Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ты, живущий |
английское название: |
Du levande |
год: | 2007 |
страны: |
Швеция,
Германия,
Франция,
Дания,
Норвегия,
Япония
|
режиссер: | Рой Андерссон |
сценарий: | Рой Андерссон |
продюсеры: | Пернилла Сандстрём, Филипп Бобер, Том Уинтер, Хокон Эверос |
видеооператор: | Густав Даниэльссон |
композитор: | Бенни Андерссон |
художники: | Магнус Ренфорс, Элин Серегстедт |
монтаж: | Анна Мэрта Вэрн, Александра Штраусс |
жанры: | комедия, драма, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $76 590 |
Сборы в США: | $21 438 |
Мировые сборы: | $1 840 899 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 мая 2007 г. |
на DVD: | 11 сентября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Ты, живущий
Я заметил такую тенденцию в современном кинематографе, что самые талантливые и гениальные режиссеры снимают свои фильмы очень редко, потому что снимать хорошие фильмы действительно трудно. У шведского режиссера Роя Андерссона всегда большие промежутки между фильмами. Иногда они могут затянуться на десять лет, но когда у него все-таки выходит новый фильм, то я уже заранее знаю, что он будет как минимум очень хорошим.
Фильм “Ты, живущий” забрал в себя все мысли режиссера, которые он не успел донести в фильме “Песни со второго этажа”. Нужно быть ненормальным человеком, чтобы начать пересказывать сюжет данного фильма, потому что это просто невозможно. Сам режиссер назвал свой фильм разными живыми картинками. В этом фильме очень много героев и все они проживают свои маленькие жизни в этих картинках.
Когда я посмотрел первый раз на лицо Роя Андерссона (была фотография, где он сидит с очень грустными глазами), то я сразу подумал, что этот человек снимает печальные фильмы. Данный фильм можно назвать грустным, но не скучным. Учитывая небольшой хронометраж фильма (примерно один час и двадцать пять минут) он смотрелся очень легко. В фильмы были моменты, которые очень сильно удивили. Особенно никогда не забуду половой контакт толстой женщины и худого мужчины. Вот что значит реалистичный секс!
Развеселил момент с человеком, который дергал скатерть вместе с посудой. И был восхищен моментом, когда музыкант с девушкой сидит в квартире и играет на гитаре, а квартира движется. Я понимаю, что бесполезно вам рассказывать про этот фильм! Просто если вы хотите посмотреть настоящий авторский фильм, то этот фильм не стоит обходить стороной. В Голливуде никогда не смогут снять такой сильный фильм. Этот фильм снят про то, что люди уже давно умерли внутри и их уже никто не сможет понять. Грустно, но это чистая правда…
30 мая 2023
После «Песен» Рой Андерссон, казалось, нашёл свою стезю. «Ты, живущий» является полным продолжением той ленты, равнозначным способом используя повествование по раздельным сценам, иногда, с периодичностью, имеющими своё продолжение, равно как и продвигая идею апокалипсиса для низких и безвозвратных слоёв общества.
Тут тебе и электрический стул за сервиз, и подсчёт финансов под занятие любовью, и дом-путешественник, и занимательная продажа ковров, и такса, которую тащат из одной стороны кадра в другую.
По сравнению с «Песнями», швед намного меньше и, при этом, значительно неудачно, использует попытки насмешливого абсурдизма, иногда выдавая эпизоды, не имеющие в своём основании комической подоплёки и поворотного момента, в данной ленте не создаются причины для улыбок, хотя именно этим — своим сюрреализмом, испещрённым визуальным юмором, — и прославилась его самая значимая работа. Гротеск тут показателен — щедринские аллюзии вызывают здесь размеренное восхищение, но никак не эмоции.
«Ты, живущий» также не имеет и боевого, раскрашенного пустынным низом, презрения к обществу и издевательствам над ним. Нынешние герои оказываются более скучной и серой консистенцией, происходящее с ними показывает очередную безысходность выбранного им пути, пути ожидания, пути угнетённого бездельничества. Скандинавская медлительность, скованная дождевиком, изрядно промокшим под этими «тучами», которые и являются основной палитрой творчества Роя Андерсона, закрывает любой свет в конце тоннеля, когда-либо открывшийся им, и предрекает скорейший исход, исход внутренний, как разрушение собственного мира. Режиссёр, хоть и жидко посмеиваясь над ними, проявляет к ним в этот раз несказанное сочувствие, позволяет им повторять свои ритуалы и уходить с лица экрана, оставляя место другим, точно таким же.
