Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жить |
английское название: |
Living |
год: | 2022 |
страны: |
Великобритания,
Япония,
Швеция
|
режиссер: | Оливер Херманус |
сценаристы: | Акира Куросава, Синобу Хасимото, Кадзуо Исигуро, Хидэо Огуни |
продюсеры: | Элизабет Карлсен, Стивен Вулли, Ko Kurosawa, Кейт Альберс, Эмма Беркофски, Питер Хэмпден, Kenzo Okamoto, Ник Пауэлл, Иэн Прайор, Торстен Шумахер, Дэниэл Баттсек, Джейн Хукс, Олли Мэдден, Норман Мерри, Энтони Мьюир, Шон Уилан, Кристина Борьесон, Sire Ramos, Питер Вон, Кадзуо Исигуро |
видеооператор: | Джейми Рамсей |
композитор: | Эмили Левинази-Фаррух |
художники: | Tim Robinson Boulton, Сэнди Пауэлл, Сара Кэйн, Хелен Скотт, Адам Маршалл, Андреа Штерн |
монтаж: | Крис Уайатт |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $3 038 113 |
Мировые сборы: | $12 208 598 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 января 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Лента является ремейком одноименной драмы Акиры Куросавы 1952 года. Режиссёр Оливер Херманус перенёс действия Японии в Великобританию 50-х, что отражается и на специфической съёмке в стиле фильмов прошлой эпохи. Драма постепенно накрывает сюжет, а положение главного героя вынуждает его по-другому взглянуть на жизнь. Красивая природа Британии переплетается с работниками администрации, которые будто коршуны в котелках, образовывают звенья единой бюрократической системы. Системы бумажек, подписей, печатей, штампов.
От лица нового клерка Питера мы знакомимся с данной системой. Всё выверено, всё подчёркнуто, госслужащие похожи один на другого. Именно деятельность в администрации демонстрирует постоянное просиживание клиентов в очередях, передвижения жалоб из отдела в отдел, запутанную компетенцию каждого отдела. В этом и заключается меланхоличное и монотонное повествование. Зритель как клиенты, которые ждут решения проблем, проходит по всем инстанциям, затрагивают все отделы, пока жалобы переходят из одного кабинета в другой. Билл Найи предстаёт «ветераном» этого механизма, человеком, который просто может позволить бумаге отлежаться в архиве. Ничего не напоминает данная система административного устройства? Так во всех бюрократических ячейках, ожидание истечения сроков подачи жалобы, чтобы в итоге подготовить отказ.
Фильм специально делает акцент на этом перемещении документов, чтобы новичок увидел, что происходит внутри. В это время гроза и суровость мистер Уильямс, в исполнении как раз-таки Билла Найи, приоткрывает завесу своей жизни, чтобы мы увидели, каков строгий и порядочный человек изнутри. Проблемы одни, проблемы другие. Драма в отношениях с сыном сходится с походом к врачу, чтобы приписать картину «Жить» к таким проектам как «Пока не сыграл в ящик» (2007), «Достучаться до небес» (1997). Вот, где лента обретает второе дыхание!
Когда остаётся мало времени, герой позволяет оценить своё откровение и действительный страх. Но страх не за грядущее, а за упущенное время. Случайная встреча с незнакомцем в кафе позволила ему взглянуть на жизнь под другим углом. Вот, что вызывает интерес и восторг, хотя идея не новая и довольно-таки предсказуемая. Я не смотрел оригинал Куросавы, но по описанию всё сочетается. Что может человек, который понял смысл жизни? Он способен на всё! В этом акценте строится вторая половина фильма, которая вытесняет весь тот систематический тон экспозиции.
Откровения с человеком, который за один вечер стал ближе, чем собственный сын, прекрасный эпизод в ресторане – это одно из достоинств этой картины. Вроде бы какая-то монотонность присутствует, но Билл Найи выдаёт прекрасное исполнение: слова мистера Уильямса пробирают. Внезапный финал истории (хотя до конца хронометража ещё добрых 30 минут) удивляет, хотя ты делаешь выводы, что так и должно быть. Вот нам показали ошеломительную новость, вот герой научился чувствовать жизнь, вот он наслаждается каждым моментом, чтобы прийти к очевидному результату.
