Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Полет |
английское название: |
Udaan |
год: | 2010 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Викрамадитья Мотване |
сценаристы: | Викрамадитья Мотване, Анураг Кашьяп, Сатьяншу Сингх, Деваншу Сингх, Devanshu Singh |
продюсеры: | Анураг Кашьяп, Sanjay Singh, Арти Баджадж, Дипа Де Мотване, Ронни Скриввала, Викас Баль, Сидхарт Рой Капур, Викас Бал, Деван Кхоте, Зарина Мехта |
видеооператор: | Махендра Шетти |
композитор: | Амит Триведи |
художники: | Адитья Канвар, Вилас Колап |
монтаж: | Дипика Калра |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $7 461 |
Мировые сборы: | $7 461 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 17 мин |
Взлёт (Udaan) — переводится по-разному, и как Полёт также. Смотрела полгода назад, даже немного писала на форум про него, но фильм не забывается. На мой взгляд, это и есть признак настоящего искусства: ты помнишь сюжет, имена актёров и их образы, отзывы критиков и место картины в церемониях награждения.
Эту полукамерную неброскую психологическую драму я смотрела не отрываясь, как боевик, и горячо сочувствовала героям. Повествование ведется медленно, спокойно, крутых поворотов сюжета не наблюдается, эффектов нет, неожиданностей также, не считая некоторых слов и поступков главных героев, конечно, вполне обычных, но не ожидаемых зрителем.
В центре картины подросток 16—17 лет, несостоявшийся выпускник дорогого закрытого интерната, вытуренный оттуда за дисциплинарные нарушения. Мальчик одарён — пишет стихи, и хорошие, собирается стать литератором. Из семьи имеется отец и дядя, мать умерла в детстве. Бесславно возвращаясь домой, в заштатный городишко, парень вновь знакомится со своим отцом, который не навещал его в интернате лет 8, и с изумлением узнает, что у него имеется брат 6 лет, прижитый отцом от неудачного брака. И вот вновь испечённые родственники становятся одной семьёй под одной же крышей. Маленькая квартирка, 1 кровать на 2-х братьев, небольшая фабрика отца по выпуску каких-то железок, кормящая семью, суровая утренняя зарядка втроём, долгая скучная изматывающая работа на фабрике днем и инженерный колледж вечером — вот совсем не праздничная реальность, встретившая недавнего представителя «золотой молодежи» дома. Редкие походы в гости к семье бездетного дяди, обожающего племянников, как глоток кислорода для 2-х мальчишек, получающих здесь щедрую порцию родственной любви и внимания. Стихи юного поэта мы слышим именно здесь, а не в родном доме.
Образ непростого мальчишки Рохана актер-дебютант Р. Бармича воплотил хорошо, например, я его помню и узнаю, если увижу, чего не могу сказать про всех актёров. Тонко чувствующий добро и несправедливость, равнодушие и участие, парень сначала и сам не кажется заботливым и любящим, а фильм, конечно, же про любовь. Но вот нужно внимание отцу, затем — помощь братишке, и наш герой немедленно оказывается рядом с родственниками. Время, проведенное с новыми родственниками, сблизило его с одиноким и забитым братишкой, у старшего брата появилась, не сразу, ответственность за малыша. А вот с отцом парень расходится всё дальше и дальше, отказываясь понимать необъяснимые равнодушие и даже неприязнь родителя к сыновьям. Мальчика гонит из дома холодность отца, он ведёт свою тайную жизнь, куда входит и творчество, и забавы с новыми друзьями. Вот девчонок совсем нет в этом мужском фильме, их здесь некуда вставить, картина заполнена семейными и духовными проблемами. В мальчишке крепнет день ото дня решимость разорвать этот порочный круг отцовской жестокости, неприятия отцом другого мнения, нежелания прислушаться к потребностям сыновей и брата, и наконец, убежать от постылой и однообразной жизни, созданной отцом для своей семьи. Семья, благодаря отцу, живет в какой-то мрачной атмосфере тяжёлого долга, очень безрадостно, однообразно, под страхом и гнётом. Когда отец избил малыша и решил законопатить того в далёкий интернат, терпению старшего сына пришел конец. Морально и физически победив отца, унизив его (это традиция инд. кино — сломить врага, а отец воспринимается сыновьями как враг), ребята бегут от него в другую, трудную, но, по их представлениям, счастливую жизнь без давления и страха. Здесь, на пороге родительского дома, и начинается их взлёт к настоящей жизни, выбранной ими, а не навязанной.
