Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Возмездие |
английское название: |
The Railway Man |
год: | 2013 |
страны: |
Австралия,
Великобритания
|
слоган: | «Revenge is never a straight line.» |
режиссер: | Джонатан Теплицки |
сценаристы: | Фрэнк Коттрел Бойс, Эрик Ломакс, Энди Патерсон |
продюсеры: | Билл Карбишли, Оливер Вейси, Анналиса Дэвис, Барбара Гиббс, Дарья Йовичич, Зиги Камаса, Мишель Сахаян, Коллин Кларк, Сэмюэл Хадида, Виктор Хадида, Иэн Хатчинсон, Ник Манци, Ананд Такер, Mike Kamakua, Клаудия Блюмхубер, Энди Патерсон, Крис Браун, Чарльз Сэлмон |
видеооператор: | Гарри Филлипс |
композитор: | Дэвид Хиршфелдер |
художники: | Стивен Джонс-Эванс, Лиззи Гардинер, Ники Гардинер |
монтаж: | Мартин Коннор |
жанры: | мелодрама, драма, военный, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 18000000 |
Сборы в России: | $218 687 |
Сборы в США: | $4 438 438 |
Мировые сборы: | $24 174 885 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Во-первых, что с переводом названия фильма? ну, беда какая-то...
По факту просмотра фильма: тема интересная, психологически сложная драматическая история. Но постановка фильма... это что-то... по некоторым эпизодам ощущение недосказанности и абсолютной нелепости и случайных нарезок... действия героев порой абсолютно неожиданные, не поддаются какой-либо логике, пониманию...
Например, самоубийство друга... странная история... с фактами, конечно, не поспоришь, но в фильме это выглядит как случайно вставленный эпизод, будто совсем уж случайно герою пришла в голову эта мысль...
Исповедь японца (сидя в клетке): ну вообще умиляет... это же надо было такой 'трогательный' текст состряпать... Не верю.
В большей степени разочарована, по многим составляющим полный провал.
Похожий по теме фильм «Несломленный». Посмотрите, сравните и почувствуйте разницу.
19 сентября 2023
В момент просмотра фильма я находился в Тайланде, в сотне километров от реки Квай. По сюжету бывший британский офицер Эрик спустя много лет после войны ещё переживает события, которые произошли с ним на фронте. Неожиданно в его жизни появляется женщина, которая любит Эрика и старается вывести его из этого состояния. Оказавшись перед выбором или потерять свою женщину или попробовать разобраться в себе Эрик отправляется в Тайланд, в место, где ему прошлось пережить и испытать настоящие ужасы того времени.
События развиваются вокруг строительства Тайско-Бирманской железной дороги в период 1942 года. Эрик Ломакс являлся британским офицером специалистом инженерных войск. Поэтому, когда японцы взяли их подразделение в плен, он обладал специальностью, позволяющий работать с техникой, а не участвовать в строительстве «Дороги смерти». При строительстве дороги по архивным данным участвовало более 200 тыс. человек, из которых половина погибла. Технические навыки Ломакса позволила ему выжить, избежать голода и не потерять остатки разума.
Без конфликта не было бы истории. В заключении Ломакс использовал свои знания не по назначению, создав радиоприемник. За свой проступок Эрик подвергся мучительным пыткам, которые до этого никогда не видел и не испытывал в жизни. Но какие именно были пытки зритель узнает только к концу фильма. Ведь Эрику предстоит пройти ещё одно испытание в своей жизни — встретиться со своим обидчиком, который тоже выжил в этой войне.
К фильму существуют три существенные претензии: самая первая — превращение военной драмы в психологический триллер. Режиссер в определенный момент формирует интригу не вокруг того, какая жизнь происходила с Эриком, а вокруг самого страшного испытания, которое выпало на его душу. Что произошло за дверь, которую нам так часто будут показывать — мы узнаем в финале. Но сюжет, желая сохранить такой козырь до конца начинает очень сильно спешит и пропускать важные элементы, поэтому драматическая часть в свойственной ей манере или торопиться, или невероятно сильно отстает. Второе — продолжение первой, за желанием успеть показать общие элементы финальные вопросы отходят на второй план, потому что в определенный момент фильм концентрируется на единственном посыле — отомстить своего врагу. Вокруг этого будут подниматься другие темы для размышления и поступки участников события тоже подвергнуться трансформации, но балансирование между жанрами не пойдет на пользу.
Третьей очень важный элемент — совершенно неудачный подбор актеров. Дело в том, что по тому пути, который выбрал режиссер Джонатан Теплицки именитые актеры Колин Фёрт и Николь Кидман выглядят чужеродными на протяжении большей части фильма. Их игра хорошая, но отвлекает от сценария и нарушает последовательность подачи сюжета. Излишний героизм Ферта и Кидман портит ощущение от многолетних страданий. Особенно не веришь Ферту, чей образ выходит в несколько раз брутальней чем нужно сюжету. Роль молодого Эрика в лице Джереми Ирвина наоборот получилась приближенная к пережитому. Когда в кадре появляется Хироюки Санада, который всегда играет сильных персонажей и предстает перед Фертом в обличие слабого и сломленного человека, (запоминающаяся сцена) то это, наоборот, отталкивает от реализма истории. Потому что режиссер в этот же момент опять вводит элементы триллера.
Режиссер показал историю, которая в определенном смысле смогла передать то, через что прошли участники «Дороги смерти». Пусть кино временами не может определиться с жанром, бегает по сюжету и наоборот создает ненужные паузы в повествовании. Но благодаря этой истории мы узнаем немного больше о событиях тех лет.
7 из 10
22 ноября 2018
Отличный драматический фильм с психологической начинкой. Он рассказывает историю человека, которому сломала жизнь война, в частности пытки в японском плену. Не он один прошел через все эти нелегкие испытания, товарищи Эрика пережили тот же ужас и так и не смогли оправится от моральной травмы. Что надо было сделать что бы жить дальше и любить единственно нужную в этой жизни женщину? Неужели месть, которая так сладка? Ломакс думает именно так, отправляясь в путь к своей цели.
Иногда бывает так, что палач страдает от своего зверства в будущем гораздо больше самой жертвы, он мучается и хочет одного — прощения. Сможет ли он его получить и как сложатся отношения двух людей, которые когда -то были по разные стороны.. войны, добра и зла.
Фильм сделан очень качественно, дуэт Фёрта и Кидман вполне сложился,
А у Николь тут не простая роль сильной женщины, готовой на все, лишь бы ее любимый перестал мучится и мучить ее, стал жить нормальной жизнью оставив прошлое там, где ему и надлежит быть — в прошлом. Фёрт как всегда вне конкуренции в своей роли, чувствуешь его героя каждой клеточкой души, все что он пережил, ложится тяжелым грузом на плечи зрителя. Давно замечала: что бы драма не была скучной, надо что бы она была очень хорошей. Это как раз тот случай. Джонатан Теплицки хоть и австралийский режиссер, снявший совсем не много фильмов, но как мне кажется, тут он не оплошал, кино получилось и это во многом его заслуга.
Советую фильм к просмотру.
8 из 10
24 января 2018
Эрик Ломакс — один из участников Сингапурской обороны, крупнейшей капитуляции британской армии в истории, был захвачен японскими солдатами и депортирован в Таиланд, где подвергся ожесточающим пыткам, а заодно, наряду с другими пленниками, помогал в строительстве Тайско-Бирманской железной дороги. Выпустил автобиографическую книгу «Железнодорожник», которую Джонатан Теплицки и взял в основу своего фильма.
Складывается впечатление, что у режиссера просто не хватило таланта сдвинуть этот мощный локомотив с места. Он изо всех сил старается это сделать с помощью хороших актеров и прекрасной операторской работы, но этого чертовски мало. Сам пересказ визуально выглядит чересчур вылизанным и нарочито претенциозным, не ощущается той грязи и жестокости, которая действительно была в японских лагерях. Джереми Ирвин, молодой английский актер, выглядит как ученик Оксфорда, которого резко забрали с учебы, вымазали грязью и отправили сниматься. Он пытается показать сострадания, но постоянно отдает наигранностью и некоторой фальшью и это не совсем вина актеров, а и режиссера тоже.
Теплицки, такое ощущение, не совсем понял, в какую ему сторону двигаться. Если он хотел показать противостояние двух сильных личностей в период войны, двух противоположных культур и мировоззрений, то ему это категорически не удалось. Не чувствуется никакого напряжения между ними, никакой искорки, которая проскакивала бы при мимолетном столкновении взглядов. В этом плане режиссеру стоило бы поучиться у Нагисы Осимы и его фильма «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», где эта связь настолько мощная, что скулы сжимаются, и хочется рукоплескать Боуи и остальным, кто был причастен к этой картине.
Сцены насилия, опять же, выглядят не очень натуралистичными и не слишком жестокими. Разумеется, война у Теплицки — это всего лишь вспомогающие флэшбеки, способствующие нам более живо ощутить острое и нестабильное психическое состояние мистера Ломакса, но сделано это весьма мягко. Даже у недавнего «Несломленного» Джоли все это выглядело на порядок реалистичнее, поэтому Теплицки, на мой взгляд, тут тоже схалтурил.
Казалось бы, картина заточена под заключительную акцию, своеобразный акт прощения, встречу якобы победившего и проигравшего, но на самом деле эта линия была давно стерта, и остались всего лишь несчастные проигравшие, люди, сломленные войной, которые никогда оттуда по-настоящему не вернуться. Эта должна была быть поистине эмоциональная и, пододвигающая нас к катарсису, концовка, но получилось нечто невнятное и очень короткое. Теплицки сделал кино по учебнику, это видно. Абсолютно не талантливо, но профессионально. После титров понимаешь, что сама история настолько лучше фильма не потому, что это априори так и есть, а просто из-за того, что режиссер не смог с ней справиться. Такая глыба оказалась для него слишком тяжеловесной.
