Стенька Разин
5.7
4.8
1908, короткометражка, история
Российская империя, 6 мин
В ролях: Евгений Петров-Краевский
Знаменитый разбойник Стенька Разин и его ватага одержали победу над персами. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Из-за того, что разинцы разгромили Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны постоянно останавливается для гулянок. Есаулы пытаются вразумить его, но успеха не имеют. Тогда есаулы решают напоить Разина и подкидывают ему поддельное письмо, из которого ясно, что княжна обманывает Разина с каким-то «принцем Хассаном». Стенька Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в волны.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Стенька Разин

год: 1908
страна:
Российская империя
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператоры: Александр Дранков, Николай Козловский
композитор:
жанры: короткометражка, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 5 июля 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 6 мин
Другие фильмы этих жанров
короткометражка, история

Постер фильма «Стенька Разин», 1908

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Стенька Разин», 1908

Очень интересен не сам фильм

Каждый сам для себя определяет, что для него является искусством, а что недостойно даже малейшего внимания.

Но это можно определить только в большинстве случаев, когда нет привязки к исторической составляющей того или иного творения. Что же тогда делать, если хочется как-то оценить достоинства фильма, но не можешь этого осуществить из-за банальных исторических стандартов: тогда кино делали совершенно иначе, была другая техника и видение кинематографа ограничивалось лишь написанием сценария, выбором локации для статичного кадра и создавалось с иными целями.

Это как сравнивать наскальные рисунки тысячелетней давности с граффити, которые мы видим у себя в городах.

НО…

Это не отменяет того факта, что фильм «Стенька Разин» существует в своей реальности, застрявшей в своём времени, из-за чего спустя столетие смотреть непонятную историю без яркого выделения главных персонажей, с огромным нагромождением массовки, неинтересно. И при этом картина умудряется цеплять на себе наше внимание колоритом, поведением актёров на площадке и подходом режиссёра. Самое главное, на мой взгляд, вот что: интересно представить, как Александр Дранков репетировал все эти сцены с актёрами перед съемками, как он им объяснял, что зрителей на площадке не будет, что это всё по-другому, не как в театре. И сразу возникает тот самый интерес, относящийся не только к фильму, но к истории и видению мира другими людьми, которые смотрели в камеру прямо в момент съёмки, которые переигрывали во всех моментах фильма и считали, что так нужно делать в кино, которые даже не представляют, что, столпившись в одну кучу за невидимой линией в двадцати метрах от камеры, они выглядят очень нелепо и неправдаподобно.

Сложно оценивать сам фильм, но он вызывает много эмоций и размышлений, а не это ли делает творение — искусством?

28 мая 2021

Лихой мужик

Первый фильм во Франции и во всём мире одновременно — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Если брать постановочное кино, то небольшая зарисовка «Политый поливальщик», где разыгрывалась комедийная сценка, когда мальчик подшутил над поливальщиком. Первый русский фильм о том, как мужик выкинул бабу в реку.

Сразу чувствуется наш суровый русский дух. Конечно, придираться к постановке не хочется, всё же это в каком-то роде эксперимент. До этого кинематограф в России был, но это была хроника и от оператора требовалось лишь настроить камеру, установить её в правильном месте и крутить себе ручку, перематывая плёнку.

Здесь же нужно за несколько минут рассказать историю. Справились? Не совсем. Титры используются не часто и в некоторых местах не понятно, что происходит. Крупного плана ещё не придумали, а при общем — толпа людей просто мельтешит на экране. Причём актёры ещё не знают, как вести себя в кадре, поэтому создаётся сплошная суматоха. Авторы явно надеялись на известность самой истории, рассчитывая, что зритель знает песню «Из-за острова на стрежень».

Без плюсов тоже не обошлось. Например, живая съёмка на реке, такое в те года не многие себе позволяли, и склейка, где Стенька поднимает над собой княжну, а затем её заменяют куклой. Для современного человека это смешно и очень заметно, но на зрителя того времени, который не знал хитростей кино, это производило впечатление. Для дебюта российского кино вполне не плохо.

8 из 10

4 апреля 2020

Истоки отечественного кинематографа.

Стенька Разин предтечи Российского кинематографа, ставший первым шагом в новом виде искусства, у неопытных мечтателей получился не уверенно статичным. Картина о прославленном народом атамане и обворожительной невесте княжне, вступая на национальную почву, дает начало эре русского кинематографа.

Группа энтузиастов во главе с Владимиром Ромашковым воссоздали для первых зрителей популярную песню «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны…» Дмитрия Садовникова сделав своеобразное первое кинематографическое караоке. Завлекая этим первого зрителя в синематограф на сеанс первого в стране игрового фильма.

