Монах и бес
7.1
6.8
2016, фантастика, фэнтези, комедия
Россия, 1 ч 53 мин
12+

В ролях: Георгий Фетисов, Сергей Барковский, Михаил Крылов, Михаил Милькис, Томас Моцкус
и другие
Первая половина XIX века. В провинциальном мужском монастыре появляется новый насельник Иван. Местному игумену новенький сразу не нравится, поэтому он начинает давать ему невыполнимые задания. Но Иван легко справляется и просит ещё — кажется, он либо блаженный, либо одержим бесами.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Монах и бес

год: 2016
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Леван Капанадзе
композитор:
художники: Павел Пархоменко, Евгения Досталь, Майя Мартьянова
жанры: фантастика, фэнтези, комедия, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 130000000
Сборы в России: $71 194
Мировые сборы: $68 963
Дата выхода
Мировая премьера: 8 сентября 2016 г.
на DVD: 20 октября 2016 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 53 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, фэнтези, комедия, драма

Постер фильма «Монах и бес», 2016

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Монах и бес», 2016

В поисках пути.

Обожаемый фильм, хочу, чтобы и Вам этот необычный 'Монах и бес' понравился.

Итак, есть монах Иван (Тимофей Трибунцев), который, видимо, поставил себе очень сложную цель: добиться совершенства в монашеском служении. И добился, и стал велик и могуч, но жизнь его проще не стала: глаза-то вон какие, беспокойные, весь он встрепанный. Незадача: мир наш так устроен, что добро опознается только наличием зла. Добро и Зло - диалектическая пара.. И, чтобы все было правильно, появляется Бес. Еще одна великолепная работа, 'Имя им - Легион'(Георгий Фетисов). Между монахом и бесом идет непрерывная борьба, тянется бесконечный диалог, предоставляя нам возможность наслаждаться оригинальным сценарием (Юрий Арабов), словесами вокруг 'не делай добра - не будет худа', чудесными видеорядами и собственными размышлениями о своей душе, вере и жизненной позиции. А сюжет продолжает развиваться, только ахать успеваешь: какие монахи! (Роман Мадянов, Борис Каморзин, да и все!) какой Николай Первый! (Никита Тарасов), это успех! Монах постепенно ускользает от Беса, увы?! И какой финал! Бес восстанавливает равновесие в миру, да как!

Хочется то ли заплакать, то ли засмеяться, уже о своей (нашей) жизни...

Еще раз посмотреть... не раз... деталечками полюбоваться...

8 из 10

15 августа 2022

Монах и бес

Странный фильм о том, как Монахом овладел бес, который жил в нем и рядом с ним всячески его искушая.

И вроде бы для комедийного сюжета идея неплохая, но с исчезновением героя Романа Мадянова, исчезает и комедийность фильма. Начинаются философские рассуждения об искушениях, о вере, о коммерциализации религии, о том, что свято, а что просто в книгу вмято...

Я бы не советовал этот фильм людям, которые с трепетом относятся к своей религии, они могут могут заподозрить, что создатели фильма насмехаются над чувствами верующих.

Хотя фильм во многом обличает священнослужителей, которые стоят у религиозного руля.

24 июня 2022

Без правды — нет царствования! И монастыря нет.

Бытует мнение в народе, что в России перестали снимать хорошие комедии, и выходит такое непотребство как Гитлер капут, Бабушка легкого поведения и т. п. Но я спешу развеять сомнения на этот счет. Русская комедия жива, и будет жить, но не надо путать ее с пошлостью, которую снимают некоторые киноделы. «Монах и бес» Николая Досталя — яркий пример недооцененной комедии, которая однозначно поднимет вам настроение.

Тема добра и зла уже не нова в мире кинематографа, можно сказать, что она избита. А тема борьбы святого с нечестивым уже не раз встречалась не только в мрачных лентах, но и комедиях. Вспоминается французская классика «Между ангелом и бесом», которая подходит к духу картины.

«Монах и бес» повествует о монахе, который поселился в монастыре в надежде обрести там покой для души, которую терзал бес. Бес хоть и измывается над главным героем, но все же помогает ему в быту, ведет с ним философские диалоги о вечном и насущном.

Тут я хочу отдать должное Тимофею Трибунцеву, обычно он снимается на вторых ролях, но его герои обладают своеобразной душевностью, и стоило только гадать, на что он способен в главной роли. Иван Семенович в исполнении Тимофея бесподобен. Он искромётно шутит, очень эмоциональный, словно заведённый носится по локациям сюжета, лишь бы как-то себя занять.

Компаньоном у монаха служил бес, который зачастую даровал Ивану Семеновичу могучие силы, его роль исполнил Георгий Фетисов, не могу припомнить, чтоб где-то замечал его в других лентах, но роль антагониста ему однозначно удалась, и это не просто отрицательный герой, это нечто глубже, бес вышел многогранным, с двойным дном.

Дуэт Фетисова и Трибунцова — это лучшая часть фильма, от которой нельзя устать, и приятно наблюдать за их развитием.

«- Тебе выпала величайшая честь, радуйся!

- Честь — не есть. Сытым не будешь. Мне сейчас радоваться, или потом?»

Может устали от вечно пьющего Романа Мадянова?! Так он тут практически не пьет, ему тут отведена роль церковного настоятеля, и поверьте мне, в этой картине забавных сцен с Трибунцевым и Мадяновым — предостаточно.

Может фильм и выглядит местами дёшево, действие практически никуда не сдвигается, спецэффекты примитивные, монтаж не ахти какой, да и нельзя похвалить оператора за работу, но и ругать за техническую сторону не тянет. Этот фильм явно снимался с душой. И актеры выкладывались на площадке. Нельзя такое передать словами, это надо смотреть и прочувствовать

Финал прекрасен, но может многих разочаровать по некоторым причинам. Но меня в частности он заставил задуматься над собой. Может внутри меня тоже живет бес, которого не нужно изгонять, а нужно склонить на свою сторону.

Итог: Если каким-то образом вы умудрились пропустить фильм мимо себя, то строго рекомендую его к просмотру. Это очень приятное произведение, тут есть где улыбнуться, есть где посмеяться от души и даже проронить слезу.

8 из 10

24 октября 2020

Если всё взвесить и холодно рассудить во благовремение…

Добро и зло, маленькие и большие люди, дураки и дороги.

Сколько всего уже было сказано на эти извечные темы, но сколько еще можно сказать?

Условно фильм можно разделить на две части. Первая часть — сатирическая, вторая — религиозная. Получилось ли эти части объединить и выстроить что-то единое, целостное? Об этом и пойдет речь ниже

В первой половине в картине преобладает юмор, поднимаются актуальные темы. Это и принятие людей, которые отличаются от общей массы. Но даже не смотря на то, что они оказываются полезны и добры, их всё равно общество не может принять в силу своих страхов и закрытости восприятия мира, о чем говорит настоятель церкви, когда сообщает что мудрость его не посещает, после чего главного героя изолируют от общества, как бы он ни был полезен.

Здесь же гремит и запоминающаяся фраза монаха на искуплении: «В воровстве? Да разве это грех в России?», и конечно же предпосылки раскрытии страха силы социального неравенства, которую демонстрирует настоятель церкви перед государем.

«А я и не думаю, Ваше превосходительство. — Чем же ты тогда отличаешься от моих министров?». И, конечно же, здесь нельзя не узнать «Ревизора» Гоголя. При этом отсылка, хоть и выглядит навязчиво, но всё же уместна и выглядит гармонично.

- Чего в колокол лупишь? Пожар что-ли? — Хуже.

И после этой половины фильмы, когда хотелось бы продолжения раскрытия тем, до которых только дотронулись и ты и ждешь этого в предвкушении, начинается вторая часть, в которой весь потенциал картины растрачивается в длительные рассуждения о добре и зле, о Боге и Сатане.

Такое ощущение, что далее автор пытается две несовместимые истории. А именно «Фауст» Пушкина (на Александра Сергеевича в фильме, кстати, не раз давали отсылки) и тот самый «Ревизор» Гоголя.

Шарм на этом этапе главного героя теряется. Что монах, что бес являются персонажами, которые не имеют никаких особенностей, кроме того что один представляет добро, а другой зло, а все дальнейшие события в фильме выглядят нелепо и скомкано.

Безусловно во второй части хотели сделать упор на развитие того самого беса. Но по факту не была раскрыта ни мотивация, ни характер, ни, что самое главное, ПРИЧИНА развития этого образа. Все в картине начинает происходить потому что «вера творит чудеса».

