Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Быть Сальвадором Дали |
английское название: |
Dalíland |
год: | 2022 |
страны: |
США,
Франция,
Великобритания
|
режиссер: | Мэри Хэррон |
сценаристы: | Джон Уолш, Мэри Хэррон |
продюсеры: | Сэмми Джек Прессман, Кэрол Бидо, Макс Бюргер, Моника Бюргер, Шарлотта Колберт, Филип Кольбер, Марк Исерлис, Джон Кац, Ханна Лидер, Джессика Малик, Саймон Мосли, Munkhtulga Od, Паула Пэйзес, Эдвард Р. Прессман, Аня Рыженкова, Синтия Саггар, Чанду Шах, Сара Вудхэтч, Сабрина Салом, Дэниэл Брант, Майкл Р. Ньюман, Дэвид О. Сакс, Мариу Патросиниу, Келли Макки, Джерри Дэйгл, Крис Кёрлинг, Антонин Деде |
видеооператоры: | Марсель Зискинд, Rami Bartholdy |
композитор: | Эдмунд Батт |
художники: | Исона Ригау, Ханна Эдвардс, Таня Боуд, Катерина Ванци |
монтаж: | Алекс Маки |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $156 167 |
Сборы в США: | $82 769 |
Мировые сборы: | $508 421 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 сентября 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Любите ли вы Сальвадора Дали? Независимо от того, каков будет ваш ответ, стоит признать, что к его творчеству нельзя оставаться равнодушным. Оно будоражит. Как говорит один из героев фильма, тебя «словно затягивает и погружает внутрь снов художника. Лишь краска на бумаге, но так мощно. Какое-то волшебство. Как раз в этой странности вся подлинность. Она пробирает. Это никогда не надоест и не забудется». На работы Дали можно часами медитировать.
Говорят, у него был скверный характер? Что ж, назовите мне хоть одного творческого человека, с которым было бы легко и просто (я в том числе, ха-ха..)..
Название фильма я бы перевела как «Миры Сальвадора Дали» - яркие, образные, полные фантазий.
Когда смотришь байопик, всегда существует опасение, что он окажется скучным и излишне документальным. Однако, как в случае с «Богемской рапсодией», создателям фильма удалось не скатиться в занудство в виде скрупулезного пересказа жизни знаменитости.
Выбор на главную роль Бена Кингсли довольно неожиданный. Кого удостоенный звания Сэра актер только ни играл благодаря своей яркой восточной внешности (настоящее имя Кинглси - Кришна Пандит Бханджи) - иранца («Дом из песка и тумана»), еврея («Список Шиндлера»), индуса («Ганди»). Да, он получился похожим на Дали, но важно было еще увидеть в нем эту похожесть. Точно так же, как в расплавившемся сыре важно суметь разглядеть растекшиеся часы.
Дали умел видеть эротику жизни. А ведь искусство это и есть нечто обнаженное, оголенное, но вместе с тем не опошленное. Сексуальность - это не обязательно обнаженные гениталии. Это могут быть, например, и красивые плечи. Недаром Дали влюбился в первого взгляда в свою жену и музу Галу, именно увидев ее обнаженную спину.
В картине делается внушительный акцент на махинации с работами Дали. Действительно, этот великий комбинатор от искусства издавал оттиски своих работ, но делал он это не только с целью наживы. Великий мастер эпатажа и эксцентрики любил дурачить людей. Он обожал создавать неоднозначные ситуации и вытворял такие вещи, которые доводили арт истеблишмент до исступления. Он считал, что искусство должно быть доступно всем, не только богатым. Одно дело купить за баснословные деньги его картину. Это не каждый может себе позволить. Другое дело - за приемлемые деньги оттиск. Вместо того, чтобы выпустить коллекцию в размере от 8 до 30 экземпляров по элитным ценам, Дали авторизовывал выпуски коллекций по 350 экземпляров, продаваемых по вполне доступным ценам. И все потому, что он был за инклюзивный подход (вовлечение масс в мир искусства), а не за эксклюзивный. И потом, это же так здорово, когда ознакомиться с его работами можно не только в музее современного искусства в Нью Йорке. Я была на его выставке в Музее Альтернативной Реальности (D’Arenberg Cube, выполненный в форме кубика Рубика), в Южной Австралии - винодельческой столице зеленого континента. Как говорится, вино и искусство - это как клубника со сливками. Выставляемая коллекция насчитывала 25 бронзовых скульптур и графику мастера. Я не уверена, что все это стопроцентные подлинники, хотя они и были заявлены, как таковые, но.. все ж не в Нью-Йорк ехать (я живу в Австралии). И все это благодаря тому, что Дали занялся собственным наследием и воспроизводством при жизни. Выставка в южноавстралийском Maclaren Vale стала возможна благодаря тому, что в Швейцарии существует организация под названием «Вселенная Дали» (Dali Universe), являющаяся официальным собственником, «издателем» и продавцом коллекции скульптур великого сюрреалиста. На мой взгляд, формула успеха здесь проста: это везение, любовь к искусству, хороший менеджмент и маркетинг с четким балансом спроса и предложения - по мере уменьшения коллекции скульптур за счет реализации экспонатов продажная цена каждого оставшегося экспоната увеличивается. Как только лимит экспонатов становится исчерпан, литейные формы уничтожаются и дальнейшее воспроизводство становится невозможным.
