Тайна Келлс
The Secret of Kells
7.9
7.5
2008, фэнтези, приключения, семейный
Франция, Бельгия, Ирландия, 1 ч 11 мин
6+

В ролях: Эван МакГуайр, Кристен Муни, Брендан Глисон, Лиам Хурикан, Майкл МакГрат
и другие
IX век. В ирландской глубинке спряталось старинное аббатство Келлс под руководством авторитарного настоятеля. Воспитанный им племянник по имени Брендан — мальчик славный и способный. Ему 12 лет, и он вместе с другими монахами старательно трудится над укреплением стен аббатства для защиты от набегов викингов. Новая жизнь ждет Брендана с прибытием Брата Эйдана, знаменитого мастера-иллюстратора и хранителя необычной незаконченной книги с иллюстрациями. Брат Эйдан принимает мальчика под свое крыло и посвящает его в искусство иллюстрации, пробуждая невероятный интерес и удивительный талант.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Тайна Келлс

английское название:

The Secret of Kells

год: 2008
страны:
Франция, Бельгия, Ирландия, Великобритания
слоган: «Turn the darkness into light»
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , ,
композитор:
художник: Росс Стюарт
монтаж:
жанры: фэнтези, приключения, семейный, мультфильм
Поделиться
Финансы
Бюджет: 8000000
Сборы в США: $676 775
Мировые сборы: $739 454
Дата выхода
Мировая премьера: 30 января 2009 г.
на DVD: 24 марта 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 11 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, приключения, семейный, мультфильм

Постеры мультфильма «Тайна Келлс», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о мультфильме «Тайна Келлс», 2008

Крах завышенных ожиданий под превосходную музыку

На 'Тайну Келлс' я вышла через мой самый любимый мультфильм на свете — 'Песнь моря'. Авторы те же, та же номинация на 'Оскар' ('лучший анимационный фильм'), рейтинг высокий (7.9). Казалось, что могло пойти не так.. Но мультик не нашёл отлик в душе ни у одного из моих детей. Признаться, я тоже была разочарована. Отрицательную рецензию писать не буду. Возможно, ожидания были завышены. Но в целом впечатление мультфильм произвёл неприятное.

Обычно мы устраиваем семейный просмотр вместе с 4 детьми (13, 10, 8 лет и 2 года). И то, что мультик не понравился решительно никому (а для нас это редкость), говорит о многом.

'Тайну Келлс' в плане жанра можно отнести к приключениям с хорошим уклоном в драму. Есть несколько весёлых и даже смешных моментов. Но в основном за героев волнуешься. Я понимаю, что 'не всё коту масленица' и детям надо смотреть не только комедии. Но фильм у всех оставил гнетущее тяжёлое впечатление. Двухлетнего малыша, естественно, он не заинтересовал вообще. На это и не было расчёта. Восьмилетний сын очень переживал. Многие моменты его напугали. Один момент даже слишком сильно. Он вспоминал его несколько дней и вздрагивал. Десятилетний сын был очень расстроен происходящим. Сказал, что больше мультфильмы этих авторов он смотреть не будет. Дочери тринадцати лет не понравился сюжет. Основную идею до неё не донесли. Она искренне переживала за остро поставленную проблему отцов и детей, при чём, конечно же, была на стороне мальчика и очень возмущалась поведением дяди. Хотя лично я считаю, что действовал дядя вполне логично и пыталась оправдать его в её глазах.

Главный герой 'Тайны Келлс' — двенадцатилетний мальчик Брендон. В мультфильмах практически всегда что-то не так с родителями. Мы обычно даже делаем с детьми ставки перед просмотром, кого из родителей не будет. На этот раз в живых не было никого. Мальчик даже заявил где-то в середине фильма, что он 'совсем один'. Хотя у него был родной дядя, который относился к нему как к сыну, пытался оградить от опасности и очень волновался за него.

Дядя - глава аббатства и он совершенно не безосновательно одержим безопасностью. Армия викингов продвигается всё ближе, сжигая всё на своём пути. Об этом постоянно напоминают вновь прибывающие беженцы. Все обитатели аббатства задействованы в стройке стены, которая должна защитить их от страшной участи.

Одним из беженцев оказывается Брат Эйдан, продолжающий уже двухсотлетнюю работу над уникальной книгой. Никто из нас так и не понял, почему Эйдан мёртвой хваткой цепляется за Брендона, который совершенно не уверен в своих способностях иллюстратора. При чём Эйдан не посвящает Брендона в тайны рисования, не учит каким-то приёмам и техникам, но сподвигает на опаснейшие авантюры, подвергая ужасной опасности по сути ни чем не примечательного мальчика. Конечно, всё это вызывает обеспокоенность и гнев дяди Брендона.

Сперва Брендону помогает добрый дух Эшлинг — самый интересный, но, к сожалению, так мало раскрытый персонаж. Эшлинг появляется в образе белой волчицы или девочки с длинными белыми волосами. За ней очень интересно наблюдать. Но при этом именно она умудрилась напугать моего сына до чёртиков. Как-то перестарались аниматоры, показывая её отрицательные эмоции. Надо отдать ей должное, если бы не она, мультфильм был бы ну совсем скучный. Как советские мультики для взрослых.

Викинги показаны прямо хтоническими чудовищами. В них нет ничего человеческого вообще. Даже фашистов в советских фильмах так не показывали. Страшно подумать, какую рану нанесли они ирландцам, если спустя сотни лет их представляют вот так.

Сама история выглядит странной, потому что ни до меня, ни до детей так и не донесли, чем же так ценна эта книга. Получается, что иллюстрациями. Но почему-то иллюстрации никого из нас не впечатлили.

Мальчик очень часто ведёт себя невероятно глупо. При чём в совершенно неуместных местах. Эшлинг, которая вызвалась помогать, в итоге предоставляет его самому себе совсем в самый нужный момент.

Лично меня очень впечатлила битва мальчика с Кром Круаха. Идея очень интересная, воплощение тоже. Для меня это самая запоминающаяся часть мультфильма. Очень напряжённая, динамичная сцена. Сцена битвы, но не похожая не на что. Как будто из параллельной реальности. Особенно хочется отметить музыку. Но музыка в фильме вообще очень хороша.

В целом мне нравится, как нарисован мультик. Приятно, когда аниматоры находят свои не шаблонные решения. Но мне было очень мало красоты, которая просто заполнила собой всю 'Песнь моря'. Особенно мало, учитывая, что книга должна была поразить. Но в целом качество анимации очень высокое. При нарочитой простоте, много деталей, хорошо показаны эмоции, красивые картинки, хотя и красок очень часто не хватает.

Музыка, как я уже говорила, выше всяких похвал. Не просто соответствует настроению сцен, а как бы рассказывает историю, расставляет акценты, подчёркивает и усиливает самое важное, самостоятельно вызывает эмоции. Даже просится какая-то отдельная награда.

Для меня основной темой фильма стал конфликт отцов и детей. При чём именно аспект извечного поиска компромисса между заботой о безопасности и жаждой приключений. Вот это жажда свободы, которая так важна для подростков, но обычно сопровождается безрассудством и беспечностью. Эту тему мы обсудили благодаря этому фильму.

Самая же главная тема — важность и ценность передачи своего наследия потомкам, — почему-то для нас не раскрылась. Дети её не поняли вообще. Многие поступки им казались не логичными. Многим они откровенно возмущались, хотя было видно, что авторы на это не рассчитывали.

В целом, несмотря на некоторые плюсы, я бы не стала рекомендовать этот мультфильм к просмотру. Дети у меня разные. Никому не понравилось. Взрослым смысла смотреть тоже не вижу. Есть плюсы, но они не перевешивают. Можно посмотреть что-то поярче, поинтереснее и более наполненное. В любом случае, возможно, мы что-то упустили и именно вам этот мультфильм понравится гораздо больше. Всё-таки рейтинг высокий и номинация на Оскар.

19 февраля 2024

Юный паренек Брендан живет в аббатстве, окруженном высокой строящейся стеной. Ему не разрешают покидать огороженную территорию, потому что лес вокруг опасен сам по себе, да еще и ужасные викинги, по слухам, разоряют поселения где-то по соседству. Обитатели аббатства не очень довольны, потому что аббат вместо того, чтобы заниматься духовным трудом сам ворочает камни целыми днями и им не дает работать над книгами. В перерывах между работой монахи рассказывают Брендану всякие истории, и особенно его поразил рассказ о талантливейшем книжном иллюстраторе Айдане, который живет на острове и пишет величайшую книгу всех времен, при одном взгляде в которую грешники теряют зрение. Неожиданно, мастер Айдан появляется в аббатстве Брендана и приносит с собой великую книгу. Знакомство с ним переворачивает всю жизнь Брендана и вносит в размеренную в жизнь подростка множество неожиданных изменений.

