Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тетро |
английское название: |
Tetro |
год: | 2009 |
страны: |
США,
Аргентина,
Испания,
Италия
|
слоган: | «В каждой семье свои секреты» |
режиссер: | Фрэнсис Форд Коппола |
сценаристы: | Фрэнсис Форд Коппола, Маурицио Картун |
продюсеры: | Фрэнсис Форд Коппола, Мариэла Бесуевски, Валерио Де Паолис, Херардо Эрреро, Фред Рус, Маса Тсуюки, Адриана Ротару, Энахид Назарян |
видеооператор: | Михай Малаймер мл. |
композитор: | Освальдо Голихов |
художники: | Себастьян Оргамбиде, Федерико Гамберо, Сесилия Монти, Полина Лопез Мейер |
монтаж: | Уолтер Мёрч |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 5000000 |
Сборы в России: | $19 153 |
Сборы в США: | $518 522 |
Мировые сборы: | $2 656 919 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 мая 2009 г. |
на DVD: | 4 февраля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 7 мин |
Коппола как никто другой знает, до какой степени в отдельно взятой человеческой жизни важны знаки, символы и напутствия, случайно прочитанные на стенах, главное — уметь их верно прочесть.
Эгоцентричные творцы, мнящие себя гениями, имеющими право на предательство кого угодно исходя лишь из собственных желаний, притом сиюминутных — эту тему в последнее время поднимают всё чаще, острее и тоньше.
Однако конкретно в этой ленте сыграло абсолютно всё — начиная от стилистически выдержанной чёрно-белой съёмки с минимальными вкраплениями цвета (цвет удивительно гармонично звучит, несмотря на то, что в нём представлены воспоминания, датированные началом двадцатого века), заканчивая театральными, гротескными вставками, вклеенными будто наспех.
Операторская работа — отдельная песня, равно как и музыка, и подача света (мало кому удаются прожекторы, мало кто сочно показывает тот самый слепящий свет, манящий тебя, будто бабочку на открытый огонь — Френсису само это ощущение неощущения угрозы и даже желания её испытать в полной мере, судя по всему, знакомо на собственной шкуре).
Если же говорить о сюжете — один гениальный брат-музыкант предаёт другого гениального брата-музыканта, а в довесок ещё и гениального сына-писателя.
Сын пишет о том роман — без финальной части, играет в безумие, меняет имя и устраивает собственную жизнь в обход системы, принятой его семьёй.
В какой-то момент в его жизни объявляется младший братишка, обнаруживает рукопись, завершает её — и публикует, понимая, что это — единственная возможность закрыть этот гештальт, отпустить давление семьи и восстановить гармонию в сердце брата.
Всё, казалось бы, просто и примитивно. И должен быть хеппи-энд, и все должны рыдать слезами умиления. Однако же — хеппи-энд и в правду имеется, но совсем иного толка. Не зря же сказано — не все нити стоит рвать. Не все канаты нуждаются в замене. И далеко не все бесконечные истории стоит завершать.
Странно, но именно за такие работы я люблю Копполу, а не за коммерческие проекты вроде «Апокалипсиса».
В «Бойцовой рыбке», «Людях дождя» или здесь, в абсолютно автобиографичном «Тетро» он позволяет зрителю послушать монолог, звучащий в его голове — из раза в раз всё более мудрый, зрелый и ясный, как небо после ливня.
И раз от раза он звучит всё громче и чище.
9 января 2017
Личные фильмы — дело крайне редкое. Не смотря на то, что многие талантливые мастера, снявшие на своем веку десятки фильмов для студии, лишь не многие, в перерывах или на отдыхе, начнут снимать свое собственное кино, куда помимо сердца и ума, внесут еще и собственную душу, воспоминания, мысли, собственные победы и поражения. Так, в 2009 году, под шумок, в дали от мировых кинотеатров, вышла драма шестикратного (на тот момент еще 5-тикратного) обладателя премии «Оскар», режиссера «Крестного отца», «Апокалипсиса сегодня», и многих других замечательных картин, Френсиса Форд Копполы под названием «Тетро». Фильм пережил очень тяжелую историю — несколько лет сценарий картины был на полке (а точнее на ноутбуке), а в 2007 — ом году его и вовсе украли из офиса мастера. Но как мы видим, картина все же была отснята, хоть и не с легкостью, и теперь преданные фанаты, да и обычный народ может оценить личный фильм живой легенды кинематографа.
Анжело Тетрочини сбежал из семьи от властного отца и великого дирижера, чтобы обрести свободу, а именно — продолжать писать. Спустя несколько лет в Буэнос — Айресе пришвартовывается большущий корабль на борту с Бенни — младшим братом Анжело. Старший, еще когда план побега из семьи разрабатывался, обещал, что вернется за Бенни, заберет его, но уже сейчас младший видит иную картину — они с братом очень сильно отдалились друг от друга. Анжело превратился в Тетро (творческий псевдоним) и давно работает над пьесой, основанной на собственной жизни. Любопытный младший брат, в отсутствии старшего и его возлюбленной Миранды, находит незаконченные черновики и начинает сам погружаться в историю своей семьи…
Еще с самых первых дней разработки проекта, Френсис Форд Коппола говорил, что будет снимать его так, как захочет сам, без всяких доработок или подсказок. Так и произошло — Коппола предлагает зрителю зайти в машину времени и послушать его историю так, как пережил ее сам режиссер. Фильм получился очень стильным (черно- белая цветовая гамма очень идет картине, а цветовые вставки в моментах чтения рукописи только усиливают эффект погружения в эту непростую историю). Сценарий разрабатывался очень много лет, что может говорить не только о том, что проект был действительно «крепким орешком», но и то, что сценарист долго думал над тем, что бы больше связать свою жизнь с этой работой, отдав ей множество воспоминаний о счастье и боли, о людях, которых уже нет. Согласитесь, смогли ли Вы написать сценарий о кусочке своей непростой жизни и показать его публике? То-то же. Впрочем, с обстановкой и героями, Френсис Форд Коппола справился изумительно, потому что придумывать особо не пришлось, ведь в каждый образ маэстро добавляет множество деталей от своих родных. Даже его самого не трудно понять и узнать в сценарии, его мысли, его слова, его ярость, потихоньку затухающее со временем. Стоит заметить тот факт, что не только сама картинка черно-белого и цветного бьются за господство над моментами, но и сами герои — Тетро всегда ходит в черном пиджаке, черной куртке, в то время как Бенни симпатизирует белым — белый костюм на корабле, белый пиджак ближе к концу фильма. Сценарий отличнейший, который по праву должен называться не иначе как «основа к личному фильму». Отличную операторскую работу показывает Михай Малаймер младший, и не удивлюсь, если режиссер сам говорил что нужно подчеркнуть при одной сцене, а чего остерегаться в другой, но оператор работает не спеша, снимая не только пейзажи или виды из квартир героев, но и то, как видят тот или иной момент герои (конечно же, в большинстве случаев, это будет Бенни). Очень мягкую музыку сочинил для фильма композитор Освальдо Голихов. Взять хотя бы основную тему фильма — в ней кроется секрет, какая — то тайна (впрочем, как и в самой ленте). Музыка очень разная, но больше выделяются грустные нотки, что поддерживает заданные «темные» тона. Тона печали. Тона грусти.
В подобных картинах очень ценится игра актеров — она тут на высоте. И тут Френсис не скупился на талантливых актеров, окупив свои затраты если не финансово, то очень сильной работой актеров — Винсент Галло отлично мог сойти и за психопата помешанном на творчестве, но с каждой минутой его герой раскрывается, наполняется жизнью, а его речи дают зрителю понять, что Тетро не безумец, хоть и определенные нотки самоубийства в нем есть, он просто делает то, что любит, но в тоже время Олден Эренрайк, играющий Бенни становится ему настоящим экранным братом, пытающимся помочь старшему найти себя, сделать его популярным, хоть и сам не понимая, что это ему совершенно не нужно. Отлично показывает себя и испанка Марибель Верду, являющаяся неким мостом между двумя братьями, помогающая как одному так и второму. Очень качественная, убедительная, настоящая игра актеров, которым хочется верить, хочется переживать.
