«Бюро легенд» (в российском переводе - «Бюро») - один из выдающихся сериалов о разведчиках под прикрытием, снятый с большим вниманием к деталям этой профессии, крайне актуальный в текущем историческом контексте (в сюжетную канву вплетены гражданские войны на Украине и в Сирии, иранская ядерная программа, ИГИЛ, русские хакеры, подрывная деятельность французов в Африке, вездесущие американцы, вечно подставляющие своих союзников, и т. п.), и при этом снятый с французским тщательным подходом к форме и содержанию. Актуальность показанных там событий, несомненно, прибавляет интереса зрителю, но этому сериалу не грозит опасность устареть — благодаря универсальности высказывания режиссера и сценариста Эрика Рошана, постаравшегося на современном материале показать типичные для разведчиков в целом проблемы, конфликты и судьбоносные решения.
«Бюро» можно смело рекомендовать тем, кто хотел бы всеобъемлюще понять, в чем заключается работа специалиста в области разведки, тем, кто не знаком с биографиями выдающихся разведчиков наподобие Рихарда Зорге или Кима Филби, и при этом готов к неспешному и подробному повествованию, с довольно интересной, хоть и растянутой, сюжетной линией и необычными героями, чья судьба раскрывается вполне на протяжении пяти сезонов. Это выгодно отличает его от американской «Родины», где была мало показана специфика работы разведчика: огромная аналитическая работа по анализу обстановки для создания отчетов «в центр», тщательность маскировки и мимикрии агента, титанический труд по вживанию в образ другого человека, до такой степени, что реальная личность разведчика сливается с «легендой», а то и вовсе стирается ею; неизбежный конфликт между личной жизнью, личными симпатиями и антипатиями, - и работой; конфликт, который в случае агента под прикрытием всегда проявляется остро.
В центре повествования — лучший агент «Бюро легенд» (подразделения Главного управления внешней безопасности Министерства обороны Французской республики — некоторого аналога нашего ГРУ) Гийом Дебайи по кличке «Малотрю», он же Поль Лёфевр, а в какой-то момент и Павел Лебедев (прекрасная роль Матьё Кассовица).
Малотрю обладает феноменальными аналитическими способностями, способен мимикрировать под абсолютно разных людей — от преподавателя лицея до уличного повара или кинооператора, не мыслит своей жизни вне профессии, и поэтому крайне требователен к себе и окружающим. Его творческий подход к выполнению задач часто приводит к конфликтам с начальством, при этом чаще всего правым оказывается именно он; кроме того, ради выполнения заданий он склонен идти даже на недозволенные риски, и получает от этого огромное удовольствие, раз за разом буквально выходя сухим из воды.
Главная интрига сериала заключается в том, что сейчас в деловой этике принято называть «конфликтом интересов»: Гийом Дебайи, шесть лет работавший в Сирии под легендой преподавателя Поля Лёфевра, внезапно отозван «в центр», на сборы и завершение миссии ему дается пара дней вместо пары месяцев — и у него даже нет времени по-человечески проститься со своей любимой, сирийкой Надией Эль-Мансур. Эти два месяца обычно как раз и нужны на постепенное, хоть и болезненное, разрывание любых связей, не исключая любовные — и каждый агент должен быть к этому готов. В ответ на это явное самодурство начальства, Малотрю, в свойственной ему строптивости, принимает решение солгать куратору из «Бюро легенд» о том, что разорвал с Надией — и с этого момента начинает жить двойной жизнью, продолжая оставаться Полем Лёфевром только для нее одной, ради их любви. Теме того, как их отношения вплетаются в миссию и предназначение Малотрю как разведчика, и посвящен данный сериал. Для Дебайи-Лёфевра любовь становится одновременно и дополнительным фактором риска (а он любит идти на риск), и вдохновением, и профессиональным стимулом… но и проклятием тоже, по мере того как их с Надией судьбы всё крепче связываются в узел. Всё это время мы видим и других агентов, вовлеченных в его деятельность; он становится как бы центральной фигурой в управлении, как в положительном, так и в отрицательном смысле; видим людей, вдохновленных либо обманутых Малотрю, а часто и погибающих ради него — но и ради общего дела, которое он воплощает.
В сериале ярко показаны фатальные и необратимые последствия его желания жить двойной жизнью, делающие невозможным его личное счастье. То, чего он всегда больше всего желал, становится самым недостижимым; любовь, с которой всё началось, привела его в итоге к абсолютному краху. Это красивая история, в которой есть много от античного эпоса или трагедий Шекспира: репутация и слава героя сменяется позором или забвением, но он вопреки всему продолжает действовать и оставаться профессионалом, отчаянно пытаясь спасти свою любовь и идя ради этого на самые крайние меры — и терпит неминуемое поражение.