В свое время я знатно кайфанул при просмотре «Песни моря» ирландского режиссера Томма Мура, который не гонится, подобно многим другим мультипликаторам за типовой диснеевской рисовкой, а вместо этого густо замешивает в картинку дух родной Ирландии. «Тайна Келлс» — это первая работа упомянутого режиссера и она, пожалуй, не сильно хуже «Песни моря», если сделать скидочку на то, что это дебют.

Первое и самое главное, что цепляет в этой полнометражке – это рисовка, оформленная с величайшей тщательностью. Кельтские руны и орнаменты, прорисованы и анимированы до таких мелочей, что моё почтение. Впрочем, учитывая, что в основе сюжета лежит реальная Келлская книга IX века, считающаяся одной из величайших и красивейших средневековых рукописей эвер, то авторам, пожалуй, действительно стоило постараться, чтобы удержать планку качества на заданной первоисточником высоте. Отдельно еще стоит упомянуть визуализацию викингов, она вышла очень стиляжной и реально пугающей. Кровавые тона, черные силуэты, светящиеся демоническим светом глаза прямо на рогатых шлемах, грубый варварский язык, из которого можно разобрать только слово «золото» - это прям мощно.

В целом, я не могу сказать, что у авторов получилась какая-то невиданная ранее штука, хотя они и очень старались. Если вспомнить широко известный в узких кругах мультсериал «Самурай Джек», то некоторые стилистические приемы перекочевали оттуда в «Тайну Келлс» почти без изменений. Не могу сказать, что это плохо, потому что выглядит все это очень хорошо, что в оригинале, что здесь.

Что касается сюжета, то он здесь на правах бедного родственника, поскольку развернуться особо было негде, по причине имеющегося первоисточника в ирландском фольклоре, а обработать этот первоисточник подобающим образом помешала авторская неопытность. К примеру, не хватило некоторого развития отношений между Бренданом и Эшлинг, богиней местного леса. Но, зато на озвучке замечен Брендан Глисон и это хорошо.

1 февраля 2024

Свет во тьме

Крайне интересная работа, в которой довольно детская по сюжету и внешнему виду история, преподносит нам довольно серьёзную и 'взрослую' мысль.

Если кратко, то мультфильм показывает, что какие бы крепкие стены вас не окружали, время всё равно возобладает над всем, кроме культуры, которая останется бессмертной в истории. Также преподносится мысль, что именно вера, не важно во что, поддерживает лучше любого материального окружения.

Довольно ненавязчиво рассказана история зарождения религии и её влияния на людей так, что даже я, человек нерелигиозный, проникся происходящим.

16 июля 2023

С середины февраля проект Иноекино, известный ретроспективами классики мирового кино разных лет, проводит по всей стране спецпоказы дебютной режиссерской работы 2009 года ирландского иллюстратора Томма Мура и аниматора Норы Туми - 'Тайна Келлс'. Данный мультфильм пропитан большой любовью к ирландской средневековой культуре, к ее мифам и искусству, что заметно невооруженным глазом, если взглянуть хотя бы на один кадр.

В конце прошлого года уже проводились показы второго фильма Томма Мура - 'Песнь моря', что тогда очень сильно впечатлило присутствующих, поэтому альтернативные романтики из общества Черного Стрегобора заочно были заинтересованы в этом февральском мероприятии. Режиссер в своих работах не пытается поразить зрителя высокотехнологичной анимацией, это скорее авторские произведения старой школы с классической 2D-графикой, где визуальная, звуковая и сюжетная составляющая воспринимается как единое целое, в результате чего мы имеем душевные и обаятельные истории, неспособные оставить кого-либо равнодушным.

Основным источником вдохновения для 'Тайны Келлс' стали творения Studio Ghibli, в особенности небезызвестные работы мастера японской анимации Хаяо Миядзаки. Томм Мур пытался воссоздать свой собственный уникальный мир, но с легко узнаваемыми аллюзиями на ирландскую мифологию, благодаря чему граница между реальностью и фантазией настолько тонкая, что ее ощутить практически невозможно.

Сам сюжет строится вокруг небольшого аббатства, вокруг которого возводится стена для защиты от викингов-завоевателей. Юного ученика скриптория Брендана вовсю пытаются отгородить от опасностей внешнего мира, в том числе таинственного леса, пока в монастырь не прибывает известнейший иллюстратор страны Айдан вместе с Книгой Ионы (она же Келлская книга), превращающая тьму в свет. Это приводит нашего героя к удивительным знакомствам, открытиям и приключениям, из-за чего ему не раз придется идти наперекор настоятелю аббатства.

Несмотря на небольшой бюджет, Томму Муру удалось с самого старта сформировать узнаваемый стиль и почерк. Это настоящий арт-объект, где каждый штрих, каждый узор является частью серьезной истории о добре, морали и искусстве. Безусловно, в данной работе чувствуется неопытность авторов, из-за чего 'Тайну Келлс' нельзя назвать целостным мультфильмом, это скорее экспозиция образов, настроения. Поэтому, когда наступают титры, внутри остается чувство недосказанности, как будто авторы сами не до конца понимали потенциал своей истории, что нельзя сказать о будущей работе Мура 'Песнь моря'. Но для дебютной картины — мощное высказывание, которое не раз и не два способно удивить.

Теперь осталось дождаться спецпоказа 'Легенды о волках - последней работы Томма Мура 2020 года. Иноекино - ждем обратной связи! Спасибо за ваши труды.

25 февраля 2023

Легенда о манускрипте

Замечательный анимационный фильм Томма Мура, трехкратного номинанта на Оскар, одного из самых запоминающихся аниматоров современного времени.

IX век. В аббатстве Келлс растет мальчик по имени Брендан, дядей которого является Аббат Келлах. Аббат Келлах погружен в строительство стены вокруг аббатства, дабы защитить народ от варварских набегов викингов. Он настолько поглощен постройкой стены и всем, что с этим связано, что уже и забыл о других ценностях некогда живших в его сознании. Вокруг аббатства находится волшебный лес, где живет, как зло, так и добро. Однажды в аббатство

Келлс приходит монах с кошкой Пангур Бан, бежавший с острова от напавших на них викингов, он несет с собой очень важную книгу, и её очень важно дописать.

Этот мультфильм – дебют Томма Мура, и он настолько уникальный, подробный и прекрасный. Техника рисования очень непривычная, но настолько изысканная, настолько подробная, словно роскошный гобелен. Эта история захватывающая, интересная, сплетенная из ирландского фольклора и религиозного верования.

Книга, показанная в мультфильме – реально существующий артефакт, а именно Келлская книга. Богато иллюстрированная рукопись является одной из наиболее значимых произведений искусства ирландских монахов. При просмотре фильма рисовка и анимация отсылает нас к иллюстрациям этого манускрипта, фильм буквально основан на технике той древней книги, с множеством деталей и красотой кельтских арок. Эта одна из сторон мультфильмы, земная и доступная нам.

Также в мультфильме есть и волшебная сторона: фейри Эшлинг и божество Кром Круах. Имя Эшлинг означает воображение, это существо, умеющее перевоплощаться в животных и живущее очень долго, согласно ирландской мифологии. Крому Краух – божество, вселявшее ужас в людей, который в виде огромного змея сожрал сам себя, являя собой известный символ Уроборос.

Эта картина действительно западает в сознании, её хочется пересматривать, её музыка завораживает, а хрупкие фрагменты хочется сложить в единую картинку в своей голове и погрузиться в этот удивительный мир.

«Я и кот мой Пангур Бан

Посвящаем дни делам.

Он охотится на мышей,

Я ж сажусь писать быстрей.

От мирских забот вдали

Мы ведем дела свои,

Пангур добрый спутник мой

Тоже занят сам собой»

10 из 10

18 июня 2022

Христианское дезертирство.

Сразу плохое: Эшлинг, её было слишком мало, она влюбляет зрителей, но появляется от силу 4 и ещё пару раз. Про Эшлинг можно нарисовать отдельный сериал не хуже многих современных шедевров, из-за своего лора и предыстории про неё ещё много можно рассказать.

ГГ персонаж обычный для подобного произведения, приятно что нам его показали, немного, на разных этапах жизненного пути. Смысл персонажа: великий деятель искусства.

Монахи, темнокожий в Ирландии девятого века это конечно не обычно, но там был ещё и азиат, так что всё нормально. Смысл персонажей: наставник.

Местность, показано было вроде не много, но в тоже время более чем достаточно, мультфильм мог бы вызывать неутолимое желание продолжения, но к счастью авторы его завершили правильно, что оставляет много вопросов, но не сверх сильно требует ответов на них.

Викинги изображены действительно жутко, здесь они даже не просто кровожадные солдаты, а прям сама армия тьмы, что показывает их достаточно страшными, в рамках детского мультфильма, не имеющего право в полной мере показать все ужасы насилия.