Фильм был представлен на нескольких кинофестивалях, но наград не получил. Исключением стал испанский «Гойя», номинировавший Марибель Верду в категории «Лучшая женская роль».
Итого:
«Тетро» — это самый личный фильм Форд Коппола, снятый на собственные деньги и независимый не от крупных киностудий, ни от крупных продюсеров, сделанный только так, как его захотел сделать мастер. «Оскараносцу» плевать на критиков, он буквально говорит: Нет, господа, в Вашей работе я не нуждаюсь. Я делаю свое кино и в этом случае критик только я сам». Отличный фильм, который стоит не только посмотреть, но прочувствовать, окунутся в атмосферу и растопится в ней. Чуть позже, примерно по такому стилю будет снята картина Майкла Фигиса «На грани сомнения», но ее воспримут в штыки не так как «Тетро», а просто разорвут на части. Рекомендовать фильм стоит только истинным фанатам творчества прекрасного режиссера, а так же ярым любителям независимого кино. Остальным просьба — не беспокоить!
Спасибо за внимание и приятного просмотра!
6 марта 2016
У человека и запятой удивительно схожие проблемы — оба зачастую находятся не на своем месте. Возникает логичный вопрос, как часто у людей недовольных собственной жизнью пробуждается несокрушимая жажда вооружиться зубной щеткой и рвануть из скучного булыжника, величаемого домом, куда глаза глядят — навстречу горизонту и неизведанной вселенной, где несбывшиеся грезы ждут своего часа? Вот Френсис Форд Коппола, расставшись с оковами обязательств и финансов, которые сулили киностудии, решил самостоятельно сначала сформировать сценарий, а затем и передать сквозь призму экрана единоличное видение проблематики поиска своего «я», сдобрив результат оригинальным заголовком «Тетро» — по имени протагониста с незабываемым лицом Винсента Галло.
Прошло девять лет с тех пор, как Анджело вырвался из-под опеки властного отца-композитора и отправился в писательский отпуск, променяв нью-йоркскую зону комфорта на страстный Буэнос-Айрес. Теперь его зовут Тетро. Он работает осветителем в местечковом эротическом театре, а свободными вечерами делит семейный уют с Мирандой — вылитой Авой Гарднер латиноамериканских кровей. А книга так и почила незавершенной рукописью в ожидании светлого будущего. И вот однажды оно, светлое будущее, нарисовалось забытыми красками прошлого, когда сбежавший из дому младший брат Бенни в канун своего совершеннолетия явился на пороге квартиры Тетро.
Бенни не узнает в черством нигилисте, жонглирующим без стеснения братскими чувствами, прежнего Энджи, чье письмо девятилетней давности все еще хранится в его внутреннем кармане. Тетро, как черный кофе — крепок на словах, горький в поступках. Бенни напротив, наивный ребенок, одержимый романтикой и любовью к путешествиям. Но в жизни, как в черно-белом кино — есть лишь темные и светлые тона. Самый насыщенный черный цвет можно осветлить — достаточно разбавить его красками прошлого из автобиографической рукописи, которая стараниями Миранды попадает в руки Бенни…
Несмотря на заявленную Копполой преемственность с культовой «Бойцовой рыбкой», у «Тетро» своя дорога. И пролегает она поодаль от уличной жизни отпрысков из неблагополучных семей. Нынче в моде искусство и ореол такого нераскрытого гения, как Тетро-Энджи. Винсенту Галло не привыкать к сложным персонажам, желающих сжечь свое прошлое, как опостылевший фотоальбом. В его Энджи прослеживается явная связь с Билли Брайном — героем Винсента из собственной постановки «Баффало 66». Классический неудачник, живущий в срежессированном мирке, где он главный герой по имени Тетро. Образ выдался настолько мощным, что не оставил шансов выделиться ни малоопытному Олдену Эйренрайку, чей Бэнни запомнился исключительной схожестью с юным Ди Каприо, ни знойной испаночке Марибель Верду в роли Миранды.
А вот с визуальной стороны «Тетро», напротив, оправдывает реноме духовного наследника «Бойцовой рыбки». Оба фильма сняты в черно-белой палитре с эпизодическими вкраплениями цвета. Только если роль раскрашенных кадров в «Бойцовой рыбке» ограничивалась стилистическим приемом, то в случае с «Тетро» все куда интересней. Стоит кадрам настоящего уступить место флешбекам, проясняющим подробности семейных тайн, как серая палитра разрывается бурным всплеском разноцветных красок, от которых натурально рябит в глазах. Дискомфортный эффект интересен тем, что побуждает зрителя прочувствовать желание Тетро отсечь любые связи с прошлым на своем, так сказать, опыте. Вместе с тем режиссер умело оперирует и со спецификой черно-белой гаммы. Так, например, постельная сцена выглядит чертовски стильно именно за счет теневого камуфляжа. Окутав тенью самые интимные места, тела не лишились эротического очарования и предстают во всей нуарной красоте. К тому же, такой прием позволил обойтись без фальшивящего стереотипа с одеялом, которое ханжески накрыло бы женщину по самое горло, а мужчину по пояс.
Не занимать чувства стиля Копполе и в антураже. Режиссер не стесняется использовать южноамериканскую атмосферу, приправляя её свойственной тем краям импульсивностью. Буэнос-Айрес не просто массивная декорация, это целая жизнь к югу от экватора. Сварливые парочки не чураются выяснения отношений на испанском языке у всей округи на виду. Малознакомые завсегдатаи кафешек в узких переулках панибратски заводят разговор, точно знакомы, по меньшей мере, сотню лет. А за кадром убаюкивающе и мягко резонируют струны акустической гитары. Это сказочное место бесконечно далеко от криминальной действительности, но наблюдая за итогом, хочется вот так просто взять и заговорить по-испански, чтобы остаться в этом городе навсегда.
Словом, влюбиться в «Тетро» с первого взгляда не составит труда. Куда тяжелее сохранить теплые чувства, когда речь заходит о повествовании. С одной стороны оно не лишено многогранности, и каждый новый виток, приоткрывающий зрителю новую тайну, заставляет пересмотреть известные подробности под другим углом. С другой, чем активней Коппола сгущает краски, тем сильнее история взаимоотношений творческой семьи растлевается до откровенного фарса в духе мыльных опер, а финал — до звания худшей аллюзии к «Звездным войнам». И на вопрос «Почему?» явственно приходит только один ответ «так захотелось».
Коппола, как режиссер, давно перешел ту грань, когда ради доказательств своего гения надо расшибать лоб о стену на потеху боссов киностудий, журнальных критиков и простых зрителей. А ведь в постановке фильмов, как в драке — надо иметь сердце, чтобы бороться на грани риска с огнем и прытью в глазах. Иначе фильм рискует превратиться в инфантильное желе, что отчасти произошло с «Тетро». Быть может, Френсис спекся либо же попросту устал. Но куда вероятней, он элементарно достиг своей мечты и, как миллионер на пенсии, довольствуется съемками в свое удовольствие. В жизни так бывает — никогда не знаешь, куда приведут мечты и где зубная щетка на пару с запятой, наконец, найдут свое место. Только нам от этого не легче.
8 апреля 2015
Сложный, растянутый фильм; его проблема как и проблема всякого авторского кино — пару тезисов которые имеет сказать режиссер, он нарочито вуалирует и усложняет. Поэтому приходится много додумывать, при том что сами сюжетные повороты если действительно взяты из собственной биографии, наверняка представляли собой куда более глубокие и однозначные эмоциональные потрясения не нуждающиеся в дешифровке.
Винсент Галло и Олден Эйренрайх при этом сыграли отлично, но на одном типаже двух ведущих актеров сложно выехать в таком длинном фильме.
5 из 10.