Но между кульминацией и последним актом затесался очень важный флэшбэк. Не просто так режиссёр оставил один эпизод нераскрытым. Нам показали, что может на самом деле сделать человек с бюрократической системой. Осмелился бы герой на это, не будь веского предлога? Сомневаюсь. Мистер Уильямс бы так и оставался частью слаженного механизма, но именно толчок сподвиг героя на важные решения и продуктивные меры.
Когда показывают, как система администрации выглядит под влиянием, то работа всех действий удивляет, забавляет и позволяет оценить, что всего можно добиться. Мистер Уильямс как никто другой понимал, что они делают на работе и как они это делают, чтобы в итоге приложить усилия. «Обычный человек открывает необыкновенный ключ к жизни» – слоган можно применить даже к действиям в стенах администрации.
В итоге, фильм долго набирает обороты, хотя монотонность и задумывалась, как погружение в мир бумажной волокиты. Но роковые изменения в главном герое позволили узреть то, о чём в обычной жизни даже не задумываешься. Хотя, повторюсь, история не новая, предсказуемая, следует оценить Билла Найи и съёмку 50-х. Красиво, драматично, с удивительной, раскрывающейся кульминацией.
20 апреля 2023
Лондон, 1953 год. Госслужащий мистер Уильямс (Билл Найи), узнав о смертельном диагнозе старается ярко и со смыслом прожить отпущенные ему последние дни. Фильм представляет собой ремейк фильма «Жить» японского режиссера Акиры Куросавы, вдохновленного повестью Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».
Уютные, выполненные в теплой гамме архивные кадры Лондона 50ых годов открывающие фильм идут вразрез с последующими темными и холодными кадрами самого фильма. Это сразу сбивает зрителя с толку и вносит диссонанс в восприятие фильма, потому что зритель настроился на одно, а по факту получил совсем другое.
Как бы не пытался режиссер переосмыслить фильм Акиры Куросавы, перенеся повествование в Великобританию и переименовав героев, невольно начинаешь сравнивать два фильма, не в пользу последнего. Хотя японскому «Жить» уже более 70 лет он вдохновляет, побуждает к действию, заставляет задуматься о жизни. После просмотра творения Оливера Хермануса остается негодование и усталость от истории о пенсионере, который мог, да не смог.
Актеру Такаси Симуре, исполнителю роли Кандзи Ватанабэ, на момент выхода фильма Куросавы в 1952 году было 47 лет, а Биллу Найи 73 года. Не нужно даже придумывать смертельный диагноз для героя, потому что он и так на ладан дышит. Мистер Уильямс еле ходит, в нем напрочь отсутствует жизненная энергия. Режиссер старается напустить на него важность, показывая, как его уважают и даже побаиваются сослуживцы, но почему он кажется им таким великим и ужасным остается за скобками, ведь он просто сидит во главе стола в офисе и перекладывает бумажки с одного места на другое. Мистер Уильямс – бледная тень самого себя, он ничем не примечателен. В этом, наверное, и был замысел режиссера, показать, как персонаж засиделся на рабочем месте и плюнул на себя и свою жизнь, но актер слишком вжился в роль. В игре Билла Найи есть некое благородство и даже тайна, но он не интересен с точки зрения главного героя, который двигает вперед повествование. Повествование пытается двигать его, но получает в ответ лишь пару скупых улыбок и немного мышиной возни в предсмертной агонии в финале. В игре Такаси Симуры присутствовала искра, которую он разжег до полноценного пламени, а у Билла Найи эта искра давно потухла. Зритель проживал страдания вместе с Кандзи Ватанабэ. Даже когда его снимали со спины чувствовалась трагичность героя, был виден внутренний надлом и желание хвататься за ускользающую жизнь. Трансформация мистера Уильямса к финалу если и была, то ее титаническими усилиями пытались выразить другие персонажи фильма воспоминаниями об усопшем.