Аббот Келлах, достаточно обычный персонаж, слегка автократичный, но в тоже время готовый работать руками наравне со всеми. Посыл связанный с этим персонажем наверно примерно такой: не зацикливайся на чём-то одном, будь готов слушать других.

Книга, вот на книге авторы зацикливаться разрешили, что в принципе не мне решать, книга здесь скорее как некий образ чего-то вечного и в тоже время крайне хрупкого, образ творения 'великого деятеля'.

Мой вердикт: однозначно смотреть.

10 из 10

потому что хотя бы 8 из 10 мультфильм заслуживает.

27 октября 2021

Томм Мур - человек с весьма странным написанием имени - входит в плеяду самых выдающихся из ныне живущих аниматоров. Но, к сожалению, он, подобно призраку из каких-нибудь древних легенд, вынужден вечно скитаться, выпуская свои гениальные творения в прокат приблизительно раз в шесть лет. Для меня, как и для многих, остаётся большой загадкой, где он умудряется раздобывать деньги на свою деятельность, поскольку, несмотря на большое количество премий, которые получили его мультфильмы, в том числе и неоднократную номинацию на Оскар, его картины всегда с грандиозным треском проваливаются в прокате. Такой вот парадокс. 'Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас уже нет дела. А любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов'.

'Тайна Келлс' - это его первая полнометражная работа, как водится, вобравшая самые характерные черты его творчества, которые, в дальнейшем, будут использоваться в прочих его работах. Тут и определённый визуальный стиль, где любой кадр наполнен витиеватыми узорами, словно кружево, свитое из множества переплетающихся нитей, и главный герой – мальчик, которому придётся идти наперекор старшим, чтобы следовать 'зову своего сердца', и загадочная девочка из леса, на самом деле являющаяся неким существом из стародавних преданий и обладающая целым ворохом различных удивительных способностей.

Мультфильм является своеобразным переплетением исторических событий, происходивших в 9-м веке нашей эры, ирландских народных легенд и христианских религиозных верований. Здесь повествуется о создании 'Келлской книги' или 'Книги Колумбы', являющейся шедевром средневековой литературы. Главный герой - двенадцатилетний мальчик по имени Брендан – живёт в аббатстве и помогает другим монахам укреплять его стены. Его дядя, являющийся также местным настоятелем, запрещает мальчику покидать стены монастыря, поскольку опасается набегов норманнов. Но однажды в аббатство пребывает человек по имени Айдан - выдающийся иллюстратор, которому единственному удалось бежать с острова, совсем недавно сметённого с лица Земли страшной норманнской ордой. Однако ему удалось спасти дивную реликвию - книгу, столь восхитительно разукрашенную, что от её страниц исходит свет. Книга не закончена, и Айдану нужна помощь мальчика, чтобы её завершить.

«Тайна Келлс» - это невероятно красивый и завораживающий мультипликационный фильм, в котором каждая мелкая деталь важна и каждая на своём месте, составляя за не шибко большой хронометраж картины прямо-таки монументальный паззл. Для меня 'Тайна' стала настоящим анимационным открытием, хоть это и не первая работа Томма Мура, которую я посмотрел. И, тем не менее, при всей моей любви к этому произведению с большой буквы, я не могу с уверенностью рекомендовать его другим.

История «Тайны Келлс» представляет собой, в первую очередь, сказание или легенду, визуализированную местами абсолютно абстрактно и предельно метафорично. Вплоть до того, что анимация в одном из моментов упрощается до простейших геометрических фигур. Здесь даже нету какого бы то ни было злодея, в традиционном понимании этого понятия, характерном для западной, в особенности, «диснеевской» анимации. Во многом, поэтому мультфильм и получил столь небольшой зрительский интерес.

Однако если попытаться собрать по кусочкам в единое целое все хрупкие фрагменты, отложенные за время просмотра, то «Тайна Келлс» говорит, в первую очередь, о силе знаний и пера литератора, с могуществом которых не могут тягаться даже нескончаемые тёмные потоки вражеских войск. Так уж получается, что именно книга, написанная и проиллюстрированная Айданом и Бренданом, оказывается способна защитить обитателей монастыря лучше, чем громадной высоты стены…

14 сентября 2021

Таинственный лес

По-моему, писать рецензии о мультипликационных фильмах очень сложно. Там не покритикуешь актёрскую игру, и рисованный мир как бы на берегу предупреждает, что нельзя оценивать его по стандартным меркам. Там всё более условно, текуче и изменчиво, прихотливо. Там правит рисунок, определяющий во многом наше отношение. В то же время он идёт за сюжетом и обогащает, расцвечивает его. А есть ещё музыка. И мне в голову не приходит пример, где такая — дважды иллюзорная — реальность потерпела бы крах.

Я посмотрела «Тайну аббатства Келлс» (вариант, более понятный грамматически. Сначала я думала, что Келлс — женское имя, потому и не склоняется в русском варианте) и мультик на несколько минут перевернул мою душу, но что я могу о нём сказать, что в нём раскладывать по полочкам? Это чистой воды магия, это кристально ясная сказка, хотя говорит она, в том числе, о жестоких вещах.

Больше всего тронула в ней не центральная, но очень важная тема жертвы и перерождения, которая для меня теперь всегда будет сопровождаться песней Эшлинг. «Нет жизни без смерти, нет встреч без разлук» — эта простая мысль, воплощённая в искусстве тысячи раз, всегда бьёт в самое сердце.

Визуальный ряд, лишённый объёма и иногда правдоподобия, изображающий события абстрактно, если не сказать — примитивно, одновременно настолько разнообразен и интересен, что смена кадров завораживает. Да, именно завораживающим я назвала бы этот мультик, а главной завораживающей сценой — колдовство над котом Пангур Баном, который теряет свою форму, становится вдруг призрачным, текучим, летучим… это настолько прекрасно, что у меня не хватает слов. Враги изображаются чёрными, резкими и угловатыми, лес в мирной своей ипостаси — круглым, узорным и зелёным. Плавные линии отмечают светлую сторону мира, узоры книги и окружающего мира неразрывано связаны с ирландской культурой. Кромм Круах, злобный дракон, житель хтонического пространства, житель тьмы, выглядит не столько жутким, сколько величественным и причудливым, в этом фосфоресцирующем змее даже есть своеобразная красота.

Притом некоторые сцены, связанные с нападением врага, кажутся очень реалистичными, несмотря на условность рисовки. Когда в тумане медленно проявляются очертания лодок викингов, страшно. И когда проваливается лестница, ведущая в башню, и люди падают в огонь, тоже очень страшно. Правда, бездна потом аккуратно смыкается, показывая отмщение и восстановление.. А как иначе. И грозные кадры как-то бледнеют перед концовкой.

Для меня спорным был только образ Эйдана, постоянные ухмылки и суетливость которого заставляли подозревать его то ли в самозванстве, то ли в каких-то тайных аферах. А белый кот походил больше на кошку. Всё остальное оставило незабываемое впечатление. Идеально скомпонованное произведение, где есть и юмор, и печаль, и надежда.

10 января 2021

Секрет из Келлс

Графически фильм необычный, необъёмный, нарисованный в жанре «наив» (я не знаю, как такой стиль мультипликации правильно называется). С непривычки это может показаться странным, но постепенно проникаешься хрупким неброским очарованием такого изображения.

Фильм полон архетипов и символов. Имеющий представление о кельтской мифологии и фольклоре может увидеть в нём несколько больше, чем зритель, далёкий от всего этого. Впрочем, думаю, и последний ничего теряет. Как и все сказки, эта обращается, главным образом, к иррациональной части нашей души. И вот вы уже следуете за главным героем туда, в лес бессознательных образов, населённый зверями и феями. Герой чувствует себя неуверенно, он никогда раньше не покидал разумного мира. Его дядя, аббат, строит вокруг монастыря стену. И он по-своему прав. Он хочет защититься от врагов, внешних — беспощадных викингов, знающих только слово «золото» — и внутренних — опасного и непонятного леса, в котором тоже есть своя тьма. Однако, внешний мир настойчиво колотит в укреплённые двери. То в виде жителей окрестных деревень, то в виде брата из далёкой обители, разорённой всё теми же викингами (которые, и правда, терроризировали в IX веке Ирландию).

А ещё монахи создают книгу, прекраснее которой никто ещё не видел. И это очень важно — закончить её. Потому, что и через века, глядя в чудесную книгу, бесы будут слепнуть от её света. А люди будут знать, что тьму можно превратить в свет.

…Евангелие из Келлс реально существует и дожило до наших дней. Можно поискать в сети.

«Я видела страдания во тьме. Но также я видела, как в самых неожиданных местах рождается красота. Я видела книгу. Книгу, превратившую тьму в свет».

10 из 10

9 февраля 2019

Тайна из Келлс

Графически фильм необычный, необъёмный, нарисованный в жанре «наив» (я не знаю, как такой стиль мультипликации правильно называется). С непривычки это может показаться странным, но постепенно проникаешься хрупким неброским очарованием такого изображения.