При этом некоторые моменты в картине серьезно отталкивают.

Бес, который был даже в Храме Гроба Господня, внезапно боится нашей русской церквушки, что прямо указывают на силу именно православной церкви. Или когда тот же персонаж, изменившийся, покаявшийся, к которому мы уже должны были проникнутся и полюбить, говорит что бесы это почти тоже самое что и евреи. Что данным антисемитизмом хотел доказать автор? К чему это вообще было?

Что касается персонажей и игры актёров, то Тимофей Трибунцев справился со своей ролью прекрасно, очень приятно на него смотреть в главной роли. Персонаж Бориса Каморзина по-настоящему единственный раскрытый персонаж этой картины. А из Никиты Тарасова получился изумительный Николай I. Но вот Бесу, ни актёру, которого его играл, зацепить абсолютно не получилось. К сожалению.

В остальным также есть противоречивые моменты: хорошие декорации компенсируются крайне слабой музыкальной составляющей. Приятный цветкокор компенсируется ляпами с перелетами.

В итоге, автор фильма своим творением пытается охватить огромное количество проблем, иными словами всё и сразу за 2 часа. Это в итоге и губит фильм, так как все суждения оказываются на поверхности и по-настоящему раскрыть какую-либо из затронутых тематик не удалось.

Парадоксально что фильм, снятый о добре и зле имеет также в равном количестве и хорошего, и плохого.

По сему и оценка:

5 из 10

30 мая 2020

Бесноватый святой

Честно признаюсь, после первого просмотра был в таком недоумении от первой части фильма (до появления беса), что не смог написать ни строчки. За последние пять лет это был первый случай (вторым стал «Дюнкерк»), когда просмотр так и остался неотрецензированным. Посмотрев фильм Досталя во второй раз, еще раз убедился в сложности сценария, нетрадиционной для нашего кино расстановке акцентов в отношении веры, Церкви и власти, потому об этом фильме и было очень трудно писать. Особенно после «Острова» Лунгина мы привыкли к каноническому изображению святости как концентрации смирения и покаяния, у Досталя же она показана в оптике юродства, более того — в постоянном поединке со злом.

Монах Иван в изображении Трибунцева (одна из лучших актерских работ в нашем кино за последнее время) явно бесноватый, находится в непрерывном поединке с нечистой силой, но при этом он отделяет себя от нее, обнаруживая несомненные признаки святости. Своего рода шизофрения монаха Ивана, присутствие в нем чуждой силы, постоянная окруженность ложными чудесами (непонятно только, почему они так шокируют игумена монастыря и братию, будто никогда не сталкивающихся с дьявольскими кознями) создает неповторимую юмористическую атмосферу этого замечательного фильма.

Юрий Арабов как воцерковленный христианин и просто умный человек понимал, что добавить что-то новое в демонстрацию искреннего покаяния, какая была в «Острове», уже невозможно, и он выбрал необычную оптику для показа святости, при этом построив первую половину фильма на апориях, противоречивостях, а вторую — более традиционно, хотя и решая ситуацию «перевоспитания» беса неканонически. Фильм Досталя оставляет удивительно светлое чувство, его теплый юмор даже в описании противоборства с дьяволом, который так и не может устоять в конечном счете перед Христовой мудростью и любовью, поразительным образом оживотворяет душу, избавляя ее от уныния и окрыляя надеждой.

Метафорическое мастерство Арабова вкупе с блистательной режиссурой Досталя дают удивительный эффект, они органично переплетаются — такой близости режиссеру, его сокровенным взглядам и намерениям у Арабова не было со времен работы с Сокуровым. Но если последний — довольно суровый, серьезный, даже мрачный художник, то Досталь воздушен, тепел и человечен. «Монах и бес» очень нелицеприятно поднимает тему сотрудничества Церкви и власти, изображает прогибание первой под вторую (но не в огрубляющей манере «Левиафана», а очень четко, ярко и деликатно), не идеализирует подвижников и монахов, показывает, что мирская власть оказывается более неповоротливой и духовно нечуткой к добру, чем даже древнее зло.

«Монах и бес» — очень нужная картина сегодня, когда мифы, как антиклерикального, так и церковного характера заполняют информационное пространство: согласно первым, в церковной среде нет самокритики, все принимается «под козырек» — Досталь и Арабок показывает, что у них нет мифов в адрес священноначалия, что и в 19-м веке Церковь прогиналась под власть, и гордится здесь нечем. Согласно вторым, святость — это некая духовная стерильность, идущая с детства, как правило, следующие этим мифам не понимают феномена юродства. Досталь и Арабов показывают, что святость обрекает человека на непонимание другими, даже братьями по вере, ведет к конфронтации со всем миром, с властями как века сего, так и с человеческим начальством.

Но самое главное в «Монахе и бесе» — четкое понимание того, что лишь «претерпевший до конца, спасется», что быть всякому, ищущему Бога искренне, поругаему от диавола, его козней, жить постоянно на грани прелести, быть может, даже, быть окруженному ложными чудесами (для нас, живущих в последние дни, это вообще крест, который придется понести многим), главное — не терять самообладания, самокритики и чувства юмора. Ведь именно юмор прежде всего спасает, по Досталю и Арабову, от фарисейского фанатизма, слепоты и мрачной серьезности.

30 марта 2020

Что бы посмотреть, монах и бес

Много раз игнорировал его в предложениях. По названию и обложке, казалось, увижу Остров, в котором молодого персонажа Мамонова сыграл исполнитель роли Монаха, Тимофей Трибунцев. Не могу сравнивать эти два фильма — один не смотрел. Работа Николая Досталь больше комедия, чем драма. Ее сатира высмеивает самих продавцов религии, а не только неблагочестивый образ служащих и чинов. Хорошая ирония во вьедливом взгляде Тимофея и его репликах на пару с бесовым персонажем. Стиль выработался, или амплуа сложилось у Трибунцева, если судить по короткометражкам Нечаянно и Проклятие? В эпизоде компанию ему составит Мадянов, как и вечернее шоу — не приглашу более знакомых фамилий. И все это великобразие без кликушества музыканта и этиловых паров мэтров кино.

Сюжет на границе сакральных вопросов зла и добра, «спецэффектов» и аскезы кадров. Некоторые строят прогнозы о крылатости фраз. Легко и серьезно. Понятно, кто кем одержим, но кто кого куда приведет? Не стыдно промолчать коль нечего сказать. Тем более на риторический вопрос.

Семь хиротесий от десяти бодхиссатв.

Возникло желание смотреть?

15 октября 2019

Тема веры неоднократно затрагивалась в кино, но из-за своей специфичности и неоднозначности не пользовалась особой популярностью среди широких масс зрителя. Во многом это предопределено самой подачей, поскольку в большинстве подобных фильмов все сводится к монотонным разговорам и отсутствии какой-либо идеи. Однако иначе обстоит дело с фэнтезийной комедией-притчей «Монах и бес».

Синопсис Однажды в одиноко стоящий посреди леса мужской монастырь приходит насельник Иван «Семенов сын» с просьбой предоставить ему приют. Настоятель монастыря нехотя принимает нового послушника, но вскоре вместе с другими монахами замечает за ним странности. То он очищает от грязи целый колодец меньше чем за час, то ловит гигантскую рыбу, но в монастырь наведывается таинственный архиерей, превратившейся с девицу. Настоятель упорно отрицает божественное происхождение данных чудес, не подозревая, что виной тому коварный демон Легион, мечтающий завладеть невинной душой Ивана.

Игра актеров Как бы неоднозначно мы не относились к отечественному кинематографу, все же здесь по-прежнему жива сильная актерская школа (хотя и не везде). Поэтому в контексте данного фильма стоит отметить актерский состав, где каждый актер привнес свой вклад созданием уникального по своей фактуре персонажа. Прежде всего, хотелось бы отметить Тимофея Трибунцева в характерной роли Ивана, человека, который уже почти утратил не только надежду, но даже веру в возможное исцеление от темных сил, но обрел второе дыхание именно благодаря преследующему его бесу. Также понравилось исполнение Георгия Фетисова в роли демона Легиона, умудрившимся очеловечиться, в свою очередь, благодаря вере Ивана. Наконец, по-настоящему смешная роль была исполнена в роли Бориса Каморзина, сыгравшего настоятеля монастыря, религиозного деятеля, который на деле к религии не имеет никакого отношения, а олицетворяет типичный карикатурный образ чиновника.

