Пророк
Un prophète
7.4
7.8
2009, драма, криминал
Франция, Италия, 2 ч 29 мин
18+

В ролях: Нильс Ареструп, Адель Беншериф, Реда Катеб, Жан-Филипп Риччи, Пьер Леччия
и другие
Приговоренный к шести годам тюрьмы Малик Эль Джебена кажется на фоне других заключенных самым «зеленым» и самым уязвимым. Ему 19 лет. Он не умеет ни писать, ни читать. За стенами тюрьмы у него нет близких. Всё меняется, когда Лучано, лидер авторитетной банды корсиканцев, решает поручить Малику ряд опасных и рискованных заданий, выполнение которых под прессингом корсиканцев могло бы сломить кого угодно, но не его. Каждое задание закаляет Малика. Он быстро учится жизни в новом для себя мире. Завоевывает доверие корсиканцев и мусульман. И вскоре начинает вынашивать собственные дерзкие планы.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Пророк

английское название:

Un prophète

год: 2009
страны:
Франция, Италия
слоган: «Ему 19. Против него весь мир. Но Малик готов его завоевать»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Стефан Фонтен
композитор:
художники: Мишель Бартелеми, Этьен Роде, Борис Пио, Вирджиния Монтель
монтаж:
жанры: драма, криминал
Поделиться
Финансы
Бюджет: 13000000
Сборы в России: $308 061
Сборы в США: $2 087 720
Мировые сборы: $17 873 691
Дата выхода
Мировая премьера: 16 мая 2009 г.
на DVD: 10 декабря 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Пророк», 2009

Видео: Международный трейлер (Пророк, 2009) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Международный трейлер
Видео: Немецкий трейлер (Пророк, 2009) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Немецкий трейлер
Видео: Фрагмент (Пророк, 2009) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент
Видео: Тизер (Пророк, 2009) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер
Видео: Трейлер (дублированный) (Пророк, 2009) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер (дублированный)

Постеры фильма «Пророк», 2009

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Пророк», 2009

Тюремная история крестного отца из Франции

В 2010 г. Оскар за лучший фильм на иностранном языке завоевала аргентинская лента 'Тайна в его глазах', у которого есть голливудский ремейк 2015 г. с Джулией Робертс в главной роли.

Однако широкий прокат и мировое признание получила также криминальная драма 'Пророк' 2009 г. Именно эта лента завоевала Гран-при жюри Каннского кинофестиваля.

Этот фильм нередко упоминают голливудские актеры (например, Шейлин Вудли и Сэм Клафлин), высказывая восхищение актерскому таланту Тахара Рахима.

'Пророк' - это история превращения юного мелкого преступника, попавшего в тюрьму, в грозного преступника.

Может показаться, что это довольно банальная история с легко предугадываемым сюжетом. Однако это вовсе не так.

Тахар Рахим, исполняющий главную роль, останется для вас загадкой до самого конца. Его персонаж - одновременно очень слаб и силен, прост и сложен, наивен и хитер...

'Пророк' - отличный образец фильма, действие которого разворачивается в тюрьме. Однако он понравится не только любителям тюремных и криминальных историй, но практически любому зрителю. Ведь в этом фильме есть все - любовь, преданность, дружба, предательство, целеполагание и даже мистика.

Этот фильм даже называют французским 'Крестным отцом'. Кстати, в конце фильма даже есть прямая отсылка к легендарному фильм Френсиса Форда Копполы.

Ленту снял Жак Одиар, который прославился своим умением создавать невероятные 'взрывные' эпизоды в казалось бы спокойных и предугадываемых историях.

3 мая 2022

Неоправданно затянутый хронометраж на 2,5 часа. Тут нет ничего такого, чему необходимо было дополнительное время на раскрытие.

Типажи невпечатляющие, особенно главный герой, который для меня так и остался мутным невнятным проходимцем, которого сильные мира сего в любой момент размазали бы по стенке. В сущности, он мало приподнялся над своим стартовым уровнем, и мне не понятно, за что я должен к нему относиться лучше после просмотра этой истории, скорей, — хуже. То есть, и человека с большой буквы из него не получилось, и сорви-головы тоже. Лучше всех получился корсиканец-Цезарь, но его в угоду мелочным амбициям ГГ «жестоко унизили» в конце (мне совершенно ясно, что в реальной жизни главному герою за это очень скоро пришлось бы ответить «по всей строгости революционного военного времени», но ради красивой картинки точку поставили на этом).

Много лишних подробностей, которые никак не повлияли на основной сюжет. К примеру, сделан особый акцент на безграмотности ГГ, которую он со временем преодолел. Однако, насколько это преодоление сыграло роль в его судьбе, никак не раскрыто. Второй яркий пример, смертельная болезнь напарника-араба. С эмоциональной точки зрения данному персонажу уделено не так много внимания, чтобы хоть сколько-нибудь рефлексировать над его возможной судьбой, но, несмотря на это, зрителю многократно сообщили об этой «важной детали».

Можно придираться к бесконечным деталям, в которых здесь скрывается известно что. Начну и закончу с первой и главной: важное задание итальянцы поручают неизвестному им человеку, и если он его провалит, у них будут серьёзные проблемы. Вместе с тем, система взаимодействия итальянцев с тюремной охраной показана таким образом, что им проще было бы договориться с ней и выполнить работу наверняка.

Неясной остаётся мотивация многих ключевых фигур, отчего здесь происходят те или иные события, поэтому картина целиком воспринимается как череда бесконечных допущений: предположим, что это так. И это один из существенных минусов данной картины.

Вывод. Откровенно слабый и необоснованно перехваленный фильм на тюремную тему. Смотреть не посоветую.

19 июня 2021

что важно

Жак Одиар — культовый режиссер уже давно и стабильно. Он снимает фильм раз в несколько лет, и это его детище — очередной шедевр.

Он берет людей, которых никто обычно не замечает, или не хотят замечать, и через нестандартные события их жизни рассказывает саму жизнь.

Пророк — не легкое кино. Там рассказывается история о, на первый взгляд, каком-то вообще неудачнике, который совершив первое в своей жизни преступление, тут же попался, и его посадили в тюрьму на 6 лет. В первый же день в тюряге у него крадут обувь, и он ходит босиком.

Один из его сокамерников говорит ему: «Главное не то, что ты попал в тюрьму, главное, чтобы выйти отсюда более умным, чем ты сюда попал».

Когда это Малик выходит из тюрьмы, его встречает девушка, они идут по тротуару и разговаривают. А за ними в отдалении едут два джипа — это охрана Малика, т. к. он теперь главарь банды: он поднялся, стал умнее, чем он был.

29 июля 2017

Второе рождение, находясь за решёткой

«Пророк» криминальная фантазия Жака Одиара на тему «один в поле воин» всё же выглядит весьма реалистичной, затрагивает несколько важных аспектов изменения человеческого «Я» в тюремных стенах. Верно даёт предоставление быта и нравов заключенных. Её главный герой, малограмотный араб Малик Эль Джебена, постепенно должен доказывать, что он имеет право на место под Солнцем, и имеет на это все обоснования, и лишь только благодаря своей решимости ему удастся стать сильной личностью. Также в стенах тюрьмы он приобретёт образование и нужный опыт.

Картина, заслуженно получившая гран-при Канского фестиваля, имеет право называться самой человечной картиной о силе человеческого духа, тем более благодаря операторской работе Стефана Фонтена («Три дня на побег») и завораживающей музыке Александра Депла она приобретает настоящую ценность, говоря о важном, о людях, и это Жак Одиар делает превосходно!

Тот самый случай, когда фильм приятно смотреть, чем о нём много говорить.

10 декабря 2015

Пророк Жака Одиара

Легко и совершенно непринужденно Жак Одиар создал эталонную криминальную сагу, вполне сопоставимую с лучшими образцами жанра. Европейский ответ картинам Скорсезе и Копполы вышел совсем лишенным самолюбования, а оттого и более ценный. «Пророк» получился неимоверно искренним, честным.

Приятно радует проработка главного героя. Вместо матерого уголовника мы видим забитого парнишку находящегося в самых первых списках тюремных недолгожителей. Нет ни одного разумного основания для того, чтобы поставить на нашего персонажа. Тем интереснее будет его восхождение. Но есть и еще один нюанс — этичность. Практически все представители семейства Корлеоне, не говоря уже о представителях клана Сопрано были представлены злодеями «поневоле». На их преступной деятельности обычно внимание не заостряется, да и все эпизоды нередко имеют моментальное оправдание. А тут перед нами разворачивается не просто «достоевщина», но еще и призраки невинно убиенных в гости наведываются.

