Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Отчаянная домохозяйка |
английское название: |
Potiche |
год: | 2010 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Большой переполох в маленьком семействе» |
режиссер: | Франсуа Озон |
сценаристы: | Франсуа Озон, Пьер Бариллет, Жан-Пьер Греди |
продюсеры: | Эрик Альтмайер, Николас Альтмайер, Ален-Жиль Вьельвуа, Фабрис Дельвиль, Женевьева Лемаль |
видеооператор: | Йорик Ле Со |
композитор: | Филипп Ромби |
художники: | Катя Вышкоп, Паскалин Шаванн, Стефан Рубенс |
монтаж: | Лор Гердетт |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $193 330 |
Сборы в США: | $1 618 844 |
Мировые сборы: | $23 175 356 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 сентября 2010 г. |
на DVD: | 10 марта 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Мне кажется, это могло бы произойти не только в 70-е. Но главная изюминка фильма именно во времени картины.
Катрин Денев играет обычную домохозяйку, которая 30 лет только и делала, что стирала, убирала, готовила. Тут у ее властного мужа случается инфаркт, и ей приходиться встать у руля его компании. Оказывается, что она не только справляется с ролью босса, а дела даже начинают идти лучше, чем было при ее муже. Это Сюзанну совершенно преображает и дает толчок целому феминистскому движению во Франции.
Все просто, очень весело, актеры яркие, с харизмой. Должна заметить про актерский состав: играют все самые популярные звезды французского кино, даже маленькие роли.
28 июля 2017
«Я решила быть счастливой».
Франсуа Озон умеет снимать красивое, ироничное кино, искусно балансируя между сентиментальностью и реализмом. На этот раз его героиня в великолепном исполнении Катрин Денев — женщина в браке, превратившаяся в предмет мебели за 30 лет семейной жизни. Муж забывает про день рождения, и про то, кому он всем обязан. У дочери своя семья, и она не стесняется в выражениях, когда озвучивает своей матери мнение о ее жизни и ей самой. Сын — отрада. Творческий, красивый, спокойный молодой человек поддерживает маму, вносит мир и гармонию во все происходящее, которое довольно абсурдно. Абсурд заключается в комедии положений: отношения семейной четы по-французски фривольны и основаны на обмане. Ситуация достигает апогея, когда героине приходится примерить на себя роль кормильца семьи из-за болезни супруга.
И тут выясняется, что она сильная, умная и самодостаточная настолько, что уже и к первой любви возвращаться не хочется, и доказывать никому ничего не надо, а можно просто делать свое дело, например, управлять фабрикой, быть женственной и красивой, радоваться тому, что есть.
Образ героини удивительно хорош и объемен. Она элегантна, гармонична и независима. Все неудачи она воспринимает с улыбкой, при этом не кажется отстраненной или жестокой.
В фильме нет плоских или негативных персонажей. Есть красота, гармония и жизнь. Франсуа Озон не судья своим персонажам, что бы они ни вытворяли. Он — скорее наблюдатель, художник поворотных моментов, мастер нюансов.
Данная картина поражает своей скромностью на фоне остальных работ режиссера, но зрителю мало знакомому с работами Озона может показаться довольно откровенной.
На самом деле, кино отлично вписывается в дискурс французского кино, это тот случай, когда киноязык Озона сопоставим и используется для диалога с фильмами Андре Тешине, Эрика Ромера и поздними работами Алена Рене.
Дуэт Катрин Денев и Жерара Депардье — традиционен. Их легко представить вместе еще с классического французского шедевра «Я вас люблю» Клода Берри. Также очевидна аллюзия и к культовой картине «Шербургские зонтики».
Фильм оставляет послевкусие. Трансформация героини — гимн свободе и выбору собственного пути независимо от мнения окружающих. Когда становишься наблюдателем подобного триумфа появляется вера в собственные силы и энергия идти вперед своей дорогой к собственным целям.
14 апреля 2015
«Отчаянная домохозяйка» — ироничная, эксцентричная комедия от французского режиссера Франсуа Озона 2010 года. Фильм получился забавным и милым, снятым чисто в духе и красочной атмосфере этого режиссера. Озон в своем очередном фильме собрал замечательный сосав французских актеров, поэтому его и кино привлекает к себе внимание.
Мы видим одну домохозяйку. Ее муж возглавляет завод по изготовлению зонтиков. Он не очень хороший человек, более того изменяет своей жене. Вскоре отчаянная домохозяйка берет все в свои руки и занимает место и пост своего мужа. Мы видим ее перемены, ее неожиданную властную руку и любовь, которую к ней питает один загадочный человек…
Фильм красочный, позитивный и легкий. Если Вы ценитель фильмов Озона, то получите от картины удовольствие. Если Вам не нравится творчество этого режиссера, возможно этот фильм не для Вас. Главную роль Озон отдал в руки очаровательной Катрин Денев. Я люблю эту актрису, и всегда с удовольствием смотрю, как она играет. В этой комедии Денев была как всегда прекрасна и играла комично. С ироничной ролью справилась. В остальных ролях принимали участие такие французские звезды, как Фабрис Лукини, Карин Вьяр, Жюдит Годреш и Жереми Ренье. Все они создали отличную атмосферу в фильме, и было при просмотре правда комично и смешно. В небольшой роли было конечно же приятно увидеть Жерара Депардье.
Франсуа Озон чаще всего снимает глубокие фильмы с секретами и с присутствующей иронией. Чистых комедий у него мало, поэтому это кино было неожиданно, но снято полностью в стиле этого режиссера. Комедия получилась позитивная и легкая, на один раз.
7 из 10
30 ноября 2014
Франсуа Озон, в своих фильмах наглядно демонстрирует режисёрскую безуминку: в его фильмах присутствует смерть и разврат, тесно переплетённые друг с другом, эта картина удивила меня тем, что в нём не было и намёка на грязь, пошлость он превращает в шутку, а несправедливость мягко карает.
Милейшая женщина, тщательно скрывает обиду на мужа, который ей не прекращает изменять, более того она открыто высмеивает его неумелость спрятать это, за что он и взрослые дети называют её вазой, чьё мнение никому не интересно. Она понимает, что способна на большее, когда муж попадает в больницу, а перед ней стоит задача наладить производство его организации. И она не только справляется с поставленной целью и пользуется авторитетом у рабочих, теперь она не собирается уступать место генерального директора своему мужу, который довёл бизнес до кризиса.
Катрин Денёв любую роль оживляет, её герои душевные, спокойные и в любой ситуации сохраняют спокойствие. Здесь, в очередной раз она отлично воплотила образ женщины с мягким характером, но стальными нервами, которая будет идти напролом к своей цели.
Фильм учит сохранять спокойствие в любой критической ситуации на первый взгляд, и оставаться леди не смотря ни на что.
За то, что режисёр пересилил себя и выдал отличную комедию без открытого разврата.
10 из 10
6 августа 2014
Фильм «Отчаянная домохозяйка» Озона звучит как нежная дань уважнения женщине, матери, домохозяйке и подчеркивает все скрытые способности и таланты играющих эти роли женщин.
Сюзанна Пежоль живет при муже как красивая ваза. Пишет стишки, любуется садом, послушно исполняет свою роль, как и положено аристократке 70-х годов. Ее муж Роберт не считается с ее мнением, много лет не спит с ней в одной спальне, одержим диктаторским управлением фабрики зонтиков. Давно назревавшая забастовка тяжело отражается на его здоровье, и переговоры приходится вести Сюзанне. Так начинается ее вхождение в мир «сильных и влиятельных». Это оказывается для нее легко и приятно, и этого уже не остановить…
В этом фильме Озон как-то особенно лирично, тепло и просто рассказывает историю «становления гендерного равноправия». А Катрин Денев лаконично и ярко исполняет эту историю, открывая очередные грани женского потенциала. Декорации, цветы, костюмы и, конечно же, музыка глубоко погружают в 70-е и навевают дополнительную сентиментальность.