По нынешним меркам благодаря чрезмерной жестикуляции массовки и шаблонного для кинематографа начала XX века театрального переигрывания фильм смотрится чересчур наигранно.

Александр Дранков и Василий Гончаров собственно забыв о сценарии, очевидно, сделали ставку на своеобразный масштаб кинокартины, добавив чрезмерное количество массовки в кадр. В результате Понизовая вольница больше похожа на оживший фотоснимок знаменитых полотен Сурикова.

Не последнюю роль в этом сыграл опыт фотографа у Александра Дранкова, из-за чего возникает ощущение неподвижности камеры, некоторой статичности происходящего.

В двадцать первом веке имея под рукой массивную кино индустрию с технологиями захвата движения способную создавать реалистичные визуальные эффекты человек начал утрачивать способность, чувствовать магию иллюзии обмана черно-белого кино.

Понизовую вольницу надлежит рассматривать как ретроспективу созданную энтузиастами, любителями, не имевшими опыта в создании кино.

Первые шаги кинематографа в России сложно критиковать, выискивая в них недостатки обусловленные неопытностью создателей самоучек.

16 февраля 2018

Это первый сохранившийся фильм в нашей стране, с премьеры которого и начался отечественный кинематограф. Его режиссёр Владимир Ромашков так больше ничего не снял, хотя позднее сыграл главные роли в двух советских фильмах 1920-х гг. А вот исполнитель заглавной роли появился на экране после лишь раз, в вышедшем до революции фильме выдающегося театрального деятеля Фёдора Комиссаржевского, не принявшего революцию и эмигрировавшего в Европу. С этим фильмом также связан скандал по поводу использования музыки Михаила Ипполитова-Иванова, которую он предоставил для театральной постановки пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница», но не давал согласие на использование тапёром при демонстрации фильма.

Создание «Стеньки Разина» во многом произошло случайно. Сам автор пьесы пришёл к знаменитому фотографу тех лет Александру Дранкову с тем, чтобы в его ателье были подготовлены видеофрагменты для постановки. Но Дранков, тогда осваивавший профессию кинопродюсера и соревновавшийся в этом с Александром Ханжонковым, убедил писателя, что по пьесе можно снять и фильм. В итоге был выбран один фрагмент, представляющий собой мелодраматическую историю об убийстве княжны ревнивым Стенькой Разиным, которую оговорили его люди.

Конечно, в этом первом фильме ещё мало собственно кино. Однако нельзя не признать, что эта мелодрама исторического характера благодаря чередованию коротких кадров напоминает видеоклип, чем разительно отличается от прочих немых фильмов. Позднее на видеоряд даже была наложена песня Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стержень», которая и послужила основой пьесы Гончарова. В СССР, кстати говоря, фигура Стеньки Разина была романтизирована как борца с царским режимом в известном одноимённом фильме 1939 года. Да и Ромашков не удержался от зависти к разгульной жизни разбойника, его ничем не стеснённой свободе. Так что в определённом смысле именно в этом фильме впервые в кино была показана романтика блатной жизни, как будто предзнаменование того разгула низменных страстей, который себя явил в Октябрьской революции.

Современный зритель, конечно, немало позабавится над исключительно театральной аффективной актёрской игрой и малым профессионализмом съёмочной группы. Но для немого кино было гораздо в большей степени характерно запечатление воздуха времени, самой истории, так что видишь не статистов в нелепых костюмах, а навсегда ушедшую царскую Русь. Совсем скоро казавшийся многим диктатором Николай II окажется поневоле святым на фоне кровавых большевистских палачей, застроивших всю нашу страну лагерями и удушавшим свободу.

Но кино, будучи не от мира сего, жило и при Сталине. Вопреки его монаршей воле выходили внутренне свободные произведения, как в литературе, так и в кино. А для режиссёров будущего фигура Стеньки Разина поневоле стала отдушиной, дабы вместе с «благородным разбойником» ощутить пьянящий вкус свободы и хотя бы издали погрозить кремлёвскому пахану.

6,5 из 10

10 сентября 2017

Создатели первого российского кинофильма совершили одну, но очень серьёзную ошибку — сделали ставку на массовость. При невозможности снять крупные планы (да и вообще управлять структурой кадра и фокусом внимания зрителей) это сделало фильм совершенно невразумительным. Мы видим лишь большие толпы одновременно движущихся людей — но не основных персонажей, действующих в сюжете; кто тут Стенька? что происходит? Эти вопросы преследуют зрителя почти весь фильм (остаётся только следить за княжной, хоть как-то выделяющейся в общей массе).