Фильм полон архетипов и символов. Имеющий представление о кельтской мифологии и фольклоре может увидеть в нём несколько больше, чем зритель, далёкий от всего этого. Впрочем, думаю, и последний ничего теряет. Как и все сказки, эта обращается, главным образом, к иррациональной части нашей души. И вот вы уже следуете за главным героем туда, в лес бессознательных образов, населённый зверями и феями. Герой чувствует себя неуверенно, он никогда раньше не покидал разумного мира. Его дядя, аббат, строит вокруг монастыря стену. И он по-своему прав. Он хочет защититься от врагов, внешних — беспощадных викингов, знающих только слово «золото» — и внутренних — опасного и непонятного леса, в котором тоже есть своя тьма. Однако, внешний мир настойчиво колотит в укреплённые двери. То в виде жителей окрестных деревень, то в виде брата из далёкой обители, разорённой всё теми же викингами (которые, и правда, терроризировали в IX веке Ирландию).

А ещё монахи создают книгу, прекраснее которой никто ещё не видел. И это очень важно — закончить её. Потому, что и через века, глядя в чудесную книгу, бесы будут слепнуть от её света. А люди будут знать, что тьму можно превратить в свет.

…Евангелие из Келлс реально существует и дожило до наших дней. Можно поискать в сети.

«Я видела страдания во тьме. Но также я видела, как в самых неожиданных местах рождается красота. Я видела книгу. Книгу, превратившую тьму в свет».

10 из 10

9 февраля 2019

Тайна Келлс

«Хи-ро’’

Прекрасный мультфильм в ярком оформлении, который напоминает ирландскую легенду или былину. Чудесная рисовка, хороший смысл. Одна из моих самых любимых картин, которая навсегда останется в памяти.

Лично я вижу в этом шедевре глубокий смысл, который наверняка не поймёт ребенок, но почувствует взрослый человек. Сюжет раскрывается постепенно, а потому мультфильм поддерживает интерес на протяжении всего анимационного времени.

Мы наблюдаем взросление главного героя, переживаем чувства персонажей. Каждый момент продуман и прорисован в мельчайших деталях. Картина завораживает своим необычным форматом, изящностью, абсолютно гениальной прорисовкой, каждый кадр здесь — тончайшая работа, дополненная гармоничной музыкой, которую выбрал Бруно Куле.

Да, местами ты перестаёшь понимать почему тот или иной герой поступает так, как поступает, где-то это вызывает сильное возмущение, но постепенно начинаешь понимать, для чего он совершает те или иные действия.

Много мистики и красоты.

9 из 10

16 апреля 2018

Стены, норманы, книга.

Аббатство Келлс — обитель, настоятель которой одержим идеей постройки и укрепления защитных сооружений, дабы отразить набеги норманов (викингов). Однажды в обитель прибывает знаменитый иллюстратор, с книгой, которая должна принести людям свет и надежду. И в конфликт вступают два подхода. Аббат строит стены снаружи и внутри себя, иллюстратор пытается открыться и нести людям надежду.

Полем для боевых действий конфликта становится племянник аббата.

В сюжет вплетены фентезийные мотивы, всё довольно красиво, мило, классная музыка, мультфильм, в добавок ко всему, не пустышка.

НО БОГИ! ГРАФИКААА… Просто жуть. Не имею ничего против упрощённого рисования, мне нравятся гравити фолз, по ту сторону изгороди, песнь моря, но когда доходит до упрощения анимации, собственно говоря, движения персонажей, меня коробит.

За графику 6.

6 из 10

12 февраля 2017

В лучших традициях 2D

Как и мультфильм «Песнь моря», Тайна Келлс заставила меня плакать.

Одновременно весёлый и серьёзный, покрытый тайной и в то же время наивный, наполненный ирландской культурой, ровно как и зарубежными легендами, этот мультфильм подарит вам море незабываемых эмоций и будет просить пересмотреть его как минимум ещё один раз.

Взрослый вы или ребёнок, вы точно найдёте что-то важное для себя, при том что нет ощущения что данная картина направлена исключительно на детей; глубина тем и размышлений здесь способна затронуть любого, даю вам слово.

Так или иначе, с полной уверенностью могу дать Тайне Келлс

10 из 10

24 апреля 2016

Тайна аббатства Келлс.

Сперва я хочу тут распространиться насчёт названия. Обычно оно переводится как «Секрет Келлсов», но Келлс — это название аббатства, а не фамилия семьи героев, поэтому правильнее, на мой личный взгляд, именно «Секрет Аббатства Келлс» или «Секрет Келлса». Теперь, когда мы разобрались с тонкостями перевода, перейдём к самому мультфильму.

Место действия — Ирландия, аббатство около леса.

Время действия — IX век, эпоха нашествия викингов.

Герои — монахи, мальчик Брендан — воспитанник аббата, сам аббат, а так же имеются дух леса и художник-миниатюрист и его кот.

В центре повествования — противостояние художника, создающего книгу, равной которой нет на земле и аббата. Аббат, вообще-то не против книги, но для защиты от викингов он возводит стену вокруг монастыря и запрещает выходить за его пределы, а художнику для красок нужны травы и ягоды, которые растут в лесу. Кто может незаметно выскользнуть за приделы аббатства и отправится в лес, не привлекая к себе внимание? Самый маленький. А кто у нас — самый маленький? Мальчик-послушник, ну и кот. Так что они отправляются вместе.

Ребёнок, проведя всю жизнь в монастыре, даже представить не мог, как красивы деревья в чаще леса, ка прекрасны цветы на лужайке, освещённой солнцем. Он не подозревал, что лесу встретит нового друга, да ещё какого… Но не думал он и о том, что в сердце леса таится древнее зло. И — последнее, о чём он думал — что ему придётся закончить чудесную книгу, начатую учителем. А тем временем, орды викингов уже высадились на побережье изумрудного острова.

Кроме интересного сюжета (которым я попыталась вас увлечь) мультфильм обладает ещё многими достоинствами.

В первую очередь — анимация. Она очень интересна, красива и нестандартна, на фоне штампованных произведений, которые появляются чуть не каждый месяц.

Во вторую, по счёту, но не по значимости, — музыка ирландской фолк-группы Kila. Она, как никакая другая, подходит к мультфильму и создаёт неповторимую атмосферу ирландского средневековья. Хотя бы и рисованного.

И, в заключении, — мультфильм основан, что называется, на реальных событиях. Эта рукопись — рукопись Келлса -действительно, существует. Создана она была, на самом деле, приблизительно, в IX веке монахами одноимённого аббатства.

P. S. Не хотелось говорить о недостатках мультфильма, да их у него и нет, так — маленькие недочёты. Так, мне показалось, что некоторые аллюзии в конце — когда повзрослевший мальчик идёт рядом с учителем по берегу моря и его следы смывает волна -чуть-чуть пафосны. Хотя, может, и нет.

10 февраля 2016

Тайна Келлс

«Тайна Келлс» — попытка реконструкции ирландскими мультипликаторами процесса создания Келлской книги, шедевра средневекового религиозного искусства, но со значительными, даже рискованными отступлениями от исторической правды. Базовым упущением создателей стало их собственное невежество, элементарное незнание вероучительных особенностей христианства. Об этом свидетельствует уже фраза послушника монастыря о книге как «творении ангелов», однако, ангелы — не творческие духи, а всего лишь посредники между Богом и человеком, но авторам это, видимо, неизвестно.

Также весьма сомнительным выглядит поверхностное изображение монастырского быта как сугубо материальной суеты, молитве в ней нет места, монахи собираются в храме лишь раз, во время бедствия, кроме того, отсутствие икон, распятия (крест фигурирует в фильме лишь как нечто декоративное, без распятого на нем Спасителя), даже разговоров о Боге сигнализирует о том, что устранение из картины смысловых центров христианства было вызвано страхом создателей перед секулярной западной цензурой.

Гораздо удобнее для них было сосредоточиться на внешней стороне изображаемых событий, показать церковную жизнь как систему мертвых обрядов, даже содержание Келлской книги (а она, между прочим, представляла собой Четвероевангелие с толкованиями) для них важно не так, как ее декоративное оформление. Эта же атеистическая слепота заставляет многих людей говорить о красоте линий и колористическом решении икон, не позволяя увидеть богословский смысл изображенных образов.

Потому вполне логично, что семантический вакуум, оторванность от живого церковного опыта толкает авторов «Тайны Келлс» к созданию псевдорелигиозного суррогата нью-эйджевского типа, замешанного на кельтском язычестве: тут и одушевленность природы, и феи, и чудовища, и прочее неконтролируемое буйство фантазии, всегда характерное для идолопоклонников, готовых поклоняться своим снам, галлюцинациям, сомнительным «откровениям» — плодам безумного общения с падшими духами, но только не реальному Богу.

