Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
The Last Blockbuster |
год: | 2020 |
страна: |
США
|
режиссер: | Taylor Morden |
сценарий: | Зик Камм |
продюсеры: | Зик Камм, Taylor Morden, Тим Скаусен, Nate Gilbert |
видеооператоры: | Gary Eidsmoe, Зик Камм, Taylor Morden, Noah Mucci |
композиторы: | Dave Trichter, Варм Гаджет |
монтаж: | Тим Скаусен |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 июля 2020 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Если рассматривать фильм как историю подъёма и падения корпорации Blockbuster, то в этом случаи лучше поискать что-то более информативное, ибо этот фильм снят с другой целью и в данном вопросе он довольно поверхностный.
В фильме мы знакомимся с целой семьей, которая содержит последний Blockbuster. Для тех, кто не знает, следует сказать, что Blockbuster был известен главным образом в период, когда фильмы распространялись с помощью кассет VHS и компакт-дисков (DVD). Так вот, компания Blockbuster являлась самой известной и самой крупной компанией по прокату фильмов на VHS и компакт-дисках. Лично я застал тот период, когда люди брали напрокат фильм и тоже помню штрафные санкции за просроченное возвращение. Правда лично у меня такая форма бизнеса ассоциируется исключительно с VHS. В России такой компании как Blockbuster не существовало и поэтому российским зрителям будет трудно понять ностальгические ощущения американцев. Тем не менее, фильм снят так, что он будет интересен даже тем, кто никогда не пользовался не то что Blockbuster, но и арендой VHS/DVD как таковой.
Итак, фильм коротко пересказывает историю компании Blockbuster и довольно быстро подходит к сегодняшнему дню, когда в США остался лишь один Blockbuster. Отмечу интересный факт, на который как указали англоязычные зрители фильма, который стал ключевым в падении компании. В те времена, когда компания была на пике своего могущества, она стала приобретать непрофильные активы, говоря языком бизнеса, т.е. другой бизнес, который был мало или вообще никак не связан с основным – видеопрокатом. Именно это и стало той фатальной ошибкой, которая погубила компанию. Однако лично я считаю, что фатальной ошибкой был отказ от перехода компании на просторы Интернета и лишь во вторую очередь – покупка непрофильных активов. Ведь давайте не будет забывать, что и Netflix начинала как компания по видеопрокату DVD, но по почте. И лишь потом она полностью ушла в Интернет. Так что шансы у Blockbuster занять нынешнее место Netflix определённо были. Однако как я написал выше, целью фильма не является «история подъёма и падения компании Blockbuster». Поэтому в большинстве случаев мы будем видеть в кадре последнего менеджера Blockbuster, а не размышления о бизнес составляющей.
Собственно фильм подходит к зрителю, чтобы как бы по-семейному вспомнить те деньки, чтобы каждый (участник фильма) рассказал свою какую-нибудь забавную, трогательную или интересную историю, связанную с Blockbuster, продемонстрировать предметы интерьера Blockbuster, которые с тех самых пор ничуточку не изменились и так далее. Т.е. получилась такая тёплая домашняя беседа за чашечкой чая. Правда меня немного шокировало то, что в этом самом последнем Blockbuster всё ещё используют компьютерную систему 90-х, включая floppy disk и систему чем-то напоминающую Norton Commander. Зачем? Вот зачем использовать в 2020 году систему из XX века? Что, систему Windows невозможно использовать в бизнесе по прокату видеофильмов? Кстати, все фильмы, что можно взять на прокат, предлагаются всё же не в формате VHS, а на типичных DVD дисках. В этом вопросе они перешли в XXI век, а компьютеры у них всё ещё из XX. Почему? Зачем? Какой смысл? И уж точно не из-за того, что старая система потребляет меньше энергии. Я могу это объяснить, только нежеланием тратить деньги на модернизацию. Хорошо, этот последний Blockbuster просто не может позволить себе апдейт всей системы. Но как такое произошло, что компания не обновила свои компьютеры, с тех самых пор как floppy disk вышел из моды?! А это, между прочим, должно было произойти в те времена, когда компания ещё боролась за своё существование. Невольно возникает вопрос: а не является ли это знаком того, что компания Blockbuster в целом была очень консервативная и поэтому даже в таком вопросе как обновление компьютеров, не желала идти на такие изменения (новшества)? Просто когда видишь все эти старые компьютеры и программы, невольно задаёшься вопросом, «А как такое вообще возможно?». У меня нет ответа на этот вопрос.
Если говорить о человеческой стороне фильма, т.е. о главной, какой её обозначили сами создатели, то сделано это неплохо. Особенно если зритель был клиентом компании Blockbuster. На протяжении всего фильм мы поводим время с главным менеджером это самого последнего Blockbuster. Нам рассказывают различные истории из жизни этого Blockbuster, подводя к выводу, что главной ценностью таких заведений как Blockbuster была возможность человеческого общения, когда посетитель мог спросить совета, по поводу «что взять на прокат», походить меж полок с фильмами, выбрать фильм. Это как ритуал или как пишут маркетологи по поводу поведения потребителей (когда те посещают определённые магазины), это один из видов развлечения и/или релаксации. В принципе, трудно не согласится. Всё же современные способы распространения фильмов (исключая кинотеатры), в меньшей степени основаны на социальном взаимодействии. В каком-то смысле, это стало больше походить на акт мастурбации, которая совершается сугубо приватно, в одиночестве, нежели на аналог похода по магазинам. В этом смысле исчезновение видеопроката, безусловно, является недостатком и минусом современного общества. Люди всё больше запираются в свою скорлупу и всё меньше общаются с другими людьми, даже с теми, кто имеет общие с ними интересы. Ведь если посмотреть на этот фильм немного с другой точки зрения, то окажется, что Blockbuster очень сильно напоминает магазин одежды типа Zara, где посетители долго ходят и тщательно выбирают, рассматривая приглянувшиеся им вещи. Делают они это не потому, что «так принято», а потому, что это доставляет им удовольствие. И это акт социальный. Как сказано в одной книге, чтобы не чувствовать себя одиноким, многие люди ходят в кафе чтобы выпить кофе в окружении людей, ибо уже одно это делает их менее одинокими. Вот видеопрокат и был таким «третьим местом», говоря словами Starbucks. Так что в этом смысле, фильм удался. Т.е. он очень точно показал, чего мы лишились, после того как появился широкополосный (скоростной) Интернет.
Я думаю, этому последнему Blockbuster не достаёт не только обновления компьютерной системы, но и некое переосмысливание. Мы видим, что тут явно недостаёт кафе, где люди могли бы сидеть и обсуждать фильмы. Другими словами, фильм акцентируется на том, что было, а не на том, что может быть. Может ли подобная компания как Blockbuster воскреснуть как Феникс? Теоретически да, если предложит что-то новое. Фильм ясно демонстрирует важность социального общения, но он как бы не даёт другого шанса на возрождение Blockbuster, даже теоретического. Впрочем, возможно это выходит за пределы документального кино, в сферу бизнес стратегий.
18 января 2023