Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Восточные пьесы |
английское название: |
Iztochni piesi |
год: | 2009 |
страны: |
Болгария,
Швеция
|
режиссер: | Камен Калев |
сценарий: | Камен Калев |
продюсеры: | Ангел Христанов, Камен Калев, Stefan Piryov, Фредерик Зандер, Emre Yeksan, Майя Виткова |
видеооператор: | Джулиан Атанассов |
композитор: | Жан-Поль Валль |
монтаж: | Камен Калев, Stefan Piryov |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
В этой своей первой полнометражной работе режиссер Камен Калев попытался рассказать о многом, все это он сделал в намеренно депрессивной манере и с настоящим жизненным реализмом. Эта фестивальная картина считается у себя на родине одним из лучших фильмов 2009 года. Для того чтобы ее понять, оценить и прочувствовать необходимо настроится заранее на тягучее и не целостное сюжетное повествование.
Для осуществления задуманного он пригласил на главную роль непрофессионального актера, своего давнего друга Христо Христова. Роль в этой картине стала для Христо единственной, он вскоре умер из за употребления наркотиков. Христо исполнил роль Ицо, человека живущего сегодняшним днем и постоянно находящимся в депрессии. Он полон лени и от нее его самого тошнит, но сделать он ровным счетом ничего не может и изо дня в день разменивает свой талант на бутылочку другую пива.
Камен Калев сделал свою картину как сотканную из разных жизненных кусочков, которые имеют место в его Болгарии. Режиссер умело, в реалистичной и беспристрастной манере, оголяет все актуальнейшие проблемы в современной Болгарии. Расизм, экономическая и политическая ситуация в стране, человеческая несправедливость. Все это показано буднично и обыденно. То что показал режиссер в картине по отношению к своей стране могут примерить на себя и многие другие страны. Оголенные проблемы в этом фильме актуальны для многих стран и этим картина сильна. Поэтому она и получила в свое время всевозможные призы и была взята в прокат многими странами.
Картина оставляет зрителя с открытым финалом, каждый сам в праве решать выберутся ли братья из депрессии, уныния и обреченности. Хочется надеяться на лучшее.
Восточные пьесы — картина без четкой сюжетной линии, режиссер попытался охватить и показать многие наболевшие проблемы своей родной и любимой Болгарии. Это ему удалось сполна. Сильное новое болгарское кино.
10 из 10
11 ноября 2015
После многолетнего кризиса болгарское кино берёт реванш. «Восточные пьесы» Кеймена Калева — один из самых титулованных фильмов своей страны. На его счету участие в 27 конкурсах и 12 международных наград, среди которых главный приз 22-го Токийского кинофестиваля и, как следствие, прокат в 15 странах мира. Стоит ли говорить, что у себя на родине картина одержала победу сразу в трёх номинациях, став гордостью Болгарского кинематографа. В чём же заключается такой неподдельный ажиотаж вокруг первой по счёту полнометражной работы истинно европейского режиссёра? Всё очень просто: Калев снял фильм о том, что знакомо каждому, кто хоть раз в своей жизни побывал в крепких объятиях одиночества, искал свой путь, но так и не нашёл его, опустил руки, прекратив предпринимать любые попытки вырваться из плена медленно убивающей апатии.
История двух братьев, которые предпочли «плыть по течению», довольствоваться тем малым, что предлагает им каждый новый прожитый день, положив свои судьбы на бесконечные рельсы душевной анархии, тесно перекликается с актуальными проблемами болгарского общества. Социальная несправедливость, экономический кризис, антиправительственные выступления — темы, которые Кеймен Калев косвенно «рисует на своём холсте». Чувство обречённости и уныния не покидает зрителя до самого конца, и лишь изредка проглядывается едва заметный лучик надежды, вселяющий веру в то, что наступит время, когда неприкаянность в глазах Кристо всё же исчезнет, растворившись в излучающих тепло стенах родного дома.
Но до тех пор, пока одинокий скульптор остаётся заложником собственного бессилия, стоит на коленях перед отравляющей душу ленью, жизнь вытесняет остатки его врожденной осознанности. Сам режиссёр признался, что задействовал в фильме много непрофессиональных актёров, в числе которых и исполнитель главной роли, с целью добиться максимум реалистичности в изображении будней окутанного равнодушием к своим обывателям мегаполиса. Эта во многом автобиографичная лента практически копирует некоторые эпизоды из жизни дебютировавшего в кино Кристо, что делает его героя настоящим. В нём можно узнать своего соседа, коллегу по роботе или обычного прохожего… Парень не играет, он живёт в фильме, выворачивает свою душу наизнанку.