Сюжет проработан и непредсказуем. Одиар нарушает все возможные штампы позволяя героям страдать или быть счастливыми тогда, когда в обычном кинематографе нужно испытывать совершенно противоположные чувства. К тому же, ненавязчиво перед нами развернется еще одна инсценировка «Эдипового» противостояния с отцом. Уж слишком взаимоотношения двух главных персонажей подпадают во фрейдовские координаты. Мнимый отец вовсе не оказывается добрым, а мнимый сын стремится его свергнуть.

«Пророк» открывает перед миром новую европейскую звезду — Тахара Рахима. Актера выражающего новое, современное дыхание Европы, умеющего быть одновременно чутким, ранимым и жестким. Последующая карьера этого молодого человека заставляет воздать должное Одиару заботливо высмотревшего такой талант.

Впрочем, Нильс Ареструп и потерявшийся позже во второстепенных ролях малоизвестных фильмов Адель Беншериф — не менее круты. Втроем они создают причудливую комбинацию участливо отсылающих все современные гангстерские фильмы в то самое место, откуда не возвращаются. «Пророк» — это фильм, который трогает за живое и засасывает вглубь. Это тот редкий фильм, хронометраж которого совсем не замечается и даже удивительно, что неполные три часа пролетают как мгновенье.

Что и говорить — шедевр.

10 из 10

24 мая 2015

пророк нет злой рок скорее

Кто мыслит шаблонами не поймет, и я этот фильм не понял или понял не так!

Сути нет в этом фильме скорее страшная реальность жизни! Хочешь жить убей кого то или им воспользуйся чтоб дальше двигаться по жизни. Реальность фильма такова что из малого волчонка вышел матерый волк. Такой «Современный маугли» прибился к волкам закрепив свой статус кровью, озверел, набрался сноровки, никогда не останавливался шел и будет идти по чьим то головам!

Кто он то ли араб то ли цыган то ли корсиканец скорее среднее звено без эмоций без веры в бога. Вытаптывает место под солнцем ни чего не стыдясь! Бери от жизни все по возможности?

Еще одно хотел сказать в фильме как то однобоко показали работу тюремных надзирателей такие безвольные, коррумпированные, стражи молчуны без эмоций.

Роболюди на побегушках у заключенных! Даже как то обидно стало за их них «дубаков» разнообразили что ли показали бы пару моментов что это не роболюди, а вполне адекватные со своими проблемами «стражи»!!!

14 марта 2015

«Без шутовских колпаков и мантий»

Фильм безусловно нужный. Фильм, к сожалению который увидишь не так часто. Фильм — зеркало реальности. Но.. Давайте все по порядку.

Сценарий.

Он написан грамотно. В нем практический отсутствуют любовь, сострадание, слюни, сопли все такое, что бы могло его испортить. Конечно же Малику должно быть 19 лет. Конечно же он должен был вырасти в детдоме. И как можно пропускать в такого рода картинах фразы старые как сама жизнь типа,- «Если не ты, то тебя». В общем если Вы хотите получить реальную, жесткую, холодную картину, то начните с такого плана сценария.

Постановка.

Ну что можно сказать)… Конечно же тут не обошлось без реальных заключенных вместе с ихними привычками, правилами, понятиями и всем таким. Операторская работа на высоте, грим тоже на уровне. Сцены с лезвием во рту и борьба с Реебом заставляют биться Ваше сердце чаще и оседают в памяти на некоторое время после просмотра фильма.

Игра актеров.

В этой картине уникальным образом подобраны как начинающие, талантливые актеры (Тахар Рахим, Адель Беншериф) которые с «искрой в глазах» играют свои роли в надежде быть замеченными Голливудом, так и опытные (Нильс Ареструп), которые подчеркивают картину своей превосходной игрой. Про Тахар Рахима я бы сказал просто… Дебют! Он напомнил мне Шайа Лабафа в «Константин». Присмотритесь к тому как четко Тахар передает эмоции на лице. Это еще не те звезды, которые получив славу и деньги играют в последствии как дохлые куклы. На такую игру зрителю смотреть приятно. Именно благодаря отсутствию «Голливуда», пафоса и понтов люди могут объективно оценить тот мир, который создатели пытались донести до нас.

Музыка.

Александр Депла! Еще один профессионал своего дела. Еще один плюс картине за выбор композитора. Ведь именно музыкальное сопровождение в картине должно держать нас на определенном эмоциональном уровне на протяжении всего фильма, не давая зрителю расслабиться и вспомнить что это игра актеров… Мало того. Музыка звучит в правильное время и в правильном месте, в то время как весь остальной хронометраж ведет зрителя в тишине, которая не дает ему отвлекаться и позволяет услышать и прочувствовать реальную атмосферу тюремного общества, опять же, подчеркивая правдоподобность.

Итог.

Это фильм, который Вы либо выключите досмотрев до сцены в камере с Маликом и Реебом, либо будете еще некоторое время «отходить» от фильма. Это два с половиной часа, благодаря которым зритель может стать лицом к лицу со своими страхами, переосмыслить представления о тюрьме и вообще лишний раз задуматься…

В общем если Вы поклонник картин максимально приближенных к реальности, не боитесь жесткости и ценитель киноискусства, то я Вам советую!

10 из 10

22 октября 2014

криминальная драма, которая смотреться на одном дыхании

Жанр в котором все против героя с первых минут фильма. Походу фильма видно то что это не первая ходка Малика, но закоренелым преступником его явно не назовешь, а скорее дерзким сиротой который не готов опускать руки. Все его действия непоколебимы, а порой даже хладнокровны, вот так и надо выживать в тюрьме когда не остается ни накого рассчитывать. Но впоследствии произойдет то к чему он никак не был готов не морально, не психически, что изменит его внутренний мир и даст название фильму.

Хотелось бы еще сказать об атмосфере фильма это рутина, тюремная рутина которая как нельзя лучше дает представление о том как все устроено внутри этой тюрьмы, порой у меня было ощущение что я смотрю один из этих фильмов про заключенных, которые показывают на national geographic или discovery.

Отдельное спасибо работавшим на дублированным переводом, благодаря им фильм получился насыщенным и атмосферным

2 октября 2014

Или Умри Никем Или Живи Королем. Третьего Не Дано.

Такой основной лейтмотив.

Такие фильмы становятся легендами.

Это история успеха. История успеха обычного парня, попавшего в тюрьму.

Причем показана от начала и до конца.

Его зовут Малик Ель Джебена. Он араб. Ему 19 лет. Ни семьи, ни друзей. В французской тюрьме, где властвует корсиканская мафия. Сам по себе.

Его только что перевели на тюрьму «для взрослых» и он еще не влился среду. Здесь действуют свои законы, где никто никому не будет помогать просто так. Серые будни французской тюрьмы показаны очень реалистично, и в то же время неожиданно удивляют — настолько они схожи с нашей. И тут понимаешь, что нет особых различий между людьми: ни социальных, ни национальных, ни экономических. Люди везде одинаковые. И законы жизни везде одинаковы — будь то Париж, Лондон или Москва.

Что же делать? Ведь никто его не учил, как себя здесь вести. Всему придется учится «походу» делая ошибки и набивая шишки. Путем преодоления себя и каждодневным саморазвитием, он поднимается все выше и выше в тюремной иерархии. Причем не гнушается любыми способами. Играет по всем фронтам. Везде имеет свой интерес.

Ежедневная работа над собой: обучение языкам, психологии, нравов, наблюдение за обстановкой, социализация, навыки общения с разными людьми. Это школа, благодаря которой узнаешь реальную жизнь и на чем она основана.

Умение рассчитывать время. Вырабатывается интуиция.

Он видит сны — и они сбываются. Он пророк — но не тот пророк, который из святых или божественных. Он обычный парень, который достиг всего своими усилиями, подключив ум и волю. Позже у него появляются не только партнеры по бизнесу, но и близкие друзья — это Рияд. Именно он поверит в него и станет его близким другом и партнером по бизнесу.