Режиссура Проблема фильмов с религиозной тематикой сводится к монотонности, неспешности и, скажем откровенно, непонятности происходящего. Однако в случае с «Монахом и бесом» ситуация складывается иным образом, поскольку здесь режиссер в качестве жанра избрал сатирическую комедию-драму. Несмотря на то, что действие происходит в позапрошлом столетии, режиссер недвусмысленно проводит параллели с действительностью, таким образом, выводя на первый план не только тему веры человека, но и русскую жизнь и причины ее состояния такой, какая она есть. Однако веры режиссер тоже касается, показывая ее истинное предназначение, заключающееся не в строгом следовании догматов, а просто живя по-человечески.

Сценарий Фильм заслуживает отдельное внимание за счет идейной составляющей. Действие сюжета приходится на эпоху правления Николая I. Насельник Иван «Семенов сын» хромающей походкой и с воспламеняющимися частями тела просит приюта в мужском монастыре. Настоятель монастыря, безымянный игумен, нехотя принимает нового послушника, но с момента его появления относится к новому обитателю с большим подозрением. И на то есть причины: Иван уж больно острый на язык, с ним постоянно происходят какие-то чудеса, да и в монастыре начинает твориться какая-то мистика. Как выясняется, Ивана с самого детства преследует демон Легион, мечтающей завладеть душой героя. Иван уже готов сдаться, но новые упорные попытки сломить его только усиливают в нем веру и даже в какой-то степени очеловечивают Легиона.

Итог «Монах и бес» оказался стоящей комедией, которая к тому же обладает скрытым философским подтекстом. Фильм способен как рассмешить своей актуальной на современность сатирой, так и заставляет задуматься над серьезными вещами. Поэтому это кино точно стоит просмотра.

8 из 10

2 августа 2019

Фильм с глубоким смыслом

Посмотрела трейлер — оттолкнули явные компьютерные спецэффекты, но все равно решила посмотреть. Первая же фраза настоятеля монастыря ясно дала понять — фильм стоящий. В явно преувеличенных и выраженных «спецеффектах» оказался скрыт весьма талантливый гротеск. Игра актеров в этом фильме достойна похвал. Есть в фильме что-то «от Гоголя». Есть и моменты, не столько развлекательные, сколько высмеивающие свойственные человеку пороки, есть над чем посмеяться и поплакать. Действительность Российской Империи продемонстрирована талантливо и ясно, что касается главных героев — основной посыл фильма, который почему-то не смогли разглядеть многие фанатично настроенные по отношению к религиозным вопросам граждане, в том, что святость — есть любовь и добро. А добро не оценивает свой объект с точки зрения сословия и происхождения. Вот и бог простит того, кто раскаивается искренне. Вторая прозрачная мысль фильма — искренняя любовь побеждает все и способна наставить на путь истинный даже самую темную душу. Заодно есть повод призадуматься о таком понятии как предназначение и о том насколько божий замысел может быть скрыт от самого человека (святого в данном случае). Фильм пересматривала дважды, прекрасное кино.

6 января 2019

Перевоспитание чёрта-вегетарианца — это вам не грецкими орехами гуся накормить

20-е годы XIX века. В захолустный монастырь поступает новый монах. Вслед за ним приезжают архимандрит и император Николай I. Но самый интересный постоялец — юный бес по имени Легион, который живёт с главным героем с самого детства.

Необычное кино с нестандартным сюжетом. Преодоление себя, признание своих слабостей и грехов. Захватывающе смотреть, как красивый мужчина воплощает тёмные силы и искушает героев. Все актёры харизматичны и притягательны. Интересные повороты сюжета — мне понравилось. И много прописных истин, о которых нам постоянно надо напоминать: не красть, не обжираться, работать усердно, любить ближнего, не поддаваться искушениям. И развитие персонажей — всё гармонично. Интересно, как отреагировала православная церковь на это кино?

В фильме затронули и политические мотивы. Появление Николая I со свитой, его лучистые глаза и светлые идеи освободить крестьянство, прекратить взяточничество и преобразовать политическую систему страны. Это было красиво. Много диалогов, таких, что хочется перематывать и слушать заново. Хочется, чтобы авторы сняли теперь в этом же стиле какой-нибудь сериал про упырей и русалок, водяных и жар-птиц в волшебных садах. Душа требует продолжения сказки.

И молитва главного героя на берегу Мёртвого моря: «Господи, не знаю, чего просить у тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня больше, нежели я умею любить, даже самого себя. Даждь рабу твоему то, чего и сам просить не смею. Не смею просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред Тобой, сердце моё открыто. Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и Сотвори по милости Твоей. Низложи и подыми меня. Безмолвствую перед Святой Твоею Волей. Пред непостижимыми для меня твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь».

Рекомендую.

26 августа 2018

От шедевра до безвкусной жвачки. Автор не дотянул взятый вначале темп и стиль.

Первую часть фильма смотрела взахлеб. Было все! И юмор. И игра. И смысл. И подсмысл.

Шикарно было все, пока они не полетели в Иерусалим. Пока втор не выдохся — полный восторг от того, что наше кино не умерло. От того, что кто-то осмелился сказать вслух о наболевшем и через юмор показать всю ущербность этих религий и прочих глупостей. Неужели сняли фильм о щекотливых и неудобных вопросах. Не побоялись. Уже планировала найти для коллекции. Разобрать на цитаты. Это был гениальный задел на фильм, который будешь смотреть миллион раз и любить каждый раз только больше. 10 баллов за первую часть.

А дальше либо автор сдулся, либо, все таки, побоялись.

После полета на бесе сначала идет просто невменяемый кусок и с каждым кадром фильм становится все банальнее, примитивнее, предсказуемее, проще. И ты недоумеваешь — обманутый зритель. Опять подделка примитивная и пластилиновая масса вместо изыска.

А после возвращения в Россию так вообще мусор. Вроде и актеры все еще в кадре. И даже рты разевают. Но фильм давно закончился, а тебе все еще подсовывают эту жвачку, у которой уже нет вкуса.

В общем фильм оставляет ощущение обиды и разочарования. Его можно охарактеризовать как если ребенок рисовал, старался. А под конец устал и просто пошло каля-маля прямо поверх шедевра, не оставив от него ничего. Только безвкусная, примитивная, пластилиновая жвачка, миллион раз жеваня кем-то другим… не смогли… опять.

1 балл за все, что после полета.

5 из 10

6 марта 2018

Непризнанный шедевр

Первый просмотр фильма прошел на одном дыхании, второй раз в одно мгновение. Как это удалось режиссеру? Простое казалось бы начало — встреча блаженного и настоятеля монастыря, но как дальше динамично развиваются события картины и этот темп развития продолжается все время, не отпускает ни на секунду. А все благодаря красивому, простому и лаконичному показу противодействия и непротиводействия героев искусам, и самое главное это подано с иронией, без морализаторства и без притязания на истину.

Блаженный и бес, казалось бы несовместимы, однако на протяжении всего фильма идея невозможности существования одних без других очень убедительно и грамотно развернута. Без зла не было бы святых и подвижников. И искушения бывают разные и вид голых женских ягодиц в картине очень даже к месту, и показан со вкусом и намеком, что даже монахам такое видится на самом деле, и без этого никуда.

По прилету главных героев в Иерусалим и показано, что рядом со многими святыми местами торгуют и обманывают простых людей. Ложь повсюду в современном мире говорит нам режиссер. А жертву Ивана многие не понимают, как же так он спас самого главного врага? А ведь окажись кто перед выбором двух миров — дуального (добро и зло) или однополярного (только зло или только добро) к какому выбору пришли бы вы?

Посмотрев данный фильм вы получите ответы на многие вопросы.

P/S Гран при многих кинофестивалей, в том числе и православного, определенно заслуженно.

Уставший монах приходит в свою келью, только и думает, чтобы скорее лечь отдохнуть, и видит, что на его кушетке лежит черт.

«Надо же, тоже, видимо, устал бедолага», — подумал монах и лег под кушетку. Как только он лег, бес пулей вылетел из кельи.

9 из 10

1 февраля 2018

Современное зло

В Википедии о происхождении режиссёра Досталя сказано интересно: он сын ПЕРСИЯНКИ и пасынок особы царских кровей. Оцените слог! Чётко, да? Главное, дерзко и статусно! Но давайте перейдём к фильму.

Я до середины картины был уверен, что нам показывают будни монастыря в наше время! Потом появился какой-то лубочный царь, и я подумал, что это чьи-то грёзы — так инерция моего восприятия сопротивлялась видимому на экране! Собственно, теперь о том, почему у меня создалось такое впечатление.