Гала Дали (урожденная Елена Дьяконова) показана в фильме далеко не в выгодном свете - эдакой стяжательницей. Однако, кто же после богатства опять захочет в бедность? Психолог Вероника Степанова советует жить так, как будто завтра не существует. Только это помогает справиться с осознанием нашей смертности. Именно конечность всего делает наше бытие привлекательным и придает ему пикантный горько-сладкий вкус. Вот что говорит о смерти в фильме сам Дали: «Смерть - она пугает меня так сильно, что это легло в основу моего вдохновения. И каждое мгновение смерть ждет, как бы схватить меня. И каждые пять минут, пока не схватила, я безмерно наслаждаюсь. Все приносит безмерное удовольствие, потому что подступает смерть. А когда смерть близко, можно пережить эротику каждой крупицы жизни».
Кто-то бежит от смерти, обвешиваясь драгоценностями, кто-то находит терапию в бесконечном шоппинге, кого-то заводят вкусовые ощущения, кто-то выбирает бесконечные плотские утехи, а кто-то много путешествует. Дали так и жил. Все эти шумные вечеринки, балы и приемы были не только с целью промотать бешеное количество денег. Под маской откровенного чудака скрывался отчаянно не хотевший стареть и умирать мальчик, продолжавший дирижировать всю свою жизнь ветром на крыше дома, как в детстве. К тому же, если бы не эти странности, увидел бы когда-нибудь мир «Великого мастурбатора», «Постоянство памяти», «Слонов» и другие известные работы художника?
Дали был не только великим комбинатором, но и Фрейдом от мира искусства. Его картины - как сон, вызывающий испарину. Такой четкий, запоминающийся и нереальный одновременно. Дали - это стопроцентно «мой» художник. Потому что он вписывается в мою картину восприятия мира - яркие, не от мира сегошные образы, вызывающие бурю эмоций. Я однозначно люблю мир глазами. И переживу отсутствие магазинов, кафе и ресторанов. Но отнять у меня визуальный способ наслаждения действительностью - и все, я буду живым трупом.
Итог: смотреть, чтобы увидеть Дали вблизи.
10 из 10
28 июля 2024
В юности, читая биографию Сальвадора Дали и его музы, я задавалась двумя вопросами:
1). За что Дали любил мадмуазель Дьяконову? Она же совершенно обычная (и старше его на 10 лет), абсолютно не харизматичная (да даже и не красивая), плюс стерва еще та, и с каким прошлым!
и
2). Почему Гала? Она же Елена!
Фильм Мэри Хэррон в полной мере дает ответы и на эти вопросы, и на многие другие, касающиеся личной жизни Дали (Бен Кингсли) и Галы (Барбара Зукова), объясняя неопытному зрителю, что настоящей любви и настоящему гению - чем больше страстей и истерик, тем ярче и важнее, тем ближе к сердцу. Настоящая любовь гения - там, где срывают кожу и обнажают нервы, там, где мучают друг друга, прощают и живут на разрыв, там, где нет места обыденности.
Сюжет застает Сальвадора и главную музу его жизни ближе к закату, в Нью-Йорке. Эпатажный художник должен за короткий срок написать энное количество картин для персональной выставки - а вдохновение спит. Дремлет. Состарилось вдохновение. Ассистентом гения назначен некий юный Джеймс (Кристофер Брини), большой поклонник творчества Дали и просто невероятно красивый мальчик.