«Тайна Келлс» чрезвычайно опасна для детей и всех неокрепших умов, еще только приобщающихся к вере, ибо не только бесстыдно уравнивает в правах христианство и язычество (это еще полбеды), но и потому, что стремится показать первое — как бессмысленную круговерть обрядов, а второе — как увлекательное и веселое приключение. То, что создатели картины сформированы своим смутным временем, когда нормальное и девиантное меняется местами, их не извиняет, но налагает еще большую ответственность, ведь искусство обладает огромным потенциалом внушения, потому невеждам в нем не место. Надо знать тот материал, к которому обращаешься, иначе ты не уважаешь ни зрителя, ни себя (потому что работаешь в четверть силы), ни историю, которую ты оскверняешь своей ложью. Если же знаешь правду и лжешь из страха возмутить публику, то вина твоя еще больше.

1 января 2016

Прекрасная притча

Прекрасная гуманистическая притча, адаптированная под детскую аудиторию. Для семейного просмотра — очень хороший вариант. Нашел в интернете мнение, что главный герой этого замечательного мультфильма, основанного на реальных исторических событиях — это Красота. Присоединяюсь к нему. Да, та самая красота, что спасает мир. Красоту (духовную) здесь воплощает Келлская Книга (иллюстрированные ирландскими монахами Евангелия), ну а сам мультфильм наполняет красота природы (за чудесную рисовку спасибо ее создателям) и музыки (спасибо Бруно Куле).

Главный вопрос мультфильма, кстати, очень актуален для нас — способен ли человек спастись от Зла, варварства укрывшись даже за самыми высокими стенами, если в этих стенах не горит огонь красоты и духовности? Спастись, живя лишь своими насущными проблемами? Мультфильм дает однозначный ответ — нет.

Девятый век. Беда надвигается на Келлское аббатство — беспощадные норманны громят монастыри и поселения ирландцев. А в мальчике-послушнике из этого аббатства Брендане скрыт необычный талант художника. Что же нужно, чтобы этот талант раскрылся полностью и реализовался в Свет побеждающий Тьму? Не прятаться от мира за стенами аббатства, а открыться ему? Познать этот мир и полюбить его? Победить свой страх перед Тьмой? Именно такой путь должен пройти Брендан. И в этом ему помогут бежавший в Келлс от норманнов талантливый иллюстратор брат Эйдан и лесная фея Эшлинг.

Эшлинг, кстати, здесь не только фея и хранительница леса, она олицетворяет не только языческие корни человека, но и саму природу. Именно она помогает Брендану постичь природную красоту.

Воплощение Тьмы — Кромм Круах… Думаю, здесь он символизирует, помимо прочего, и то, что досталось нам от наших далеких предков, что укоренилось в глубине нашего подсознания — страх смерти и вечной тьмы. Не случайно создатели изображают его в виде древнейшего символа: змея — уробороса. Он может означать разрушение и созидание, смерть и жизнь, Тьму и Знание. А победа над таким чудовищем может означать и победу над своими страхами, и познание мира и себя, и получения дара, Знания. И только человек, осознавший свое предназначение, может одержать эту победу.

Талантливо используя аллегории и архетипы авторы дают возможность включить зрителю своё воображение и отыскать в мультфильме смыслы, которыми он наполнен. Это действительно притча, а не просто развлекательный мультфильм — здесь обязательно надо включить свою сердечно-умственную деятельность.

Путь Брендана, думаю, проходит (пытается пройти) любой, живущий не только своими личными, насущными проблемами и интересами, человек.

«И презирать его невозможно. Ибо из своей нерушимой веры в жизнь это тщедушное существо сотворило любовь. В высшем своем проявлении человек и есть любовь. Без него нет ни любви, ни жажды, ни желания» (Томас Вульф, «Домой возврата нет»).

Замечательный мультфильм.

10 из 10

25 декабря 2015

Хороший мультик, но… ознакомительный. По верхам об ирландской культуре. На примере общеизвестных артефактов. Келлскую книгу, Евангелие 9-го века, я когда-то видела вживую, действительно редкой красоты вещь, вполне тянет на символ ирландского искусства тысячелетней давности. Пангур Бан, белый котик Айдана — это персонаж шуточного стихотворения безвестного монаха все того же 9-го века. Прочитаешь — сразу поймешь: люди за последнюю тысячу лет не изменились. Всегда будут те, кому буквы и рисунки дороже всего на свете. Вот они и двигают культуру. «Превращают тьму во свет».

О них и мультик.

Для поверхностного, на детском уровне, знакомства с раннехристианской Ирландией «Тайна Келлс» — самое оно. Тем более что рисовка во многом соответствует стилистике средневековой миниатюры. Какой там лес! Сразу понимаешь, откуда черпали вдохновение создатели Келлской книги. Из мира вокруг, который прекрасней любой рукописи. Травы, деревья, цветы, звери и птицы… Все вплелось в кельтские орнаменты, которыми Келлская книга щедро украшена, да и мультик не обделен.

Сюжетно «Тайна Келлс» — это эклектичная и немного сумбурная сказка. Тут и суровый аббат Келлах, и оркоподобные алчные викинги, и художники, влюбленные в красоту: неунывающий, по-молодому синеглазый старик Айдан; любопытный и юный рыжик Брендан, умеющий водить дружбу с лесными фейри и побежать чудовищ силой искусства. Ну и сами фейри и чудовища, Ашлинг и Кром Круах. И не забудьте, еще белый котик Пангур Бан. Вся эта пестрая компания успешно двигает сюжет в нужном направлении, но… особой глубины ждать не стоит. Это мультик о силе красоты. Свет искусства, культуры, творчества vs. тьма невежества, алчности, жестокости. Простая дихотомия. Раз за разом подчеркивается в «Тайне Келлс», что Книга — именно так, с большой буквы — это величайшая драгоценность, воплощенная красота и мудрость. Но ни разу — ни-ра-зу — не упоминается, что это за книга, собственно. Фигура умолчания. Аж забавно: монастырь там есть, Евангелие есть, монахи есть, а христианства нет даже в фоновом режиме. Решили сюжет не перегружать. Для детей — ок, взрослые рискуют увидеть слишком плоскую картинку. Хотя разок посмотреть стоит и взрослым, однозначно.

12 сентября 2015

Сокровенная книга

После того, как я посмотрел великолепнейшую Песнь моря мне захотелось познакомится с остальными произведениями режиссёра, таковое нашлось всего одно. И знаете оно меня не разочаровало.

Конечно Тайна Келлс будучи режиссёрским дебютом Томма Мура выглядит несколько слабее по постановке и особенно по рисовке. Изображение конечно очень милое, даже несмотря на схематичность, но видеоряд очень плохо сочетается с самой рассказанной историей. Рисовка слишком милая и наивная для происходящих здесь драматических событий.

Сама история представляет из себе яркий пример удачного сочетания исторических фактов, с легендами и собственной фантазией. Разные небольшие истории переплетаясь создают единый и связный сюжет.

В этой чудесной истории у каждого персонажа есть своя правда, все они стараются сделать, что то по настоящему важное, кто то для сохранения аббатства, а кто то для сохранения знания. Собственно в расстановке жизненных приоритетов и кроется основной конфликт мультфильма, а вовсе не в нашествии абсолютно стереотипных викингов.

Интересный и самобытный дебют начинающего режиссёра. Приятно посмотреть работу человека так полно использующего культурное наследие своего народа.

7 из 10

12 сентября 2015

«Ты можешь иногда гулять в моём лесу» Эшлинг

Решил недавно ознакомиться с данным мультфильмом. Сильно понравилась последняя работа Томма Мура, посему и данное его творение упускать я не решился.

И теперь хочу сказать вам, что думаю по поводу «Тайна Келлс».

Сюжет довольно не обычен, что радует. Конечно, случаев, когда основное действие разворачивается вокруг той или иной книги, можно счесть много, посему в данной ипостаси тут ничего нового. Но вот время и антураж, в котором это всё выполнено — ох, такого мне ещё видеть не приходилось. Нам рассказывают историю мальчика Брендана, живущего в эпоху, когда Викинги нападали на селения да города по всему миру, оставляя за собой лишь кучи пепла и горестные сердца выжавших. Собственно, эти «Сыны Войны» и являются здесь главными антагонистами. Так вот, наш главный герой, то бишь Брендан, мечтает оформлять рукописные труды. А главной целью он избрал величайшую книгу тех времён — Книгу Иона. Но для особой книги — особые чернила. И вот, чтобы раздобыть их, он отправляется в «небольшое» путешествие за Стены города Келлс, в дремучий лес, где встречается девочку — Хозяйку леса…

Это даже не сюжет скорее. Так просто начинается мультфильм. А дальше я больше ничего говорить не буду, потому как желаю сообщить, что считаю: вам нужно посмотреть данное творение.

Оно меня ни в коем случае не разочаровало.

