Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Маргарет |
английское название: |
Margaret |
год: | 2008 |
страна: |
США
|
режиссер: | Кеннет Лонерган |
сценарий: | Кеннет Лонерган |
продюсеры: | Сидни Поллак, Скотт Рудин, Блэр Бреард, Энтони Мингелла, Эми Дж. Кауфман, Гари Гилберт |
видеооператор: | Рышард Ленчевский |
композитор: | Нико Мьюли |
художники: | Джеймс Донахью, Мелисса Тот, Рон фон Бломберг, Дэн Ли |
монтаж: | Майк Фэй, Энн Маккейб, Скотт Брок |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 14000000 |
Сборы в США: | $46 495 |
Мировые сборы: | $564 864 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 сентября 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 30 мин |
Над созданием фильма 'Маргарет' 2011 г. работал первоклассный состав кинематографистов - Кеннет Лонерган, Анна Пэкуин, Мэтт Дэймон, Жан Рено, Скотт Рудин, Энтони Мингелла, Сидни Поллак... В какой-то момент сам Мартин Скорсезе сел за кресло монтажера и начал бесплатно над ним работать... Но об этой ленте мало кто слышал. 'Маргарет' не имела успешного мирового проката, не завоевала признания на международных кинофестивалях и не получила ни одной престижной номинации.
Но вовсе не потому что фильм плох и не достоин славы. А потому что так сложились обстоятельства.
'Маргарет' - это философствующая драма Кеннета Лонергана, пришедшего в мир кино после оглушительного успеха в мире театральных постановок. Также как получивший во всем мире славу его 'Манчестер у моря' 2016 г., 'Маргарет' - это история человека, мучающегося от чувства вины из-за смерти другого человека.
Главная героиня ленты - девушка старшего школьного возраста. Однажды она стоя на тротуаре отвлекает водителя, пытаясь разузнать где он купил свой головной убор. Водитель отвлекается, проезжает на красный свет и насмерть сбивает женщину. Сначала зрители видят страх девушки, затем ее равнодушие, следом попытки как-то исправить сложившуюся несправедливую ситуацию. А затем она удивляет зрителей своим эгоизмом, наглостью, самоуверенностью и готовностью легко играть чужими жизнями, даже не замечая своего вклада в страдания окружающих...
'Маргарет' - очень глубокий фильм. И очень многогранный. Там много героев и каждый из них - сложный и неоднозначный персонаж. Там много сюжетных линий и зрителю будет довольно нелегко разобраться почему и для чего Кеннет Лонерган решил нам что-то показать, а что-то наоборот оставить за скобками.
'Маргарет' - интеллектуальная драма, в которую театрал Кеннет Лонерган попытался вместить очень многое. Это был его второй режиссерский опыт и он обернулся катастрофой. Студия подала на него в суд из-за отказа сокращать ленту до требуемых 150 минут экранного времени. Длительные судебные разборки обернулись финансовыми проблемами и в итоге снятый еще в 2005 году фильм дебютировал на большом экране лишь в 2011 году. А перспектива успешного продвижения ленты оказалась уничтожена.
'Маргарет' существует в двух версиях монтажа. А еще где-то спрятанной от публики остается версия, которую смонтировал Мартин Скорсезе. Фильм многослойный и абстрактный, он оставляет зрителя со множеством вопросов без ответов. Возможно когда-нибудь спустя время какой-то значимый кинокритик вспомнит о нем и заставит весь мир оценить 'Маргарет' по достоинству. Возможно когда-нибудь этот фильм официально пополнит коллекцию недооцененных в свое время шедевров.
Но сейчас 'Маргарет' - это загадочная сомнамбулическая лента, которая погружает зрителя в обыденную жизнь богатых жителей Нью-Йорка и заставляет рассуждать о неприятных экзистенциальных вопросах: Зачем мы вообще живем? Можем ли мы побороть одиночество? Можем ли мы быть поняты? Можем ли мы понять окружающих? Что есть справедливость? Можем ли мы что-то изменить в этом мире? Значимы ли мы, или абсолютно незначительны?
'Маргарет' - сложный и сырой фильм. Но Кеннет Лонерган пытается с его помощью нащупать нечто очень значимое и неуловимое. Этот фильм называется в честь стихотворения Джерарда Мэнли Хопкинса. Там есть такие строки: 'Озвучить не дано устам всё то, что сердце шепчет нам.' Создателям не удалось громко озвучить и четко обозначить неуловимую боль и разочарование, которые сопровождают жизнь любого человека. Но тихий шепот этой истории способен отразиться в сердцах зрителей куда сильнее, чем они сами способны осознать.