Единственным, что выигрывает в выбранной сфере сравнения, является задний план, который режиссёр использует намного удачнее, чем прежде, и ещё больше оживляет мини-историю движением не камеры, перед героем, а движением персонажей и обстановки позади них. Особенно идеальна в этом плане сцена медового месяца — путешествие играющего жениха и его невесты по железной дороге в собственном доме, что первоначально видно лишь через маленькое окно с левой стороны, а затем раскрывается полноценно, сначала пассажирами вокзала, заглядывающими в окно, после чего приоткрывает остальные этажи видом со стороны вокзала.
Обидно только в одно — в этой ленте нечего выделять. Один раз рассуждая про сюрреализм и абсурдизм «песен», повторение «живущего», добавляет лишь количество сцен в общую галерею, больше неудачных, не имеющих в себе ни очертания сюжета, ни многомерность пространства, ни взгляд, препарирующий взгляды традиционные, однако всё столь же принимающими на свою душу приближающийся конец света.
25 февраля 2017
Этот фильм вряд ли понравится тем, кто привык к шаблону голливудского кино, последовательно развивающему сюжет от завязки к развязке через обязательную кульминацию. У Андерссона ничего этого нет; он снимает вообще без сценария и графика съемок, все эпизоды — сплошная импровизация, всякий раз снятая длинным планом одной камерой и с одного ракурса: монтаж режиссер по большей части отвергает. Однако фильм совсем не оставляет ощущение хаоса, композиция выверена до миллиметра и сильно отдает театральностью — как своей статичностью, так и расстановкой элементов. У Андерссона свой взгляд на то, каким должен быть идеальный кадр, он самостоятельно создает мизансцены и оттачивает эпизоды до совершенства, переснимая и отшлифовывая их многократно, пока не получит удовлетворяющий его результат.
«Ты, живущий» — вторая картина из трилогии о человеческом существовании, в некотором роде подборка привычной для Андерссона социальной рекламы, объединенная общим настроением и цветовой гаммой, или, если хотите — сборник не всегда смешных анекдотов про обывателей, череда маленьких зарисовок о маленьких людях. Пятьдесят сценок, которые сам режиссер назвал «живыми картинками», пятьдесят иллюстраций безрадостной жизни, мелочных желаний и покорной безвыходности. Безликие интерьеры, безликие люди, ни ярких красок, ни ярких чувств, приглушенные, близкие к серому цвета и неприяные, изломанные непроходящей тоской лица, размазывающиеся в полуторачасовой монолог режиссера о живущих здесь и сейчас. «Завтра будет новый день», — каждый вечер произносит бармен в дрянном баре, призывая сделать последний — на сегодня — заказ, но этот новый день так и не наступает, и ничего не меняется ни в людях, ни вокруг них. Все так же доводят оркестранты своих жен и соседей до белого каления бесконечными репетициями, и толстая тетка, запивая алкоголем несбыточную мечту о мотоцикле, жалуется на то, что ее никто не понимает, и девчонка в нелепых лиловых сапожках упражняется в объяснениях в любви гитаристу рок-группы, грезя о свадьбе и совместной жизни в тесном пространстве мещанского быта.
Андерссон скрупулезно вырисовывает черты окружающего мира, многократно, до гротеска, усиливая их, — но не обличая, а беззлобно, хотя и грустно, высмеивая. Как запутавшуюся в поводке таксу, которую, не замечая, тащит по земле впавший в маразм хозяин в одной из первых сцен фильма, — так и все герои, раздавленные существованием, сдавшиеся и вряд ли представляющие иную жизнь, покорно позволяют судьбе волочить себя изо одного дня в следующий. Их сны — лишь продолжение серого настоящего и мало от него отличимы, и абсурдная реальность плавно переходит в абсурдные видения, наполненные все теми же невеликими обывательскими страстями. Все эти люди — мастерски нарисованный Андерссоном собирательный портрет современника. Таков ты, живущий.
27 июля 2016
В одной из сцен типичный, затюканный, ународненный и обледненный адерссоновский персонаж — психиатр рассказывает, что от работы собственной подустал и злобных эгоистичных страдающих людей делать счастливее не собирается (похожий типаж один из немногих кто периодически появляется несколько раз на протяжении фильма), а просто будет выписывать рецепты, и чем жестче препарат, тем лучше. Такое впечатление, что похожими мотивами руководствовался и режиссер, особенно если сравнивать его картину с предыдущей — больше абсурда, чем характернее, тем лучше, к черту целостное кино.
Действительно, обнаружить связующее звено во всем этом безумии — крайне трудно. Нет, стиль узнаваем, многим приглянувшийся, отчасти безупречный, сцены умиляют даже в статике, но если в «Песнях со второго этажа» зрителю давался шанс хоть как-то связать абсурдное действо в единую цепочку повествования, более того, символы были читаемы и зависимы друг от друга, то есть и осмыслить получалось худо-бедно; «Ты, живущий» же этой возможности бессердечным образом лишает.