Отличительная черта творческих потуг художников НАШЕГО времени — это отсутствие в их мировоззрении ЗЛА как понятия. Если в фильме киллер, то он обязательно кого-нибудь нежно любит: девочку какую-нибудь… учит её эффективно убивать, сам громоздит гору трупов и при этом у него в душе не происходит ничего, что может помешать ему испытывать ЛЮБОВЬ! Т. е. душа человека живёт в одном мире, поступки его — в другом, и они нигде не пересекаются.

Кто не знает, бесы — это страсти и пороки: ненависть, злоба, разврат… и дела у этого одержимого бесами человека, соответствующие… не буду их здесь озвучивать, потому что они очень и очень некрасивые. Можете сами посетить любой монастырь, или, на худой конец, любую епархию или церковь. Впрочем, можно включить и телевизор, если он у вас есть — посмотрите любую передачу!

По сюжету нашего фильма вновь прибывший в монастырь послушник одержим бесом — натуральным, с рожками. Одержим давно, с самого детства. Юного отрока чёрт выбрал потому, что увидел его чистые слёзы. Так как, по мнению сына персидской подданной, у каждого нечистого есть сверхзадача по созданию святого, то этот модный и весёлый дух курировал главного героя в его делах до самого представления оного перед богом.

Давайте перечислим дела духа беззакония:

1. Вычистил от зловонной жижи лесной колодец со святой водой;

2. Стирал и гладил бельё всей монастырской братии;

3. Накормил чудо-рыбой царя;

4. Дал государственной важности ценные советы самодержцу;

5. Отремонтировал царскую коляску;

6. Перенёс по воздуху своего подопечного в Иерусалим;

7. Вылечил его после побоев;

8. Приложился к гробу господнему и уверовал;

9. Вернулся вместо почившего Ивана сына Семёнова в монастырь нести службу господу.

А… а где же зло? ЗЛО!

Зло? Какое зло? Никакого зла нет — есть симбиоз людей и духовных сущностей. Если ты не сподобился создать такой симбиоз, то ты жалкий, глупый и серый человек, лузер! который не знает тайны беззакония. Кстати, тайна беззакония в конце фильма была раскрыта: не любите и не любимы будете. Эту великую сатанинскую тайну нам открыл устами хромого чёртика лауреат, народный артист, номинант и прочая, прочая, прочая… хотя, о чём это я? Просто посмотрите на его фотографию в Википедии.

6 января 2018

Дурной анекдот

Фильм мне показался подборкой плохих анекдотов, слабо связанных между собой.

Жанр фильма для меня так и остался загадкой: для комедии в нем, на мой взгляд, почти отсутствует юмор (за исключением плосковатых прибауток Ивана), для философской притчи в нем напрочь отсутствует какая-то определенная мысль.

Это фильм не про веру. Он в равной степени чужд позициям атеизма и православия (одна идея перевоспитания беса поражает своей бессмысленностью).

Зато в фильме с избытком хватает штампов и реверансов в адрес царя-батюшки.

Такое впечатление, что авторы фильма заигрывают со всеми одновременно — с публикой, которой хочется приколов, с власть предержащими, с православными, с атеистами…

Время, потраченное на просмотр фильма, считаю потраченным абсолютно напрасно…

2 из 10

17 марта 2017

Монах и бес

Фильм повествует о вечной борьбе добра и зла, о философии дуализма в православии, на примере истории из жизни странствующего монаха, пришедшего в один из монастырей дореволюционной России.

Совершенно ясно, что в наш век доступности любой информации, люди склонные к поиску ответов на извечные вопросы «Кто мы? Откуда мы? Для чего пришли в этот мир?», несоизмеримо шире и глубже способны осмыслить подобные темы, в том числе и в контексте православия! Размышления авторов фильма на эту тему безусловно интересны, в определенном смысле. В выбранных исторических, географических, геополитических и событийных условиях, «одержимый бесом» странствующий монах Иван попадает в один из монастырей, где его привечает братия и настоятель.

Но чем дальше, тем одиознее и загадочнее кажется личность вновь прибывшего инока.

Через некоторое время все, испуганные странным поведением и «способностями» Ивана, уже хотят избавиться от него. Получив новое послушание, Иван оказывается в отдалённом скиту, один на один с бесом, поселившемся в нём.

14 марта 2017

У этого фильма большое будущее!

Думаю, что каждый человек, который собирается посмотреть фильм «Монах и бес» уже из одного лишь названия догадывается о том, что фильм снят на религиозную тему, или тему, связанную с православной верой. Просмотр фильма не заставляет обмануться зрителя в ожиданиях — он действительно о монастырской обители, об особенностях пребывания в них православных монахов, об оттенках их жизни вне мира.

Фильм очень разносторонен в своих достоинствах.

- во первых он очень красиво снят: операторская и звукорежиссерская работа на высоте. Фильм переносит зрителя в не столь далекое прошлое и целиком погружает в иную атмосферу, во времена отсутствия гаджетов, электричества, нефти и машин. Картина достоверно передает быт обычной монастырской жизни с постоянной молитвой и трудом;

- во вторых, в фильме отражены поступки людей, коммерческие интересны которых находятся у них превыше всего (то есть коррупционеров, говоря нашим языком) и показано негативное отношение к таким занятиям с уст положительных героев, что очень важно. Также показан правильный и жизнеутверждающий образ руководителя самого высокого уровня, который обличает подобные поступки и наводит порядок, несмотря на дружеские связи.

Звучат очень важные massage-и, понятные всем внимательным зрителям, направленные ко всем власть имущим людям — от начальника ЖЭКа, до депутатов и выше.

- в третьих звучит оценка значительных политических событий нашей истории, над которыми очень потрудился враг рода человеческого.

Конечно же, весь замысел состоит в том, что бы затронуть и раскрыть основополагающие вопросы и положения православной веры:

- понятия о бессмертии души;

- понятие о необходимости спасения её и трудностях, которые отец лжи, дьявол, создаёт людям на пути к этому;

- цель и отношение сатаны к людям и Господу;

- выражена многогранность человеческой натуры, борьба его желаний, чувств, с доводами разума;

- метания человеческой души при освобождении от грехов — падения и подвиги человека на этом пути;

- показана святость и чистота людей.

Эти идеи очень успешно воплощены в картине, что доступно для понимания не только людям, находящимся «в теме», но и далёким от неё, задумывающимся о смыслах жизни и нашего пребывания на Земле.

Показано посрамление дьявола, что окончательно невозможно, но это мы оставим на суд более знающих голов, имеющих значительные познания в области богословия и знания текстов Евангелия.

В фильме отсутствуют сцены распития алкогольных напитков, курения табачных изделий, постельных сцен со стороны положительных героев, что создаёт мощный воспитательный и назидательный эффект для молодежи и не только.

Несмотря на сложность и величину затронутых тем, создателям фильма удалось снять его с юмором и красивыми визуальными эффектами, что очень украшает его, делает приятным и лёгким для просмотра.

Исходя из всего сказанного, можно сделать предположение, что это фильм не из тех, которые смотрятся один раз — его стоит пересматривать, что бы меняться к лучшему и понять для себя, зачем же мы живём на Земле.

12 февраля 2017

Да не угаснет надежда!

«Монах и бес». Слышал от компетентных и уважаемых мною товарищей, что фильм хорош, но не думал, что настолько. Мою надежду на отечественный кинематограф, бьющуюся после вчерашнего лицезрения нового «Экипажа» в угасающих конвульсиях, сегодня вечером немного попустило. И причина этому — «Монах и бес».

Сильный сценарий, хорошая режиссура, отличные актёрские работы. В кинокартине есть и философский подтекст, и несколько мощных посылов, и с десяток-другой цитат, которые хоть сейчас бери и возводи в ранг афоризмов. И даже приличная порция открытых и завуалированных колкостей в адрес вечных проблем России, где не только дураки и дороги. Местами комедия, местами драма, местами трагедия.

В итоге, я посмотрел с удовольствием. Но кино не для всех, потому что придётся кумекать головой, а с этим в последнее время у населения большая проблема, если судить по кинопрокатным доходам.

А вот чему я удивился, этому немалому количеству негативных оценок фильму от ревнителей «духовных скреп». Хотя, в принципе, «Монах и бес» — это довольно-таки клерикальное произведение, и в нём, как мне показалось, хорошо объясняют смысл веры.

В общем, рекомендую.

