Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Красная армия |
год: | 2014 |
страны: |
США,
Россия
|
режиссер: | Гейб Польски |
сценарий: | Гейб Польски |
продюсеры: | Гейб Польски, Дмитрий Салтыковский, Шон Кэри, Вернер Херцог, Anastasia Fetisov, Лиам Сатр-Мелой, Джерри Вайнтрауб, Энди Заре |
видеооператоры: | Светлана Цветко, Петер Цайтлингер |
композиторы: | Кристоф Бек, Лео Биренберг |
монтаж: | Эли Б. Деспрес, Курт Энгфер |
жанры: | документальный, биография, история, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $4 707 |
Сборы в США: | $694 600 |
Мировые сборы: | $694 600 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 мая 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Фильм оставляет гнетущее впечатление. Просто повеяло ветром «холодной войны». Собственно, антисоветских фильмов за последние 25 лет мы видели немало. Но чтоб так грубо, топорно… Потом понимаешь, что фильм снят не для нас, поэтому лжи даже больше, чем полулжи. Откуда американцам знать, как было на самом деле.
Стандартный американский примитив: хорошие парни (Фетисов и Тарасов) против плохих парней (Тихонов и Язов). Скучно. В фильме «Легенда 17» насчитывают 17 лживых эпизодов. Легко доказать, что в этом фильме их гораздо больше.
1. «250 рублей на черном рынке за хоккейную амуницию». — Для тысяч мальчишек «Золотой шайбы» и юношеских команд амуниция, лед, тренеры, проезд на соревнования — всё в СССР было бесплатно. Сколько десятков тысяч долларов обязан канадский папа вложить в мальчика, мечтающего стать хоккеистом — об этом в фильме ни слова.
2. «ЦСКА был создан под эгидой Сталина». — Бред.
3. «И Брежнев говорит: что это такое?.. Его [Тарасова] из сборной убрали и наказали его».
Неприятно, что ложь озвучивает Владислав Третьяк. Грубая подтасовка фактов. Эпизод с уводом команды ЦСКА с площадки на 37 минут произошел 11 мая 1969. Тарасова за это лишили звания «Заслуженный тренер СССР», а через несколько месяцев звание вернули. Он тренировал ЦСКА и сборную до 1974. Тихонова назначили в 1977 на смену Локтеву и Кулагину.
4. «Шеф КГБ [Андропов] болел за ЦСКА и Тихонов был его протеже». — Ложь. Андропов был страстным болельщиком «Динамо». Андропов вызвал Тихонова (тот работал в рижском «Динамо») и по указанию Зимянина направил Тихонова в ЦСКА.
5—7. «После Олимпиады-80 последовали оргвыводы», «команда была полностью обновлена», «Тихонов уволил ветеранов». — Никаких выводов не последовало. Брежнев сказал Тихонову: «Виктор, я знаю, что вы все равно сильнее американцев». «Полностью», «уволил» — ложь. На ЧМ-81 играли 15 человек из сборной-80, включая Петрова. Михайлов перешел в тренеры. Харламов был травмирован.
8—10. «Вдруг появилась команда». «Мы легко могли играть и без Тихонова». «Тихонов получал готовый материал». — Бред. Вдруг команды не появляются. Ни слова в фильме о том, что именно Тихонов придумал, создал, собрал по частям, подогнал и обучил Пятерку. (Аналогичная полуложь и в книге Фетисова «Овертайм»: «В 1981 году образовалась наша знаменитая «пятерка»… Взяли Игоря Ларионова…» — А кто образовал? Кто взял?)
11. «Железный занавес». — Все дружно «забыли», кто, когда и зачем создал «железный занавес». (А сейчас, внимание, правильный ответ: Черчилль, 1946 год, для предотвращения проникновения коммунистических идей на Запад).
12. «Нагрузки», «писали кровью», «не отпускали домой». — Во-первых, нагрузки у Тихонова были такими же как у Тарасова. Во-вторых, жизнь давно доказала, что только так можно достичь высших результатов. И Тихонов и Тарасов выиграли с помощью нагрузок по три Олимпиады и по восемь ЧМ. В-третьих, ни слова о том, что Фетисов в 2002 году, будучи тренером и генеральным менеджером сборной, проиграл Олимпиаду! У него были Яшин, Ковалев, Буре, Ковальчук,… но не было нагрузок! Писали алкоголем.
