Третья часть ночи
Trzecia czesc nocy
7.1
7.3
1971, ужасы, драма, военный
Польша, 1 ч 47 мин
18+

В ролях: Малгожата Браунек, Лешек Телешиньский, Ян Новицкий, Ежи Голиньский, Анна Милевска
и другие
Герой по имени Михал, чудом уцелевший после расправы фашистов над его матерью, женой и сыном, первоначально пытается выйти на контакт с подпольщиками, а затем оказывается одним из подопытных (неких «кормильцев вшей») в странном медицинском центре, занятом изобретением вакцины против тифа. Михал также помогает появиться на свет ребёнку встреченной молодой женщины Хелены и продолжает заботиться о ней, похожей, как две капли воды, на его погибшую жену Марту. А в итоге готов пожертвовать собой, чтобы вызволить из госпиталя принудительно помещённого туда мужа Хелены.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Третья часть ночи

английское название:

Trzecia czesc nocy

год: 1971
страна:
Польша
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Витольд Собоциньский
композитор:
художники: Тереза Барска, Лидия Рзешевская, Станислав Ледоховский, Лидия Грысевна
монтаж:
жанры: ужасы, драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 сентября 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 47 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, драма, военный

Постеры фильма «Третья часть ночи», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Третья часть ночи», 1971

Этот непростой для восприятия фильм Анджея Жулавски осмысляет опыт немецкой оккупации Польши в контексте ощущения гибели мира и обрамлении цитат из книги Апокалипсиса. В самой завязке, герой приходит в себя на руках у жены после почти двухмесячного забытья в некой тяжелой болезни. Мы можем предположить, что он как-бы потерял иммунитет к жизни.

В следующей сцене его жену, сына и мать убивает конный отряд нацисткой армии. Деятельность немцев в фильме, несмотря на это, напоминает скорее некие знамения, дополняющие изобразительную канву в эпицентрах нервного напряжения. Само действо характерно выдержано в Кафкианском абсурдном стиле, а визуальный ряд насыщен мощными сюрреалистическими образами, уходящими корнями в зловонную клоаку смерти.

Пытаясь подвязаться в подполье, Михаил становится виновником ареста человека, принятого за него самого. Обнаружив в его квартире рожающую жену, он помогает ей разродиться, вынимая ребенка из чрева — сцена снята крупным планом и во всех деталях.

Чуть позже сестра Михаила, монашка, рассказывает ему, как об откровении, об Архангеле Михаиле, спасшем от зубов дракона младенца Жены, облаченной в солнце. Происходит идентификация на дополнительном, сакральном, уровне. К этому времени, герой уже, впрочем, уверен в том, что женщина на одно лицо с его погибшей женой, а его святой долг — заботиться о новой семье. В этом мнении его постоянно подкрепляют чрезвычайно убедительные галлюцинации. Мотив эмпатии как панацеи, к слову, также проведен через весь фильм.

Мотив тяжелого, разрушающего дух и тело заболевания, здесь впрочем, куда как ощутимей. Болотно-запыленная цветовая палитра затянула этот мир будто бы сплошной тканью гниения, отмирания живых тканей, не пропускающей солнечные лучи. Миру, инфицированным смертью, нужно пройти через очищение жестокостью и гневом. Михаил устраивается на место своего «предшественника» в семейной чете. Сначала его заражают тифом, а затем в его обязанности входит кормление вшей (отсылка к библейской саранче) собственной кровью — захватывающий процесс, который Жулавски продемонстрирует нам в макросъемке.

Этот живописный образ, навеянный, кстати, реальным опытом отца режиссера — одна из главных метафор фильма. Вши высасывают уже зараженную кровь, а вскоре герой станет кормильцем уже для нового вида их вида, который разводили с 1918 года и который «напрочь лишен инстинкта самосохранения». Кошмарное сновидение должно стать полностью осознанным, чтобы его материя распалась на атомы под лучами света. Понемногу они начинают пронизывать микрокосм третьей части ночи только ближе к ее концу, чтобы знаменовать уже в самой кульминации смерти, возвращение красоты в мир, прошедший самое болезненное в своей истории очищение.

21 сентября 2016

О, Бог, возвышающий злейших и дающий бич в руки их

Фильм начинается с цитаты стиха 7 главы 8 Откровения Иоанна Богослова: «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела». На момент начала фильма уже Четвертый Ангел вострубил и Земля превратилась в пепелище и не видно ни солнца, ни луны, а только серые тучи.

Этот мир является лишь предверием Ада, в который отвозят на грузовиках. Оккупанты возникают внезапно, чтобы забрать очередную порцию душ в Ад или оказать высшее милосердие — убить на месте. Главный герой фильма Михал лишается жены и сына и пытается попасть в Сопротивление. После ухода от облавы, герой встречает беременную женщину, как две капли воды похожую на его покойную жену…

Как и в «Одержимой», Анджей Жулавски использует мотив двойников. В «Третьей части ночи» Марта-двойник убитой жены Михала символизирует одного из людей, имеющих божью печать. Благодаря этой печати, Марта способна совершить Чудо — родить ребенка. Благодаря прикосновению к Чуду, Михал получает шанс искупить грех потери своей предыдущей семьи. Но достаточно ли этого для получения божьей печати?

В отсутствие оккупантов, разрушением тел и душ людей занимаются вши. Но они становятся единственным способом прокормить новую семью, поэтому Михал становится «кормильцем вшей» в центре, занятом изобретением вакцины от тифа. Эти вши подобны саранче, описанной в стихе 3 главе 9 Откровения Иоанна Богослова. Они не даруют людям привилегию быстрой смерти, а лишь обрекают на долгое и мучительное угасание.