29 января 2017

Сказ про то, как монах беса перевоспитал

Необычный фильм: то ли сказка для взрослых, то ли быль, то ли житие святого на современный лад… С самого начала, когда у монастырских ворот появляется герой потрясающего Тимофея Трибунцева — маленький, юркий, востроглазый человечек, на котором то тут, то там вспыхивают язычки пламени, ты понимаешь, что на твоих глазах начинает разворачиваться какая-то неординарная история, и этот человечек «задаст жару» и нарушит спокойную и размеренную жизнь, затерянного в лесах монастыря. Он сыплет шутками прибаутками — не поймёшь: говорит всерьёз или шутит, издевается над глуповатым настоятелем или, на самом деле, так простодушен… До определённого момента события развиваются по пути иронично-исторической полусказки-полубыли, и ты ждёшь, что же ещё такое сотворит этот Иван Семёнов сын, испытывающий терпение настоятеля (замечательный Борис Каморзин). Но потом, как чёрт из табакерки (хотя и не из табакерки), появляется второй главный герой — Легион (сильная работа Георгия Фетисова) и, казалось бы, выстроенный сюжет ломается на глазах. Лично у меня в момент материализации Легиона было такое ощущение, как если бы прямо во время спектакля один из актёров вдруг вышел бы из образа и сказал: «Ну что, подурачились и хватит». Жанр фильма стал меняться, многое из того, что было непонятно прояснилось, хотя определённая условность и сказочность происходящего остались. А дальше началась уже совсем другая история, навеянная режиссёру одной из легенд из жития об Иоанне Новгородском. И если до этого создатели картины позволяли себе определённую иронию по отношению к православной церкви и её служителям, то теперь сюжет наглядно стал демонстрировать чудеса истинной веры, а в фильме появились драматические и даже трагические ноты. И, конечно, финал «Монаха и беса» в полной мере даёт понять позицию режиссёра в отношении затронутой темы.

Хотелось бы отметить искромётные диалоги героев, их богатый, сочный и образный язык. Относительно сценария фильма — он иногда воспринимался несколько сумбурным, а смешение жанров происходящего казалось каким-то экспериментом над зрителем. В целом фильм мне понравился и, в первую очередь, прекрасными актёрскими работами, как исполнителей главных ролей, так и второстепенных, и эпизодических.

19 января 2017

30-е года XIX века. В мужской монастырь заявляется весь изнутри дымящийся монах Иван Семёнович. Игумен, недолго думая, принимает потушенного бродячего монаха, но тот впоследствии ведёт себя нагло и бесновато, и в качестве усмирения Ивану Семёновичу прописывают всякие общественно-полезные работы. А там начинаются ещё большие странности и чудеса в решете.

Ещё один странный опус вышел из-под расшалившегося в последнее время пера сценариста Юрия Арабова (пять проектов за прошлый год!). Но клюёшь в первую очередь на имя Николая Досталя, автора таких добротных фильмов как «Облако-рай» и «Мелкий бес». «Бесёнок» в последнем названии как бы намекает, что сейчас возможно выступят не менее кучно, особенно в соавторстве, и отчасти так оно и есть. Первый час фильма проходит в сатирическо-гротескном ключе, где творятся всякие чудачества, вроде ловли гигантских рыб, самостирки белья и проглаживания его же раскалённой жопой, а также высмеивается недалёкость попов, зажиточность чиновников, держащих на стороне заводики, и разбитые дороги, которых «лучше б вообще не было, чтоб враг не смог пройти». В общем-то, не ново и бредовато (сцена с засранным колодцем, наверное, перекличка со сказкой Пушкина), но на абсурдистский каламбур вполне потянет. Таким же макаром в какие-то моменты оборачивался и «Остров» Лунгина, тем паче, что приключения главного героя Ивана отчасти напоминают приквел к последним дням жизни отца Анатолия (Тимофей Трибунцев в «Острове», к слову, играл героя Мамонова в молодости).

Но вот из монаха высвобождается бес в исполнении Георгия Фетисова и начинается малость другое кино, будто и сами авторы сбрасывают чёрта со спины. Ход это рисковый и в данном случае, кажется, на пользу не идёт. Доселе яркая и остроумная борьба чёрта и монаха постепенно сменяется проповедями и причащением «заклятого врага». Измученный годами тупой одержимости монах вдруг эволюционирует до премудрого святого, а бес каким-то немыслимым образом записывается в праведники, вроде бы обременённый после всего долгом перед истязаемым. Про монаха ладно, но в метаморфозы с чёртиком как-то верится с большим трудом. В качестве аналогии двух невольных героев напрашиваются отношения Мефистофеля и Фауста. Те действовали сообща по изначальному сговору с реализацией контракта, хоть и читерски. Здесь же бес в погоне за душой Ивана без фиги в кармане творит добрые чудеса, пытается из него вопреки желанию сделать настоятеля монастыря и неоправданно рискует, гоняя в Иерусалим. И ведь никакого подвоха в действиях. Точнее он есть, но старания откровенно впустую. Будто духовные враги за долгое время обоюдно сроднились, хоть и не терпят друг друга по старинке. И вот уже бес сам ломается от осточертевшей непокорности и несмиренности Семёныча и встаёт на светлую сторону силы. Похоже, что мысли о сущности человеческой претерпели у Арабова изменения со времён «Фауста» Сокурова.

6 из 10

15 января 2017

Вопреки ожиданиям фильм оставил после просмотра ощущение, будто повалялся в грязи.

Это даже не о Православии фильм, а о какой то другой религии, маскирующейся под Православие. Монах, покланяющийся бесу и продающий душу за полет в Иерусалим. Выставление игумена монастыря и братии посмешищем, которые, похоже, не знают вообще такого обряда, как отчитка. Изображение русского императора поверхностным искателем дешевых чудес. Исцеляющий в Иерусалиме тело бес (вместо Христа), который, якобы, раскаивается и приходит потом в монастырь (это вообще уже выглядит кощунственно). И, конечно же, мелькающие периодически от сцены к сцене ягодицы. Но самый яд для зрителя, на мой взгляд, в диалогах беса и монаха, когда последний не молится дни и ночи напролёт, а слушает и соглашается с дьявольскими идеями, искажающими в мозгу зрителя отношение к Евангельским событиям.

Кроме того, присутствуют сцены явного неуважения к старшим по званию, дерзкие выходки и кривляния, которые в монастыре просто недопустимы.

Крайне не рекомендую этот фильм к просмотру.

Возможно, кого-то этот фильм и повеселил, но ни я, ни мои друзья (а нас было более 10 человек) ни малейшего удовольствия от этого фильма не получили.

12 января 2017

«Не всё то свято, что в книгу вмято»

С чего же начать рецензию… Наверно, с вопроса, который гложет после просмотра позиции «сборы» у такой комедии и у пердильно-несмешных высеров, которые из-за бабок, вложенных в пиар и ежеминутной рекламы собирают в разы больше, а звучит вопрос так: «ДОКОЛЕ?!»

Мне настолько жаль, что я не подозревала о существовании этого кино до сих пор, что не смогла отблагодарить создателей рублем, сходив в кинотеатр… Хотя, кого я обманываю, я бы и не пошла, потому что доверия к отечественным киноделам уже совсем не осталось. Ладно, хватит эмоций, добавлю-ка конкретики.

Итак, почему стоит посыпать голову пеплом, сожалея, что не поддержал данный проект:

1. Очень атмосферная картина. Когда зрителю открываются декорации, костюмы, пейзажи.. это завораживает. Картинка живая, и при этом помогает в передаче замыслов, одним словом, визуальный ряд — одно наслаждение.

2. Очень понравились диалоги в фильме. Это тот случай, когда в комедии действительно присутствует литературный юмор, что редко в наше дни даже для юмористических передач. Также присутствует некий философский подтекст, который заставляет зрителя ещё некоторое время пребывать в задумчивости от осмысления увиденного.

3. Актерская игра. Не хочу выделять главных героев,- они великолепны, и это до меня было сказано. Выделить хочется другое, — игра актеров второго плана, а также эпизодических — на одном приличном уровне. Как понять, что уровень приличный? Вот вы помните всех «телочек» их современных российских комедий (если вы их смотрите)? Думаю, нет, потому что обычно для создания персонажа в него не вносят индивидуальности, актеру просто дают указание — играй «обжору» или «играй лузера» и так далее.. А здесь я запомнила и Предстоятеля монастыря, с его головной болью руководителя — как прокормить братьев зимой, и с его завистью, и опаской к Ивану. Запомнила Писаря, который ненавязчиво направляет Предстоятеля в делах. Запомнился также Царь со своим Советником. Запомнилась вся братия — от Монаха-пирата, до вечно опаздывающего и прибегающего всегда последним. Пусть я не знаю их имена, но они запомнились мне, и я могу предполагать, каков их характер, и какова их жизненная история.