Дали, которого на создание шедевров в разное время вдохновляли равно мужчины и женщины, поражен красотой нашего героя - и немедленно отводит ему особое место в своей жизни. Наравне с Джеймсом рядом со стареющим гением - юная и прекрасная Аманда Лир (потрясающая роль Андреа Пежич, благодаря трансгендерной природе которой удалось передать саму суть мятежной певицы, в расцвете карьеры не отрицавшей якобы перенесенную операцию по смене пола).
Но все они - и Аманда, и Джеймс, меркнут рядом с ужасной и великой Галой, изменницей и истеричкой, властной стервой и ужасающе одинокой женщиной. Меркнут - потому что не могут так, как Гала, доводить до абсурда простые и низменные эмоции.
Дуэт Бена Кингсли и Барбары Зуковой прекрасен. Экстравагантные выходки эпатажной парочки - одновременно лебединая песня и цирк уродов; их поведение отталкивает и притягивает. Только ты начинаешь понимать, что вся их жизнь не больше чем шоу - и ну надо же, вдруг начинаешь по-настоящему сочувствовать обоим. Страх смерти идет рука об руку с желанием властвовать и покорять, с отчаянными попытками вернуть молодость.
Однако лично мне даже больше, чем сцены со стареющими персонажами, понравились короткие солнечные кадры из прошлого Сальвадора и Галы. Эзре Миллеру и Авиталь Львовой, сыгравшим героев в молодости, как нельзя лучше удалось передать зарождение страсти, хрупкость чувств и бурные эмоции молодости.
Отдельное спасибо сценаристу за бережное отношение к историческому материалу. В последнее время экран наводнили байопики (и весьма популярные байопики), в которых к истинным биографиям 'звезд' подходят весьма вольно, трактуя общеизвестные исторические факты в угоду оставшимся в живых, так сказать. В ситуации с 'Далилэндом' (оригинальное название картины) слава Богу, обошлось.
8 из 10
16 октября 2023
Daliland,2022
Феноменальный, запредельный, фантастический сэр Бен Кингсли, который не играет и претворяется Дали, он живет на экране.
Потрясающая Барбара Зукова, одна из муз Райнера Вернера Фассбиндера, возлюбленная Даниэля Ольбрыхского и мать его сына Виктора, феноменально перевоплотившаяся в эксцентричную Елену Ивановну Гомберг-Дьякову, очень прилично говорит (или делает вид что говорит) (Ольбрыхский, куда деваться!) по-русски. Ее колоссальная игра где-то даже примирила меня на время с крайне специфической и крайне меркантильной мадам Дьяковой.
Она филиграннейше сыграла всю женскую драму стареющей музы и одной из самых знаковых русских femme fatal XX века, влюбленной в своего очередного той-боя, смазливенького и нервного хиппи (Oh, JC,JC…) Джеффри Фенхолта, звезду Бродвея в 1971 в JC Superstar ( кстати, по иронии судьбы Тед Нили был его дублером:), для которого она не более чем дойная корова в смысле финансовых вливаний в развитие его музыкальной карьеры.
Милый мальчик Кристофер Брини ( в свои 25 в 2019 уже успел снять собственный короткий метр) особенно любимого европейскими режиссерами типажа – андрогинное ангелоподобие с пухлыми губками, щенячьими глазками и изящным телом. Очень приличный актер, очень искренний, при наличие заинтересованного в нем режиссера вполне способен на серьезное продолжение.
Великолепный, как всегда, Руперт Грейвз, бриллиант, непредсказуемый и прекрасный в каждой своей роли. Здесь сдержан, скуп на эмоции, «элегантный как рояль», по меткому выражению гения Гены Шпаликова. Глаз не отвести.
Очень хорош в роли дивы и музы Дали Аманды Лир Андрей Пежич (теперь уже Андреа). Он(а) всегда был прекрасен как модель, но оказался еще и глубокой и тонкой актрисой.
Молодой Дали (Эзра Миллер) во флэшбеках в Фигерасе и молодая «Гала, Галушка» - девушка из Риги Авиталь Львова, кроме внешних данных, больше ничем не впечатлили.