Картина о прощении и том, как важно прощать. Не зацикливаться на прошлых обидах, пусть они даже такие горькие. Не думать о мести, которая в этом фильме материализовалась в Стеллана Скарсгарда. Нам как бы намекают, что этот путь заранее предрешен, и не надо влезать в эту авантюру, себе хуже. Немудрено, что Ломакс и Нагасэ впоследствии стали крепкими товарищами и умерли практически в один и тот же отрезок времени. Прощение делает великие вещи, не забывайте об этом.
Несмотря на все недочеты, фильм, очевидно, нельзя назвать явно плохим — здесь, например, есть восхитительный Колин Ферт, который, судя по всему, может сделать слаще любую картину.
7 из 10
13 июня 2017
Возможно, стоит сделать поправку на то, что фильм 2013 года я посмотрел только в 2016 году. Вероятно, за 3 года я успел избаловать себя настолько, что в каждом следующем фильме пытаюсь увидеть нечто оригинальное и доселе невиданное. Но мозг не заставить работать иначе: с первых минут «Возмездия» (очередное «браво» локализаторам) мне было понятно, к чему всё придет и чем закончится.
Потому что это очень добрый фильм. Я бы даже назвал его нежным и чувственным! Герой Колина Фёрта ну такой прям очаровашка в этих смешных очках, застенчивый, умный, скромный, ми-ми-ми и всё такое. И так у них всё романтично и ладненько с Николь Кидман складывается, что я, наверно, должен был сжимать в кулачке платочек и пускать пузыри из розовых соплей.
Но нет, ребята. Это фильм про жесткость войны. Про жестокость садистов-япошек, пытавших пленных британских солдат, выбивая из последних военные тайны и разведданные. Нам должны были показать все эти сумасшествия, отчаяние, развитие синдромов и прочих шизоидных расстройств, безумство при встрече антагонистов и так далее. Нет, дело не в том, что я какой-то фанат кровищи и откровенных сцен насилия. Но в контексте рассказываемой в фильме истории без подобных деталей, как по мне, совсем никак не обойтись.
Но обошлись как-то. Да, главный персонаж пострадал, помучился, несколько раз покричал и покатался по полу. Ну и первая встреча прошла без букета и тортика. Пытки в кадре были.
Но повторюсь — заранее было понятно, чем всё закончится. Возможно, из-за того, что фильм снят по реальным событиям, история и получилась не такая кинематографическая и зрелищная, но смысл её понятен и прост. И смысл во всепрощении. Хороший смысл, согласен. Посыл правильный. Но я как-то ожидал большего, если честно.
Определенно, фильм многим способен понравиться. Он красивый, с хорошими актерами. Играющих плохо — в кадре просто нет. Так что посмотрите, он такой — для всех возрастов, рас и вероисповеданий. Просто я, повторюсь, избалован уже.
25 декабря 2016
Физические раны имеют свойство заживать, душевные — пронзительно терзать и нарывать. Что как ни война доказывает это. Выбравшись из плена, Эрик Ломакс (Колин Ферт) навсегда остается в клетке своей боли. Она, терзающая и беспрестанно ноющая, подобно старому военному мундиру, запрятанному в отдаленной нежилой спальне, затаилась в дальних закоулках измученной души в ожидании коротких, но таких острых и обессиливающих моментов выхода. Как дуновение ветра, бодрящего и по-весеннему свежего, в жизни Эрика появляется Патти (Николь Кидман). Она, став своеобразной точкой опоры, сделала для него возможным пересечение границ, разделяющих мир страданий, затаенной злобы и жажды мести с миром покоя, обретенного через прощение. Месть как мощная, движущая сила, соприкоснувшись с силой не менее весомой — поддержкой и любовью жены, в конечном итоге, направляет Эрика на единственно возможный путь к освобождению — путь прощения.
Фильм, чья тематика интересна, а содержание способно породить не один виток размышлений, вышел на удивление суховато отстраненным, не дотягивает до той ноты, когда мощный эмоциональный прорыв неизбежен. Этому препятствуют моменты, казалось бы, незначительные, но все же заметно повлиявшие на восприятие картины. Медленный, наполненный романтикой, спокойный разбег, характерный, скорее, для мелодрамы, постепенно переходит в повествование, такое же неспешное по темпу, но отличное по своему тону. Наблюдая короткие, будто вспышки, приступы мистера Ломакса, погружаешься в мир человека, чья душа покалечена войной. Линии настоящего и прошлого, перемежаясь плавно и достаточно искусно, раскрывают потаенные уголки сознания героя, рассказывают о войне, но не через батальные сражения и грохот разрывающихся бомб, а через израненные судьбы отдельных людей, через страх, отчаяние и скорбь, отражающихся в их глазах. При этом режиссер, подолгу смакуя подобные кадры, усердно оттягивает развязку, будто желая оставить все самое вкусное на потом. Риск заиграться с терпением зрителя резко повышается. А что если тот самый финальный аккорд вдруг окажется не таким уж и вкусным?.. Что в таком случае способно оправдать вялое, не раскачивающееся до эмоциональных пределов и не интригующее до мурашек по коже, развитие событий?..
Несколько сглаживают не самое лучшее впечатление актеры, чьи имена говорят сами за себя. Похоже, именно их игра заставляет терпеливо следить за ходом истории, дожидаться конца. Мастерство впечатляет. Особенно запомнились Колин Ферт (а как же иначе) и Джереми Ирвин (почаще бы он снимался).
«Возмездие» — это небезынтересный фильм, требующий от зрителя терпения и усидчивости. Едва ли он выведет из эмоционального равновесия, но парочку душевных струн все же зацепит, отчего время, потраченное на просмотр, никак нельзя считать потерянным.
7 из 10
22 июля 2016
Сразу скажу, что прямых спойлеров в данной рецензии нет, но намёки на части сюжета есть =)
Итак, если снимают фильм на основе реальных событий, результат может быть либо провальным, либо отличным, полумеры здесь неуместны. «The Railway Man» определенно — успех!
Во-первых, история эта не о мести как таковой, а о том, что человек должен и, что важнее, может оставаться человечным. Даже по отношению к тем, кто причинял боль. История о том, что врага можно понять, пускай даже годы спустя, и простить.
Во-вторых, история захватывает не только сознание и мысли смотрящего, но и его бессознательную, эмоциональную часть. С первых моментов в фильме, когда становится понятно, что Эрик Ломакс страдает от того, что с ним произошло во время японского пленения, хочется самому во всём разобраться и помочь герою. Хочется вытащить Эрика из раковины молчания и самоуничтожения. И очень греет душу то, что его жена, Патти, становится именно тем человеком, которому удаётся если не исправить произошедшее, то хотя бы залечить душевные раны. А когда вспоминаешь, что история не взята с потолка, а написана самим Эриком Ломаксом как напоминание потомкам об ужасах войны, о внутренней силе человека, о его добродетелях, постепенно возвращается вера в человечество.
В-третьих, Колин Фёрт и Николь Кидман в очередной раз доказали, что сыграть сложного, реального персонажа так, чтобы зрителю был понятен его характер и внутреннее состояние, можно и без огромного количества реплик и длинных вербальных пассажей. Это те актеры, которые не могут плохо делать свою работу, отчего фильм только выиграл.
Делая вывод скажу, что «The Railway Man» подойдёт тем, кто разочаровался в людях, как лекарство от меланхолии и печали, для тех, кто хочет увидеть проблеск надежды. Ведь если есть на свете Люди с таким огромным и добрым сердцем как у четы Ломаксов, надежда жива!
9 из 10
22 января 2016
Этот фильм я стал смотреть из-за участия в нём одной из любимых мною актрис. Я говорю о Николь Кидман. В этой ленте, которая, кстати, основана на реальных событиях, она играет скорее роль второго плана. То есть не сказать, что ее мало на экране, но, в то же время, персонаж, которого играет Николь, как-то особенно не запоминается. Мне показалась эта роль довольно легкой. Я не увидел в этом персонаже каких-то сильных эмоциональных переживаний, чтобы его было сложно сыграть. Кстати, Кидман в этом фильме брюнетка, что, на мой взгляд, её очень идёт.
Сюжет, который рассказывает удивительную историю о прощении, о борьбе со своим прошлым и самим собой, довольно интересный. Не могу сказать, что фильм смотреться на одном дыхании, но, всё же, скуки я точно не испытывал.
Что точно не удалось передать создателям этой картины, так это ужас плена. Смотря все те сцены, которые по сути должны были навевать ужас войны, ужас плена, в котором находился главный герой, увы, у меня бурю чувств не вызвали. А прочувствовать атмосферу очень хотелось.
А вот операторская работа мне очень понравилась. В фильме присутствуют вообще очень красивые кадры, которыми хочется наслаждаться и пересматривать.
Картина, конечно, сложная. Или скорее нелегкая. Сама суть, сам посыл, который собирались донести до зрителя этим фильмом, понятен. А то, что все это на самом деле имело место быть дополняет ощущения. Но, вот атмосфера не чувствуется. Поэтому, фильм очень неплохой, но смотреть его во второй раз я вряд ли буду.
12 августа 2015
Если в вашем прошлом кто-то совершил над вами жестокое, унизительное и непростительное действие, будете ли вы готовы простить этого человека. Или же, несмотря на прошествие многих лет, вы все равно будете вынашивать план мести. Казалось бы, гораздо проще простить, но это не так легко, как кажется. С каждой мыслью о прощении прошлое вновь и вновь настигает вас, но нужно собраться с силами и хотя бы узнать об этом человеке, о том, изменился ли он. Думаю, такая идея была положена в основу биографической драмы «Возмездие».