Минусы писать не хочу, потому что придраться можно ко всему, стоит только захотеть. Слышала мнение, что концовка фильма просела, что хотелось бы видеть её более глубокой и философской и так далее. Но на мой взгляд, она такая, какая есть, она естественная, она интересная. Это взгляд сценариста, он так видит. И нужно просто её принять и осмыслить.

По поводу оценки — она могла бы быть ниже, если бы у нее были бы конкуренты подобного рода.

10 из 10

22 декабря 2016

С юмором о важном

После фильма «Остров» стараюсь не пропускать фильмы с похожей тематикой. Сюжет не знала, выбирала по названию и кратким положительным отзывам в интернете, да и фамилия режиссера привлекла, конечно.

Но, бывают такие стечения обстоятельств, когда приходится задуматься. Только неделю назад в Великом Новгороде в Софийском Соборе у мощей святого архиепископа Иоанна Новгородского прочитала легенду как он на бесе ездил в Иерусалим. И на тебе, — в последний день проката, случайно в Киноцентре «Соловей» посмотрела фильм с похожим сюжетом.

Еще после поездки в Новгород на православном сайте нашла статью «В Иерусалим на бесе. Парадоксы и исторические факты жития святого архиепископа Иоанна Новгородского». Вот выдержки из этой статьи:

«…в одну из ночей, когда он [Иоанн] молился один, вдруг услышал шум и плеск воды — как будто кто-то плескался в рукомойнике. Поняв, что это не человек, святой встал, подошел к рукомойнику и перекрестил его. Возмутителем спокойствия оказался бес, понадеявшийся сверхъестественным явлением напугать и смутить монаха.

Согласно житию, святитель поставил условие: повелел нечистому отвезти его в Иерусалим, к храму Гроба Господня. И в ту же ночь там оказался. Угодник Божий повелел бесу стоять на месте, а сам пошел в храм Воскресения Христова. Подойдя, он стал молиться, и неожиданно запертые двери храма отворились перед ним, а у Гроба Господня зажглись свечи и лампады. Поклонившись святыне, исполнив свое желание, он вышел из храма: бес стоял на том же месте в виде оседланной лошади. Сев на него, Иоанн в ту же ночь вернулся в Новгород и оказался в своей келлии. Бес умолял святого оставить такой его позор в тайне и от просьб перешел к угрозам: Если ты расскажешь кому-либо, как ты ездил на мне, то наведу на тебя такой поклеп, что все тебя осудят как блудника!

Но святитель осенил себя крестным знамением, и бес исчез. И вот святой рассказал эту историю другим. Бес со всей злобой и коварством приступил к тому, чем и грозил: всеми силами старался оклеветать архиепископа.

Каждый день к святому приходило немало посетителей. Лукавый демонстрировал им разные видения: то пришедший увидит ожерелье в келлии архиепископа, то почудится ему женская обувь или какой-то предмет женской одежды. Люди, конечно, смущались. О пастыре распространялись слухи: его действительно стали подозревать в блуде.

Однажды народ решил дознаться правды. Всем миром отправились к келлии своего архипастыря. Нечистый обратился девицей и сделал вид, что убегает из келлии… Это вызвало страшное возмущение. Услышав крики и шум, архиепископ вышел и спросил, что случилось. И тут «чада» стали кричать, обличать своего архипастыря, схватили его, стали насмешничать над святителем. А что делать дальше? Решили поступить так:

- Отвезем его на реку, посадим на плот, чтобы он выплыл из города по реке Волхов. Так и сделали. Плот с оклеветанным монахом поплыл. Да только, как рассказывает житие, не по течению, а против него — вверх по реке. Архиепископ уплывал из города — в прямом и переносном смысле.

- Прости нам, отец! — только и могли кричать люди, догоняя плот…»

Как видим, легенда про архиепископа Иоанна Новгородского красочно, с юмором почти полностью пересказана в фильме. Кстати, считается, что и Н. В. Гоголь воспользовался этой легендой в повести «Ночь перед Рождеством» — одной из лучших в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» (вспомним одноименный фильм), где кузнец за черевичками для своей возлюбленной на чёрте в Санкт-Петербург летал.

А теперь о фильме. Понравился. Если оценивать из 10 баллов, то твердые — 8. Хороший сценарий и прекрасные диалоги. Удачный подбор и сочная игра актеров. Противоречивость героев Трибунцева (монах) и Каморзина (настоятель), искушаемых бесом, от скоморошества до морализаторства, не давали мне, как зрителю, расслабиться, вызывая то брезгливость, то смех, то сочувствие/симпатию. Пожалуй, немного озадачивал вялый тембр Фетисова (бес Легион) — диссонировал с образом и уступал речевому темпераменту других персонажей. Зато внешний вид и пластика хороши!

Музыка к фильму — это вообще отдельная тема (саундтрек писал молодой композитор Александр Соколов), она просто прекрасна!

Из замечаний — действия в середине фильма развиваются слишком медленно, хотелось бы больше динамики. Между веселыми сюжетами чудес и значимыми диалогами есть неоправданно затянутые места.

Обязательно рекомендую для просмотра, особенно тем, кто имеет зависимости или фобии. Через религиозное мировоззрение в фильме хорошо показано, как трудно с ними бороться, когда искушения и угрозы вокруг нас на каждом шагу.

Бес Легион так и не поймал душу монаха, она улетела. Да, и сам он, преобразившись в человека, ослабленный пришел каяться в тот же монастырь, где блудил раньше. «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». Так и мы, чем больше побеждаем свои зависимости/фобии (кто с помощью религии, кто с психоаналитиком, а кто и самостоятельно), тем меньше подвержены негативным последствиям, тем спокойней можем принять окружающий нас мир и создавать что-то новое позитивное для себя, там, где раньше этого не видели.

Пожалуй, еще раз посмотрю этот веселый, но и полезный фильм.

23 ноября 2016

НЕЗАТЕЙЛИВЫЙ СЮЖЕТ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Когда речь заходит о фильмах, главный герой которых страдает раздвоением личности, становится немного скучно, ведь уже достаточно фильмов снято по этому сюжету и почти во всех случаях он приводит к одной и той же развязке. Столь простой и очевидный сюжет становится просто не возможным, когда сценарий написал Юрий Арабов, а снимал его Николай Досталь.

Прочитав аннотацию не ждешь слишком много от этого фильма. Возможно это потому, что данный текстовый жанр не предполагает подробного описания смыслов, проблем и их раскрытие. Нет ничего особенного в том, что с появлением нового человека в монастыре там начинает твориться бесовщина, а перед монахом Иваном Семёновичем, ставшем жертвой Легиона, появляется искушение побывать в Иерусалиме в обмен на душу.

С самой первой сцены и до последней Николай Досталь держит напряжение зрителя, в некоторые моменты так и хочется сказать «Это всё чёрт творит!» или «Не поддавайся искушению, это бес!». О том, что происходит с героем знает лишь зритель, остальные персонажи и не подозревают в чем причина, не хотят верить происходящему. Это достаточно известный приём кинодраматургии, в этом фильме он используется в не совсем привычной для этого ситуации, ведь жизни главного героя ничего не угрожает, переживания вызывает угроза его чистой душе.

Большая часть фильма — заслуга сценариста. Юрий Арабов один из лучших современных сценаристов России. В этой работе он уходит от реальности. Описывается отдалённый уголок Российской Империи во времена правления Николая I, причем сам царь является лишь персонажем в фильме. С такой же виртуозностью прописаны и диалоги, при помощи нескольких случайно брошенных, но метких, слов раскрывается характер героев. Это заставляет не только смотреть на движение теней и что-то слышать, а вслушиваться в каждое слово и звук. В этот драматичный сюжет Юрий Арабов с невероятной лаконичностью вписывает немного чёрного юмора. Без гэгов, анекдотов и карикатур высмеиваются наболевшие проблемы страны, которые не изменились спустя два века, и стоит задуматься, изменится ли вообще или не стоит ничего меня, потому, что в этом есть множество положительных сторон.

С самого начала первый эпизод настраивает на несколько фантастический характер происходящего, полностью погружает в атмосферу монастыря, в который пришёл монах, и его устои. Но этот эпизод рубит на две части мистическая замедленная вставка многократной, экспозиции. С одной стороны этот кадр важен для раскрытия персонажей, с другой — она по музыке, движению, времени и изображению чересчур выбивается из общего ритма фильма, причём сразу после него всё возвращается в привычное русло.