29 сентября 2014
Молодой паренек Бенни приезжает на несколько дней в Буэнос — Айрес, к своему старшему брату Анжело Тетрочини. Тот когда то тот грезил о писательской карьере и сбежал из дома, из за противоречий с деспотом отцом — Карло Тетрочини, дирижером с мировым именем, который считал, что Анжело не чего не добьется, так как не сможет выбраться из тени его величия, и при упоминании фамилии Тетрочини все будут думать о нем, о дирижере-отце, а не о писателе-сыне. Теперь Анжело называет себя -Тетро, и живет у своей любовнице Миранды, которая его любит и считает не признанным гением, и мириться с его пессимистическим настроением и несносным характером. Бенни надеялся что брат обрадуется встречи, но тот очень четко дает ему понять, что уже давно решил порвать все связи с семьей, и не кто из родственников ему не нужен…
-«В этой семье, есть место только для одного гения…»
Сам Френсис Форд Коппола, на премьере этого фильма заявил что «Тетро» — самый личностный и прекрасный его фильм. С этим конечно же рядовые кинолюбители и поклонники режиссера могут поспорить, но сам сэр Френсис не кому его и не навязывает. И зная историю его семьи можно поверить в его слова о «личностном». Отец Френсиса был знаменитым композитором (Кармени Коппола- автор музыки ко второму «Крестному Отцу»), и так же как и киношный отец героя считал, что сын не добьется успехов в писательском ремесле (сперва Коппола мечтал писать киносценарии), и не «выйдет из его тени». Но сыну все же удалось превзойти по славе отца. Но тема «одного гения на одну семью» по прежнему актуальна в клане великого итальянца. Его дочь София не так давно сама начала снимать кино, перед тем попробовав себя на актерском поприще (и снискав там кислую славу), и вот теперь начала набирать обороты. Но пока еще при упоминании фамилии — Коппола, все думают не о дочери — Софии, а об отце — сэре Френсисе. Так, что знаменитый режиссер не лукавил говоря об «личностном» проекте…
Говоря же непосредственно о самом фильме, нужно конечно понимать, что «Тетро»- это не Голливудское кино большого стиля, в духе прежних полотен Копполы (таких как «Крестный Отец», «Крестный Отец. Часть Вторая»,«Апокалипсис Сегодня» и «Дракула»), а скромная, «независимая» (читай — артхаусная) постановка. В главных ролях нет суперзвезд калибра Пачино, Де Ниро и Хопкинса. И сам фильм камерный и весьма скромный. И дешевый (в аккурат бюджет рядовой американской ТВ — ленты). Но стиль в нем все же есть. Это почерк великого режиссера, его подход к работе над постановкой картины. И в первую очередь решение того как визуально будет выглядеть будущая лента. Я говорю в основном о черно — белой картинке и игре света и тени. Ведь «Тетро» не просто снят черно — белым для типично артхаусного выпендрежа. Его картинкой можно с наслаждением любоваться, наслаждаясь композицией каждого кадра, любоваться игрой актеров, и плавно погружаться в тихое и тягучие течение картины. А так же с интересом следить за развитием сюжета. Он не лихо закручен, так как фильм Копполы не триллер. Но все же затягивает выяснением той тайны что скрывает от Бенни его старший брат. И если зритель не будет знать финала ленты, то эта тайна может изрядно его ошеломить. А может и шокировать. Так как сразу станет понятно почему Анжело так холоден с братом и не рад его приезду, а так же не хочет ехать к больному и умирающему отцу, и вообще решил порвать все связи с семьей, скрывшись под псевдонимом Тетро…
Художники картины Федерико Гамберо, Себастьян Оргамбиде и Сесилия Монти сумели в паре с талантливыми осветителями, и в первую очередь оператором Михаем Малаймером -мл. создать чудо картинку ленты. Порой смотря фильм будто переносишься в прошлое, то ли в 50-ые, то ли 60-ые годы. Этому «путешествию во времени» еще способствуют и музыкальные темы композитора картины — Освальдо Голихова, которые в основном играются на аккордеоне (некие поэтично — веселые латино — американские мотивы), и в купе с сочной «не цветной» картинкой буквально завораживают и отрывают от реальности. А о том, что вся история происходит в современности напоминают лишь те сцены которые разворачиваются на улицах городка (тогда появляются автомобили), и те в которых фигурируют мобильные телефоны и ноутбук героя…
Актеры подобранные Копполой на мой взгляд прекрасно дополняют друг — друга, и играют как один ансамбль. При том, что подобное погружение в сюжет не состоялось бы, будь тут звезды, а не малоизвестные артхаусные, преимущественно театральные актеры. Такие как Винсент Галло (Анжело), Марибель Верду (его женщина Миранда), Клаус Мария Брандауэр (отец — Карло Тетрочини) и начинающий талант Олден Эйренрайк (Бенни), и другие играющие тут актеры…
Напоследок можно отметить и монтаж картины. Уолтер Мерч скорее всего не выбрасывал «лишние» куски отснятой пленки, а «склеивал» только полезный материал собранный им из разных ракурсов одних и тех же сцен. Хотя могу и предположить, что многие сцены снимались с одного ракурса, так как вероятно, заранее планировались в раскадровках на бумаге. а режиссура Копплы по прежнему на высоте, его фильм смотреть не скучно. Тем более зная о его «личностном» мотиве, побудившим к созданию этой черно — белой картины…
В общем мое мнение относительно «Тетро» таково: можно смотреть киноманам, эстетам, поклонникам режиссера и любителям постмодерна и стиля «ретро», а так же французских и итальянских картин «новой волны» середины прошлого века, и в какой то мере любителям артхаусных полотен Феллини. Ну и вполне сойдет для просмотра и новичкам — киноманам, желающим ознакомиться с фильмами великого американского режиссера. «Тетро» не в коем случае не лучшая картина Френсиса Форда Копполы. Но вполне себе, этакий маленький шедевр Большого Мастера. К тому же, сам постановщик давно заявил, что все фильмы которые он хотел снять для зрителей, он уже снял в молодости. А в старости он будет снимать лишь то, что всегда хотел, и как хотел. Иными словами — «кино для себя», своего рода «дорогое хобби». И по всей видимости, это у «старика» неплохо получается. Хотя, стоит признаться, что хотелось бы, что бы Коппола завязал с артхаусом и вернулся в «высшую лигу»…
8 из 10
20 февраля 2013
Фильм, который смотришь стараясь уловить каждое мгновенье. Как когда говорят тихим и мелодичным голосом, прислушиваешься, чтобы услышать каждое слово.
Это история о двух братьях, то есть об отце и сыне. Молодом начинающем писателе и гении, который уже давно не пишет. Но сюжетная линия, игра актеров и черно-белая картинка не так уж важны. Это фильм, гениальный в своей простоте, абсолютно честный, искренний, безумно красивый. Автобиографичный, вдохновленный жизнью и вдохновляющий жить.
Незаконченная история. Обнажая душу, трудно пойти до конца. И автор фильма так и не смог ответить на поставленные им самим вопросы. Финала не было в книге, которую писал Тетро, финала нет и в фильме.
Но вопросы были заданы, а остальное расскажет жизнь. И теперь ты знаешь, что главное — не смотреть на огни. Не сгореть. Не загореться.
10 из 10
12 декабря 2012
В каждой семье свои секреты. Безобидные или не очень — это то, что принято называть privacy. Как и у каждого отдельного человека — своя история, о которой не знают сторонние наблюдатели и о которой, он не расскажет ни слова. Это книга, написанная карандашом. Она вроде бы существует, она материальна и значима, но буквы в ней едва различимы, текст не имеет материальной формы и никогда не будет опубликован, потому что это не просто сюжет — это правда, но иногда, мы не хотим смотреть ей в глаза.
И это именно такая книга, которую пишет Тетро. У нее нет финала, ведь и история еще не закончена. Кто-то должен поставить точку, но только не Тетро, он слишком эмоционален, слишком потерян и разбит, он не знает, каким должен быть финал. Зато Бенни знает. Раз и навсегда раскрутить эту историю, узнать всю правду и стать, наконец, свободным — вот чего он хочет. Книга должна быть дописана, и если этого не может сделать Тетро, это должен сделать тот, кто сильнее его. Бенни, человек, который хочет обрести семью, такой, какая она есть, он хочет избавиться от тайн, от которых устал. Он немного наивен и вместе с тем, очень мудр. Он готов посмотреть правде в глаза, если так обстоят дела — он готов это принять.