Синопсис 1980 год. Ветеран Второй Мировой войны Эрик Ломакс во время поездки в поезде знакомится с женщиной по имени Пэтти, в которую безумно влюбляются. Вскоре Эрик и Пэтти женятся и, казалось бы, их должна ждать долгая счастливая жизнь. Но призраки прошлого донимают Эрика, что сильно беспокоит его жену. Пэтти решает узнать тайну прошлого мужа у его фронтового друга, не предполагая, о каких ужасах ей придется услышать.
Игра актёров Актёрская игра, несомненно, была великолепной и незабываемой. И неудивительно, ведь в актерский состав вошли настоящие звезды мирового кинематографа, включая Колина Фёрта, Николь Кидман и Хироюки Санада. Колин Фёрт удачно передал образ человека с ужасающим прошлым, которого в течение многих лет мучили невыносимые кошмары, из-за которых он порой не может контролировать себя. Также понравилась игра Николь Кидман, исполнившей роль простой англичанки, которая предана своему мужу и готова пойти на все ради его душевного спокойствия.
Режиссура Если честно, режиссура подкачала. С одной стороны, режиссер удачно подчеркнул трагедию, которая развернулась в Юго-Восточной Азии в годы Второй Мировой войны. Он красиво совместил семейную мелодраму с военной драмой. Действительно, это сочетание смотрелось на экране очень гармонично. Однако ряд нюансов не могли не снизить оценку. Так, например, меня смутило, что режиссер не учел того факта, что герои находясь несколько месяцев в плену должны были исхудать, и у них должна была хотя бы вырасти щетина. Затем мне не понравилась историческая ошибка, что якобы американцы освободили военнопленных англичан, хотя это осуществили войска Великобритании. Т. е. таких факторов не мог не испортить общее впечатление. Однако хотелось подчеркнуть, что режиссер хорошо предал природу человеческих взаимоотношений, а именно связь между главным героем и его врагом.
Сценарий Сюжет фильма тоже меня не слишком обрадовал. С одной стороны, было интересно смотреть на историю, как ветеран войны пытается справиться с муками прошлого, связанного с пытками во время нахождения в японском плену. Мы видим, как из-за мучений мужа сильно переживает его жена Пэтти. Но, с другой стороны, мне не очень понравилось то, как развивается сам сюжет, т. е. мне не понравилась структура сценария. Все как-то смешно. Я не имею в виду, нелинейное развитие сюжета, поскольку периодическое обращение к прошлому — это вполне нормально. Просто в фильме все происходит как-то резко. Вот главный герой встречает будущую жену, вот они женятся, вот жена узнает о проблемах мужа, вот она узнает о его прошлом, вот муж после самоубийства товарища решает отправиться в Сингапур с целью отмщения своему обидчику. И все это происходит без каких-либо переходов, как будто напихали все в одну кучу и все. Я, конечно, понимаю, что сценаристы не хотели растягивать картину, а сделать ее лаконичной. Но, на мой взгляд, четко выверенный сюжет придал бы киноленту логичности и легкости в восприятии.
Итог Честно говоря, «Возмездие» произвело у меня двоякое впечатление, но все же оно ближе к положительному, благодаря актерскому составу и вообще затронутой теме истории. Не буду повторять основные моменты, т. к. они были озвучены выше, но чтобы самому понять картину, нужно самому ее и увидеть, что я вам и советую.
7 из 10
7 июля 2015
Во время Второй Мировой войны британский офицер Эрик Ломакс был захвачен в плен японской армией и вместе с другими плененными сослуживцами отправлен на строительство железной дороги, которая должна была соединить Таиланд и Бирму, и прозванная впоследствии «Дорогой смерти». Для очень многих, кто ее строил, эта железная дорога действительно материализовалась в смерть, в бесконечное металлическое ничто для тысяч обреченных. Эрик выжил, он продолжил свой нелегкий путь по дороге жизни, терзаемый кошмарами прошлого, которые ни на минуту его не отпускали.
Впервые широко представленный в рамках прошлогоднего кинофестиваля в Торонто, четвертый по счету полнометражный фильм австралийского режиссера Джонатана Теплицки «Возмездие»(в оригинале же просто «Железнодорожник») является экранизацией автобиографического бестселлера Эрика Ломакса, с предельной достоверностью и честностью рассказавшего о своем пребывании в японском плену и жизни после него. Впрочем, «Возмездие» ни в коей мере не относится к категории экранизаций, точно следующих букве литературного первоисточника, что во многом характерно для большинства картин с привкусом голливудской архетипичности, на выходе представляя из себя ни классический академичный байопик, ни броскую военную драму, а предельно сдержанное по режиссерской тональности творение, пронизанное аллегоричностью и притчевостью повествования с практически библейскими догмами, заложенными в суть ленты и преподнесенными, впрочем, для зрителей без излишней прямолинейной нравоучительности и стерильной выхолощенности.
Джонатан Теплицки в угоду большей драматургической насыщенности пожертвовал исторической достоверностью картины, перекроил во имя художественных целей, до определенного момента действия оправданных, время реальное и больше приблизил фильм к этакой нарочитой условности, в которой реальным героям отведена роль метафорических выразителей заложенных в картину идей, которые столь же многослойны, как и сюжет, разделенный на несколько периодов жизни Эрика Ломакса, с филигранной психологической достоверностью и этакой британской утонченностью воплощенного как Джереми Ирвином, так и Колином Фертом. Элегантность и драматичность исполнения подчеркнута и элегантной, сдержанной, сбалансированной режиссурой Джонатана Теплицки, характеризуемой практически полным отсутствием натуралистичной жестокости(ужасы войны как таковые остаются скорее за кадром, при этом ломка характера Эрика показана достаточно убедительно в своем реализме), но имеющей изысканную визуальную вязь и сочный психологизм характеров. По своему настроению «Возмездие» неуловимо близок Дэвиду Лину и его фильмам, в которых сугубо личное и лирическое всегда умело чередовалось с масштабностью и эпичностью действия, всеохватывающим историческим конфликтом и местом человека в нем, хотя картина Джонатана Теплицки, конечно же, чуть менее изобретательна, более прямолинейна с огневой позиции нарратива, а местами просто слишком испорчена современными постмодернистскими игрищами в полижанровость без явного сосредоточения на чем-то одном.
Вонйа по сути своей, глубоко порочной и извращенной, никогда и не отпускала Эрика Ломакса. Даже спустя более чем 30 лет он по-прежнему находится там, в лагере для военнопленных, испытывая на себе все тягости отпущенных ему мучителями страданий, которые невыразимо жестоки и нестерпимо бесконечны. Он все еще строит свою «Дорогу смерти», не находя успокоения и умиротворения. Он постоянно находится в пути, все самые значительные события в жизни Эрика произошли или были напрямую связаны с железной дорогой, которой в фильме отведена роль центрального всего сюжето-, и смыслоообразующего символа жизни и смерти, которую суждено будет пройти всем и каждому. Вся жизнь Эрика «после» ада лагеря — это сплошной поиск себя в изменившемся мире, мире послевоенном, пережившем травмы войны и зализавшем свои шрамы. Шрамы же Эрика столь глубоки и столь болезненны, что исцелением должна стать лишь месть, неизбывная и неизбежная. Но при этом мстящий полон сомнений, его раздирает изнутри дилемма морально-этического плана, ведь даже у самой праведной мести есть своя темная, губительная сторона, ибо никто, кроме Бога, не имеет право отнимать человеческую жизнь, даже если им руководят высокие цели и устремления. Помимо желания отомстить, отплатить болью за причиненную и все еще мучительную боль в человеке должно быть как его неотьемлемая часть души и спасительное милосердие, право на прощение.
Однако по другую сторону морального конфликта фильма находится тот, кого следует ненавидеть всей душой, воплощенное зло из лагеря — Тагеси Нагаси. Теплицки, не стремясь занять конкретно чью-либо позицию, вплетает в сюжет фильма историю раскаявшегося японского офицера Нагаси, который, прожив долгую жизнь, уже давно наказал себя сам за все преступления, совершенные его руками тоталитарной системой власти, в которой он был не игроком, а всего лишь пешкой, малозаметной частью всеобьемлющей системы, для которой жизнь человека не имеет внятной цены. И столкновение двух героев, в свое разделенных сторонами военного конфликта, находившихся вынужденно по разные стороны и обладающих своей правдой, полно драматизма и непредсказуемости финального решения заложенного в фильм тротила этой сложной моральной дилеммы. Уже не враги, но совсем и не друзья, Эрик и Тагаси обретают желанный катарсис каждый по-своему: один — не преступив божьи заветы и не став убийцей, другой — подчинившись им, сполна наказав себя и истерзав садистским самобичеванием собственную неспокойную душу. В конце «Дороги смерти» суждено будет увидеть не тупик, а множество поворотов.
3 июля 2015
Этот фильм великолепно снят и отыгран первоклассными актерами. Колин Ферт не перестает покорять зрителей своим мастерством. Николь Кидман (австралийка по происхождению)смогла перевоплотиться в английскую леди, кроткую, но решительную женщину, готовую разделить с любимым человеком всю тяжесть его прошлого.
Снято очень много фильмов о войне, но этот фильм местами просто шокирует. Одинаковые для всех условия открывают истинное лицо каждого, обнажают души. Кто-то оказывается деспотом, кто-то героем, а кто-то просто трусом.
Возвращаясь с войны люди уносят с собой неподъемный груз пережитого, сложные чувства, которые так и не находят выхода в обычной жизни. Человек сбит с толку, ведь еще вчера можно было все, а сегодня война закончилась и нужно вернуться к обычной жизни, простить врагов и двигаться дальше.
Затягивает атмосфера старой сдержанной Англии, с ее бесконечно грустными серыми тонами.