7 июня 2022
Сюжет картины повествует нам о молодой девушке по имени Лиза. Ее, как и многих в этом возрасте, не слишком интересует учеба, жизнь кажется достаточно беззаботной, а душа просит новизны и приключений. В преддверии семейной поездки на ранчо, Лиза хочется обзавестись новой шляпой и, увидев как раз такую на водителе мимо проезжающего автобуса, невзирая ни на что, она пытается узнать у него, где же купить ее. В результате гибнет человек и это накладывает на дальнейшую жизнь девушки заметный отпечаток.
Главная героиня предстает перед нами, как незрелый подросток — максималист-идеалист, бурно реагирующая на любые мелочи, конфликтующие с ее собственными понятиями о жизни и справедливости. После столь трагичного события в жизни, она естественно переживает, но выражается это в череде глупых поступков и усилении конфликтов с окружающими. Впрочем совесть все равно не дает ей покоя и она решает дать ход этому делу, признавшись всем в истинных обстоятельствах случившегося. Далее все происходящее постепенно переходит в юридический аспект, где о ценности человеческой жизни никто уже и не вспоминает, если не считать буквального смысла, конечно. Каждый здесь преследует свои цели: внезапно объявившиеся родственники жертвы — банальную наживу, водитель пытается избежать наказания и сохранить свою работу, а главная героиня добивается удовлетворения субъективного чувства справедливости и некой вины.
Самым парадоксальным является то, что она готова винить кого угодно, но только не себя, с полной уверенностью перекладывая вину на других. Хотя совершенно ясно, что не отвлекай она того самого водителя и с большой долей вероятности трагедии бы не произошло. Порой складывается впечатление, что девушка просто страдает психическим расстройством, часто реагируя неадекватно и поступая необдуманно, однако винит в этом неизменно других. При всем при этом, обладая, к тому же, обостренным чувством справедливости, где эта самая справедливость воспринимается ей, опять-таки, по-своему. Даже для подросткового периода, помноженного на психологическую травму, выходит слишком уж большой набор.
Главную роль в картине исполнила Анна Пэкуин. Массовому зрителю она конечно знакома, прежде всего, по фильмам «Люди Икс». Образ потерянного подростка ей был присущ и там, но в «Маргарет» ее героиня не вызывает понимания или сочувствия, а скорей просто отталкивает. В фильме также собрано немало известных актеров, таких как: Мэтт Дэймон, Марк Руффало, Жан Рено, Мэтью Бродерик, но складывается впечатление, что зрителя просто хотели привлечь громкими именами, поскольку не один из звездных персонажей, к сожалению, не раскрывается в полной мере.
Картина затрагивает многие горячие темы общества, впрочем, не давая им какой-либо оценки, а только лишь показывая и подогревая тем самым ненависть людей по разные стороны баррикад. Да и вообще фильм не несет в себе морали, не дает оценки, не воздает кому-то по заслугам. Наверно в этом и была задумка автора — показать жизнь, такой как есть: без купюр, без осуждения кого бы то ни было, где люди иногда поддаются порывам, совершают необдуманные действия и делают ошибки, вне зависимости от своего возраста. Если бы развить эту идею через полноценно проработанную историю разных героев, возможно даже в формате нескольких новелл, то мы бы получили более яркую картину, под различными углами обзора на происходящее. Но из-за того, что авторы сделали основную ставку на историю девушки с подростковой неврастенией, мы в итоге имеем просто натянутую и местами раздражающую мелодраму.
24 июня 2021
Больше всего фильм «Маргарет» похож на лучшие образцы советского кино, где, казалось бы, ничего не происходит, но на самом деле происходит главное — происходят движения взрослеющей души.