Нет, конечно, можно назвать это визуальным отображением каких угодно идей — одиночества ли, обескровленности повседневщины, нарушений связи между людьми, всеядной апатия и так далее, но, боже ж ты мой, получается такое обаятельное и стильное кино хорошего постановщика становится тяжеловесной философской пошлятиной. А другие решения лежат в области отдаленно навеянного, как мое сравнение Андерссона с психиатром, что как-то основательно подтвердить мало возможно.
Коллаж, конечно, занимательный, но надеяться, что безупречный стиль сможет послужить достаточной и единственной связующей линией в фильме — несколько проигрышно, особенно для зрителя с большим удовольствием принявшего не менее стильный, но целостный сюр «песней».
Возможно, беда большого количество авторских фильмов — попытка за уши расширить масштаб поднимаемых проблем (не исключено, что здесь этой задачи вообще не стояло, а все эти смыслы — домыслы зрителей, кому одного стиля на полтора часа маловато), так, рассуждая о свойствах жизни, можно уйти дальше — к бытию. И голубям.
31 августа 2015
Ты, живущий! Редкость, что в названии кроется весь смысл показанного нам. Ты, живущий — обращение к смотрящему, дерзкий толчок в спину двумя указательными пальцами. Одним только названием нас заставили поднять веки.
Что скрывать, зачастую приходится отматывать некоторые сцены в фильмы, потому что они ничего за собой не несут, но тут же всё наоборот. Каждую сцену хочется пересмотреть ещё раз, хочется смаковать её. Это не тот случай, когда появляется желание поскорее закончить просмотр и вынести свой вердикт — нет. Но присутствует желание пометить фильм галочкой, дабы запомнить его и не потерять ощущений после просмотра оного.
Сюрреалистичная драма Роя Андерсона — стоящая трагикомедия, которую однозначно стоит смотреть. Кратко, нестрого, понятно. Идеальная продолжительность фильма тут кстати — 90 минут — оптимальный выбор для данного жанра.
8 из 10
18 марта 2015
Яркий представитель арт-хауса. Абсолютно банальные вещи с одной стороны: дорожные пробки, движение лифта, игра на музыкальных инструментах у режиссера картины «Ты, живущий» Роя Андерсена превращаются в моменты которые интересно наблюдать. Своего рода этот фильм «подглядывание в замочную скважину», а необычные тона фильма уже снискали славу автору в фильме: «Песни со второго этажа» получивший в 2000 году на Канском кинофестивале «Приз жюри», он одновременно обо всех и не оком. Фильм не однозначный в нем статичная камера, сюжет на грани абсурда, но как раз это и придает работе исключительность. После просмотра возможно вам понравится «Ты, живущий», может быть нет, но равнодушными вы к нему не останетесь.
6 из 10
1 декабря 2014
Я снова возвращаюсь к ноябрьской шведской подборке, где осталось всего лишь два фильма. Сегодня посмотрел трагикомедию Роя Андерссона, которая даже выдвигалась на Оскар. Уж очень я сомневаюсь, что в тот год не было картин лучше. Честно говоря, глубокого смысла я тут не увидел и даже сомневаюсь, что он тут должен быть. Ибо работа режиссера-сценариста напомнила мне зеркало в комнате смеха, которое выдает карикатурные пародии на обычных людей, смотрящихся в него. Вы же не станете в этом искать тайные символы и знаки. Вот и здесь всего лишь самый настоящий шарж на современную жизнь многих жителей обычного шведского городка.
Будьте готовы к тому, что полтора часа вам будут показывать различные утрированные ситуации, где каждая следующая еще абсурднее предыдущей. Я вообще не люблю трагикомедии, но все-таки многообразие колоритных персонажей и специфичное скандинавское чувство юмора на грани трэша произвели вкупе на меня впечатление. Очень понравилась несчастная байкерша, которую никто не любит и не понимает. Каждый раз она прогоняла своего бойфренда с собакой, а потом добавляла: «Я, может, скоро вернусь». А ведь я знаю таких людей, которые постоянно жалуются на жизнь, но при этом ничего не меняют, как и эта байкерша. Они просто любят жаловаться. Другой пример с учительницей, рыдающей взахлеб, потому что муж назвал ее чумичкой! Уверен, что вы припомните хоть одну знакомую, которая также обижается на всякие мелочи.