Малик достиг всего этого не потому что ему сопутствовала какая-то удача, а чисто тот факт, что не было пути назад: хочешь жить — убей сам. Прямолинейная, можно сказать, животная логика здесь берет свое. Здесь нет умствования и философии. Жизнь показана такой как она есть: серой, жесткой, тяжелой. А методы, которыми молодой зек свергает над собой власть — прямолинейны и просты, хотя не всегда честны. Но кого это волнует?

Без лишней скромности скажу — это отличное «пособие» о том, как добиваться своего. Как строить бизнес, в том числе. Ведь методы Малика — очень примитивны, но при этом очень действенны! И даже если это грязные методы. Хотя он даже не подозревает, что вообще действует какими-то методами. Он просто действует, полагаясь на здравый смысл и логику, подключая при этом интуицию. А удача его настигает и так.

И можно долго философствовать о правильности или неправильности образа его жизни и о его деятельности. Но мы точно не вправе осуждать его за то, что он выбрал жить, а не умереть.

Настоятельно рекомендуется к просмотру не только любителям криминального жанра, но и людям с пониженной самооценкой, считающих, что все вокруг плохо и добиться успеха в чем-либо, в бизнесе в частности, невозможно. История успеха Малика Эль Джебены — не самый лучший пример, но все же очень показательный.

10 из 10

22 сентября 2014

Брависсимо!

Были две неудачные попытки ознакомиться с фильмом «Пророк/Un prophete» на ТВ. Крутили по «Первому» каналу, включил — попал на сцену с гомосексуальным содержанием — мгновенно выключил. Второй раз начинал смотреть с середины — не разобрался, подумал, много болтовни про мусульманофранцузов, переключил. Только полный третий просмотр ленты, дал понять — это один из лучших криминальных киношедевров!

Судьба на шесть лет забрасывает во взрослую тюрьму 19-летнего Малика Эль Джебену (Тахар Рахим). За колючей проволокой беззащитный, никому ненужный неграмотный араб, у него нет друзей, близких родственников, а так же денег на содержание — придется выживать любыми способами. Малик мечтает быстрей «отмотать» свой срок, чтобы выйти на волю, всего лишь нужно никого не трогать, и держаться в стороне от всех неприятностей. Но однажды происходит необычное событие, моментально меняющее его жизнь — Шестерки. Зоновский авторитет корсиканцев Сезар Лучиани (Нильс Ареструп) ставит ультиматум парню: «Надо расправится со стукачом в соседней камере, отказ делает из тебя покойника»! Дороги назад нет — ночью, с помощью бритвы, новоиспеченный киллер кроваво убивает жертву…

Тахар Рахим — французское дарование, может быть мало кому известный, зато о таких пишут неограненый бриллиант, отличается прекрасно поставленной актерской игрой, 100% влился в кожу своего героя неудачника, с которым по ходу сюжета всё эмоционально переживаешь. Режиссер, сценарист — Жак Одиар, браво, история шикарно снята и преподнесена зрителю, оставляет неизгладимое впечатление в мозгу, глаза не нарадуются. Рекомендую всем, аплодисменты стоя!

17 апреля 2014

Сложная тема — захватывающий фильм

Удивительное, мощное кино, ставшее легендарным. Один из лучших фильмов про тюрьму, наряду с такими как: «Полуночный экспресс», «Побег из Алькатраса», великого фильма «Великая иллюзия» и конечно режиссер француз уважительно цитирует французского замечательного писателя Александра Дюма. Как и граф Монте-Кристо наш герой становится сильным и богатым человеком. Богатым бесценным жизненным опытом и связями, которые возвысят его до статуса узника замка Иф.

Фильм про тюрьму, про выживание в тюрьме, про становление личности и преодоление на своем жизненном пути разнообразных и жутких препятствий. Фильм который показывает, может и утрированно, внутреннее устройство тюремной системы, устройство организованной бандитской сети. Как человек попадает в нее, как он взаимодействует с ней, как он прорывается по иерархии бандитской группы.

Мир тюрьмы, изображенный в фильме, не оставляет выбора главному герою, он пешка, которая стремится на противоположный край шахматной доски, что бы превратиться в ферзя. Круги ада, которые проходит протагонист, безжалостны и дики, оставляют в нем столько ран и практически замещают его личность на новую усовершенствованную, брутальную, волевую и неординарную, и он получает новую способность — умение предвидеть ситуацию — он становится пророком.

Диалоги и события, происходящие на экране реальны и очень убедительны. Зритель сопереживает главному герою, понимает его мотивы и действия. Но ведь он не положительный герой, сохранность собственной жизни заставляет его совершать преступные и аморальные поступки, которыми он не гордится, но без них он не обрел бы своего нового положения в социуме.

Фильм по накалу событий схож с блистательным «Крестным отцом» великого итальянца Фрэнсиса Форда Копполы, и имеет достаточно много общего с этим фильмом. На мой взгляд, фильм Жака Одиара более реалистичный, живой и подробный во всех мелочах тюремной и бандитской жизни. В «Пророке» очень хорошо расписана иерархия, способ заработка, способ попадания в верхние эшелоны гангстерской власти.

Отлично проработан сюжет и все сюжетные линии. Сценарий содержит огромное количество прекрасных диалогов. Мощный и эффектный, поражающий своей искренностью и свободой слова фильм, показывающий, возможно немного облегченно, но очень реалистично мир тюремной жизни.

Отличная работа всей съемочной группы. Отличный оператор Стефан Фонтен, великоелепный монтажер Жюльетт Вельфлин. Александр Депла — один из самых ярких современных мастеров своего дела — отличный французский композитор (его работа в фильме «Zero Dark Thirty», потрясла меня до глубины души, и теперь я являюсь поклонником данного маэстро). Жак Одиар проделал мощнейшую и яркую работу. Фильм сенсация и настоящая живая легенда, которая не заблудится в массе фильмов этого жанра.

И главное открытие — Тахар Рахим. Потрясающий молодой актер с необъятной актерской харизмой и большим талантом, раскрывающийся в нем постепенно и обстоятельно, превращая его в одного из лучших современных европейских актеров. Дар, направленный в правильное русло. Великолепная и впечатляющая роль, пожалуй, это главная часть успеха фильма. Понравился ветеран французского кино Нильс Ареструп, обстоятельный, властный и харизматичный главарь. Весь второй план очень приятно и качественно подобран — смотреть одно удовольствие.

Мощное, реалистичное, эффектное и яркое кино. Возможно, немного смазана концовка, выбивающаяся из концепции всего фильма, но это мельчайший минус фильма. Фильм, держащий зрителя у экрана и не дающий ему оторваться от происходящего два с половиной часа — разве это не главное для фильма. Однозначно рекомендую к просмотру, даже если тема тюрьмы вам не близка. Осталось только посмотреть.

9,5 из 10

6 марта 2014

Приговоренный к шести годам тюрьмы, Малик Эль Джебена кажется на фоне других заключенных самым «зеленым» и самым уязвимым. Ему 19 лет. Он не умеет ни писать, ни читать. За стенами тюрьмы у него нет близких.

Все меняется, когда Лучано, лидер авторитетной банды корсиканцев, решает поручить Малику ряд опасных и рискованных миссий… Выполнение любой из этих «миссий» под прессингом корсиканцев могло бы сломить кого угодно, но не его. Каждое задание закаляет Малика. Он быстро учится жизни в новом для себя мире. Завоевывает доверие корсиканцев и мусульман. И вскоре начинает вынашивать собственные дерзкие планы… _

«Пророк» известного французского режиссёра Жака Одиара — это великолепно поставленная реалистичная и очень жёсткая криминальная драма. 19-летний араб Малик Эль Джебена попадает в тюрьму, и в первый же день получает задание от корсиканской мафии убить своего собрата по крови, в противном случае его убьют самого. Парниша сразу соображает, что с ним не шутят, и весело «черкает» бритвой по шее сокамерника, втираясь к нему в доверие под предлогом отсосать за порцию гашиша. И вот он уже находится под защитой корсиканцев, во главе с седовласым авторитетом Сезаром Луциано, надо сказать весьма круто сыгранным Нильсом Ареструпом(с «говорящей» для русских фамилией). Далее следует череда заданий, которые главный герой выполняет на воле, очень дерзко и отвязно, постепенно набирая вес в глазах преступного сообщества как корсиканцев, так и арабов, которые тусят в разных блоках и со злобой поглядывают друг на друга на прогулках. При этом преимущество на стороне корсиканцев, потому что они снюхались со охраной и многое себе позволяют. Но чью сторону примет, в конечном счёте, Малик Эль Джебена — мы узнаем только в конце.