Семнадцатилетняя девушка по имени Лиза живёт с мамой и братиком в Нью-Йорке, мама — актриса на Бродвее, не очень знаменитая, но без работы не сидит. Отец с ними не живёт, а живёт, наоборот, в Лос-Анджелеса, с какой-то тупой коровой — там он в основном смотрит на океан и очень любит лошадей. Девушка Лиза — обычная девушка, флиртует с мальчиками, учится — у них там есть интересный урок, что-то вроде политинформации, но с обсуждениями, препод закидывает тему, а ученики рассуждают, спорят, иногда чуть не до драки. Однажды лос-анджелесский отец приглашает Лизу с братом поехать на какую-то лошадиную ферму, и Лиза ищет по магазинам ковбойскую шляпу, потому что как же ехать в край ковбоев без ковбойской шляпы. Такие шляпы в Нью-Йорке почему-то не продаются, но вдруг она случайно видит то, что ей нужно на голове водителя автобуса, который только что отъехал от остановки. Лиза машет ему через стекло, мол, шляпа, шляпа, где вы её купили? А тот видит симпатичную девушку, но не останавливается — правила не велят. Лиза бежит рядом с автобусом, они с водителем улыбаются друг другу, машут, в итоге автобус проезжает на красный свет и сбивает женщину, переходящую дорогу. Прохожие пытаются её спасти, но женщина умирает, держа Лизу за руку, а когда полицейские спрашивают, на какой свет светофора ехал автобус, Лиза переводит взгляд на симпатичного водителя автобуса и почему-то говорит, что на зелёный…
Почему же фильм называется «Маргарет», хотя рассказывает про девушку Лизу? Дело в том, что на уроке литературы Лиза слушает стихотворение Джерарда Мэнли Хопкинса, которое коротко объясняет, что же с ней происходит.
Она взрослеет, и вместе с возрастом набирается ума. А вместе с умом — приходит горечь.
Мир вокруг даёт Лизе подсказки, но она их не слышит, люди (нормальные американские люди) пытаются ей помочь, но чем тут поможешь? Этого же не объяснишь, в чужую голову не вложишь, это придётся прочувствовать на своей шкуре. В детстве мы учимся на самых лучших, светлых, правильных примерах, как нужно жить — фильмы, сказки, книги рассказывают про честность и справедливость, про любовь и дружбу, про совесть и чувство ответственности. Но потом мы видим, что в реальном мире сказки забыты, принцессы тоже какают, все живут так, как получается, а получается обычно не очень. И маленькому человеку невероятно трудно разобраться, почему все говорят одно, а делают совсем другое, как-то объяснить это себе. А Лиза — именно что маленькая, сиськи выросли, а внутри — всё та же маленькая девочка, раздражающая взрослых своей непонятливостью.
Мы все — родом из детства, и чем чаще мы будем вспоминать свой опыт врастания во взрослый мир, чем чаще мы будем чувствовать ту боль первого столкновения с несправедливостью, чёрствостью, твёрдостью жизни — тем больше шансов, что мы не забудем, какими мы были. Мы были лучше, а стали хуже. Взрослея, мы становимся хуже, портимся. А высший смысл человеческой жизни в обратном, в том, что мы должны стать лучше, повысить своё качество (могут, конечно, существовать и другие смыслы, но этот главный).
20 мая 2020
Я бы сказал, что используя историю одной девушки, авторам наиболее ярко удалось выразить в диалогах, насколько люди — разные, когда играют свои роли или имеют особые интересы. Кроме того, несмотря на различия, экранные персонажи почти неизменно тянутся друг к другу (если только на пути не встают деньги).
Таким образом, у меня как у зрителя возникает предположение о философской идее фильма — что первопричиной всей игры (жизни) является именно это стремление из исходного состояния людской разрозненности.
Что касается ролей, то не важно, кем была гл. героиня на уроке, ведь они меняются в квартире преподавателя. Можно быть запутавшейся в личных и рабочих делах матерью, неуверенность которой без промедления используется уже почти взрослой дочерью для создания дистанции. Но когда дочери требуется действительная поддержка и близкий человек, им в итоге окажется только мать.
Таких примеров ролевого поведения — по всему фильму масса. К его концу возникает некоторое недоумение от несоответствия их числа формату ленты, словно смотришь ситуационную комедию или мелодраму. То же самое происходит иной раз и с персонажами. Вплетая одного из них на час, а другого — лишь в один эпизод, авторы не всегда предоставляют ощутимую связь их влияния на поведение гл. героини.
Что касается поиска виноватых или справедливости, забавно было отметить после просмотра, что начало истории было положено довольно маловероятным образом. Слабо верится, по трезвому размышлению, что водитель автобуса не остановился, если бы действительно обратил внимание на бегущую рядом девушку с обращённым к нему лицом, ещё и отчаянно жестикулирующую. И что он вот так уж сильно разгонялся бы после общественной остановки и перед пешеходным переходом.