Или вот взять хотя бы в качестве примера постельную сцену. Дама восседает сверху на мужчине и млеет от наслаждения, а он в это время рассказывает ей о пенсионном фонде. Это же сюрреализм в чистом виде! Но, увы, есть и такие люди, которые даже в моменты интимной близости думают о своих проблемах. Люди, которые просто не умеют радоваться жизни и быть счастливыми. Унылая дождливая картинка в серых тонах как раз подчеркивает посыл режиссера. Тут вы не увидите солнца, но, возможно, увидите себя в этом кривом зеркале. Не ищите глубины. Суть лежит на поверхности. Актерскую игру нет смысла комментировать. Я высоко ценю талант, когда стирается грань между реальностью и игрой. Здесь же изначально все замешано на фарсе. И знаете, это мне показалось интереснее великого Бергмана. Истина не менее банальна, но подача хотя бы не такая претенциозная. Но все равно не люблю подобный жанр, поэтому субъективно ставлю средний балл.
5 из 10
23 ноября 2013
Абсурдная трагикомедия в лучших традициях этого жанра. Отрезки жизней. Иногда мимолётно перетекающие друг в друга, иногда разрозненные. К каким то персонажам мы возвращаемся вновь. Каких-то мы больше не увидим. Иногда мы подсматриваем в «замочную скважину», иногда люди обращаются непосредственно к зрителю.
Минималистический антураж. Резкие, вывернутые эмоции. Чёткие харАктерные разрезы. Но кто эти люди? Они просто посторонние, о которых мы ничего не знаем. Мы можем догадываться. Вопросы возникают каждое мгновение. Автор милостив и иногда даёт ответы, на какие-то из них.
Люди часто плачут. Но их страдания остаются страданиями постороннего. Люди редко смеются. Но их смех не выражает радости. Зритель смеётся или плачет, но не тогда и не так, как персонажи.
Сумбурное нагромождение разноплановых пластов собирается в клубок и ближе к финалу выплёскивается в утрированное подобие счастья, которого все ждут. Это мещанское идеалистическое счастье, которому радуются, но не завидуют. Все хотя прикоснуться к нему, но каждый понимает, что это только мираж. Фантазия. Воздушный замок, который рано или поздно лопнет. Зритель-вуаерист становится частью этой толпы и уже утрачивает какие-то индивидуальные черты, осознавая себя не личностью, но частью массы. Кто-то ощущает себя посторонним. Но вряд ли хотя бы один чувствует себя гостем или другом.
Финальная часть на этом не заканчивается. Когда наступает краткий миг спокойствия и отдыха, чувство тревоги ненадолго оставляет. А потом — неизвестность. И эта неизвестность грозно надвигается. Неумолимый рок, который принесёт ещё больше страданий. Ещё больше несбывшихся надежд. Ещё больше страхов. Но ведь и новых радостей. Новых друзей. Новых свершений. Жизнь продолжается. Но как, никто не знает.
Такова правда жизни по Рою Андерссону. И я не мог оторваться от этих мгновений чужой судьбы. Какое это кино? Безусловно — другое. Безусловно — это один из ярчайших образчиков современного абсурда. Конечно его нельзя рекомендовать. Естественно оно не понравится большинству. Оно оставит след. Но надо его увидеть, что бы понять всё самому. И да, иногда было очень смешно.
Очень хорошо, что Рой Андерссон смог перебороть свой творческий кризис. Жалко что он так надолго затянулся.
4 июня 2012
«Ты, Живущий» (2007) шведского режиссёра и сценариста Роя Андерссона — это по-настоящему оригинальный и независимый в лучшем смысле этого слова фильм, один из наиболее интересных и необычных европейских фильмов последних лет.
Я видела его пару месяцев назад и была настолько очарована 90-минутной коллекцией 50 коротеньких миниатюр, что закончив смотреть, тут же начала пересматривать (и неоднократно) те из них, ставшие самыми любимыми. Рой Андерссон является признанным мастером необычных и успешных рекламных клипов (восемь Каннских Золотых Львов на фестивале рекламы), представляющих законченные короткие инсценировки абсурдно-правдивых жизненных ситуаций, снятых в долгих кадрах. Этот факт помогает понять, как Андерссону удалось создать и объединить в «Ты, Живущий» 50 оригинальных завершённых историй, представляющих его взгляд на существование и состояние современного человечества, и сочитающих в равной степени трагическое и смешное. Мир «Тебя, Живущего» не выходит за пределы мрачного, большей частью дождливого Стокгольма и населён ничем не примечательными, подавленными, непонятыми и непонимающими друг друга обитателями. Их жизнь (или существование) -это дисгармония в выцветших серо-зелёнo-бежевых тонах. Цветовая палитра, выбранная Андерссоном для «Тебя, Живущего», создаёт атмосферу тихого отчаяния и тоски. Звучит не слишком заманчиво, не правда ли? А теперь представьте, что работы по настоящему великих мастеров кино вдохновили Андерссона на создание его необыкновенного фильма, потому что их влияние трудно отрицать: Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Луис Бунюэль, Кшистоф Кисловский и пражский маг Ян Сванкмайер. Журнал Village Voice назвал Андерссона шутовским Бергманом, и это очень точное описание его творчества. Андерссон не отворачивается от серьёзных всеобъемлющих проблем, но его уникальный стиль включает комедию абсурда, едкую сатиру, комический сюрреализм и чисто Фелинниевский гротеск. И не только. При всех экзистенциальных темах, которые фильм рассматривает совсем не сентиментальным взглядом, он получился смешной, трогательный и временами даже оптимистичный, несмотря на абсурдные ситуации, минималистский стиль и некоторую отстранённость.
