| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Антисоциальная сеть: От мемов до хаоса |
| английское название: |
The Antisocial Network |
| год: | 2024 |
| страна: |
США
|
| режиссеры: | Джорджо Анджелини, Артур Джонс |
| продюсеры: | Аарон Берман, Майкл Сутер, Мамта Триведи, Джорджо Анджелини, Эндрю Фрид, Артур Джонс, Дэйн Лиллегард, Джордан Винн, Dale Beran, Эмили Фирн, Andrew Mayz, Melissa Narvaez, Вивиан Джонсон, Меган Скейл, Ариан Ву, Сара Камбара |
| видеооператоры: | Гай Моссман, Джессика |
| композитор: | Martin Crane |
| монтаж: | Девин Конкэннон, Дрю Блатман, Артур Джонс, Дэвид Осит |
| жанр: | документальный |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
10 марта 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 25 мин |
Фильм главным образом о том, как шутка может трансформироваться во что-то большее и социально опасное. В данном случаи речь идет о той возможности, которую дал интернет - анонимное общение. Но что даёт анонимное общение? Да то же самое, что и обезличенное действие в реальности. Было написано много книг про то, что, будучи в толпе, человек часто ощущает себя обезличенным, что ведёт к тому, что он начинает вести себя так, как в обычной ситуации, т.е. в не обезличенной ситуации, он бы никогда не повёл. Другими словами, анонимность выполняет двуличную функцию. Она, в одной ситуации, позволяет общаться людям без самоцензуры, что особенно важно в ситуации автократического правления, но с другой, она убирает не только самоцензуру с политическим подтекстом, но и моральную самоцензуру. Если в демократических странах с первой опцией нет проблемы, т.е. такая потребность отсутствует в силу отсутствия наказания со стороны государства за инакомыслие, то остаётся как раз то, о чём как бы и повествует фильм - свободе от моральных ограничений.
Но как это всё связано? Начало всему этому было положено японским сайтом 2chan, который был взят за основу известного в англоговорящем мире сайта 4chan, который и будет главным действующим лицом по крайне мере первой половины фильма. Именно этот сайт предложил возможность анонимного общения и именно на этом сайте, благодаря этому, зародилась мемная культура. Однако как можно понять, мемы на этом сайте были довольно специфическими, а именно без какой-либо модерации или с мягкой модерацией. Можно сказать, что мемы были в основном жёсткими, это был злой юмор, если так можно определить суть мемов на 4chan. Кто-то на это скажет: ну и что, ведь это никому не мешает и физически не способно нанести ущерб, т.е. ущерб в реальной жизни. В конце концов, никто насильно людей на сайтах не держит. Это верно. И если бы всё ограничивалось исключительно киберпространством, то такой фильм бы не появился. Но всё изменилось, когда участники этого сайта решили выйти за пределы интернета - в реальность.
Изначально всё это было одной большой шуткой, когда люди обменивались друг с другом забавными, хотя зачастую и злыми картинками. Однако позже их действия кто-то решил повторить в реальности. И это действие оказалось успешным. Далее мы видим, как это движение, получившее название Anonymous, стало проводить свои акции в реальной жизни, устраивая протесты напротив зданий сайентологов или участвуя в политической акции OccupyWallstreet или занимаясь травлей крайне правых спикеров. Первый форум, первые собрания участников в реальности, так же содержали в себе признаки жёстких или злых шуток, но опять же, до политических акций этому было ещё далеко.
Я думаю, трансформация началась с момента, когда группа Anonymous решила воевать с сайентологами и когда подключились к этому делу хакеры. Одно дело, постить злые мемы, но совсем другое - хакерская активность. К сожалению, фильм подробно не рассказывает об этой стороне активизма, т.е. историю хакерства. Тем не менее, даже базируясь на таких поверхностных сведениях, мы можем предположить, что именно участие в хакерской деятельности принесло этому движению, как и сайту 4chan больше всего неприятностей. Но тут возникает вопрос о том, можно ли сказать, что публикация мемом привела к хакерской активности или же хакерство появилось бы не зависимо от наличия или отсутствия 4chan?
Далее, и это вторая половина фильма, можно ли вывести культуру 4chan из последующего подъём различных конспирологических групп? В особенности речь идёт о крайне правых политических группах. Можно ли сказать, что они стали следствием 4chan? Прикол 4chan заключается в том, что они, шутки ради, плодили конспирологию, но все понимали, что это лишь шутка. Крайне правые движения, которые ассоциировались с появлением на политической карте США Дональда Трампа, все эти теории восприняли за чистую монету, а самое главное, они начали продвигать их как реальность, а не как шутку. Но опять же, какова в этом роль 4chan, ведь всё это могло произойти и без участи 4chan, не так ли? Так вот, фильм ответа на этот вопрос не даёт, а лишь упоминает, что участники 4chan разделились на тех, кто хотел продолжать и дальше постить лишь мемы и на тех, кто хотел заняться чем-то большим, выйти в большую политику и хакерство. Опять же, не достаточно убедительно.
Всё заканчивается краткой историей появления и активности конспирологического движения QAnon и штурмом Капитолия 6 сентября, однако я не могу согласиться с тем, что мы пришли к этому именно благодаря злым мемам или даже таким событиям как OccupyWallstreet и Gamergate. Но самое главное даже не это, а то, что во всём этом участвовали, т.е. активно принимали участие в реальной жизни очень небольшое число людей и может ли такая активность кучки чудаков рассматриваться чуть ли не как «атака на основы американской демократии»? Я вот так не думаю. Так что фильм меня не убедил в своей выстроенной последовательности от 4chan до OccupyWallstreet и Gamergate и до QAnon и штурма Капитолия. По мне, это разные явления, а не едина цепь.
30 июля 2025