В «Отчаянной домохозяйке» нет никакого выдающегося смысла или революционных идей, изменения проходят как само собой разумеющиеся, как-будто «так задумано природой» и на это почему-то приятно и умилительно смотреть (по крайней мере, если ты разделяешь элементарные ценности равноправия). Фильм звучит как милая старая французская песня о красоте женщины, выражающейся правда не в привычных для нашей ментальности терминах «красивой вазы», а чуть глубже… «ваза…может быть, только точно не пустая»…
27 октября 2013
…Сколько раз я давал себе общение не читать отзывов о фильме перед его просмотром, но любопытство взяло вверх и на этот раз. «Катрин Денёв никогда не была так плоха, климакс взял вверх», «Скучно, однообразно и не смешно», «Провал Франсуа Озона»… Кто бы мог подумать, что уже после первых кадров все эти негативные отклики были напрочь забыты, ведь перед моим взором открылась очередная удачная кинолента мастера современного французского кино, которая несла в себе дух его известных «8 женщин», но в уже новой вариации.
В этот раз перед нами далёкий 1977 год. Месье Пежоль не может справиться с забастовкой рабочих своей фирмы по производству зонтов и его место временно занимает супруга (Катрин Денёв), которая вот уже тридцать лет ничего не решает в своей семье и давно смирилась с тем, что её супруг видит в ней не более чем просто привычную часть интерьера. Перед мадам Пежоль открывается совершенно новая жизнь, в которой она не только вместе со своими взрослыми детьми улучшает качество работы целой фирмы, но и начинает постоянно видеться с одним из врагов своего мужа коммунистом Бобеном (Жерар Депордье). Когда-то у тогда уже замужней Пежоль был роман с этим ярым противником буржуазии и теперь недруг её супруга вновь положил глаз на уже не молодую, но по прежнему очаровательную мадам. Но как же он отнесётся, узнав некоторые неизвестные ранее факты её биографии?
Всё как любит Франсуа Озон: живописные пейзажи и интерьеры роскошных квартир, запретные любовные связи и, конечно же, самые именитые актёры Франции. Здесь нет провокаций «Крысятника» или же драматизма «5*2» — всё достаточно спокойно, плавно и легко. Этот фильм можно предложить любому, кто захочет провести тихий вечер с чашечкой кофе за просмотром приятного кино. Яркие краски, хорошая музыка и неповторимый французский колорит в сочетание с историей женщины, которая захотела вырваться из крепкий оков тяжёлого супружеского быта, оставляют приятные впечатления. Возможно, это кино не останется в памяти зрителей так долго, как многие другие успешные ленты этого режиссёра, но приятные эмоции обеспечены. Отдельно стоит отметить игру 76-летней Катрин Денёв, которая как всегда с блеском справилось со своей ролью. Как всегда красиво и с чувством. …Хотя не слишком ли часто при разговоре об этой картине приходится употреблять слова «Как всегда»? Ведь порой хочется увидеть что-то совершенно новое и непривычное, а не «как всегда»…
P.S. «Отчаянная домохозяйка» — яркий пример неудачного перевода на русский язык названий иностранных фильмов. Это заглавие собьет с толку многих зрителей.
8 из 10
28 августа 2012
Часть 1. «А в оправдание скажу». Садилась смотреть французскую комедию. Получила нечто совсем не смешное и лишённое очарования. «Как,» — спросите вы, — «разве в фильме про зонтики и не теряющую обаяния Катрин Денёв можно не увидеть ничего, стоящего похвал?» «Что вы, что вы,» — отвечу я, — «мне очень понравилась игра актёров. И хотя Депардье уже давно не вдохновенный Сирано Де Бержерак, но положение исправляет Фабрис Лукини — эдакий живенький клубок нервов. Так же нельзя не отметить красочность фильма — он пестрит всеми цветами радуги, и не в одних зонтах тут дело». Но увы! На этом положительные черты заканчиваются.
Часть 2. «Внешность обманчива». Так что же не так с киношкой? Чего не хватает вдумчивому зрительскому взгляду? Во-первых, естественно, надо признать, что фильм французский (прошу не смеяться, но сначала, как говорят на философских лекциях по всему миру, «нужно разобраться с понятиями»). А это значит, что о самых серьёзных жизненных вещах (развод, любовь, верность, измена, долг, отношения отцов и детей, вера) речь будет вестись легко, как-будто предмет обсуждения — пирог с какой-нибудь ягодной начинкой. Конечно, в этом фильме никто не претендовал на глубокий драматизм. Да, с этим я соглашусь. Но чего-то явно не хватало. И мне кажется, хороших шуток, разбавляющих на самом-то деле очень болезненную и проблемную ситуацию, даром что картинка развеселая-цветная. Об ошибках молодости в сюжете говорили, о домохозяйстве поговорили, о секретарше-«хозяйской собачке» тоже не забыли. Но если обо всём этом упоминание есть, почему подано так неизящно? Ведь изящество не в том, чтобы походя и спокойненько сваливать на зрителя факты об измене мужа с секретаршей или о развесёлых похождениях жены в бытность её молодой и красивой, а в том, чтобы придать этому хоть какую-то окраску. Вот! Кажется, я наконец-то нащупала для себя этот стержень, которым отличаются французские фильмы от всех остальных! Создатели французского кино (очень-очень большого количества фильмов) не расставляют в нём акценты! Что хорошо, что плохо, что отвратительно, что прекрасно, что вдохновенно, что деструктивно… Этого в фильмах нет. Что же остается? Клише. Из них и составляются истории и сюжетные линии, приправленные невинной непосредственностью. Но какая, в самом деле, невинность и непосредственность, когда фабула конкретно этого, скажем, кино — человеческие пороки и всяческие дурные характеры? Финал этого фильма меня просто испугал. Неужели можно зрителю такое скармливать? Чтобы не спойлерить, умолчу о сути. Но в качестве подсказки намекну: да это хуже голливудских слащавых концовок! Хуже, потому что когда французы повторяют за американцами, которым судьбой велено глупить и скармливать толпам хлеб, зрелища и americam dream, получается, что первые просто-напросто себе изменяют. А на такое смотреть невесело. И не спасают, повторюсь, никакие песни, зонты и Денёв. Она здесь — это отдельный разговор. Роль у неё такая — играть уравновешенную, по-бытовому мудрую женщину, которая в конце концов вкусила благ эмансипации. И всё бы хорошо, если б не бренд — «Катрин Денёв». За громким именем не видно личности, собственно, самого персонажа. Актриса, не напрягаясь, отыграла женственную и современную по нынешним меркам роль. И никакого блеска в густо накрашенных глазах. Лишь стандартный набор улыбок. Поэтому под конец ощущение голливудчины ещё больше усилилось — вместо милого европейского кино нам подсунули напрочь коммерческую ленту. Печаль и море слёз.
Часть 3. «Виновен!» Друзья! Если вы ищете не поверхностного смысла и желаете насладиться хорошим юмором, лучше не смотрите данный фильм! Я обидно разочаровалась — всегда жалко полтора часа, потраченных на ерунду в цветной обёртке. Не желаю вам моей участи.
31 марта 2012
Почему то в голове крутилась только история об американских домохозяйках. Но узнав, что фильм французский, настроение само поднялось.
В зале собралось очень много народу, хотя день был совсем не премьерный. Категория зрителей была очень разнообразной, от женщин лет 45 до школьников. Фильм начался очень нудно и скучно, и я было уже испугался что он будет таковым всё своё эфирное время, но нет…
Боюсь признаться, но это наверное мой первый фильм с участием Катрин Динёв, ну не на её фильмах я рос. Очень понравилось как она сыграла свою роль сильной, волевой женщины. Остальных актёров я также не знаю, но их игра была достойна. Ах да, стоп. Конечно же Жерар Депардье. Мне он только представляется свом героем из серии «Астерикс и Обеликс» или украинской рекламы.