Очень важную роль играет выбор музыки в «Тебе, Живущем». В отличие от приглушёных и выцветших цветовых тонов, музыка, звучащая в фильме — яркая, выразительная и легко запоминающаяся. В лучших сценах музыка неотделима от происходящего на экране. Например, репетиция духового оркестра «Луизиана». Музыканты исполняют Колыбельную Моцарта, которая звучит как бравурный марш и не может не заставить зрителя улыбнуться. Очень привлекло меня то, что Андерссон использовал три старинных русских романса в фильме. В одной короткой сцене женщина лежит в ванне и напевает без слов чудесную мелодию русской народной песни «Однозвучно гремит колокольчик», которая, оказывается, была популярна во многих европейских странах под разными названиями. Женщине подпевает мужчина, одевающийся в комнате рядом. Эта cцена, пожалуй, одна из всего нескольких изображений счастливых людей. Когда люди счастливы, они часто напевают — только для себя. Когда они не счастливы, они тоже поют, как один из наиболее запоминающихся персонажей — весьма среднего возраста дама, пессимистка и зануда, мечтающая стать байкершей и жалующаяся в песне на то, что у неё нет мотоцикла. Добавлю, что оригинальную музыку к фильму написал Бенни Андерссон (тот, который из АББА). До чего же молодцы эти Андерссоны/Андерсены. Ни один артист, писатель или режиссёр с этой фамилией ни разу меня не разочаровал, начиная с Ганса Христиана Андерсена.
В фильме, в котором переплетаются и пересекаются множество историй, одни запоминаются лучше, чем другие. Самой смешной была сексуальная сцена между измождённым и озабоченным финансовыми проблемами музыкантом и женщиной в шлеме викинга. Больше ничего не скажу -это надо видеть. Самая лучшая, памятная, нежная, самая оптимистичная в грустном мире живущих, и самая амбициозная в кинематографическом плане — это сон Анны, молодой девушки, отчаянно и безответно влюбленной в рок-музыканта Микке Ларссона (Эрик Бекман («Cat Casino», гитарист шведской группыDeathstars). Эта миниатюра стала одной из моих любимых сцен в кино.
Ты, Живущий — второй фильм в трилогии о сущности бытия Роя Андерссона. Первым был «Песни со Второго Этажа» (2000), победитель приза Жюри Каннского кинофесиваля. «Песни со Второго Этажа» так же прекрасен и совершенен, как и «Ты, Живущий», но с бОльшим уклоном в трагическое. Рой Андерссон, который за 40 с лишним лет работы в кино сделал всего пять полнометражных фильмов, сейчас работает над заключительным фильмом трилогии с прелестным названием «Голубь Сидел на Ветке, Размышляя о Бытие», который планирует завершить в 2013 году. Я буду с нетерпением ждать его выхода на экраны.
10 из 10
18 февраля 2012
Вы любите фильмы Жака Тати?
Ах, вы не знаете кто это такой!!!
Значит…
Ты, живущий (я люблю этот фильм)
Я заметил такую тенденцию в современном кинематографе, что самые талантливые и гениальные режиссеры снимают свои фильмы очень редко, потому что снимать хорошие фильмы действительно трудно. У шведского режиссера Роя Андерссона всегда большие промежутки между фильмами. Иногда они могут затянуться на десять лет, но когда у него все-таки выходит новый фильм, то я уже заранее знаю, что он будет как минимум очень хорошим.
Фильм «Ты, живущий» забрал в себя все мысли режиссера, которые он не успел донести в фильме «Песни со второго этажа». Нужно быть ненормальным человеком, чтобы начать пересказывать сюжет данного фильма, потому что это просто невозможно. Сам режиссер назвал свой фильм разными живыми картинками. В этом фильме очень много героев и все они проживают свои маленькие жизни в этих картинках.
Когда я посмотрел первый раз на лицо Роя Андерссона (была фотография, где он сидит с очень грустными глазами), то я сразу подумал, что этот человек снимает печальные фильмы. Данный фильм можно назвать грустным, но не скучным. Учитывая небольшой хронометраж фильма (примерно один час и двадцать пять минут) он смотрелся очень легко. В фильмы были моменты, которые очень сильно удивили. Особенно никогда не забуду половой контакт толстой женщины и худого мужчины. Вот что значит реалистичный секс!
