| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.9 |
IMDb
|
7.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Суровая правда |
| английское название: |
Hard Truths |
| год: | 2024 |
| страны: |
Великобритания,
Испания
|
| режиссер: | Майк Ли |
| сценарий: | Майк Ли |
| продюсеры: | Эндрю Карпен, Джорджина Лоу, Элисон Томпсон, Дэниэл Баттсек, Гэйл Иган, Дженнифер Эрикссон, Лаура Фернандес Эспесо, Ричард Кондал, Олли Мэдден, Хавьер Мендес, Клара Ньето, Javier Pons, Кент Сэндерсон, Henry Woolley, Марк Гудер, Генри Вули |
| видеооператор: | Дик Поуп |
| композитор: | Гари Ершон |
| художники: | Сьюзи Дейвис, Елена Реал-Дэвис, Жаклин Дюрран, Шарлотта Уоттс |
| монтаж: | Таня Реддин |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$808 122 |
Мировые сборы:
|
$2 829 483 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
6 сентября 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 37 мин |
В своей картине «Беззаботная» режиссер Майк Ли живописал портрет гипертрофированной оптимистки Поппи, которой все жизненные неурядицы были нипочем. Героиня его же «Суровой правды», женщина по имени Пэнси – полная противоположность своей предшественницы. Несмотря на то, что у нее есть хороший дом, любящий и работящий муж, а также взрослый сын, Пэнси страдает от тяжкой депрессии, боязни микробов, ОКР и категорически не умеет общаться с окружающими. Кажется, что она умудрилась настроить против себя весь белый свет, но есть один человек, который готов терпеть вздорную и явно больную на голову дамочку – ее неунывающая сестра Шантель.
В этой картине Майк Ли вновь решил поработать с актрисой Марианн Жан-Батист, с которой уже сотрудничал в фильме «Тайны и ложь», в результате чего Марианн тогда завоевала номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. В данном случае Ли отказывается от излишне сложной драматургии, выстраивая фильм в качестве серии эпизодов столкновений Пэнси с незнакомцами и членами своей семьи, каждое из которых оказывается маленькой, но полноценной эмоциональной войной, что женщина ведет в самых глубинах своей души уже очень давно. Режиссер также не желает давать однозначные ответы, предпочитая задавать вопросы, хотя зритель наверняка поинтересуется, почему Пэнси не принимает соответствующие препараты и не ходит на терапию.
Режиссеру важнее запечатлеть в образе главной героини подлинный акт саморазрушения, причины которого спрятаны столь глубоко, что, кажется, даже сама Пэнси уже не может определить их истоков. Перед исполнительницей этой роли я не только снимаю шляпу, но и раскланиваюсь – давно я не видел на экране столь мастерского изображения взрывного, вздорного, эмоционально нестабильного и притом безумно несчастного человека. Марианн фантастически тонко и необычайно сильно отыгрывает поведение девиантной личности, у которой эмоции хлещут через край, перекрывая друг друга, не позволяя самой себе ни на минуту расслабиться и как-то взглянуть на мир иначе – она настолько далеко ушла в поле собственного мазохизма, что боль, терзающая ее, вполне может граничить чуть ли не с извращенным удовольствием.
Рассматривая образ Пэнси, Ли не предлагает каких-то универсальных способов решения ее проблемы, поскольку его больше интересует само наблюдение и зрительская интерпретация невероятных душевных страданий этой женщины, что приобрели отчетливо патологическую форму. Скорее, ее образ может послужить напоминанием, что копить в себе негатив и недовольства нельзя изначально, иначе в один прекрасный день вы настолько утопите себя в море неврозов, фрустраций и внутренних конфликтов, что в нормальную жизнь уже можете не вернуться.
26 февраля 2025
'Суровая правда' 2024 г. - один из самых расхваленных фильмов прошедшего 2024 года. Он попал в многочисленные авторитетные списки лучших лент года и был с восторгом принят как критиками, так и зрителями. Его рейтинг 7,4 в IMDB и 95 % на Rotten Tomatoes.
И хотя у героев истории 'Суровой правды' действительно был большой потенциал, у 81-летней легенды британской режиссуры Майка Ли силы нашлись только на то, чтобы познакомить зрителей с героями и поведать прописные истины.
Главная героиня 'Суровой правды' - это черная женщина, живущая в Великобритании. Знакомимся мы с ней когда она встревоженно просыпается, что-то со страхом высматривает у себя во дворе, затем активно натирает диван и крайне агрессивно разговаривает с сыном, высказывая ему всего за пару минут миллион претензий.
Вскоре мы поймем, что такое тревожно-депрессивно-раздражительно-агрессивное поведение свойственно этой даме хронически. Она всегда, везде и со всеми конфликтует, высказывает недовольство и ее просто-напросто невозможно выносить ни одному вменяемому человеку.
В качестве контраста мы знакомимся с родной сестрой героини - она спокойна, добродушна. Ее две дочери тоже такие. Хотя конечно и у них всех есть куча проблем и причин для злости...
Но если познакомившись с героями и вдоволь посмеявшись над тем, как дамочка ругается с продавцами, врачами и членами семьи, вы ожидаете какого-то развития нарратива, то вас ждет разочарование. Весь смысл 'Суровой правды' сводится к известным истинам: Человек, постоянно высказывающий недовольство окружающим, в первую очередь недоволен самим собой. Плохой характер и плохое настроение - это часто не выбор человека, а проявление его психических расстройств. В 'благоприятной' среде психические расстройства берут верх над человеком. Все.