Несколько раз Коппола показывает нам сцены из Капелии, истории куклы всецело повинующейся кукловоду. Тетро тоже когда-то участвовал в этой игре, он был ведом. Бенни и Миранда — никогда. Они оставались стойкими, они оставались собой и были честны. Они не создавали секретов, но были единственными, кто решился раскрывать старые тайны. Так все мы храним свои секреты, безобидные и не очень, прекрасные и уродливые. И только нам решать продолжать ли эту игру или выпустить их и освободить себя. Всегда есть шанс идти вперед, но идти ли? Решать нам. И если есть смелость решиться, даже чужие ошибки могут быть исправлены, и семья вновь станет такой, в которой все любят друг друга, в которой нет соперничества и нет тайн.
10 из 10
16 апреля 2012
Бенни Тетрочини, круизный морячок 18-ти лет от роду, приезжает в Буэнос-Айрес к своему старшему брату, Анжело, порвавшему все связи со своей итало-американской родней (особенно с отцом, причинившим ему большую боль), и его невесте Миранде.
Ох, если бы знал этот парень, что эта поездка изменит всю его жизнь, а тщательно скрываемые тайны начнут медленно раскрываться!
Таков синопсис этой великолепной автобиографической драмы Фрэнсиса Форда Копполы, которая поражает и яркой режиссерской манерой (Коппола отдал дань в этом фильме практически всем киноклассикам — и Элиа Казану, и Антониони, и Феллини, и многим другим, создав при этом удивительное чувство новизны черно-белого построения кадра), и выдающейся актерской игрой (Винсент Галло — Тетро — буквально живет своим персонажем, и веришь каждой его интонации; Олден Эйренрайх — Бенни — не уступает в профессионализме опытному Винсенту, хотя он был дебютантом; Марибель Верду — Миранда — сыграла незабываемо, ведь она одновременно и любит Тетро, и ненавидит).
Цветные вставки воспоминаний Тетро лишь показывают то, что Тетро помнит до сих пор, какую боль причинил ему отец, подавивший всю свою семью. Эти воспоминания — вспышки света в той тьме, что стала царить в душе у Тетро. Тогда как полностью снятый в нуаре Буэнос-Айрес — это мир нового Тетро, видящего лишь добро и зло (в основном зло).
Возможно, лишь после открытой тайны Тетро увидит свет в своей душе, и последний кадр дает на это надежду.
10 из 10
5 апреля 2012
Гигант кино, Фрэнсис Форд Коппола, пробудился от десятилетнего перерыва в режиссёрской работе и сделал подряд два независимых, лиричных, по настоящему артистичных фильма, Молодость Без Молодости (2007) и Тетро (2009). Я видела оба и восхищена их утончённостью, изысканностью и красотой, нелинейной манерой повествования и глубоким смыслом заложенным в каждом, но Тетро меня просто поразил. Это — удивительно личный фильм, про который его создатель сказал на фестивале в Каннах: «Ничего из того, что вы увидели на экране, не произошло в реальности, но всё в Тетро -правда.» После «Тетро» я по-другому взглянула на знаменитую трилогию Крёстный Отец, и мне стало ясно, что гангстерский кино-триптих это прежде всего история семьи Итальянских эмигрантов в Америке в первом поколении на пути к достижению Американской мечты, что это фильм о непростых отношениях между самыми близкими людьми, а лишь потом — самая успешная в истории кино мафиозная эпика.
Посмотрев «Тетро», мне кажется, я понимаю, как важна семья в творчестве (и в жизни) самого Копполы. Режиссёр выбрал для фильма разную цветовую палитру. События настоящего времени, происходящие в Буэнос Айросе, куда в один прекрасный день прибывает юный Бенни Тетрочини в поисках брата Анджело, давно покинувшего дом, и когда-то подававшего надежды писателя, сняты в завораживающем черно/белом. Воспоминания Тетро (так теперь называет себя Анджело) сняты в цвете. Бенни играет совсем молоденький артист Олден Эренрайх, настолько похожий на Леонардо Ди Каприо в возрасте 18 лет, что просто не по себе делается. Олден прекрасно справился со сложной ролью и не потерялся в совместных сценах с очень талантливым и непредсказуемым Винсентом Галло в роли Тетро. Галло можно любить или нет, да он и сам не скрывает своего неуживчиго характера, шокирующих высказываний и очень нелестных характеристик в адрес уважемых деятелей искусства, невзирая на лица, но он потрясающе талантлив, и не только как актёр. Галло добился признания как актёр, режиссёр, сценарист и оператор независимых фильмов. Он известен как музыкант, художник и, в прошлом, мотогонщик и модель. В главной женской роли Миранды, терпеливой и преданной подруги Тетро — любимая мной, замечательная Марибел Верду (Любовники, И твою маму тоже, Лабиринт Фавна).
Коппола пригласил в свой фильм прекрасного актёра Карла Марию Брэндауэра (Мефисто) для двойной роли отца и дяди Бенни и Тетро. Как Отец семейства итальянских эмигрантов в США и знаменитый дирижер прекрасно знающий себе цену, Карло Тетрочини подавляет всех домочадцев, и абсолютно уверен в том, что ему как гению, позволено и простительно всё. «В этой семье место только для одного гения», произносит Карло в одной из сцен. Мне кажется, что образ Карло Тетрочини несёт огромную смысловую нагрузку и в чём-то автобиографичен для Копполы. Собственный отец Фрэнсиса Форда, Кармине Коппола, был композитором, дирижёром и исполнителем, автором музыки к фильму Апокалипсис Сейчас и к Крёстному Отцу 2 (совместно с Нино Рота). Сам Коппола, достигший славы, признания и восхищения в молодом возрасте, хорошо понимал, как непросто его собственным детям добиться творческой самостоятельности и успеха, постоянно пребывая в тени знаменитого отца. Возможно, фильм для режиссёра был поводом и средством для разговора с сыном Романом и дочерью Софией, которые оба стали режиссёрами/сценаристами. А может быть, после многих лет, режиссёр нашёл в себе силы выразить на экране боль от трагической безвременной гибели старшего сына, 22летнего Джан-Карло (Джио) в 1986 году.
Тетро интересен ссылками к к фильмам, которые Коппола любит, под чьим влиянием находится и любовь к которым хочет выразить. Здесь и прямая цитата из чудесной сказочной картины Майка Пауэлла и Емериха (Имре) Прессбургера Красные Башмачки (1948) и их же экранизации Сказок Гоффмана (1951) (позволю на секунду отвлечься, чтобы порекомендовать всем любителям кино оба фильма, совершенно необыкновенные феерии, которыми такие разные мастера кино как Мартин Скорецезе, Джордж Ромеро и Сам Фрэнсис Форд Коппола засматривались в юности и которые разбудили в них мечту самим создавать кино). На память приходит и ранняя чёрно-белая культовая картина самого Копполы, Борцовская Рыбка (1983), история двух братьях, любовь и преклонение младшего перед старшим, далёким, отстранённым, загадочным. Не могла не вспомнить и, казалось бы, далёкие от камерного фильма Копполы Звёздные Войны его друга и соратника Джорджа Лукаса. Кoнцовка фильма приближает Буэнос Айрос Копполы к одному из самых лучших и трагических фильмов Романа Поланского, чьё название я не приведу, потому что оно может быть спойлером для тех, кто ещё не видел Тетро.
Куда двигаться признанному мастеру после того как в молодости, в течение одного десятилетия он создал не один, а четыре гениальных фильма? Только вниз или отойти в сторону. Коппола сконцентрировался на интересах несколько в стороне от режиссуры, хотя он никогда и не уходил. Он растил детей, делал вино, стал продюсерам многих хорших фильмов, в том числе всех трёх его дочери Софии. Фильмы, поставленные им после двух Крёстных отцов, Разговора и Апокалипсиса Сегодня — неплохие, но только Дракулу (1992), пожалуй, можно назвать выдающимся. И вот, по прошествии 25 лет, 70-летний режиссёр понял, что он может и должен делать кино только по велению души, и он сделал один за другим Молодость Без Молодости и Тетро. Оба фильма, особенно Молодость без Молодости, могут показаться усложнёнными, требующими определённых душевных усилий и терпения от зрителя, но Копполе определённо есть, что сказать на языке кино, и язык это богат, звучен и глубок.
