| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.6 |
IMDb
|
5.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Сверху вниз |
| английское название: |
Highest 2 Lowest |
| год: | 2025 |
| страны: |
США,
Япония
|
| режиссер: | Спайк Ли |
| сценаристы: | Эидзиро Хисаита, Рюдзо Кикусима, Хидэо Огуни, Спайк Ли, Алан Фокс, Эван Хантер, Акира Куросава |
| продюсеры: | Matthew Lindner, Джордан Молдо, Катя Вашингтон, Ko Kurosawa, Джейсон Майкл Берман, Тодд Блэк, Крис Бригэм, Питер Губер, Спайк Ли, Kana Idetsu Broadhurst, Джозеф П. Рейди |
| видеооператор: | Мэттью Либатик |
| композитор: | Ховард Дроссин |
| художники: | Марк Фридберг, Лора Боллинджер, Майкл Симмонс, Френсин Джеймисон-Танчук, Лиза Скоппа |
| монтаж: | Бэрри Александер Браун, Аллисон С. Джонсон |
| жанры: | триллер, драма, криминал, детектив |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$1 500 000 |
Мировые сборы:
|
$1 500 000 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
19 мая 2025 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч 13 мин |
На мой вкус эта лента вовсе не о криминале. Основные линии, заданные Эдом Макбейном и развитые Акирой Куросавой тут присутствуют лишь номинально. Само по себе похищение не несет особой остроты. Нравственные переживания достаточно бегло обозначаются.
Это фильм про то, как человек остается наедине с самим собой. С точки зрения психологии - типичная юнгианская формула при которой человек оказывается наедине со своей Тенью. С самого начала фильма нас знакомят с немолодым преуспевающим бизнесменом. Уверенный в себе выходец из трущоб спрятался в 'высоком замке', отгородившись от своего прошлого. В фильме он несколько раз напомнит всем окружающим, но прежде всего самому себе, что умеет рисковать. И не зря, ведь благополучие существенно ослабило его внутренне. Криминальная интрига лишь высвечивает эти слабости.
Однако обрушившиеся на него испытание он пытается использовать как трамплин для личностного роста. За несколько дней на него обрушились такие смертные грехи, как гнев, уныние и жадность. И все это ради того, чтобы понять, что он все последние годы жил в плену у своей гордыни. И эти моменты Спайк Ли очень тонко подметил. Дензел Вашингтон просто великолепен в каждой сцене своего общения с молодым рэпером, будто отражающим темную сторону своего героя. Артист показывает точку невозврата, когда он понимает весь тот панцирь фальши, которым он был скрыт от окружающего мира.
Не менее сложная роль и у Джеффри Райта. В отличие от Дензела ему приходится большую часть времени быть на втором плане. И это здорово ограничивает постижение внутреннего мира его персонажа. Но многое решает подсказка от Спайка Ли - травма глаза, это ли не намек на опустошающую зависть. Спайк Ли расставил в этой ленте не одну библейскую цитату и потому отсылка к Нагорной проповеди легко читается: 'если твой правый глаз влечет тебя ко греху, то лучше вырви его и отбрось'. Герой Райта будто получает то, что вытеснял на протяжении большей части своей жизни. Спайк Ли гениально прописывает его образ - номинально порядочный человек, который по необъяснимым параметрам выглядит как негодяй.
И это я затронул лишь те вопросы, которые на поверхности. Не менее интересно и учесть, то обстоятельство, что герой Дензела цитирует Джеймса Брауна, Арету Франклин и других звезд, едва ли не как божеств. Он черпает силу в их образах, воодушевляется и... оказывается во власти сотворенных шоу-бизнесом кумиров. Очевидно, что тут Спайк Ли подмечает возвышенный обман в котором пребывают многие почитатели современного искусства. Сотворенные божки - образы поп-звезд затмевают своим призрачным обманчивым светом все стороны личности человека.
Так, из скучного детективного фильма мы попадаем в незамысловатую притчу со множеством библейских отсылок. Для меня эта лента запомнится прежде всего отменным флоу от Дензела и его задумчивым взглядом внутрь себя. Он зачарованно смотрит на дикое исполнение от новоявленной звезды и впадает в соблазн успеха. Что скрывать - разве он не стремится к продажам, повышению доходов и хайпу... И только Дензел, наверное, мог показать эту внутреннюю борьбу в стремлении заполучить, находящийся так близко успех помноженном на нетерпимость ко лжи.