Сначала мне никак и в голову не могло прийти, что это комедия, но чем дальше в «лес», тем больше это подтверждалось. Какие же это французы без воспоминаниях о своей молодой половой жизни?!
Сюжет интересный, но не много банальный. Конечно смотреть фильм нужно, но только наверное женщинам, так как этот фильм создан только для них. Можно и супругов своих привести. Но честно, как по мне, это фильм совсем не для молодёжи.
7 из 10
29 марта 2012
Эмансипация — явление настолько новое, что многие даже не представляют насколько. Гендерное равноправие сегодня кажется неотъемлемой частью жизни общества, существовавшей всегда, но фактически гражданские права (оплата счетов, право голоса, свобода планирования семьи) женщины в полной мере начали получать с 1960-х годов. Феминистские движения до сих пор обоснованно считают, что прекрасная половина человечества продолжает подвергаться дискриминации на всех уровнях, включая и бытовой. Доказательством оного можно считать такой институт общественных отношений, который во Франции элегантно называют Potiche — «ваза», «трофейная жена».
Potiche — это роскошная супруга богатого мужчины, служащая для подтверждения его высокого статуса, ибо лучшему самцу испокон веков достается лучшая самка. Potiche соглашаются быть трофеем в обмен на обеспеченную жизнь. Эти дамы ведут хозяйство, рожают детей и помогают мужу снять стресс, оставаясь при этом куколками, что и входит в их главную обязанность. Potiche — полная противоположность феминизированной особы, которая этих пав презирает. Франсуа Озон в «Отчаянной домохозяйке» («Potiche») развенчивает этот миф, показывая, как трофейная жена может встать в авангард эмансипации, превратившись в успешную бизнес-леди, и заняв кресло депутата.
Один из ведущих режиссеров Франции после многолетнего перерыва возвращается в русло саркастической комедии, обличающей буржуазные нравы. Только теперь в нем больше оптимистичной практичности — на руинах казалось бы крепкой семьи не смешно обгорелые трупы, а Марианна с картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Кстати, Катрин Денев, исполнившая роль мадам Пюжоль в «Отчаянной домохозяйке», в 1985 года послужила прототипом для бюста женского символа Французской революции, который с 1970 года выбирается мэрами французских городов среди самых красивых известных женщин страны.
70-м годом датируются и события, происходящие в фильме. Франсуа Озон снял свою самую французскую ленту, уделив огромную часть времени стачечным перипетиям, которыми так славится местная действительность. Борьба профсоюзного лидера, коммуниста Мориса Боббена (Жерар Депардье) и владельца зонтичной фабрики господина Пюжоля, а потом и мадам Пюжоль, обильно сдобрены национальными фривольностями личной жизни. Реальная политика творится в постели, а настоящая леди никому не скажет, сколько у нее было любовников, особенно если она с освободительным флагом карабкается на баррикады.
Были времена, когда казалось, что месье Озона совсем одолел мрачный дух, и он забыл, как смеяться. «Potiche» возвращает радость умного водевиля в немного вульгарной, но более остроумной манере. Броский, словно вытащенный из старого сундука и реставрированый, он напоминает хрестоматийные комедии с Жераром Депардье, но с авторской перчинкой, подменяющей пристойность на легкую гривуазность. В довесок, Озон подводит своеобразный итог карьеры блистательной Катрин Денев: когда-то она торговала зонтиками и плакала из-за мужчин, а теперь у нее целая фабрика зонтов и мужчины несут ее на руках как символ красоты, свободы, равенства и братства.
6 января 2012
Фильм «Отчаянная домохозяйка» оказался на редкость предсказуемым и как говорят о компьютерных играх линейным… Старый как мир сюжет, который возможно был бы актуальным в 90-е годы, во времена Луи Де Фюнеса, не вызывает ни юмористического восторга, ни зрительского интереса… Муж вкупе с любовницей-секретаршей, забытая жена — пишущая стишки в блокнотик, взрослые дети, фабрика по производству зонтов, недовольные рабочие, достаточно вольная любовная линия, присущая Озоновской кутерьме с изменами и уязвленными любовниками… Не являясь ценительницей картин Озона, могу сказать, что фильм снятый по классическим канонам французского синематографа, получился посредственным и не несет в себе ничего нового, хотя и не лишен конечно, хоть и не очень глубокого, но все-таки смысла.
Единственное, что стоит отметить, как данность, это игру Катрин Денев, которая в фильме смотрится гармонично, она как всегда прекрасна, несмотря на возраст, в отличие от Жерара Депардье, который здесь достаточно тяжеловесен и не вписывается в роль любовника-обожателя…
По сему ставлю следующую оценку:
за Катрин Денев, операторскую работу, и некоторые смешные моменты -
6 из 10
P.S.- легкости при просмотре фильма не почувствовала, возможно это была пустота…
26 сентября 2011
Отчаянная домохозяйка — это не просто фильм о примерной покладистой жене, это картина о нравственном и социальном положении женщин 70х годов ХХ века. Да что там прошлый век, и в наше время часто встречаются женщины, которые тихо сидят за спинами своих мужей. Как и в картине, любое лишнее движение, слово, иная интонация резко пресекаются сильным полом. То ли они чувствуют себя увереннее и могущественнее, когда жена молча все исполняет, боясь потерять лидерство, то ли не в шутку думают, что женщина — существо слабое и бестолковое. В любом случае факт остается фактом: женщина право голоса не имеет!
Мадам Пижоль (Катрин Денёв), волей случая, после 30 лет беспрекословного подчинения, становится у руля целой фабрики, и мгновенно превращается в другого человека. Работа не с посудой, а с людьми, разговоры не с телевизором, а с акционерами и рабочими, облагораживают и молодят новую хозяйку фабрики по производству зонтов. Словно молодость вновь открыла перед ней свои двери и напомнила о давно забытых тайнах…
Мадам Пижоль не просто «пустая ваза» слившаяся с интерьером богатого ухоженного дома, она сильный, справедливый руководитель, умеющий когда кнутом, а когда и пряником заставить трудиться всех, как когда-то ее почитаемый всеми отец. Госпожа директор стала примером для подражания во всей округе, о ней стали говорить и писать, ее признали.
Картина «Отчаянная домохозяйка» получилась очень ненавязчивой, поучительной, да и просто интересной. Французское кино тем и славно, что любую историю преподносит с неким шармом и грацией. Прекрасная, я считаю, особенность! А если в фильме снимается Катрин Денёв, то будьте уверены — время не пройдет даром!!!
4 августа 2011
Узнаю стиль великого Франсуа Озона, снимающего стильные, яркие фильмы на грани между целесообразностью и безрассудностью, этичным и неэтичным, добропорядочностью и пошлостью, злободневной достоверностью и хлёсткой пародией. «Отчаянная домохозяйка» получилась весьма разноплановой картиной, от сатиричной забавной комедии до жизнеутверждающей феминистской акции. Озон вообще глубоко преклоняется перед слабым полом, чего стоит его лучшая картина — знаменитые «Восемь женщин».
Франция, 70-е годы прошлого столетия. Начинается картина мило и приятно — главная героиня мадам Съюзан Пюжоль (Катрин Денёв) в розовом спортивном костюмчике совершает утренний гимнастический променад по уютному парку, полного симпатичных зверюшек. Вернувшись в особняк, она, взяв на себя обязанности прислуги, провожает на работу своего неуклюжего, суетливого мужа мсье Робера Пюжоля, владельца фабрики по производству зонтиков. Затем мадам Пюжоль в хорошем настроении копошится на кухне, подпевая песенке про вазу. И только когда к ней в гости приходит дочка Жоли, подарившая ей цветок, сорванный с её же клумбы, мы узнаём, что у главной героини день рождения. Независимая дочурка с остреньким язычком недовольна пассивным, беспечным поведением матери, за спиной которой отец крутит роман со своей секретаршей Надеж. Жоли говорит матери, что она, мадам Пюжоль, дочь основателя фабрики, для отца всего лишь «ваза», роскошное украшение для дома, услужливая домохозяйка, не имеющая собственного мнения. Брошенная фраза глубоко задевает главную героиню. С этого и начинается перемены в жизни семьи Пюжоль…
Прежде всего, хочется отметить тонкую, своеобразную атмосферу фильма и точно воссозданный классический ретро-стиль. Всё в картине — от неторопливой манеры съёмок и цветовой гаммы до отличных декораций и поставленных диалогов — даёт возможность совершить яркие, незабываемое путешествие в эпоху конца 70-х годов, когда носили броские обтягивающие пиджачки и кофточки, брюки-клёш и пышные причёски. Единственной, что выбивается из общего строения «Отчаянной домохозяйки», это несколько пошлых сцен, которые также не дают назвать кино семейным, что волне могло бы быть. Вообще, понятно, фильм преимущественно для женской аудитории.