Сам Коппола называет Тетро самым красивым из всех поставленных им фильмов. Судя по его высказываниям, Тетро очень дорог и близок ему и он горд и удовлетворён результатами работы над ним: «I think Tetro (2009) is the most beautiful film I`ve ever done in terms of how it was made. I don`t know what people will make of the picture, but just the filmmaking part of it, I`ve learnt to put it together beautifully… .I view Tetro (2009) as the second film of my second career. From now on I`m always going to writing the scripts, and every film will be personal. I`m going to be the kind of filmmaker I wanted to be when I was beginning.»/Я думаю, что Тетро (2009) это самый красивый из всех фильмов, которые я поставил. Я не знаю, как зрители воспримут его, но технически, мне удалось красиво сложить все составляющие… . Я рассматриваю Тетро как второй фильм моей второй карьеры. С этого момента я всегда буду писать сценарии сам, и каждый фильм будет личным. Я буду режиссером, каким мечтал стать, когда я только начинал».
15 февраля 2012
По существу:
— Винсент Галло продолжает свой образ киногероя из «Arizona Dream» Кустурицы.
— Сюжетная драма по подобию Альмодоварских лент вроде «Все о моей матери» натягивается-натягивается, но при этом как таковой драмы-то и нет в сценарии.
- Полутеатральные решения просто смешны, если их сравнивать с лентами Гринуэя «Повар, вор, его жена и любовник».
- Ну и «Бойцовская рыбка» — она лучше. А зачем снимать что-то, что изначально не лучше?
В общем, если кто-то не видел вышеописанных фильмов вышеописанных режиссеров, этот фильм покажется волшебным шедевром. И возможно, новоиспеченные «эстеты» продолжат свои постижения в области «светлого» и «прекрасного». За это фильму и скажем спасибо.
5 из 10
28 января 2011
Это не Apocalypse Now, Godfather или Conversation. Это не то кино, за которое мы любим Его, но мы готовы кушать эту картину, мы даже счастливы пожевать что-либо ещё от маститого художника. Это уже не то, уже не так, но всё же Tetro не убогий шлак на старости лет.
Если оторваться от богатого наследства, оставленного Френсисом Ф. К., то Tetro — вполне самостоятельное и стильное творение, проникновенное, красивое, авторское. Подача на редкость увлекательна, к тому же флешбеки выполнены не совсем стандартно. Воспоминания поданы как в жизни — гораздо ярче и уже реальности. Говорить об актёрах и режиссуре не приходится. Картина о соперничестве, семейных узах и, конечно, об отношениях с самим собой и близкими. Всё понятно и без слов, понятно на ином уровне восприятия. Хорошее кино, приятные ощущения. Вспоминается понятие «магии кино». Привлекает подача старой школы. Я был искренне удивлён, что всё происходит не в ХХ, а в ХХI веке. От своей легендарной атмосферы Коппола не в силах убежать, и убегать ему от неё незачем. Каждый шаг и выдох гармонирует с каждым словом и планом камеры.
Постарел Коппола или стал старше — совершенно не важно. Важно, что даже сейчас он не выпускает из сердца кино, что спустя столько великолепных картин, он продолжает давать нам себя и свои мысли на плёнке.
Замечательное кино.
9 октября 2010
Корифей и покровитель синемафилов, старый дядюшка Коппола опять время от времени радует поклонников новыми творениями, будто вспоминая молодость, но теперь он свободен от мнений кинокритиков, как и его герой — Тетро. Вспомните, как главный герой отказывается от премии, о которой мечтал когда-то. Творчество этого режиссера вышло за рамки конкурсов и фестивалей. Коппола снимает что хочет и как, и по большей части для себя.
Кто-то станет искать в этом кино цитаты и заимствования, но я их не видел. Кино просто скроено да ладно сшито. История кажется весьма обыкновенной, ближе к финалу набирает обороты страстей и оборачивается мелодраматической неожиданностью. Но не в этом суть. Драматургия похрамывает, но зачем в конце-концов она нужна неспешной ленте оевропеившегося американца: он отбросил цепи, чтобы те не мешали свободно двигаться.
Честно говоря, цветные вкрапления в этом изумительном черно-белом повествовании совсем не к месту. Они кажутся любительской документалкой, тем более, что их вставили в нелепые черные рамки. Они не вяжутся с понятием «воспоминание» и портят общее впечатление. Но зато здесь есть хореографические сны, с говорящей куклой-невестой из сказки Гофмана, с иллюстрациями из жизни главного героя, — это изюминка, сказочные танцевальные номера наоборот украшают картину, дают проникнуть в голову Тетро.
История Анджело Тетрочини, потерявшего и нашедшего свое место в этом мире, так или иначе вернувшегося к семье, снято где-то озорно, где-то наивно, где-то чересчур драматично, и фальшивый театр, разыгрывающий спектакли прямо в фильме, подсказывает — это всего лишь выдуманный мир героев и их судеб. Мир, который живет внутри автора. Но у ленты есть своя атмосфера, есть душа. И смотрится он легко, и черно-белые кадры, прекрасные ракурсы кушаешь с наслаждением, будто лакомство.
Отдельно хочется похвалить оператора — мастерски поставленные крупные планы, совсем нетяжеловесные, словно точные портреты действующих лиц, заменяют абзацы сценарного текста, и игры с зеркалом, и мерцающий свет. Это выполнено прекрасно и с художественным вкусом одаренного человека. Поздний Коппола не перестает изобретать.
В целом кино вряд ли будет на ура принято зрителем, и даже поклонники старого доброго Копполы вряд ли долго будут помнить о данной картине. Но мне фильм понравился. Я поставлю его в памяти на полочку с хорошими камерными драмами и буду временами поглядывать — а не пора ли пересмотреть?
8 из 10
19 мая 2010
Молодой парень сбегает из семьи, приезжая на недельку к своему старшему брату-писателю, который точно так же много лет назад сбежал от властного отца-тирана дабы развиваться творчески и осуществить свою мечту. Такова завязка фильма «Тетро», названного в честь псевдонима того самого писателя, фильм нуарной атмосферы и стиля, движущийся ровно до невероятно сильного эмоционального финала. Коппола играет чувствами, погружая в реалии чужих проблем, обыгрывая нестандартный поворот во вполне предсказуемой истории.
Основной характеристикой фильма является его двойственность. Он чередует нотки плавности и ровности событий, с наличием интересных и напряженных сцен, в этой гонке обстоятельств цвет сменяется черно-белой гаммой оттенков серого и вновь скачет к ярким и красочным воспоминаниям, акцентируя на них особое внимание к деталям. При этом в другой части сцен все настолько поверхностно, что автора хочется упрекнуть в примитивности линий и предсказуемости происходящего, а разбавляющие заглавную сюжетную линию излишние чужие семейные сцены опять таки контрастируют своей эмоциональной природой на общей холодности и серости, вновь намекая на некую двойственность происходящего. Две стороны одной медали, или быть может ценной монеты, это понимаешь лишь к развязке, где сила нахлынувших эмоций равносильна шокирующим открывшимся событиям. И ты сидишь и думаешь, да — ради такого стоило посмотреть до конца, однако послевкусие остается не столь ярким, на какое можно было бы рассчитывать, глядя на фамилию режиссёра.
Эта же двойственная манера проявляется и непосредственно внутри сюжета. Тетро принимает своего брата крайне холодно, а его девушка напротив очень весело и радостно относится к молодому гостю. И это лишь один из примеров, дабы не углубляться в каждую конкретную сцену, выискивая детали контраста, но подобного рода отзеркаливающие события находятся здесь чуть ли не на каждом шагу.
