Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тухачевский: Заговор маршала |
год: | 2009 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Игорь Ветров |
сценаристы: | Алексей Волин, Екатерина Гудова |
продюсеры: | Наталия Шнейдерова, Александр Акопов, Алексей Волин, Валерий Кочкин, Сергей Маевский, Александр Михайлин |
видеооператоры: | Игорь Хорев, Дмитрий Маковеев |
композиторы: | Антон Шварц, Илья Ефимов, Сергей Григорьев, Дмитрий Чижевский, Олег Воляндо |
художники: | Екатерина Ковынева, Евгений Матюненко |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Фильм называется «Тухачевский. Заговор маршала». Начну с того, был ли в действительности он вообще, этот заговор? Сценарист Алексей Волин, выступая на тему своего фильма перед журналистами разных СМИ, неоднократно говорил, что абсолютно уверен, заговор существовал. И его не смущает, что Михаил Тухачевский и его товарищи были посмертно реабилитированы Верховным
Судом, да еще и по партийной линии с них были сняты все обвинения. Значит, советское государство, как и КПСС считали их оклеветанными органами сталинского НКВД. Но в сериале из четырех серий, показанном Первым каналом, не нашлось места и времени, чтобы упомянуть о посмертной реабилитации и восстановить доброе имя казненных военачальников. А мы, начиная просмотр фильма. видим в титрах надпись «Документальная драма» под звучащую веселую опереточную мелодию. То ли у режиссеров проблема со вкусом, то ли со слухом, то ли со всем вместе, можно лишь догадываться.
Так как же с документами? Они существуют, хранятся в фондах. Только все документы из архивов Лубянки с грифами «совершенно секретно, многократно поднятые сотрудниками КГБ-ФСБ противоречат наличию заговора под руководством Михаила Тухачевского. Через 80 лет после казни легендарного маршала с его боевыми товарищами ТАСС поместило статью. посвященную их делу, ставшему началом массовых репрессий против командного состава Красной Армии. Приведены мнения специалистов. Так Президент Общества изучения истории отечественных спецслужб, генерал-лейтенант ФСБ запаса Александр Зданович высказался, что «заговор» сводился к тому, что военные просто встречались и в частных беседах ругали Ворошилова. Они видели слабую компетенцию наркома обороны и считали это опасным для страны в условиях надвигающейся большой войны и хотели его сместить». Нет у историков, как при погонах с большими звездами, так и у штатских оснований считать, что заговорщики планировали устранить товарища Сталина и, захватив власть в стране, установить военную диктатуру. Понимаю, что автор художественное произведения имеет право на вымысел, но надо и совесть иметь, когда речь идет о конкретных исторических личностях. Правда, думающие зрители, а судя по возмущенным отзывам на киносайтах, их намало, после просмотра фильма ринулись читать материалы о маршале Михаиле Тухачевском. Значит, сериал по большому счету выполнил свою задачу.
Впечатление, что фильм снимался второпях и на нищенском бюджете. Поэтому он очень похож на киноверсию театрального спектакля. Беседы идут в одних и тех же комнатах с примитивными декорациями. А важные разговоры снимаются в каком-то парке, где и декораций не нужно. В сюжет вклинились кадры хроники, чтобы хоть так передать атмосферу эпохи. Но все это простительно, ведь смотрим мы кино не ради антуража. Нас в фильмах привлекают артисты, которым есть что показать и сказать. Большое достоинство сериала — это удачный подбор актеров с учетом своих исторических персонажей, всем нам хорошо известных по фотографиям и кинохронике. Портретного сходства добились благодаря мастерству гримеров. Каждый исполнитель, считаю, на своем месте — Сталин достойно сыгран Анатолием Дзиваевым, Семен Буденный (Александр Самойлов) так же очень колоритен как был и в жизни, бесшабашный Павел Дыбенко хорошо передан Сергеем Буруновым, верится в достоверность наркома НКВД Ежова (Олег Васильков) и наркома обороны Ворошилова (Виктор Бунаков). Не буду повторять здесь весь список артистов, удачно воссоздавших известных деятелей сталинской эпохи.