13. «Они попытались посадить Славу в тюрьму. В Киеве. Били его до четырех часов утра. Тихонов кричал: не выпускайте его из страны». Особую пикантность этой лжи придает то, что ее поручили озвучить жене Фетисова. Также умиляет обычная для американских фильмов логическая нестыковка: зачем было КГБ везти Фетисова избивать в Киев??? Неужели в Москве не было отделений милиции??? — На самом деле, Фетисов перед игрой с «Соколом» напился в компании футболистов «Динамо» (Киев) и подрался сначала с охранником на стоянке, а потом и с милиционером. Тоталитарным милиционерам это почему-то не понравилось, Фетисова забрали в отделение. Наутро Тихонов прибежал защищать защитника, и отмотал его (как в свое время и Ларионова, задавившего на машине человека). Правда, снял с него повязку капитана команды. Слава обиделся.
14. Противопоставляя на протяжении всего фильма Тарасова и Тихонова, авторы «забыли» процитировать самого Тарасова: «Что же касается идеала, то я без колебаний назову Виктоpa Васильевича Тихонова. Партийность — первейшее условие для работы со сборной СССР. Ведь тренеру после победы на ледовой площадке частенько приходится давать второй, словесный, бой западным журналистам. Всем известен и тихоновский фанатизм в лучшем смысле этого слова, его преданность любимому делу. Тихонов — ярчайший пример тренера-новатора, который так строит учебно-тренировочный процесс, чтобы ни разу за год не повторилось ни одно занятие.»
15. Особенно удались эпизоды с Язовым — это, безусловно, находка режиссера! Язов — глава переворота! А ведь именно Язов отпустил Фетисова за длинным рублем в НХЛ!
16. Про патриотизм Фетисову лучше молчать. Да ещё имея дочь с американским гражданством. Когда он рвался в США, то говорил, что едет на год, чтобы вернуться и обогатить наш хоккей опытом НХЛ. Короче, лгал, как обычно.
17. Камео Познера — стандартный, давно набивший оскомину набор антисоветских штампов. Конечно, хоккей в СССР рассматривался как «свидетельство успехов страны и системы». Но ведь в США было тоже самое! Что сказал после «чуда на льду», победы над сборной СССР американский тренер американскому президенту? «Она доказывает, что наш образ жизни верный!»
18. Да, Тихонов не хотел, чтобы все игроки сразу рванули в НХЛ. Он прекрасно знал, чем это кончится. На Олимпиаду-94 просто не из кого было набрать команду, все ведущие игроки были в НХЛ и Швейцарии. В результате мы впервые остались без медалей. На ЧМ-2000 в Санкт-Петербурге хваленые российские нхловцы завоевали 11-е место (хорошо, что Тарасов не дожил до такого позора).
19. В фильме показано, как Крутов во «Взгляде» заступился за Фетисова. Однако когда Крутова выгнали из команды НХЛ за 2кг лишнего веса, Фетисов почему-то не побежал на канадское телевидение заступаться за партнера. Наверно, потому, что только в СССР тренеры-диктаторы, а в НХЛ сплошные демократы.
20. Тихонов в перестройку попросил Касатонова подождать с отъездом в НХЛ год, и тот согласился, единственный из Пятерки человек с совестью, уехал без скандалов. Фетисов опять обиделся…
Итого. Лучшие роли в фильме сыграли: Тихонов, отказавшийся от интервью, и Касатонов, промолчавший многозначительно в микрофон.
Стоит ли смотреть этот фильм? Если Вы любите клевету, бегите скорее в кинотеатр, этот фильм для Вас!
1 из 10
20 ноября 2015
Вячеслав Фетисов, опустив очки, сосредоточенно смотрит на экран смартфона. Интервьюер (американский режиссер Гейб Польски) хочет задать вопрос, но Фетисов перебивает его, показывая в камеру средний палец. Оторвавшись наконец от телефона, легендарный хоккейный защитник начинает долгий увлекательный рассказ о своей карьере (от юниора ЦСКА до высокопоставленного чиновника), о своих напарниках (великолепная пятерка Макаров-Ларионов-Крутов-Касатанов-Фетисов и вратарь Третьяк), о стереотипном мышлении американцев в отношении первых легионеров из СССР, о том, почему однажды грузный министр обороны Язов назвал Фетисова «членососом», и, конечно же, о роли хоккея в идеологической схватке с Соединенными штатами.