Первая работа Томма, для меня, столь же хороша, как и его «Песнь моря».

Она также наполнена этим всепроникающим волшебством, которым прямо таки лучится картинка. Всё визуальное оформление хронометража выполнена в таком ключе, чтобы зритель, по большей мере ребёнок, ни на секунду не потерял ощущения сказочности, чего-то неприкасаемо чудесного, такого яркого и незабываемого. И это работает! Например я почти ни разу не «терял» атмосферы за все 75 минут.

Мультфильм подаёт правильные идеи и мысли под правильным и понятным, что важно, «углом». Красоту природы, значимость книг, необходимость имения истинных, искренних друзей, что всегда помогут как действием, так и советом — на данные темы мультфильм «рассуждает» и «общается» со зрителем, раскрывая их, давая сделать выбор. По-моему — это правильно и очень хорошо, особенно если вспомнить, для какой аудитории подобное создаётся.

Да, может не всё тут будет приемлемо для детей. Как, например, я не думаю, что некоторые особенно мрачные сцены с Викингами стоит показывать особо маленьким зрителям, или же метафоры со сражениями во тьме со своими собственными страхами, существующими в воображении, будут понятны этим самым зрителям… Но всё-таки подобного здесь совсем немного, даже более скажу: мизер, еле-еле заметный. А вот что довольно заметно, так это будто некая не законченность. Ну, хотя здесь спорный случай, ибо идёт и «открытый» финал для некоторых, и не завершённая история для других. Посему именно в данном пункте всё зависит от зрителя. Кому-то захочется фантазировать на эту тему дальше, а кто-то возжелает большей конкретики — и вряд ли это зависит от возраста. К кому отношусь я? Думаю, больше всё-таки к первым.

Почему?

Потому что мне не хочется покидать столь волшебный мир. Да, наверное я бестолковый мечтатель, но ведь всем надо хоть иногда помечтать — этот мультфильм просто «разворачивает» перед вами столь благодатную почву для подобного деяния, что волей не волей, а в «облаках витать» начинаешь… По крайней мере так было со мной.

В общем. «Тайна Келлс» — это прекрасный мультфильм, имеющий свой особый, волшебный в исполнении стиль, а также наполненный дельным, понятным каждому, смыслом. Я ещё не раз его пересмотрю — это точно. Вам же я советую его посмотреть, коль не видели. А коль видели — вам уже решать…

P.S. Что ж. Оба творения Мура меня очень и очень порадовали, потому буду ждать очередных его работ. Уверен: он ещё не раз себя покажет. Спасибо за внимание.

28 июля 2015

«Тайна Келлс» — это именины сердца для визуала. Настолько красивого мультфильма я не видела очень давно — он легко оставляет позади и японские мультфильмы с их нежными, тщательно прорисованными задними планами, и американские ленты с их любовью к ярким краскам и роскошным пейзажам.

«Тайна Келлс» невероятно хорошо нарисована. Особая прелесть в том, что это сделано не просто хорошо — это сделано стильно, в каждом кадре — ирландские мотивы. Причем, несмотря на единый стиль, там есть прямо диаметрально противоположные картины: залитый солнцем вековой лес, полный спокойной радости и природной красоты, и нападение викингов, которые выглядят практически демонами, единой темной монолитной силой.

А вот с сюжетом хуже. С одной стороны, он довольно прямолинейный и простой. С другой — очень иносказательный. Разумеется, нельзя воспринимать его дословно, речь идет не об одной книге, на алтарь создания которой люди кладут свои жизни. Однако стоит заменить эту книгу на понятие искусства в целом, и всё сразу становится на свои места.

В этом, пожалуй, и состоит основной минус «Тайны Келлс». Если взрослый легко поймет метафору, то ребенку, пожалуй, будет сложно объяснить, почему ради картинок в одной книжке человек может бросить, например, своих близких, особенно тогда, когда они ранены и находятся в опасности. Иными словами, мультфильм красочный, но детским его назвать сложно. Да и взрослым, привыкшим к прямолинейному Диснею, может быть скучно.

8 из 10

15 апреля 2015

В России государство частенько требует от киноиндустрии проектов поддерживающих национальную культуру. Как правило, получаются неловкие агитки, елейный мультфильмы или американизированные комедии. Всякая попытка натянуть национальный колорит на шаткий сценарий имеет характер надуманный, неловкий, вымученный. А вот ирландские коллеги умудрились создать шедевр, сам внешний вид которого определяется стилистикой одной из главных реликвий древней Ирландии — Келлской книгой. При этом смотрится это органично, видна тщательная работа по преобразованию древних статичных картинок в современную анимацию.

Келлская книга — результат колоссального труда, тщательно оберегаемый несколькими поколениями монахов. Все сюжетные события — отпечаток реальной истории. Даже цветовая гамма мультфильма близка к оригиналу древнего манускрипта. Своеобразная анимация, построенная на простых геометрических формах, максимально детализированные пейзажи, все это совпадает с оригинальными иллюстрациями из Келлской книги.

Реликвия не только определяет визуальный стиль мультфильма, но и является смысловым центром сюжета. Для создания всего цветового многообразия иллюстраций древние использовали обширное количество ингредиентов. И вот главный герой послушник Брендан отправляется в лес на поиски особых ягод, из которых нужно сделать чернила… Тем временем варвары все ближе подступают к аббатству, окруженному высокой стеной, ежедневно укрепляемой монахами.

Эта история о преемственности, культурных ценностях, передачи знаний, о том, что от насилия в мире материальном можно спастись только полным переходом в мир духовного, в среду, где насилие исключено в принципе. Келлская книга содержит в себе Евангелие, главную культурную ценность европейской цивилизации. Противостояние с варварами это не только исторический момент, это метафора. Ведь варварство не может быть изжито, оно копится в разнообразных формах потребительского отношения к миру, в презрении к культуре, в утилитарных ценностях. Разрушать всегда веселее и проще, чем созидать. Но пока есть хранители, что готовы умереть за своё произведение, культура будет жить

9 из 10

11 июля 2014

В ребёнке скрыт талант — спасенья многих.

Это детский фильм, про становление мужской идентичности. Про то как надо преодолевать запреты, и как справляться со страхами, навеянными от наставников.

Наш герой, маленький мальчик, но он растёт и делает то что другим не под силу. И даже когда его прямой наставник, аббат, не верит в его способности. Паренёк не отчаивается, а движется вперед. К победе и поискам себя.

Он открывает удивительный лес с его магическими способностями, он открывает в себе силы, могущие разрушение иллюмината демона. Он преодолевая много трудностей, возвращается в аббатство уже как настоящий мужчина.

25 февраля 2014

Один час эстетического наслаждения

Меня этот мультфильм поразил не сюжетом, не персонажами, а заворожил картинкой. На сегодняшний день, это, пожалуй, единственный мультфильм, в котором такая детальная прорисовка заднего плана, а так же связь между темой (сюжетом) мультфильма и его рисовкой (кельтская буквица).

Небольшая сноска: говоря о связи рисовки с сюжетом я имею в виду только западную мультипликацию.

Персонажи нарисованы просто: минимум деталей. Но на фоне далекого леса, в котором у каждого дерева детально прорисован каждый листок в кроне, они отнюдь не теряются. Это позволяет тебе погружаться в красоту окружающей персонажей обстановки и не терять нить сюжета.

Красивая стилизованная картинка, с ирландскими напевами в саундтреке оставила приятные ощущения после просмотра.

Возможно сюжет где-то не дотягивает, а реплики персонажей не всегда естественны, но этот мультфильм стоит посмотреть только ради того, чтобы насладиться картинкой и музыкой.

P.S. А если посмотреть на ночь, то можно увидеть красочные и добрые сны.

9 из 10

3 января 2014

Маленький шедевр родом из Ирландии.

С анимацией в последнее время дела обстоят не слишком то и хорошо, и проблема здесь вовсе не в том, что рисованные и кукольные мультфильмы нынче редкость, а наиболее популярны именно компьютерные. Просто во многих современных работах в данном жанре попросту нету души. И зачастую нету оригинальности, а лишь чужие идеи, пережёванные много-много раз. А мораль если и есть, то она или слишком явная и навязчивая, или наоборот, неясная и расплывчатая настолько, что даже взрослый зритель, не то чтоб ребенок, вряд ли что-то для себя вынесет.

Тайна Келлс — анимационный фильм, сделанный при помощи флэш-анимации, который является приятным исключением среди череды многих других мультфильмов. Он красивый, оригинальный и неглупый. Правда, я вряд ли узнал бы о нем, не будь у него номинации на «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм». И, хоть и было изначально ясно, что победы ему, при таких-то конкурентах, не видать (а победили традиционно Pixar, со своим «Вверх»), но номинация сделала главное — обратила внимание зрителя на эту замечательную сказку.