Высоко отмечаю актёрскую работу. Конечно, прежде всего, французскую кинодиву, живую легенду и символ Франции нестареющую Катрин Денёв, в который раз балующую нас отличным, запоминающимся персонажем, в этот раз эмансипированной мадам Пюжоль. Жерар Депардье, постарев и сильно потолстев, не утратил свою харизматичность и обаяние, тоже великолепно справился с ролью. Остальные актёры тоже подобраны замечательно и профессионально справились с ролями, особенно эксцентричная Надеж и чудаковатый мсье Пюжоль.
Несмотря ни на что, всем советую посмотреть «Вазу», то бишь, «Отчаянную домохозяйку» (в этот раз соглашусь с удачным названием фильма для русского проката). Ждём новых фильмов от маэстро Озона!
8 из 10
22 мая 2011
Это всего второй фильм Озона, посмотренный мною, но я уже влюбился в этого режиссёра. Удивительно притягательная и радующая глаз картинка. Лучшие элементы французской семейной комедии с заметно сдвинутыми в сторону абсурдности акцентами. Ретро-стиль. Радужные цвета в кадре. Удивительно хлёсткий, выверенный текст. Точность в движениях, позах и положениях актёров. Восхитительная музыка. Вобщем, фильмы Озона — это чистое эстетство.
«Отчаянная домохозяйка» — это история женщины, которая всю свою жизнь посвятила мужу и детям. Дочь зовёт её «вазой», муж относится как к секретарше, роду прислуги или предмету мебели. Жизнь проходит стороной… Но свой шанс на независимую, полную событий и волнений, жизнь Сюзанна получает неожиданно в связи с болезнью мужа. На деле выходит, что мадам Пюжоль — предприимчивая, действенная натура. Если она — ваза, то, как справедливо замечает в конце концов Робер Пюжоль, явно не пустая ваза.
У Озона получилось гротескно, но вместе с тем мило и даже как-то интимно изобразить борьбу женщин за свои права в середине 70-х годов. Семейка у Озона, как всегда, непростая — у каждого есть свой скелет в шкафу. И у каждого скелета очень продуманный выход на публику. Ни одна деталь у Озона не является проходной — всё несёт свой смысл, всё работает на замысел режиссёра.
Катрин Денёв очень озоновская актриса, помимо того, что она сама по себе великолепная актриса и женщина. У Озона она прямо играет всеми красками и оттенками. Дуэт с Депардье вышел что надо. Жаль, что дело не кончилось так, как кончилось бы в обычной голливудской комедии. Правда, Озон тогда не был бы собой.
Побольше бы таких фильмов, после которых хочется улыбаться и распевать французские песенки.
9,5 из 10
17 мая 2011
Я, честно говоря, французские комедии и люблю и не любою, в зависимости от настроения, предшествующего просмотру, за их притворную лирику, которая бросает тень драматизма на исходный ключ зрелища, на иронию. Вся ирония французов с каким-то кисловатым привкусом, как перебродившее вино. Но, тем не менее, как в этой среде удалось извернуться Озону, который в моем восприятии признан все-таки как создатель мелких трагедий, где за ширмой из бытовых предметов и разговоров, зияет пропасть отчаяния, стало интересно до безобразия. Вот и глянула «Potiche» или «Отчаянную домохозяйку» — фильм, название которого российский прокатчик сделал более удобочитаемым для таблоидов, но у нас такое сплошь и рядом, не думаю, что стоит на этом заострять внимание.
В этой картине обозначена судьба бальзаковской дамы Сюзанны Пижоль, в блестящем исполнении мадам Денев, которая утверждает и закрепляет этические нормы и политические принципы эпохи торжества феминистической идеи. Поэтому для местодействия выбран закат 7-ого десятилетия века минувшего. Поставь ту же пьесу в иной временной отрезок, она бы выглядела вычурно в равной степени. Если это были бы бросившие вызов всем гендерным принципам 60-е, то было бы чересчур очевидно и казалось бы, что переиграли. Если 80-е или еще позже и ближе к нашей техноэре, то наоборот, вышел бы патриархальный старосветский спектакль. Да и в прочих ракурсах выбора места, идеи или действующих лиц все в должной пропорции, что должно давать превосходные вкусовые качества и не иметь последствий для восприятия.
И все-таки, наложив картину «Отчаянная домохозяйка» на весь свой опыт оценки французского искусства более менее современных лет, или вообще всего французского, мне известного, то можно сказать, что она полностью укладывается в так мною называемый «французский комплекс». Понятие «французский комплекс» вытекло когда-то в процессе дискуссии на примере «комплекса Санкт-Петербурга». Некогда я жила в Москве и все мы, в ней живущие, москвичи и не очень, не раз отмечали, что такие же немосквичи, но питерцы, как-то особенно позиционируют себя по отношению ко всему остальному сущему. Есть в их взорах на реальность некий оттенок скорби, что они, мол, культурная столица и интеллигенты в 125 колене, потомки некогда живших в городе первой величины, незаслуженно развенчанном советской властью. Вот и у Франции подобная депрессия. Во все времена это государство стремилось к доминирующей позиции в Европе, но как-то все не особенно сложилось. Поэтому у ее представителей сформировался комплекс якобы величия, которое, если посудить, ну ничем не подкреплено. Вся патетика почти что на самосознании зиждется. Вот и искусство такое же. С большой претензией, но и большой болью, что эта претензия имеет место быть.
Отсюда и «притворная лирика», которую я обозначила в первом абзаце. Отсюда, в частности, и сострадательное отношение к герою-негерою «трофейной жене» из озоновской комедии. Мадам Пижоль она кто? Движущая сила новой эпохи? Да нет, конечно. Просто классическая жертва обстоятельств, которой довелось жить и действовать в переломную эпоху. Но был ли у нее выбор. Да, был. Но стоило бы тогда все затевать. А амбиции главенства здесь все из той же оперы страдальца поневоле. Потому что страдания — они возвышены, это мы еще из религиозных источников знаем. А смирение и безыдейность — низкие черты. И все равно вся эта борьба напоминает бурю в стакане. И пусть напоминает. Иногда и в этом копошении есть своя прелесть.
15 мая 2011
Франсуа озон — знаток женской психологии создал новый фильм, который можно смело назвать одой всем женщинам. Как ясно из аннотации, в фильме мы увидим удивительное преображение Сюзанны Пюжоль как внешнее, так и внутреннее. Из домохозяйки, которая много лет была полностью подавлена мужем, она переросла в деятельную, энергичую женщину, способную к принятию эффективных решений, активной деятельности. Вот вам преображение гадкого утёнка в прекрасного лебедя. Женщина, которая прежде погрязла в быту и у которой из развлечений было разве что написание легкомысленных четверостиший, как оказалось, скрывала в себе огромный потенциал. Не удивительно, что начав реализовывать себя и свои способности, она расцвела, стала выглядеть ещё лучше.