«Суровый бой ведет ледовая дружина», — даже в строчках незатейливой воодушевляющей песенки угадывалось отношение коммунистической партии к этому командному виду спорта. Победы на международных соревнованиях были не менее важным показателем эффективности социализма, чем количество ядерных боеголовок на душу населения. Спортсмены (являющиеся к тому же офицерами Красной армии), как настоящие солдаты 11 месяцев в году жили на тренировочной базе, а после выматывающих марш-бросков «писали кровью». Золотые медали воспринимались как данность, а поражения приравнивались к предательству. Как никак, война на дворе, пускай и холодная. В связи с этим, режиссер этого уникального документального проекта задается вполне закономерным вопросом: как жестокая авторитарная система могла породить прекрасный игровой стиль, который одновременно обладал красотой русского балета и скоростью мышления великих советских шахматистов?
Но прямого ответа на этот вопрос «Красная армия» не дает: рациональному американцу не удается разложить по полочкам тонкости загадочной русской души. Сначала ему кажется, что советские виртуозы были обязаны своим успехом романтичному тренеру Анатолию Тарасову («Улыбайся! Ты же в хоккее!»), но потом сам же утверждает, что большинство побед случились уже при Викторе Тихонове. Да и байки о тяжелейших условиях подготовки оказываются сильно приукрашенными — стеснительный Крутов резюмирует: «Конечно, было трудно, но мы занимались любимым делом и были счастливы» — вот он, парадокс безответного русского патриотизма.
Несмотря на благоговейный трепет режиссера перед советским хоккеем, его документальная лента не лишена стандартных атрибутов стереотипной антикоммунистической агитки: титры в духе русского коллективизма, матрешки, красные звезды, серп с молотом, на саундтреке — треньканье балалаек и детское хоровое пение. Ради художественной красочности Польски небрежно искажает факты: например, тренер Виктор Тихонов из опытного, хоть и чрезвычайно строгого наставника превратился в кабинетного выскочку, ставленника партии и жестокого диктатора, который был назначен сразу же после увольнения Тарасова, а не спустя несколько лет. И таких неточностей, упущений и недосказанностей — больше, чем в бравурной «Легенде N17» или в тусклом и насквозь фальшивом байопике «Слава» (тоже посвященного жизни Вячеслава Фетисова), что для документального кино — фатальная ошибка.
Создателям «Красной Армии» неинтересна погоня за исторической достоверностью — им хочется показать американскому зрителю, что винтиками красной коммунистической машины были обычные люди, которые любили свою страну несмотря ни на что. «Мы потеряли патриотизм, потеряли гордость, душу», — грустно подмечает Фетисов, когда вспоминает про развал Советского союза. Польски, в подтверждение этих слов, ввинчивает в повествование отрывок из вирусного видео с Александром Овечкиным, в котором известный хоккеист на спор расстреливает матрешки с краской. За полтора часа «Красной армии» благодаря умелому монтажу и грамотной режиссуре удаётся рассказать многое, но самое интересное, как обычно, остается за кадром. Ведь судьба Фетисова — это показательный пример того, как великий спортсмен может превратиться в лицемерного функционера. На фоне этой героической истории о борьбе свободолюбивого Славы с нежеланием партийных тугодумов отпускать спортсменов в НХЛ, смотрится совершенно отвратительно недавняя инициатива самого Фетисова запретить молодым российским хоккеистам уезжать в заокеанские клубы.
Но при этом «Красная армия», несмотря на все свои очевидные минусы, смотрится на одном дыхании: отретушированные архивные кадры изящных комбинаций и восхищенные отзывы западных экспертов вызывают неподдельное чувство гордости за отважных парней, которые боролись до последнего и шли вперед, сплюнув на лед выбитые зубы. У которых в жизни была только одна цель — доказать, что «от тайги до британских морей Красная армия всех сильней».
25 сентября 2015
Те, кто интересуется хоккеем конечно же знают историю сборной СССР, результаты так называемых «Суперсерий» и т. д. Но мало кто знает о том, через что прошли всеми любимые хоккеисты, о тех чувствах, что они испытывали.
Невероятно трогательная история легенды советского хоккея Вячеслава Фетисова о нечеловеческих нагрузках и условиях тренировок сборной СССР, победах и поражениях, о его отношениях с главным тренером Тихоновым и Тарасовым. Но как мне кажется главное — это то, что в фильме показаны отношения между игроками единой сборной.
Фильм о сборной, которая рвала в пух и прах лучших игроков Сев. Америки и Европы. Фильм о сборной, которая готовила будущих чемпионов буквально с детства, но цена этому была слишком высокой.
Великолепная, лучшая пятерка, которая завоевала не малое количество трофеев столкнулась не только с проблемами в спорте, но и с проблемами коммунистического строя.