«Жить» похож на видеофильм об отпуске, который пенсионер показывает внукам на выходных. Ничего не происходит, мы слоняемся из угла в угол за скучающим дедом, которого ничем не удивить, а молодые актеры прыгают вокруг него как цирковые обезьянки и выдавливают из себя горькие слезы.
Стоить вспомнить насколько великолепна финальная сцена в фильме Куросавы на качелях! Херманус не знал, как к ней подступиться. Неуверенная камера снимает актера с разных ракурсов, но ни один из них не трогает зрителя за живое. Херманус тщетно старается подражать Куросаве, почти в точности повторяя некоторые кадры из оригинального фильма, но, к сожалению, его старания блекнут на фоне японского мастера и являются жалкой пародией, которую не стоило воплощать в жизнь.
4 апреля 2023
Молодой Оливер Херманус из ЮАР покусился на две святыни киноакадемического мира. Повесть Толстого про 'Смерть Ивана Ильича' и уже снятый по ней фильм Акиры Куросавы. В союзниках у него оказался все еще пребывающий без 'Оскара' Билл Найи и один из самых известных ныне живущих писателей Кадзуо Исигуро (Нобелевка 5 лет назад). Покусился, но не чтобы вступить в диалог и уж точно не сделать, как правильно. Херманус перенес действия в другое пространство и рассказал историю своим киноязыком. Без оммажей и каверов.
Стареющий Билл Найи играет стареющего лондонского бюрократа. Он ездит на работу из типичной британской субурбии, перебирает бумаги и с важным видом раздает скучные указания. В этом тоскливом ритме, в котором он, как кажется, провел всю жизнь, мистер Уильямс узнает, что смертельно болен.
У него осталось полгода, а к смерти он как будто и не готов. Хотя бывают ли вообще такие моменты, когда кто-то к ней готов. И тут начинается толстовская трансформация, ведущая не столь к духовному просветлению, сколько к яркому чувству этой самой жизни. Толстовский гедонизм всегда исходит из аскезы - в этом и загадка русской литературы. Объединять противоположное.
Англия подходит для декорация не хуже Японии. Островные цивилизации на самом деле похожи друг на друга. И закрытым миром одних с 'блестящей изоляцией' других. И, конечно же, силой традиций и ритуалов. Глобально, еще постарайся найди 10 отличий в том, что один пьет чай в 5 вечера, а другой запоясывается оби для кимоно. Механика одна. И Херманус это четко улавливает
Мистер Уильямс проходит все стадии принятия - пробует пить, задумывается о пуле в лоб, пускается в гедонизм. Исигуро изящно транслирует толстовскую норму - выход в работе, которая приносит пользу, а значит трансформируется в память. Поэтому Мистер Уильямс возвращается в контору, чтобы сделать хотя бы одно важное дело в жизни - построить детскую площадку.
Японцы и русские не хуже англичан умеют топить депрессии в рабочем ритме, так устроена их историческая память. И этот абсолютно миловский великобританский пахарь впервые живет (слово LIVING тут намного уместнее по оттенкам). Кульминация - не смерть, а момент предельного счастья после выполненного дела. Праведного и полезного. И только так Мистер Уильямс наконец-то принимает смерть, тем самым победив ее.
В этом смысле бесконечно грустный фильм на бумаге вряд ли кого-то доведет до слез, он работает с другими эмоциями, оставляя зрителя сидеть в пасмурной меланхолии. Заслуга ли это Хермануса, искусно выстроившего полутени и поймавшего блики уходящего солнца? Или это все Билл Найи, в умирание которого мы поверили с первого же кадра? А может и Исигуро, в традиционно японской манере умеющий передать эмоции внутреннего надрыва без внешних эманаций.
В любом случае 'Жить' свои цели выполняет, как и все его авторы. Фильм не шрамирует, не отменяет и не дискутирует с наследием великих. И именно здесь искусство приобретает преемственность, вписывает в общекультурный контекст. Делает нас лучше
10 марта 2023