Играет Сюзанну Пюжоль несравнинная Катрин Денев. Своим талантом, кажется, она способна вытянуть самый безнадёжный фильм. Что уж говорить, если это фильм Франсуа Озона, которому своей игрой она только добавляет звёзд. С первого до последнего кадра нельзя не восхищаться игрой этой актрисы. По-моему, выбор Денев на главную роль была для Озона очевидной. Помимо неё в списке актёров и другие представители элиты французского кино. Игра и раскрытие своих героев — на высшем уровне.
Что ещё отметить из очевидного: правдиво воссозданная атмосфера семидесятых годов.
Что сказать, «Отчаянная домохозяка» — это не только рассказ о патриархате, который царил в семидесятых, но и явный призыв для всех женщин, погрязших в быту, встрепенуться, вспомнить о своих талантах и призвании и добиться задуманного, но при этом оставаться женщиной: мягкой, изящной и женственной, тем самым опровергая мужской стереотип о «слабом поле». Поэтому, фильм ориентирован, конечно же, в большей степени на женскую аудиторию
Не вижу причин, чтобы не поставить 10 из 10!
11 апреля 2011
Когда вижу имя Франсуа Озона, то не нахожу сомнений на счёт просмотра кино.
По лёгкости, остроумию и изысканности этот фильм очень отражает кинематографический стиль Озона, хоть и уступает «Восьми женщинам». Но смотрится с не меньшим удовольствием. Катрин Денёв — великолепна, у Жерара Депардье получился интересный социалистический герой, другие актёры — тоже на высшем уровне. Истинная французская комедия — очень редкий, но приятный европейский гость на наших экранах, в сплошь забитых американским Голливудом. Хороший фильм о семье и семейных ценностях, всем советую посмотреть хотя бы для понятия «классическая домохозяйка 70-х».
6 апреля 2011
Почему-то очень обидно становится, когда после вполне детального и осознанного узнавания и понимания творчества какого-либо маститого режиссера, например, Вуди Аллена или же, в данном случае, Франсуа Озона, пересмотрев прежние их фильмы, полюбив их, привыкнув к тому, что они тебе во всем нравятся, ты смотришь его новое творение и подсознательно ловишь себя на таких ощущениях, что что-то не так, что-то слабее. Режиссерская харизма выражена намного более блекло, и краски мазками раскинуты по картине лишь в нескольких фразах, а если повезет, то порой и в эксцентричных выходках героев. И неслучайно, видимо, я почему-то сравнила Аллена и Озона. А конкретно вспоминаются примеры с двумя последними их лентами — «Ты встретишь высокого темноволосого незнакомца» и «Отчаянная домохозяйка». В их фильмах повествование во многом построено на диалогах, речь героев быстра, зрителю нужно успевать насладиться ее смыслом. И если раньше диалоги подкреплялись там, где нужно, стандартными или нестандартными сюжетными поворотами, то черт его знает, что происходит сейчас. Вроде сюжет по-прежнему выверен мастерским взглядом, занудства нет, и все смотрится чрезвычайно забавно. И чем больше думаешь об этих картинах, тем меньше находишь в них недостатков. И не хочется их искать-то, на самом деле.
Катрин Денев у Озона все так же прекрасна и неуязвима, независима в своей женственности, сильна в своей женской слабости. Ее героиня, изящно изображая из себя «трофейную» жену и «не замечая» слабости мужа к другим женщинам, которой он и не особо скрывает (какие они, французы, все-таки, премилые), она сама, оказывается, не так уж безгрешна и в молодости уже успела побезобразничать в отсутствие мужа, который не скрывает еще и того, что женился на ней из-за должности главы фабрики зонтиков. И при первом же удобном случае она не упускает возможность изменить свою домашнюю жизнь на деловую, невинное рифмоплетство о розах и белочках на написание бизнес-планов, а неверного мужа на вновь нахлынувшие воспоминания о молодости. И дети при ней, талантливый сын и озабоченная проблемами с мужем дочь, и сама она начальница хоть куда.
Озону, как человеку абсолютно творческому, и завершать картину впрок красиво и изящно. «Жизнь прекрасна!» — поет Денев, подвергая всех своих мужчин, будь то одомашненный муж или бывший любовник, восторгаться ее успехом и превозносить ее, женщину. Слава нашим любимым актерам (нельзя забывать и про потолстевшего Депардье) в фильмах наших любимых режиссеров! А сбавленный темп ведь только на пользу — успеть посмаковать сии киноленты теперь можно не особо напрягая внимание.
17 марта 2011
«Отчаянная домохозяйка» — это фильм о пробуждении женщины среднего возраста, угнетенной буржуазной домохозяйки в период 70-х годов, когда феминистические движения только набирают свою силу. Кроме этого — это очевидная сатира на французскую политику.
«Отчаянная домохозяйка» — это умелая дань традициям французских комедий, чуть позже превращающаяся в драму, с двумя тяжеловесами французского кинематографа: Жераром Депардье и Катрин Денев.
Хочется отметить, что фильмы Озона эстетически красивы и элегантны, в своих фильмах он смог отразить идеальный баланс в отношениях мужчин и женщин, и его новое творение не является исключением из этой закономерности.
«Отчаянная домохозяйка» — это красивое творение с изюминкой, сдобренное небольшой щепоткой соли, в виде всё же простого до наивности сюжета, но от этого не особо портящее послевкусие.
7 марта 2011
Фильм «Отчаянная домохозяйка» с Катрин Денев в главной роли кажется, вторая картина относительно молодого, но уже признанного маэстро Франсуа Озона, которую уже успело увидеть вполне внушительное количество зрителей. То ли дело в настойчивой рекламной компании, то ли в обаянии Катрин Денев, которая также активно участвовала в этой компании, но успех фильма просто очевиден.
Впервые появившись на Венецианском фестивале в сентябре, в ноябре он уже вышел во французских кинотеатрах, собрав уже за первый уикенд внушительную сумму. Сейчас появляются сообщения о том, что даже в Японии фильм достаточно популярен, кинозалы полны зрителей. У нас же фильм идет в узком прокате. Хотя, для особенно ярых киноманов это скорее плюс, чем минус.
Смешно по-французски
С первых кадров узнается французская комедия 70-х, хотя бы наличием Жерара Депардье среди актерского состава. Однако, на протяжении всего фильма вам не придется усомниться в его жанре — любая сцена, даже любовная тут вызывает истерический хохот или хотя бы циничную улыбку.
Озон как будто бы действительно снял этот фильм в 70-е — передано все: и настроение и общая цветовая гамма фильма, музыка, даже обои в цветочек. Политическая борьба, феминизм, коммунизм и прочие -измы, отражают дух того периода. А еще из «старины» очень забавные монтажные приемы вроде разделение кадра на два, а то и три квадрата.
Вокруг женщины по-озоновски
Снова как всегда у Франсуа Озона в главной роли женщина, а тут еще женщина, борющаяся за независимость и равноправие. Неудивительно, что он давно мечтал экранизировать эту достаточно известную во Франции пьесу.
Главная героиня — примерная жена, заботиться о муже во всех смыслах этого слова и о себе в смысле внешности, создает уют, выращивает розы в саду, имеет маленький красный автомобильчик. Она одинаково умиляется и совокуплениям кроликов и сентиментальным песенкам по радио.
Муж ее подозрительный и достаточно циничный господин, управляющий зонтичной фабрикой и считающий это крайне трудным и неблагодарным занятием.
Как всегда в фильмах у Озона прослеживается молниеносные и чаще всего абсурдные повороты событий.
Ноша действительно оказывается тяжела для мсье Пюжоля и в итоге доводит его до сердечного приступа. Собственно, с этого-то все и начинается. А именно — перевоплощение домохозяйки в респектабельную и справедливую бизнес-леди. Да и, оказывается, что вовсе она не так проста, как кажется с первого взгляда. И совсем не случайно в фильме появляется некий мэр-депутат, выходец из народа, вершащий справедливость ради и от имени этого народа, в прямом смысле слова «товарищ» — Жерар Депардье.