Здесь нам рассказывают историю 12-летнего послушника Брендана, который живет вместе с другими монахами за стенами аббатства Келлс. Они возводят высокие стены что бы защитится от викингов, сжигающих деревни и уничтожающих все вокруг. И однажды к ним приходит путник — легендарный иллюстратор Брат Эйдан, который бежал из своей деревни. Ему нужно укрытие, еда, постель, хотя есть у него и куда более важная задача — закончить книгу, которую он пишет, и которая и принесла ему высокую известность. И он выбирает мальчика к себе в помощники.

С этого и начинается, собственно, сюжет. Мальчик выполняет поручения Эйдана, зачастую рискуя своей жизнью ради завершения книги, и открывает для себя много нового, приобретает опыт и знания. Сам же мультфильм в это время радует достойным техническим исполнением. Визуально — очень красиво и интересно, хоть и плоско (у нас тут все таки флеш-плеер и отсутствие огромного бюджета). Анимация приятная, красок много. Музыка лишь грамотно дополняет магическую, сказочную атмосферу.

Но, как я и заявлял выше, этот мультфильм не просто красивый и необычный, но и неглупый, с ненавязчивой, легко читаемой моралью. И она сводится не только к тому, что книги — необходимая вещь, несущая в себе свет. «Тайна Келлс» также о том, что всегда стоит смотреть в будущее, а не только думать о настоящем. И о том, что двигать людьми в жизни должен не страх или ненависть, а стремление к познанию и самосовершенствованию. Что до моей оценки этому маленькому (продолжительность — жалкие 75 минут) шедевру, то она колеблется между 9 и 10, но я округлю ее в большую сторону.

10 из 10

1 сентября 2013

Волшебный узор на кончике пера

Книги не любят путешествовать. Они любят стоять на пыльных полках, подальше от солнечного света, в компании других книг. Они мечтают, чтобы их иногда доставали и читали. Но бывает так, что книгам иногда приходится отправляться в путешествие. Тогда они берут с собой все знания, какие могут унести.

Книга Ионы видела многое. Она видела людей с такой искренней верой в Бога, что они не в силах были держать её в себе. Они исписывали страницы книги чернильными буквами, которые превращались в слова, слова складывались в предложения, а те таили смысл, пробуждающий веру. И так страница за страницей.

Книга видела нашествие варваров на мирные поселения. Викинги с горящими от жажды золота глазами, крушили всё на своём пути, не щадя ни верующих ни язычников.

Книга видела монахов, возводящих посреди дремучих лесов высокую стену, что закрывала собой аббатство. И среди них жил мальчик по имени Брендан, который любил рисовать. Книга нуждалась в одарённом художнике и нашла его. Только Брендан сможет закончить начатое другими братьями и сохранить культуру для верующих.

Книга видела дитя, что живёт в лесу и повелевает им. Эта девочка — божество уходящей эпохи. Ей подвластна древняя магия, а звери и птицы принимают её как лесную хозяйку. Никто не войдёт в лес и не выйдет из него без её ведома.

Книга видела дружбу между христианским мальчиком и языческим лесным духом. Она видела боль и страдания, и огни пожарищ, что остаются после нашествия варваров. Она видела отвагу юного мальчика, вступившего в схватку с Великим Змеем, порождением Мрака. Она видела красоту рисунка и искреннюю веру в то, что ради великой цели можно одолеть любой страх.

«Тайна Келлс» — это сокровище, которое находишь среди хлама, когда перебираешь запыленный чердак старого дома. С первых минут понимаешь, что в руки тебе попало творение великих кудесников. Ощущение можно сравнить с тем, что испытал старый аббат, когда открыл законченную Книгу Ионы. Рисунок, словно роспись по дереву, орнамент, украшающий древние вазы, вязь иероглифов на позолоченной гарде клинка, удивляет и восхищает одновременно. Трудно поверить, что европейские художники могут создавать столь затейливую рисованную анимацию, которая не была бы похожа ни на одно из творений Миядзаки, но производила бы столь же сильное впечатление. Каждый кадр достоин висеть на стене в красивой резной рамочке.

Итог: в наше время, когда балом правят 3D-мультфильмы, снятые за баснословные деньги и нарисованные целиком на компьютерах, появление такого шедевра, созданного вручную, как «Тайна Келлс», сравни чуду. Явление крайне редкое, неожиданное, но столь же приятное.

10 из 10

6 августа 2013

Сила пера

Детям несвойственны думы о будущем, взгляды в далёкую перспективу, а она чаще, чем хотелось бы, окутана туманом тревоги с головы до пят. Лишь становясь взрослыми, люди начинают смотреть на вещи рационально, угрозы оценивать и ждать неприятностей. Но когда взор обращён на горизонт, трудно увидеть что-то очень важное, что находится совсем рядом. Дети тоньше чувствуют разницу между важным и несущественным. Взрослые тоньше чувствуют разницу между разумом и безрассудством, и всегда поступают, как следует, но теряют чувство прекрасного. А дети в то же самое время беспечны по-прежнему: их только то занимает, что существует здесь и сейчас, что можно потрогать, что сулит приключения. И страх не остановит и строгие запреты, коль любопытство сильнее осторожности.

Там, за серой громадой каменных стен, за густо сплетёнными арками деревьев, тихо, украдкой живут чудеса. Непознанные, опасные и непрестанно манящие. Туда нельзя маленьким детям, но, естественно, жуть как хочется. Там живёт фея, чистая и прекрасная, нелюдимая, но отзывчивая. У неё в лесу немало тайн и открытий: тут дубы растут выше башен, там паук плетёт кружева, а в глуби лесной, в пещере, живёт языческое чудище. Смотри и вслушивайся в это хрупкое совершенство: учись у природы, черпай в ней своё вдохновение: в переплетениях ветвей, в струйках света сквозь широкие листья, в каплях росы на струне паутины. Вдохновись этим чудом и создай своё собственное, вопреки неодобрению угрюмого дяди-аббата.

И придёт час, когда всё расставится по местам, всем деяниям будет дана оценка и наступит время раскаяния, но уже будет поздно. И тогда придут скалоподобные норманны, словно демоны, нахлобучив на головы рогатые шлемы: тёмные силуэты с горящими глазами, чьи хищные пасти жадно твердят утробным голосом: «золото»! И ни стены не спасут, ни молитвы, как бы крепки ни были камни и вера. Вспыхнет над оплотом дикий огонь и зальёт своим заревом зимний лес. И из этого пожарища нужно спасти самое ценное, что гораздо дороже золота и сияет ярче него.

Негоже яркому лучику томиться в тёмных сырых подвалах, освещая лишь жизнь тех немногих, у кого есть ключи от темницы. Что, если б солнце создатель спрятал, слишком хрупкое и красивое, так кому бы тогда оно освещало дорогу вперёд? У тебя есть осколок солнца рукотворный, но столь чудесный, что не верится, будто рука человека сотворила этот шедевр. Так иди и неси книгу миру, пусть будет она всеобщим достоянием, и в каждом городе и деревне люди, что видят так мало света, улыбнутся её лучам. Пусть увидят они мастерство пера, совершенство узоров, тихо охнут и внемлют тому, что расскажешь им ты.

В этой самобытной схематичности, в мире геометрических фигур и орнаментов, прячется простая и понятная каждому красота. А за красотой скрывается история, слегка нескладная и суровая, а прямо за нею мысль непритязательная, но светлая. Они подкупают своей обаятельностью, хоть и не глубок этот ручей. Отвлекитесь от созерцания горизонта, посмотрите себе под ноги, под трели ирландских дудочек станьте снова детьми ненадолго, а иначе и в этом ручье немудрено утонуть: тот, кто шагает по лужам, может забыть, как чиста бывает вода.

2 июня 2013

Сказка, похожая на сон. Или история о том, как следует побеждать свои страхи.

Страх смерти, страх одиночества, страх нищеты или критики…

Можно бесконечно долго перечислять все то, что отравляет жизнь, и как ни странно, вносит в неё — ценность. У каждого есть это нечто — что сидит где-то в районе сердца еще со времён детских кошмаров и периодически напоминает о себе и мучает. Но не все потеряно! Есть способ победить свой страх — для этого достаточно взглянуть ему в глаза. Как?..

«Ты должен внести Свет во Тьму»

У маленького мальчика Брендана хватило мужества. И его наградой за это стал талант художника.

На протяжении просмотра всей этой картины — не покидает ощущение иллюзорности. Да ведь это же сон! Детский. Порою страшный в своих чудовищных и зловещих проявлениях, как самые темные мысли или безумная черная пустота под кроватью. Порою добрый и светлый, как объятие лучшего друга. Или то самое чувство, что рождается в груди, когда созерцаешь что-то безумно красивое.

Понимаете? Четкое разделение на добро и зло, на хорошее и плохое, белое и черное. Свойственно только и только — детской душе.

Поэтому, если Ваш внутренний ребенок уже вырос, не смотрите этот мультфильм, он не для Вас.