Не сразу, исподволь, постепенно предстает перед нами очень сложный, неоднозначный образ отца ребят — Байрава Сингха. Молодой ещё видный мужчина, весьма спортивный, деловой предприниматель, правда дела не ахти, по-своему заботящийся о сыновьях. В доме есть еда и питьё, дети одеты, учатся не в худших школах, отец заботится об их будущем, которое, правда, он определил сам, не советуясь с ними. Но родитель совсем не разговаривает с детьми, не интересуется их потребностями, желаниями, не проявляет к ним любви и ласки, не считает это нужным. В доме все живут по определённому скучноватому порядку, неукоснительно соблюдаемому. За провинности и слово поперек отец наказывает детей — бьёт. По мысли отца, он создал детям правильную и рациональную жизнь, в ней нет места чувствам и другому мнению, и разумеется, недовольству. Будущее детей распланировано и определено им, оно защитит их от нищеты, даст им профессии, разовьёт их физически, укрепит здоровье — вот и весь его долг перед сыновьями. Детей он считает своей собственностью, не очень нужной. Чужого влияния на них он не терпит, ограничивая их общение с любящими дядей и тётей. Но этот железный человек-робот вовсе не счастлив сам, несколькими эпизодами режиссер дает нам это увидеть. Он любил и наверное ещё любит свою первую покойную жену и ревнует к ней сына, которого та любила больше. Он едва терпит своего младшего брата — веселого доброго толстяка, счастливого, правда, бездетного семьянина, считает его неудачником и порывает с ним. Он напивается по вечерам, спьяну высказывая старшему сыну свои тревоги, которые его беспокоят. Он тоскует по женщине и женится в финале на какой-то безликой одинокой матери. Он слегка напоминает тех старых деспотичных отцов из инд. фильмов, которые играют жизнями своих юных детей. Но разница с теми персонажами разительна. Прекрасный актер, которого я не знала ранее и перепутала с Рохитом Роем, создает какой-то новый и необычный, нетипичный образ. Отец в его исполнении не орёт, не машет руками, демонически не хохочет, не толст, не глуп, образован. Его эмоции запрятаны глубоко внутри и он их редко демонстрирует, создавая видимость совершенно бесчувственного мизантропа. Одна его эмоция, иногда вырывающаяся наружу в общении с роднёй, — это гнев. Гнев распирает его на всех окружающих за то, что они не похожи на него, не хотят жить по его правилам. От игры актера приходишь в замешательство, в дрожь, в остолбенение, — так случилось со мной. Я поддерживаю все его награждения, он сыграл лучше моего любимого Вивека в Кровавая сага.
По иронии судьбы и как метко показано авторами, старший сын не во всем отрицает отца. Долгие и изматывающие утренние тренировки отца и сына не пропали даром: сын победил отца, побив и обогнав его. Равнодушие отца к детям подружило их, жестокость — заставила быть хитрыми. Вот так отцовские ценности плавно и частично вошли в жизнь сыновей, трансформировавшись чудесным образом в достоинства.
Фильм из моих любимых, советую любителям психологического кино.
Музыка закадровая, фон, ни песен, ни танцулек нет. Смотрите!
24 сентября 2011
Фильм оказался неожиданно тяжёлым для просмотра. Есть вещи, которые конечно встречаются в реальной действительности, но которые выносить на экране, представленные чрезвычайно реалистично, во всяком случае, лично мне очень сложно.
Кино подымает проблему взаимоотношения старших и младших членов семьи так, как она часто бывает на Востоке. Уважение и подчинение старшим, практически беспрекословное послушание — одна из важнейших семейных ценностей. Однако, как говорили древние греки, всё хорошо, если оно в меру и ничто не должно абсолютизироваться. Здесь же именно такая абсолютизация и полное навязывание своего мнения патриархом младшим членам семьи.
Очень страшно было смотреть на жестокость. Страшно, когда такому обращению подвергается существо, заметно более слабое, а тем более и вовсе уж беззащитное.
Фильм с одной стороны снят в чрезвычайно реалистичной манере, переходящий временами в буквальный натурализм. Это непросто правдоподобие — это действительно сама жизнь, жизнь какой она бывает.
Фильм очень психологичен, характеры трёх основных персонажей тщательно проработаны до мельчайших деталей. Обстановка вокруг них и поступки как реакция на внешние обстоятельства и на поведение других людей — чётко обрисовывают внутренний мир каждого из них, их чаяния и стремления, их мировоззрение.
