Мелодия для шарманки
6.7
6.9
2009, драма
Украина, 2 ч 33 мин
12+

В ролях: Елена Костюк, Наталья Бузько, Георгий Делиев, Рената Литвинова, Нина Русланова
и другие
Оставшись после смерти матери сиротами, сводные брат и сестра отправляются на поиски своих отцов в большой город. На пути они встречают множество самых разных людей: добрых и злых, бедных и богатых, умных и идиотов – но никому до них нет ровно никакого дела, ведь каждый погружен в свои заботы. Тем более накануне Рождества. Холодная волшебная рождественская ночь завершается отнюдь не сказочным финалом.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мелодия для шарманки

год: 2009
страна:
Украина
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Владимир Панков
художники: Евгений Голубенко, Руслан Хвастов
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $29 087
Дата выхода
Мировая премьера: 12 сентября 2009 г.
на DVD: 6 июля 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Мелодия для шарманки», 2009

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мелодия для шарманки», 2009

Бог — это Любовь?

Из моего киноархива о Кире Муратовой.

Фильм «Мелодия для шарманки» посмотрела в тот же год, после его выхода. И тогда же, находясь в эмоциональном потрясении записала в своем кинодневнике:

Истина христианской религии состоит в том, что Бог это Любовь.

Не Абсолют, Абстрактное начало, образец нравственности и нравственного совершенства. Всё это идеальные конструкции, результат формализации, категоризации, рационализации…

Любовь — живое действо, признак человеческого, осуществляется в нас и через нас, через каждого из нас, в словах, поступках, глазах, как внутренний свет, вырывающийся наружу.

Кира Муратова — большой талант, истинный философ и современный художник.

Эстетика фильма суперсовременна, художественный язык богат, многослоен и многозначен. Это язык постмодерновой культуры: ирония, доведенная до горького сарказма, комическое не в иронической, а социально-саркастической ипостаси.

Это энциклопедия, а точнее человеческая комедия русской жизни, или картинки с выставки наизнанку. Это типизированная гротескно-символическая картина нашей действительности, доведенная до абсурда.

Каждый типаж: портье, администратор, аукционщики, рикши, воровская компания, игроки и игрицы в казино, охранники и продавцы, соседи и соседки, благополучные и неблагополучные старики, поднимающиеся и спускающиеся по парадной лестнице и по лестнице в переходе (обрывки диалога «я люблю виноград…», Джек потрошитель заманивал свои жертвы виноградом), картинки за окном, рождественский сочельник, розыгрыши — подушка вместо ребенка. И ребенок — мальчик убитый, неродившийся Христос, или убитый в нас Бог, или умерший еще младенцем.

Россия как православная не может родиться в сегодняшних россиянах. То, что есть сейчас, это жалкая попытка церкви, и идеологическая и политическая стратегия восстановления культурной формы. Восстановление храмов, священства, духовенства, таинств итд., но духа, содержания, т. е, истинной религиозной веры — любви, которая порождает и надежду, нет и ее не может быть сейчас у нас.

Кира — абсолютный реалист, смотрит на жизнь горько-мужественно.

Она выстраивает каждый свой кадр, типический и символический, на постоянном контрасте и противопоставлении: век 19-й — ушедший безвозвратно и век 21-й. А где же 20-й?

Провал. Бог не родится. Звезды никто не увидел.

27 февраля 2021

Памяти Киры Муратовой (часть 13)

Нежную проникновенность одному из самых трогательных фильмов Муратовой «Мелодия для шарманки» задают уже начальные кадры в электричке под песню Анны Герман: зритель понимает, что перед ним — какое-то особенное, очень личное для режиссера высказывание. Линейный, хорошо выстроенный нарратив, органично обрастающий вспомогательными эпизодами делает «Мелодию для шарманки» вполне зрительским кино, как и «Настройщика», однако, светлая печаль этой черно-белой картины становится здесь давящей меланхолией. Снимая, возможно, свое самое социально-критичное после «Астенического синдрома» кино, Муратова обличает главное, на ее взгляд, зло — равнодушие.

Заблудившимся в большом городе детям не просто отказываются помогать, как и больному астеническим синдромом учителю английского, но и бессовестно обманывают их, причем раз за разом и даже те, от кого этого не ждет никто, даже зритель. «Мелодию для шарманки» можно было бы упрекнуть в манипулятивном мелодраматизме, в вышибании слезы у публики, но таков сам формат святочной истории, каким он был у Лескова, Достоевского и Диккенса, ибо главным ориентиром для сценария этой ленты стал рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке», на что указывают сцены с подглядыванием голодных детей в праздничные окна.

Муратова строит более чем двух с половиной часовое повествование умело, разветвляя композицию, чтобы как можно тщательнее обрисовать окружающих детей персонажей, которых можно разделить на два типа: нищие, блаженные и юродивые с одной стороны, и богачи — с другой. Из обеспеченных героев лишь персонаж Табакова окажется чувствительным к чужому горю, но избавление в мире Муратовой — обманка, ибо она не снимает сказок, а жесткий финал и трагическое несовпадение судеб нужно ей, чтобы подчеркнуть несправедливость жизни к слабым и беспомощным.

«Мелодия для шарманки» — самый христианский фильм Муратовой, хотя в нем есть и антиклерикальные ноты, заключенные в одном из его первых эпизодов — продаже рождественских открыток в электричке, хотя они и не столь ощутимы, как в «Чеховских мотивах». Комичный юродивый в исполнении Делиева, цитирующий Евангелие, Русланова в роли бомжихи, сначала поющей в зале ожидания песню, а потом на мове произносящей таинственное обличение жестокосердного мира — очень важные для понимания замысла Муратовой персонажи. Согласно постановщице, всегда любившей эксцентрику и «непричесанный» колорит, именно безумцы, не вписывающиеся в нормативные законы общества, способны видеть его насквозь, что вполне соответствует христианскому пониманию юродства.

По причине невписываемости детей во взрослый мир, именно из-за их маргинального положения в нем, она и выбрала их в качестве главных героев, чтобы уродство социума, утопающего в роскоши, азарте, гулянках, жестокости, было обнажено во всем своем ужасе. Вокзал и супермаркет — две локации фильма, в которых в миниатюре видны механизмы устройства мира: здесь люди выживают, все решают деньги (каким ярким в частности получился эпизод в зале «повышенной комфортности»!), а альтруизм — вне игры. Профессионалы и непрофессионалы в этой ленте органичны и почти не различимы друг от друга: Муратова добилась от своих исполнителей смешения естественности и эксцентрики — того, что у нее получалось редко даже в ее шедеврах.

Благодаря дотошности работы оператора и художников интерьеры и весь визуальный строй «Мелодии для шаманки» получились контрастными и выстроенными на бинарных оппозициях, главная из которых — роскошь / нищета. Однако, перед нами — не марксистский фильм, здесь бедные и нищие (и что страшно — дети) так же обманывают и наживаются на горе других, как и богачи. Мир, показанный Муратовой, морально релятивистичен, и это при нравственном максимализме самой режиссерской концепции, благодаря этому диссонансу между мировоззрением постановщицы и материалом, с которым она работает, «Мелодия для шарманки» так эмоционально взвинчена, волчьей хваткой берет зрителя за горло.

В этой ленте становится со всей очевидностью ясно, как в киномире Муратовой переплетаются мизантропия и гуманизм — это происходит благодаря обостренности моральных акцентов ее искусства. Как и в «Волчке» Василия Сигарева, вышедшего почти синхронно с фильмом Муратовой, экзистенциальный ужас детских судеб, развернутый в нарративе, безусловно, не без манипуляций зрителем, в «Мелодии для шарманки» буквально кричит о духовном неблагополучии нашего мира. В отличие от «Среди серых камней», где был дореволюционный контекст (по крайней мере цензура сделала все, чтобы рассказанное в фильме воспринималось как предания давно минувших дней), в данной картине жесткость социального обличения текущего момента работает в полную силу, хотя и вырастает до масштабов общечеловеческой притчи о жестокосердии и равнодушии.

«Мелодия для шарманки» — третий после «Чеховских мотивов» и «Настройщика» безусловный шедевр поздней Муратовой, сделанный на пике последнего творческого взлета в ее карьере, эту картину невозможно забыть не только из-за ее трогательности, пронзительности и нежности, но прежде всего потому, что она ставит зрителю высокую нравственную планку, возвращая ему отчужденное циничным, социал-дарвинистским временем человеческое содержание, то есть заново делает человеком.

25 июня 2020

Равнодушие или мир такой?

Очень странное и неоднозначное кино от Киры Муратовой. На фоне жестокого мира взрослых людей, два маленьких персонажа, оказавшиеся одни в этом мире. Другие дети показанные в фильме, тоже не добрые, кто смотрел, понимает о чем я. Получается — дети главные герои жертвы Молоху (т. е. кровавому божеству карфагенян, которому приносились кровавые жертвы), под которым понимается мир чистогана и наживы, где забыты духовные ценности и элементарная доброта?. Но если разбирать на составные части каждый эпизод, получится большинство из взрослых, повели бы себя в аналогичных ситуациях так же, ибо своих забот хватает. И тут первый вопрос без ответа — ругать мир, и показывать его пороки гротеском это здорово, а где выход? Идеальных обществ нет.

А маленьких героев мне конечно жалко, дети точно не причем, сами по себе, и котик очень мил в кадре, да смотрятся они обреченно, что не может вызвать сочувствия. Наверное, это второй вопрос без ответа. Их родители, когда рожаете детей, думайте, кому нужны ваши дети, особенно, если учесть причину ухода из семьи мамы девочки.