На фоне последних неказистых лент Спайка Ли 'Highest 2 Lowest' показался мне одним из самых интересных. Сложно забыть и то, как тонко фильм скрашен флагами Пуэрто-Рико и жестокой прогулкой по 4 маршруту Нью-Йоркского метрополитена - от станции 'Борро Холл' до 'Боулинг-Грин' и дальше. А там ведь следующая остановка 'Уолл-Стрит'. Вот Вам и из 'Сверху вниз'.
7 из 10
8 ноября 2025
Когда герой Дензела Вашингтона сидит в своем кабинете с лучшим видом на Нью-Йорк, он взывает за советом к сильным мира сего. Джимми (к Хендриксу), как бы поступил ты? Стиви (к Уандеру), а ты? Арета (к Франклин), ну а ты чего молчишь? Наверное, примерно так проходит стандартный досуг Спайка Ли, когда-то говорившего языком тех улиц, с которых он сам пришел, а сегодня забронзовевшего в славе одного из главных афроамериканских миссионеров. 'Сверху вниз' - этюд о себе, куда Ли позвал друзей (они по везению еще и крутые актеры), пафосно завербовав сюжет Куросавы
Дэвид Кинг (очень театральный Вашингтон) - большой музыкальный продюсер. Сколько-то там 'Грэмми', еще больше хитов и лучшие уши страны. Возраст выдает скорую пенсию, но Дэвид мечтает о ходе конем - выкупить звукозаписывающую компанию у акционеров, чтобы иметь полную творческую свободу. У него идеальный пентхаус с видом на Бруклинский мост, идеальная жена с идеальной фигурой-прической, идеальный сын, будущая звезда 'Никс'. Идиллию нарушает шантажист. Сына украли прямо с тренировки и теперь требуют колоссальный выкуп (почти всё состояние). Спустя сутки понятно, грабитель ошибся и вместо богатого наследника выкрал отпрыска шофера, за которого платить столько явно не будут
Если убрать расовый аспект и заменить шоу-бизнес на обувную фабрику, то перед нами чистая калька с фильма 'Рай и ад', снятого Куросавой в 1960-е. Японец изучал на этом материале сложные социальные категории внутри азиатского общества и анализировал этические понятия. Бедные и богатые как Восток и Запад тяжело сходились, по сути являясь разными мирами. Все эти вопросы Спайка Ли интересуют лишь отчасти. Единственный моральный выбор фильма, деньги или музыка, можно легко перевести в плоскость - ты или ты настоящий. Даже расовые моменты здесь не во главе угла. Ли выбрал этот материал для себя. Герой Дензела Вашингтона, как сказали бы в Бронксе, literally him
Русское 'Сверху вниз' не до конца отражает суть оригинального тайтла. Highest 2 Lowest буквально взят с рэп-альбома как то, что делает тебя востребованным и отражает обратный путь того, кто вышел с улиц. Олицетворять себя с горящим нью-йоркским асфальтом Спайк продолжает вновь. Еще с 'Делай как надо', слегка свернув в историческо-культурные блудни в каком-нибудь 'Черном клановце, режиссер создает утопию черного подъема. Иллюзия вершины мира не исправляет ошибку в заданном уравнении, но согласно фильмам Ли помогает громче говорить о проблемах в мире теней. И пока A$AP Rocky рифмует в фильме куплеты под несмолкающий саундтрек, сам Спайк созерцает
Нравоучительно бурча про соцсети, ИИ и прогресс, Ли по ходу сюжета кидает осуждающие взгляды на то, что любому рэперу неплохо бы иметь в кармане книгу вместо пушки, а вместо битвы со всем миром искать того, кому твоя история может отозваться. Режиссер всё еще ловко жонглирует параллельным монтажом, долли-шотами (куда без них) - мастерство не пропьешь дорогим виски в лучших гостиных. Та же сцена, где пуэрториканские танцы смонтированы с погоней в стиле 'Беги, Лола, беги', дизайн-структура фильма, клип посреди сюжета. С одной стороны - очевидное внешнее украшательство, а с другой - тот единственный язык, на котором Ли умеет говорить
Но важнее в этом фильме не это. А сам Ли. Показательно, что Спайк никак не может закончить свое кино, в 'Сверху вниз' зашиты четыре фальшивые концовки. Это чистый психоанализ. Даже история Куросавы здесь лишь для привлечения внимания. Ли давно не интересуется моральным выбором. И даже ворчит по привычке. Он сделал так много для афроамериканского искусства, что, кто он и куда идет, вопросы лишь для неразобравшихся. Как минимум, именно он сделал из Black English не просто сленг, а инструментарий
А вот, вернется ли Спайк назад, дилемма куда актуальнее. Он тот самый highest, который снова хочет в lowest. На время. Не навсегда. Все-таки к виски в лучших гостиных слишком быстро привыкает даже простой парень с самых злых улиц
20 октября 2025