-философском споре с воображаемым оппонентом по ту сторону экрана.

Поэтому отец Мануэль, в блестящем исполнении Хосе Антонио Родригеса, представлен сходящим с ума фанатиком, увлекающим в своем религиозном безумии даже самых трезвомыслящих, казалось бы, людей. А его соперник, плантатор и контрабандист Хуан Контрерас — просто стихийный бунтарь, мятущийся дух которого слушает только самого себя и не приемлет ничего «указующего и направляющего», даже если это «Глас Божий». Он — своего рода alter ego автора, судорожно ищущий опору, но не имеющий шанса здесь и сейчас ее найти. Поэтому его бунт обречен: церковь отлученный Хуан отринул, деньги изгнаннику в руках не удержать, вместо друзей — одни собутыльники, а «верные» рабы разбегаются при первой возможности.

Прямого столкновения, как такового, между Контрерасом и отцом Мануэлем, вроде бы и не случается — слишком в разных плоскостях они существуют. А трупов в результате этого конфликта столько, что… «В-общем, все умерли». Почему? Потому что не были вооружены марксистко-ленинской теорией. Шутка? Лишь отчасти. Несмотря на все свои сомнения Алеа всерьез верил в то время в идеи социализма как единственный путь, способный привести к светлому будущему. Потому и рисовал в столь мрачном свете далекое прошлое. Да и для явно симпатичного ему бунтаря Контрераса черных красок не пожалел. Потому как бунт его бессмыслен и беспощаден был. Равно как бессмыслен и беспощаден фанатизм отца Мануэля. К гибели они ведут одинаково, хоть и разными дорогами.

Что же делать? Ждать, надеяться и стараться жить по совести, как это делает второстепенный поначалу, но ближе к финалу выходящий на передний план персонаж по прозвищу «Португалец». Да, его попытка пройти между Сциллой бунта и Харибдой религиозного фанатизма выглядит обреченной на неудачу — но это единственный путь победить демонов. Без сомнения, самому Алеа гораздо симпатичнее Контрерас, но он прекрасно понимает, что мир спасут именно такие вот «Португальцы». На них держится мироздание и в них — главная надежда в бесконечной «борьбе с демонами», которая неизбежно должна завершиться победой над мракобесием и тьмой. В начале 70-х на Кубе еще в это верили.

5 февраля 2020

Драма Кубинская борьба против демонов появился на телеэкранах в далеком 1972 году, его режиссером является Томас Гутьеррес Алеа. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Оливия Белисайрес, Армандо Бьянчи, Maguel Carazu, Эдгардо Карулла, Армандо Суарез дель Виллар, Donato Figueiral, Луис Альберто Гарсия, Марес Гонсалес, Оскар Уртадо, Вероника Линн, Элио Меса, Рейнальдо Миравальес, Ada Nocetti, Рауль Помарес, Хосе Луис Посада.

Страна производства - Куба.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.