Надо сказать, что 2,5 часа фильма пролетают совершенно незаметно, потому что действие в тюрьме, сменяется напряжёнными сценами на воле, на которую Малика выпускают «на выходные» выполнять задания Сезара. Малик же выполняет не только его поручения, но ещё успевает организовать свой преступный бизнес, руководит которым из тюрьмы, постепенно набирая обороты, и становясь к концу фильма настоящим «крёстным отцом». Путь его восхождения — это путь пророка от криминального мира.

Лучшая криминально-тюремная драма за последнее время.

7 из 10

3 марта 2014

Чти

Криминальную драму, повествующую о мужской иерархии в местах заключения, во Франции, нарисовал кистью великий маэстро Французского кинематографа Ж. Одиар. Картине стоя аплодировали критики. Правдивость и романтичность истории становления «крестным отцом» молодого и инфантильного араба, коллизия опыта с сумбурностью производит на свет иного Малика. Эволюция амебы в более сложный организм начинается в среде корсиканской братвы царствующих на зоне. Природа жестока, закон джунглей адаптация или смерть. Молодой волк выбирает свой путь, хотя на первый взгляд кажется не таким уж индивидуальным. Безысходность и неопределенность пророчили его смерть среди зверей, но Малик на анфас гиена с нутром волка-вождя терпеливо ожидающего своего часа и пророчества в котором он твердо уверен, что завтра взойдет Солнце. Картине тщательно позиционируют аспекты человеческого «Я» и общества, с чутьем Достоевского и пожалуй Солженицыновского реализма. Черно-серая гамма декламирует и орет на весь голос баритона символизируя миниатюрную тюрьму как общество человеческое. Каждый персонаж обработан до ювелирного блеска. Операторская задача на зачет. Актерский состав театрален. Маэстро Одиар бесподобен.

9 из 10

19 октября 2013

Зона выживания

После всеобщего признания картины Жака Одиара «Пророк», на европейских фестивалях, пропустить мне его было нельзя, так как французские режиссёры, по словам критиков, так реалистично про тюрьму ещё не снимали. Кроме того, именно европейское, а в частности французское кино, привносит в общую волну мирового кинематографа, то изысканное и нетривиальное, чего трудно ныне разыскать на западной фабрике грез, заполонившей все экраны. С творчеством Одиара до данной ленты я не был знаком, и в каком стиле рассказывает он свои истории, не знал, это существенно повлияло на восприятие фильма и в итоге сильно впечатлило. Недавно «Пророк» невзначай вспомнился и заставил пересмотреть его ценность и оценку, которая сегодня стала на балл выше и, мне кажется, останется таковой навсегда. Не многие картины способны понравиться, когда их жанр вызывает отторжение и безынтересный скептицизм, а мрачный, тяжелый и жестокий «Пророк», будучи достаточно реалистичной криминальной драмой о человеке в тюрьме, заострил внимание и определённо запомнился.

Жак Одиар создал ленту не лишённую важнейших элементов для криминальной драмы, учитывая, что основное действие происходит на зоне, в закрытых помещениях, где, как в каждом закрытом обществе, процветают свои неписаные законы и правила, лишь номинально и «по понятиям», которые никто никогда не соблюдает. Поэтому, главному герою Малику Эль Джебена было очень трудно адаптироваться в непривычной и страшной для него «среде обитания», тем более, когда ему ещё 19 лет. Истории о жизни молодого, одинокого, не имеющего друзей французского араба до решётки здесь нет, поскольку важно то, каким он пришёл в это общество, поскольку срок на шесть лет для него, да и для любого другого, означает новое начало долгой тяжёлой жизни, а может и мгновенной смерти. В момент первого прохода через железные двери большой тюрьмы, Малик подобно затравленному зверьку, смотрит, слушает и наблюдает, впитывая всё как губка. Но его каждый первый шаг зависит от тех, кто здесь уже давно и по незнанию, новичок получает по бокам, попутно знакомясь с разнорассовой «интеллигенцией», правящей арабами или корсиканцами.

С того момента как главного героя заприметил влиятельный зек Цезар Лучиани, Малику пришлось решиться на преступление по воле бандита, дабы получить крышу и не стать полуумерщвлённым выкидышем тюремного общества. Он убивает человека. С тех пор, для него мир становится совершенно иным, тем более за решеткой. Режиссёр мастерски показывает как человек, переступив через себя, вынужден меняться, приспосабливаясь и выживая, периодически унижаясь, будучи шестёркой. Главный герой, на протяжении картины начинает обучаться не только грамоте, так как раньше не умел даже писать своё имя, но и технике работы в бандитских кругах, получая по позволению Лучиани и его братков, держащих под собой практически всю тюрьму, двенадцатичасовые отпуска на волю для выполнения определённых заданий. Его внутренние недовольства, страх и невероятно взрослеющий ум в зажатом обстоятельствами месте, дают ему возможность выбора стороны влияния и принятия своих собственных решений. Малик, согласно поговорке «хочешь жить — умей вертеться», как загнанное в угол животное, борется за жизнь, аккуратно поднимаясь по иерархической зоновской лестнице.

Мироощущения, в которых преобладали страх и неведение, со временем притупляются, но только лишь неугасающие воспоминания об убийстве заключённого не дают Малику покоя. Его раскаяние ходит рядом с ним. Призрак убитого находится в той же камере и даёт советы. Великолепный режиссёрский ход, раскрывающий мир главного героя, за которого многие всё равно не станут переживать, за убийцу, вора, а теперь и продавца наркотиков. Обстоятельства сделали его таким, но среди всего отрицательного и негативного, что показывает фильм Одиара, Малик заслуживает некоего одобрения, поскольку он сохранил собственный стержень, человеческое лицо, благородность вне закона и обещание. Сумел найти самые выгодные выходы из ситуаций и, в конце концов, сдержал слово. Порой, глядя на экран, можно просто не поверить возможности таких событий для человека, ранее не имевшего абсолютно ничего, но режиссёр настолько реалистично воспроизвёл пребывание главного героя за решёткой, тщательно воссоздав быт, общение и передвижение заключённых, что остаётся только удивиться и принять показанное как данность, этот суровый реализм зоны.

Достижению такого эффекта сопутствовала не только работа Одиара, но и всей команды, сумевшей сделать криминальную драму с органичным ритмом, меняющимися боевыми сценами «на воле» и не менее напряжёнными эпизодами на территории исправительного заведения. Как минимум три элемента помогли завоевать картине моё рассеянное, на первый момент просмотра, внимание. Хорошая работа камеры, предельно ручная и аккуратная, способствовавшая не только наблюдению, но и некоему участию в редких сценах перестрелок и многочисленных диалогах. Отличный русскоязычный дубляж, выполненный под покровительством Вартанова с участием нескольких актёров, которые говорили, а не произносили свои слова, как обычно бывает у постоянных студий дубляжа. Диалоги на зоновском лексиконе с ненавязчивым, но метким матом, производили впечатление настоящих живых разговоров. Игра главных актёров, в основном двух: Нильса Ареструпа и Тахара Рахима. Если первый уже заслужил внимание в Европе и сыграл с должным профессионализмом Лучиани, то второй, своей первой полноценной ролью приятно удивил. Рахимовский Малик, вопреки постоянно опухшему лицу получился в должной мере «привлекательным» персонажем, а сам актёр впоследствии заставил посмотреть «Чёрное золото» с его же участием.

«Un prophete» имеет все основания для полученных им в прошлом наград, поскольку картина, длительностью почти два с половиной часа, реально захватила внимание. Она рассказывает не только мрачную историю одного из молодых французских арабов, попавших за решётку, но и обращает внимание на гнилую тюремную систему, рождающую ещё большие проблемы для страны в лице преступных эмигрантов. Но эта проблема здесь лишь фон, когда как основа лежит в человеке и его стремлении выжить в опасном мире и обществе, прежде став личностью.

8 из 10

«Главное, выйти отсюда чуть умнее чем был»

10 августа 2013

Вторжение новой силы

Фильм Жака Одияра это скорее явная метафора. Европа контролирует процесс. Но на смену ей приходит другая сила со своей религией и ценностями. Более жесткая, более примитивная и животная, но и в свою очередь бескомпромисная и непреодолимая. Эта сила является в лице арабов. Тюрьма — это маленькое общество, но все общественные процессы в ней отображаются более явно, они на поверхности.