История Малютрю является главной и системообразующей для данного сериала, но интересны и второстепенные герои: агента Феномен, женщины-бойца курдского сопротивления, завербованной «Бюро», помешавшегося на мании преследования русских шефа французской контрразведки (хорошая роль Матье Амальрика), молодого IT-гения по кличке «Лидер» и многих других. Практически каждый из них обнаруживает себя в ситуации, когда личное счастье для разведчика оказывается либо недостижимым, либо временным; каждый из них вынужден приносить кого-либо в жертву — либо приносить в жертву самого себя. Но в ряду этих трагедий история Малотрю выделяется тем, что его глобальные задачи требуют наибольшего числа жертв — и в финале сериала оказывается, что за это ему придется заплатить самую страшную и невыносимую для него цену…
Однозначно один из лучших французских сериалов всех времен, и особенно рекомендуется к просмотру на языке оригинала.
3 сентября 2023
Я согласен с многими предшествующими критиками о некой вялости первого сезона; но сериал, как хорошее выдержанное вино набрал букет к пятому сезону (в отличие от большинства других, в частности 'Родины'). Не хочется выискивать некие описки или не привычные для нас углы зрения - они, конечно, есть; и поделом: так как авторская позиция не должна всегда сливаться со зрительской, и в этом особый шарм авторов. Удачно выбран актер на роль фронтмена сериала: он сыграл психологически сложного человека, с нелинейным проживанием (иначе и не может быть в тех обстоятельствам), также понравилась Флоранс Луре и Заккаи: их герои меняются и сложно взаимодействуют в разных ситуациях, и с разными людьми. А вот Сара Жиродо в роли Марины мне показалась довольно статичной: вспомните её меланхоличный взор в начале и столь же не изменчивый в конце; хотя её внешний облик вполне адекватен режиссерской задумке.
9 из 10
23 июля 2023
Сериальный формат, как выяснилось, куда больше подходит для проектов шпионской направленности. Судите сами: серьезное шпионское кино подразумевает масштабные нелинейные и многофигурные истории, которые наиболее качественно раскрываются именно при условии большого хронометража.
Еще одним доказательством этого мнения становится французская шпионская драма 'Бюро' (Le Bureau des L?gendes, 2015-2020), которую кинокритики справедливо окрестили 'второй 'Родиной''.
И так, вместо страдающей биполярочкой сотрудницы ЦРУ, мы наблюдаем французского разведчика-нелегала, вернувшегося в родной Париж после шестилетней миссии в Сирии. Париж здесь - эдакая столица международного шпионажа, что-то вроде Берлина середины прошлого века. Помимо французского ГУВР в историю вплетены американское ЦРУ, иранский КСИР, сирийский Мухабарат, израильский Моссад, и даже российская ФСБ. Причем каждую спецслужбу представляют довольно яркие, пусть и второстепенные, персонажи. Конфликты между различными разведками двигают сюжет по всему миру, перемещая географию действия из Парижа в Дамаск, Тегеран, Баку, Москву, Мосул, или в какой-либо еще город Европы и Ближнего Востока. Причем события сериала серьезно перекликаются с реальностью, буквально 'вплетаясь' в политическую повестку дня второй половины 10-ых: война с международным терроризмом, ИГИЛ, очередной виток т.н. 'второй Холодной войны', скандалы с американским 'дружественным шпионажем', иранская ядерная программа, борьба курдов за независимость и многое другое. Все это перекочевало с загаловков новостей на экран сериала и нашло в сюжете свое отражение.
Главную роль играет один из лучших французских актеров своего поколения, Матьё Кассовиц, эдакий современный Штирлиц. Он живет очень тяжелой и неблагодарной жизнью секретного агента, ежедневно рискуя жизнью и постоянно метаясь между множества своих вымышленных личностей, в ответ за что получает лишь презрение родной страны.
Из ключевых персонажей также впечатлили Жонатан Заккаи и марокканская красотка Зинеб Трики в роли главного любовного интереса протагониста. Сара Жиродо в роли еще одной французской шпионки скорее бесила своей мышиной внешностью и глупой физиономией. Зато во второстепенных ролях заняты сплошь достойные артисты: Матьё Амальрик в роли главы французской контрразведки, Зияд Бакри в роли резидента Мухабарат в Париже, привычный на Западе в роли 'плохих русских' Алексей Горбунов, а также Марьяна Спивак, Карина Арутюнян, Мохаммад Бакри, красавица Мелиса Сёзен в образе бойца курдского восстания и Захари Бахаров в ярком образе агента ФСБ под прикрытием. Не перевелись еще хорошие русские в западном кинематографе, пусть их и играют болгары!
Отдельно хочется похвалить операторскую работу и визуальный ряд проекта, полный самых разнообразных картинок: от европейских мегаполисов и узнаваемых Московских панорам, до полуразрушенных арабских городов посреди Ближневосточных песчаных пустынь и гор. Здесь же стоит отметить редкие, но зрелищные вкрапления экшна со всевозможными перестрелками, погонями, слежками и т.п. и т.д. И надо отметить, что стилистически сериал местами похож на псевдодокументалистику, при этом совершенно не скатывается во всевозможные 'Миссии невыполнимы' и прочие боевики Голливуда. Заметно, что создатели больше ориентируются на творчество Ле Карре.