Но чем же является этот фильм? Притчей об оккупации? Предсмертным бредом больного Михала? Анджей Жулавски не дает ответа на данный вопрос и предлагает Вам найти его самим.

27 марта 2016

В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них(Ап.9.6;)

Вот это дебют так дебют. По сравнению с таким дебютом Линч (прошу прощения у поклонников) и прочие мозговыносители выглядят просто любителями (имхо). Под видом истории о потерявшем семью во время оккупации, молодом поляке, а также в потоке его предсмертных галлюцинаций, Жулавский предлагает своё прочтение и осмысление Апокалипсиса. Фильм начинается и заканчивается словами этой пророческой книги.

Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю… И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих (Ап.8.7. — 9,4;)

На мой взгляд, ужасы оккупации, автор и рассматривает как наступивший Апокалипсис. В начале фильма, главный герой выходит из какой-то долгой болезни, почти ничего не помня и не осознавая. Он не был готов ни к ответственности за семью, ни к рождению и воспитанию ребёнка. Став, после их гибели, членом сопротивления, он также не был готов и к смерти. Будучи ранен и преследуем фашистами, он скрывается в подъезде, возле квартиры беременной женщины, которая как две капли воды похожа на убитую жену. Преследователи, по ошибке, ранят и забирают её мужа. Теперь ему необходимо заботиться о женщине и ребёнке. Что это, дарованная возможность прожить заново и по-другому, то что уже потеряно? А как быть с её мужем, который находится в жутком, экспериментальном, медицинском заведении, как им помочь? С этого момента для Михава наступает пора мучительных вопросов и поиска ответов на них.

Что важнее? То, чем люди жертвуют друг ради друга, или то, что они разделяют и хотят сохранить? Самосохранение или самопожертвование, что значит по-настоящему любить и как это согласуется со спасением души? Что значит иметь Божественную печать на челе? (Ап.9.4;)

В фильме есть и другие персонажи, такие как Слепой, руководитель Михава в сопротивлении, которые также решают свои экзистенциональные вопросы. Раскрывается история деятельности Института Рудольфа Вайгля, разрабатывавшего сыворотку от сыпного тифа. В его лаборатории, отец режиссёра действительно кормил вшей, чтобы выжить, за это полагался паёк.

Картина тяжела для восприятия. Но не так, как более поздние работы Жулавского. Тяжела, в смысле необходимости постоянного интеллектуального напряжения, для осмысления происходящего. То, что в жанрах указаны ужасы, на мой взгляд, чистое недоразумение. Это кино не для любителей монстров, резни и крови. А вот, для любителей сюрреализма и философской притчи оно может стать настоящей находкой. Фильм, который надолго поселяется в голове и достойный быть помещённым в коллекцию.

9 из 10

27 декабря 2013

Страшный сон Косински и Кафки

Дебютная картина Анджея Жулавского. Чрезвычайно тяжелый, напряженный, «неприятный» фильм о нацистской оккупации Польши во время Второй мировой войны.

Михал, главный герой картины, в одночасье теряет мать, жену и ребенка, ставших жертвами немцев, и пытается найти свое место в рядах подполья. Влившись в тайное движение сопротивления, он очень скоро и сам становится мишенью. Так, спасаясь от погони, раненый Михал чудом остается живым — вместо него по ошибке стреляют в другого человека, одетого в такой же плащ. Едва отойдя от потрясения, герой заходит в квартиру женщины, которая сообщает ему, что вот-вот родит, и он должен ей помочь. Весь в кровище, Михал вытаскивает младенца за голову на свет божий, а мама заявляет ему, что у нее теперь никого нет, кроме него и сына. Человеком, которого подстрелили немцы, оказался ее муж.

Роженицу и убитую в начале фильма жену Михала играет одна актриса. По сюжету, женщины были невероятно похожи. Поэтому, а также из чувства вины перед ее мужем, которого не убили, но арестовали и поместили в закрытый госпиталь, Михал соглашается помочь ей вместе с ребенком. Для того, чтобы слова не расходились с делом, он устраивается кормителем вшей. Кормит их своей кровью для того, чтобы позже врачи изобрели прививку от тифа. В военное время и такая работа — счастье. Тем более, что вокруг всех режут, убивают, топчут. В «лучшем» случае депортируют, чтобы убить позже или предложить работу пострашнее, чем кормление своей кровью вшей.

«Третья часть ночи» рисует нам картину Апокалипсиса, который уже наступил. Фильм насыщен символическими элементами, библейскими метафорами и «мясом», которое, в общем, составляет его эмоциональную основу. Без отвращения и страха на это смотреть нельзя.

Интересно

Название фильма «Третья часть ночи» — парафраз слова Апокалипсиса: Откровение 8,12.

Резюме.

Страшный сон Косински и Кафки. Фильм чрезвычайно сильный эмоционально, но неприятный, отталкивающий, тёмный. Жулавски настолько сгустил краски, что получилась клякса. Смотреть только людям с крепкими нервами.

6 из 10

3 мая 2011

Ужасы Третья часть ночи появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Анджей Жулавский. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Малгожата Браунек, Лешек Телешиньский, Ян Новицкий, Ежи Голиньский, Анна Милевска, Михал Грудзиньский, Ханна Станкувна, Алиция Яхевич, Лешек Длугош, Галина Ченгеры, Янина Орденжанка, Jadwiga Halina Gallowa, Гражина Барщевска, Кшиштоф Фус, Тадеуш Хук.

Страна производства - Польша. Третья часть ночи — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.