В остальном «Стеньке Разину» нечего поставить в упрёк — да, фильм наивен, а сюжет его прост, но так кажется только из нашего времени; «Стенька Разин» вполне адекватен эпохе. Симпатичные костюмы, несколько буффонная драка, драматическое объяснение Разина и княжны…

Однако (как это, к сожалению, будет происходить и сто лет спустя) русских кинематографистов подвела жажда масштабности. Избыток массовки делает «Стеньку Разина» интересным только как исторический документ, но едва ли смотрибельным как фильм.

1 апреля 2014

Отсюда и пошло кино русское

15 октября 1908 года состоялась премьера первого российского фильма, снятого на голом энтузиазме. И экранизация знаменитой народной песни «Из-за острова на стрежень…» пропитана духом непрофессионального авантюризма. Вот и мы видим 150 пьяных казаков, под предводительством Стеньки Разина, празднующих победу и радующихся богатствам, которые они везут из заморской страны. Но лидеру бунтарей Стеньки, скоро могут устроить бунт, так как негоже друзей менять на женщин. И в самый пик ленты Стенька бросает персидскую княжну в воду, спасая собственную честь перед казаками-товарищами.

Но хоть и за снятым на природе сюжетом, видится совершенно простодушная и наивная сцена. Наблюдая за этими призраками минувшего века, скорее видишь самоучек, который отправились в лес на вечеринку, напились, да засняли всё это на семь статичных кадров. Азарт в лицах лицедеев виден, но интерес к ним на уровне чужого домашнего видео с какого-то празднества. Первый блин для российского кино вышел комом, даже по меркам кинопримитивов начала ХХ века. Но с другой стороны, ведь именно в нём, возможно, и заключена суть кино России. Такого же безумного, бессмысленного кинообмана.

2 января 2014

Начало

Это первый российский фильм. Это начало. Начало для великого искусства в нашей стране.

Фильм состоит из 4-х частей, каждая из которых плавно берет начало из предыдущей. Довольно-таки продуманный сюжет, несмотря на дебют. Это кино полезно тем, кто увлекается историей кино. Оно наглядно показывает прогресс отечественного кинематографа за один век.

Смотрите, развивайтесь духовно, любите кино.

4 декабря 2010

Из-за острова на стрежень…

Фильм, конечно, вне оценок, так как до него в нашем игровом кино ничего не было. Создатели больше ставили эксперимент, чем создавали высокохудожественное произведение.

По сути, в современном восприятии, этот фильм больше — клип на песню

«Из-за острова на стрежень,

на простор речной волны…»

События происходят в соответствии с песенными.

Игры актеров здесь нет, хотя есть актеры.

На лицо театральная композиция — раскрытая к зрителю.

Камера статична, и некоторые актеры то и дело «выпадают» из кадра, периодически кто-то смотрит на камеру, потому что в 1908 году это было в диковинку.

Сама игра очень кажется комичной — действия актеров резки и быстры, поведение княжны преувеличенно.

Для знакомства с историей русского кино этот фильм очень показателен — все начальные навыки отечественного кинематографа показаны. Но для наслаждения фильмом в развлекательном понимании этого слова сильное преимущество — короткая продолжительность.

4 сентября 2009

Наш первый фильм!

После того как я начал изучать историю киноискусства, меня почему-то потянуло смотреть старые фильмы. Наверное, как всегда, спасибо за это мистеру Квентину. Стало интересно, какое кино было в начале своего появления и как оно развивалось до наших дней. Наткнулся на фильм «Стенька Разин».

Если верить написанному выше, то это очень хорошее начало для русского кино. Приятно осознавать, что первый русский фильм был столь не похож на первые фильмы Европы, пусть даже снят он не в 1985 году… Хотя как не крути, в 1902 году Мальес снял «Путешествие на луну». И этим всё было сказано (чего стоит только декорации луны). Это вам не «Прибытие поезда», не «Поцелуи» Эдисона. Тут есть сюжет, и довольно интересный (кстати, основанный на реальных событиях). Я слышал, будто Степан даже обесчестил дочку персидского хана у него на глазах. Вот такой вот был он подлец.

Но всё равно он первый, и надо это учитывать. «Труппы Петербургского народного дома» явно не хватило, что бы показать Стенькину дружину. Люди из массовки смотрят в камеру, а «Понизовая вольница» переигрывает с жестами. А что можно было ожидать? Они и камеру ни когда в живую не видели.

Итак, перед вами первая и довольно удачная работа в русском кино. Стоит посмотреть только из-за того, как Евгений Петров бросает свою бедную невесту в «Волгу матушку».

P.S.: «Наезд» камеры на Стеньку, ревнующего княжну, я не увидел. Камера только шаталась, и то только из-за технических неполадок.

13 марта 2009

Короткометражка Стенька Разин появился на свет в далеком 1908 году, более полувека тому назад, его режиссером является Владимир Ромашков. Кто играл в фильме: Евгений Петров-Краевский.

Страна производства - Российская империя. Стенька Разин — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.