Быть может в этом даже некая суть основного черно-белого направления. Черное и белое, инь-янь, резкое различие, но при этом в каждой части есть вкрапления противоположной. И фильм, как и его режиссер, ловко играет на всем этом, подключая заинтересованность зрителя и его человеческие чувства. Порой разность характеров с общностью судеб зашкаливают до столь выразительных сцен, что даже сомневаешься, а братья ли главные герои на самом деле?
В результате поставленная драма отдает некой наигранностью, но при этом смотрится с интересом даже не смотря на свой не малый хронометраж. Коппола создает вязкую атмосферу из элементарных подручных средств, и тут же разряжает её элегантными и легкими сценами, что ничуть не мешает общему антуражу. Рука мастера творит до сих пор выразительно и трогательно, но при этом малые масштабы уже не дают того величия, и фильм смотрится более проходным, чем желаемым гостем домашней коллекции.
7 ИЗ 10
25 апреля 2010
Вот уже с неделю пытался осилить «Тетро», который наконец в раскачку, на пониженных оборотах досмотрел. Утомительно. Хотя и сам Коппола говорил, что кино чересчур личное — семейная драма про сына писателя и папу композитора (ну один в один как в жизни) — поэтому легкого просмотра и широких горизонтов, как скажем в «Крестных отцах», тут ожидать не приходится.
После «Молодости без молодости» я уже было на Копполе крест поставил: что ему кино, когда под боком собственные виноградники, отели, да и дочка теперь за кино отдувается. Однако все не так плохо, старый еврей итальянец с режиссерского стула ещё может двигать по площадке людей, расставлять осветительные лампы и посылать телочек за кока-колой (ну или за кьянти, уж не знаю). Но при этом, осваивая скромные бюджеты и дистанцируя себя от проектного кино, Коппола мучительно пытается донести элегантное зрелище, достойное Феллини, забывая что на дворе XXI век, постмодерн, ну и то, что Феллини умер. Поэтому все его заигрывания со зрителем из разряда «а у меня Галло снимается» или «вот вам латиноамериканский аккордеон» порой кажутся нелепыми, также как и обращения к архаичным формам театрального света, с которым тут режиссер явно перебрал. В итоге получается ни вашим, ни нашим. Ну разве что во время семейного просмотра все плачут и гладят старика по руке.
Рефлексируя над семейным фотоальбомом, Коппола совершает очень непростительную ошибку, отчего перестаешь верить режиссеру. Имитируя личную боль и именно что авторское кино, у режиссера получается «как в кино», а не «как в жизни», как например у того же Триера, который давно понял, что снимать фильмы про себя увлекательнее. У Копполы же герои получаются чересчур вычурными, картонными актерами спектакля, которые выходят к рампе под луч театрального осветителя и говорят монологи разве что не стихами. Где здесь жизнь, а где игра — не разберешь, ровно так же остается непонятным где здесь Коппола, а где Карло Тетрочини. Добивает все это действо ужаснейшая концовка, за которую я бы на месте Лукаса очень бы обиделся и попросил бы Копполу больше не звонить и вернуть дедушкин объектив. Тут ещё касательно подглядываний умиляет, как автор весь фильм раскланивается перед тем же Пауэллом и ворует из него. Зачем вот только не понятно эти извинения? Молодые ну вряд ли даже в Google полезут искать, кто такой Майкл Пауэлл, а старики и без этого догадаются. Тут им, вопреки Коэнам, место есть.
7 апреля 2010
«Тетро» 2009г.
Очередной фильм Френсиса Форда Копполы. Как и многие его предыдущие работы — малобюджетное авторское кино. Вообще ему довольно тяжело снимать фильмы, ведь публика ждет от него фильмов, которые будут как минимум на одном уровне с «Крестным отцом» и «Апокалипсисом сегодня», поэтому каждый выход его новой картины, как правило, широко обсуждается и имеет недоброжелательные отзывы критиков, потому что Коппола стареет, но фильмы его от этого лучше не становятся.
Что касательно данной картины — слишком личная, как и ранняя работа Копполы «Люди дождя». Скорее всего, Копполу вдохновило создать этот фильм какое-то похожее событие, аврия, например, или сложные взаимоотношения с отцом. Постоянные переходы от цветного повествования в черно-белое очень напоминают «Бойцовую рыбку», того же Копполы.
Сюжет фильма, особенно под концовку, напоминает дешевый бразильский сериал, что очень нехарактерно для такого кинотворца. Да, местами потрясает, местами пугает, местами сюжет просто заставляет недоумевать, но вот концовка… Испортила все впечатление от фильма.
Актеры: Винсент Галло, пропавший на некоторое время, вновь вернулся в большое кино и сразу попытался осилить главную роль в таком сложном фильме. У него это явно получилось — прямо-таки чувствуется, что переживает его герой, чувствуется вся эмоциональная нагрузка, которая возложена на его плечи. Мариабель Верду — у нее в этом фильме одна из главных ролей, но играть ей нечего, да она и не пыталась, потому как весь фильм у нее каменной лицо. Видимо, «И твою маму тоже…» так и останется ее лучшей ролью. Актер, который играл Бенни, не впечатлил. Абсолютно.
Музыка в фильме просто великолепна. Очень атмосферная и звучит в гармонии с происходящим на экране. Операторская работа впечатлила, несмотря на то, что у этого оператора это всего-навсего шестая работа.
Если подвести итог — не самая лучшая работа Копполы, но один из лучших фильмов ушедшего года. Заслуживает внимания зрителей. К просмотру обязателен только фанатам Копполы и латино-американских фильмов.
7,5 из 10
30 января 2010
Уберите этот чёртов свет, я всё скажу! Уберите лампу, я ничего не вижу! Хорошо, чёрт вас подери, я отвечу на все вопросы… Я могу закурить? Спасибо. Один белый кофе и наш разговор был бы ещё более информативным. Ладно, если вы считайте, что кофе это перебор, то так тому и быть. Что вы хотите знать? Фильм «Тетро»? Да, я его видел. Так как насчёт сигареты? Это другое дело, так лучше, без света направленного на моё лицо и с сигаретой, я чувствую себя более уверенным.
В общем понимайте, Винсент Галло и Коппола, они очень ответственные люди — это значит, что каждый кадр, который вы видите, он направлен не на то, что бы развлечь вас, нет. Они хотят, что бы вы подумали. О себе, о семье, о любви, о жизни. Судя по рейтингу и по сборам, их меньше всего заботит, коммерческая сторона, поскольку есть продукт, а есть кино. Я понимаю, что сейчас никого не беспокоят отношения между людьми и что даже лёгкий намёк на не мейнстримовскую эстетику обрекает фильм. Наверное, было бы здорово превратить весь кинематограф в Пандору, но они очень упрямые люди, понимайте. Они снимают кино, для совершенно других целей, они пытаются дать что-то, что лежит за попкорном и 3D — знайте, что такое катарсис? Не важно. Посмотрите этот фильм внимательно, без разговоров, без пауз и увидите руку мастера и опыт, который не возможно купить или продать. Я не буду пересказывать сюжет фильма — я не имею на это право и давать публичную оценку, я тоже не буду.
«Не отпускай верёвку, которая привязывает меня к твоей душе» — ведь так переводится фраза написанная на заборе? Вы увидите её в самом начале фильма, но её смысл вы сможете полностью понять, только когда досмотрите фильм до конца. На этом всё. Я больше ничего не скажу.
20 января 2010
Белоснежно одетый круизный морячок не спеша бредёт по опустевшим ночным улицам Буэнос Айреса, отыскивая по записке заветный дом, в котором его не ждали. Нерешительный стук в дверь — вопросительный женский взгляд навстречу: «Я Бенни, брат Энджело». Робкий голос в тёмную пустоту комнатного мрака: «Тетро, к тебе приехал брат». В ответ — лишь равнодушный щелчок захлопнувшегося замка.
Лёжа на чужом диване, семнадцатилетний Бенджамин — Бенни смахивает скупую слезу, оплакивая надежду, которая привела его в этот дом полученным когда-то письмом с обещанием брата забрать его к себе, а теперь растворилась в безразличном равнодушии холодной встречи.