Фильм заставляет задуматься о своей чести и понять, как мало большинство из нас делают для того, чтобы подтвердить ее наличие.
9 из 10
20 марта 2015
Эрик и Патти (Фёрт и Кидман) знакомятся в поезде. После свадьбы Патти узнаёт, что её тихий, замкнутый, немного застенчивый муж страдает поствоенным синдромом, раз за разом переживая ужасы японского плена в своих снах. Стараясь найти средство от этой тяжёлой болезни, Патти обращается к старому сослуживцу Эрика (Скарсгард), который рассказывает, что именно произошло в те злополучные годы.
Фильм поставлен по автобиографической книге Эрика Ломакса, которая интересна, разумеется, не только наличием у бывшего солдата пост-военного синдрома — таких историй было написано и снято уже не одна сотня. Главная особенность жизненного пути Ломакса состоит в том, что все его самые страшные воспоминания о войне персонифицированы, и что ему довелось спустя много лет вновь встретиться со своим мучителем, ну и, конечно, ещё в том, что из этого в итоге вышло.
Стоит, однако, отметить, что, имея на руках столь интересный и необычный материал, а также трёх актёров самого высокого уровня, коими, конечно же, являются Фёрт, Кидман и Скарсгард, режиссёру и другим создателям картины «Возмездие» так и не удалось сделать по-настоящему сильный и проникновенный фильм. Что-то не так, что-то мешает. И темп не тот, и монтаж, и манера повествования. Хронометраж очень сильно перекошен в сторону завязки сюжета и развития линии японского плена, в то время как на действительно интересную развязку остаётся от силы 20 минут.
Что касается актёрской игры: стоит, конечно, выделить Колина Фёрта. Он очень разнообразный актёр и всегда находит какие-то новые краски для своих персонажей. Такого Фёрта я еще не видел, хотя и были какие-то отдельные моменты, напоминающие его принца Йоркского. Остальным актёрам не пришлось показывать что-то сверх обычной, крепкой игры. То ли сценарий виноват, то ли режиссёр, но ни Кидман, ни Скарсгард, ни молодой Ирвин, сыгравший Эрика времён войны, ничем особенным не впечатлили.
Таким образом, на мой взгляд, «Возмездие» — это интересная, реальная история, «рассказанная» не самым талантливым режиссёром. Эта картина не производит плохого впечатления, но и восторгов не вызывает тоже. Один раз посмотреть вполне стоит.
7 из 10
12 марта 2015
Сильный и впечатляющий драматический фильм, наполненный человеческими переживаниями, который создан по приему совмещения разновременных эпизодов — современного герою настоящего и воспоминаний о страшном военном опыте. Воспоминаниям героя уделено довольно большое экранное время, и в какой-то момент они даже перебивают историю, представленную в настоящем, однако не замедляя, а, напротив, развивая и ускоряя экранное действие.
Возможно только, слишком резко совершен переход через жанры в начале фильма — от романтической мелодрамы к неожиданным психоделическим кадрам, — сон героя, когда он внезапно оказывается в военном лагере, где его хватают и ведут пытать. Однако этим и еще более подчеркнуты контраст между прошлым и невозможностью спокойной жизни в настоящем; раскрыт тот ужас, через который герой смог пройти и несмотря ни на что остаться человеком. Тем человеком, который всю жизнь несет в себе груз страданий и всей душой ненавидит тех, кто заставил его их испытать, но и тем, кто не разучился прощать.
Действие начинается в настоящем, затем надолго уходит в прошлое, и во второй половине фильма вновь возвращаются в настоящее, удерживая напряжение зрителя исходом задуманной мести.
Запоминающаяся актерская работа Колина Ферта, у которого не так много в принципе драматических, эмоциональных ролей. И что больше всего поражает в конце фильма и оставляет свой след в душе — это то, что рассказанная история случилась в действительности.
8 из 10
20 января 2015
Я оценила фильм максимально:
Во-первых, потому что иначе не могу оценить работу Колина Ферта. И в тандеме с Николь Кидман получился трогательный союз… Тонко переданы переживания героя, его терзания и мучения. Вообще, я считаю Колина очень талантливым актером.
Во-вторых, военная тема одна из моих любимых тем. Я смотрела очень много фильмов о Второй Мировой войне. И есть с чем сравнить. Фильм может на первый взгляд проходит в двух временных пространствах и тяжело переключаться с 42 в 80 годы. Но смотрится с интересом, на одном дыхании.
В третьих, меня тронула биография Ломакса, его трудная жизнь и его поступок в виде прощения. Это дорого оценивается и стоит.
10 из 10
3 сентября 2014
Многообещающее начало, красивые съемки, отличная музыка с претензией на оскароносность, необходимый трагизм, страдания — в этом фильме есть все, что бы быть невероятно красивой зарисовкой на тему ужасных событий войны.
В фильме рассказывается о человеке, попавшем в японский лагерь у реки Квай.
Эти события 1942—1943 годов считаются знаковыми, очень почитаемы во всем мире и, в частности, в Великобритании. Следует добавить, что на эту тему снят знаменитый «Мост через реку Квай», получивший в свое время 7 Оскаров.
Итак, все многообещающие компоненты на экране. В первой трети фильма появилось ощущение, что весь сценарий базируется на паре страниц текста, а возможно и на одной замечательной стихотворной фразе «никто не забыт, ничто не забыто». Режиссер и сценарист старались, как могли, и результат невероятный — фильм идет почти 2 часа! Все это время рассказывается об одном и том же, разжевывается, дополняется объяснениями к прежним объяснениям. В целом все это повторяется и запинается, как будто прилежный ученик бубнит один и тот же абзац и готовится завтра ответить на 5.
Ход фильма выглядит довольно нелинейным из-за совершенно разной динамичности сцен, он то ускоряется и становится динамичным, то опять погружается в кататонический ступор, вдруг снова бросается бежать и так далее.
5 из 10
за упомянутые параметры и отличную игру блестящих Ферта и Кидман.
16 августа 2014
… невероятных усилий требуют эти благодетели в жизни абсолютно каждого человека. А уж степень приближения к ним определяет уровень духовного апгрейда.
История о невероятно сильных людях, борющихся с собой, своим прошлым, чужим прошлым во имя будущего.
В целом фильм невероятно английский, но без присущего занудства на грани с бездействием. Не без ляпов, но кто ж без греха.
Колин Фёрт не может не радовать, -этот английский ждентльмен-невероятно сильная личность и роли выбирает соответствующие.
Николь Кидман открыла для меня в этом фильме свою невероятную способность играть взглядом, этим она пользовалась и раньше, но с годами только совершенствуется.
Хироюки Санада хоть сыграл и небольшую но весьма проникновенную роль. Сцены где он сидит в клетке и последняя встреча с главным героем в конце, вызывают действительно искренние эмоции сопереживания обеим сторонам.
Лично мне, человеку не знакомому с первоисточником и большой поклоннице консервативных английских мотивов фильм очень понравился. Во время и после просмотра возникает непринужденное желание разложить своих тараканов по полочкам и задуматься над основными недостатками, ведь как сказал герой Санады:' ты показал мне что высшая ценность в этом мире это жизнь и она у тебя всего лишь одна».
3 августа 2014
Такие картины, как «Возмездие», всегда несут в себе тему человеческой трагедии, пожирающих изнутри пережитых событий, буйство воспоминаний. Тем более, когда причиной всего этого, становится война. Интерес к фильму был. Я люблю биографические драмы. И тем не менее, эта работа мне не понравилась. Почему?
Сама история, которую нам рассказывают в фильме, очень трогательна и интересна. Вот, только, рассказали её плохо. Я не имею права судить героев ленты. И не буду судить их. Но, как зритель, я отмечу минусы фильма. Вообще, смотреть стоит, разве что, последние двадцать минут. В них вся суть, содержательность, драма. А остальное, это нудное протекание экранного времени. Я понимаю, что герой пережил многое. Такое, мне и не снилось, конечно. Но, почему, он так ведёт себя с супругой? Знаю людей, которые были на войне. Они, вообще — то, держат себя в руках. А здесь, главный герой, ей Богу, ведёт себя, как девушка — подросток, у которой месячные. А его жена, наоборот, берёт на себя роль «сильного пола». Как — то странно это выглядит. Бывает ли такое в жизни? Да. Часто. Но не стоит думать, что это причина всех неудах проекта. По сути дела, за два часа хронометража, зрителю, практически, не дают полной развёртки событий. Всё идёт урывками и перебежками. Воспоминания тоже могут быть обширными и полноценными. Вы не знали, товарищи — сценаристы? А как раскрыты персонажи? Горемыки, и всё, пожалуй. Я уверен, что настоящие участники этих событий обладали более глубоким внутренним стержнем. Поэтому то, фильм не дотянул до качественной драмы. И конечно, не вышел сильным, военным, биографическим повествованием. Как драма, он трогает, по — настоящему, лишь в финале. Как военная история, он слишком скуден на исторические факты и эпизоды. И вроде бы, видна проделанная работа, но она не трогает, как хотелось бы. А хотелось очень, признаюсь.
Вывод очевиден. У режиссёра не получилось достойного рассказа. А эта история, честно говоря, его заслуживала. Есть проблески. Есть ощутимая структура. И даже, местами, хватает душевности. Но мозаика, составляет чёткий рисунок из всех пазлов. У Джонатана Теплицки, такого рисунка не вышло. Балл за старания актёров. Балл за неплохую операторскую работу. И балл за саму историю. Мог бы, спокойно, поставить серый цвет. Но я не хочу сбивать вас с толку. Мне такая реализация не понравилась. Можно было выжать большее, чем просто «хождение по мукам».