Теперь к аллегориям, «Избиение младенцев» это жестокая страница, которая имеет кроме объективных причин, бесчеловечных конечно, но дарящая надежду — нужный младенец выжил. И какой смысл обращаться к библейским сюжетам, если в рождественской сказке не предусмотрено хорошего конца? Самое сильное чувство омерзения у меня вызвали не безучастные прохожие, а женщина около обменника, просто гнусь последняя, да воздастся ей за это.

Ладно, к актерам — не выдающаяся игра, но на приличном уровне Детки сыгравшие главных героев, хороши, но во многом детской непосредственностью, из взрослых вне конкуренции по мне Олег Табаков и Рената Литвинова, их пара полностью оправдала себя в тех образах, которые играли. Нет сказочных фей, хотя прояви герой Табакова больше внимания, могла бы появится, хотя не уверен, что это было нужно по сюжету. Другие особо мне не знакомы, но равнодушие сыграли замечательно. И особое спасибо всем актерам игравших охранников в этом фильме — лучшие роли, тупых людей, готовых унизить слабых, как по родному городу прогулялся.

И не знаю, что сказать про эту анти — Рождественскую сказку, снято неплохо, хотя и затянуто — многие сцены обжирания и кутежей, можно было убрать, пороки показаны, вопросы поставлены, ответов нет.

На то и авторское кино. И точно не плохое, хоть и своеобразное.

31 июля 2019

Мы привыкли и сами набивать свои утробы до отвала, и поэтому как то не замечаем, что и с экранов наших телевизоров и других источников информации нам всё время демонстрируют довольные, сытые лица, не имеющие никаких моральных принципов и сожаления о своей безнравственности. В то же самое время, наблюдая всю эту гламурную шелуху, мы забываем о том, что рядом с нами на улицах замерзают и умирают от голода множество неокрепших юных душ, а мы из-за своего тупого то ли самолюбия, то ли просто равнодушия отказываемся это видеть. Кира Муратова являясь неоднозначным режиссером как отечественного, так и мирового кинематографа в одно и то же время метафорично указывает нам на наши ошибки, но в то же время стимул для исправления данный фильм даст не каждому, а только тем у кого в самом деле болит душа за ближнего своего.

30 сентября 2018

Я люблю яблоки, черешню, вишню

Маленький мальчик бумажку нашел,

С этой бумажкой он в тубзик пошел,

Долго смеялась над ним детвора,

Эта бумажка наждачной была.

«Детская преступность» и «поповское мракобесие» — два бича современного общества и тема очередного шедевра Киры Муратовой «Мелодия для шарманки».

Удел большинства беспризорников — попрошайничество и мелкое воровство. Но не от хорошей жизни Никита и Алена грабят богатых сограждан. Их мать-одиночка умирает. Отцы-алиментщики растворяются в глубинах камер-хранения и подземных переходов. Попечительский совет желает разлучить бедолаг. УО Никита должен ехать в спецзаведение Полтавы. Его сводная сестра с признаками олигофрена Алена — в Кременчуг. В поисках пап питомцы бегут из интерната и прибывают на вокзал города-героя Киева. Но еще до вокзала их как злостных зайцев высаживают контролеры. Банда других беспризорников грабит сирот дочиста. Денег у них — нет, а кушать хочется.

С первых кадров перед нами во всем блеске — Кира Муратова. Фирменные метки: повторение фраз, бесконечные близнецы, чавкающие старицы и идиотизм украинского говора обозначают дорогу от Рождества к Успению. У Муратовой цирк с огнями засверкал особенно ярко после «Астенического синдрома». Рождение ее как автора справедливо увязывают с «Короткими встречами».

«Мелодия для Шарманки» — нашпигована аллюзиями на старые муратовские фильмы как фаршированная рыба яйцами и луком. Красный попугай, рвущийся из клетки на волю, прилетел прямо из «Долгих проводов». Безотцовщина и сиротство болит и жалуется в таких картинах как «Долгие проводы» и «Три истории». Плакаты в магазине, куда попали Никита и Алена, рекламируют героев фильма «Два в одном». Этическое родство кинолента обнаруживает с кинолентой «Ивана Сидорова» «Среди серых камней». Мама здесь тоже умирает. Мальчик Вася оказывается в толпе оборванцев, а девочка Маруся издыхает в люлечке. «Мелодия» похожа на 20-ую часть сериала длиною в жизнь. Лишь актеры бродячего театра кочуют по вселенной Киры Муратовой из прошлого в грядущее.

Если актерский состав — довольно традиционен, то визуальный ряд отличается даже от фильмов 90-х. Немалая заслуга в этом принадлежит оператору Владимиру Панкову. Панков дебютировал у Муратовой еще в «Астеническом синдроме». Он же снимал «Два в одном». И в «Мелодии», и в «Два в одном» заметен акцент на вертикальном панорамировании. Зато почти пропали чарующие повторы одной сцены, снятой с разных ракурсов, столь свойственные операторской манере Геннадия Карюка в «Долгих проводах» и «Коротких встречах». Повторы придавали тем кинолентам некий налет документальности. Тогда как камера Панкова подчеркивает театральную, цирковую интонацию «Мелодии» и дистанцируется от раннего муратовского «реализма». Сценарий, как всегда основательно переработанный Муратовой, написал яркий автор Владимир Зуев.

Картина вызвала волну негодования среди первых зрителей. Что я могу сказать? «Аналогичный случай был в Крыжополе. Одному зуб вырвали. Так вiн и помэр».

Вопреки расхожему мнению «Мелодия для Шарманки» — это не укоризна зажравшейся буржуазии, а чистейший маньеризм, черпающий наслаждение в страданиях бедняков. Режиссер не стесняется и смакует прелести классового общества. Елка с «запахом мочи», зловонная нищенка и торговля ножами — мир сирых и убогих. Пачки евро, фрейлин Литвинова в енотовом салопе и зал повышенной комфортности, где нет места ветеранам НКВД, — мир богатых и нарядных. Кира Григорьевна дурачит доверчивого зрителя, вызывая в нем бурю смешанных эмоций.

Ревнители нравственности могут сколько угодно серчать и топтать шапку. Точнейший барометр — реакция зрительного зала. На премьере фильма на ММКФ никто не рыдал, зато сдавленного смеха было предостаточно. Ключик к поэтике Киры Муратовой подобрала Зара Абдуллаева: «…образ гедонистических, действенных, говорливых, оглушающих, парализующих внимание, понимание и визуально не окрепших 90-х. Так проявлялась трансгрессия в (под)сознание (человека, времени, места), дразнящая свободной от любых условностей режиссурой.» Слова о 90-х можно в полной мере отнести и к нулевым.

Ложное сердоболие и самобичевание — ловушка, в которую попадают неискушенный зритель. На самом деле, эстетика Муратовой лежит по ту сторону добра и зла. Вот, что говорит сам режиссер по этому поводу: «…Вам кажется, что нищий всегда мрачен? Ничего подобного. Ничего такого, что мы себе напридумывали, он не чувствует». И далее: «…На всех жалости не хватит». Наивно думать, что Муратова призывает к целомудренной жизни, а тем более борется в одиночку с капитализмом. Немного найдется художников, которое так много выиграли от крушения CCCР как Кира Георгиевна: «…После перестройки наступил солнечный период. «Астенический синдром», «Перемена участи» — фильмы, снятые в райском, эйфорическом состоянии. То есть мне сказали, оказывается, ты совсем не дрянь, а супер какая замечательная. И к тому же деньги давали без возражений».

«Мелодия для шарманки» — не только социальная травестия, но и пародия на святочный рассказ. В качестве литературных аналогов можно припомнить такие вещи как «Мальчик у Христа на елке» Достоевского, где «наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика», «Рождество» Дюрренматта, где странник находит мертвого Христа-младенца, «Девочка со спичками» Андерсена, где девочка замерзает, мечтая о жареном гусе с черносливом и яблоками.

Однако, Муратова идет здесь дальше святочного рассказа и играет в Святое Писание. Повествование становится для главных героев лестницей на Голгофу, где ступеньками выступают библейские цитаты и христианские символы. Торговец в электричке предлагает пассажирам открытку с названием «Избиение младенцев воинами царя Ирода». Пространственно-временной континуум картины начинается Рождеством, а заканчивает Успенском переулком. Нищий в депо цитирует слова Сына из пророческой беседы на горе Елеонской и Послание Святого Апостола Иакова. Отец Алены — Алексей Богданов. Иначе говоря — «Тот, Кто дан Богом». Алексей — по древнегречески значит «защитник». В сцене у справочного бюро Никита проявляет странную настойчивость. Насколько раз Он требует, чтобы Его громогласно признали Сыном Богданова, хотя это не его Отец. Посторонний ребенок декламирует по сотовому стихотворение Плещеева: «Был у Христа-младенца сад».

Трактовка этого образа зависит от веры зрителя. Можно увидеть здесь путь Христа, с первых шагов обреченного на крест. А можно узреть иронию автора над верующими, упорствующих в пустых обманах. Муратова неоднократно повторяла, что она — атеист. Есть все основания думать, что восхождение Никиты на Голгофу чердака есть пища для художественного бурлеска, но никак не для христианского манифеста. Подобное шутливое цитирование Библии встречается, например, в лентах «Письмо в Америку» и «Среди серых камней».

Если и есть религия в этом фильме, то это новое язычество, где верховным божеством назначен желудок. Католическая церковь исключает гортанобесию из списка грехов. В стране возрождаются традиции изысканного обжорства. «Мелодия для шарманки» соперничает с пиром Тримальхиона у Петрония и с «Большой жратвой» Марко Феррери.