Что мы видим? Молодой араб Малик попадает в тюрьму. Ни родных, ни денег, ни образования и отсутствие хоть какого-то опыта работы. Его ждет явная погибель. Но тут предоставляется не самый, казалось бы, удачный случай. Араб должен сделать грязную работу, чтобы получить крышу и свое место в обществе. Он свою работу выполняет хорошо, обеспечивая и крышу и социальное положение, а именно — положение прислуги у корсиканской братвы. Время идет и Малик начинает делать самое важное — учится. Учится всему, становиться умнее и хитрее и из всего извлекать выгоду. Благо, вокруг теперь хорошие учителя, которым он прислуживает, в лице корсиканской мафии. Арабская сила в тюрьме хоть и многочисленна, но неорганизована и разрознена. Как выразился Сезар — «будь эти обезьяны умнее, мы бы тут не смогли все держать». Шаг за шагом Малик завоевывает уважение арабов и в конце концов приходит к власти над ними, скидывая европейскую гегемонию и устанавливая таким образом свои правила и власть в тюрьме. Приход новой силы и установление своих законов. И это неизбежно. Вот та тонкая нить, проходящая через всю картину.

В фильме есть несколько сцен, заставивших меня пребывать в оцепенении. Одна из них — это преследование и последующее убийство людей в машине и захват мафиози.. Решиться на такое смог бы один из миллиона тертых парней. Сцена просто завораживает и держит в мощнейщем напряжении, как и весь фильм. Жак Одияр доказал свой режиссерский подчерк и отныне явяется заметной фигурой, привлекающей внимание многих киноманов.

9 августа 2013

Каждый человек способен на многое, но не каждый знает на что…

Простой паренек Малик Аль Джебена попав в исправительную, хочу подчеркнуть слово «исправительную» колонию меняется на глазах и к сожалению не в лучшую сторону. Нам наглядно показывают, что делает с людьми исправительная система, в кого она их превращает. В тюрьме свои законы и правила, и преступники отбывающие наказание без особых усилий совершают тяжкие преступления в самой тюрьме, а также принуждают к совершению преступлений и «новичков». Одним из таких новичков становится Малик и его используют для совершения тяжкого преступления, которое становится началом его деградации в стенах колонии.

Малик извлекает уроки из всего, что происходит с ним, из всего на что его толкают авторитеты в тюрьме. Он понимает, что он лишь «расходный материал» в отношениях различных группировок, как в тюрьме так и на воле. Его один раз «сломали» и заставили ценою в жизнь совершить страшное преступление, и он пошел на него, ради достижения конечного результата, чтобы из обычного исполнителя стать человеком, который влияет на ситуацию, что в конечном итоге позволит ему выбраться из этого бесконечного списка поручений, которые много раз могли стоить ему жизни. Из обычного вора, человек в тюрьме превращается в убийцу, наркоторговца, лидера организованной преступной группировки.

Напоследок хочется привести афоризм Уильяма Эдвардса Деминга:

«Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью.»

27 июля 2013

Пророк звучит угрожающе.

Сюжет: путь вынужденного восхождения молодого араба из низов преступного мира к его вершинам.

Очень мощное и бескомпромиссное кино получилось у Одийяра. Многие сравнивают его с «Крестным отцом» Копполы. Если так, то это очень своеобразная интерпретация истории Майкла Корлеоне. Наверное, какие-то отдельные сюжеты совпадают — убийство как крещение: начало пути, и второе убийство как второе крещение — обряд венчания на царство. Но есть и безусловные отличия. Во-первых явное превалирование тюремной политики над грубой силой. Во-вторых, уже не столько религиозный, сколько полумистический оттенок. В-третьих, нет академизма Копполы и своеобразного лоска, присущего гангстерскому кино 70—80-х гг. Наконец, Одийяр рисует актуальную для сегодняшнего дня ситуацию набирания мощи арабской мафией, адаптировавшейся к европейским ценностям и образу жизни, сохранив по сути лишь фетиши ислама — набор молитв и Аллах впридачу.

Но кино не только содержательное, но и интересное по форме — найден компромисс между ручной камерой и традиционной манерой съемки. Интересны «подглядывания» в замочную скважину за главным героем, свойственные для первой половины фильма. Просто восхитительны сцены насилия, как бы цинично это не прозвучало — ощущение убийства дышит с экрана, но не смакуется. Режиссер оставляет и своеобразное «послевкусие» в лице призраков, преследующих героя, но и здесь не пережимает. Даже несколько удивительно, почему не получил приз за актерскую игру в Каннах Тахар Рахим, очень убедительно сыгравший линию невозврата к прежней жизни и прежнему статусу. Кристоф Вальц из «Бесславных ублюдков» хорош и харизматичен, но не трагичен. А отметить все же нужно человеческую драму, а не яркий типаж. Но это частности и субъективизм. А кино все равно отличное.

9 из 10

26 августа 2012

Пацан к успеху шел

Глубокий кризис пенитенциарных систем — факт общеизвестный. Долгие годы заключенным позволяли создавать специальное сообщество, выстраивать иерархические цепочки для урегулирования внутренних конфликтов и противоречий. Теоретически эти меры были призваны служить на благо надзирателям, помогая устанавливать порядок, позволяющий не вмешиваться лишний раз в отлаженную систему. Когда пришло понимание, что новорожденный порядок давно вышел за рамки цивилизованности, и оперирует в основном звериными понятиями, стало поздно. Самопровозглашенные преступные короли, пользуясь коррумпированностью тюремного начальства, захватили власть в свои руки, превратив тюрьмы в кузницы кадров. А исправительная система мутировала в нечто противоположное, исправно выпуская все большее количество рецидивистов. Проблему необходимо было решать, и по возможности наиболее радикальным способом, однако наступил век либерализации. Толерантность, равенство и братство упрямо диктовали свою волю, требуя незамедлительно уравнять всех животных, включая тех, что уже в клетках. И их уравняли, но некоторые, как водится, все равно оказались равней.

Именно в такое место не посчастливилось попасть Малику. Это флегматичный, уязвимый юноша, едва переступивший порог совершеннолетия, не способный даже правильно написать свое имя. Теперь его ждет тюремная школа, но, как известно, тюремная школа и школа в тюрьме две большие разницы. Малику предстоит пройти обе, и если с грамматикой и экономикой все просто, то с корсиканским авторитетом Сезаром, что сделал ему предложение, от которого нельзя отказаться, придется попотеть.

Малик был отвержен обществом: никому не нужный в этом мире сирота, ни друзей, ни врагов. Виновен ли он в преступлении, которое ему инкриминируют? Режиссер и автор сценария Жак Одиар не дает прямого ответа на этот вопрос. Да и не нужно, достаточно проанализировать характер Малика, его поведение и манеру держаться, чтобы понять, что он собой представляет. Многократно битый и потрепанный жизнью изгой, отвечающий ударом на удар скорее инстинктивно. Многочисленные шрамы, покрывающие его тело — красноречивое свидетельство того, что успехов в драке он не снискал. Поверить, что этот пария напал на демократическую полицию посреди оживленного мегаполиса из чисто хулиганских побуждений? Смешно. Горькая ирония заключается в том, как попадая в тюрьму человек, не являющийся прямой угрозой для общества, асоциальный или маргинальный, трансформируется в закоренелого, сформировавшегося преступника.

Жак Одиар мастерски оперирует жанровыми клише, превращая свою картину в нечто большее, чем очередная криминальная сага, не выходя при том за рамки сюжета. Из сонма подобных картин «Пророк» выделяется предельно будничным повествованием. Со временем в кадр перестают попадать решетки. Персонажи разгуливают по локациям как у себя дома, а охрана услужливо и предупредительно открывает пред ними двери. Действие переходит в засаленные кухоньки, комнаты для переговоров, библиотеки. Простая и доступная история ненавязчиво разделена на главы, позволяя наблюдать эволюции, ведущие к полному замещению личности персонажа поэтапно, создавая атмосферу погруженности. Чему немало способствует и оператор, частенько снимая от пояса, из-за плеча и не забывая потрясти камеру в потасовках.