8 из 10
24 сентября 2022
Французский долгоиграющий сериал Бюро 'технически' очень похож на такой же длинный и занудный американский сериал Родина, где так же подробно и дотошно расписывается деятельность разведки 'в поле' - в основном ближневосточном. Из кадров про 'операции' можно сделать вывод, что механизм деятельности схож и в Америке, и во Франции. Да что там, со времен опричнины основные приемы 'работы' тайных спецслужб не менялись во всем мире. Разве что росло их техническое оснащение. И прикрывались всегда и везде гипнотизирующей пафосной формулировкой о 'защите госбезопасности', за которую можно спрятать не только высокие патриотические помыслы, но и низменные личные интересы. Но если американцы сосредоточили основное внимание на 'профессиональной деятельности' своих спецслужб, явно воспевая их 'силу и мощь', то французы (вечные романтики!) заострились на человеческий фактор, что выгодно отличает Бюро от Родины.
Как утверждал классик шпионского детектива Джон Ле Карре, словосочетание 'влюбленный шпион' - это, с позиций специфики, оксюморон, то есть соединение двух взаимоисключающих понятий. И если как-то можно допустить к этой профессии слово 'любовь', то исключительно в контексте любви к Родине. И в основном герои Бюро методично следуют этому принципу, отказываясь от личного в пользу государственного. Все издержки французского темперамента авторы сосредоточили в одном из весьма активных персонажей второго плана, который даже без ноги и с торсом, деформированным всякими гастрономическими излишествами, героически воплощает в сериале амплуа бонвивана - легкомысленного обольстителя, повесы с чертами самовлюблённости и кокетства - хоть и не молодого, прыгающего из постели в постель самых разных особ женского пола. Прочие в основном это делают исключительно из чувства долга. Слава Богу, гейскую тему авторы сериала не тронули - по недосмотру ли, по убеждениям - сказать трудно.
Романтическими же чертами и свойственным этому бестолковым поведением наделен главный герой истории. Он не просто влюблен, он ЛЮБИТ - по-настоящему и даже больше чем Родину - простую (и очень красивую) арабскую женщину. И именно из-за этой ЛЮБВИ (с большой буквы, как положено у французов) он совершает множество не красивых и даже откровенно подлых поступков, действуя на грани жизни и смерти. И даже иногда умирая. Но поскольку это центральный персонаж, то авторы его воскрешают вновь и вновь, чтобы, значит, не потерять красную нить повествования. При этом у актера Матьё Кассовица, мало что не хватает внешней выразительности, но и актерских приемов - где-то в середине третьего сезона понимаешь, что он себя полностью исчерпал. Но это в общем-то не его проблема - актер он, в принципе, сильный, сумел зацепить внимание и держать его почти до финала. Это недостатки сценария, который писал явно не Ле Карре.
В отношении остальных героев (а их тут множество), которых авторы то выводят ближе в первому плану, то загоняют вглубь повествования (нередко забывая о них уже навсегда) сказать что-то определенное трудно, ибо все они те самые 'гайки великой спайки', создающие и фон для разведывательной работы, и ее управляющий механизм. Что в сериале показано достаточно четко, но несколько занудно.
В пятом сезоне авторы соблазнились на 'сладкое' - как же в эпопее про шпионов не упомянуть 'врага номер один', коим на западе издревле является Россия. Тут интересы американских и французских профи совпадают, хотя в других темах они остервенело шкубаются, будто бы напрочь забыв про общность в НАТО - прям, по пословице про 'табачок врозь'. Ожидаемо, Россия максимально демонизируется, начиная с пейзажей Москвы, выглядящих, как в ошалелые девяностые и кончая Алексеем Горбуновым с пропитым лицом и недельной щетиной в роли главного фээсбешника. У этого актера последние десять лет с Россией жесткие непонятки в пользу Украины, поэтому он сильно постарался 'озвероподобить' своего героя. Что наверное хорошо - наши бойцы невидимого фронта остались зашифрованными - как внешне, так и профессионально. И вообще, главная спецура России представлена максимально архаичной и туповатой - даром, что в ее недрах самые продвинутые айтишники и суперсовременная кибер-служба... В этом месте сценаристы просто переписали 'политическую повестку запада' и без купюр вставили в свой сериал - кулек развесистой клюквы трансформировался в дачную корзину.
Финал сериала озадачил. Показалось, что все-таки авторы сказали свое 'фи' главному герою, намекнув, что рост его профессиональных успехов находится в прямой зависимости от деградации личности. Этакое моралитэ чисто во французском стиле и с романтическим флером. Хотя насколько оно уместно сказать трудно: пока существуют государства на карте мира, в их недрах всегда будут тайные специальные структуры. А шпионы по-прежнему будут будоражить умы писателей и кинематографистов.
6 из 10
3 апреля 2022
В русском прокате – «Бюро», во французском оригинале – «Бюро легенд».