Виноград — не любят. От него — изжога.

8 из 10

17 ноября 2016

Экскурсия в психбольницу

Весь фильм не покидало ощущение, что меня обманули, досмотрела до конца с большим трудом, а зря. Фантасмагория невероятных масштабов. Пусть от реплик детей складывается ощущение, что ты на спектакле в детском саду, где хочешь-не хочешь, а надо даже не талантливых детей привлечь к роли, пусть это такой замысел режиссера, но окружающие взрослые — это сборище психов. Если этим хотели привлечь к проблемам брошенных детей, то по-моему только оттолкнули, потому что в реальной жизни таких людей все-таки мало, и посмотрев думаешь, что все не так, такого быть не может. Да мы бежим по жизни, отмахиваясь от детишек, собачек, кисок, стариков, но не так. Добрых людей больше. Столько нестыковок в фильме. Что за маман там была у этих детишек, не способная выбить алименты от папашек, так что теперь детям приходится их искать самостоятельно. Лучше она будет шить пальто из ковра, чем что-то предпринять, но при этом дети воспитанные, знают про Багамы и читают стихи. Не сходится.

Но больше всего убил наглый плагиат сценариста, а режиссер даже не потрудилась выяснить это. Помимо того, что сам сюжет затасканный, так еще и целые эпизоды слизаны с других аналогичных фильмов. Фильм «Ярик» 2007г. Эпизод, когда богатенький дядечка заинтересовавшись судьбой ребенка, забывает про него в подпольном казино. Бездомный котенок в руках Ярика. Фильм «Итальянец» 2005 г. Мальчишку грабят другие беспризорники тоже где-то в районе вокзала. В итоге фильм вызвал у меня слезы, но не из- за детишек с утрированно черными подглазинами, а слезы от обиды, что меня обманули и вместо печальной сказки с окунанием в черную действительность, меня окунули в абсурд больного воображения сценариста и режиссера. Как мне теперь это развидеть?

5 сентября 2016

Новогадние приключения Алены и Никиты

«Мелодия…» чревовещает о муратовской мизантропии прямиком из кишок святочного рассказа и делает это без прикрас, словно подполковник Нескрываемость. Вооружившись сочельниковскими сюжетами в духе Андерсона о страдающих от голода сиротах посреди праздничного духовного и телесного обжорства, Кира Георгиевна как обычно со вкусом плюет на любителей «канонов, детка, канонов» и из все тех же исходных данных — беспомощной мелюзги и эгоистичных взрослых — создает свое Рождество с приставкой анти, в котором никто не согреет, не спасет, не поможет. В мире, который превратился в костюмированную вечеринку для смертных грехов, еще сохранившим невинность главным героям она оставляет скудный набор опций — не верить, не бояться, не просить. Муратова бьет по совести наотмашь с первых минут и находит нужную параллель практически сразу. В начале злоключений ребятне встречается свора голодных собак, которым нельзя показывать страх, а затем их атакует толпа озверевших беспризорников, от которых опасности исходит больше, чем от бродячих псов. Достается от режиссера и только расправившей, как Атлант, плечи украинской «мелкой буржуазии». На творческой Родине автора она сформировалась позже российской, продолжая попахивать душком князей из грязи, но с превеликим удовольствием нагревает на бабки наивных детишек в лучших традициях залоговых аукционов. Однако не стоит думать, что в мире Муратовой кругом черствые засранцы, отнюдь нет. На каждого богатея, повышающего адреналин беспринципным воровством с полок супермаркета, найдется мажор, который прокатит на лимузине до казино и пообещает назвать яхту именем девчушки. Следом Литвинова в диадеме сыграет роль почти Богини из паланкина, успевая отрешенно цитировать Горького, жаль только чуть-чуть разминется с мальчонкой и не сможет осчастливить радостью щеночьего материнства. Довольно логично в контексте творчества Муратовой выглядит тот факт, что именно в образе Ренаты, несмотря на краткосрочность появления актрисы, по сути и концентрируется идейная составляющая рождественского перевертыша. Люди совсем не плохи или жестоки. Люди глупы и пофигистичны.

Некоторые элементы творческого метода режиссера в будущем превратятся в «вещь в себе», например, кажущиеся бесконечными повторы реплик героев в том же «Вечном возвращении». Но здесь вопрос Алены о маринованных или соленых огурцах при попытке кражи, заданный раз десять, по эмоциональному накалу сцены походит на монолог Гамлета и выглядит менее набившей оскомину версией той самой давнишней моральной задачки датского принца. Любовь же Киры Георгиевны к разного рода фрикам именно в этой чудаковатой истории находит себе лучшее применение. Поиск детьми хотя бы одного из двух «отцов» начинается с бомжеватого вида старух, заботливо поправляющих друг другу зимние шапочки, проходит через распевающую в холле Киевского вокзала народные песни голодранку и услужливого папика в предрождественском торговом центре, чтобы оборваться в шаге от счастливого исхода и совершенно обычного и на удивление нормального на фоне второстепенных персонажей счастливого родителя-уличного музыканта. Именно выбранным финалом Муратова окончательно добивает шуроповертом превратившийся в безжизненный пенопласт жанр предновогоднего кино, погрязшего в голливудском лицемерии и фальши. Случайному продавцу дешевых рождественских открыток в электричке и в голову не пришло бы, что попавшее в руки малолетних безбилетников «Избиение младенцев» окажется не просто единственной оставшейся у них ценной вещью, но и пророческой в их судьбе листовкой. Но именно так, в смешении высокого жанра в условиях жанра низкого, Муратова предлагает зрителям следовать главному новогоднему слогану — «В следующий раз все-таки купите у девочки спички».

14 января 2015

«Маски сброшены»

«Мелодия для шарманки» — душераздирающая сказка Киры Муратовой о сводных брате и сестре, Никите и Алене, которые после смерти матери, боясь распределения в разные интернаты, отправляются в большой город искать своих отцов.

И так хочется хорошего конца, хочется верить в добро и справедливость. Но Кира Муратова заставляет зрителя прожить путь детей в реальности. А Реальность, увы, ДРУГАЯ!

Путь Никиты и Алены пересекается с «героями нашего времени»: пленники мобильных телефонов и компьютеров, марионетки игровых автоматов, «бездушные» участники семинара толерантности, богатые клептоманы. В этом «замороженном мире» царствуют эгоизм и безразличие. Люди заняты лишь своей «игрой в жизнь», никому из них нет дела до умирающих от голода детей.

Эти персонажи подобны воздушным шарам, которые держит в финале Никита. Они яркие, разноцветные, привязанные нитями к своим придуманным потребностям…пустые, абсолютно пустые…

«Мелодия для шарманки» — гротескный маскарад современной жизни и так кстати звучит песня Земфиры «Господа, маски сброшены…». Давайте же, посмотрим на себя и, может, поймем, что уже пора «начать видеть и слышать», а не проходить мимо, прячась за своими иллюзорными стенами.

6 мая 2014

Катарсис!

Сам фильм доступен и прост в понимании мозгом, и очень непрост по отношению к душе и внутреннему миру.

Сюжет повествует о скитаниях двух детей, у которых умерла мама. При наличии двоих отцов, дети некому не нужны. Так как один отец в разводе, другой был в гражданском браке, и живут сейчас они в большом городе. Детей по возрасту хотят увезти в разные интернаты, но всё же они хотят найти и жить в семье со своими отцами.

Главные герои этого фильма — дети! Брат и сестра, Алёна и Никита, делают невозможное в натурных съёмках, показывая уже не игру, а человеческую сущность трагедии нашего мира. Где в каждодневной суете, нет никому никакого дела, даже за детей. Которое обречены в этом мире на борьбу за выживание.

Данный фильм демонстрировался на постсоветском пространстве, обладатель призов и наград, за 2009 год, он стал «Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии». Режиссёр-постановщик и автор сценария — Кира Муратова. Снимались и помогали в фильме, такие люди, как Олег Табаков, Рената Литвинова, Георгий Делиев.

В фильме принимала участие певица и музыкант — Земфира.

Вести пересказ фильма, или цинично рассказывая о съёмках, как и критикуя какие-то моменты — не стоит. Не в этом суть, да и рука не подымается и слово не лежит. Суть, как и смысл фильма лежит в Рождестве, но не в празднике с закусками и подарками, а Рождестве того чувства, что выходит из последнего кадра этого фильма.

Этот фильм очень кощунственно назвать — просто фильмом. Это уединённая молитва — разговор с собой и вечностью, с ценностями, которые может представлять человек в духовном мире. Прошу не связывать его, не с какой религией, тем более с церковью. Ибо лучше посмотреть такой фильм в полном молчании, нежели выслушивать проповедь или отбивать челобитную.

Странное состояние получается в начале фильма.

Сначала не восприятие. Потом раздражение.

Неловкость и вовлечение до середины хронометража.

Потом в тебе что то «щёлкает» и ты рыдаешь навзрыд не то от просмотра, не то от глубины познания всех этих миров. Это не состояние и не испытываемое, а та чистота, что должна с тобой быть и приходить как обновление, невзирая какого ты рода и племени.

Смотреть всем людям достигшим внутренней зрелости. Всем, у кого есть хотя бы трёхгодичные дети, тем более старше. И наоборот, подросткам и юношам ни в коем случае не смотреть, помимо не восприятия, это может озлобить и покоробить незрелую душу, давая большую озлобленность.