Да, финальный эпизод, возникший косвенно благодаря отыгранному ранее персонажу, рисует для гл. героини катарсис. Видимо, её убеждение, что каждый человек — сам по себе, меняется где-то вместе с титрами. Может быть, это даже было основной семейной проблемой в данном случае, и она оказывается решённой. Но красной нитью по всему фильму ощущается всё же это вот — я одна страдаю, а он (она) — видимо, нет, и я хочу, чтобы ему (ей) за это было а-та-та. Да, но… Привёл ли катарсис ещё и ко всепрощению, история умалчивает.
13 июня 2019
Вообще я не любитель драм, они наводят на меня тоску и сожаление о потраченном на них времени. Но я не пожалела, что посмотрела этот фильм.
События рассказывают нам о юной девушке, переживающей все прелести подростковой жизни: бешеную волну гормонов, сопровождающуюся влюбленностью в молодого учителя, ссоры с матерью, которая поле развода с отцом тащит одеяло на себя, жажду отстаивать свое мнение, даже если не права.
Героиня бунтарская, истеричная и противоречивая. Пытаясь сбросить с себя груз вины после страшной аварии, в которой, по сути из-за нее, погибает ни в чем не повинная женщина, Лиза (так зовут главную героиню) ищет любые способы найти семью умершей и помочь им хоть чем-то. Забывая о своей вине, она переводит все стрелки на шафера и пытается добиться для него справедливого, как ей кажется, наказания.
Сцена сразу после аварии произвела на меня неизгладимое впечатление. Я будто оказалась там на пару минут и не могла оторвать взгляд. Я пережила бурю эмоций: страх, ужас, безысходность, сочувствие, боль, трагедию. Сцена сделана крайне реалистично, что вообще странно для драмы, на тот момент я вообще подумала, что это какой-то фильм ужасов. Эта сцена самая сильная, но в то же время, как-будто из другого жанра.
В целом фильм очень понравится всем девушкам, которые сейчас переживают этап взросления и сталкиваются с первыми трудностями жизни.
Анна Пэкуин как всегда сыграла сильную и независимую девушку, которой не очень-то хочется переживать из-за ее не совсем честной позиции.
Мэтт Дэймон был трогателен и нежен в роли слишком, на мой взгляд, молодого учителя, а Жан Рено как всегда колоритен и интеллигентно обаятелен.
Хотя чувствуется, что фильм очень длинный, заснуть совсем не хочется, хочется продолжать наблюдать за жизнью этих простых людей. Для этого жанра, я считаю, это высший пилотаж!
8 из 10
25 февраля 2017
Странно… иногда в фильмах есть персонажи, к которым ты испытываешь симпатию, иногда персонажи, которые вызывают отвращение, иногда те, о которых ты можешь сказать и то и другое и добавить, что они ходят между одной гранью и второй, но не пересекают ни одну из них. Лиса, главная героиня фильма Маргарет и есть для меня такой
персонаж.
Девушка, пытаясь добиться справедливости в одной ситуации, (считая себя менее виноватой, хотя, на мой взгляд, оба человека, вовлеченных в эту ситуацию виновны), поступает в других жизненных ситуациях не так справедливо и совестно.
Она молода, она ищет себя, у неё есть разум, который она использует для того, чтобы понять, как устроен мир, построить свою точку зрения на общество, отношения. Она попала в ситуацию, которая подталкивает ее к определенным поступкам, ускоряет события ее жизни, помогает ей расти как человеку и осознавать себя.
Её отношение к миру изменяется постепенно, её отношения с родными изменяются, она просит помощи у тех, кто, как она думает, поймёт ее, но это не всегда получается.
Сложно…очень сложно разобраться в себе, понять, что именно ты делаешь в какой-то определенный момент, и что бы ты мог сделать по-другому, но ведь наши старания, наши мысли и развивают нас, без них мы бы остановились на месте и не смогли никуда идти. оо не всегда мощи у тех, кто, как она думает поймёт ее., ускоряет события, пчтобы понять как устроен мир, построить свою точку
Фильм хорош тем, что заставляет задуматься, как бы поступили мы, понять, почему другие люди поступают иначе и то, как наш выбор в жизни сложен и что не всегда однозначно можно воспринять вещи, которые происходят вокруг.
Советую посмотреть кино и составить свое собственное мнение — поэтому не раскрываю сюжет и не даю оценок действиям персонажей в ленте.