3 из 10
27 июля 2014
После скучной первой половины фильма, в которой мы просто знакомимся с человеком переживающим травматические фантомные боли прошедшей войны, мы оказываемся в достаточно модной обработке «ревендж»-жанра. Жертва военных преступлений встречается с безусловным преступником, его мучителем по прошлой войне. Тут-то вроде и должен разыграться ураган страстей, но режиссер сглаживает все, приводя тему к примирению. В сущности, ведь — это же вполне в духе Нагорной проповеди. Но все вопросы тут у меня исключительно к исполнению и постановке.
Если быть точнее, то во многом в моей низкой оценке этого фильма виноват Роман Полански. Его «Смерть и дева» куда более точно и лаконично раскрыла данную тему. Именно Полански показал всю палитру динамики чувств героини-жертвы — от страстного желания мести к истинному прощению. Ну, а Джонатан Теплицки лишь прямолинейно и одномерно рассказал реальную историю. Показал мучающегося мужчину, любящую женщину, дал возможность поучаствовать в ленте и второстепенным персонажам, постарался добавить поэтики. Что же не так? В одномерности — плоскостные персонажи лишь сообщают нам о своих поступках, а не показывают свой путь к ним. Кстати, именно отсюда родом и весьма поверхностная работа Николь Кидман. Актриса практически весь фильм пребывает в одном настроении, не говоря уж о выражении лица. Оказывается на протяжении всего фильма одинаковым и Колин Фёрт. Понятно, что его персонаж прячется от мира внутрь себя, только вот, чтобы с ним не происходило — даже на выражении лица Фёрта ничего не отображается.
Приятным дополнением на фоне игры главных актеров смотрятся работы Хироюки Санада и Стеллана Скарсгарда. Оба были очень выразительны и добавили своим персонажам глубины. И если роль Санада была попроще, то Скарсгард прекрасно показал весь спектр переживаний — от невозмутимого спокойствия к душевным колоколам беспокойства. Пожалуй, если бы Стеллан поменялся с Колином ролями, то фильм бы лишь выиграл от этого.
В остальном же, могу лишь порекомендовать посмотреть «Смерть и дева» Полански. Даже звезды не могут скрасить посредственного опыта, каким и оказался фильм «Железнодорожник» (правильное название фильма). Едва ли кто-то вспомнит о нем лет через пять.
4 из 10
11 июля 2014
Наверное, каждый фильм о той или иной войне оставляет след. В сердцах участвующих. В сердцах телезрителей. В данной картине не совсем привычная война — признаться, я видел мало фильмов про Вторую мировую, где так ярко выделена отдельная нация — японцы. Нет немецких фашистов, русских освободителей, разве что британская пехота, вызволявшая на самом деле пленников из заточения… Есть один, новый для кого-то, факт — железная дорога.
Тем, кто посмотрел фильм, станет понятно, почему создатели в оригинале называют Эрика Ломакса железнодорожником. Это не прозвище или любимое занятие. Это — единственный путь ко спасению. Путь, чтобы выжить.
«Настоящие воины умерли бы от стыда…' Ужасы войны, на мой взгляд, показаны не столь зрелищно, как например детальная разруха в «Перл Харборе», сколько отдельно взятые сцены пыток военного лагеря. И не важно, что на самом деле скрывал Ломакс, какое отношение имел к тому, за что нёс наказание — важнее, что японцы видели то, что хотели видеть.
Вторая составляющая фильма — жизнь Ломакса После. Он одинок и скучен, выбирает путешествия, чтобы чем-то себя занять. А иногда страдает от нахлёстывающих воспоминаний, как в хорошем триллере про игры с подсознанием. Ужасы войны никогда его не оставят. Но он выжил, чтобы восстановить рано или поздно баланс возмездия.
В данном контексте следует упомянуть про героя Стеллана Скарсгарда — он далеко не случаен. Несмотря на то, что он такой же участник давних событий, оставивших след и в его памяти, сейчас он тот винтик, та последняя капля масла, которая закручивает механизм возмездия. Словно только ради этого он и прописан сценаристами. (А мог бы, к примеру, погибнуть на войне). Другими словами, именно этот персонаж вынуждает Ломакса к возмездию, ставя вопрос: что дальше — жизнь или смерть? И тут же становится понятно, какое «возмездие» выберет Ломакс.
И всё же… Фильм слегка нудноват, отдельные эпизоды, как и сцены развития персонажей, затянуты. Что-то нужно было включить в сюжет, но они больше отвлекают. Интересно то, что происходило на войне, и то, как поведёт себя Ломакс, встретившись, наконец, с лицом своего главного страха. Вытягивает эмоциональная игра актёров. Кидман, с чистыми голубыми глазами, полными боли, «благословляет» мужа на поездку, понимая, что тот только так сможет освободиться. Открывая дверь, она не знает, каким он вернулся; он не знает, что изменилось в ней. Они общаются посредством взглядов, говорящих лучше многих слов…
6 июля 2014
Экранизация автобиографической книги Эрика Ломакса, прошедшего Вторую мировую войну британским солдатом, взятым в плен японцами, наряду с другими каторжниками, брошенный на строительство железной дороги между Бирмой и Таиландом. Но каждодневный изнурительный труд — не самое страшное, что пришлось пережить Эрику Ломаксу. Мучительные пытки в духе того времени были уготованы британскому солдату в плену. Он выжил, но воспоминания напрочь лишили Ломакса счастливой жизни. Спустя годы у него появляется шанс отыскать одного из своих надзирателей, Такеши Нагасэ, в тех же уголках Юго-Восточной Азии, где теперь так спокойно и тихо, настоящий рай для поломников, некогда являвшийся адом для тысяч узников. На что готов был пойти Эрик Ломакс ради успокоения своей души знал только он сам.
Фильм не о войне, не о борьбе с фашизмом и его последователями. Вовсе не об этом! В первую очередь, фильм о жертвах времени. Вероятно, от экранизации ожидали увидеть несколько иной взгляд на эту полную трагизма реальную историю Эрика Ломакса, чем можно объяснить критику в адрес фильма, в котором собран блестящий актёрский ансамбль. Фильм не претендует на гениальность, изощрённость и безупречность с кинематографической точки зрения. Погоня за славой создателями за проделанную работу, используя трагедию человека, явилось бы чем-то с родни кощунственному. Фильм скромно и незаметно воздаёт почести великому поступку великого человека, каковым явился Эрик Ломакс. На премьерном показе «Возмездия», который состоялся в рамках кинофестиваля в Торонто, вся публика стоя аплодировала Патти Ломакс, присутствующей в зале, верной супруге Эрика Ломакса, который за десять месяцев до этого события, 8 октября 2012 года, скончался на 93 году жизни в родной Великобритании. Нельзя не присоединиться к авациям.
6 июля 2014
Во время Второй Мировой войны британский офицер Эрик Ломакс был захвачен в плен японской армией и вместе с другими плененными сослуживцами отправлен на строительство железной дороги, которая должна была соединить Таиланд и Бирму, и прозванная впоследствии «Дорогой смерти». Для очень многих, кто ее строил, эта железная дорога действительно материализовалась в смерть, в бесконечное металлическое ничто для тысяч обреченных. Эрик выжил, он продолжил свой нелегкий путь по дороге жизни, терзаемый кошмарами прошлого, которые ни на минуту его не отпускали.
Впервые широко представленный в рамках прошлогоднего кинофестиваля в Торонто, четвертый по счету полнометражный фильм австралийского режиссера Джонатана Теплицки «Возмездие»(в оригинале же просто «Железнодорожник») является экранизацией автобиографического бестселлера Эрика Ломакса, с предельной достоверностью и честностью рассказавшего о своем пребывании в японском плену и жизни после него. Впрочем, «Возмездие» ни в коей мере не относится к категории экранизаций, точно следующих букве литературного первоисточника, что во многом характерно для большинства картин с привкусом голливудской архетипичности, на выходе представляя из себя ни классический академичный байопик, ни броскую военную драму, а предельно сдержанное по режиссерской тональности творение, пронизанное аллегоричностью и притчевостью повествования с практически библейскими догмами, заложенными в суть ленты и преподнесенными, впрочем, для зрителей без излишней прямолинейной нравоучительности и стерильной выхолощенности.
Джонатан Теплицки в угоду большей драматургической насыщенности пожертвовал исторической достоверностью картины, перекроил во имя художественных целей, до определенного момента действия оправданных, время реальное и больше приблизил фильм к этакой нарочитой условности, в которой реальным героям отведена роль метафорических выразителей заложенных в картину идей, которые столь же многослойны, как и сюжет, разделенный на несколько периодов жизни Эрика Ломакса, с филигранной психологической достоверностью и этакой британской утонченностью воплощенного как Джереми Ирвином, так и Колином Фертом. Элегантность и драматичность исполнения подчеркнута и элегантной, сдержанной, сбалансированной режиссурой Джонатана Теплицки, характеризуемой практически полным отсутствием натуралистичной жестокости(ужасы войны как таковые остаются скорее за кадром, при этом ломка характера Эрика показана достаточно убедительно в своем реализме), но имеющей изысканную визуальную вязь и сочный психологизм характеров. По своему настроению «Возмездие» неуловимо близок Дэвиду Лину и его фильмам, в которых сугубо личное и лирическое всегда умело чередовалось с масштабностью и эпичностью действия, всеохватывающим историческим конфликтом и местом человека в нем, хотя картина Джонатана Теплицки, конечно же, чуть менее изобретательна, более прямолинейна с огневой позиции нарратива, а местами просто слишком испорчена современными постмодернистскими игрищами в полижанровость без явного сосредоточения на чем-то одном.