9 из 10

19 февраля 2014

В рутине жизни всегда найдётся место трагедии

Фильм напоминает рассказ Аверченко из сборника «О хороших, в сущности, людях»:

- Постой, — несмело остановил его Полторакин, поглядывая на забившегося в угол мальчика. — Неужели оставить его так? А, может, отвести его куда нибудь?… Обогреть, что ли?… Покормить?… Переодеть, что ли?..

- Так, так, — поморщился Вздохов, будто кто нибудь скрипнул гвоздем по тарелке. — Так, так… А завтра малютка проснется в теплой постельке, и над ним склонится твое бородатое лицо, и указательный палец неуклюже потянется к подбородку рождественского мальчика, с целью пощекотать оный… «Сюжетец»!…

- Экий ты яд, — пожал сконфуженно плечами художник. — Ну, в таком случае, пойдем.

- То-то. Да! Так о чем я тебе говорил? — О сюжетах же.

- Ну, вот. И имей в виду, что сюжет рассказа такая вещь, которую…

Голоса разговаривающих замолкли в отдалении. Мальчик в углу подъезда тоже замолк. Постепенно его темную фигуру совершенно занесло белым снегом.

И замерз он так, совсем замерз, не подозревая даже, что это — затасканный сюжет.

Проходящая мимо главных героев — брата и сестры — толпа — ни в коей мере не парад уродов: наоборот, они милы, нежны и предупредительны.. но исключительно со своими. Прочих же в лучшем случае банально не замечают, в худшем — используют, не оглядываясь на моральную сторону своих действий, а в исключительных — играют в филантропов не в ущерб себе и пытаются разрешить ситуацию самым идиотским способом:

-Да, девочка, я назову в твою честь…яхту. Только завезу тебя в неведомые гребеня и забуду там нафиг.

-Да, мальчик, я тебе денежек в курточку положил. Только оставлю под дверями… а ты жди, жди…за тобой придут… Что? Стоял мальчик? Убежал?.. А ладно, пошла подарки покупать.

-Ой. Вроде дети голодные стоят, а такой день… Кинуть что ль пару круассанчиков, пока хозяин не заметил? Что заметил? И не дал милостыни в такой день? Разражусь проповедью, но из своего кармана — не дам.

-Хотим, чтобы все были счастливы! На, мальчик, связку воздушных шариков. А то, что у тебя курточка бомжеватая и под глазами круги -дело-то житейское.)

При этом ничего нового в этой реакции нет: сами-то вы, дорогой мой среднестатистический зритель, много пригрели детишек с улицы? Но напомнить нам, относительно счастливым, о том, что есть на свете люди, куда несчастнее нас, Муратова смогла. А заодно и прошлась по актуальным для общества проблемам:

- моде на православие, которое само по себе для нравственности бесполезно: люди какими были, такими и остаются, разве что учатся проповедовать, всерьёз интересоваться чревоугодием и гортанобесием и читать стихи про Христа по навороченному мобильнику;

-социальному неравенству с его олигархами и бомжами;

-бездумному увлечению иностранщиной («кыш, кыш, чилдрены, клин-менеджер едет»);

-беспризорности (в том, что основная часть таких беспризорников впоследствии пополнит пенитенциарные учреждения, сомневаться не приходится);

-игромании;

-наконец, сменившегося строя, для которого напоминание про то, что «когда-то мы были солдатами и были в атаках равны» -не более чем пустой звук, а от песни «ты не увидишь ни горя, ни муки, доли не встретишь лихой» веет трагическим диссонансом.

В фильме нет ни особо драматичных сцен -сплошная рутина, ни особо ярких персонажей — обычные дети и обычные взрослые, за исключением разве что героини Нины Руслановой. Но это жизнь. Жизнь, в рутине которой всегда найдётся место трагедии.

9 из 10

30 августа 2013

Беспросветность

Это очень сложное и неоднозначное кино, как по восприятию, так и по смыслу.

Смотреть его порой просто невозможно, так и хочется выключить и никогда больше не вспоминать. Тянется, тянется, никуда не ведёт, топит в безысходности. Начинает клонить в сон. Но самое главное добраться до второй половины фильма. После этого просмотр идёт намного легче, то ли ты привыкаешь, то ли динамика меняется.

Нам рассказывают беспросветную историю странноватых детей-беспризорников, ищущих своих отцов. На своём пути, бедняги встречают множество самых разных людей, бывают в различных местах, но нигде не находят тепла. Одно безразличие. Тотальный игнор.

Да, наверное в первую очередь, фильм действительно о беспризорниках и об их месте в нашем обществе. Но я усмотрела в картине Муратовой немного другое: наивность и искренность, которые разбиваются об жёсткие беспринципные реалии современного мира. Чистота, которая поглощается грязью. Истина, умирающая от рук лжи. Как-то так.

Кино странное. Всё в нём какое-то нереальное, наигранное, театральное. Это конечно помогает лучше и чётче выделять типажи людей (очень точно и правильно прорисованные режиссёром), но исполнено корявенько, поэтому выглядит чересчур неестественно даже для авторского кино. Мир, созданный в этой ленте Муратовой, выглядит как страшное зазеркалье; как отражение нашего мира, с тем условием, что отражается только плохое.

Тяжело, почти невыносимо смотреть. Атмосфера безысходности, пустоты просто поглощает и не даёт продуху. После просмотра не знаешь что делать и куда себя деть: то ли напиться с горя, то ли сразу повеситься, всё-равно ничего прекрасного в мире не осталось.

Впечатлительным не советую, а то правда глядишь, кто-нибудь из окна сиганёт после такого.

5 из 10

27 февраля 2013

Ночь накануне Рождества или хеппи-энда не будет!

Большую часть критиков фильма смутила форма подачи сюжета: дескать, и выглядят они все странно, и говорят не так, и быть такого не может… А между тем, ничего удивительного здесь нет, ведь перед нами не быль, а сказка. Да не простая, а рождественская, какие рассказывают детям где-нибудь в Германии или Дании, и постороено повествование в общем и целом по закону жанра — ну почти. Вот уж где Муратовой воля вольная: можно сколь угодно умащивать историю своим фирменным гротеском, вроде бездомных, рассуждающих о чревоугодии и высокой кухне, — и слишком уж точно не будет. А если убрать эту сказочность, тем более, что многих она раздражает? Ну тогда получится что-то из молодых концептуальных режиссеров, с этими их «весь мир — бардак, все люди — свиньи» — бытовуха, одним словом, но уж точно не Муратова.

Сюжет также типичен: брат и сестра, потерявшие мать, отправляются в большой город на поиски своих пап (они у них разные), где и сталкиваются, быть может впервые в жизни, с этим враждебным миром взрослых. Последние, кстати, представляют собой удивительные создания — нет, не фрики, и не паноптикум даже — сказочные персонажи, некоторые из которых, кажется, сошли с фотографий начала ХХ века, а кое-кто и вовсе с полотен Брейгеля (бездомный, во время ограбления Алены и Никиты читавший проповедь).

Не весело? Но Муратова и не обещала вам веселья. А вот зеркало она перед вами поставила.

10 из 10

27 декабря 2012

Я хочу уничтожить весь этот грязный мир, все эти безумные города и ничтожных людей.

Фильмы Киры Муратовой для меня — что-то настоящее и неподдельно трогательное. В некоторых моментах я поражаюсь глубине человеческой личности, в других улыбаюсь героям, не растерявшим остатки теплоты, в третьих сопереживаю с автором и зрителем. Я постоянно чувствую эту прочную нить, которая соединяет меня с кем-то, кто в данный момент в 400, например, километрах от меня смотрит эту же картину, и мы держимся за руки.

Но ни одна картина Киры Муратовой не делала мне так больно.

Я не хочу писать адекватную рецензию с пустыми разговорами об игре актеров, музыкальным наполнением и прочими бесполезными деталями, потому что главное в «Мелодии для шарманки» — ощущение, которое остается после фильма. В этот раз почему-то меня никто не взял за руку. Свою боль я переживала в одиночестве, так же как Алена и Никита, которые не могли найти не то, чтобы свое место в огромном городе, но даже дружески протянутой руки. Простите, Кира, я никогда не поверю, что ни единый человек не спросит у маленьких детей, кто он, где их родители? Никогда не поверю, что никто не обогреет.

Дети не были по-настоящему одиноки до того, как их разлучили.

Аленушка и Никитка — герои сказки с печальным концом.

«Никита, милый Никита! Спустись по лестнице!» — в отчаянии думала я. Но с героем в конце осталось единственное чувствующее существо в этом безумном городе.

Вот, что значит: сердце обливается кровью.

Я не могу ставить оценку.

«Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к «боженьке»!»»

3 ноября 2012

Когда много трагедии, то получается комедия (не смешная)

С моей точки зрения, один из худших фильмов всех времён и народов. Возможно «Утомлённые солнцем 2» могут «конкурировать» с ним на равных. С самого начала не веришь ничему, что происходит на экране. Объяснять плохую игру актёров «альтернативным стилем» режиссёра, мне представляется необоснованным. В советское время картину с такими артистами просто никогда не выпустили бы, а в наше светлое капиталистическое настоящее можно выпускать всё что угодно, под видом элитарного искусства. А может быть с цензурой поторопились, потому что внутренний цензор, у наших творцов, умер вместе с Советским Союзом. Все главные трагические повороты сюжета не правдивы. Светлыми пятнами в картине были Русланова, Табаков и Литвинова. Все разговоры о встряхивании души, катарсисе, боли интеллигенции о судьбах людей и т. д., — это очень хорошо, но загвоздка в том, что всего этого в картине нет. Показаны несчастные сироты, а вокруг нелюди, и только один был готов помочь, но оказался настолько глуп, что у него, естественно, ничего не вышло, а стало только хуже. Не могу понять восторгов в адрес К. Муратовой. Она совершенно неумело, топорно, неправдоподобно, дёшево, рассказала эту историю.