Тахар Рахим в роли Малика расстарался в этой картине на полную катушку. В отличие от множества актеров, что блистали в подобных ролях благодаря харизме или опыту у него нет ни того ни другого, только природный талант. Его игра буквально затягивает в порочный водоворот, заставляя сопереживать и болеть всей душой, наплевав на всю тяжесть и гнусность поступков, что совершает его персонаж. Чувства транслируются широким спектром напрямую зрителю, заставляя почувствовать тревогу и волнение, переживаемые персонажем, практически на физическом уровне. Встав на путь превращения из агнца в козлище, Малик очень быстро становится бакалавром по убийствам и профессором по наркоторговле. С поразительной легкостью обзаводясь друзьями и подельниками, ассимилируясь в преступное сообщество. Осознав себя как пророка, он уверенно ступает по иерархической лестнице, открывая в себе искусство подспудного манипулирования людьми — divide et impera. Ведь пророк это, прежде всего, посредник, так отчего бы ему не воспользоваться положением, всласть поразделять да повластвовать?

Обыденность и приземленность, как было сказано ранее — вот основная движущая сила картины. Именно она задает темп происходящему, диктуя свою волю, в том числе и актерам. Для достижения подобного эффекта режиссер как можно реже апеллирует к талантам Рахима, опасаясь сбить зрителя с ритма, чрезмерно взволновав его сильными эмоциями. Самый же лучший способ оттенить реальность — вплести в картину мистические нотки. Необъяснимое без спроса вторгается в грубую реальность фильма: фехтование на вилках в безмолвии ночи; призрак, горящий приятным глазу, синим пламенем; сумрачное чаепитие души со своей совестью; пророчества и предсказания. И все это под ручку с совершенно типичной историей: простой паренек, воровал, убивал, торговал наркотиками и имел уважение среди сокамерников. История настолько обычная и избитая, что не сразу, только после титров, приходит понимание, с каким цинизмом она была рассказана.

17 августа 2012

Пригрей змею на груди

Будучи забитым и необразованным парнем Малик попадает в тюрьму. Там ему предстоит не только научится письму и чтению, но и научится выживать.

Простая история разбавлена насилием и угнетением слабых. Все в духе тюремных страшилок. Ему приходится служить (буквально) боссам тюремной интеллигенции.

У Малика появляется характер, на протяжении всего фильма он растет.

«Поучительность» фильма состоит в том, что Малик превратился в борца. Он смог оказать сопротивление. Конечно, минусом можно счесть, что фильм немного нудноватый. Но его продолжительность компенсируют, очень живые и яркие диалоги героев. Сценаристы явно поработали не один день с заключенными, чтобы вставить много жаргонов в написание текста.

У меня остался один вопрос. За что так много наград? Вполне сносный фильм, но ничем не выдающийся.

6 из 10

26 июля 2012

Эта зрелая, сбалансированная и продуманная криминальная драма завоевала множество наград и положительных критических отзывов. Жак Одиар создаёт натуралистичный и жёсткий мир отдельно взятого исправительного учреждения, не чураясь ни ненормативной лексики, ни подробностей существования криминального элемента по ту сторону стен с колючей проволокой (гораздо лучше смотреть в качественной версии перевода, где все разговоры персонажей переведены и с матом и с присущим тюремным жаргоном. Однако вполне может такой перевод показаться сомнительным, ибо, по сути, аналоги криминального жаргона у разных наций, собственно, разные и не понятно, как ту или иную реплику переводчик обозначает знакомыми русскому уху блатными словами). Однако не стоит всё-таки забывать, что вся натуралистичность сея оборачивается часто лишь кинофантазией, хорошей, но фантазией, от реальности криминальной которая может стоять весьма далеко. Арабы, корсиканцы, негры, поделенные сферы влияния, авторитет, уважение, шестёрки, тюремный быт. История насыщенна и правдиво-киношна, проявляя некоторый негативный реверанс в сторону не тюремной реальности на примере главного героя по имени Малик. Ведь он, будучи попав в тюрьму ещё в несовершеннолетнем возрасте, здесь выучил языки, научился читать и писать, да и вообще построил себе новую жизнь, приобретя авторитет и уважение… да он самолётом впервые слетал именно благодаря заключению. Достижение успеха посредством криминальной жизни заключённого. Сел, не имея ни друзей, ни родителей, откинулся — тебя поджидают джипы и иномарки с новыми приятелями. Зритель может наблюдать прямо криминальную Золушку.

Частое камерное и герметичное действие на протяжении всех двух с чем-то часов не отрывает от экрана ни на миг. Отличная актёрская игра, напряжение и запах камер заключения создают атмосферу. И, что немаловажно, в фильме нет ничего от американских криминально-драматических фильмов. Никакого пафоса, никакой торжественности. Одиар создаёт вроде бы обыденный тюремный быт, но он подаётся очень заинтересованно. Однако в этом кроется своя особенность, арабская, ибо для французов эта тема больновата, точнее не больновата, а актуальна. Как это, неотёсанный араб вдруг смещает матёрых корсиканцев ?

Сюжет этого повествования немного запутан и многогранен. Достигнув совершеннолетия, араб Малик переводится в тюрьму для взрослых, так сказать, где ему ещё сидеть 6 лет. Попытки быть обособленным вскоре сводятся на нет местным корсиканским авторитетом Лучиано по кличке Цезарь, чья альтернатива и предложение просты — либо ты кончаешь важного свидетеля-араба, либо я кончаю тебя. Подготовка к делу — Малик договаривается с этим арабом насчёт отсоса в обмен на дурь, тренировки, встреча — из перерезанной бритвой сонной артерии хлещет кровь, заливая весь пол. Теперь Малик становится немного ближе к Лучиано, шестеря и ему и его команде. Убитый же араб начинает ему периодически являться в виде призрака, пророчествуя об определённых будущих моментах. Но вот все товарищи Цезаря откидываются и ближайшим соратником его становится именно Малик. Однако авторитет вовсе не теряет своего влияния — в его руках и некоторые сотрудники тюрьмы, и крупные люди на свободе, и могущественные адвокаты. Имея под рукой Малика, Лучиано даёт ему задания, которые он выполняет, будучи имея увольнительную. Так, мелкими шажками и подползанием, Малик всё ближе заслуживает доверительное отношения Цезаря, за его спиной, однако, налаживая собственный преступный бизнес по сбыче наркоты с бывшим другом по тюрьме, который уже давно откинулся. Лучиано руководит из зоны своими делами, применяя Малика, а Малик в это же время выносит свою выгоду, налаживая понемногу собственные связи. Жизнь течёт, дела движутся, но на зоне Малик остаётся той же шестёркой у Цезаря, только привилегированной — у него телек, порнуха, еда, деньги, крыша авторитета, он — уши и глаз Цезаря. Но это ещё не всё, Малику удаётся быть и важной вехой в руках корсиканца Лучиано, и заслужить внимание арабов, и даже наладить отношения с мешавшему ему в сбыче наркотиков египтянину. Малик медленно, но верно, пользуясь крышей, связями и заданиями Цезаря, переходит на сторону арабов, под финал полностью выходя из-под крыла корсиканца и становясь сам новым и уважаемым авторитетом.

Для Одиара в данной картине фактически не существует никакого иного мира и способа существования, кроме как преступного. Откинувшийся друг Малика говорит ему, что на воле очень трудно выжить и он рвёт три шкуры с себя, чтобы прокормить жену и ребёнка. Малик организовывает с подачи цыгана сбыт наркотических средств и жизнь идёт в гору. Прямиком с зоны Малик и Цезарь руководят делами на воле, отдают распоряжения и непосредственно влияют на весь ход событий. Весь авторитетный посыл и власть криминального мира в этой картине лежат на протянутых к зрителю руках. В деятельности картины нет ничего быстрого или скачущего (кроме убиения араба и финальной сцены с Маркаджи), но фильм всё равно создаёт какое-то невидимое действие и напряжение.

Однако актёры не совсем создают образы прожжённых бандитов и криминалов. Более всех мне понравился именно Цезарь, который вымещает реальное ощущение авторитетного преступника, близкого к образу итальянцев. Малик же кажется просто каким-то ловцом удачи, которому та пока улыбается, но он остаётся таким же как и был, 19-летним парнем, став может немного пронырливей. Малик вообще может вызывать двоякие чувства — с одной стороны он молодец, что вот так сумел наладить связи со всеми и поиметь личную выгоду и бонусы, а с другой он стал похож на проститутку, которая метается от одного клиента к другому в целях заработка. Наконец я так и не понял замысла включения в картину этой мистической линии с появляющимся убитым арабом, который напророчил пару моментов.