Демон-искуситель — герой, который создан для того, чтобы испытать чистоту души Ивана Семёновича, но в этом фильме происходит не совсем так. Здесь истинным бесом является тот, кто всё время называет себя «старшим по чину», Легион (демон, вселившийся в монаха) здесь создаёт впечатление одного из самых безобидных героев, по сравнению с людьми, в некоторый момент его даже становиться жалко.

Одним из самых знаковых и выделяющихся моментов фильма становится эпизод в Иерусалиме. Покинув свою страну, главный герой вновь сталкивается всё с той же пошлостью и алчностью в людях. Неожиданно между монахом и бесом появляется что-то общее, что при других обстоятельствах было не возможно. Несколько обескураживает такая забота беса о человеке и человека о том, кто хочет заполучить его душу. Для того чтобы этот эпизод запомнился как можно лучше режиссёр выделяет его цветом, он смотрится как яркое белое пятно на картине художника.

В противостоянии добра и зла не вышло ни одного победителя. Действие закольцовывается. Вместо счастливого конца — примирение, что не часто встречается в современном кинематографе и даёт зрителю пищу для размышления.

22 ноября 2016

Не сразу святого разглядишь

Фильм меня на несколько дней увёл в думы. Но выскажу вот какую точку зрения. Никого не подбиваю мне верить, смысл не навязываю, чисто моё субъективное мнение.

«И создал бог небо и землю», так говорится в священном писании. В переводе на русский — создал бог мир духовный и мир материальный. И этот мир живёт в каждом из нас.

На примере Ивана Семёнова сына. Сам Иван является представителем духовности и непорочности. Бес засевший в нём — представитель земный искушений. А почему главный персонаж святой? Потому что в нём живёт два этим мира одновременно в равных условиях. И как сказал сам бес «одно без другого невозможно»

Чтобы стать положительным человеком, иногда нужно иметь понятие «что такое плохо» на примере собственном, либо в лице другого человека. Или быть одержимым. Тогда путём самосовершенствования поднимешься духовно на новый уровень. Тогда путём если чистишь колодец, то не желая себя. Если ловишь рыбу, то на благо людям. Если выпиливать сухой лес, то на совесть. Одинаково, что стирать и гладить вещи. Как однажды он пришёл к иегумену, чтоб покаяться за свою доброту. Он готов жить на благо этого мира, на благо народа, потому и святой. А готов ли жить иегумен? Иегумен тут же захотел решить за счёт главного героя проблемы. А писарь обвинил: «Бог строит церковь, а бес делает пристройку». Или император, который жаждет только ради себя. А сам порок, которым является бес? Настоящему верующему это настоящая мука жить и каждый день себя ограничивать. А другим вышеперечисленным, это образ жизни. Т. е нет противоборствующих сторон. Тобой правит либо порок, либо непорочность. Он ещё идёт по лесу и взывает к богу за свою бесноватость, т. е ответственность и любовь к миру, ведь это труб быть добрым.

А сам режиссёр далее и сказал, чтобы убить в себе злую сторону, нужно предаться духовности. Имею ввиду момент в священном городе у храма. Порок вошёл в духовным мир и умер, как плохое и отягощающее. Бес выступает не злой силой-завоевательницей умов, а скорее направляющей на верный путь. По принципу «Послушай женщину и сделай наоборот».

Приятное ощущение, когда есть в фильме философская стязя, об которую можно поломать голову. Нет противоборствующих сторон, а обычное житие, которое порой чуждо видеть (ну не идут никак на смену наркомании, алкоголизму и убийствам твоим, занятиям повседневным)

10 из 10

22 ноября 2016

Бедность не порок.

Это, конечно, далеко не Остров (Лунгина), и не Собачье Сердце, но в любом случае фильм неоднозначный и заслуживающий внимания.

К сожалению, с середины фильма ушла интрига и любопыство к повествуемой истории, появилось желание перемотать на концовку.

В противовес монаху, хотелось увидеть более «живого» и задорного беса, но Фетисов играл ровно на протяжении всего выделенного ему хронометража. На мой взгляд Константин Райкин идеально бы подошел на эту роль.

Жанр фильма совсем не комедия, как было заявлено, хотя тут и есть комедийные моменты, от тонких, отличных находок до абсурдных непонятностей. Это скорее драма с элементами мистики и юмора.

Фильму не хватает мрачной и более сочной картинки, авторы или спешили с выпуском, или просто закончился бюджет.

В любом случае посмотреть стоит. Интересно, хоть и волнами.

6 из 10

21 ноября 2016

Меня этот фильм приятно удивил. Своей легкостью, иронией, добродушием. Разберемся по порядку.

Радует то, что это действительно комедия. Отечественный кинематограф привык транслировать умные и важные послания зрителю через драму, трагедию. Здесь мы этого не видим. Нет давления, негатива, тяжести, угнетения. Все действия проходят с «искоркой». Монастырь здесь не одинок и надменен, а открыт и добр.

Монах Иван выделяется жизнелюбием. Конечно, это можно списать на бесноватость. Но вспомним те моменты, когда бес уже находится во вне. Да, Иван страдает, но эти страдания не убийственны. Они только придают решительности, например, в борьбе с торговлей Христом. Сама бесноватость Ивана не имеет дурного содержания. Ее проявления больше ироничные. Опять же, можно покритиковать и вспомнить, что бес попросту не хотел размениваться на мелочи типа бомбы под ногами императора. Но все же Вера и доброта Ивана не дает выхода бесу в злые действия.

Бес в этом фильме умен и властолюбив, но в нем можно увидеть человечные качества. Не стоит сомневаться, что именно Иван так повлиял на него. Иван, уходя от искушений беса, не только не позволяет ему пересилить себя, но спасает беса. Постепенно можно убедиться, что именно Иван уже направляет беса к вере, доброте, преданности. Та трансформация, происходящая в фильме, говорит зрителю, что со злом нужно не бороться, а искоренять его, постепенно растворяя. Ведь в какой-то мере, все кто уничтожает зло, сами вступают на дорожку одержимости. И тогда было бы неясно, кто зло и добро, ведь они в равной степени заняты в уничтожении друг друга.

Многим может показаться, что все содержательные мысли, высказываемые в фильме являются лишь ростками, штрихами подлинных рассуждений. Но ведь это несомненно здорово! Фильм выдает огромный объем пищи для ума, при этом не пускаясь в продолжительные философствования. Мысли, выраженные в фильме, как заметки на полях. Легки, емки, содержательны. Любой зритель может поработать с ними в своем уме.

Повторюсь, главное достоинство этого фильма это ироничность и легкость. Повествование постоянно поддерживает работу интеллекта, не перегружая его. А мудрость, обличенная в шутку, запоминается куда легче, чем тяжеловесные нравоучения. Фильм оставляет послевкусие надежды, одухотворенности, вдохновения. И бес ведь уже не такой бес, когда есть монах Иван.

17 ноября 2016

Верую, ибо абсурдно

Просто невероятно! «Монах и бес» — один из немногих российских фильмов, который смотрится на одном дыхании, от которого буквально захватывает дух. Интереснейший сюжет, прекрасная актерская игра, качественный юмор и превосходное музыкальное сопровождение — все эти определения подходят для картины Николая Досталя «Монах и бес» и отличают ее от других. Да, фильм поучающий, но все-таки он напрочь лишен агрессивного морализаторства. Такой же поучающий, как произведения Николая Гоголя и Салтыкова-Щедрина, ведь гоголевская эстетика наполнена и религиозным содержанием, и сатирой, и мистикой. И красота у фильма магическая — без изъяна.

Больше всего картина подкупает нетривиальностью сюжета: симбиоз монаха и беса. Чертовски обаятельного беса. Презабавно, что, согласно сюжета, феминизм, эмансипация, равноправие и красивая жизнь с фуа-гра и десертами — это происки сатаны. Каша и смирение — вот удел достойного человека. Лейтмотивом в картине идет, удивительное дело, множество поговорок: « Не пьют только на небеси, а на святой Руси — кому не поднеси», «Был уродец — стал новгородец», «Не все свято, что в книгу вмято» и многие другие. Они придают «Монаху и бесу»… аутентичности, но вместе с тем и фольклорного настроения.

Таким образом, настоятельно рекомендую этот фильм к просмотру. Часто мне приходится растягивать просмотр отечественного кино, ибо осилить большую часть современных фильмов за раз — задача непосильная. Но «Монах и бес» затянул и не отпускал с первой же минуты.