Даже презираемые на нашем пространстве кинокомиксы, прописаны и сыграны значительно лучше. И все разговоры об элитарности, некоей особенности, уникальности не имеют под собой оснований потому что всё, что происходит в фильме не правдоподобно и безжизненно, лишено души и именно поэтому эта история не трогает за живое.

1 из 10

24 мая 2012

Фильм успел не понравиться ещё до просмотра.

Во время вступительного обсуждения на «Закрытом показе», одним из респондентов была озвучена позиция, применимая мной для большинства фестивальных фильмов, в особенности русских: «Мне было скучно. Я всё это знаю, и не понятно, зачем это показывали 2 с половиной часа.» Сразу вспомнилась «Елена», которая, так же как и «Мелодия для шарманки» собрала охапку всевозможных призов на всевозможных фестивалях, при этом показывающая в течение полутора часов: «Вот эти люди живут бедно и не хотят ничего не менять. А вот эти — богато, и не хотят помогать бедным. » Ок, ясно. Ну и что я должна сделать после этого? Он же должен был меня чему-то научить. Этот учит только тому, что если фильм начинается с 7 минутной панорамы качающихся веток, — беги! — ему нечего тебе сказать. Кстати, к фильму Киры тоже были претензии из-за долгих планов, но, как и претензия «Знаем, — скучно», лично мной были сняты в процессе просмотра. Ибо долгий план веток — совсем не то же самое, что долгий план взора голодного ребёнка, обращённого к обеспеченному человеку. А никак не применимое в жизни знание о проблемах ленивых иждивенцев, почерпнутое из «Елены» — не одно и то же со знанием, заставляющим внимательнее относиться нуждающимся…

Без ответа осталось высказывание Гордона: «Разве был тот Золотой век, когда дети не умирали от голода? Зачем об этом говорить, если так было везде и во все времена?»

Я думаю затем, что голодная смерть детей — это вина безразличных. И того, что эти безразличные просто Знают о существование такой проблемы — мало. Если бы этого было достаточно, то и проблемы бы не стало. Но люди не чувствуют свой ответственности за тех, кто слабее, беззащитнее, кто не может сам за себя постоять. Это как бы…«куча», которую навалило человечество, и в неё нужно периодически такать носом. Это задача искусства. Потому что важно не только содержание посыла, но и его форма. И «Мелодия для шарманки», на мой взгляд, прекрасное сочетание эстетичности и глубины послания.

14 апреля 2012

Все степени равнодушия

Не знаю, кому первому пришла в голову эта знаментая история про замерзающих в рождественнскую ночь насмерть сирот, но во все времена она производила ужасающий эффект, играя на контрастах семейного праздника и бездомных детей. Недавняя короткометражка «Девочка со спичками» студии Диснея может и смотрелась печально, но в сравнении с «Мелодией для шарманки» Киры муратовой, она лишь слегка проводила лезвием по сердцу, в то время как украинский режиссер кромсает его топором и бросает в ледяную пустыню.

Грустная колыбельная для сына Анны Герман во вступительных титрах сразу настраивает на депрессивную волну, и, возвращаясь к этой песне после просмотра, самим собой напрашивается вывод, что никакая это была не колыбельная, а самый настоящий душераздирающий реквием. Сцена за сценой Муратова пропускает своих маленьких героев сквозь все жернова общественного безучастия, оформляя каждый особым для нее образом, и превращая в своеобразный иконостас с одним изображением в различных вариациях — «Избиение младенцев». То, что сначала кажется абсурдом, все больше обретает черты гипертрофированной реальности, стоит лишь сделать небольшое допущение.

Отчаяние и ужас растут по экспоненте. Первоначальный вокзал разрастается до целого холодного города, в координатной плоскости которого остается все меньше шансов на выживание, и все больше — на возможность затеряться в лабиринтах улиц и переулков. Это необъятное пространство в масштабе к двум детям — неосознаваемый, но очень влияющий на восприятие фактор, не вызывающий претензий к неадекватности, в отличие от встречаемых на пути людей.

Персонажи Муратовой, по обыкновению, суть некие черты характера или тенденции, олицетворенные в одном человеке. Они — набор символов: непрестанно говорящие по телефону, стремящиеся к халяве, подозрительные, жадные, поглощенные своими заботами. Каждый — как маленький грех, как сильная плеть, опускающаяся на спины сирот, и кто поспорит, что в совокупности черты этих мерзавцев присущи всем нам, и просто проявляются в разные времена. И да, с такими как мы в этом мире сложно выжить, не имея в запасе всех «муратовских» личин.

У Лены и Никиты нет ни одной. Им неоткуда было перенять те необходимые для выживания способности к преступлению правил. Обвиняемая в жестокосердии Кира Муратова, на самом деле, в вечном споре о природе человека, судя по этой ленте, придерживается сугубо гуманистических взглядов и верит в изначальное душевное добро, которое при взаимодействии с другими людьми постепенно сгнивает. В приюте детям даже не дали нормального психологического развития, заранее поставив их в условия простодушных. А те, как известно, вознесутся первыми, благодаря тем, кто снизойдет в пекло.

«Мелодия для шарманки» — один из тех самобытных фильмов, которые очень непросто смотреть, и которые оставляют после себя нестерпимый осадок. И, конечно, большой вопрос, что будоражит окостеневшее сознание больше: до мельчайших фрагментов реалистичная «Лиля навсегда» Мудиссона или иносказательная, более приближенная к искусству «Мелодия для шарманки» Муратовой. Гротеск может стать как защитной стеной от нежелательных эмоций, так и пробивающим стены тараном. Все зависти от степени равнодушия.

26 января 2012

Шедевр или безвкусица?

Бездарная игра актеров, надуманные диалоги, неточность в деталях — то, что бросается сразу в глаза при просмотре этого фильма.

Хотел ли нам режиссер показать черствость, грязь и бессердечность этого мира? Да. Но мир не так уж и плох. В нем есть место и состраданию, и любви и теплоте. Но где это в фильме? Показана только отвратительная сторона жизни. Не бывает так, чтоб в электричках, на вокзалах, в магазинах, на улицах встречались только люди «третьего» сорта.

Отдельные персонажи хорошо прорисованы, но вместе они не сплетаются в единую стройную мелодию. Это фильм-коллаж, но единая картина.

Нудно, затянуто, нереально.

26 января 2012

На удивление затянутый фильм. Идея вроде ничего, да и актеры хорошие, но во время просмотра фильма тебя не покидает мысль, что его слишком много.

Затянутые кадры, демонстрирующие «интересные» лица; стихи, песни в исполнении не определившихся в жизни людей (бомжей); до смешного неправдоподобная жестокость и холодность к детям окружающих. Все это, вроде бы, должно было стать режиссерской находкой фильма, но к сожалению эффект оказался противоположный: смысл стихов теряется за картавостью и дефектами речи исполнителей, тишина не несет осмысления увиденного, а наводит на мысль выключить это кино. Особо не понравилась сцена, где дети просят разменять купюру людей, толпящихся на вокзале. Длиться она где-то минут пять, но ни смысла, ни красивой картинки зритель не получает, даже воссоздать всем знакомый щебет вокзала режиссеру не удалось и тем более заставить смотрящего поверить в то, что эти люди заняты и реально не видят никого вокруг.

После просмотра создается впечатление «хотели как лучше, получилось как всегда».

Все притянуто за уши, картина неполная и, в тоже время, трещит от перегруженности, многого не хватает и от многое хочется убрать.

Зачем сняли это кино? О чем и ком оно? Явно не о нас. Многие считают, что сегодняшнее общество излишне жестоко, однако не настолько, чтобы не спросить у ребенка где твоя мама? и не отвести его к «дяденьке» милиционеру.

PS понравилась девочка, сыгравшая Алену. Сначала казалось, что она слишком наигранно произносит с трудом заученный текст, но потом мне вспомнилась бывшая одноклассница из начальной школы, имевшая аналогичную манеру разговора, за это

5 из 10

25 января 2012

Неисправная шарманка

Фильм «Мелодия для шарманки» стал первым и, пожалуй, последним моим знакомством с творчеством Киры Георгиевны Муратовой. Заслуженный и почитаемый многими режиссер бывших союзных республик и Российской Федерации, я искренне верю, что, возможно, то, что она делает, считается высшим искусством, но после «Мелодии для шарманки» всякий интерес к ее личности пропадает на корню. Если быть кратким, то фильм целиком представляет собой двухчасовой мизантропический гротеск, в котором все персонажи и действие гиперболизированы сверх меры, напоминает искусственный мир-дурдом, из которого хочется поскорее сбежать. Игра актеров неубедительна (что продиктовано тем же гротеском), за что юной Лене Костюк присудили Святого Георгия за лучшую женскую роль на ММКФ — для меня лично непонятно. Особенно вывела из себя сцена в супермаркете — «Эти огурцы соленые или маринованные?».