В остальном, что меня удивило, это питание заключённых и отдельные приличные комнаты. А так, будь деньги и связи, — хорошая еда, дурь, алкоголь, да хоть проститутки — всё вам, товарищи заключённые, всё вам, родненькие.

15 июня 2012

Хочешь жить — умей вертеться

Мне нравятся фильмы с тюремной тематикой. Больше люблю все-таки триллеры про побеги из тюрем. Но и криминальные драмы смотрю иногда. Этот фильм тепло приняли критики. Он унес сразу 10 наград Сезар в 2010 году, получил награду на Каннском кинофестивале и от Британской академии, был номинирован на Оскар, Золотой глобус и премию Гойя, как лучший фильм на иностранном языке.

В принципе, это действительно нормальная драма о тюремных порядках. О том, как человек может приспособиться к разным условиям. Главный герой Малик получил шестилетний срок. Он был абсолютно один, не умел ни читать, ни писать толком. Но получив поручение от главы корсиканской группировки Лучано, он обзавелся крышей над головой. Правда, поначалу он просто прислуживал и выполнял всю грязную работу. Но со временем научился из всего извлекать выгоду для себя.

Жак Одиар не принес в этот жанр ничего особо нового. Разные группировки, контрабанда, жестокость — все это показывали уже не раз. Но снято неплохо. Уж получше, чем, например, «Загон для собак» или датский «Заключенный R», где тюрьма выглядела, как пансионат какой-то. И Тахар Рахим неплохо сыграл. Сначала был запуганным подростком, а потом уже постепенно расправил крылья. Конечно, я не поставлю «Пророка» в один ряд с такими фильмами, как «Побег из Шоушенка», «Бангкок Хилтон», «Законопослушный гражданин», «Побег из тюрьмы» и т. п. Он не так сильно заинтриговал меня. Но посмотреть разок можно.

6 из 10

25 февраля 2012

Один против всех

Человеку свойственно приспосабливаться. Даже в самых тяжелых условиях человек способен выжить, если сильно этого хочет.

Тюрьма — одна из серьезнейших школ жизни. Оттуда можно выйти или закаленным и окрепшим или разбитым и подавленным — третьего не дано. Остаться прежним не получится. 19-летний Малик совсем не похож на того, кто способен противостоять миру и внешнему давлению. Но ему удается справиться с первым натиском обстоятельств и измениться под их влиянием. Незаметно, неспешно, размеренно он обращает ситуацию в свою пользу.

Фильм неоднозначен. Возвышение Малика, пусть и длящееся несколько лет, выглядит очень стремительным и маловероятным, учитывая столь юный возраст. Вряд ли такое возможно в действительности. Всё-таки тюрьма — не институт благородных девиц, где можно вот так попасть под кого-то, а потом с легкостью выбраться.

Но за исключением некой фантастичности повествования фильм очень хорош! Сценарий, идея, режиссура, съемки — всё выглядит очень сильно. Актёры оставляют очень приятное впечатление — особенно главный герой. Сильный образ, сыгранный очень правдоподобно. Отдельно доставляет русский перевод, выполненный в лучших традициях жанра — с жаргоном, максимально передающим атмосферу тюрьмы.

В конечном итоге выбор героя вряд ли можно назвать верным — ведь убив дракона, сам становишь им. Нужно ли это было 19-летнему парню? Вряд ли. Другой вопрос — а был ли у него выбор в таких обстоятельствах? Мог ли он иначе выжить? Это вопрос, на который нет ответа — ведь всё сложилось так как сложилось

И «Пророк» прежде всего об этом — о выборе, который приходится делать каждую минуту нашей жизни. И о том, что каждый выбор имеет свои последствия, предугадать которые невозможно, точно так же как и избежать их. Фильм очень точно отражает известное выражние: «Делай что должен и будь что будет». Стоит взять на вооружение

8 из 10

22 февраля 2012

Жак Одиар — «Пророк»

Оригинальный фильм о криминальной, т. е., казалось бы, рабской субкультуре, субкультуре жизни рабов, причем фильм не языческий, поскольку язычники превращали подобных ребят в рабов. Это христианский взгляд на криминальную жизнь.

Фильм заставляет не брезгливо отнестись к криминальной тематике, без презрения, ненависти — он располагает нас к сочувствию преступникам и … парадоксальным образом вызывает чувство солидарности с ними. А ведь в самом деле опасно потерять в себе чувство сопричастности к криминальной жизни, потому что она, собственно, есть первобытная жизнь. Ведь именно так и жили древние люди до возникновения античных полисов.

Этот большой фильм Жака Одиара, одного из фаворитов французской режиссуры, снятый с ненормативной лексикой является признанием в любви этого маститого интеллектуала к бандитам, одой о криминальной жизни, антропологическим экспериментом. Речь идет именно об оде, о пафосном поэтическом жанре как в случае с Цезарем Лучиано речь идет именно … о цезаре. А мы и в самом деле имеем дело с цезарем, с человеком, каким бы он мог быть до возникновения античных царств. Фильм демонстрирует именно христианский взгляд на преступников в обстановке, в которой христианство на Западе противоборствует с античностью. Ведь мы чрезвычайно зависимы от античной культуры и с этих позиций притесняем бандитов и сознаем, что притесняем. И Жак Одиар, человек христианизированный предает античность, а ведь это были величайшие люди, да и их эпоха была, быть может, самой красочной в истории вообще. Вот поэтому-то Лучиано и цезарь — убежденный бандит, он не желает жить по законам цивилизации, сидеть во всех этих наших офисах. У него офис в тюремной камере. Такова альтернатива, которую предлагает античности Одиар.

На Западе любят жанр криминального фильма, пестуют его, холят, возвращая долги первобытным людям, что никто из нас не хочет презреть. Не можем мы по-античному презреть бандита как раба — гноить его в камере, пытать, убить, потому что … по-христиански любим.

Фильм получил Гран-При в Каннах. Поди порасспроси на Западе с какой культурой вы себя более связываете — с античной или христианской, — и еще неизвестно, какой дадут на это ответ. Во всяком случае в этом фильме к преступникам мы относимся не снобистски, мы даже относимся к ним … с уважением как к ностальгирующим по хаосу людям.

Хотя в каком-то смысле такое «христианство» делает людей несчастными в их презрении античному.

Криминал волнует нашу кровь, горячит наше воображение и мы искренне влюбляемся в героев фильма, одаряя их своим сопереживанием. Даже античность кажется нам поганой.

Снобистское брутальное мероприятие выдающееся из рамок античного миросозерцания, христианское, быть может, но, во всяком случае полное отваги и оригинальности.

Смачный плевок в лицо цивилизованным людям.

30 января 2012

И что?

Скука скучная. За долгое время это первый фильм, который досматривать не хотелось. Настолько все было не то, чтобы посредственно, а скорее банально и неинтересно.

Пару раз, в середине ленты и ближе к ее концу, я изо всех сил пытался найти какую-нибудь неожиданную концепцию фильма, некий тайный смысл или что-то удивительное в показанном, что могло так мощно срезонировать на зрителей, что все европейские, а заодно и американская академия щедро одарили это кино призами.

Вот наш добрый паренек Малик. Оказался в тюрьме без крыши, без опеки, одинокое, забитое и запуганное существо. Вот пареньку повезло, замочил араба, получил крышу и психологическую травму на всю жизнь. Начал учиться читать-писать в школе при исправительном учреждении, а заодно и законы выживания на зоне быстро стал постигать. Из забитого одинокого существа превратился в сметливого и смекалистого, немного задиристого подростка. Из подростка стал яростным, жестоким тюремным воротилой. «Старикам тут не место», и его бывший покровитель уже сидит одинокий на лавке у параши. Вот и все в-общем-то.

И как-то искать в этом смысл, разные трактовки, показанного на экране желания не возникает. История успеха четкого пацанчика? Видено-разувидено на отечественных телеканалах, как в художественном, так и в документальном формате. Что только не сделаешь, чтобы выжить? И жопу подлижешь, и горло перережешь кому-надо. Тоже видено-перевидено.

Наблюдать за эмоционально незрелым пареньком, слушать максимально дотошно локализованный со всеми местными тюремными матами дубляж-базар — увольте. Какое откровение фильм открывает для большинства, так и осталось для меня загадкой.

4 из 10

23 января 2012

Кинопремия César. 2010 год. Год, ознаменованный победой «Пророка» Жака Одиара. Криминальная драма о тюремной жизни приносит победу не только режиссеру, но и ведущему актеру Тахару Рахиму, успешно дебютировавшему в этом фильме.