9 из 10
27 марта 2014
За последнее время это второй фильм, где главное улавливается не в действе на экране, а в диалогах. Само по себе действо фильма заканчивается в момент смерти Моники под колесами автобуса, а дальше начинается психологическая ломка героини, превращение ее из девочки в женщину, как в переносном так и в прямом смысле этого слова. Но обо всем по порядку, казалось бы случайная драма, которая выпала на долю Лизы (она стала свидетелем ДТП, в результате которого погибла женщина) стала воротами в жизнь до сих пор скрытую от ее взгляда. Для себя я выдели несколько моментов, ставших поворотными для понимания Лизой мира взрослых и самой себя. Первый момент это лишение ее девственности, решение она приняла, чтобы попытаться уйти от переживаний по поводу случившейся на ее глазах трагедии. Сам эпизод показан режиссером очень подробно (не в смысле эротизма), а в смысле переживаний момента героиней, для контраста Лонерган показывает последующую связь Лизы уже буднично, лишая момент переживаний и терзаний. С этого момента Лиза уже ни девочка, но полная юношеского максимализма пытается понять, все ли так переживает случившееся, как она. Следующий момент растянутый по времени это общение Лизы с отцом и матерью, когда первоначальные представления и категоричность меняются, казалось бы ставшая посторонним человеком мать оказывается для нее самым близким и понимающим, а надежды на отца оказываются развеяны. И центральным моментом, который открывает героини глаза на мир взрослых, это общение с адвокатам, когда она понимает, что деньги определяют поведение людей и душевные терзания остаются только ей, взрослым (да и вообще людям) требуются только материальные блага и общественное мнение. Апофеозом расставания с юношеством, да по сути с детством и вступлением во взрослую жизнь, является скоротечное признание в том, что тона сделала аборт и сколько это стоило. Тут режиссер видимо намеренно сопоставляет компенсацию, выплаченную за смерть взрослого человека, и смерть не родившегося ребенка, чтобы до зрителя дошел тот накал душевного дисбаланса Лизы, который ее преследовал весь фильм и который таким образом дает ей представление о ценности жизни.
Анна Пэкуин со своей ролью справилась на отлично, ее Лиза, не смотря на солидный возрастной отрыв реального возраста героини и актрисы, получилась юной и прекрасной в своих переживаниях. Моменты юношеской непосредственности сыграны замечательно, а терзания не выглядят на экране фальшиво. Ее мать в исполнении Смит-Камерон вначале показалась мне холодноватой, но истинное лицо и внутреннее состояние её героини становится понятен ближе к концу, когда мать начинает превалировать над актрисой, а любовь к дочери пересиливает любовь к мужчине. Актеры второго плана вообще получились на заглядение, тут и Мэтт Деймон (его учитель переспавший с ученицей и боящейся огласки получился очень натурально), и Марк Руффало, и Мэтью Бродерик, и Жан Рено. Своим звездным окружением они составили хорошее «сверкание» роли главной героини, подчеркнув её достоинства.
Еще один фильм, который надо услышать и осмыслить услышанное, чтобы в полной мере оценить глубину работы Кеннета Лонергана. И конечно как все фильмы, где требуется внимание к каждой детали, данная лента «перегружена», соответственно не каждый зритель сможет высидеть перед экраном почти три часа. Но настроившись и попав в «волну» получаешь огромное удовольствие от просмотра.
8 из 10
27 июля 2013
Бывает настроение, когда хочется умопомрачительного десерта в лице фильма, с которым собираешься скоротать вечер. Чтобы был безразмерный бюджет, обалденно красивая картинка, маститые актеры, роскошные костюмы, панорамные съемки великой природы, неземная любовь, опасность, интрига, драйв и — хэппи-энд, справедливое воздаяние в конце добрым героям и отмщение злым. Словом, хочется красивой сказки, хочется визуального обогащения, хочется отдохнуть и отвести душу.