Развеселил момент с человеком, который дергал скатерть вместе с посудой. И был восхищен моментом, когда музыкант с девушкой сидит в квартире и играет на гитаре, а квартира движется. Я понимаю, что бесполезно вам рассказывать про этот фильм! Просто если вы хотите посмотреть настоящий авторский фильм, то этот фильм не стоит обходить стороной. В Голливуде никогда не смогут снять такой сильный фильм. Этот фильм снят про то, что люди уже давно умерли внутри и их уже никто не сможет понять. Грустно, но это чистая правда…
Спасибо.
P.S.
А причем тут Жак Тати?
Ой, любит его режиссер Андерссон!
Это видно в его идеально-чистом шедевре…
10 из 10
11 сентября 2010
Посмотрела фильм, прочитав и наверное выучив уже наизусть все рецензии. Поняла, что сюжет несколько авангардный, значит, нужно читать, что люди там увидели. В итоге… я не увидела ничего.
Фильм в духе «или депрессия, или смерть» — главные герои выкрашены в мертвенно — бледные цвета, фон каждого сюжета — серый или серо-голубой, сами сюжеты оставляют желать лучшего в прямом смысле.
Постоянно статичная камера просто убивает. Люди, обращающиеся в эту камеру (кстати, напомнило этим «Амели») — тем более. Если наш мир таков, то я сейчас же пойду и повешусь. Может для кого-то это будет новым сюжетом. Такое ощущение, что режиссер захотел собрать семь грехов человека XXI века в одном фильме, при чем без сравнения с добродетелью.
«Никто меня не понимает, никто не любит» — единственное, что хоть как-то… уложилось в голове и душе, лично мне понятны эти переживания.
5 из 10 за то, что я не поняла этот фильм.
2 февраля 2010
Конца света нет! Все уже мертвы…
Каждый день я выхожу с работы, сажусь на велосипед, надеваю мониторки, включаю старый японский сд-мп3 и еду домой. На улицах нет почти ни одного живого человека, одни металлические коробки на колесах, маленькие комнатки, в которых люди добираются до чуть больших комнат в еще больших коробках. Отчасти я сам нахожусь на пороге превращения, отчасти я уже превратился, и, как ни странно, Андерссон, снимая свою вариацию на тему «смерти людей», вновь повторяется и не думает даже, что мог бы снять что-то более великое.
Конца света быть не может, потому что человечество живет в аду. Андерссон видит в людях клоунов, поэтому почти все персонажи раскрашены под Пьеро, с толстым слоем грима и безэмоциональными лицами, а жизнь их безмолвная, и скучная, даже без ожидания нового дня, который, в общем-то, как техническая характеристика жизни, а не ожидание чего-то нового и необыкновенного. Режиссер утрирует жизнь до визуальной пустоты, тишины и некого белого мрака, что вообще ассоциативно свойственно всему северному и визуально, и на философском уровне восприятия, поэтому картина вся, просто от и до, состоит из минимизированных декораций, как будто берется любое помещение и из него вытаскиваются все предметы, при этом каждый стационарный кадр, а именно из них состоит картина, графически очень насыщенный и даже сюрреалистичный, что в положительном смысле и сводит зрителя с ума.
Смотрится это, конечно, отлично, но по мне так, нельзя уезжать на какой-то одной своей фишке, которую ты уже использовал в другой интересной и менее пафосной картине, и тем более, пропитывать этим приемом весь фильм. Это, несомненно, придает фильму столь редкую психоделичность и задумчивость на всем его протяжении, но это замкнутость мышления и, как раз, поэтому режиссер незаметно для самого себя находится в том самом необратимом изо дня в день повторяющемся бесчувственном мире, о котором сам снимает кино. Вот такое забавное наблюдение.
Очень интересный юмор как всегда у Андерссона, близкий любому ироничному человеку, в том числе и над самим собой. Юмор не как элемент высвобождения сознания, а как абсурд жизни, абсурд ситуаций, которые как бы выглядят нормально, но на самом деле являются дикостью и невероятным кретинизмом. Остановка, под козырек которой фиг попадешь под дождем, секс с переодеванием, когда возбуждение недостижимо, кроме как перевоплотившись в другого персонажа, дорожные пробки, в которых можно сидеть и из окна своей машинки рассказывать разные истории, ну, а гиперболичные «Правосудие — как аукцион», на котором продается человеческая жизнь, и смертная казнь — как развлечение, под которое можно поесть попкорн — это уже та грань, за которой некоторые живут. И найти в каждом эпизоде карикатуру на любого в современном мире, в общем-то, несложно, несмотря на свою собственную святость, которую каждый в себе чувствует.