Суетливая торопливость недовольного Тетро, не признающего братства, заявляя, что что его прежнего, Энджело, больше нет, толкает недоумевающего Бенни искать объяснения изгибам странного поведения этого хмурого человека, который раньше обещал его спасти.
Ниточку завалящего клубочка ему дарит Миранда, женщина Тетро, рассказавшая мальчишке историю появления в её доме сумасбродного и вспыльчивого мужика, шокировавшего её рассказом о деспотизме и жестокости своего отца, от которой он бежал, найдя себе прибежище в психушке, посвятив себя написанию зашифрованной книги о себе и обо всём, что было.
Времени на расследование в обрез, поэтому, для продолжения, режиссёр придумал простой и безыскусный ход, вынуждающий Бенни отложить отъезд, заняв больничный простой перелопачиванием чужой рукописи, надеясь докопаться до самого корня семейных тайн, чтобы найти объяснение загадочного поведения теперешнего Тетро.
Чёрно-белые страницы ленты Копполы перехватывают яркие, цветные флешбэки воспоминаний Тетро, оттеняя ровное, выкристаллизованное в живописных кадрах полотно бальзаковского стиля триллерной кромкой искусственной интриги, заманивающей воображение в призрачную даль навязчивого миража пустых гипотез, заведомо обреченных на неизбежный провал.
Драматическая история исхода старшего сына знатного дирижёра Карло Тетрочини представляет собой сведение вместе ряда трагедийных элементов, представленных эффектными бликами ненадолго появляющегося в эпизодах монстрообразного Клауса Марии Брандауэра, в три шага создающего образ деспотичного и самовлюблённого творца, злобно вытаптывающего всех вокруг своего коварного гения.
Кутаясь в пелену немногих слов, пропитанный болью, Винсент Галло находит в себе изломанную другим чужую истерзанную душу, отдавая ей суровый взгляд своего жестокого профиля, останавливающего любопытство настойчивого Олдена Калеба Эренрайха, чей мальчик Бенни матереет просто на глазах, оставляя очаровательной Миранде — Марибель Верду, определение «belle» и небольшую тень значительности.
Перелив текст Тетро в пьесу младшего брата, Коппола добавил театральности, логично завершая молодёжный постановочный авангард явлением классического момента истины, обрывом разделяющего сцену и жизнь, превосходя пределы всех неожиданностей, отдав остатку сгусток размышлений о неисповедимых путях часто горькой судьбы.
12 января 2010
Когда талантливый человек рассказывает о личном, рассказывает искренне — это получается интересно и правдиво. Когда этот человек гений — получается шедевр.
«Тетро» — шедевральная картина гениального Фрэнсиса Форда Копполы.
Обычно случается так, что первые же кадры говорят о том, каким будет фильм. Желательно (для авторов), чтобы первые кадры захватывали. Чтобы зритель включился в мир, созданный режиссером; поверил в реальность происходящего.
Первые секунды «Тетро» сообщают и о неспешном ритме фильма (другого и нельзя было ожидать), и о его художественном решении. Прежде всего, это черно-белая картинка. И дело не в том, что это ретро и пр. Черно-белая картинка — это особая эстетика. В черно-белом фильме главное — работа со светом и тенями. И в «Тетро» эта работа проделана блистательно! Каждый кадр можно остановить и отправить на фотовыставку. Это искусство, настоящее искусство. Коппола проявляет себя как опытный художник, он знает где надо добавить света, где убавить, как это все заснять, чтобы получилось «вкусно». Фильм снят просто великолепно, даже придраться ни к чему нельзя.
Коппола сам говорил, что это его самый личный фильм. Не знаю, что в фильме выдумка, а что — нет. В любом случае рассказанная история выглядит правдиво.
Тетро, порвавший с семьей, довольно холодно встречает брата, приехавшего к нему погостить. Брат не понимает, в чем дело, и начинает рыться в личных вещах Тетро, чтобы докопаться до правды. В общем, братец еще тот: он (Бенни) роется в чужих вещах, рассказывает сожительнице Тетро вещи, о которых сам Тетро не желает ей говорить. Он его подставляет на каждом шагу. А затем вообще крадет у него рукопись, доделывает ее и выдает за свою, чтобы прославиться. Однако все это подается под соусом «спасения брата». Бенни считает, что имеет на это право, поскольку тоже член семьи, а в рукописи рассказывается правдивая история семьи Тетрочини, глава которой — всемирно известный дирижер. Именно отец является для Тетро источником всех переживаний. Мало того, что он не верит в его талант («В этой семье есть место только для одного гения», — говорит он сыну, узнав, что тот собирается стать писателем). И Тетро сбегает. Не из-за этого, главная причина, главная тайна семьи раскроется в конце фильма.
Психологический надлом Анджело (настоящее имя Тетро) произошел после смерти матери, в которой была его вина. Ему почти сорок лет, но на него по-прежнему давят воспоминания. И хоть он порвал с семьей, он не может избавиться от воспоминаний, с ней связанных. Именно поэтому он взял себе псевдоним, именно поэтому не рассказывает здесь, в Буэнос-Айресе, правды о своей жизни.
Приехавший брат просит его рассказать о своей рукописи, то есть рассказать правду об их семье. Тетро, понятно, не хочет. И настойчивость родственника его раздражает. Он желает, чтобы он уехал поскорей. Однако в день отъезда Бенни оказывается в больнице — и остается в Аргентине. Но даже здесь он хочет докопаться до правды и читает украденную рукопись. Тетро узнает и устраивает сцену. А как иначе?! Это же воровство! Еще большее бешенство его охватывает, когда Бенни присваивает пьесу себе и собирается ехать с ней на фестиваль. Однако Бенни считает, что обнародование этого материала поможет Тетро избавиться от его психологических проблем, поможет и в дальнейшей работе. Ведь он действительно талантлив!
Именно на фестивале раскрывается та самая тайна. А еще, талант Тетро признают официально, но ему это почему-то становится не важно. Наверное, Бенни был прав, и проблемы Тетро кроются в проблемах с семьей.
Концовка фильма, к сожалению, получилась немного смазанной. Во-первых, она получилась чересчур театральной, даже пафосной. После того, как тайное становится явью — события перестают иметь хоть какое-то значение. И поэтому выглядят несколько нудновато, затянуто. Драма сваливается в мелодраму — и от этого концовка фильма проигрывает.
Но в целом, повторюсь, на мой взгляд, «Тетро» — гениальный фильм, который интересно и приятно смотреть.
Что любопытно, идет он только в трех кинотеатрах по паре сеансов в день. Вернее, это даже не столько любопытно (многие достойные фильмы из разряда «неэкшна» в России идут мало, некоторые вообще до России не доходят), а печально.
11 января 2010
Фрэнсис Форд Коппола начал снимать кино ещё в начале шестидесятых. Он снимал кино вплоть до конца двадцатого века и после 1997 года в его режиссёрской работе наступила пауза длинною в десять лет. Фрэнсис Коппола вернулся в мир большого кинематографа со своей работой «Молодость без молодости», в которой рассказывалось о трагической судьбе румынского писателя. Фильм был воспринят критикой неоднозначно. Фрэнсис несмотря ни на что заявил, что не собирался снимать кино, которое сразу понравилось бы всем, по его словам, если бы он хотел, то мог бы снять нового «Крёстного отца» или «Человека-паука». Он хотел снять такой фильм, понимание которого, пришло бы со временем. В этих словах проявляется подход к созданию кино настоящего художника. Новый фильм Фрэнсиса Копполы «Тетро» — это логическое продолжение взятого им направления.
Фрэнсис Форд Коппола всегда тяготел к авторскому кино или, как он ещё его называет, личному кино. По его словам он никогда не планировал оказаться в кресле режиссёра «Крёстного отца», он всегда хотел снимать фильмы подобные его ранней работе — «Люди дождя», настроенные на более личную волну. После того, как он снял трилогию о «Крёстном отце», его ошибочно стали считать типичным режиссёром индустриального кино. Его возвращение в мир кинематографа — это в тоже время возвращение к его молодости, к истокам его творчества.