И все-таки успеху сериал прежде всего обязан одному человеку. Фильм смотрится легко и с увлечением, настолько привлекательна личность главного героя — самого молодого маршала Советского Союза Михаила Тухачевского. Блистательный актер Андрей Чубченко всю душу вложил в роль. Это совмещение яркого таланта и харизмы актера, неповторимого обаяния и мощной энергии. В роли Тухачевского, на мой взгляд, не представить кого-то другого. Настолько органично и естественно актер полностью вжился в образ легендарного героя. Тухачевский на экране совершенно достоверен в поступках, словах и душевных переживаниях. Он смотрится естественным, органичным в любой обстановке. Что на совещаниях у товарища Сталина, что в общении со своими товарищами командармами или отношениях с женщинами, а как обаятельный мужчина был маршал влюбчив. Во всем он — яркая звезда! Выглядит таким, как его описывали современники, начиная от Маршала Победы Георгия Константиновича Жукова, у которого Тухачевский вызывал огромное восхищение.
«В М. Н. Тухачевском чувствовался гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде выдающихся военачальников Красной Армии...» — писал маршал Г.К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления».- подчеркивая, — Все мы чувствовали, что главную, руководящую роль в наркомате обороны играет Тухачевский». Интересно, что один из эпизодов фильма дословно построен на воспоминаниях Жукова о случае, свидетелем которого он был. Тогда Ворошилов на комиссии по какому-то из пунктов стал высказывать недовольство и предлагать что-то не шедшее к делу. Тухачевский, выслушав его, сказал своим обычным спокойным голосом:
- Товарищ нарком, комиссия не может принять ваших поправок.
- Почему? - спросил Ворошилов.
- Потому что ваши поправки являются некомпетентными, товарищ нарком.»
И это было не хамство, а констатация фактов.
Может быть, кому-то будет резать глаз стиль общения Тухачевского со всемогущим Сталиным, наводившим ужас на свое окружение. Он не прогибается, не заискивает, не отступает перед упреками вождя, а на равных выступает в диалоге, четко и спокойно формулирует свои предложения. каждый раз демонстрируя свою высокую компетентность в военных вопросах. И тут Андрей Чубченко верен жизненной правде. Считается, что Тухачевский был единственным человеком, которому однажды Сталин принес в письменном виде свои извинения. Сохранился этот документ, сам по себе удивительный, ведь генсек обычно ошибок не признавал.
Историки до сих пор спорят о причинах, по которым Тухачевского репрессировали. Чаще всего решение Сталина с ним расправиться, объясняют огромной популярностью, которой самый молодой маршал СССР пользовался в 1920-30-х годах в армии и военно-промышленной среде. Существует мнение, что не будь этого сфальсифицированного «заговора», а вслед за ним массовых репрессий командного состава Красной Армии, под них попали 40 тысяч человек, то могло обойтись без войны с фашистской Германией. Такой точки зрения придерживался маршал А.М.Василевский, бывший начальником Генштаба 1942-45 гг. Он говорил в интервью писателю Константину Симонову: « Без 37-го года, возможно, вообще не было войны в 41-м году. В том, что Гитлер решился начать войну в 41-м году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл»
« - Вы стреляете не в меня – вы стреляете в Красную Армию…»
Это мог сказать за миг до смерти только великий патриот, всегда думавший прежде всего о Родине, которой он честно служил, и армии, которую он безумно любил. Таким мы и запомним Михаила Тухачевского благодаря замечательному актеру Андрею Чубченко.
7 из 10
21 января 2022
не беря во внимание все возможных исторические несостыковки, хотя я всегда был ярым сторонником обязательной достоверности экранизаций ране-временных эпосов, был откровенно тронут выразительной актёрской игрой всех персонажей сериала, чувственно проникшихся и олицетворяющих деятелей противоречивого двадцатого века.
Наблюдая за главный личностью, не побоюсь сказать, саги, особенно выделяющейся среди прочих, на столько вникаешь в образ героя, что наряду с сопереживанием, прослеживаешь постепенное разрушение образа, вызывающего столько уважения в начале. Несокрушимой и целеустремленный маршал, гонимый максимализмом и идеализмом, он совершает, свойственные человеческой природе, ошибки, неминуемо ведущих к провалу всех амбиций, казавшихся такими многообещающими у истоков.