Вонйа по сути своей, глубоко порочной и извращенной, никогда и не отпускала Эрика Ломакса. Даже спустя более чем 30 лет он по-прежнему находится там, в лагере для военнопленных, испытывая на себе все тягости отпущенных ему мучителями страданий, которые невыразимо жестоки и нестерпимо бесконечны. Он все еще строит свою «Дорогу смерти», не находя успокоения и умиротворения. Он постоянно находится в пути, все самые значительные события в жизни Эрика произошли или были напрямую связаны с железной дорогой, которой в фильме отведена роль центрального всего сюжето-, и смыслоообразующего символа жизни и смерти, которую суждено будет пройти всем и каждому. Вся жизнь Эрика «после» ада лагеря — это сплошной поиск себя в изменившемся мире, мире послевоенном, пережившем травмы войны и зализавшем свои шрамы. Шрамы же Эрика столь глубоки и столь болезненны, что исцелением должна стать лишь месть, неизбывная и неизбежная. Но при этом мстящий полон сомнений, его раздирает изнутри дилемма морально-этического плана, ведь даже у самой праведной мести есть своя темная, губительная сторона, ибо никто, кроме Бога, не имеет право отнимать человеческую жизнь, даже если им руководят высокие цели и устремления. Помимо желания отомстить, отплатить болью за причиненную и все еще мучительную боль в человеке должно быть как его неотьемлемая часть души и спасительное милосердие, право на прощение.
Однако по другую сторону морального конфликта фильма находится тот, кого следует ненавидеть всей душой, воплощенное зло из лагеря — Тагеси Нагаси. Теплицки, не стремясь занять конкретно чью-либо позицию, вплетает в сюжет фильма историю раскаявшегося японского офицера Нагаси, который, прожив долгую жизнь, уже давно наказал себя сам за все преступления, совершенные его руками тоталитарной системой власти, в которой он был не игроком, а всего лишь пешкой, малозаметной частью всеобьемлющей системы, для которой жизнь человека не имеет внятной цены. И столкновение двух героев, в свое разделенных сторонами военного конфликта, находившихся вынужденно по разные стороны и обладающих своей правдой, полно драматизма и непредсказуемости финального решения заложенного в фильм тротила этой сложной моральной дилеммы. Уже не враги, но совсем и не друзья, Эрик и Тагаси обретают желанный катарсис каждый по-своему: один — не преступив божьи заветы и не став убийцей, другой — подчинившись им, сполна наказав себя и истерзав садистским самобичеванием собственную неспокойную душу. В конце «Дороги смерти» суждено будет увидеть не тупик, а множество поворотов. Отпустив свое тягостное прошлое, Эрик просто начнет жить.
9 из 10
16 июня 2014
Если отбросить все компоненты для создания фильма, как то: актёры и их игра, музыкальное сопровождение, мастерство оператора, то останется голая суть — сюжет, а в случае с лентой «Возмездие» он имеет основную роль. В картине расскажут душераздирающую и страшную биографическую историю британского офицера Эрика Ломакса, который оказался в японском плену и был вынужден сносить издевательства и пытки своего надсмотрщика. После окончания войны и своего освобождения, он решается на встречу со своим бывшим мучителем.
Сама эта история пугает. Пугает до основания, ведь ни в коей мере не хочется оказаться на месте Ломакса. При просмотре неотменно наступает чувство глубокого сожаления к молодому офицеру. Несколько сцен, пожалуй, гарантировано готовы затронуть фибры души и чтобы этого не случилось надо обладать железной хваткой, либо же относится ко всему происходящему как к фильму, а не как к реально происходящему, но фильм-то биографический, поэтому так поступить довольно сложно. Лично я до сих пор помню, как неистово кричал, умоляя не отправлять его в карцер, где вновь над ним будут измываться японские солдаты, молодой офицер. Любая небольшая провинность каралась самым жёстким, если не сказать жестоким путём. В фильме «Возмездие» война показана только с одной стороны — с несчастной стороны одного из воинов союзников, а вот японцы сплошь и рядом какие-то садисты. Наверное, хотелось бы увидеть и обратную сторону медали — почему же столь жестоки японские солдаты по отношению к военнопленным, это черта их непонятного европейцам менталитета? Что же, это вопрос. Но если о нём забыть, то опять же перед глазами возникает то страшное время, которое провёл британец в плену.
Фильм чередуется во временных пластах: нам показывают то современное состояние главного героя, сыгранного Колином Фёртом, то время у японцев, где отлично себя показал Джереми Ирвин. Со всей душой сыграв, он добился того, что было так необходимо — а именно искреннего сочувствия со стороны зрителя. Более опытный и заслуженный Колин Фёрт всё же таки немного перестарался. Он выразительно демонстрировал человека с сильной психологической травмой, тянущейся из военного прошлого, но когда он бравировал своим резким отношением к окружающим, то становилось понятно, что этому актёру не сыграть роль заядлого антагониста, он больше приятный и импозантный актёр, хотя для его таланта и такое амплуа стоило попробовать. Главная женская роль досталась Николь Кидман, которая прекрасно справилась с другой реальной личностью, когда сыграла в драме «Хемингуэй и Геллхорн», так что сталкиваться с актёрским исполнением настоящих личностей ей не впервой и она опять же достаточно уверенно её сыграла. В последнее время всё чаще можно заметить в «неяпонском» кино Хироюки Санаду, который недавно совсем сыграл плечом к плечу с Кеану Ривзом в «47 ронинах». Конечно, сказать, что он пришёлся по душе нельзя — ведь он был мучителем главного героя, но с другой-то стороны роль ему явно удалась: зверь зверем.
Пару слов хотелось бы сказать о режиссёре картины Джонатане Теплицки. Эта работа стала первой, которая получила достаточно широкую известность. Во многом благодаря сценарию и актёрам, задействованным в работе над ней, но думается, что это будет только толчком в его карьере, ведь картина заслуживает звания крепкой антивоенной драмы. И оператор фильма Гарри Филлипс, который работал с двумя предыдущими лентами Теплицки, отлично проделал свою работу, мгновенно передавая разницу между нынешним существованием Ломакса и его прошлым в плену.
Для поклонников жанра фильм может стать хорошим времяпрепровождением, так как, как уже говорилось, «Возмездие» — достаточно крепкая и грамотная драма. Игра актёров в ней также заставляет приглянуться к ней. Но только вот образцом жанра ей не стать, это далеко не «Пианист» и уж точно не «Список Шиндлера» и при всём этом оценка такова:
7 из 10
2 июня 2014
Этот фильм не смотрят влюбленные пары. Под него не едят поп корн, вытирая пальцы о джинсы. Он не провоцирует резких дискуссий. Этот фильм только для одного, для вас.
Маршрут Прошлое — Настоящее
Герой проделывает этот путь постоянно. Мысленно. Он возвращается во Вторую Мировую войну, в плен к японцам, в комнату, где его пытал Нагасэ. В один день, он решает вернуться по-настоящему, чтобы убить. Убить ненависть. Это центральная идея кинокартины.
Маршрут Ненависть — Любовь
Кто такой Нагасэ? Это боль от удара, голод, война. Все, только не персона. Этот образ преследовал героя всю жизнь, продолжая пытать его разум. Могут ли они понять друг друга? Стать родными душами? Сломленными, искалеченными, но как никто близкими? Эта дорога была самой тяжелой, человечной и до конца непонятной. «Может мы оба жили ради этого дня?» — задается вопросом бывший мучитель тел.
Маршрут Смерть — Жизнь
«Мы не живем, мы отряд призраков» говорится в одном из эпизодов. Все «умерли». Солдаты, офицеры, в том числе и офицер Ломакс, капитаны. Умерли в бараках, бамбуковых клетках, на желтом песке, под камнями и вдоль железной дороги. Выжили только «люди». Они должны были вернуться в мирную жизнь с комфортными поездами, радио и счетами за квартиру. Но появляется Патти. Тогда, его призрачные полеты над землей наполняются смыслами. Эта женщина — его будущее.
Что касается технических сторон «поезда».
Его как будто все время мотало из стороны в сторону. Композиция отличается нелогичностью и отсутствием какой-либо хронологии. Однако кадры живописны и контрастны. Оператор Гарри Филлипс, который уже в третий раз сотрудничает с Теплицки, показал войну и мир фотографично. В том смысле, если поставить кино на паузу, мы получим красочную фотографию, часто очень символичную. Особенно запомнился момент: на первом плане — профиль главного героя, а на заднем — британский флаг сменяющийся белым полотном с красной точкой.
Кстати, символы, как некие указатели, можно встретить не один раз. В одном из эпизодов, Ломакс, сидя в бамбуковой клетке во дворе, смотрит на летающих вокруг мух. Но черные точки вдруг становятся парашютистами, спускающимися с неба на помощь. Или: пленные слушают радио, которое передает звон церковных колоколов. Эти звуки плавно перетекают в звон колокола, созывающего на работу…
Что касается звука, то стоит отметить один незначительный недостаток дубляжа. В оригинале все японские герои говорят на английском с акцентом, тогда как в русскоязычной версии речь Нагасэ и других — звонка и чиста, что немного выбивает из созданной реальности…
Вот, под плывущие титры, мы молча покидаем поезд чужой жизни и возвращаемся в свой мир. Мир собственных решений разума и чувств.
9 из 10
24 мая 2014
Фильм снят по мотивам автобиографической книги Эрика Ломакса, который был в плену у японцев во время Второй мировой войны. Картина рассказывает нам о двух периодах жизни главного героя: военный период, когда Эрик (Колин Фёрт) и его сослуживцы в плену, и послевоенный период, когда он пытается жить дальше, как обычный человек, с которым ничего не случилось.