А бывает настроение, когда хочется… правды. Когда устаёшь от гламура и глянца, зрелищной жвачки, от спекуляции красивыми картинками, от операторских чудес на виражах, от гонки спецэффектов, от жонглирования узнаваемыми образами на потеху толпе, от Шерлока Холмса — смеси Индианы Джонса, Видока и Святых из Бундока, от нашего знатного земляка Жоры Депардье — затычки в каждой бочке, снимающегося в 5—10 фильмах в год и переигравшего весь мировой репертуар, от поверхностных ромкомов построенных по принципу «от любви до ненависти один шаг», от экшнов состряпанных по принципу «пипл схавает» и от бесконечных ситкомов создаваемых по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок», от очередного шедевра, по двухминутному трейлеру которого вы с точностью экстрасенса можете представить себе весь фильм — до последнего финального вздоха; от вторичности, цитатности, пошлости. Когда хочется современной драмы; подлинной драмы, наполненной глубоким смыслом — но без высокоинтеллектуальных завихрений, простой, как сама жизнь — но не примитивной. Драмы, снятой не затем, чтобы срубить бабла в прокате и не затем, чтобы попасть в особую программу в Каннах; а снятой просто потому что автор не мог её не снять, потому что она сама пришла к нему, и ему не спалось, думалось, горелось, чесалось, хотелось, потому что он художник, потому что ему дан был дар и он попросился наружу. Когда хочется чтобы пронзило, зацепило, и чтобы знать, что такого ещё не было, и что это не пере-шекспир, это своё, наше, современное — и в тот же время не на один день, не коньюнктура, не попса, что это о вечном, понятном во все времена и близком всем. Хочется живой мысли, пищи для ума. Хочется отвести душу от пустышек, заполонивших экраны; поверить, что в большом кино ещё появляются новые имена — настоящие художники, которые пришли в кино не ради приятного заработка и не для того чтобы показать, какую модную навороченную и динамичную картинку они умеют замутить, а потому что им просто есть что сказать. Казалось бы, это так просто, — но как редки в нашем мире художники, которым есть что сказать. Безо всякой цели. Просто есть что.
Фильм «Маргарет», наверное, попал именно под такое моё настроение, потому что с первой минуты у меня перехватило дыхание от неожиданности и неверия своему счастью. Это был фильм о жизни и о смерти, о любви, о сексе и о дружбе, о совести, малодушии и лжи, о правде и истине, о важном и второстепенном, о будничном и невероятном, о мужчинах и женщинах, о детях и родителях, о семье и о школе, об адвокатах и о полицейских, о правилах дорожного движения, о евреях, о террористах, о Шекспире, об опере и драме, — это было то, чего я хотела и то, чего я не ждала. Давно уже я не смотрела фильм, не имея ни малейшего представления, что будет происходить на экране в следущую минуту; давно меня так не захватывало действие, чтобы я даже не думала «интересно, как это снимали?», «а, да такое ж уже было у Скорсезе», «классно играет чувак» или «клёвые обои!реально найти такие в наших магазинах?», а полностью увлеклась происходящим на экране и верила, — верила! — так, будто экранная реальность простирается на мою квартиру.
«Маргарет», конечно, не лучший фильм в моей жизни, но определенно — лучший из виденных мною за последние месяцы. Ощущения после просмотра — как после «Древа Жизни», только лучше, потому что там нет-нет да создавалось порой впечатление, что нас хотят отвлечь красивой оберткой — роскошно-прекрасными кадрами; здесь же даже на секунду не возникло чувства, что нас заманили в кино с целью срубить бабла или что на нашей эстетической искушенности пытались спекулировать феерической картинкой. Здесь нет красивой картинки, но и убогой — тоже нет; это полная гармония всех составляющих, это невероятная внутренняя сила и глубина при внешней простоте и сдержанности, это Достоевский и Сэлинджер в визуальной оболочке, это свежий, ни на что не похожий, непредсказуемый фильм об обыденной жизни, которую вы видите и проживаете каждый день. Совершенно не ожидала такого от Лоннергана, — хотя мне и нравился его «Можешь рассчитывать на меня», но не так, чтобы запасть в душу. Впрочем, это, наверное, тоже сыграло свою роль, — будь это фильм того же Малика, я бы ждала от него чего-то подобного, и даже большего. А Лоннерган оказался не просто хорош, а удивительно, неожиданно хорош, что всегда приятно вдвойне.
Да, так о чем же, собственно, фильм? О юности, конечно. Не о той розово-прекрасной юности с её пошленькой конфетно-карамельной оболочкой (в стиле «Чего Хочет Девушка»), от которой или с души воротит, или зависть берёт. А о сложностях взросления, первых компромиссах, максимализме, вере, неопытности, стыде, гиперэмоциональности, гиперболизации чувств и событий. Отсюда, кстати, и название — Маргарет, это имя девушки из стихотворения, которое читает Мэтью Бродерик, и которое так просто и неожиданно является ключом к пониманию Лизы, персонажа Анны Пакуин, её мира, и метафорой всего фильма:
Что же Маргарет рыдает?
Просто роща облетает.