Этим самым, одновременно достоверный и тот. что на экране, маршалы, учат не предаваться людским порокам жадности и самозабвения головокружением от успехов, давая понять, что даже если ты мнишь себя потенциальным руководителем большого влияния — покушаясь на оного, будь готов с развернутым планом ко всем его исходам, даже будучи полным уверенности в своей победе.
Выбор желания просмотра сериала за зрителем. Наряду с излишним символизмом, упомянутой исторической неточностью, вездесущей метафоре, не берусь присуждать циклу серий жанр истории. Однако, здесь есть место напутственной морали и запойного, от интриги, просмотра, что уже можно поставить выше многих произведений кинематографа.
7 из 10
8 сентября 2017
« — Вы стреляете не в меня — вы стреляете в Красную Армию…» (с)
Будучи любителем истории двадцатого века, и советской в частности, помнится меня очень заинтересовал телевизионный фильм созданный силами «Первого Канала», и прошедший премьерным показом на кануне 23 февраля 2010 — ого. Рассказывал он об аресте маршала Красной Армии, орденоносца и знаменитого героя Гражданской Войны — Михаила Николаевича Тухачевского. Снят был фильм в стилизованной под документальную картину манере, с вставками кинохроники 30 — ых годов, поясняющими кто есть кто из появляющихся в сюжете персонажей титрами и в скупой, несколько замкнутой манере (действие редко выбирается из комнат тех или иных помещений, а весь сюжет закручивают диалоги). Естественно масштабных декораций, большого количества автомобилей тех лет и массовок мы не увидим. Понятно, что это дешёвая, стилизованная ТВ — картина, и бюджет у съёмочной группы был жёстко ограничен (рискну предположить, что те немногие, имеющиеся декорации, предметы интерьера и костюмы с военными мундирами — были авторами проекта позаимствованы у своих более богатых коллег). Единственное, что авторы фильма могли сделать на профессиональном уровне, это подобрать подходящих по типажу, и умеющих хорошо играть актёров. И с этим они справились на отлично. Актёрский состав, а вернее кастинг — решение ленты (всё таки занятые в главных ролях не звёзды), это то, ради чего этот во многом примитивный фильм и стоит увидеть. Взять хоть исполнителя главной роли — Андрей Чубченко просто вжился в образ легендарного военкома! Полно и других актёрских удач и попаданий.
Так Семёна Будённого весьма колоритно сыграл Александр Самойлов, а роль Сталина достоверно исполнил Анатолий Дзиваев. Роль Павла Дыбенко исполнил Сергей Бурунов, до того числящийся штатным артистом «Большой Разницы», а всесоюзного старосту Калинина сыграл, многим знакомый по дубляжу иностранных картин Юрий Нифонтов. Из красавицы Анны Казючиц вышла неплохая скульптор Юлия Кузьмина -любовница опального маршала. Из неизвестных артистов, особенно ярко запомнились сыгравшие генерального комиссара безопасности Ежова и наркома Ворошилова. У всех получились достоверные образы, а благодаря стараниям гримёров — и почти портретные сходства с настоящими личностями сталинской эпохи.
Сюжет сценария полон домыслов и предположений, многие из которых запросто можно допустить в отношении тех или иных событий. Но есть и вызывающие недоверие, неоднозначные эпизоды. Как то например -домогательства всесоюзного старосты к 16-ти летней балерине, узнав о которых Тухачевский намеревался шантажировать Калинина. Но тот прямо заявляет — погибла девушка вовсе не по его вине, а о его тяги к малолетним «хозяину» давно известно, и что он не боится не каких компроматов против себя. Ладно бы, если так нам представили бы похотливого Берию; а то Калинина. Как то уж не вяжется с его образом, старичка похожего внешностью на Айболита. И куда вообще из сюжета девался Лаврентий Палыч? История однобока, но цельна. Рассказывается о последнем годе жизни Тухачевского, и о том, что заговор против Вождя он действительно организовал и готовил государственный переворот. А вместе с ним и Иона Акир, Ян Гамарник и Павел Дыбенко. Да и сношения с германскими офицерами имело место быть. Только сотрудничал Тухачевский с противниками гитлеровского Третьего Рейха, которые предчувствуя скорую войну Германии и СССР хотели ликвидировать своего фюрера. Тухачевский же, к слову не собирался организовывать по их примеру покушение на Сталина. Он хотел выступить перед большим собранием партийных и военных чиновников, открыв им правду: к нему попали документы говорившие о довольно длительном сотрудничестве Кобы с царской охранкой. Этой информации было бы достаточно, что бы Сталина сняли с поста генерального секретаря партии. Сместив дутыми методами возвеличенного «вождя всего прогрессивного человечества», Тухачевский хотел как и