Каким должно быть завтра? Неважно. Кристо продолжает тонуть в омуте безразличия к окружающим себя людям. Его брат примыкает к банде неонацистов, девушка сквозь слёзы пытается обратить на себя внимание, а он всё также в своих мыслях далеко от реального мира. Затяжная депрессия перерастает в неизлечимую болезнь. Ни герой, ни жертва, а всего лишь слабый духом человек, которому не хватает упорства и настойчивости, чтоб сразиться с собственными демонами, разменивает свой талант на бутылку дешёвого пива. Трагедия каждого неуважающего себя человека. И таких людей много, стоит только оглянуться вокруг. Талантливые, интересные и молодые, они никому не нужны, когда не нужны самим себе.
Кино всегда можно закончить на оптимистичной ноте, а в жизни всё по-другому… В жизни Кристо умер от передозировки незадолго до выхода фильма в прокат. Попытки режиссёра затронуть сразу несколько волнующих современного зрителя тем, среди которых политическая нестабильность в Болгарии, проявления расизма и радикального национализма, привели к тому, что картина теряет свою целостность, распадаясь на отдельные смысловые фрагменты. Сюжетная канва чётко не очерчена, хотя роль, отведённая каждому из персонажей, предельно ясна, а разгадать режиссёрский посыл не составит особого труда. Чувствам и внутренним переживаниям героя Кеймен Калев отводит ведущую роль, а всё остальное для него — лишь инструмент, с помощью которого он наносит их на киноплёнку.
5 из 10
10 августа 2011
Не знаю до конца, что хотел сказать режиссер этим фильмом. Вопросов он поставил много, но окончательного ответа (хотя бы на один из них) не дал. Даже последние кадры ничего не решают в нахождении «правильного» ответа. Что нам показывают? Да жизнь, в ее сером, мрачном, глупом и одновременно небезысходном проявлении. Да-да, хоть автор ленты всячески показывает нам всю депрессивную атмосферу в жизни героя, но он так и ставит завершающую точку над безысходностью. Но все равно, фильм смотрится очень естественно, оттого и угнетающе. Здесь неизвестные мне актеры — но актеры ли они вообще? Кажется, что действительно взяли людей «с улицы» и попросили показать свою жизнь на камеру.
И все-таки последний посыл режиссера есть — «Не стойте на месте, любая стагнация — путь в никуда». Хотя последняя надпись после кадров с Стамбулом озадачивает и не знаешь точно, была ли это ошибка или нет. А актер действительно умер в 2008 году. Может это была попытка показать его настоящую жизнь? Много вопросов оставил этот фильм, который просто показывал отрывки из жизни, ни на что не претендующих и не претенциозных. Хоть четких ответов он и не дал, но дал импульсы к их поиску и нахождению. Это жизнь.
10 из 10 (не скрою, я такой стиль обожаю)
24 июня 2011
У меня не болгарская или стамбульская душа, пропитанная солнцем, пассионарная, очарованная разноголосием музыки и волнами моря. Она скорее скандинавская, полная соленых брызг и одиноких скал, тронутых мхом. Ей нравится серое небо, унылые берега и старые лодки. Потому что внутри она яркая, как узоры оленей на свитерах, уютная, как деревянные полы и камины теплого дома, радостная, как цветастые детские ткани, и нежная, как пушистые ресницы теплых объятий. Между тем я трепетно люблю южные души. Они моя противоположность. Они моя необходимость. Они моя тайная половина. И поэтому мне хорошо понятно, как в создателях этого фильма могли ужиться столь разные страны. При чем получилось это так гармонично и душевно, что анализировать этот фильм не имеет смысла. Просто если вы готовы, то он окутает добром вашу душу.
Как же так получилось? Север поделился очень тонкой, острожной для первого взгляда операторской манерой. Как скандинавский дизайн, одновременно удобный для жизни и незаметный, дающий этим пространство для творчества. А юг вложил свою душу, трепетную белую птицу в морях жизни. И здесь не так важно, о ком идет речь. О художнике, что заменил наркотики выпивкой. Или его брате, что ищет себя через боновские идеи. Суть приоткрывается в поиске своего мира, того места «где тепло как дома». В поиске родных людей и желания жить, что утром будит и дает силы любить мир и быть любимым этим миром. Это чудесная сила. Она отпускает парить тебя в голубое небо.
10 из 10
11 декабря 2010