Сама картина представляет тяжелое зрелище. Это 2,5 часа тюремного жаргона, переходов с французского на арабский, с арабского на корсиканский, а затем снова на французский, и кадров тюремных камер с различных ракурсов. Но в одном точно нельзя упрекнуть создателей — в правдивости. Зритель верит. Я поверила. Поверила в реальность происходящего, несмотря на его кошмар. Хотя правильнее сказать, благодаря этому кошмару. Сама ситуация не кажется уникальной: тюремная мафия, наркоторговля, межрасовые стычки и отсутствие всякой терпимости, — все это знакомо, все это уже было показано множество раз. Но кажется еще ни разу эти «особенности» современного неблагополучного общества не были столь высоко оценены самим обществом. Я соглашусь, что «Пророк» — это сильный фильм, достойный внимания. Однако мне кажется, в нем все-таки не хватает чего-то «пророческого».

7 из 10

7 — лишь потому что криминальные драмы — это не мой жанр (объективно это 10 из 10)

14 января 2012

Межрасовые «понятия»…

В последнее время вышло много фильмов о жизни в тюрьме, но этот пожалуй один из лучших. Жесткая прямолинейная картина показывает французские тюремные будни без прикрас. И если вы думали что их тюрьмы гораздо лучше наших, то вы глубоко ошибаетесь. Те же понятия, те же порядки. Разница лишь в том, что там существуют расовые различия. И чтобы выжить в этом суровом мире, нужно не только преодолеть эти различия но и сделать так чтобы они работали на тебя. Чтобы понять это, простому арабскому парню по имени Малик, пришлось пройти все круги ада, переступить через себя и даже совершить убийство.

История становления мужчины, поднявшегося из самых низов этой жизни до верхушки преступного мира, показана настолько реально, что невозможно оторвать взгляд от экрана на протяжении всех двух с половиной часов. Особо стоит отметить актера сыгравшего в картине главную роль. Тахар Нахим сыграл так правдоподобно, как будто всю жизнь просидел в тюрьме. Его игра просто достойна восхищения, недаром он получил Сезар, а сам фильм номинировался на Оскар.

Романтика крестных отцов бесследно прошла, на смену им пришло жестокое новое поколение разделенное по расовой принадлежности…

10 из 10

10 января 2012

Сильный фильм

Я не люблю фильмы криминального жанра овеянные романтикой. Не люблю, когда убийство человека показывают в эдаком крутом стиле. Пришел, прирезал, развернулся- победил. Обрел уважение и авторитет. Не люблю легкости и пафоса, это можно простить родоначальникам криминального кино, но не современникам.

Не люблю, потому что, такие фильмы дают ложное представление о реальности.

Я люблю правдивые истории. И мне чрезвычайно приятно констатировать то факт. что французский фильм Пророк является именно таким. Он реален.

Редко режиссеру с такой силой удается за 2, с лишним часа, раскрыть столько образов, рассказать о судьбах, заставить пожить в другом мире. Мире страха, безысходности и несправедливости.

Фильм держит в напряжении, и невольно в мыслях возникает вопрос, а что бы ты сделал? Что ты вообще в такой ситуации можешь сделать?

А когда фильм заставляет тебя задуматься, это настоящее, стоящее кино.

Особая благодарность Тахару Рахиму, я ему поверила.

8 из 10

18 декабря 2011

Про девчонок и про рок

Такое ощущение, что примерно такой игрой слов руководствовались создатели, выбирая название.

Один из плюсов — режиссура. В данном фильме жизнь на зоне не смотрится как-то отстраненно, показан действительно быт, сидят себе на лавочке перетирают чего-то изо дня в день. Как появляется дело — начинают суетиться. Актеры хорошо постарались.

В целом фильм смотрится, только вот о чем он? За интрижками особо не уследишь, кто там с кем договорился и кому мешает — дело десятое, это же не биография. Поначалу показалось, что фильм ничего не несет для обычного добропорядочного гражданина. Ну что здесь? Тюремный мир, со своими законами и порядком, насилие, убийства, заговоры. Но если поразмышлять глобальнее — суть наверное в том — кем был Малик, и кем потом стал.

О его прошлом почти неизвестно, тихий парень, денег нет, родных нет, воспоминаний тоже никаких, но раз он попал в тюрьму, наверное жилось ему хреново. У него ни родителей, ни религии, то есть он практически чист перед миром, как пустая чаша, наполняй, чем хочешь. И это интересное исследование — что будет, если поместить такого человека в агрессивную криминальную среду? Он все впитает и вберет в себя, и если будет удачлив и не робок, то еще и добьется успеха. Все его моральные ценности появляются именно на зоне, всему, что он знает и умеет, его научили там. Это его мир и жизнь, и другой он не знает. Что в этом хорошего? Да в общем-то — ничего. Просто знакомство с другим миром и бытом, а также тем, что человек — существо поначалу приспосабливающееся, а потом подминающее под себя окружающий мир. Причем даже самый слабый и неспособный к существованию может влезть на вершину своеобразной эволюции.

--

7 из 10

1 сентября 2011

С волками жить…

Фильм показывали по телеку достаточно давно. С тех пор все думаю. Фильму — пять с плюсом только за то, что заставляет задуматься, нервно теребит, не дает покоя. Что такое в нем есть, что так цепляет? Неуловимое что-то… Но здесь сейчас попробую понять, что это. Претензии авторов ясны — это типа вот такая наша с вами жизнь, и выживают, вернее, как говорят, «продвигаются» такие вот сложные ребята, серьезные, наблюдательные, все запоминающие и не прощающие обид. Такие, которые не читают Достоевского, не знают истории (действительно, зачем?) и многого другого. В том числе того, что великие мира сего столетиями ломали голову над тем, как сделать, чтобы жизнь в том числе и нашего героя стала если не счастливой, то хотя бы приемлемой. Зря, оказывается, думали. Этот мир неисправим.

11 августа 2011

Спасая свою жизнь

Один из сценаристов великого французского кино под названием «Профессионал» не так давно перешёл в режиссёры. Это я про Жака Одиара. Под его началом вышла пара неплохих картин, но на данный момент его звёздный час пришёлся на криминальную драму «Пророк».

Одиар не позвал в совместный французско-итальянский проект знаменитых актёров. Это было тяжёлым решением, но известных исполнителей арабского происхождения молодого поколения не так уж и много, их, если честно, с трудом насчитаешь на пальцах одной руки. Поэтому, главную роль сыграл практически никем незамеченный доселе Тахар Рахим. Не буду вдаваться в словесные блудни по поводу его игры, скажу лишь то, что подобрали его на совесть и старался он не меньше.

Гораздо больше интересным в этой криминальной драме стал сюжет. За последние пару десятилетий таких пронзённых криминалом и настолько реалистичных картин про тюремное существование не было, «Пророк» стал первой ласточкой подобного жанра со своей стилистикой и внутренним насыщением криминогенной жизнью, где все живут по иным правилам и законам, которые неподвластны уму простых обывателей, варящихся в своём котле.

«Пророк» действительно обладает своим оригинальным, присущим только ему, визуальным эффектом и влиянием на того, кто смотрит его. Жак Одиар и сценаристы фильма не пожалели зрителя, старательно создавая действительный быт тюремного заключения. Это очень сложная работа, но за это фильм заслужил немало лестных отзывов от критиков, посчитавших картину новым дыханием в своём поджанре.

Фильм снят для тех, кто может выдерживать сложное философское кино, отдавая должное всей серьёзности происходящего.

9 из 10

P.S.: не стоит показывать детям, а также пытаться размышлять о последующих сюжетных поворотах.

8 августа 2011

Драма Пророк в прокате с 2009 года, премьерный показ состоялся более 15 лет назад, его режиссером является Жак Одиар. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Нильс Ареструп, Адель Беншериф, Реда Катеб, Жан-Филипп Риччи, Пьер Леччия, Антуан Баслер, Фуед Насса, Жан-Эмманюэль Паньи, Фредерик Грациани, Лейла Бехти, Рабах Лусиф, Серж Бутлерофф, Эрве Темиме, Таха Лемаизи, Карим Леклу.

Расходы на кино составляют примерно 13000000.В то время как во всем мире собрано 17,873,691 доллар. Производство стран Франция и Италия. Пророк — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.