Когда мы слышим слова разведка, шпион, нелегал, спецслужбы, возникает стойкая ассоциация со Штирлицем, «ТАСС уполномочен заявить», в более поздние годы – с Джеймсом Бондом и прочими суперагентами. «Бюро легенд» ломает напрочь устоявшиеся шаблоны. Здесь нет ни погонь, ни перестрелок, ни крови… практически. Зато есть повседневная кропотливая работа внешней разведки и подано это так, что будет покруче иного боевика. Техническое оснащение XXI века, люди с уникальной подготовкой, методы их работы, их личные заботы и драмы – смотрится взахлёб. Кроме всего, сериал весьма познавателен. Технические возможности современной разведки (действие происходит примерно в 2015 году), взаимоотношения с мусульманским миром, его правила жизни и даже – ну, очень современно – подноготная власти Башара Асада и какой он не очень белый и пушистый. Фильм жёсткий, полный внутреннего напряжения и, несмотря, на предупреждение, что люди и события вымышлены, не оставляет ощущение, что это происходит на самом деле здесь и сейчас.
21 октября 2021
Фильм действительно держит внимание. Сопереживаешь и на одном дыхании смотришь серию, да что там, сезон. И подкупают не неожиданные повороты, а настоящие варианты окончаний заданий агентов. При этом сезон от сезона не становился хуже, ведь так? Хотя, казалось, что Гийома уже достаточно, его немного выводят с первой линии, рискуя потерять зрителя, но ты чувствуешь влияние Малотрю на сюжет, как вирус, который ты недолечил. И вот он поднимает голову. Похоже этот француз — герпес, потому что теперь хронический и живет в нервных клетках.
Россия глазами французов. Впечатление двоякое. Правильно было замечено, что клише в России Эрика Рошана гораздо меньше, чем у других режиссеров. Но несомненно ложка дёгтя это политика. Спорные вещи подаются с позиции, существующей на Западе, «перепрятывали химоружие в Сирии»… Герой Алексея Горбунова несомненно садист, хоть и с человеческим лицом. Если честно, я думал, что он застрелится в Москве, когда он перед судьбоносным решением закурил сигару (такая «русская фишка офицера ФСБ», ляп конечно, хотя кто знает). Такое ощущение, что показана не Россия в коридорах ФСБ, а СССР времен Сталина. А как вам это: «сейсмология, что это такое?», ну обидно. В целом смотреть на Россию в Бюро гораздо терпимее, чем в других зарубежных фильмах.
5 сезонов великолепного сериала Эрик Рошана завербовали меня окончательно. Малотрю, Жан Мари, Раймон, Надия стали моими друзьями и, конечно, хотелось бы закончить сериал чуть более романтично, буквально за несколько минут до финала было уже достаточно. Но это не про Бюро, действительно фильм подкупает натуральностью, всего в меру, есть и экшн и детектив, даже эротика (очень французская).
29 мая 2021
Французский сериал «Бюро легенд» (российские СМИ и публика уже переиначили его в просто «Бюро» — на мой взгляд, это точнее и ярче) остается не слишком замеченным фанатами сериалов, продолжающими ожидать нового сезона американской «Родины» и вздыхающими по закрытому «Карточному домику». Даже вездесущая русскоязычная «Википедия» не спешит рассказать о нем подробно, посезонно. Вот что значит мощный промоушн, возведенный партнерами-англосаксами почти в абсолют.
У создателей «Бюро», видимо, отряд промоутеров послабее, но зато они подошли к своему детищу столь трогательно и трепетно, что зритель увидел на экране необычайно увлекательную, умную, с минимумом экшна, но максимально теплую по атмосфере работу. Первые два сезона безостановочно вращаются вокруг главного героя — Гийома де Байи, он же Малатрю, он же Поль Лефевр — прекрасно сыгранного талантливым Матье Кассовицем. Французы твердо убеждены, что настоящий разведчик должен выглядеть почти неприметно, обладать недюжинными аналитическими способностями, иметь план на все случаи жизни и … попадаться на маленьких слабостях. Потому что они живые люди, а разведывательная деятельность творится как раз живыми людьми. С их сильными и слабыми сторонами.
Сериал начинается с того, что главный герой возвращается в родную страну после нескольких лет нелегальной работы за границей, в заполыхавшей Сирии. Ему трудно было уехать — в этой стране осталась его любимая женщина. Испытать счастье с которой ему, увы, не суждено. Поль Лефевр понимает, что в этом акте пьесы под названием «жизнь» он не имеет право на счастье. Понимает, но … не может с этим смириться. И делает попытку прикоснуться к прошлой жизни, чтобы испытать тепло жар-птицы любви. И тут он сильно обжигается. Потому что выясняется, что любимая находится не за тысячи километров, а совсем недалеко. И герой снова тянется в омут страсти, чем нарушает не только должностные инструкции, но и неписанные правила разведчика. И зрителю предстоит наблюдать, как чувственный порыв рушит вроде бы надолго пришедшее в жизнь главного героя спокойствие. Видим, как человек, годами работы под чужой личиной умело выстроивший собственную стену терпения и психологической устойчивости, вдруг обрушивает все во имя мимолетного порыва. Поддавшись искушению.
В эти эпизоды томления и вывода из равновесия Малатрю проявляется актерское мастерство Кассовица. И мастерство создателей сериала. Цвета, оттенки, краски, антураж, даже продолжительность эпизодов — все просчитано до мелочей. В цветах, кстати, кроется одно из главных отличий этого сериала от американской «Родины», которая почти ничего не потеряет, если вдруг создатели решат выпустить ее неколоризированный вариант — черно-белый. А вот «Бюро» бесцветным быть просто не может, здесь краски вместе с музыкой — важная составляющая сюжетной линии. Потому что во французских фильмах, как и сериалах, важно не только развитие сюжетной линии, но и нюансы. Как и в разведке, между прочим.