Листья вянут, словно люди, —
Сердце детское так судит.
Позже сердце повзрослеет
И порядком очерствеет;
Листопад не тронет взгляд…
Хоть все листья облетят,
Слезы пусть пока блестят,
И названья не важны, —
Те же скорби у весны.
Ты не выдашь словом, жестом,
Сколько скорби в сердце детском…
Для чего идем на свет?
В том слёз Маргарет секрет…
10 из 10
23 мая 2013
Кеннет Лонерган может быть известен только, как сценарист «Банд Нью-Йорка», а также комедий «Анализируй это» и «Анализируй то». Вообще он был замечен в каком-либо новом проекте до выпуска «Маргарет» примерно девять лет назад (но надо сказать, что съёмки фильма начались задолго до премьеры). С картиной «Маргарет» он выступил не только в амплуа сценариста, но и в качестве режиссёра, что стало уже второй спаренной работой у Лонергана (первая — «Можешь рассчитывать на меня» — принесла ему даже номинацию на «Оскар» в категории «Лучший сценарий»). Кстати, из того фильма в «Маргарет» оказались Дж. Смит-Кэмерон, Марк Руффало, Мэттью Бродерик и Адам ЛеФевр, а Рори Калкина сменил его старший брат Киран.
Моральную подоплёку «Маргарет» можно сразу же отнести к извечной философской дилемме «преступления и наказания». Молодая девушка отвлекает водителя автобуса, вследствие чего погибает человек. Девушка пытается продолжить жить как жила, но в это время у неё просыпается юношеский максимализм, она начинает познавать взрослую жизнь в плане сексуальных отношений, а также начинает формироваться её взрослый характер. По сути, можно задуматься о её дальнейшем психологическом пребывании: она знает, что виновата, вина тяжкая, но или признаться в этом или же скрыть этот факт — как дальше будет двигаться и развиваться её личность? Скажу заранее, что Кеннет Лонерган не даст ответ на этот вопрос, но подведёт нас к заключительному этапу, к освобождению души, который бы многие бы назвали верно выбранным путём.
В фильме можно несколько раз услышать различные рассуждения на ту или иную тему, но больше нам самим предоставляется шанс задуматься и проанализировать поступки персоналий картины, поставить себя на их место и спросить у себя: «А сделал бы я также?». Например, школьный преподаватель в исполнении Мэтта Дэймона, внешне довольно застенчивый человек, но он позволяет себе соблазниться на юную ученицу. Показаны ли нам угрызения совести взрослого мужчины? Абсолютно нет, даже когда девушка заявляет про беременность (хотя неизвестно беременна они или нет и от кого), то учитель реагирует на это, как на проблему подростка, отстраняясь от неё. Пусть это и показано в одной-единственной сцене и не является основной движущей силой сюжета, но в главную линию вплетаются другие, может, малозаметные, но важные элементы, которые, так или иначе, повлияют на выбор девушки.
Как можно заметить в «Маргарет» задействованы очень известные актёры. За Мэтта Дэймона и Марка Руффало с Мэттью Бродериком я уже сказал, также в ансамбле наличествует Жан Рено, а главную роль исполнила Анна Пэкуин, «звезда» саги «Люди Икс». Актёры-то знаменитые, но это вовсе не означает, что кто-то из них (кроме, понятно, Пэкуин) на главенствующем плане. Основная задача их героев была в том, что показать, как может повлиять любой человек на развитие другого, возможно, наша героиня и видела бы их в первый и последний раз, но вот влияние на её формирование, на отношение к окружающему и окружающим — этого нельзя отменить.
Авторский фильм Кеннета Лонергана может быть интересен тем, кто любит раскладывать по полочкам психопортреты персонажей фильмов, любит ставить себя на их место, проводить аналогии и параллели. Однако же, вместе с тем, что фильм имеет внутри очень трагическую историю, она рассказана в довольно сжатом виде, несмотря даже на свою приличную продолжительность. Весомых ответов не даётся и полного раскрытия и глубокого драматизма не ощущается, он выражается и понимается только благодаря хорошей игре актёров.
6 из 10
13 апреля 2013
Вторая режиссёрская работа Кеннета Лонергана, снятая им по собственному сценарию, была близка к тому, чтобы вообще не попасть на экраны из-за серьёзных производственных проблем. В 2009 году из-за затянувшейся работы над финальным монтажом картины она оказалась втянутой в несколько судебных разбирательств — студия подала в суд на инвестора, так как тот прекратил финансирование — инвестор же вчинил иск студии за отказ режиссёра от совместной работы с продюсерами проекта… Работа над фильмом была заморожена, и, вполне возможно — если бы не друг режиссёра, Мэттью Бродерик, выделивший по его просьбе необходимые средства для её завершения — «Margaret» никто бы никогда не увидел.