Странно и удивительно, что под конец режиссер вспомнил все-таки про людей, которые с точки зрения обычного восприятия еще не превратились в ноющий о том, что его никто не понимает хлам, людей, которые еще получают удовольствие от жизни вместе, еще способны вспоминать прекрасные моменты прошлого, а, следовательно, в глубине души мечтают. Но у Андерссона они даже сюжетно неважны, возможно, он просто не знал как их вписать в смысл всей картины. Правда, и тем и другим шанса режиссер не дает, что справедливо. И дарит всему человечеству напоследок B-52 (не коктейль, увы), как символ завершенности существования, забивая последний гвоздь в крышку гроба, в который человечество загнало себя само.
Достаточно обоснованная картина, но чем еще больше хороша — она философски спорная, что, надеюсь, некоторых людей натолкнет на новый виток мыслей в отношении раскрываемой темы, и является необычной смесью красочной художественной минималистичности и очень острого гротеска.
2 февраля 2010
Человек — как проект, как стремление что-то получить из себя.
Видимо, Рой Андерссон хотел передать примерно такое настроение. Люди не плохие и не хорошие. Они такие, какими сами себя делают. В фильме люди показаны именно такими — покинутыми, несчастными, но желающими стать счастливее, однако, ничего для этого не делая. И это самая большая трагедия человека. Человек не хочет делать из себя кого-то, он может так и остаться никем.
Как точно отражают убогие и голые декорации пустоту человеческой души. Хотя может это символизирует чистоту — чистый лист, с которого так хочется начать жить? Как быстро передаётся от героя к герою настроение одиночества, жалости к самому себе… Кажется, весь мир в фильме сходит с ума, находится на грани нервного срыва, как минимум. Но нет, они просто живут. Существуют, можно сказать. Потому что живут вопреки здравому смыслу — кто прошлым, кто будущим («Вот был бы у меня мотоцикл — уехала бы к чёртовой матери, прямо сейчас взяла бы да уехала!»). И это наша с вами реальность, ничего нового. Фильм лишь помогает осознать это, прочувствовать. Безусловно, кадры наполнены юмором, пусть местами и грустным. Но он помогает разглядеть — как комичен человек, просто хотящий стать счастливым.
Живущий — вполне нейтральная оценка человека, но она же самая — справедливая. У него в руках всё, чтобы он мог стать лучше, определиться в этой жизни. Рой Андерссон прекрасно передал эту идею, не наполняя фильм лишними словами, просто обнажая абсурдность нашего существования. И бомбардировщики — возможно воплощают некий философский «страшный суд», заставляющий человека вдруг понять, насколько он одинок в мире и, и что предоставлен только самому себе…
Таких интересных картин — единицы.
10 из 10
16 декабря 2009
Со времён «Песен…» прошло не так много времени, но мы ещё подурнели, ещё постарели, стали ещё более одинокими. То есть не помогло нам даже невинной девочки заклание. Злая шутка мироздания: искали независимости от ближних, считали это своим счастьем, потратили тысячелетия, получили материальное благополучие и одиночество. Где-то уже встречался подобный сюжет.
29 сентября 2009
Казалось бы, сколько уже было скандинавских фильмов о безразличии общества начиная с Догвиля и кончая Неуместным человеком, что пора бы подумывать о каноне..
Но нет — Рой Андерссон предлагает нам нечто совсем иное.
Ты живущий — почти антиутопическая лента. Апатичная, размеренная, но разящая с необычайной силой. И в самые неожиданные места.
Герои Андерссона намерено сочетают в себе карикатурность, показушную, почти гротескную убогость, но это длится недолго, атмосфера нагнетается затянутостью сцен, целиком пропитанных бытовой неизбежностью, как главной и единственной формой бытия. Этот мир — скандинавская модель апокалипсиса, в которой люди — экзистенциональные ячейки, а счастье доступно только в снах. Завтра будет новый день, только никто в это не верит, всё глубже уходя в себя и теряя связь с реальностью.
. ..«Так будь доволен ты, живущий, своею теплою постелью, пока волной холодной лето не окропило ног твоих»…
16 сентября 2009
Мне очень сложно оценивать этот фильм.
Идея — 10 баллов однозначно: задуматься вынужден каждый, кто его увидел. А затем остаться один на один с собственными неповторимыми размышлениями, поскольку ни малейшей однозначности фильм не подразумевает.