Восхитительный оператор Марсель Зискинд (видела только снятый им Mammoth) дивно снял и Париж, и Фигерас, и NYC с The St.Regis и вечеринками Дали (хотя, как выяснилось, снималось все в Ливерпуле), арт-галереями, литрами шампанского и горками черной икры пополам с blow (середина 70х, все как мы любим + масса очень красивых почти голых девушек, включая нынешнюю пассию Паттинсона Сьюки с дивной прерафаэлитской фамилий Уотерхаус, от которой толку немного, но от нее ничего и не требовалось, только быть хорошенькой блондинка с потрясающим изящным телом, с легкостью раздевающейся в кадре. Но учитывая, как активно ее сейчас продвигают и снимают, «значит это кому-нибудь нужно», как однажды сказал Володечка М.
Настоятельно рекомендую тем, кто любит весь этот (джаз) sex/drugs/rock-n-roll и диско середины 70х
Помимо прочего, тем, кто хорошо знаком с фактами биографии и творчеством большого художника Сальвадора Дали (ибо Кингсли играет Личность и его отношения с жизнью и творчеством, а не эксцентричного старичка, меняющего красивых девок (которыми он особо и не интересуется, только что понаблюдать из-за занавески) и громко и публично ругается/ мирится со своей русско-еврейской, крайне темпераментной женой в парике с бантиком в Сhanel и жемчугах.
И Кингсли, и Зукова здесь – просто вершина актерского мастерства, фактически потолок. Выше уже некуда. Нектар и амброзия для глаз и сердца, без преувеличения, просто потому что это уже не совсем актерское мастерство в предлагаемых обстоятельствах, это две невероятно талантливые, мудрые и глубокие как океан Личности с собственным ярким прошлым, у которых работа души видна в каждом жесте, в каждом движении глаз. В каждом кадре. Брависсимо!
19 сентября 2023
Daliland - очень подходящее название. Оно точнее отражает суть нашего подглядывания в мир Сальвадора Дали и Галы.
На русский так красиво не вышло переложить. Далиляндия звучит смешно, и в российском прокате фильм вышел под названием Быть Сальвадором Дали.
Слишком уж многообещающе, как по мне. Мы не узнаём из фильма, каково это быть им. Мы лишь вскользь прикоснёмся к его миру, подглядывая глазами вымышленного ассистента Джеймса. Мир безумных идей, закрытых вечеринок с запрещёнными веществами и нетайными связями, полный сомнений и терзаний человека, имя которого знают примерно все.
Что вы знаете о нём? У меня были весьма скудные познания. Картина со стекающими часами, логотип карамели Чупа-Чупс, портреты с экстравагантными усами и удивлённым выражением лица - вот первые мои ассоциации.
Каталонский живописец, график, скульптор, автор скандальных инсталляций, эпатажное лицо сюрреализма.
Про Галу я знала и того меньше. Жена и муза. Русская. Вращалась в богемных кругах. Ушла от мужа и дочери к Дали. Была его мощным агентом.
Фильм о непростом периоде: кризисы в разных сферах и необратимо приближающийся закат жизни. Но это не давит на зрителя. После просмотра остаётся светлое послевкусие, и много вопросов, во мне это пробудило интерес познакомиться с биографией и работами Дали поближе.
Игра актёров щедро одаривает полным спектром эмоций.
Бен Кингсли прекрасен, отлично справился с ролью скандально знаменитого художника, порой так по-детски беспомощного.
Барбара Зукова просто потрясающе воплотила образ Галы, властной матери для этого большого ребёнка.
Кристофер Брини в роли красавчика-ассистента Джеймса тоже весьма хорош, именно через призму его взгляда нам и описана эта история.
Сильные стороны фильма: музыкальное оформление, визуал, игра актёров.
Если отнестись к фильму, как к современному искусству, то он определённо достоин внимания.
Я бы не относилась к нему, как к биографии, скорее он вдохновляет к дальнейшему углублению в тему.
13 сентября 2023
Первые кадры воссоздают передачу 'Угадай кто'. Участники с повязками на глазах должны угадать по заданным вопросам гостя студии. И Дали даёт положительные ответы и на то, что он художник, и на то, что писатель, и имеет отношение к кино... Зал уже воет от смеха, когда наконец кто-то из участников догадывается, что это может быть только Сальвадор Дали!