его немецкие товарищи предотвратить грядущую войну и остановить массовые репрессии, начатые в Советском Союзе по распоряжению Сталина. Показывалась личная жизнь военкома: его интимные отношения с гражданкой Кузьминой (которую вскоре арестуют и дадут срок), показана отцовская забота о дочери — Светлане (которую после его расстрела также отправят в лагерь). Показаны его неуставные отношения с сослуживцами, с кем то ладил, а с кем то нет. К первым относились практически неизвестные кадровые офицеры, а ко вторым — почти все приближённые Сталина. Да и самого Вождя он не любил и относился к нему хоть и с положенным по рангу почтением, но без уважения, и даже позволял публичные критические замечания как в адрес его сторонников (например наркома Ворошилова, которого он называл «некомпетентным»), так и его самого (сказал, что Сталин — человек гражданский, и некогда не сможет понять военных). В общем был показан конфликт гордого, но честного и прямолинейного полководца, с примитивными и узколобыми приспособленцами и холуями «хозяина»…
Разумеется, в угоду сценарного материала, авторы текста Алексей Волин и Екатерина Гудова изменили некоторые биографические моменты героя. К примеру из сюжета исчезла его вторая дочь, тоже Светлана, от брака с гражданкой Гриневич. Не показана, умершая в лагерях старуха — мать, и какие либо родственники, которые после его ареста были полностью репрессированы. Лишь его младшая дочь смогла пережить лагеря, была в середине 50-ых реабилитирована и дожила чуть ли не до Перестройки. Характер Тухачевского показан на примерах взаимоотношений с женщинами и сослуживцами: жёсткий, искренний и не терпящий компромиссов. Так же, рассказывается о его жестоких методах борьбы с бунтовщиками против советской власти, в первые послевоенные годы. В Кронштадте он сбрасывал на головы мятежных матросов бомбы, а после приказал добивать раненных, сдавшихся штыками, что бы сберечь дефицитные патроны. А в Тамбове травил газами ушедших в леса крестьян, взяв в заложники их семьи, в последствии им расстрелянных…
Показано, что Сталин всё точно рассчитал — в НКВД он брал служить детей тех, кто пострадал в Гражданскую от действий красных полководцев. Потому и не было у чекистов к арестованным народным героям (в основном по произволу Вождя) ни почтения, ни сомнения в их вине, ни тем более жалости. Это показано на примере одной такой случайной встречи: арестованного маршала караулил рослый чекист, который был единственным выжившим в той Тамбовской деревне ребёнком…
Несмотря на историческую канву ленты, картина производит впечатление едва ли не спектакля снятого на плёнку. Чувствуется малый бюджет, который не позволяет погрузить зрителя в довоенные годы и дать почувствовать ту ретро — атмосферу раннего СССР, как это скажем было в картине Никиты Михалкова «Утомлённые Солнцем». Поэтому я считаю, что авторам проекта следовало пробить в Фонде Кино заявку на постановку кинотеатрального релиза этого сценария. А не доверять его телевизионным режиссёрам Игорю Ветрову и Александру Имакину.
7 из 10
18 апреля 2015
Создатели сего чудища облого и стозёвного забыли указать в конце: «Все события и лица, упоминающиеся в этом фильме, являются вымышленными, всякое сходство с подлинными случайно и непреднамеренно». Ни о какой авторской позиции, о каковой говорили в интервью творцы этой низкопробной поделки, не может идти и речи — налицо выражение точки зрения нынешних властей, которая «ненавязчиво» вдалбливает людям (и средствами кино в том числе), что все человеки — мерзавцы, и нечего потому на нас обижаться, вы такие же. Поэтому в фильме приличных людей почти нет. Ну и идейку о том, что заговор военных был, власти тоже активно поощряют. Качество актёрской, режиссёрской и прочей работы, точно такое же, как качество работы наших чиновников. У Чубченко и близко нет той стати и обаяния, коими обладал Тухачевский, «дочь» маршала текст словно про бумажке читает, рассуждающий о боге омоновец, которого недотёпа Ежов оставил один на один в своём кабинете (!) с Тухачевским, просто ни в какие ворота (и в прямом, и в переносном смысле). Сталина вроде изображают умным, но возникает вопрос: если Тухачевский, Уборевич, Якир и прочие были такими убогими ничтожествами, коими мы их видим на экране, какого лешего он первого сделал маршалом, а второго и третьего — командармами 1-го ранга и поставил на важнейшие приграничные округа? Но чему тут удивляться? Фильм снят людьми практичными, но явно ограниченных умственных способностей (не говоря уже о моральных ограничителях) и на таких же и рассчитан — прежде всего очевидно, на начальство — так сказать, соцреализм на современный лад.
