| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
8.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Мистер Скорсезе |
| английское название: |
Mr. Scorsese |
| год: | 2025 |
| страна: |
США
|
| режиссер: | Ребекка Миллер |
| продюсеры: | Рон Бёркл, Дэймон Кардасис, Кристофер Доннелли, Роберт Фернандез, Ребекка Миллер, Синди Толан, Patrick Walmsley, Джули Йорн, Рик Йорн, Trio Cardasis, Маргарет Бодд, Кевин Шампу, Эллисон Фернер |
| видеооператор: | Ронан Киллин |
| композиторы: | Джэми Лоуренс, Майкл Рохатин |
| монтаж: | Дэвид Бартнер, Тельма Скунмейкер |
| жанры: | документальный, биография |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
17 октября 2025 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
- Если хотите «Рокки 2», придется снять «Бешеного быка»…
…и последующий за этой фразой смех Мартина Скорсезе острее любых слов отразит его отношение к кинематографу – франшизы и хэппи-энды это не про него. Absolute cinema уже стал мемом, а сам Скорсезе достиг статуса патриарха кинематографа, который твердо держит руку на пульсе современной жизни – присматривается к Тимоти Шаламе, продюсирует независимые проекты, участвует в роликах своей дочери Франчески в неожиданном амплуа, но при этом остается верен своим идеалам – эгоистом и контрол-фриком на съемочной площадке и любящим семьянином и преданным другом в частной жизни. Именно такого Мартина Скорсезе, расслабленного в кругу семьи и живую энциклопедию целой кино-эпохи, когда разговор заходит о творчестве, показала режиссер Ребекка Миллер, жена актера Дэниэла Дэй-Льюиса, дочь драматурга Артура Миллера. В кадре и за кадром все свои. Видимо, поэтому разговор получился таким искренним и непринужденным.
Что дает док «Мистер Скорсезе»?
Много архивных фото- и видеоматериалов. Особенно, если кому интересны 70-е. Лично для меня первая половина дока показалась более информативной. Конечно, ведь в кадре и на фото мелькают молодые Кассаветис, Брайан Де Пальма и Пол Шредер. Для Скорсезе – учителя и близкие люди, а для меня – сам дух кинематографа.
Скорсезе не стесняется рассказывать о нелегком детстве, о влиянии улиц на свое творчество, о влиянии славы на собственное здоровье, как физическое, так и ментальное. Запоминающийся момент, когда Роберт Де Ниро и Скорсезе параллельно рассказывают о наркозависимости Марти, где второй – заливается защитным смехом, а у первого – слезы на глазах. И в этот момент вспоминаешь свою жизнь, жизнь с зависимым человеком и понимаешь, что все верно, наблюдать за разрушением близкого куда больнее, чем быть непосредственным участником разрушения. Скорсезе повезло, что у него такие друзья и музы.
О музах. Скорсезе никогда не скрывал, что снимает мужское кино. Были эксперименты, удачные и не очень, но костяк творчества Скорсезе – это мужская компания. Условно это компанию можно разделить на две, где в первой верховодит – Роберт Де Ниро, а во второй – Леонардо ДиКаприо. Сравнивать вклад каждого в кинематограф Скорсезе – нелепо. Здесь скорее – кто кому ближе. Роберт Де Ниро – это становление Скорсезе как художника, эксперименты, которые не всегда связаны с кассовыми сборами, но, по прошествии времени, ставшие классикой кинематографа. То, что Роберт Де Ниро вытащил Марти из наркотического застоя, буквально заставив взяться за съемки «Бешеного быка», прибавляет ему очков, но Леонардо ДиКаприо отвечает молодостью и деньгами, именно с ним фильмы Скорсезе становятся более популярными и прибыльными. Ну и «Оскар» взят именно с ним. Очень символично, что именно Де Ниро познакомил Скорсезе с Леонардо ДиКаприо, своеобразная передача эстафеты, когда никто не ревнует и все остаются большой семьей. Воистину, мужская компания.
Чем еще примечателен док «Мистер Скорсезе»? Лично я не знала об этом, но Квентин Тарантино в «Криминальном чтиве» слово в слово повторил одну историю из документалки Мартина Скорсезе «American Boy» (1978), рассказанную его ассистентом Стивеном Принсом во время их совместного нарко-загула. Магия.
Чего не хватило? Лично мне не хватило архивных доказательств, что у Скорсезе вспыльчивый характер. То, как он бился с продюсерами за отстаивание своего видения кино, известно со слов Марти и его друзей, но сейчас он выглядит совершенным апостолом, с добрыми глазами и задорным смехом. Когда смотришь на него молодого, его чертики, естественно, проскальзывают и в демонической бородке с подвитыми усами и в мефистофелевских бровях, но из 2025 года это смотрится как сказка. Марти обуржуазился.
В доке совершенно не затронута его деятельность на телевидении, участие в сериальных проектах, также как и работа с музыкантами – над клипами Майкла Джексона и съемки фильмов о Бобе Дилане и Rolling Stones. То есть, пара часов для этого сериала были бы не лишними. Еще меня, как большую почитательницу творчества Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера немного резануло практически полное игнорирование влияния их кинематографа на становление Скорсезе как художника (в «Мистере Скорсезе» есть всего два «упоминания» Майкла Пауэлла – 1) Скорсезе цитирует «Подглядывающего»: «Столько снимать – вредно»; 2) его жена, Хелен Моррис, написала книгу о Майкле Пауэлле). Но такую серьезную промашку я могу списать на то, что в прошлом году Мартин Скорсезе участвовал в создании дока о творчестве Арчеров «Сделано в Англии: Фильмы Пауэлла и Пресбургера», невероятно богатого на редкие фото и видео подробности дружбы с Майклом Пауэллом и признания Скорсезе в любви к творчеству этого неповторимого дуэта. Absolute cinema, рекомендую. Работу Ребекки Миллер тоже советую посмотреть, так как она стимулирует на главное – после просмотра «Мистера Скорсезе» захотелось разом пересмотреть все его фильмы – такие разные и одновременно присущие только ему. А еще пожелать, чтобы его кинематограф как можно дольше не заканчивался. Побольше гнева в творчестве Скорсезе хочется пожелать, а уж как с ним справляться, Марти знает.
25 октября 2025