Это очень популярный ролик, он одним из первых когда-то выдавался на Ютубе по запросу 'Dali'. И, если ты поклонник художника, ты знаешь ролик почти покадрово. Увидев пересъёмку в кино я поняла, что лента будет... средненькой.
Этот ролик пользуется успехом через шестьдесят лет не из-за людского пиетета перед именем, а потому что это шоу. А Кингсли улыбается на экране, как бы кивая головой, подмигивая: да, это всё я. Но Дали не был всё понимающим мудрым дедушкой. Он не улыбался. Он делал вид, будто не осознаёт, почему зал в исступлении, чем вызывал новые приступы хохота. Любое шоу он превращал в своё шоу.
И Кингсли - хороший актёр, дальнейшее течение фильма подтвердило мне, что проблемы в режиссёре, а не в актёрах. Это не великий сценарий, но очень добротный и даже такой сценарий побеждает режиссёрские умения человека в кресле. Фильм о молодом парне-художнике, который ненадолго попадает в орбиту Дали и становится свидетелем скандала с авторством работ знаменитости. Да, я бы предпочла больше нетрадиционности, так как парня Дали называет 'святой Себастьян' и уж великий художник точно знал, что значит это прозвище, но да ладно, речь не о парне.
И как раз основная линия, то есть характер самого Дали, и провалена, потому что не показан главный аспект, который должен зацепить зрителя - контраст. И сценарий даёт возможность раскрыть основного персонажа, но режиссёр упускает их раз за разом. Сюжет вокруг основной фигуры построен на том, что Гала нашла себе чересчур молодого, бесталанного любовника, а Дали, который на словах вроде бы сторонник свободных отношений, старается вернуть свою жену.
И тема одиночества Дали заявлена, но не раскрыта. Центральный эпизод сюжета отнюдь не скандал, а то, как Сальвадор падает, чем вынуждает жену вернуться и несколько дней заботится о нём. И я даже знаю, из какой документалки истерика Галы о том, что она не хочет к нему ехать, что пусть Дали сам о себе заботится... И нам не показано, почему она всё-таки едет, почему она снова взваливает на свои плечи этого большого ребёнка Сальвадора. В этом фильме события просто есть, а без их раскрытия - это просто модокументари, хроника, зафиксированная скрытой камерой.
А сценарий давал больше. Он давал возможность протагонисту удивиться и восхититься, когда парень узнавал, что помощники и служащие художника получили звания генералов его армии. Мы зрители, все, а не только те, кто безумно влюблён 'в Сальвика', могли бы понять суть его популярности, понять, что мы видим в нём ребёнка, который воплотил свои мечты, как ребёнок, а не как взрослый. Что он построил своё королевство и был достаточно невозмутим, чтобы навязать своё детское королевство всему взрослому миру. Что когда он проигрывал, как мужчина, он использовал детский трюк. Что Гала не просто 'изменщица поганая', а женщина, которой хочется побыть женщиной, испытать взрослые, интимные удовольствия, подальше от эскапад муженька. И всё равно она откладывает в сторону свои желания, чтобы приехать и исполнить роль 'мамы' для своего большого ребёнка Сальвадора.
И да, Кингсли изображает это одиночество. И да, зрители скажут: 'Окей, мы запомнили, что ему было одиноко'. Но они не поймут почему. Они не поймут, что ему приходилось постоянно 'держать публику'. Что то участие в передаче - один из десятков тысяч эпизодов, когда ему приходилось управлять толпами народа, навязывать им свою волю. Что выдуманное им королевство, что роль, которую он сочинил для себя, требовали постоянных вложений, постоянного напряжения сил. Что восхищение, которое просто декларировал, но не показывал на экране протагонист, было делом воли Дали, его работой. Что его жизнь была одной из его картин, но эту картину приходилось подправлять постоянно, чтобы реальность не оставила на ней свои серые следы.
Этот фильм не вызывает раздражения, но и восхищения - тем паче. Средненький байопик, которому судьба затеряться среди сотен таких же, чьи кадры и сюжетные ходы легко просматриваются сквозь этот сюжет. Пригодится в качестве иллюстраций к биографиям и документалкам. Режиссёр по крайней мере не провалило ответ на вопрос 'что происходит', но оказался нем в главном, хотя дали всё, чтобы показать ответ на вопрос 'почему'.
17 августа 2023