Именно нюансы важны для понимания драмы Поля Лефевра-Гийома де Байи — шпиона, «вернувшегося с холода», по выражению знаменитого романиста Джона Ле Карре. Любимая рядом, смутный объект желания здесь — только сделай шаг навстречу. И он делает. Но выясняется, что любимая тоже не так проста, как ему представлялось прежде.
Попутно довольно подробно показана атмосфера, царящая в «Бюро» — этой спецслужбе, творящей большую политику, с ее интригами, недомолвками и различными подводными камнями. Спецслужбисты не только творят достижения, которыми публично гордятся или огорчаются политики, они еще и конфликтуют, сопереживают друг другу, подозревают друг друга — в общем, их жизнь чем-то напоминает жизнь обычного бюро — не спецслужбы, но конструкторского, скажем. Зритель должен понять — вот эти малообщительные, не отличающиеся от большинства сограждан люди на улице — стражи государственной безопасности, решающие жизненно важные для страны задачи. И сочетание этой внешней «малозаметности» с пониманием собственной миссии отлично воплощено актерским ансамблем во главе с Матье Кассовицем. Видно, что Малатрю задает психологическую динамику в «Бюро».
Интересно, что в сериале появляются и русские разведчики. Создатели сериала просто не могли не напомнить, что «холодная война» снова где-то рядом. Появляются «московские гости» несколько раз. Да, они немного быковатые (грех было не отдать дань стереотипам), но вполне адекватные. Медведи у них под балалайку не пляшут, водку русские не пьют. Этим «Бюро» выгодно отличается от той же «Родины» или «Карточного домика», ведь янки не смогли уйти от устаревших шаблонов. Интересно, что одно из российских научных учреждений — сейсмологический институт — в «Бюро» называется «Институтом Булгакова». Подозреваю, что в честь писателя Михаила Афанасьевича, а не в честь ученого-физика Николая Александровича, изучавшего, кстати, земной магнетизм. В общем, здесь французы выдали нам неплохой аванс креатива — назвать такое заведение в честь писателя это точно по-русски. А все остальное русский зритель сериала поймет обязательно.
Рекомендую к просмотру.
10 из 10
3 октября 2019
Четвертый сезон все еще приковывает внимание любителей шпионского детектива. Несколько сюжетных линий развиваются параллельно как и в предыдущих сезонах. Но на мой взгляд бывший агент французской разведки Гийом Дебаи (Малатрю) — это абсолютный центр внимания. В четвертом сезоне — он беглец, агент нарушивший присягу верности своему «Бюро», двойной агент, которого желает «жестко наказать» самая могучая страна мира — США. Он находит временное убежище в Росии, но и там не особенно нужен разведке, если только не выдаст значительные секреты. Иными словами Дебаи — изгой, шпион с очень проблематичным прошлым и без всякого будущего.
Агент Малатрю — безнадежный изгой, потому что не предавал свою страну и свою службу ради денег или идеологии. Он хотел и родине послужить и выручить близкого человека из беды. Для этого пошел на сделку с ЦРУ. Но чем дальше, тем больше над его головой сгущаются тучи. Невозможно вечно выходить сухим из воды, особенно в такой опасной игре. В шпионской игре одиночка не выживает, за ним обязательно должна стоять команда, а лучше — целое государство. Как только его родная французская разведка определяет его как «вирус поразивший иммунную систему», — это означает начало конца.
И это очень грустно приходится признать. На мой взгляд авторы сериала создали образ Гийома Дебаи, как символ надежды, как символ противостояния личности и системы. Звучит странно, но к Дебаи пристал имидж самого хитрого и изворотливого агента. На самом деле он был максимально предан своей организации за исключением пары эпизодов, в которых соображения чести и совести увели его от «полной преданности» уставу. Но и тогда вред нанесенный им трудно назвать необратимым и злостным. Однако именно приоритет «творчества и чувства» над тотальной верностью правилам, создали ему злейших врагов внутри «Бюро». Я думаю авторы сериала намерено обострили конфликт вокруг «феномена Малатрю», чтобы служители «Бюро» через отношение к нему определились в своем моральном выборе. Ведь Гийом Дебаи поставил свои личные интересы и желания выше интересов и задач системы. Пусть он не нанес ущерба своей Родине, но систему то объегорил. Может ли «Бюро» позволить себе иметь агентом человека, который умнее системы и гуманнее системы?
Станет ли Четвертый последним сезоном для Малатрю?
9 из 10
17 марта 2019
Вроде все шло к новому витку освобождения заложника, но решено это совсем иначе, чем в первом сезоне. Этот сезон получился совершенно славным, и тема и персонажи не исчерпаны, самоповторов совсем нет, а сценаристы — большие молодцы.