Если вы знакомы с творчеством Майка Ли, снявшего ранее 'Еще один год', 'Все или ничего', 'Тайны и ложь' и др., то знаете, что он яркий представитель британской 'драматургии кухонной мойки' - киноисторий, разворачивающихся вокруг обыденности. В его предыдущих фильмах уже были подобные высказывания - мол гляньте, есть нормальные люди, спокойно живущие своими жизнями, а кто-то 'бесится' и постоянно несчастен. Интересно, порой заглянуть в замочную скважину и познакомиться с жизнями таких героев, но все-таки хотелось бы увидеть полноценную историю, а не нечто, что выглядит так, будто у киношников закончились деньги на самом интересном месте.
К тому же реалистичность в 'Суровой правде' мягко говоря не особо-то правдоподобная. Нам предлагают знакомство с женщиной, у которой развито психическое расстройство. Оно хроническое, прогрессирующее, имеющее серьезные соматические проявления, и давным-давно требующее лечения. Однако и она сама и все вокруг будто-бы не догадываются о существовании психиатрии и психологии и не могут понять, что ей нужно сходить к профильному специалисту, а не к стоматологу... Для истории о современном Лондоне прям очень реалистично. Думаю большинство зрителей даже без специального образования довольно точно поставят ей диагнозы, предложат эффективную поведенческую терапию и справедливо посоветуют срочно развестись.
По итогу имеем довольно бессмысленный фильм, просто демонстрирующий несчастного человека. Сначала нам предлагают посмеяться над ней, а в конце поплакать и пожалеть ее. 'Суровая правда' заявлена как трагикомедия, но, к сожалению, получились просто кусочки комедии с кусочками трагедии, множество разрозненных героев и все это тухнет в финальных титрах, не получив права на жизнь.
18 февраля 2025
«Как пережить очередной день, если любая грубая выходка способна свалить тебя с ног? Для того человек и научился переключать внимание.»
«Мальчишки из «Никеля» Колсон Уайтхед
Майк Ли выдал очередной эмоциональный триллер. Нет, в «Суровой правде» никого не убивают. Скорее наоборот. Следуя драматургической традиции режиссера, суть которой заключается в том, что актеры в его фильмах выдают такой несдерживаемый спектр эмоций, что хочется с ними что-нибудь сделать, например, тихо придушить, «Суровая правда» и ее главная звезда – Марианн Жан-Батист эту закономерность подтверждают. А может, и выводят режиссуру Майка Ли на новый жанровый уровень – для слоубернера «Суровая правда» слишком эмоциональна, а вот определение «бытовой хоррор» очень даже подойдет.
Дело в том, что Пэнси (Марианн Жан-Батист) всех кошмарит. Свою семью, мужа и сына, родную сестру, случайных людей, которых встречает на улице и в магазинах. Поначалу фильм смотрится как черная комедия, из уст Пэнси выливается такой бесконтрольный поток саркастической желчи (особенно в сторону того, как одеты маленькие дети и собачки), что кажется будто я наблюдаю выступление агрессивной стендаперши, которой хочется поаплодировать. Но это цветочки. Весь цимес «Суровой правды» в том, что эмоции Пэнси не отпускают – она ядовитый нерв, готовый огрызнуться, парализовать и даже повалить на обе лопатки любого, кто рискнет к ней обратиться. Если бы слова могли бить и крушить, что они и делают, но на другом уровне, ведь внутри у Пэнси полный раздрай, то в этом фильме не выжил бы никто.
Этому фильму не хватает нежности.
Но ведь он не об этом. Да, в фильме появляются цветы, герои постоянно творят какие-то манипуляции с цветами – пытаются вложить их в руки упрямой Пэнси, а она сопротивляется, затем - пытается, а после – кое-как ставит их в стакан, но все без толку. Пэнси не умеет переключаться. Для этого в фильме и нужна Мишель Остин, исполняющая роль сестры Пэнси – Шанталь и две ее дочери. Шанталь работает парикмахером и умеет поддерживать непринужденную беседу с любой клиенткой. Те, кто бывал в парикмахерских по 5-6 часов подряд, знают, как это необходимо – создать доверительную атмосферу между мастером и клиентом. Это почти как поход к психологу. Но мне больше запомнился другой момент, связанный с дочерью Шанталь, у которой не ладится на работе, она завалила проект и разочаровала начальницу, но позже при встрече с близкими сказала, что дела у нее обстоят замечательно. Такая реакция может отдавать замалчиванием, но в контексте всего фильма, она служит естественной разрядкой организма на стресс – переключиться.
У Пэнси с этим беда. Поэтому любое взаимодействие с окружающим ее миром вызывают такую боль и тревогу. И все бы ничего, но Пэнси отвечает на эту боль взаимностью, и направляет ее уже на мужа и сына. Не способная принять собственного одиночества, не способная принять собственную бестолковость и ограниченность, она распространяет это на самых близких людей, которые должны были стать спасителями, а оказались жертвами. Глядя на скупую мужскую слезу Кертли (Дэвид Веббер), парализованного скорее душевно, чем физически; глядя на придавленного обстоятельствами Мозеса (Тувэйн Барретт), ребенка в теле великана, лично у меня не остается сомнений в том, что самый страшный хоррор тот, что творится в быту.
Но не хочется таким пессимистическим заключением отваживать зрителей от «Суровой правды» - лучик надежды в фильме есть и очень хочется верить в то, что Мозес справится и сумеет вырваться из гнетущей атмосферы нелюбви. И еще очень хочется верить в то, что отсутствие конъюнктуры и агрессивной пиар-компании никак не повлияют на будущее «Суровой правды» - фильма предельно честного и откровенного, такого с одной стороны – традиционного (классическая драматургия построена на актерском мастерстве), а с другой – открывающая новые формы киноизложения. Хотя на то, что в оскаровской гонке новая работа Майка Ли и Марианн Жан-Батист осталась незамеченной, ее героиня в свойственной ей манере просто обязана ответить: «Shame on you!»
14 февраля 2025