Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гиппократ |
английское название: |
Hippocrate |
год: | 2014 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Томас Лилти |
сценаристы: | Пьер Шоссон, Байа Касми, Томас Лилти, Khalladi Shrazade, Julien Lilti, Shrazade Khalladi |
продюсеры: | Emmanuel Barraux, Агнес Валли |
видеооператор: | Николя Горен |
композиторы: | Александр Лир, Сильвен Орель, Николя Вейль |
художники: | Филипп ван Хервийнен, Камилль Гуильон, Сирил Фонтейн, Gwenalle Cormec |
монтаж: | Кристел Девинтер |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $23 050 |
Мировые сборы: | $23 050 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 мая 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
«Гиппократ» относится к тому типу картин, которые говорят все за себя сами и почти не оставляют места для досужих размышлений типа моих рецензий. Для меня этот фильм стал своеобразным объяснением знаменитой циничности медиков. Все-таки это история внутренней борьбы отдельного человека или даже людей между тем, как нужно, и тем, как хочется. Между человечностью и правилами. В такой ситуации реальный профессионализм становится уже и не главным. Важным же становится противоречие между декларируемыми медицинскими ценностями и реальным к ним отношением.
Безусловно, название картины отсылает нас к знаменитой клятве Гиппократа: «Не навреди». Однако, что есть вред и что есть польза, становится главным вопросом этой картины, так же, как и то, кто должен это решать. Картина погружает нас в весьма своеобразный медицинский мир, где, кажется, все представления о человечности перевернуты с ног на голову. Герои шутят над порой трагичными вещами, а картины больничной жизни сменяются веселыми посиделками интернов, которые смеются и шутят, совершенно не задумываясь об увиденном днем. Впрочем, заставляя зрителя знакомиться с пациентами, авторы буквально примеряют на зрителя судьбу врача. Ежедневно сталкиваясь с человеческим трагедиями, любой нормальный человек либо впадет в очень глубокую депрессию, либо станет циничным, как большинство этих врачей. Не зря, наверное, все вокруг смотрят сериал «Доктор Хаус»: герой очень саркастичен и циничен, к чему так или иначе приходят большинство докторов.
Главным героем картины является молодой интерн, уже не абсолютный новичок как врач, но еще недостаточно опытный. Примерно в таком же состоянии находится его характер: он как пластилин, впитывает поведение тех людей, которые его окружают. Это делает интерна ведомым: он мечтает о большой карьере и в то же время он не может отказаться от своей человечности. Его становление как врача кажется вполне стандартным: в нем есть место и некоторой конкуренции с более опытным интерном Абделем, которая, впрочем, ближе к восхищению, чем к реальному соперничеству. Пожалуй, история его интернства похожа на любую стажировку, когда молодой специалист, даже студент, пытается выделиться, быть лучше, чтобы запомниться, и смертельно боится ошибиться.
Отличия появляются только после чрезвычайного трагического происшествия, которое доказывает, насколько на самом деле велика ответственность врачей и принятых ими решений. Насколько эта профессия отличается от всех остальных. Именно с этого момента начинается борьба между переходом к цинизму и человечностью, за душу одного героя будто борются зло и добро. Именно в этот момент окружение, и в частности, Абдель, начинают иметь большое значение. Если до этого Абдель казался лишь хорошим профессионалом, который делает все как надо, то после он преодолевает грань между собой и своим пациентом, что делает его самого уязвимым, не позволяя до конца соблюдать инструкции. Главный герой же становится наблюдателем, который не до конца выбрал сторону, и стал ориентироваться на, казалось бы, более профессионального коллегу.
В любом случае, основным вопросом остается решение, что же есть вред для пациента и что — польза. Где та тонкая грань? Что будет большим вредом для смертельно больного пациента: заставлять его жить или… В показанном случае большую роль играет проблема чисто бытовая, глупая, но такая страшная: отсутствие денег. Казалось бы, весьма знакомая и для нашей страны. Врачи вынуждены еще больше уходить в свой цинизм, помня одновременно о том, что они могут сделать и что сделать было бы лучше… Слишком часто спасение одной жизни и помощь многим вступают в противоречие. Слишком часто все решают не врачи, а деньги, а врачи оказываются рабами ситуации. Кажется, что цинизм и безразличие врачей берет свои истоки еще и отсюда. Не только страдания и болезни заставляют закалиться любое сердце, но и вечная необходимость выбирать, делать выбор между двумя не правильными решениями.
Да, именно так, столкновение человечности и цинизма превращается в столкновение врачей и бюрократии. По сути, наш герой и его товарищ оказываются лишь воплощением и жертвами этого противоречия. Пока они до последнего оставались людьми, брали на себя ответственность в решениях, были правы или ошибались, они незаметно стали жертвами ситуации и выделили ситуацию, доведя ее до кульминации. Все эти маленькие упоминания денежных проблем вдруг выливаются во взрыв, и проблема вдруг становится ясна отчетливо, во всем ее безобразном великолепии, так, что ее уже нельзя игнорировать.
Есть в картине куча маленьких деталей вроде отца главного героя, окружения пациентов, но главной все равно остается история борьбы за душу молодого врача. Он еще не определился, его же коллега кажется относящимся к категории врачей, которые притворяются циничными, но ими не являются. В любом случае, это — история становления личности, романтичной и мечтательной, но столкнувшейся с жестокой действительностью, которая страшнее любых его кошмаров.
8 из 10
31 января 2015