Трудности перевода
Все-таки слово «домохозяйка» немного настораживает меня в связи с тем, под каким названием прокатывается этот фильм в нашей стране. Подобные перефразы больше присущи газетным заголовкам, ну или каким-то телепродуктам, вроде «Счастливы вместе». Оригинальный фильм снял Вонг Кар-Вай еще в 1997 и вряд ли подозревал, да и, наверное, и сейчас не догадывается, что под этим названием теперь выходит сериал про продавца обуви и его семью на канале ТНТ. А названием фильма «Пусть говорят» с известным певцом Рафаэлем в главной роли, который был крайне популярен в СССР, активно пользуется Андрей Малахов.
На мой взгляд, в кино такие метаморфозы выглядят безвкусно, учитывая, что привязка держится лишь на названии, никакого общего смысла у американского сериала и комедией Озона вовсе нет. Кстати, подзаголовок к этой части статьи выбран неслучайно. Привет русским прокатчикам!
В общем, остановимся на том, что оригинальное название фильма «Potiche» переводится как «ваза». В фильме часто фигурирует и обыгрывается это слово. Ваза — как красивый предмет, трофей, украшающий обстановку. Французы так иногда говорят про женщин, спутниц состоятельных мужчин, главная задача которых декоративная — молча улыбаться, украшая обстановку вокруг мужа в том числе и собою. В одном из интервью Франсуа Озон, пытаясь доходчиво объяснить иносказательный смысл названия, привел в пример Людмилу Путину.
Политические страсти
Однако вряд ли Озон ориентировался именно на жену нашего премьер-министра при создании образа Сюзан Пюжоль. Тем не менее, политики и политических параллелей тут предостаточно. Те, кто видел фильм, согласятся, что он скорее о политике, чем о любви. Профсоюзы, забастовки, выборы. Тут можно вспомнть французские выборы 2007 года, когда нынешний президент Николя Саркози сражался за свой пост с соперницей Сеголен Руаяль. Хотя гораздо интересней находить в фильме элементы, присущие и русским политикам.
Катрин Денев уже работала с Франсуа Озоном на одной площадке. Я имею в виду фильм «8 женщин». Почему я про это вспомнила? А потому, что в один прекрасный момент, когда посреди обыкновенно творящегося кинематографического действия Катрин Денев вдруг начинает петь, это происходит так же неожиданно, как и в «8 женщинах». А впрочем, некоторые политические деятели нашей страны не только активно объезжают «угодья», вроде как с ненавязчивой агитацией, но также и поют время от времени, причем под собственным аккомпанемент.
Есть мнение, что Франсуа Озон, скажем так, не слишком жалует женщин. К этому фильму данное обстоятельство никак не относится. Катрин Денев тут во всей красе воспевает скорее не равноправие женщин и мужчин, а как-то даже превосходство — не зря сильный пол в фильме представлен каким-то капризным и инфантильным. Кто-то уже назвал картину бенефисом Катрин Денев. Так оно есть в сущности, но это скорее плюс, чем минус, причем не только для особо ярых киноманов.
16 февраля 2011
Переводчики просто угробили название. Ничего кроме неправильных ассоциаций с сериалом «Отчаянная домохозяйка» не вызывает. Ну откуда, откуда они это взяли?! Даже если бы использовали вариант «трофейная жена» (который используется в течение фильма и на флаере) — было бы лучше.
Potiche в переводе с французского — ваза, в переносном значении — человек, служащий для представительства, но не играющий реальной роли
Еще один волшебный фильм Франсуа Озона. Если бы это была голливудская комедия. Мадам Пюжоль (Катрин Денев) развелась бы с мужем, вышла замуж за Депардье. А ее муж женился бы на секретарше. Сын, конечно, оказался бы сыном Депардье и радостно женился бы на своей девушке, все бы жили долго и счастливо. И, скорее всего, мадам Пюжоль осталась бы управлять фабрикой. Но здесь все решается куда изящнее. Есть в этой картине какая-то неуловимая французская легкость. И в том как персонажи обращаются друг с другом и в том, как режиссер обращается с ними. В отношениях рабочих и хозяев, горожан, романтических отношениях… Когда оказывается что у образцовой жены терпеливо сносящей измены мужа был любовник, это — справедливо, но когда он у нее спрашивает:
- много у вас их еще было?
- в мае 53-его больше никого
Зал как бы должен дружно открыть рот, но он только улыбается. И ведь ни капли пошлости, юмор получается простым и естественным… Впрочем, чем пытаться объяснить и приводить примеры лучше сказать — это шикарная комедия положений.
И да, учитесь, учитесь заканчивать фильмы! А то у нас обычно два варианта: хороший и плохой. Первый — хэппи энд, который все расставляет по местам (для комедий он же единственный), но все считают это жуткой банальщиной и вообще фууу. Второй вариант — или убить всех героев или взорвать зрителю мозг открытым финалом (это, конечно, супер режиссерский ход, но на самом деле зрителю не нравится, когда ему взрывают мозг). Здесь завершение с одной стороны очень логично и аккуратно — никаких лишних вопросов и оборванных сюжетных линий из швов не торчит. С другой — это не такой конец после которого вообще жизни не существует. Не обязательно, совершенно не обязательно же, чтобы все сюжетные линии взаимоуничтожались. Банальность хэппи эндов американских комедий в том, что режиссер как будто выписывает на бумажку все открытые им проблемы, а потом их вычеркивает, когда пасьянс сошелся — фильм можно заканчивать, кроме «и они жили долго и счастливо» дописать нечего. Но в жизни так не бывает: не могут все сюжетные линии взять и разрешиться одновременно.
14 февраля 2011
Подобного фильма от французского мастера провокаций ждали давно. Каким бы ни был эпатажным и непредсказуемым Франсуа Озон, выпускающий стабильно по хорошему фильму в год, основную массу поклонников своего таланта он завоевал после выхода роскошного водевиля «8 женщин» с участием самых ярких див французского кинематографа разных поколений. И вот, спустя десятилетие, Озон снова вернулся к любимому кинематографу своего детства. И снова с ним работает немеркнущая Катрин Денев, которая по-прежнему выглядит потрясающе и, дай бог, будет так выглядеть и играть еще многие годы.
Те, кто уже посмотрел «Домохозяйку», схожи в одном — кино получилось легкое, позитивное, смешное и, конечно по-французски красивое. Здесь, несомненно, заслуга, оператора, применявшего при съемках специальные светофильтры, благодаря которым фильм выглядит ну даже чересчур ярким. Именно таким, каким бы он выглядел, будь он снят в начале 70-х годов прошлого века.
Что касается истории, то и здесь обошлось без сюрпризов. Публика Озона не очень любит неожиданные решения. И фильм о крылатом младенце «Рикки», вышедший пару лет назад, тому явное доказательство. Перед нами классический фельетон о том, что нет страшнее зверя, чем тоскующая женщина. Подобный жанр также был чрезвычайно популярен в конце прошлого столетия. В Советском союзе даже выходил киножурнал «Фитиль», изобилующий подобными сюжетами. И, видимо, юному тогда Франсуа подобные истории были безумно симпатичны, раз он решил признаться им в любви на пороге второй декады нулевых.
Да и вообще весь фильм — это признание в любви. Озон любит Катрин Денев. Озон любит английскую королеву, а именно ее образ всплывает в памяти, когда видишь мадам Бюжоль, главную героиню. Даже открывающая фильм сцена в лесу есть не что иное, как цитата из фильма «Королева». А еще Озон любит классические мыльные оперы и просто наслаждается, выстраивая подобные ситуации в своем фильме. Не буду флудить спойлерами, но поверьте, а лучше убедитесь, что эти сюжеты в «Домохозяйке» выглядят просто гениально.
Я же, при просмотре «Отчаянной домохозяйки», невольно вспоминал еще один чудесный фильм из той же страны и той же эпохи. Назывался он «Бум», есть еще продолжение «Бум 2», соответственно. Уверен, Озон, кланялся и в его сторону. Одна из локаций фильма — клуб «Бадабум», который упоминается в смешных диалогах настолько часто, что начинаешь смеяться уже тогда, когда герои произносят его название снова и снова. Собственно, то, что творится на экране, как раз и можно назвать одним емким, непонятным, но забавным словом. Бадабум!