А теперь, что касается сюжета. Ирландия 9-го века. Именно такая, которую донесли до нас легенды и сказания. То есть — сказочная. Сказочный лес, красочный мир. И маленький мальчик 12 лет, искренно жаждущий приключений, а правильнее было бы сказать, пытающийся найти себя. Воспитанный его дядей — авторитетным Настоятелем аббатства, строгим, несколько жестоким. Как потом выясняется, еще и способным пожертвовать собой, чтобы защитить тех, кто ему дорог. И да! Какая Ирландия без волшебства? Приготовьтесь встретиться с лесной феей, с неким древним Змеем, живущим, как и положено, в мраке темной пещеры, с волшебством древней Книги «несущей свет людям» — в это тяжелое время нашествия викингов, олицетворяющих собою разрушающее зло.

Угловатая и необычная (и всего лишь 2D!) анимация поначалу режет глаза и кажется чуть ли не уродливой, и уж точно совсем не естественной и вымученной. Но только поначалу! Поражает богатство красок, когда настолько привычное для нас дерево или даже лицо человека — теряя свою обычную форму — приобретает намного большее за счет правильно подобранной гаммы. Ту самую сказочность, которую ищет каждый ребенок. И здесь находит.

Тревожная, волшебная кельтская музыка — за это отдельное спасибо французскому композитору Бруно Куле.

Не люблю длинно строчить. В этом фильме затрагивается слишком много важных тем. Проблема справедливости и самопожертвования, поиска художественного таланта, проблема дружбы и элементарного послушания старшим…

Выбирать Вам. И мечтать тоже.

10 из 10

29 января 2013

Эта вещь — действительно нечто особенное среди анимационных фильмов последнего времени. Непохожее, непонятное, серьезное, очень красивое, немного старомодное и ужасно трогательное. В конце становится даже немного неловко за себя, и за то, что включиться было тяжело, и за то, что перестроиться с режима посмотреть-отдохнуть получается не сразу, и за то, что необычный сюжет довольно быстро утекает из памяти, оставляя только следы воспоминаний о персонажах — девочке-светлячке, юном быстроногом послушнике, огромной рыбине…

Но самое главное, все абсолютно душевно, добротно, ручками сделано, тонкие переливы красок от Франции, суровость, прямота и некоторая мрачность Ирландии, и каждый кадр можно вырезать и сколлажировать цветной бумагой. Добавьте к описанию игру со светом, живым, проливающимся среди «бумажных» плоских деталей, или клубящийся среди них же туман, и будет примерно то. Полагаю, должно понравиться и уважающим мультипликацию как таковую, и скажем любителям фраевского Ехо (завитушки, декорации, растеньица!), и вообще всем, кто в состоянии вынести сюжетную нагрузку. Не лишено повествование, впрочем, и доли юмора, совсем простенького и ненавязчивого.

Спасибо.

21 января 2013

«Тайна Келлс» снята по мотивам ирландских мифов о создании знаменитой Келлской книги. Томму Муру — создателю мультфильма — не помешали небольшой бюджет и «неблокбастерный» сценарий, чтобы добротно поработать и представить свою работу миру.

В Ирландии идёт девятый век. Аббатство Келлс пытается защититься огромной стеной от предстоящего беспощадного набега норманнов. Тем временем полный озорства и шустрости двенадцатилетний Брендан помогает мастеру Эйдану создавать главное сокровище — волшебную книгу. Для этого Брендан отправляется за орешками для чернил в лес, где знакомится с девочкой по имени Эшли — духом природы…

Будучи невежественным в вопросах ирландской культуры, я был, как ребёнок, беспристрастен при просмотре этой истории. А мультфильм тем временем заколдовал сразу же, с первых минут. Погрузившись в эту историю, в её картинку, в её диалоги, в её музыку, я ощущал какое-то неуловимое наслаждение от происходящего, как будто лёгкий бриз перенёс меня в те далёкие, пусть и непростые времена, и я находился бок о бок с героями, в самом центре событий.

Видеоряд идеально подходит к истории. Без трёхмерности, без перспективы и даже просто схематичная картинка взята из того времени и оживлена. Оживлена она, в том числе, и персонажами, вроде бы так примитивно нарисованными, но обладающими индивидуальными характерами и мимикой. Оживлена она бесподобной музыкой, за которую отдельное спасибо. Оживлена она искусством, которое спрятано в каждом уголке каждого кадра, каждого диалога.

В мультфильме говорится о многом, но не подробно с чёткой границей между хорошим и плохим, а лишь намекая, как бы давая зрителю самому поразмышлять.

Я не могу не верить в силу искусства, в его движущую, созидательную силу. Сегодня, когда в России главенствуют непрофессионалы, которые как варвары (или эти самые норманны) кричат лишь о золоте и в охоте за ним разрушают всё на своём пути, истинное искусство остаётся оплотом честности и морального стержня. Истинное искусство можно не объяснять, оно понятно без слов. Его сложно уничтожить, ему помогает природа. Оно же помогает тем, кто строит стену от мракобесия… Это самое ближнее, куда меня завели мысли после титров.

Мультфильм бесспорно заслуживает самых высоких оценок. От меня уж точно

10 из 10

9 октября 2012

Основной причиной подлинного расцвета мультипликации, который мы наблюдаем на рубеже веков, является, на мой взгляд, всё же не технический прорыв, в том числе в области компьютерной генерации образов. Аниматоры из разных стран одарили нас целым миром, поразив многообразием (по сути, преодолев превалирующее влияние диснеевской школы) художественных решений и с лёгкостью освоив большую форму (полный метр). Косвенным свидетельством серьёзности явления можно считать и введение специальной категории Американской академией кинематографических наук и искусств, в которую по итогам 2009-го года наконец-то попали пять произведений. Правда, «Тайна Келлс», очень скромно прошедшая в заокеанском прокате (где кассовые сборы составили $0,686 млн.; немногим больше ($0,921 млн.) они оказались и во Франции, что для покрытия производственных затрат в €6,5 млн., конечно, недостаточно), всё же уступила заветную статуэтку картине «Вверх» (созданной в Голливуде и пользовавшейся немалым зрительским спросом), хотя и с успехом демонстрировалась на ряде киносмотров.

Дебютант Томм Мур и сорежиссёр Нора Тауми покоряют продуманным и богатым изобразительным решением, в котором угадывается влияние средневековой иконописи и, разумеется, иллюстраций самой Книги Келлс — манускрипта, посвящённого событиям четырёх новозаветных Евангелий и считающегося величайшим культурным раритетом Ирландии. По ассоциации вспоминается такой уникальный эстетический эксперимент, как «Сеча при Керженце» /1971/ Ивана Иванова-Вано и Юрия Норштейна, вдохновлённый фресковой живописью XIV-XVI веков. Но духом эпохи пронизан, создаётся впечатление, не только каждый кадр: огромное значение имеет своеобычный ритм повествования, задаваемый музыкой Брюно Куле, тоже, судя по всему, искусно стилизованной. И даже присутствие столь необычного персонажа, как плутоватый белый кот Пангур Бан не следует поспешно объявлять подражанием тому же Диснею или Хаяо Миядзаки (Дзи-Дзи в «Ведьминой службе доставке» /1989/), поскольку материализовался из ирландской поэмы, сочинённой неизвестным монахом в IX столетии, которая служит фоном для заключительных титров.

«Тайна Келлс» продолжает традицию вдумчивого, уважительного постижения культурного наследия Средневековья, преодолевая устаревшие представления о беспросветной жестокости и отсталости того времени. Авторам удаётся передать остроту бытийного конфликта, в котором стремление к самосохранению, элементарному выживанию перед угрозой извне, парадоксальным образом сочетается в сознании просвещённых монахов с глубинной жаждой знаний, с тягой к прекрасному, а христианство переплетается с языческими верованиями, персонифицированными в таинственной девочке-фее Эшлинь. И подобно выдающемуся произведению признанного медиевиста Умберто Эко (кстати, блестяще экранизированному) работа Мура и Тауми завершается высоким посланием, обращённым — хочется сказать, сквозь тьму веков — в современность, звучащим волнующе и как никогда актуально.

8 из 10

22 сентября 2012

Фэнтези Тайна Келлс в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссерами являются Томм Мур, Нора Туми. Кто снимался в кино, актерский состав: Эван МакГуайр, Кристен Муни, Брендан Глисон, Лиам Хурикан, Майкл МакГрат, Мари Торхож, Фабиан Эрлингхаузер, Алли МакКанн, Клэр Фанчион, Конор О’Халлоран, Гаэль Эрсен, Джеймс О’Халлоран, Пол Тайлак, Пол Янг, Нора Туми.

Расходы на создание кино оцениваются в 8000000.В то время как во всем мире собрано 739,454 доллара. Производство стран Франция, Бельгия, Ирландия и Великобритания. Тайна Келлс — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.