В фильме также нет ни одного положительного героя, даже центральным — мальчику и девочке, ищущим своих отцов, — сопереживать не получается. Ко всему прочему, хронометраж картины дико большой — два с лишним часа смотреть на то, как дети на своем пути видят лишь безразличие, алчность и жестокость окружающих людей (по Муратовой — нас с вами) очень тяжело, даже невыносимо. К концу особо чувствительные люди могут и сами спятить и загреметь в сумасшедший дом. Использование гротеска и гиперболы в художественном кино как средства выразительности не отрицается, у того же Дэвида Линча сюрреализм и преувеличение вполне оправданны и показаны в дозированной форме, но у Муратовой в ее «Мелодии…» все это выливается на голову зрителя литрами, нет, галлонами, начиная с первых минут, и не продолжает литься до последнего кадра.

В общем, кино исключительно для мизантропов до мозга костей, а также для стойких духом людей, ибо выдержать подобное зрелище не каждому под силу. Исключительно не советую никому для просмотра, будь вы хоть трижды поклонник артхауса и независимого кино, пустая трата двух с половиной часов — а оно вам надо?

25 января 2012

Просмотр фильма закончил в полудреме, сидя на стуле, с мыслью о том, что суббота будет на 3 часа короче и это время мне больше ничто и никто не восполнит. (Фильм смотрел в передаче «Закрытый показ»).

Конечно, социальные проблемы, желание режиссера заставить каждого посмотреть на себя, задуматься — все это заслуживает похвалы и достойно уважения. Но лучше бы было остановиться на чем-то одном, а не превращать картину в солянку, куда можно запихать и заставить вариться все, что наболело и накипело.

Считаю, что идея хороша и очень глубока. Но фильм размыт, сценарий размыт, сама идея не подстроена на частоту произведения, а гротеск здесь становится не к месту.

21 января 2012

Искусство.

Фильм меня шокировал. Очень тяжело смотреть. Я увидела то, что происходит сейчас в современном мире. Московская жизнь отражена великолепна. Гротеск я практически не замечала. Это то, что происходит у нас сегодня.

Люди жаловались на то, что в фильме показана только негативная сторона, что зрителю невозможно дышать, называли режиссера мизантропом. Как сказала великолепно сама Кира Муратова: « Меня не развлекают развлекательные фильмы. Мне не интересно такое смотреть». Люди привыкли получать от фильма эстетическое удовольствие, подпитываться теми эмоциями, которых не хватает в жизни, а после просмотра первые десять минут тешить себя иллюзиями, мечтать о подвигах и прекрасной жизни. При этом оставаясь абсолютно пассивными. Проглотили и успокоились. Да, в этом мы тоже нуждаемся порой, так сказать «временная анестезия». Но не всегда же нежиться на диванчике.

Мелодия для шарманки — фильм, который не только показывает жестокую сторону нашей реальности, но и пробуждает душу, толкает на действие. Кто- то говорил, что в фильме сказано А, но не сказано Б (где же исцеление, куда же нам идти). Также существует мнение, что картина слишком неправдоподобная. Неужели непонятно, что тысячи людей каждый день бегут, мчатся, крутятся, вертятся и не замечают, что где-то рядышком сидят вот такие же два несчастных чадо, нуждающихся в кусочке хлеба или лежит на дороге несчастный кот, которого сбила машина или валяется мужчина с сердечным приступом. Неужели не понятно, что нужно стараться быть более чутким, внимательным, помнить не только о себе и о своих проблемах, но иногда оглядываться вокруг. Если каждый человек попытается это сделать, то он уже совершит маленький подвиг.

21 января 2012

Нет слов, одни эмоции

Мой первый фильм Киры Муратовой. И последний. Уже давно фильмы не вызывали у меня столько эмоции. Негативных эмоций. Мне захотелось выключить сей шедевр через 5 минут после начала просмотра, но я честно продержалась еще полчаса.

Главные герои произвели на меня неизгладимое впечатление. Где вы видели таких, мягко говоря, упитанных сирот? Я догадалась о бедственном положении детей по белому-белому лицу и страшным синякам под глазами. Дети играют ужасно. Надо полагать, режиссер хотела показать нам, что главная героиня в свои лет 10 стала совсем взрослой, ведь она вынуждена заботиться о маленьком брате. Девица же, на мой взгляд, несет какую-то ахинею со странной интонацией, похожей на пафос. Братишка, видимо, истерит, искусственно ноет и хихикает. Режиссер в своей работе использовала всем хорошо известные слезовызывающие приемы воздействия на зрителя: несчастных сироток высадили с поезда, тут же ограбили злые беспризорники. Дети ищут папу! И никто не хочет помочь…

Кругом злой мир. Всех волнует только своя жизнь. Чужая боль — а что это? Давайте будем добрее друг к другу, бла бла бла — именно такие чувства должен был вызвать этот фильм, я полагаю. Может быть я очень злобная, но даже намека на что-то подобное в моей душе не родилось. Безусловно, тема очень хороша, но то, как режиссер подошла к ее воплощению — это ужас. Epic fail.

21 января 2012

печальная рождественская сказка

На любой фильм, а на такой, как «Мелодия для шарманки» — в особенности, всегда найдутся критически настроенные зрители, которые уж точно найдут, за что его ругать: за статичность или некую однообразность повествования, за предсказуемость или за недоработанность т. н. побочных сюжетных линий (только побочные ли они…). Да мало ли за что… Вполне возможно, в чем-то критики будут правы, но лишь отчасти. Потому что главное в фильме — все-таки совсем другое. Во мне, человеке, далеко не сентиментальном, фильм задел глубоко запрятанные (как выяснилось — даже от меня самой) струны души. И оставил в этой самой душе большую печаль и тяжелые раздумья — неужели процесс самоуспокоенности, сосредоточенности на себе, любимых, раскручен до такой страшной степени? В каждом из нас — в отдельности, в нашем равнодушном социуме — в целом? И неужели пути назад уже нет?

Конечно, это — фильм-притча, «всего лишь» рождественская сказка. Но не елейная и неоднократно пародированная, а жесткая, если не сказать — жестокая, притча, которой авторы пытаются пробудить общество от сна разума и сна настоящих чувств. Пусть даже картина вызовет в ком-то лишь раздражение и только этим запомнится — это уже результат. Потому что возвращаясь к ней даже мысленно, человек рано или поздно задумается о ее сути. Хотелось бы на это надеяться, по крайней мере.

Я глубоко уважаю Киру Муратову за ее великий дар удивлять, пробуждать, волновать нас самыми неожиданными кинематографическими приемами, тонко и точно воздействуя на эмоции и мысли. Впрочем, воспитание чувств давно признано непростой задачей, и «Мелодия для шарманки» — один из интереснейших, нестандартных подходов к ее решению.

9 из 10

19 января 2012

Приди Иисус сегодня

Приди Иисус сегодня и пожелай он изгнать из храмов батюшек с брегетами, призывающих к смирению, и что бы с ним сделали? Нет, правда, представьте! Сертификата у него нет что он- Спаситель, паспорта- тоже. Кто определит, что он- это Он? Опять только чудеса творить? Ну, положим, допустим, что так. Но кто об этом узнает? Кучка увидевших, из которых половина будут полицаи? На площади при большом стечении народа? Так ведь это митинг и надо заявку отправить заранее! Выложить чудеса в ютьюб?

Вы скажете: богохульство. Нет, не богохульство. Если вера- это не только крашенные яички и освящение офиса, то не богохульство. А над вопросом задумайтесь.

Вот на канале «Эксперт» пришли к выводу, что роль церкви и религии неуклонно растут. Ну господину Фадееву видимо в президентском совете это виднее, но как то не вяжется это с растущей коррупцией, безнравственностью, культом потребления и хапка. Или церковь в это удачно вписалась? Может пора бы выйти и предать кое-кого анафеме? И заодно отменить отлучение Льва Николаевича?

Младенец умирает в яслях, колыбели на Рождество. Какие тут ещё могут быть вопросы? Может быть это и было Пришествие? Он умирает. И что в фильме надуманно, натянуто, чтобы предположить, что так в действительности бы не произошло? Входя в супермаркет, оторвитесь от рекламы и витрин, может быть среди попрошаек стоит Он с котиком за пазухой.

Про замечания о фальшивой игре и затянутости я молчу. Зачем эти люди вообще смотрят Муратову? Это её стиль, её язык. Мутный поток с экранов полностью отбил у некоторых чувство вкуса? Кому то мерещится аромат дыни, а кому то шнурки.

9 ноября 2011

Диагноз поставленный Кирой Муратовой

Если одна из главных задач искусства — держать зеркало перед людьми, то «зеркало» Киры Муратовой получилось на редкость адекватным. Это своего рода ассиметричный ответ той «розовой», фальшиво-глянцевой, плюшево-попсовой и пошло-эстрадной реальности, в которую с удовольствием «погружает» свою невменяемую физиономию его господин Обыватель. Последний никогда не горел желанием отвечать и думать над какими-то вопросами общеморального климата или какого-то собственного морального самосознания. Наоборот, чем меньше вопросов и чем больше ему воскуряют фимиам, тем он счастливее.

Картина рисует перед нами судьбу совестливых, вежливых, доброжелательных, немного умственно-отсталых сирот, в мире тупой, пошлой, безумной, убогой и лицемерно-отвратительной обывательщины. Риторично было спрашивать: сколько обывателей смогут узнать себя в этой картине. Это все и никто конкретно, это обобщенный портрет. А какой уважающий себя обыватель захочет увидеть себя в нем? Да никто…

Основной способ спасения собственной самооценки обывательское общество, кроме зарывания головы в массмедийную квазиреальность и простого «закрывания глаз и ушей» («Не хочу ничего знать») — является метод отрицания. «Все это ложь и клевета», «Такого не может быть», «Это все пасквиль» и т. д., — скажет его неразвитый и самодовольный мозг. Характерен диалог из фильма:

- Негодяйка!