Как мы узнаем из фильма Фетисов был и остается человеком, который придерживается своих принципов, человеком который предан своей команде и родине. Именно из-за этих качеств Фетисов не сбежал из СССР, хотя мог это сделать, ведь условия для жизни там, за океаном были явно лучше, чем дома.
По крайней мере так было до окончания существования СССР.
После этого нам предстает возможным увидеть и понять какого было талантливым игрокам попасть в абсолютно другой мир. Совсем не такой как им описывали лидеры компартии. Не совсем удачное начало в НХЛ, затем второй шанс и наконец «Кубок Стенли».
Гейб Польски, как мне кажется, отлично справился со своей работой. Фокусируя внимание на Фетисове, ему удалось рассказать о значительном и очень важном периоде для всех поклонников хоккея, но это была вовсе не та история хоккея в котором доминирует интерес только лишь к обогащению или мнимой славе. Речь шла о хоккее в котором полная самоотдача и самопожертвование команде рождает таких легенд как Мальцев, Фетисов, Третьяк, Крутов, Ларионов, Макаров, Касатонов, Харламов и многих других.
«Хороший спортсмен не принадлежит только себе, он принадлежит всей команде и всему народу»
17 июля 2015
Великолепно снятый документальный фильм о героях спорта, выросших в диктаторских условиях, в системе, где всё подчинено одному-результату. Результату любой ценой.
Главной нитью, идущей через весь фильм является мысль о том, что спорт в общем, и хоккей в частности был важной составляющей Холодной войны. С этим трудно спорить, победы наших хоккеистов на Чемпионатах мира, Олимпиадах и в Суперсериях над профессионалами воспринимались как победа идеологии, победа социализма над западными ценностями. Эта мысль и определяет наполнение фильма.
Именно поэтому главным героем фильма из всей плеяды наших великих хоккеистов выбран Вячеслав Фетисов, имевший наиболее яркий и открытый конфликт с верхушкой власти СССР, как спортивной, так и армейской, по поводу своего отъезда за океан. Поэтому рассказчиками выступает Владимир Познер, бывший рупор пропаганды социализма или бывший офицер КГБ. Даже своему названию фильм обязан Холодной войне, всё-таки прозвище нашей сборной было Красная машина. Но в угоду интересам продюсеров в названии оказалось название ЦСКА
К минусам фильма можно отнести его маленький хронометраж, из-за этого в конце он выглядит чуть сумбурным, словно пытались впихнуть в 76 минут как можно больше. Тут и политические назначения Фетисова, и Ковальчук и Овечкин
Но главным недостатком картины является отсутсвие второй точки зрения, точки зрения Виктора Тихонова, который отказался от съёмок в этом фильме. И теперь, увы, всей правды нам не узнать.
7 из 10
За доброе и уважительное отношение создателей к нашей школе хоккея, к нашим хоккеистам и тренерам.
15 июля 2015
Гейб Польски можно сказать всю жизнь шел к этому фильму. Родители из СССР, мечты о карьере хоккеиста… Первый тренер, также уроженец СССР, показал Гейбу новый для него и для всей Америки стиль игры, стиль, который вносил в спорт творчество и импровизацию. Это был стиль Красной машины, которой во все времена в мире не было равных.
Сам фильм сделан очень легко и приятно. За светской беседой с легендой российского хоккея Вячеславом Фетисовым мы узнаем во первых всю историю холодной войны и перестройки, а во вторых историю о возникновении и судьбе величайшей сборной. Судьба самого спортсмена была полна испытаний. После ухода из сборной — постоянные гонения. И даже когда тот добивается своего и наконец получает возможность играть на Западе, он сталкивается с незнакомым ему миром и с проблемой интеграции. Командный стиль Красной армии там абсолютно не нужен. В Россию он возвращается уже в новом веке, когда это абсолютно другая страна.
Уму непостижимо, как в самой «несвободной» стране в условиях тоталитарного режима родился самый свободный и артистичный стиль игры. И также поражает связь политики со спортом (каждая победа сборной страны доказывала превосходство политического режима этой страны).
Этот фильм из тех, которые я бы посоветовал посмотреть. Несмотря на очевидную художественную и историческую ценность, здесь есть и смешные, и трогательные моменты. История дружбы Фетисова и Касатонова, и само общение Гейба с Фетисовым. Это детали одного большого и приятного впечатления.
8,5 из 10
P.S. Все хорошо, что хорошо кончается. Так и история о нелегкой судьбе Фетисова закончилась хорошо. Сейчас будучи почетным членом правящей партии, он может ни в чем себе не отказывать. Ну и порадуемся за него.
19 июня 2014