Первые полчаса фильма режиссер знакомит нас с главным героем, его обычной жизнь и его будущей женой (Николь Кидман). Фильм течёт спокойно и размеренно, что иногда вводит в тоску, но всё же держит в фокусе периодическими сценами послевоенных психических расстройств главного героя. Постепенно картина набирает обороты и оторваться становится крайне сложно. Фильм полон сцен из военной жизни Эрика и рассказывает о быте японский и английских воинов; о моральной выдержке и надеждах пленных, а также говорится о том, что очень редко показывают и рассказывают люди, вернувшиеся с войны. Это пытки, убийства, страдания, которые каждый из пленных переживает, перебарывает внутри себя или же оставляет их жить внутри себя до определённого момента (смерти или внутренней работы — решать каждому самостоятельно).
Весь сюжет пересказывать бессмысленно, так как лучше фильма или книги передать историю вряд ли возможно. Но я хотел бы остановиться на последней части фильма. Фазе примирения между Эриком и его главным мучителем Такеши (Хироюки Санада). Эти моменты полны эмоциональности и драматизма, которые заставляют зрителей, отчасти, пережить то, что ощущает главный герой и ставит перед ними вопрос: «А как бы Вы поступили на его месте? Дали бы выход мести, ненависти или прощению? Хватило бы у Вас на это сил?» Я не смог сдержать слёзы, когда Такеши пытался извиниться за всё что сделал перед главным героем. И преклоняюсь перед Эриком Ломаксом, который сумел перестать ненавидеть Такеши, простить его и сделать его своим другом.
Актерская игра не вызывает никаких нареканий. Колин Фёрт, Николь Кидман, Стеллан Скарсгард, Хироюки Санада и молодой Эрик — Джереми Ирвин сыграли просто изумительно, даря эстетическое удовольствие и долю эмоций зрителям за что им огромное спасибо.
Иногда чувства берут верх над логикой. Боль, страдания и ненависть затмевают всё. И нужно большое мужество, сила воли и человечность, чтобы простить, принять и отпустить прошлое, для того, чтобы было будущее.
9 из 10
16 мая 2014
На языке оригинала название фильма значится как The Railway Man. Поэтому пока шли начальные титры, я вспоминал и «Станционного смотрителя» Пушкина и группу «Наутилус Помпилиус» с ее песней «Железнодорожник» из последнего альбома «Крылья», в котором автором слов является покойный ныне Илья Кормильцев. Отец всех главных афоризмов «Нау».
Такие ассоциации допускались, так как картина обещала быть камерной, театральной, с множеством диалогов и глубинным погружением в душу человека. Ещё бы, ведь, странами-производителями указаны Австралия и Великобритания, не США. Что как бы намекало на атмосферу без спецэффектов, но драму английского права.
Кроме этого, актеры из фильма, несмотря на востребованность в массовом кино, успели сыграть в нишевых, но очень интересных проектах и стать частью замыслов великих режиссеров. Колин Фёрт вылечил «Травму», Николь Кидман влюбила меня в себя в «Газетчике», Стеллан Скарсгард сыграл у Триера в «Нимфоманке».
Так, что начиная играть в русскую рулетку с самим собой, я почти знал, что револьвер выстрелит сразу.
Что, собственно, и произошло. Я был поражен. Как будто в зеркало глянул.
Будучи под 50 я бы тоже не пытался уболтать приятную женщину, даже если в молодости был красавчиком. Постарев, я бы тоже не поддавался порывам влюбленности, а ставил бы чувство в очередь за разумом. И, скорее всего, моё сердце всё равно перетянуло бы одеяло на себя, лишь задремал мозг.
Хотя ничего удивительного в зеркальности судеб нет. Даже если ты не ветеран войны.
- Какой приятный сюрприз, я знала, что так будет.
- Я все просчитал, чтоб оказаться здесь случайно.
10 из 10
P.S. Режиссер: некий Джонатан Теплицки. Портфолио небольшое, в основном сериалы. Однако пусть это не пугает. Вспомним Стива МакКуина, который снял всего-то «Голод», (гребанный) «Стыд» и сразу оскароносные «12 лет рабства».
14 мая 2014
Синтез искусств. Идеально подобранная история, грамотная адаптация, чётко прописанные характеры, глубокий драматизм, воодушевляющий саундтрек и достойная художественная постановка.
Сюжет.
За основу взята крайне мрачная автобиография британского офицера, который попал в плен к неприятелю в результате переломного хода войны. После данного факта показана абсолютная реальность происходящего, что и является важным достоинством картины.
Мораль фильма будет отображать не только важность стойкости и мужества, но и продемонстрирует умение жить после самых ужасных времён и происшествий, а также докажет необходимость должно принимать любые последствия этих событий.
Актёрская игра.
Колин Фёрт потрясающе передаёт характер людей, которые имеют определённые проблемы со здоровьем. Зритель сразу погружается в его игру, начиная верить проблемам и подвигам его героя. Без каких-либо гипербол.
И в данном фильме Колин очень хорош, но лучшей его работой по-прежнему остаётся роль Георга VI в бессмертном шедевре «Король говорит!».
Николь Кидман. Трудная роль и крайне важная задача, а также мало экранного времени, но блестящая реализация каждой сцены.
Джереми Ирвин сыграл просто великолепно. От надежды до ненависти. Все его эмоции с точностью передают тёмный тон войны. Перспективный актёр, который скоро будет отмечен многими кинофестивалями и академиями.
Сценарий.
Достаточно грамотная адаптация, которая смогла подчеркнуть главные идеи и мораль. Остальное говорит история.
Режиссура.
Джонатан Теплицки снял очень честную и правдоподобную драму, показав истинное искусство.
Браво!
10 из 10
13 мая 2014
В «Возмездии» мы наблюдаем ужасы войны, жестокость пыток, беспощадность, и проблески надежды — ведь главный герой остался жив. Однако, какая участь заготовлена для тех, кому посчастливилось вернуться? Внезапные вспышки гнева, страха, ужаса, бессонница, жажда мести? Насколько вероятно построить тихую, счастливую жизнь рядом с любимым человеком? Что хранит память и каковы возможности человеческой психики противостоять пережитому ужасу? Что таится под хладнокровным спокойствием этого бывшего офицера? Или всё же многое зависит от того, что мы называем «духовность»?
На той железной дороге, строительство которой происходит в военное время, мы видим еще совсем молодых парней — британский офицер-инженер Ломакс и японский офицер-переводчик Нагаси. Так суждено, что бывшему пленному суждено встретиться со своим мучителем много лет спустя. Чем закончится эта встреча и что она способна принести?
- «А ты рассказываешь им о том, что вы делали с нами?
- Нет.
- Я тоже».
Некоторые вещи не принято рассказывать. Воспоминания тяжелы и ужасны. И только им двоим решать, как они поступят со своим прошлым. Прощение, принятие, смирение, очищение — таков выбор этих людей, непростой судьбы и невероятной силы духа.
11 мая 2014
«Для воевавших война никогда не кончается» (Курцио Малапарте).
Данный тезис довольно четко вплетается в канву картины и как нельзя лучше, характеризует главного героя — Эрика Ломакса. В молодости, этот британский офицер участвовал во Второй мировой войне и был взят в плен японскими войсками, вследствие чего, прошел все лишения, и тяготы пленения, подвергался унижению, жесточайшим пыткам, но в итоге остался жив. После окончания войны он был освобожден и вернулся к нормальной жизни, но даже спустя десятилетия, призраки прошлого его не покидали, каждый раз всплывая в воспоминаниях. Хоть мир и наступил, но для Ломакса война продолжалась и поэтому, долгое время, мечтая о возмездии, он решает встретиться со своим мучителем, чтобы расставить все точки над и…
Картина у Джонатана Теплицки получилась немного скомканной и неудобно смонтированной, но при этом смысловой, атмосферной, гнетущей и если не интересной, то любопытной. В ней затрагиваются вопросы понимания того, что считать слабостью, а что силой, как остаться человеком в условиях войны, и как жить после ее окончания. Вообще, такие понятия как, желание жить и смерть, любовь и месть, жестокость и милосердие, занимают центральное место в фильме, который в свою очередь основан на реальных событиях.
Война меняет людей, оставляя серьезный отпечаток на душе, как у победителей, так и у проигравших. В связи с этим правильно говорят, что в такой ситуации нет победителей и быть не может, ведь люди меняются, ломаются и творят немыслимые поступки, которые в мирное время, привели бы в ужас любого здравомыслящего человека. Оно и понятно, ведь военные действия являются экстремальной ситуацией, в которой у людей просыпаются низменные, первобытные, хищные инстинкты, в первую очередь инстинкт самосохранения, побуждающий человека выживать любой ценой… Но стоит отметить, что хищник в любой момент может сам стать жертвой, вопрос только в том, как с ним поступят. «Возмездие» хорошо справляется с доставкой этой мысли до зрителя.
Внимание в ленте по большей части заострено на Эрике Ломаксе, молодом и взрослом, но больший интерес вызывает взрослый, которого очень достойно и убедительно играет Колин Ферт. Его персонаж эксперт в области железных дорог и поездов, это его фетиш, любовь, которая до определенного момента была единственной отдушиной, отвлекающей от воспоминаний о днях плена. Весь пронизанный болью, напряжением, обидой и страданиями, он встречает девушку Пэтти (Николь Кидман), понимающую, заботливую, сопереживающую, которая становится для него, спасательным кругом, лучом света во мраке.
Стоит все же отметить и Джереми Ирвина, сыгравшего молодого Ломакса, которому пришлось испытать унижение, пытки издевательство и многое другое, при этом оставаясь стойким. Актеру, удалось передать всю боль и эмоциональный фон своего героя.
«Возмездие» если не учит, то пытается донести на примере героев, что насилие это не выход, и оно порождает другое насилие. Сила человека заключается в милосердии, в умении перебороть себя и простить обиды, перенаправив энергию в положительное, созидательное русло. При этом необходимо наличие рядом близкого, любящего, понимающего человека, вместе с которым будет легче пережить все невзгоды.