- Я не негодяйка. (..) Это только со стороны так кажется, если не вникать.

Именно этот «метод» — главная причина провала подобных картин в прокате, и не успешности вообще на кинорынке. Но как писал классик: «Когда о худшем слышать не хотите — оно на вас обрушится неслышно»

Выводы. Картина довольно жесткая и бескомпромиссная, но подлинная реальность еще отвратительнее и ужасающа. Законы мещанского мира все более исключают традиционную мораль также как и самоосмысление. Этот мир настолько же бесчеловечен, насколько эгоистичен. (Ср.: «Да провалитесь вы все пропадом» (Администратор Татьяна)) Он вполне комфортен для обитающих в нем мещанских крыс, но для людей он плохо приспособлен. Парадоксально то, что нередко «антисоциальной тварью» человека делает само общество, сами законы этого городского сосуществования. Неплохо бы задуматься: куда, зачем, почему мы движемся; что это за путь т. н. «социального развития», который ведет всех нас в антисоциальное, звериное царство всеобщего взаимоотрицания и взаимонаплевательства.

12 апреля 2011

Серое кино о беспризорниках

И из шипов они сплели

Венок колючий для него,

И капли крови вместо роз

Чело украсили его.

«Мелодия для шарманки» — это фильм о мире внутри стеклянного шарика, в котором постоянно летит снег и главные герои мальчик Никита и его старшая сестра Алёна пытаются найти своё счастье, спрятанное где-то в этом неуютном и агрессивном пространстве.

Сначала хочется сказать о положительных моментах фильма. Понравилась работа костюмеров и гримёров. Главные герои, благодаря хорошему гриму, очень похожи на изнеможённых и уставших детей. Очень понравился снег — чистый, белый, пушистый и настоящий. Если бы снег можно было считать персонажем фильма, я бы обязательно отметила, что именно снег — один из немногих персонажей, которому веришь. На этом лично для меня положительные моменты фильма закончились.

Фильм затянут (2,5 часа для этой картины — это очень, очень много), он вязкий и сырой. Наличие некоторых сцен совершенно не ясно (например, мальчик, отвратительно читающий кому-то по телефону «Легенду» Плещеева или роняющий деньги и бумаги мужчина, совершенно отрешённый от окружающего мира). Актёрам не веришь, не веришь сценаристу, режиссёру. Главные герои переигрывают. Такой ужасной детской игры я ещё никогда не видела. Иногда, правда, возникают мысли, что Елена Костюк (Алёна) переигрывает из-за того, что по сценарию ей положено играть девочку, желающую быть не по годам взрослой. Она говорит довольно странными для 10-летней девочки словами, ведёт себя так, словно знает жизнь во всех её проявлениях, но всёэто у неё получается настолько неестественно, что за долгих 2,5 часа хочется не один раз крикнуть «Не верю!». Никита (Дмитрий Красиля), которого должны были определить в детский дом для умственно отсталых и на умственно отсталого не похож, и на совершенно здорового обычного ребёнка, как ни странно, тоже. Он постоянно капризничает, во всём обвиняет сестру и порой, кажется, вообще забывает о её существовании. И самое странное — его не хочется жалеть. И не потому, что я чёрствая и нечуткая, а потому что не веришь ему… Единственное, что в этих детях хорошо и похоже на правду — тёмные круги под глазами. Круги, которые напоминают об отчаянии, истощении и трудностях.

Образы героев Табакова и Литвиновой полностью не раскрыты. Так до конца и не ясно — положительные это герои или зациклившиеся на себе люди: «-Ты купил мне подарок? — Можно сказать и так. — Я нашёл тебе мальчика». Зачем нужен мальчик героине Литвиновой? В качестве дополнения к новогоднему костюму? Или просто очередная блажь? Или всё-таки искреннее желание усыновить сироту? Вопросы, вопросы, вопросы и ни одного ответа.

Тема беспризорников, брошенных детей, детей, которых разлучат, отправив в разные детские дома — это, конечно, важная и нужная тема. Об этом, безусловно, нужно говорить, но не так! После «Мелодии для шарманки» вывод напрашивается только один — «Никому нельзя верить, даже самому родному человеку». Сомневаюсь, что Кира Муратова именно это хотела донести до зрителя, но что есть, то есть… В общем, если этот фильм к просмотру не обязателен, не смотрите. 2,5 часа времени можно потратить с гораздо большим толком.

2 из 10

19 февраля 2011

Что зрачков устремленных тазы

(Слезной ряби не видеть пристань)-

Если надо учить азы

Самых первых звериных истин?!

А. Мариенгоф

Оскар Уайльд сказал как-то, что сентиментальность — это прибежище тех, кто, хочет наслаждаться роскошью напряженной и многогранной эмоциональной жизни, в которой есть место и для самовозвышающего как бы сострадания, но не желает за это эмоционально платить. Сентиментальность зародилась и пышно расцвела в культуре протестантской, невоцерквленной и потому испытывавшей особенно острую потребность в симулякрах религиозных переживаний и средствах катарсической разрядки, адекватных современной чувствительности. Классический формат сентиментального произведения искусства — святочный рассказ про изголодавшегося бесприютного малютку на фоне льющегося из всех окон света, весело потрескивающих поленьев в каминах и гор всяческой снеди на столах за заиндевевшими стеклами — был поставлен на конвейер именно в протестантских странах (Англии, Дании, Германии). Непременным законом жанра считался светлый финал, победа добра, нравственное перерождение героев, — и рождественское волшебство. При этом малютка вполне мог в конце и умереть (как «Девочка со спичками»), — главное, у читателя не должно было оставаться никаких сомнений в том, что добрый Боженька на груди приютил сироту, а стало быть евангельское чудо состоялось-таки. Обильно облившаяся над замыслом слезами публика умилялась собственным доброте и милосердию и, захлопнув книжку, отправлялась уплетать жареного гуся с яблоками.

Цинизм и спекулятивность подобного подхода очевидны: известно, что театральные слезы отучают от житейских. Теряется грань между душещипательным и душераздирающим. Переживание становится неотделимым от некоего сомнительного удовольствия (вызванного не только любованием собственной душевной тонкостью, но оттенка почти садистского), всегда глубинно-высокомерного от сознания личной невовлеченности в круг изображаемых страданий. Искусственно возгоняется особая, болезненная, экзальтированная, на грани истерики атмосфера морального промискуитета — а истинные чувства зрителя между тем заметно притупляются. Недаром «рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души» у приличных режиссеров давно уже считается безвкусицей. В моде ныне эстетская отстраненность…

Таким образом, «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой — это подвиг. Художественный, гражданский, личностный. Подвиг потому, что и подводя итог своей творческой жизни она оказалась способна поставить перед собой (и блестяще решить) настоящую по нынешним меркам сверхзадачу: вдохнуть новую жизнь в форму, основательно мертвую уже полтора века, превратившуюся в шлак, пошедшую на откуп коммерции, разорвать порочный круг патентованной, уютно-отстраненной жалости и пресыщенного безразличия, вызвать у нас настоящие, простые и грубые, но единственно адекватные ситуации (и как-то вышедшие из нашего утонченного обихода) человеческие чувства — боль, ужас, яростное неприятие и покаянноe сознание абсолютной правдоподобности происходящего — причем сделать это естественно и честно, не играя на наших нервах, не нагнетая — напротив, глядя на мир через светлую призму детского восприятия. Муратова опрокинула все постулаты «рождественской философии», явно и неявно сформулированные Диккенсом — чудо, вмешательство высших сил, религиозные восторги, справедливость, победа добра над злом, внутреннее перерождение персонажей подчеркнуто присутствуют в ее фильме, но не по-диккенсовски всерьез, и не по-гофмановски понарошку, а жестоко и насмешливо — в виде пластмассово-глянцевых коммерческих подделок. Она не оставляет зрителю ни малейшего шанса отрешиться от действа, ни малейшей надежды спастись — всеми органами чувств мы ощущаем себя в электричке, на вокзале, в казино, на заснеженных киевских улицах — соучастниками толпы, убившей детей. Потому что, будем честны сами с собой — будь мы и вправду там, детей в беде мы бы ведь не распознали. И помочь бы не смогли (или по каким-нибудь — о, разумеется, самым уважительным — причинам не захотели бы). Поэтому грех и на нас… Ибо еще в одном Муратова оказалась на редкость честна: зрителю не на кого переложить свою вину. В фильме нет ни одного явно жестокого персонажа — вина размазана и довлеет.