От того и непривычно видеть на экране, скажем, неожиданно помолодевшего после «Зоопарка» Мэтта Дэймона; да и ко многим другим актёрам это относится (к самому Бродерику, в том числе) — суппот-каст здесь в должной мере впечатляющий. Но он нисколько не оттеняет Анну Пэкуин — она показывает невероятно сильный и блистательный перфоманс в роли Лизы, центрального персонажа этой истории. Лиза обычная ученица старших классов, с выходящими от сюда проблемами взросления; она достаточно умна, но, разумеется, не всегда поступает правильно. Режиссёр, тем не менее, не долго водит наз вокруг-да-около, и вскоре мы видим чудовищный несчастный случай, который изменит её понимание об окружающим мире и существенно ускорит процесс взросления. А девочка ведь всего лишь хотела купить ковбойскую шляпу. Но теперь в гибели женщины есть и её вина. И она, поначалу, не знает, что делать. Сначала испуг, страх; потом, уже через некоторое время просыпается совесть. Но вот что правильно, а что нет? Лиза хочет поступить «правильно» — но она лишь со временем начинает осознавать, что то, что правильно для неё, далеко не всегда правильно для других людей. Слишком много факторов имеют здесь значение, и все их нужно принимать во внимание; и далеко не всегда врождённое чувство справедливости оказывается полезным инструментом. Лиза в своём желании удовлетворить личное стремление к идеализму, обусловленное недостатком жизненного опыта, заходит слишком далеко, и отнюдь не сразу осознаёт, насколько её действия влияют на окружающих. И её можно понять. Ведь и в её внутреннем мире происходят необратимые изменения; слишком много разбитых иллюзий, моральные ориентиры под вопросом, реальная жизнь гораздо сложнее и запутанней, чем казалось. Лиза, за счёт своих не всегда понятных и адекватных поступков далеко не всё время вызывает симпатию; иногда её становится жаль, а иногда над ней хочется посмеяться — но она всегда реальна, она целостная личность; ты знаешь её характер, и понимаешь, что те ошибки, которые она совершает обусловлены недостатком жизненного опыта и психическим давлением ситуации, в которой она оказалась.
В фильме Лиза взаимодействует с множеством персонажей, и это, учитывая объёмный хронометраж, делает историю достаточно сложной и многогранной. Здесь важны отношения с матерью (которая играет в театре) — до инцидента они протекают ровно, но после него становятся всё сложнее; и герои всё меньше понимают друг друга. Телефонные разговоры с отцом — опять же, вечные поиски взаимопонимания. Отношения с друзьями, с преподавателями, уроки в школе. И абсолютно везде — объёмные и великолепно прописанные диалоги. Здесь даже сцены перепалок в классе имеют большое значение, так как эти споры Лизы с учениками многое говорят о её взглядах на определённые общественные проблемы — соответственно, добавляют полноты её образу. Причём, темы, поднимающиеся в спорах, действительно, не оставляют равнодушным — они интересны, и заставляют с любопытством наблюдать за ходом беседы и взвешивать аргументы сторон. Тем не менее, при всей подобной сценарной «глобальности» — фильм не рассыпается на части; сюжет никогда не отходит в сторону от своей главной героини, и не теряет основную нить событий, которая тянется от того несчастного случая в начале картины. Игра Пэкуин очень эмоциональна но невероятно правдоподобна, а сценарий уверенно рисует все черты её характера — и картина выглядит поразительно жизненной и реальной.
Лонерган, не спеша, шаг за шагом, выстраивает историю уверенно, чётко и полно. И, что не мало важно, не пытается навязать зрителю какую-либо определённую позицию — собственно, то что между чёрным и белым ещё бесчисленное число оттенков — одна из главных мыслей фильма, который через историю принудительной трансформации личности своей главной героини поднимает столько вопросов, что едва ли в состоянии дать однозначные ответы на все. Но от этого намеренного «несовершенства» история выглядит ещё более близкой и знакомой. Местами тоскливый, местами забавный, а местами душераздирающий «Margaret» — возможно, лучшая роль в карьере Анны Пэкуин.
8 из 10
10 сентября 2012