Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Майя |
английское название: |
Matangi/Maya/M.I.A. |
год: | 2018 |
страны: |
США,
Великобритания,
Шри-Ланка
|
слоган: | «This is not a normal pop documentary because M.I.A. is not a normal pop star.' -The Atlantic» |
режиссер: | Стив Лавридж |
продюсеры: | Лори Читл, Эндрю Голдман, Пол Мези, Филипп Энгелхорн, Майкл Рейзлер, Стив Лавридж, Josh Rappaport |
композиторы: | Дхани Харрисон, Пол Хикс |
монтаж: | Марина Кац, Гэбриел Родс |
жанры: | документальный, музыка, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 января 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Кейс поп-певицы Матханги «M.I.A.» Арулпрагасам или просто Майи уникальный в своём роде. Майя родилась и выросла в Лондоне в семье политического беженца тамильского происхождения Арула Прагасама. Эмигрантская среда не помешала Майе с раннего детства увлекаться западной поп-музыкой и впоследствии стать поп-звездой мирового масштаба. Не смотря на все издержки столь высокого статусного положения и вытекающие из этого обязательства и правила игры, Майя не просто не потеряла связь со своими национальными корнями, она открыто пыталась обращать внимание общественности на трагедию тамильского народа, что вызвало интересную реакцию со стороны западных СМИ.
Сегодня каждый второй деятель поп-культуры высказывается по поводу социальных проблем: полицейский произвол, расизм, сексизм, авторитаризм, терроризм, гомофобия и далее по списку. Всё это формируется в некий узнаваемый бренд социальной справедливости, который хорошо продаётся, служит основой идентичности для своих адептов и широко тиражируется средствами массовой информации. Но как только дело касается чего-то сложного, выходящего за рамки узнаваемого бренда, сразу возникает непонимание, которое впоследствии приводит к высмеиванию и неприятию. Что и произошло в случае Майи. Оказалось, что проблемы никому не известных тамилов шерифам не интересны. Или интересны, но с позиции «нет человека — нет проблемы» (нашлись косвенные доказательства участия Великобритании в подавлении тамильского восстания). О трудностях своего творческого становления, поисках себя и конфликте с западными СМИ Майя подробно рассказывает в своём документальном фильме.
Гражданская война в родной для родителей Майи Шри-Ланке продолжалась с 1983 года по 2009 и унесла не менее 80 тыс. жизней. Конфликт имел национальный и религиозный характер: тамильское меньшинство восстало против сингальского большинства. Одними из причин начала войны стала череда погромов, последовавшая за убийством двух сингальский полицейских во время беспорядков, вызванных тамильской демократической партией. В ходе погромов была сожжена одна их крупнейших библиотек Азии в городе Джафна, разрушен местный индуистский храм, офис демократической партии и несколько статуй тамильских культурных деятелей. При пожаре были потеряны труды философа-тамильца Ананда Кумарасвами, который вместе с Рене Геноном и Фритьофом Шуоном стоял у истоков философии традиционализма.
Отец Майи Арул Прагасам окончил Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы в Москве по специальности инженера. Он стал руководителем Революционной организацией студентов Илама, которая стала одной из группировок Тамильского освободительного движения. Сам Арул в военных действиях участия не принимал и в дальнейшем выступал в качестве миротворца.
Обе стороны конфликта использовали радикальные и жестокие методы борьбы. Об атмосфере страха и насилии над тамильскими женщинами Майя узнает из первых уст, когда посетит своих родственников. Это запечатлено в её фильме. Но и сами тамильские тигры прибегали к террору и тактике городской герильи. В ходе террористических актов погибло множество высокопоставленных чиновников, в том числе президент страны Ранасингхе Премадаса. И, конечно же, сильно пострадало мирное население. Тамильские тигры были признаны террористической организацией в 32 странах мира во главе с США и Евросоюзом. Война закончилась полной капитуляцией тамильской стороны и смертью её лидеров.
Значительную роль в войне сыграли тамильские женщины. Деятельность Майи лишь вершина айсберга, да и то имеет лишь косвенное отношение к конфликту. В рядах тамильских тигров сражалось от 20% до 40% женщин. Не тех женщин, которые получают деньги от великодушных держателей капитала и следуют за популярным брендом метрополии, а женщин, которые с автоматом в руках в глубоком партизанском подполье борются за свободу своего народа.
Документальный фильм Майи говорит о том, что пока следуешь методичке, ты удобен и все двери перед тобой открыты. Но стоит только заговорить о сложных и непонятных вещах, то от насмешек и неприятия тебя не спасёт ни гендер, ни творчество, ни даже статус мировой поп-звезды.
31 марта 2021