Порвав с Диккенсом содержательно, Муратова виртуозно играет с заданной им формой и стилистикой, оставаясь при этом парадоксально самой собой — узнаваемой и оригинальной. Известно, что британский гений штамповал свои романы, как сладкие пирожки, не из-за сахарных их интриг, иначе быть бы ему уже давно и прочно забытым — гениален Диккенс был неисчерпаемой галереей комических, чудаковатых, жутких — одним словом, неподражаемо колоритных типов, которые он вывел на страницы своих произведений в качестве второстепенных и третьестепенных персонажей. Подобно Диккенсу, Муратова всегда славилась исключительной изобретательностью с наблюдательностью пополам в отлавливании (и моделировании) человеческого материала одновременно яркого и типичного. В «Мелодии для шарманки» поет, пляшет, хохочет и кривляется целый паноптикум всяческих чудиков и чудаков, пророков и городских сумасшедших, двойников и калек, урожденных шутов и в шуты обряженных — «Двор чудес», выплеснувшийся на улицы города, закрутивший город в хороводе помимо его воли. Реальность закавычивается карнавально, — но не в духе европейского Средневековья, а рекламно, с явным целлофановым, коммерческим душком… Две одинаковые длиннокосые девушки в полосатых шарфах превращаются в двух бомжеватого вида старух, нежно поправляющих друг на друге остатки волос, из древнего радиоприемника, включенного натруженным пальцем с ногтем в грибке, несется нежная, из советского детства, колыбельная, колядующим красавицам-хохлушкам с удовольствием (и без акцента) подпевает чернокожий паренек, поездной коробейник продает рождественские открытки с избиением младенцев, вислоусый казак в туалете прочувствованно цитирует стихотворение композитора Чайковского, мальчик-индиго холодно диктует в телефон балладу Плещеева о терновом Христовом венце, на диване в казино спит русалка в чешуе, а над карточным столом нависли профили дам всех четырех мастей, фею несут в паланкине ряженые китайцы, за окнами дома начала прошлого века оживает слащавая семейная открытка начала прошлого века, скрипач в комфортных твидах кормит шоколадом богатенького ребеночка, а собственный сын его умирает… От многообразия и пестроты созданного Муратовой мира рябит в глазах — но калейдоскопично и осмысленно, наложенные один на другой разговоры, шумы, музыка при всей кажущейся какофоничности, слагаются в богатую симфонию, запахи еды, оранжерейных цветов, человеческой грязи наполняют ноздри…

Но, любовно создавая детали, Кира Муратова не забывает главного. Всеобщему добровольному сумасшествию, сдвигу по фазе, заданному явно лишь в самом конце, когда девушка пропевает трагичную концовку «Разлуки» весело, не задумываясь, игриво и самопогруженно, — противостоят единственные нормальные персонажи в этом хаосе — дети, сестрица Аленушка и братец ее младший, ищущие своих непутевых отцов. Дети подчеркнуто некрасивые, без небесных глаз и золотых кудрей, плохо одетые и дышащие неблагополучием, но настоящие, — две живые души в мире глянцевых и пугающе-страшных симулякров, два живых, а потому хрупких комочка плоти. Кажется, мир этот потому им и не верит, потому и гонит их из каждого закутка, чуть стоит им в нем пригреться, что слишком уж они настоящие, слишком в диссонансе с окружающей искусственностью, мертвенностью, а, наскучив гнать — затягивает. Навсегда…

11 января 2011

Верю я?

Человек — существо коллективное! Тысячу раз — да! Но при этом свойстве уживается в нем и другая характерная черта. Это есть потрясающее, ледяное безразличие друг к другу и безучастие. Немость. Кривость. Как ни горько это сознавать, в какой-то момент что-то произойдет, собственно, само по себе привычное и обыкновенное, что мгновенно проилюстрирует эту пустоту и заглушенный вопль сердца, заточенного в глубочайшей Бастилии, зажатого клещами грудной клетки, пронзит мозг и ошеломит. На короткое время. Это может быть что угодно.

Например, фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Человек тщеславен. Практически рефлекторно ценит комфорт. И «каждый мнит себя солнцем». Все отношения зависят от желаний и вообще от ситуации в данный момент. Только что был теплый дружеский разговор, наполненный участием и сочувствием. Но вдруг — какая-то информация, дело, другая, более значимая фигура, и мне нет дела до нуждающегося. Он уже раздражает. Некогда! Отвяжись ты! Я охотно и с удовольствием приторможу в неподходящий момент и пропущу, или уступлю по-джентельменски место в маршрутке, но если это молодая симпатичная леди. А оказывая помощь пожилой весьма не богатой женщине, я крайне снисходителен. С какой это стати? Я не становлюсь ангелом, если встретив под дождем худую мокрую несклепистую псину, иду в магазин и специально для нее покупаю хлеб или сарделек. Это скорее прямая обязанность. Не говоря уже о детях, которые находятся в положении упомянутой собаки. Кто дал нам право отворачиваться от голодных, несчастных? Мы платим штраф. За парковку в неположенном месте, например. Но за облитого из лужи пешехода извинения не приносит никто. Сейчас у меня трясутся руки от нахлынувших в процессе записи эмоций, но завтра я стану снова преследовать свои интересы и потакать себе во всем. Ибо такова натура обыкновенного человека. Совершеннее стать можно лишь работая над собой. Душа, все-таки, обязана трудиться. И день и ночь. Учиться. Пособие к обучению повсюду вокруг.

«Мелодия для шарманки» — концентрированная лекция. Режиссеры, писатели, поэты, музыканты не зря существуют.

С рождения человек добрый и свободный. Пока его не начинают учить жить. Я люблю вас! Верите ли мне? Верю ли я сам себе?…

7 октября 2010

Правдоподобная неправдоподобность.

Мы глупые люди. Мы глупые люди. Мы глупые люди. Мы глупые люди. Мы глупые люди.

Это соленые огурцы или маринованные. Это соленые огурцы или маринованные. Это соленые огурцы или маринованные.

Это правда или вымысел. Это сказка или смерть.

Это лютая зима или рождество. Лютая зима или рождество.

Нет это не святочная история, нет, это лютая зима. Это реальность, реальнее которой нет. Реальность которая пугает. Это невозможность, это психическая правда в словах. Это странное понимание мира детьми, это глупость и гениальность. Это наша жизнь. Это наши супермаркеты, и подворотни, это наши поезда и вокзалы, это наши лимузины и миллионеры, это наши бездомные и безумные, это наши охранники и продавцы.

Это странная, сюрреалистическая история. Не надо здесь искать правдоподобность сюжета и соответствие во времени. Здесь может и нет плохих и хороших, добрых и злых… Это преувеличенная жестокость, как могло кому-то показаться, такой (преувеличенной) как раз и не является. Знаете, самые немыслимые вещи творятся именно так, походя и почти незаметно.» Иди, иди мальчик, стой там»

И сколько образов прошло за все время показа. Дети идут сквозь фильм, и каждый герой встает перед ними порой посредством всего лишь одной фразы и сколько судеб — счастливых и несчастных.

«-Черешню я люблю, малину, а от винограда у меня изжога.

-Иди, смотри под ноги, скользко»

И сразу видишь мир этих трех стариков.

Да брошенность детей, их голод и холод щемит сердце. Не нужные никому, но столь умные и глубоко понимающие друг друга.

Когда я смотрела, я видела и слышала Россию, несмотря на то, что действие происходит на Украине и от этого и есть больше всего грусти…

За что я люблю фильмы Киры Муратовй так за реалистическую сюрреалистичность, за правдивость в словах, но невозможность во смыслах, за многократное повторение простых слов, как будто заевшая пластинка, но это лишь придает остроту и притягивает еще больше. Это гениальное кино, без лишней надуманности, но не простое к пониманию, без лишних умных монологов, но с необычными репликами, это кино про обыденные сюжеты и самые простые вещи, внутри которых и скрывается весь этот смысл…

24 августа 2010

Холодное равнодушие

Последний на сегодняшний день фильм Киры Муратовой и первый, с которого началось моё знакомство с ней.

Кино не традиционное — экспериментальное. Фильм походит на кукольный спектакль, но вместо кукол — живые актёры со статичными лицами и театральными интонациями, а в качестве декораций — городские места большого скопления людей: вокзал, казино, торговый центр.

Сводные братец и сестрёнка, чтобы спастись после смерти матери от разлучения и помещения в интернат, отправляются под Рождество в Город в надежде разыскать там своих отцов. Те гроши, что они взяли с собой в дорогу, у них отнимают бездомные дети уже в первые минуты фильма. За следующие два с половиной часа им почти никто не сделает ничего плохого. Но и ничего хорошего — тоже.

Хотя — вру. Мир в этом фильме всё же не без добрых людей. Кто-то может подсказать: как найти нужную улицу, кто-то может подвезти на машине в нужное место. А ближе к концу появляются добродетельные герои Олега Табакова и Ренаты Литвиновой. Но только для того, чтобы, подарив было надежду на счастливый конец, безнадёжно опоздать.

Во второй своей половине картина производит впечатление трагичной рождественской сказки. Голодные дети проходят мимо уютных сытных домов, где готовятся встречать праздник. Заглядываются на яркие и соблазнительные магазинные витрины.

И несколько раз подряд упускают настоящее рождественское чудо, когда оно было так близко, почти под самым носом.

Внешне фильм прост и, может, даже примитивен. Сюжетное развитие здесь самое минимальное, а актёры и не пытаются выглядеть убедительно (так задумано). Сильно режут ухо абсолютно чужие здесь песни Земфиры, звучащие в саундтреке. Эта музыка настолько диссонирует с видеорядом, что кажется, будто она попала сюда по чьей-то ошибке. Но, подобно тому, как прохожим в фильме нет никакого дела до ребятишек, у меня — у зрителя — по ходу картины просыпается такое же холодное равнодушие к происходящему на экране. Безжизненно-скучное и раздражающе наигранное кино.

4 из 10

2 июня 2010

Драма Мелодия для шарманки в прокате с 2009 года, премьерный показ состоялся более 15 лет назад, его режиссером является Кира Муратова. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Елена Костюк, Наталья Бузько, Георгий Делиев, Рената Литвинова, Нина Русланова, Жан Даниэль, Дмитрий Красиля, Евгений Юхновец, Яков Кучеревский, Анатолий Дриженко, Дарья Питерова, Нерсес Мирзоян, Ута Кильтер, Юрий Невгамонный, Геннадий Скарга.

Страна производства - Украина. Мелодия для шарманки — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.