23 марта 2014
Фильм интересен, но…
Сами события более-менее известны и финал тем более, это исключает интригу. Большинство из актёров хоть и имеют портретное сходство, но играют посредственно. Очень бросается в глаза такой анахронизм, как поведение некоторых героев. А именно, слишком современное и не присущее чиновникам таких высоких рангов. Как во многих современных сериалах и фильмах про старые времена. Сам Тухачевский как-то уж очень сильно дерзко себя ведёт и по отношению к самому Сталину и по отношению к другим опасным «шишкам». В общем, игра актёров и сам сценарий местами заставляет повторить не безызвестные слова Станиславского…
И самое главное. Большинство документов по тем делам либо уничтожены, либо фальсифицированы, либо до сих пор под грифом секретно. А сам сценарий создан, скорее всего, на основе мемуаров и скудных данных, которые могут быть истолкованы не верно, или написаны заведомо ложно или некомпетентно. Ну и, возможно, домыслов создателей фильма. Есть некоторые источники, которые развенчивают некоторые мифы про те годы. И каким из источников доверять, не известно.
Всё же фильм смотреть можно, не смотря на недостатки. Очень огорчает один из моментов о Калинине. Слышал о тёмных пятнах его биографии, о любви к молоденьким девушкам. И не относился к нему никогда с уважением. Но ситуация в фильме, связанная с ним, настолько ужасна и омерзительна. Что в следующий раз, пройдя мимо его памятника, плюну в его сторону. Ведь наш город назван в его «честь» (угораздило же кого-то, мало было Подмосковья) и памятник стоит на видном для всех приезжих месте, у ж/д вокзала.
В общем, сюжет немного «цепляет» и, несмотря на то, что Тухачевский далеко не святой (судя по некоторым источникам), заставляет за него переживать.
Ставлю 5 из 10
17 марта 2010
Фильм снят однобоко.
Я склоняюсь к тому, что заговора не было. Стоит вспомнить «Версию Шелленберга».
В своих мемуарах Шелленберг писал, что его начальник Рейнгард Гейдрих «обезглавил» весь командный состав РККА. Именно он по приказу Гитлера (в 1936 году), подготовил «дезу» (дезинформацию) на Тухачевского. В ней указывалось за подписью Тухачевского, о готовящемся им «военном перевороте».
Даже стоит вспомнить его резкие слова в адрес Сталина, вечные вздоры с тогдашним наркомом Климентом Ворошиловым и комиссаром гос. безопасности Николаем Ежовым — все это могло послужить поводом для ареста маршала.
В этом фильме мне особенно понравилась игра актеров. Андрей Чубченко блистательно воспроизвел образ Тухачевского.
7 марта 2010
Фильм стоит посмотреть, хотя бы ради того, что в данном фильме предпринята попытка объективно показать, что происходило в 1937 году, что послужило началом массовых репрессий. В фильме нет деления на плохих и хороших, просто было такое время!!! Снят неплохо, смотрится легко. А тем которые по прежнему верят, бабушкиным сказкам про злого Сталина и анализировать и думать не хотят, возможно смотреть и не стоит.
Некоторым может показаться фильм фантастикой, некоторые могут обвинить в незнании истории, таким людям хочется напомнить одну истину, что история пишется победителями, после переворота Хрущева, многое из истории выкинули, очернив и задвинув остальных, чтобы в красивом цвете представить себя. Кто знает, как бы мы жили сейчас и кого прославляли, если бы Хрущевского переворота не было.
24 февраля 2010