15 ноября 2016

Монастырь близ Диканьки

Неожиданно отлично. Подспудно опасался тяжеловесности и мрачности. А получилось легко, по-гоголевски.

Злоключения в далеком монастыре, где схлестнулись местный настоятель и пришлый монах-чудотворец, подарили сплошь улыбки и удовольствие от диалогов да исконной, где-то былинной Руси. В первой половине фильма было полное ощущение экранизации произведения Гоголя. Колорит православной церкви николаевских времен растекается елеем по сознанию). Каждая сцена просто пахнет той эпохой, сочна, свежа и смешна.

Иван, Семенов сын, настоятель, архиепископ, монахи, бес — персонажи один ярче другого.

Что до сюжета — то я был просто зрителем, без попыток осмыслить глубинный смысл, который Досталь вложил во вторую часть фильма. Противостояние добра и зла, приход к Богу, бренность пути.

Наверное, я бы предпочел, чтобы приключения Ивана так и тянулись бы до финальных титров. Но и моралистическую вторую часть принял без вопросов — хотя, наверное, не слишком проникся.

Светлое, легкое кино непривычного жанра.

9 из 10

10 ноября 2016

МОНАХ И БЕС

«Монах и бес» фильм Николая Досталя, снятый по сценарию преславного Юрия Арабова, участвовал этим летом в конкурсе ММКФ. Похоже Арабов уже стал любимцем этого кинофорума, где фильмы по его сценариям «Чудо», «Орда», «Орлеан» обрели вечную прописку. Не знаю хорош ли фильм, плох ли, но он смело может претендовать на титул одной из самых эксцентричных отечественных кинолент. Этот бурлеск живо мне напомнил полузабытую притчу Мамина «Не думай о белых обезьянах».

Начало XIX века, время Пушкина и крепостничества, в отдаленный, сирый монастырь приходит пламенеющий инок, которого тут же монахи начинают поливать из ведер. Корыстный подлый игумен в блистательном исполнении Бориса Каморзина сразу его невзлюбил. На каждое слово у странствующего инока по имени Иван сын Семенов (Тимофей Трибунцев) — предерзкий каламбур.

За это Каморзин налагает на Трибунцева строгое прещение за прещением, то заставляет выстирать портки всей братии, то требует вычерпать бездонный грязевой колодец, то велит поймать рыбку, то приказывает вырубит сухостой. Трибунцев все исполняет с сатанинской выдумкой и одновременно с высочайшим христолюбивым смирением! Колодец в полминуты вычерпывает, портки идеально стирает и гладит задницей, рыбу ловит похожую на гигантский пенис.

Монастырь — в шоке, игумен — в опупении. И так они стараются и этак выпроводить Ивана, но он и связанный на маленькой плоту он приплывает обратно, а тут еще в его защиту приезжает прелукавый архиепископ Мадянов, который превращается в соблазнительную незнакомку, и Николай Первый, путешествующий сотоварищи полуинкогнито по глубинкам Империи.

«Без праци не бенде колораци» — такой совет дает Иван самодержцу, чем ставит того в тупик. Уже, засыпая Николай

Первый вдруг понимает, что это зашифрованное послание — есть призыв к освобождению крепостных крестьян и тотчас издаёт царский указ освободить с землей 30% крепостных и сделать их государственными крестьянами. И так далее, и тому подобное.

Дальше еще витиеватее: на ристалище из прозрачных дебрей сюжета выныривает Бес «Легион», начинается полет Ивана на Бесе как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» в этот раз в Иерусалим, приключаются библейские приключения и так далее, и тому подобное.

Изобретательность Арабова не знает границ ни в сюжете, ни в крайне необычных диалогах.

Этот булгаковско-лесковский калейдоскоп замечателен тем, что дает почву для бесконечного количества толкований. Фильм — абсолютно амбивалентен. Это одновременно и антиклерикальный памфлет, и православная проповедь, и русофобская агитка, и антисемитская передовица, и пример консервативной риторики, и квинтэссенция либеральной мысли. Как хочешь так и понимай, но все же, мне показалось, что красной нитью сквозь ворох актуальных идеологических штампов, проходит главная мысль -

Товарищи, пуще всего, подвизайтесь в святости, тогда узрите Христа и обретете обетованное блаженство.

5 ноября 2016

Удивительно посредственный фильм, учитывая занятые в его изготовлении таланты. Я по первости полагал его неудачным воплощением литературных изысков Арабова, но вот в титрах указано, что идея Досталя. Мертворожденная идея, надо сказать. История лесковской направленности про обуреваемого бесом монаха, который таки впечатлил беса (чем уж таким особенным с учетом тысячелетнего опыта последнего), не отличается ни ярким сюжетом ни сколь-нибудь впечатляющей моралью. Первые половину фильма создатели словно ставили эдакий литературный капустник-лубок по мотивам церковных типов-ситуаций 19 века, своего рода пародийную антологию жанра. Завершили за упокой, пейзажи Эль-Петри и как бы Иерусалима уж точно в контрасте с большей частью картины. Видно, что денег было немного. Понравился Каморзин, но и только. Слышал хвалебные отзывы о работе Трибунцева, но здесь как раз все довольно стандартно. По итогам: пустая трата сил, средств и времени талантливых людей.

Булгакова совершенно справедливо упрекали относительно несоразмерности привлечения Сатаны со свитой для расправы с литературными противниками, но это сущие пустяки с теми целями, для которых здесь Арабов вызвал беса. Цели эти иначе чем жонглерскими определить не могу.

5 из 10

2 ноября 2016

Ни богу свечка, ни чёрту кочерга.

«Что это было?» — крутится в голове вопрос из анекдота. Дело не в смешении жанров в рамках одного фильма, а в его общей невнятности. Сумбур вместо кино, перефразируя одно известное выражение. Водолазкин в картинках. Оригинальничание в форме выражения и пустота в смыслах, избитых и заезженных. Да дело даже не в избитости — в конце концов, сделаны намёки на вечные для человека и для России проблемы, дело в том, что всё ограничилось намёками и невнятной скороговоркой. Конечно, можно прибегнуть к известному приёму и обозвать фильм притчей, а под это дело всё можно списать. Точнее, списать на зрителя, который не понял глубины, ширины и высоты. Не разгадал, тупой потому что и неразвитый. Если от этого авторам будет легче, то пускай так и будет — да, я такой. Но дело не только в смыслах. В фильме рассыпается всё, даже актёры не смогли проявить все свои способности, и особенно мне обидно за Каморзина — старался как мог, а раскрывать-то особенно и нечего. Спецэффекты неудобно даже критиковать — как будто воспользовались техникой, доставшейся им ещё от съёмок «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Понятно, что замах у режиссёра был не только на историю из 19-го века, тут и современностью попахивает, а тем, у кого обоняние не очень развито, и вербальных подсказок подбросили. Временами казалось, особенно при появлении Николая I, чем-то даже внешне напомнившего Путина, что авторы занялись любимым делом интеллигенции — сворачиваем дули в кармане. Может и так, а может это толстый намёк на крепость устоев и скреп российских — дороги, дураки, неуёмное чинопочитание, коррупция и далее по списку.

В общем, для трагикомедии не удалась ни комедийно-ироничная часть, ни трагическая. Если бы режиссёр продолжил и закончил фильм в духе первой части, то ещё можно было, с оговорками, принять его, но вторая, серьёзно-трагическая часть, смазала впечатление. Попытка поднять содержание на высокий уровень смыслов оказалась неуклюжей, пластмассовой. Это относится и к развязке.

Так хороший фильм, или плохой? Да никакой. Именно так — никакой. Ни богу свечка, ни чёрту кочерга. А моё фокусирование на негативе вызвано, не в последнюю очередь, восторженными криками и летающими чепчиками. Так что, кому нужен позитив, за ним есть куда пройти.

29 октября 2016

Фантастика Монах и бес на большом экране с 2016 года, его режиссером является Николай Досталь. Кто снимался в кино, актерский состав: Георгий Фетисов, Сергей Барковский, Михаил Крылов, Михаил Милькис, Томас Моцкус, Георгий Назаренко, Николай Шатохин, Тагир Рахимов, Сергей Мамаев, Александр Дерябин, Игорь Гудеев, Константин Быков, Андрей Орфаниди, Лев Шелиспанский, Алексей Поляков.

Расходы на кино составляют примерно 130000000, что делает его одним их самых высокобюджетных фильмов..В то время как во всем мире собрано 68,963 доллара. Страна производства - Россия. Монах и бес — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.