7 февраля 2011
На фильм попала случайно. Привлекло имя Катрин Денев. Как бы смешно не звучало, про Озона узнала в последний момент. Фильм понравился. Отлично подойдет для выходных: легкий и веселый, но не глупый.
Катрин, собственно говоря, и есть ваза. Но с двойным дном. Муж и дети не воспринимают ее всерьез, и зря. Спустя десятки лет брака она показывает, чего на самом деле стоит. Очень изящно, по-французски. Несмотря на некоторую театральность, история показана житейская. Фильм позиционируют как комедию, но это не очень точно, хотя по залу и прокатилось несколько гиглов (скорее из солидарности с мадам). Еще Денев классно поет, приятный бонус. А как она выглядит, такая свежая и естественная, такая красивая. Есть с кого брать пример.
«Отчаянным домохозяйкам» и прочим «оленеводам» не рекомендую. Пипл не схавает. Наверное, именно по этому картину не взяли в широкий прокат. Да, в российской версии названия провели глупейшую аналогию с популярным сериалом. Пошленько вышло.
Скажу прямо: я не озономан. Но фильм к просмотру рекомендую. Особенно дамам, обязательно найдете что-то для себя.
10 из 10
- Катрин Денев.
8 из 10
- картине.
31 января 2011
Франсуа Озон настолько сложившаяся фигура в кино, что впору уже говорить не о его продукте, а о зрителе, который этот продукт потребляет. Как правило, это безработные или одинокие (или и то и другое) женщины за сорок, перебивающиеся с Коэльо на новый рецепт салата с рукколой. После «Убежища» могло показаться, что француз до кучи решил стать и любимцем депрессивных подростков с проблемной кожей и не менее проблемной любовью. Однако «Potiche» (дословно — ваза, в переносном значении — важная шишка, полномочиями при этом не обладающая, т. е. по-русски «английская королева»; а в русском прокате — «Отчаянная домохзяйка» (!) расставляет все по местам — на экран выходит все тот же Озон для кухарок. К слову, этим фильмом режиссер окончательно разделяет зрителя на «своего» и «не своего».
«Домохозяйка» получилась очень простой, легкой, сентиментальной и смешной. Катрин Денев играет саму себя в 1977 году, почтенные француженки жмут ей руку, улыбаются, а она бегает по утрам, готовит мужу-тирану тосты, наблюдает за белочками и пишет отвратительные стихи. Снимая диалоги (действия в фильме по большому счёту на пять минут) героев в тесных, но уютных мизансценах, у Озона получается достичь и вовсе сериального эффекта — все это так похоже на «Элен и ребята», что покажись в кадре любимый Кри-Кри, — это не стало бы лишним. Старательно выстраивая матриархальный мир, где женщина — единственное существо, обладающее разумом, а мужчина годится разве что для очередной шуточки в духе «я забыл про твой день рождения, купи себе сама что-нибудь, деньги я верну», Озон не только не проговаривает в «Домохозяйке» что-то новое миру, но и не говорит что-то новое для самого себя. Это перемалывание перемолотого, те же яйца, только сбоку.
Помимо mater в фильме есть еще один пласт, который нефранцузскому зрителю понять практически невозможно. За всеми трениями, романами и интригами Озон проводит смешной (и тут он правда смешной) политический памфлет про «верного» Саркози и реванш Сеголен Руаяль. Но для того, чтобы видеть сатиру режиссера, надо знать политическую картину Франции, причем не на уровне политологии, а как раз-таки на уровне кухарки — кто что сказал, кто с кем спал (ну т. е. газета «Кайф по пятницам» в лучшем виде). Увы, этот пласт для российского проката, а тем более для сегмента почитателей Озона, недоступен (Представьте, что Никита Сергеевич к примеру ввернет в очередной фильм «Я — Юра, музыкант» или «Пожалуйста, авторучку мне верните сюда». Ну и кто в Каннах смеяться над этим будет?). Универсальности в конструкции нет.
24 января 2011
Франсуа Озон. Его стиль. Подача изображения. Взгляд. Все это видно в каждой его картине.
С первых кадров фильма «Potiche», можно прочувствовать, насколько грамотно, утонченно будет фильм. Говорить о том, какими приемами он вернул к жизни 70 года, не стоит. Все видно на экране. Но главное прочувствовать.
Катрин Денев. Она Богиня. Данная роль в фильме полностью принадлежала ей. Ее лицо, поведение, жесты. Она чудесна. Как 30 лет назад, так и сейчас. Ни капли не изменилась. Она осталось такой же Богиней.
Жерар Ксавье Марсель Депардьё. Больше слов не нужно. Гениален как всегда. Его харизма столь проницательна. А мимика и взгляд бесподобны.
Наблюдать Депардьё и Денев вместе… Прекрасная картина. А их легкий но столь глубокий поцелуй доводит до мурашек.
И конечно Фабрис Лукини. Бесподобно. Этот взгляд, игра, добрая злость.
Актерское мастерство на столь высоком уровне, что забываешь о том, что это фильм. Операторская работа идеально. Видно, что режиссер работал над каждым кадром, эпизодом и сценой. Звуковое сопровождение добавляет эмоций тех самых 70 годов Французского кино. Созданные образы характеров, драматургия, стилистика монтажа на высшем уровне. Данный фильм можно смотреть бесконечно и он никогда не сможет надоесть или заскучать. Конечно не все зрители поймут тонкость Озона, но если все же получится, то невероятно чудесные полтора часа буду обеспечены.
23 января 2011
Ощущение легкости наступает с первых кадров, даже не с кадров — с титров, традиционные рисованные, забавные надписи, разделение экрана на двигающиеся квадраты, это так мило.
Сюжет картины прост — история о том, как героиня неподражаемой Катрин Денев (мадам Пюжоль) из практически обезличенной жены бизнесмена, замкнутой лишь на стишках и белочках поднялась на вершины политического Олимпа.
Действие разворачивает в конце 70-х годов на фоне 1587-го этапа политической борьбы охватившего небольшую зонтичную фабрику. По-моему, французы как начали демонстрации демонстрировать в конце 18 века, так до сих пор успокоиться не могут. Нравиться им это, что ли?
Образ Денеф развивает с каждой минутой существования на экране, каждая мелочь лишь подхлестывает движение вперед. Например, можно отметить вот какую деталь. Картина начинается с кадров мадам Пюжоль, бегущей по утреннему лесу (Боже, это очаровательно, начало фильма — начало дня).
Жена своего мужа одета в красный спортивный костюм. С одной стороны, он привлекает внимание зрителя, с другой — этот цвет символизирует неизрасходованную энергию. (По ходу действия картины выясняется, что энергии-таки там действительно хоть отбавляй)
Когда же фильм неминуемо приближался к своему логическому завершению мадам Пюжоль бежит в синим костюме. А синий цвет символизирует спокойствие, уверенность, удовлетворенность, если хотите. (Особенно этот цвет логичен после сцены, предшествующей бегу в синем).
Депардье. Большой, огромный, смачный. Он притягивает внимание зрителя к себе каждым движением, каждым взглядом. «Может и я заслужил свое право на счастье?» спрашивает его герой-коммунист? И действительно, эти слова словно взрывают лед, которым, по-видимому, должна быть укрыта голова настоящего коммуниста.
В фильме присутствует довольно запутанная история, связанная с детьми. Но при всей своей запутанности, она совершенно классическая и абсолютно соответствует «канона» классической французской комедии.
НО! Вместе с тем это Француа Озон. То тут, то там, мелькают его улыбки: то кролики, то мальчики… одним словом очаровательно.
8 января 2011
В оригинале фильм Озона назывался «Ваза».
«Ваза» — пустячок, водевиль. Озон не хочет больше «быть серьезным».