Общую тенденцию помимо сюжетной канвы можно обозначить очерствлением женщин из Бюро (да и Надьи несколько). Стремление к имитации скурпулезности работы спецслужб все же не исключает большую долю условности в этом сезоне: история с флэшкой за гранью условности. Получаемая информация работниками бюро точно не стоит сопровождающих сложностей с провалами, заложниками и т. д.
Во втором сезоне создатели решали сложнейшую задачу (как Кинг в «Мертвой зоне», например): оправдать разведчика, передавший информацию разведслужбе иной страны. Делалось это в традиции Грэма Грина и Ле Карре с выстраиванием иерархии ценностей, в котором собственно страна и спецслужбы не вполне тождественны. В третьем сезоне отчуждение бюро от каких-либо достойных защиты интересов продолжается — на новом уровне.
В сериале, что редкость, есть однозначно положительный персонаж в виде внедренного в ИГИЛ фээсбэшника с внешностью молодого Бекмабетова, запоминающийся агент Моссада и колоритнейшие восточные второстепенные фактуры. Даже с предсказанием уборщицы сценаристы играют вдоволь, оставляя возможности для любого поворота событий.
Лучший из современных сериалов про спецслужбы, интеллигентность которого выгодно оттеняет идиотизм крайнего сезона «Родины», например и лучший из виденных мною французских сериалов.
8 из 10
11 августа 2018
Как писали в советские времена, «обострение международной обстановки» фактически возродило полузабытый в 1990- х и «нулевых», жанр шпионского триллера.. Американская «Родина», «Берлинская резидентура» и это — только в формате сериала, помимо многих фильмов. Но «Бюро легенд»- пожалуй, лучший из них, остроактуальный, поскольку большая часть действия 3 сезона происходит на территории, контролируемой ИГИЛ.
Оригинальность захватывающего фильма в том, что западные секретные службы борются не только с террористами, но в основном сами с собой. Ну и конечно, ради сиюминутных политических выгод готовы пожертвовать пусть и самым ценным агентом в блестящем исполнении знаменитого французского актера и режиссера Матье Кассовица, оправившегося в жаркий ад воюющих между собой арабских народов.
Поразительно, что чуть ли не самым запоминающимся персонажем 3 сезона стал российский разведчик, действующий в тылу врага — в стане «Халифата». В этих сценах нет ни грамма ни лжи, ни фальши, что как правило, нам не нравится в российских фильмах, живописующих подвиги современных чекистов.
Но и другие линии этого замечательного сериала с яркими и неординарными персонажами, вынужденными скрывать, кто они такие в реальной жизни и перед своими близкими, в том числе не менее интересны. Не говоря уж про откровенное изображение всевозможных шпионских хитростей, которые могут теоретически явиться хорошим подспорьем для тех, кто видит себя в роли тайных агентов.
9 марта 2018
Я бреду по пустыне, кругом только камни, холмы и безумная жара. Такая невыносимая, что кажется, легче упасть и умереть, но я не могу себе этого позволить. Я одет в одежду бедуина, а лицо украшает такая борода, что позавидует любой талиб. К сожалению, эта «идиллия» продолжается очень не долго. Издали появляются три джипа, и на одном развивается черный флаг, с арабскими надписями…
Можно было бы еще рассказывать об этом приключении, но скорее всего это было бы вам скучно. А для меня оно было очень запоминающееся событие недели, и не важно что это, всего лишь сон, ведь проснулся я в холодном поту.
А вообще, вся неделя прошла под эгидой просмотра 30 серий французского сериала «Бюро легенд». Я с уверенностью могу утверждать, что это одна из лучших шпионских теле новелл, которые я посмотрел. Всякие «РодинЫ» и рядом не стояли.
Обычно, у меня что-то крутится на втором мониторе. У многих сериалов, можно, промотав пол серии, не упустить ничего особо важного. Этот сериал, явно не из их числа. Мало того, что мне пришлось его СМОТРЕТЬ не отрываясь, и вслушиваться и всматриваться в каждый момент, так еще и промотать не то что не получалось, а даже не хотелось. Так и были заплачены 30 часов моей жизни, за удовольствие пожить жизнью секретного агента.
Здесь вы не встретите бесконечных погонь, и уймы спецэффектов, не так много тут и шаблонных клише. Все же европейское кино сильно отличается от американского тем, что его смакуешь, им приятно наслаждаться и «жевать» каждый кусочек. Это как сравнивать ужин в ресторане и в МакДональдсе. Первое хочется растянуть и жалеешь, что продолжения еще нет, ты помнишь этот «ужин» и его «вкус» через день, неделю, месяц… А во втором случае, закинул в рот, вкусно, сытно, но через час уже и не помнишь что и как.
Однозначно, первые два сезона просто великолепны, третий хорош, но видно, что уже додумывали многое. Но с полной уверенностью могу сказать, что ни на секунду не жалею потраченного времени. Одно жаль, что я не знаю французского, и может из-за этого третий сезон и смазан, т. к. первые два я смотрел в дубляже Первого канала, а третий в одноголосой озвучке.
Приятного просмотра!
14 октября 2017
После первой серии подумалось — стоит ли тратить время на очередную тягомотину, но со второй подсела и уже с 3-й смотрела запойно все три сезона. Французы откровенно порадовали. Отличная работа крепкой команды. Классный подбор актёров.