P.S. Стоит помнить войны, произошедшие в мировой истории, дабы вынести из них хоть какой-то урок и не совершать подобных ошибок в будущем.
11 мая 2014
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» Библия, Новый Завет
«Возмездие» — это история о британском молодом лейтенанте-инженере Эрике Ломаксе, попавшем в плен к японцам во время Сингапурской обороны и испытавшем на собственной шкуре все ужасы войны. Лента основана на автобиографической книге человека, которого судьба, в лице командиров Императорской Японии, вместе со многими другими, отправила на строительство печально известной Тайско-Бирманской железной дороги.
После нескольких лет непрекращающихся пыток, унижений, побоев и тяжелейшей, выматывающей работы, Ломакса в прямом смысле вытаскивают из этого ада, но он, кажется, навсегда остается там, прикованный к тем клеткам жестокостью мучителей, привязанным к той земле отчаянным сопротивлением и непреходящей жаждой мести. Он возвращается туда, откуда нет выхода, во сне и в галлюцинациях, в припадках исступленной паники. И от этого ощущения вечного плена его не спасают ни горячо любимые им железные дороги туманной Шотландии, ни жаркие земли Золотого побережья, куда он отправляется добровольцем Британской Колониальной Службы. Надежда на освобождение от неизменного кошмара появляется в виде прекрасной Пэтти («Я видел, как он оживился только один раз, когда встретил Вас»). Она входит в его закрытую жизнь тихими и успокаивающими шагами, но этого оказывается недостаточно для того, чтобы Эрик смог побороть всех демонов своего прошлого.
- Ты так и не сдался.
- Я все еще воюю.
Его друг Финли, разделявший с ним тяготы и страдания военного времени, кажется, жаждет мести даже больше, чем замкнувшийся в себе Эрик. Он находит заметку, в которой говорится о том, что бывший офицер кэмпэйтай, пытавший Ломакса, живет и здравствует, и предлагает убить его. «Для нас уже слишком поздно, но ты еще можешь попытаться. И я хочу, чтобы на этот раз ты меня не проигнорировал». На секунду возникает обманчивое впечатление, будто зацикленный, живущий в своем мире Ломакс сможет отказаться от мести, во имя своей жены и своего нового положения, но он, кажется, и сам не верит в то, что говорит в тот момент. И вот, после очередной трагической отправной точки, вычерчивающий в его жизни новый поворот, Ломакс отправляется по второму кругу. В полном молчании, никого не предупредив, он покидает дом, чтобы встретится лицом к лицу с тем, что он пережил, и продолжает переживать едва ли не каждый день своей жизни. Ведомый местью и желанием положить конец всему этому безумию, в финальной отчаянной попытке обрести покой, Ломакс отправляется в Канчанабури.
Как уже здесь упоминалось, фильм снят без излишнего военного пафоса и мелодраматичности, что, безусловно, является плюсом и делает героев ближе и понятнее зрителю, он показывает солдат, оставшихся людьми (или потерявших всякую человечность почти полностью). Возмездие позволяет рассмотреть поближе две стороны одной медали, отражает понимание раскаяния и страдания, раскрывает понятие чести и достоинства, и оставляет зрителя на распутье размышлений о разнице между войной и мирным временем. Острее всего эта разница проявляется в сознании Ломакса, на пересечении двух плоскостей настоящего и прошлого, из которого Эрик все никак не может выбраться.
Каким простым и в то же время невыносимо тяжелым кажется все на войне, когда смерть следует за тобой по пятам, и как запутанно все в мирное время, когда становится невероятно сложно определить, кто твой друг, а кто враг, кто жертва, а кто мучитель. Эти вечные вопросы — какие проблемы, какие решения и какие последствия остаются в наших душах и в нас самих после всего пережитого, — для каждого отдельно взятого человека всегда будут заканчиваться своими собственными ответами и решениями.
Ломакс знал, что должен выжить и отомстить, знал, что должен оставаться мужчиной и человеком, знал кто его друг, и кто его злейший враг, он мог видеть и чувствовать это каждой клеткой, каждым мускулом своего тела на протяжении нескольких мучительных лет. Он выполнял приказы и искал ориентиры, способные вернуть ему его настоящую жизнь. Эта смесь болезненного осознания произошедшего, жажды мести и исступленного страха, желания наконец-то обрести покой навсегда осталась выжженной в его сознании, так же, как и воспоминания о жестокости его врагов и изуверствах, которые те совершали над ним.
Ты — единственный, кто сказал мне правду
Мучитель Эрика на протяжении всего является удивительно ясной, предельно ощутимой тенью и почти в самом конце наконец обретает настоящие черты, возникает усталой фигурой, облеченной в плоть осознания, сожаления и раскаяния. Он — главная деталь из прошлого Ломакса, которую тот запомнил на всю жизнь, за пару минут раскрывается в совершенно новом свете. Его паломничества вызывают поначалу лишь недоуменный смешок, «серьезно, таким способом?». Но постепенно история тех лет, которые он проживал после войны начинает пробирать все сильнее и глубже, а все его существо выдает полную готовность, и даже желание принять то, что он заслужил.
Именно концовка, раскрывающаяся прощением, которое, уж точно не стирает все эти годы из памяти этих двух людей, наоборот, закрепляет их там еще больше, но дает какой-то смысл и надежду жить дальше, а не пытаться и дальше выживать в этом бесконечном лабиринте из страхов и воспоминаний.
Здесь есть плавное и ровное повествование, которое может поначалу отпугнуть. Иногда оно прерывается жарким солнцем, брызжущем в глаза и заставляющим зажмуриться с непривычки, зеленью джунглей и камнями в многокилометровых траншеях, покрытыми кровью, потом и пылью. Отстраненные сцены настоящего сменяются более живыми, но такими же ровными и неторопливыми сценами адской жизни на строительстве Дороги Смерти. Они изматывающе неспешны и верны своему постоянству, что только усиливает ощущение полнейшего бессилия, впечатление ужасающей жестокости.
«Возмездие», быть может, и не претендует на полную историческую и культурную достоверность и правильную хронологию, в искажении которой его упрекают, но внимания заслуживает определенно, как фильм крепко сбитый, талантливо поставленный, талантливо снятый и талантливо сыгранный. Он бьет по нервам и забирается куда-то глубоко под кожу, упрямо не желая отпускать сознание даже после того, как вы его выключили и тяжело вздохнули.
9 мая 2014
Война ломает людей, это ни для кого не секрет. Слишком много фильмов посвящены ужасам войны, и появление на экранах «Возмездия» скорее настораживает, чем заинтересовывает. Чем же примечательна история Эрика Ломакса? Что вдохновило режиссёра и притянуло в проект таких звёзд, как Николь Кидман и Колина Фёрта? И какое отношение имеет ко всему железная дорога, обозначенная в оригинальном названии?
Первые несколько минут картины, где главный герой лежит на полу и читает стихи, пожалуй, самые трогательные. Ломакс в шести строчках выразил то, что не удалось режиссёру за весь фильм: библейскую мудрость, житейскую простоту и горький человеческий удел. Дальше — Колин Фёрт встаёт с ковра, садится в поезд и попадает в западню флэшбеков, предсказуемо расставленную Теплицки. Две линии повествования идут параллельно, как рельсовые пути: в одном вагоне постаревший Ломакс встречает свою последнюю любовь, а за окном в соседнем поезде мельтешит его трагическое прошлое. Сюрпризов в дороге ждать не приходится, и непоседливый зритель быстро заскучает.
К экрану ничто не приковывает: Фёрт ходит как в воду опущенный, Кидман явно постарела, Ирвин прячет свою смазливость за очками в роговой оправе. Иногда не поймёшь, то ли герои ведут себя нелогично, то ли режиссёр выкидывает важные звенья цепи. Сравнить хотя бы сцену знакомства в поезде с аналогичной в «Перед рассветом» — просто небо и земля! Никакой магии, никакой химии между актёрами, отвратительнейшие диалоги. Эмоции в фильме больше подразумеваются и называются, чем отыгрываются и чувствуются. Удивительно, что Ломакс до свадьбы ни разу не «сломался», не устроил истерик, не ушёл из дома, хлопнув дверью. Удивительно, что он вообще смог полюбить, когда носил в себе обиду на весь мир и всё ещё жил прошлым. Образ Пэтти вообще какой-то придаточный: неясно, что она нашла в искорёженном войной мужчине, почему так терпеливо пыталась разобраться в нём и помочь. Кидман без труда выполняет функцию тыла (верной, заботливой жены), но сыграть женщину здесь возможности не представилось.
«Ужасы войны», так тяготившие Ломакса, оказываются стандартными пытками. Ирвин убедительно потеет, облизывает пересохшие губы и зовёт мамочку, но всё же не вызывает у зрителя содрогание. Опять же, состояние главного героя скорее обозначается, чем оживает на экране. Мы понимаем, как всё было ужасно, но не выпадаем из реальности вместе с Ломаксом, не возвращаемся к тем дням снова и снова. Поэтому нож, появляющийся под конец истории, выглядит несколько странно. Ни Фёрт, ни Ирвин не изображали ненависти к японцам (хоть это и логично), но за полчаса до конца оказывается, что история эта о мести. Естественно, что европейцы не умеют мстить, как на Востоке, и кровавого финала можно не ждать. Режиссёр разрешил всё полюбовно, да так, что близость между Ломаксом и его палачом Нагасе кажется проникновенней заварушки с Пэтти.
Смещённые акценты и общая несуразность истории мешают воспринимать фильм серьёзно. Фёрт и Кидман не наиграли ни на одну номинацию, а Теплицки попросту не знал, где в происходящем начало, а где конец. В итоге, получилось стандартное кино о войне, запоминающееся разве что названием.
6 из 10
9 мая 2014