Действие фильма разворачивается в Буэнос-Айресе в современное время, хотя атмосфера фильма погружает вас года в шестидесятые и только современные машины и ультратонкий ноутбук в одном из кадров способны вас вернуть в двадцать первый век. С первых кадров фильма зрителя окутывает туман минорности — фильм начинается с того, что молодой парень, поздним вечером, одиноко шагает по улице в поисках места жительства своего брата. Но самое главное мы замечаем, что фильм снят не в цвете, а чёрно-белым. Фильм сразу погружает зрителя в атмосферу тягучести и серости — всё происходит, как будто бы во сне. Иногда, в течение фильма будут появляться кадры в цвете, как правило в моменты воспоминаний главного героя. Обычно в кино именно воспоминания или сны показываются чёрно-белыми, здесь же получается наоборот. Это свидетельствует о том, что жизнь главных героев уже кончена, она осталась в прошлом. Так же чёрно-белый цвет позволяется режиссёру сосредоточить внимание зрителей на переживаниях главных героев, на их внутреннем мире.
Раньше упомянутого парня зовут Бенни. Он молод — ему нет восемнадцати, но он сумел устроиться работать официантом на корабль. Несмотря на то, что он член богатой и известной семьи, он одинок. Единственный, по-настоящему родной и близкий ему человек — это его старший брат Анжело. Ему удаётся отыскать его в Буэнос-Айресе, но тот встречает его холодно, им трудно найти общий язык. Бенни совершенно не понимает в чём причина странного поведения брата. В одной из сцен Анжело назовёт его просто знакомым, а не братом. Всю трагичность судьбы Бенни можно выразить в фразе, которою он однажды бросил Анжело — «У меня есть в жизни только ты, а ты придурок!».
Бенни так же узнаёт, что у брата есть невеста — Миранда. Она напротив его встречает тепло и относится к нему, как к родственнику. Миранда любит Анжело, несмотря на его странное поведение, она считает его не признанным гением и вместе с ним переносит все тяготы его жизни. Трагедия Миранды в чём-то схожа с трагедией Маргариты из знаменитого романа М. А. Булгакова. Но только в отличии от Маргариты она не встаёт на тропу войны с людьми недооценившими его возлюбленного, а просто остаётся верной ему до конца, даже после многочисленных скандалов. В этом она похожа на героиню фильма «Игры разума», которая была женой страдающего психическими расстройствами учёного, но оставаясь с ним до конца жизни, смогла дождаться пока он избавиться от всех своих проблем.
Анжело был сыном богатого и известного музыканта. Он хотел стать писателем, но его отец не разделял энтузиазма сына. Однажды его отец сказал ему: «В этой семье есть место только одному гению». Тем самым Анжело был обречён всю жизнь находится в тени отца. Анжело не смирился со своей судьбой — он решает порвать с семьёй и начать заниматься писательством. Пережитые в молодости разочарования Анжело в зрелом возрасте перерастают в расстройство психики. Чтобы покончить с прошлой жизнью он берёт себе псевдоним Тетро.
В фильме главные роли исполнили не самые известные актёры, что позволило Фрэнсису Копполе сделать фильм более реалистичным. Пожалуй, самый известный из них Винсент Галло, который преимущественно играет в независимом кино. Роль Бенни исполнил Олден Эренрайх. На момент съёмок он являлся ровесником своего героя. Фрэнсис специально взял молодого актёра на эту роль, чтобы повысить достоверность им производимых впечатлений. Роль Миранды сыграла испанская актриса Марибель Верду, которая до этого фильма, играла преимущественно в испанском кино и получившая ряд национальных кинопремий. Фрэнсису Копполе в работе над фильмом помогала слаженная команда, с которой он работал над предыдущим фильмом — оператором фильма стал Михай Малаймаре мл., а музыку к фильму написал аргентинец Освальдо Голихлов. Музыка Голихова, содержащая в себе переплетение элегии и надежды, играет в фильме значительную роль — ею режиссёр, как бы раскрашивает черно-белые образы своих героев, наполняя их теми или иными переживаниями.
Чёрно-белый мир, который создал Фрэнсис Форд Коппола — это мир непризнанного гения. Тетро был обречён всю жизнь находится в тени своего отца — угнетающая монохромия каждого кадра и есть та самая тень. Коппола создал персонажа, который являясь гением творит не ради денег. Его произведение написано в зеркальном отражении и имеет вид жутких каракулей — Тетро не хочет чтобы его рукопись читали другие люди, его творение носит сугубо личный характер.
Трагедию Тетро можно воспринимать, как некое назидание современному искусству. На вопрос своей невесты: «Почему ты не хочешь, чтобы твоё произведение напечатали, почему ты не хочешь быть известным?», он ответил: «Представь, что у тебя есть одно слово, кому ты его отдашь?» У Тетро много общего с самим создателем картины, который встал на путь некоммерческого кино. Тетро — это противоположность современных творцов искусства, главным образом, голливудских режиссёров. Современные режиссёры готовы взяться за создание любого кино, как бы оно не состыковывалось с их предыдущим творчеством. Человек посмотревший этот фильм должен присоединяясь к Фрэнсису Копполе у них спросить: «Если бы у вас было одно слово, кому бы вы его отдали?».
11 января 2010
Дело не столько в черно-белой картинке, сколько в странном послевкусии. Смотрел ленту не в кинотеатре и даже еще раз проверил год выпуска: нет, 2009…
Так почему же фильм ч/б? Он, кстати, не то что весь без цвета, а приблизительно на 4/5. Первое предположение: прихоть мастера, стиль… Второе: отсыл к великим из прошлого (например, в начале черно-белая картинка уличных сцен Буэнос Айреса напомнила феллиниевский «Амаркорд», хотя тот был цветным…) Третье: это нынешняя жизнь Тетро черно-белая, не цветная, потому что у него теперь такое категоричное мироощущение, а раньше-то все было хорошо, как у всех, то есть в цвете.
Сюжет: младший брат приезжает к старшему. У старшего проблемы. Еще он — гений. И младший брат его просто боготворит. Но старший как-то непонятно реагирует и даже не хочет называть братом. Почему? Оказывается, дело в отце, знаменитом и успешном композиторе. Тетро, его сын, порвал с семьей: он тоже когда-то боготворил отца, а потом возненавидел. И написал историю взаимотношений внутри семьи. И никому ее не показывает, потому что в ней нет финала. А младший брат… хочет разобраться. Это ведь и его история тоже. А старший не хочет. Ну и так далее. Сюжетная линия закручивается на этой биографической истории, которую надо разрешить и разрубить гордиев узел, коим оказались повязаны отцы, сыновья и разные матери.
Разумеется, здесь представлена лишь завязка и, может быть, пунктирно обозначена конфликтная нить. Однако я то ли черств оказался как зритель, то ли недостаточно образован, но история не восхитила, не поразила и не увлекла. Опять же, по моему разумению, подобный сценарий предполагает мелодраматическое развитие событий, однако с чувственной окраской в этой ленте тоже не лады. Если это и мелодрама, то тоже какая-то очень даже черно-белая…
Может быть, более искушенный зритель найдет в ней полутона, оттенки смыслов, аллегории… В моем случае интерес устойчиво падал всю вторую часть фильма, то есть после часа просмотра, тем паче, главную интригу я почему-то угадал. Зря, наверное… Может быть, эта излишняя прозорливость все и испортила. Более того, финал фильма и вовсе поверг картину во «вторую категорию», если не в третью: возможно ли наслаждение, когда смотришь и думаешь: ну, сколько можно тянуть… Финальное освобождение героя Тетро от душевных мук вызвало окончательно убийственный, но почему-то резонный вопрос: ну и что?
Резюме: актеры хороши. Винсент Галло — на высоте, Марибель Верду — убедительна, молодой Олден Калеб Эренрич напоминает Ди Каприо. Но как-то все впустую, мимо сердца. И, увы, ничего нового…
Все-таки фильм снят в черно-белых тонах, скорее всего, по третьей причине (то есть ретро здесь не при чем). И мастерство Фрэнсиса Копполы сомнению не подлежит. Но, полагаю, это не лучшая его работа.
7 из 10
26 октября 2009