Кассовиц просто красавец, нигде не лажает абсолютно, мастерская игра. Очень симпатична Сара Жиродо в роли Марины (агент Феномен), впечатлил и колоритный Мо Бар-Эль в роли Шапура Замани.
Безусловно, для адекватного восприятия как самой идеи сериала, так и всех разворачивающихся в нём интриг и политических телодвижений при просмотре стоит держать в уме начальные титры: «все персонажи и события вымышленные». Просто включить в голове фильтр и помнить, что речь идёт об условных «Сирии» и «Иране», условных курдах и Асаде. Это лишь правила игры, не более. Мне это не помешало, и суть не в этом.
Мне кажется, всё, что хотели сказать этой работой авторы — у них получилось сказать. В первую очередь, благодаря выверенной динамике раскрытия образов персонажей и развития их характеров. Психологически всё очень точно, а главное — тонко. В плане трансформации личности (или точнее, её трансмутации), помимо Марины Луазо, на мой взгляд, весьма показательны линии Мари-Жанны и Селин. В этом контексте отдельно хочу отметить последний эпизод (в 3 сезоне) с рыжей красоткой Кобылой — звучный аккорд, завершающий эту тему.
Повороты сюжета абсолютно и безоговорочно непредсказуемы (конечно, помимо намеренно развешанных на стенах «чеховских ружей» типа креста на лбу). За это особый респект сценаристам, ребята умеют заинтриговать. Молодцы!
Особенно стоит обратить внимание на сцены с собакой — на мой взгляд, это именно то, что выводит сериал на качественно новый уровень, делает кино воистину художественным произведением. Ну, и финальная точка, безусловно, выше всяких похвал.
10 из 10
6 октября 2017
Марку создатели выдержали, честь им и хвала. При том, что новых значимых персонажей
появилось два, и ни террорист, ни девушка в разведке большой харизмой не похвастали. Уточню: хорош молодой иранец, но, похоже, это на один сезон. Если первый сезон был посвящен, при боковых ответвлениях, спасению засвеченного агента, что благо, то второй — спасению же агента и провалу вербовки. Вообще-то даже и у Ле Карре такой бессмысленности деятельности спецслужб нет и в помине: тратятся мегаусилия и деньги для внедрения, какой-то вербовки с неочевидным результатом, а последствия вызволения провалившихся агентов настолько сложны. что уж и не затевали бы и игру.
Прямо из-за того, что террорист имеет французские корни, при нынешнем интернационализме государство будет тратить мегаусилия для его ликвидации? Ну и концовка все возвращает на третий круг.
Так я и не понял, какова судьба матери и племянниц Надии, о которых резко перестали упоминать, ну и она вроде не волнуется?
Если на уровне целеполагания вопросов уйма, то в рамках заданных правил игры все хорошо, занятно, со вкусом и без чрезмерщины. Корежит профессия, чего уж там.
Если в первом сезоне Кассовиц прямо блистал, то во втором его и поменьше и он посдержанней. Мне как-то больше глянулся неброской, но и содержательной манерой Даруссен, да даже и Коэн. Дочка при Кассовице в этом сезоне чрезмерно функциональна — либо уж что-то выжимали бы из нее, либо редуцировали.
Хоть начинается очередной бег по кругу, третий сезон посмотрю обязательно.
7 из 10
3 сентября 2017
В пару с «Берлинским отделом» посмотрел «Бюро», который понравился еще побольше. Прежде всего, это достаточно перфекционистский сериал, потому что в шпионском как бы приключенческом жанре за десять серий в кадре ни разу не стреляют (если помните, в «17 мгновениях, который тоже был разговорной драмой, во второй уже серии Штирлиц застрелил Дурова). Сериал по духу совершенно выдержан в стилистике Ле Карре и в этом смысле более «британский» нежели, например, недавно вышедшая экранизация «Ночного администратора». Соответственно, меня очень удивила сдержанность и вкус французских постановщиков, которые ну совершенно не являются визитной карточкой французских сериалов. Вспомним, хотя бы, «Налет».
Сериал для поклонников шпионских картин — совершенный подарок, а для любителей остросюжетного кино вполне может показаться пшиком. Авторы признают за изначальную данность совершенную ущербность спецслужб, их архаичный характер и уродование психики всех работников. Это без пафоса, просто аксиоматична. Некие просветы с точки зрения эмоций, порядочности, остаточных рефлексов вызывает попадение в беду коллег, солидарность с которыми мобилизует лучшее. Не у всех. Масштабная многослойная история спасения рядового разведчика формально завершена, однако в рамках этого спасения центральный персонаж остался перед вторым сезоном с большими проблемами.
Все актеры чудесны и играют в сдержанной, неаффектированной манере. особенно приятно, как без сиропа подана любовная линия. Кассовиц в нынешнем возрастном состоянии визуально представляет собой совершенный гибрид между Монтаном и Трентиньяном, вследствие чего выглядит ретроностальгическим образом. Побочная линия воспитания лопоухой шпионки выдержана надлежаще.