Все в этом фильме повод для того, чтобы усмехнуться, рассмеяться.
«Отчаянная» домохозяйка — Катрин Денев. Ее муж — директор зонтичной фабрики. За тридцать лет брака муж спал с Сюзанной Пюжоль, так зовут героиню, всего несколько раз, — он безбожно изменяет ей с каждой, кто попадется под руку.
У героии взрослые дети: сын и дочь.
Она красива, элегантна, но, кажется, никому по-настоящему не нужна. Она нечто вроде декоративного зонтика, который в хорошую погоду берут на прогулку.
Тем не менее, героиня Денев по-своему счастлива. Она научилась быть счастливой «не благодаря», а «вопреки».
И вот судьба, что называется, подбрасывает ей шанс. Забастовка рабочих, случившаяся на фабрике, доводит мужа Сюзанны до сердечного приступа. У Сюзанны нет выхода, ей приходится срочно включаться в дело, дабы спасти семейный бизнес от катастрофы.
И она, эта декоративная «ваза», эта, казалось бы, не приспособленная к труду буржуазка, отлично со всем справляется. Выясняется, эта до мозга костей женщина, и «только женщина», отлично умеет руководить, казалось бы, такая недалекая, житейски непрактичная, она играючи с всем справляется. И, о ужас! — перестает быть декорацией, никому не нужной «вазой»!
Аллюзии с «Шербургскими зонтиками» уместны.
Партнером Сюзанны по переговорам с рабочими оказывается ее бывший мимолетный любовник и убежденный холостяк Бобен (Жерар Депардье), который, как выясняется, и через 30 лет не остыл к мадам Пюжоль.
Депардье у Озона похож на «многоуважаемый шкаф».
А в финале, решив вырулить на политическое поле, Сюзанна легко выигрывает у Бобена выборы, и сама становится депутатом. Теперь ее ждет Париж. Муж, домашние заботы и узко-трофейное существование с восторгом выброшены на помойку.
Тридцатилетний брак, брак-кандалы, брак-тюрьма, тиски давно изжившего себя супружества, вся эта «изнанка существования» испарилась как сон, и Сюзанна в свои 60, наконец-то вырывается на свободу, начинает новую жизнь.
Эта женщина, как птичка, что 30 лет прожила в золотой клетке, и вырвалась из нее.
Она кропала в миниатюрный блокнотик свои нелепые стишки, умилялась белочкам и кроликам, замечала пробегающую мимо косулю. И это все?
Но кто сказал, что несерьезно, со смешочками и подтруниваниями прожитая жизнь плохой итог? Озон с этим явно не согласен.
Озон — уникальный режиссер штрихов, оттенков, «кричащих» деталей, он своего рода импрессионист от кинематографа, и асолютно ни на кого не похож.
Как получилось, что экранизировав бульварную пьесу, целиком скроенную из клише, Озон вызывает к жизни нечто, на клише совсем не похожее?
Казалось бы, что может быть затасканнее наскучивших друг другу супругов, изменяющих друг другу на протяжении всей жизни, детей, рожденных от разных отцов, фабрики зонтов (почти как «фабрика грез»), скучнейшей забастовки рабочих, секретарши-любовницы, дочери, разводящейся со своим мужем, или сына, в конце концов, становящегося «голубым» и т. д. и т. п.???
Как, каким таким волшебным образом эти разрозненные «брызги шампанского», эти осколки чужих «ваз» — вдруг, сами собой соединяются в узор, рождают оригинальный рисунок, ни на что не похожую «картинку»?
Как этим осколкам придается новая форма? Как они становятся произведением искусства?
Фехтовальный, безупречно-точный, вроде бы «всего лишь» игрушечный, невсамделишный выпад и всё, ты покорен.
В этом камерном, ироничном фильме, где все как будто понарошку, где рабочие смотрят на Сюзанну не как на босса, а как на Женщину, где речь в некотором роде идет даже и о политике, но по касательной, — все забавно, водевильно, как в сказке, «как бы смесь…»
В. Беньямин когда-то определил прекрасное как то, что остается верным своей существенной природе, но «лишь под покровом».
Героиня Денев тоже годы жила «как разведчик» в чужой, недружественной стране, и тоже словно «под покровом», под паранджой, в тени своего жалкого мужа-тирана.
Но пришло время, и ей захотелось снять паранджу, захотелось самой крутить колесико «швейной машинки».
И еще одна важная дефиниция этого фильма — память.
Время словно засыпало героиню снегом или песком (еще один вариант «Под песком»?) , но она элегантно взбрыкнула и вырвалась на волю.
«Ваза» — фильм для гурманов. Любителям фастфуда он будет неинтересен…
6 января 2011
«Может, она и ваза, но явно не пустая».
Франсуа Озон поставил перед собой амбициозную задачу — вернуть к жизни утерянный аромат славных 70-х, вернуть его во всей красе, полноценно и масштабно. И если бы дело касалось только сюжета, то в этом было бы мало оригинальности — сегодня о какой только эпохе кино не снимают! Но создать сверхточную стилизацию жискар-д`эстеновской Франции, с ее красными настроениями, метаниями между европейскими ценностями со «всякими этими, как там? ах, да — свободами, равенствами и братствами» и беспорядочными и невнятными забастовками, со свободой нравов, скрывающейся под вуалью девственной невинности — это достаточно свежая идея.
Наблюдательные коллекционеры ретроархивов испытают дежа-вю с появлением первых же музыкальных тем, никуда не торопящихся, томно и насыщенно оркестрованных, позволяющих насладиться всей красотой гармонии. Никакой электроники или навязчивой попсы. Композитор Филипп Ромби за годы сотрудничества с Озоном, кажется, стал понимать последнего с полуслова, чему свидетельство — обаятельнейший и идеально вписывающийся в концепцию саундтрек. Бросаются в глаза также закругленность углов экранного разреза, забавные операторские ракурсы, создающие эффект неповоротливости киносъемочных аппаратов эпохи и виртуозного «преодоления» этой грузности, крикливый дизайн костюмов, причесок и интерьеров, многочисленные отсылки к классике французского кино. Детали подобного рода, пронизывая всё художественное пространство картины, постепенно погружают в атмосферу, незаметно, но бесповоротно, и совсем не хочется верить, что все это снято в 2010-ом году!
Центральная фигура фильма — гиперактивная француженка Сюзанн Пюжоль, в исполнении примадонны французской актерской школы, Катрин Денёв. От нее не оторвать глаз, настолько она пленяет своей харизмой. Кажется, что после «Дневной красавицы» (а прошло более 40 лет) она ни капельки не изменилась, она все та же, элегантная и пылающая энергией. Многозначительно звучат ее слова о старости — с одной стороны режиссер предоставил актрисе возможность по-новому взглянуть на себя и свое поколение, и в то же время, она как будто смотрит на наши дни из лихих семидесятых. Жерар Депардье, почти до неприличия округлившийся, выступает в уже типичном для себя амплуа смешного и жалкого типа, по контрасту с прекрасными комическими персонажами, созданными Карин Виар и Фабрисом Лукини.
Юмористическая составляющая фильма, в целом, несколько театральна, может даже показаться, что слишком много диалогов. В этом есть своя прелесть, очень уместная в «Отчаянной домохозяйке». (Боже, что за название! «Potiche» дословно значит «Трофейная ваза», но наша многострадальная локализация пошла на дешевый пиар-ход, вызвав тем самым совершенно не те ассоциации. Не знаю, кого из поклонниц (или поклонников) популярного американского сериала привлечет эта лента, разве что кто-то по ошибке оторвется от телезомбера и заглянет в кинотеатр).
Но у Франсуа Озона есть свой зритель, которому, скорее всего, придется по душе как сам фильм, так и некоторые новые для режиссера кинематографические приемы. Получилась не бездушная стилизация, а захватывающая ретроспектива, преподнесенная с чувством и теплотой. И если вы забыли, как поет Катрин Денёв — то пропустить этот фильм никак нельзя.
22 декабря 2010