Понравилось, что, несмотря на жёсткость фильма, в нём много небольших поэтичных моментов, связанных с каждым из двух братьев, таких как блуждание в окрестностях города старшего или детские игры младшего.
Закадровая музыка местами очень красивая и гармонично дополняет, визуально воспринимаемое действо.
Младший братик — Арджун. Милое маленькое создание со светлым личиком полностью беспомощное перед произволом старших и более сильных. Сердце сжималось в комок, глядя на него. Особенно тронул момент, когда малыш пытался взять старшего брата за руку, ища в нём поддержку и защиту перед огромным миром, а тот досадливо стряхнул маленькую ручонку. Я вдруг почувствовала всю эту беззащитность… отсутствие ласки… жажду любить и быть любимым. Как малышу не хватало тепла и любви, ни от кого он её не видел, нигде её не мог получить.
Старший брат — Рохан — главный герой кинокартины. Очень понравился мальчик игравший его. Такое одухотворённое лицо, огромные близко посаженные глаза, очень умные. Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. В нём, его характере, в его душе самым противоречивейшим образом переплелось всё типичное и нетипичное для его возраста.
Типичное: он подросток, взрослеющий мальчишка, любящий похулиганить. Его, как и всех подростков его возраста, прельщает романтика ночных похождений: тайком сбегать на киносеанс для взрослых, тайно покататься с приятелями на родительском авто, тайно курить и выпивать в баре, устроить драку и вовремя благополучно выбраться из неё; и романтика мужской дружбы.
Но с другой стороны — он всё же необычный мальчик. В его душе проснулся поэт, его тянет временами к одиночеству, его душу обуревают сильные чувства, рождающие очень красивые поэтические слова. Иносказательно, в стихах он выражает самого себя — раскрывает свой внутренний мир и своё восприятия мира внешнего. И это восприятие, как оно отражается в его ещё юношеской поэзии уже не по-детски глубоко, в чём-то аналитичное, в чём-то философское, в чём-то возвышенное, в чём-то фантастичное.
Отец — деспот и тиран. Человек раз и навсегда придумавший правила для своей жизни и только их считающий истиной в последней инстанции. Искренне верящий в то, что он вправе навязывать свои мнения и правила своим сыновьям, а те беспрекословно должны ему подчиняться. Человек с очень призёмлённым, абсолютно насквозь материалистичным и прагматичным мировоззрением. Ничего не видящий за пределами своих узких материалистичных взглядов и придуманных им раз и навсегда правил. Эти правила для него вся жизнь и весь мир. Только их он и считает правильными и справедливыми. Поэтому он искренне верит в то, что заставляя сыновей следовать им, поступает верно. Понять же своих детей, попытаться заглянуть в их души или хотя бы поверить, что за пределами его правил есть и ещё иной мир, и что не все его взгляды верны — он просто не в состоянии. Он истый фанатик собственно мировоззрения, нетерпимый к любому проявления инакомыслия и готовый подавлять его самым бездушным насильственным методом.
Фильм о внутренней борьбе, борьбе за свободу, против авторитарного внешнего принуждения, о борьбе за право на собственное мнение, на собственную жизнь и за свой собственный путь. Об очень нелёгкой борьбе со своими внутренними страхами и нерешительностью. О трудном пути к взлёту.
Серьёзное, глубокое, психологическое и качественно сделанное кино о людях, их отношениях и жизни вообще.
10 июня 2011
Сложно описать этот особый фильм для индийского кино. Но нужно. Нужно, потому что с моей точки зрения это лучший индийский фильм 2010 года. И не только с моей. Несколько индийских кинопремий объявили «Полет» лучшим фильмом с точки зрения кино-критиков.
«Полет» даже язык не поворачивается назвать болливудским фильмом. Хотя это именно болливудский фильм, спродюсированный известным режиссером Анурагом Кашьяпом и популярной компанией UTV, которую возглавляет Ронни Скривала и который выводит фильмы на массовую аудиторию.
Хотя я не смотрел все заметные фильмы 2010 года, но выделил бы, как наиболее интересные: Полет, Мольба, Меня зовут Кхан и Свадебная церемония. Трудно их сравнивать, так как жанры совсем разные.
И все таки я ставлю выше «Полет» над другими картинами. Более искренняя история, которая глубже затрагивает, актерский ансамбль без сомнения самый лучший (подросток, ребенок и два взрослых мужчины — все играли превосходно), держит в напряжении до конца. «Полет» выдержан на верной чувствительной ноте и этим он бьет своих конкурентов, которые театральны и постановочны, хотя и более масштабны.
9 из 10
30 мая 2011