В общем, всем поклонникам Ле Карре и непоклонникам Флемминга рекомендую.
8 из 10
19 февраля 2017
Париж, наши дни. Агент французской разведки Гийом Дебалли наконец-то возвращается домой после шести лет работы в Сирии под прикрытием. Завербована куча народу, престиж агента в родной конторе на недосягаемой высоте, казалось бы, теперь можно расслабиться, спокойно сидеть в кресле заместителя директора и общаться с подросшей дочерью. Но прошлое не дает о себе забыть.
В Сирии Гийом завел роман с местной женщиной, Надией, которую полюбил и никак не может выкинуть из головы. И когда он видит по ТВ репортаж о теракте в университете Дамаска, где она работала, он не удерживается и звонит. А дальше оказывается, что она не только жива и здорова, но и прямо сейчас в Париже! И нарушив инструкцию, предписывающую обрубить все связи с работой нелегала, герой предлагает встретиться. И очень быстро оказывается, что инструкции пишут не зря… Надия не просто так в Париже и общение с Гийомом ввергает ее в большую опасность. Пытаясь исправить свою ошибку, Гийом делает только хуже и хуже, а ведь ему еще приходится решать проблему поиска пропавшего в Алжире агента, да наставлять юную разведчицу, внедряемую в Иран…
Мне нравятся французские сериалы. Да, они обычно уступают американским в размахе, зрелищности и вообще движухе, зато в них, как правило, лучше проработанный сценарий и убедительные персонажи. В «Бюро…» нет эффектных погонь, драк и перестрелок. Все происходит тихо и незаметно, как в общем-то и работают настоящие спецслужбы. Сами сотрудники тоже выведены реалистично. Это не пафосные супергерои, спасающие мир. Нам не раз и не два покажут, как они хладнокровно и цинично губят ни в чем не повинных людей, ломают им жизни… все во имя национальных интересов! Или ради карьеры? Субъектов, озабоченных прикрытием собственной задницы мы тоже увидим в достатке.
«Бюро легенд» начинается довольно нудно и кажется, что авторы переборщили с реализмом. Но дальше становится все жарче и жарче, причем без обращения к примитивной зрелищности. Интрига тут скорее психологическая и актеры не подкачали. Особенно выделю Кассовица. Человек непримечательной наружности, каким и должен быть тайный агент, он делает своего персонажа живым и понятным и мы не слишком удивляемся тому нелегкому решению, которое он в итоге принимает. А еще в явный плюс поставлю изображение российских спецслужбистов. Здесь они люди как люди, а не карикатуры, говорят на нормальном русском языке, ничего злодейского не совершают и, о чудо, не пьют водку в кадре.
Очень приличный сериал, один из лучших в своем жанре. Рекомендую всем, кто любит серьезные шпионские драмы, но не боевики.
8 из 10
2 февраля 2017
Очень странно и удивительно, что этот сериал до сих пор обойден вниманием на Кинопоиске. Тем более, только что завершился премьерный показ в России на Первом канале. Французский сериал «Бюро легенд» или, как в русском варианте его сократили до простого «Бюро», весьма достойное зрелище в жанре современного политико- шпионского детектива.
Агент французской разведки Гийом Дебои возвращается во Францию после успешного шестилетнего задания в Сирии, но продолжает жить под своим сирийским псевдонимом. Окружающим кажется, что надобности в этом больше нет, однако разворачивающиеся далее события дают нам понять, что герой действительно обладает исключительными способностями, как отзываются о нем коллеги, и его поведение объясняется такой простой и очевидной, но в тоже время, такой недопустимой для шпиона причиной- Женщина. Параллельно с этой в фильме развивается еще несколько сюжетных линий, каждая из которых не уступает другим в напряженности интриги. Сериал смотрится на одном дыхании и имеет достаточно подробную и понятную структуру повествования. Не смотря на то, что события преимущественно разворачиваются в штаб-квартире ГУВБ (главного управления внутренней безопасности Франции), оправдывая название сериала, от этого он не становится менее захватывающим. «Бюро» придется по вкусу поклонникам таких лент как «Homeland», «Совокупность лжи» или «House of cards», где основной темой является современная политическая ситуация в мире.
Главной звездой «Бюро» является Матье Кассовиц, известный широкому зрителю по фильмам «Амели» и «Пятый элемент». Его герой умен, подозрителен и просчитывает свои и чужие шаги на несколько ходов вперед. Благодаря «обычной» внешности ему не составит труда затеряться в толпе и не вызывать подозрений, поэтому невольно начинаешь думать, что наверное именно такими и бывают настоящие разведчики. И все таки ничто человеческое ему не чуждо. Перед Гийомом встает выбор- личные интересы против интересов государства.
На данный момент сериал состоит из двух сезонов. Первый сезон получил во Франции высокий рейтинг и массу положительных отзывов. Продолжение критики еще больше одобрили, назвав сериал лучшим из когда-либо созданных в своем сегменте. Об этом свидетельствуют и полученные награды, в том числе приз Festival Series Mania 2015 в категориях «Лучший актер» (Матьё Кассовиц) и «Лучший французский сериал.
28 января 2017