Он, буквально, тычет зрителей носом в проблемы, понятные людям любой страны: жизнь такая, какой мы ее делаем сами. Но даже самая скучная может кончиться в любой миг, поэтому не стоит путать сны и реальность, тратить ее на всякую чепуху, тупиковые мечтания и заунывность однообразия каждого нового дня…
Снят «Ты, живущий» безукоризненно здорово — художник, оператор и актерский ансамбль — в «десятку», без вопросов. Музыкальное оформление — божественно и создает безукоризненно точную атмосферу каждого эпизода. И все это работает на общую идею картины.
С другой стороны, при всей глубине замысла, наблюдать эту серую и такую узнаваемую, в общем-то, жизнь совершенно не интересных людей местами просто мучительно скучно. Несколько забавных и даже смешных моментов общего удручающего впечатления от процесса не перекрывают. И даже наталкивают на нехорошие мысли, а не пора ли им всем… пора?.. Как в финале «Догвиля»…
Не уверена, что это позитивный вывод, но он-таки не исключается.
Поэтому оценить эту картину высшим баллом рука не поднимается…
Но всем, кому «во всем… хочется дойти до самой сути», смотреть, конечно, нужно.
9 из 10
26 августа 2009
Это первый и единственный проект Роя Андерссона, который я посмотрела. И, честно говоря, разобраться в своих впечатлениях после просмотра мне довольно сложно. Но я попробую это сделать, потому что фильм, безусловно, заслуживает обсуждения, несмотря на то, что мне не понравился.
Сначала о хорошем. Андерссон произвел на меня впечатление самобытного режиссера, снимающего то, что хочется именно ему и так, как хочется именно ему. На мой взгляд, такая позиция заслуживает уважения. Кроме того, он, явно, умный и наблюдательный человек, обладающий талантом художника-минималиста, способный добиться идеального соответствия между поставленной задачей и ее воплощением на экране. С визуальной точки зрения фильм очень необычен и продуман до мельчайших деталей.
Причина моего недовольства — содержание. Фильм нельзя четко отнести к какому-либо конкретному жанру, он не укладывается в обычные рамки. Его можно рассматривать с разных точек зрения, что я сейчас и попытаюсь сделать.
1. Фильм о людях, просто «люди, как они есть», без претензий.
На первый взгляд, да. Все персонажи фильма — обычные люди, живущие по соседству, чьи лица мы постоянно видим на улице, на работе, в транспорте и даже в зеркале. Сначала кажется, что это портрет человечества, нарисованный с ювелирной точностью. Да, мы все любим поныть, пожаловаться на жизнь, на непонимание. В каждом из нас есть эгоизм, тщеславие, равнодушие, раздражительность. Но, в отличие от героев фильма, в любом из нас есть множество и положительных качеств тоже. Да, мы такие, но мы НЕ ТОЛЬКО такие, и мы такие НЕ ВСЕГДА. Унылая, не выспавшаяся, бурчащая толпа, собирающаяся утром в курилке на моей «любимой» работе, значительно отличается от той же толпы, встречающейся там после обеда. А к вечеру, этих же самых людей и вовсе не узнать, особенно в преддверии выходных, получки или корпоратива.
А в мире Андерссона нет ничего жизнерадостного, светлого, ни в одном из персонажей нет ничего позитивного, не за что зацепиться. В каждом живом обычном человеке можно найти что-то привлекательное, что-то вызывающее симпатию или, хотя бы, интерес. А здесь один сплошной унылый беспросвет. Надо быть законченным пессимистом, чтобы видеть реальных людей так, как их видит режиссер. Отсюда вывод, что герои фильма только кажутся живыми людьми, а на самом деле это не люди, это — паноптикум человеческих пороков, слабостей и недостатков.
2. Бытовая комедия.
Ну, да, смешные моменты в фильме есть. Но юмор, на мой взгляд, очень злой и вызывает не улыбку, а саркастическую усмешку. Поэтому, как комедия фильм не воспринимается, хотя, возможно, я просто не врубаюсь в скандинавский юмор.
3. Социальная сатира.
Вот это скорее всего. Но и в данном качестве не могу дать положительную оценку, поскольку хорошая, с моей точки зрения, сатира всегда гротескна. Пороки, подлежащие осмеянию, сознательно делаются выпуклыми, объемными, гипертрофированными для того, чтобы зрители могли отделить человека от его греха. Можно и даже нужно высмеивать зло, но не людей. А в фильме Андерссона люди, за счет детализации, кажутся настолько обыденными и повседневными, что невозможно отделить их от пороков. Для сатиры все это слишком мелочно. Я чувствовала себя как-то неловко, ухмыляясь в некоторых сценах. Вроде и смешно, но «грех смеяться над убогими» (с).
4. Фильм-настроение.
С этой точки зрения, по-моему, кино — просто кошмар. Не знаю, может кто-то и обожает смотреть унылые, депрессивные фильмы-настроения, но только не я. Мне, честно говоря, очень хотелось после просмотра предложить режиссеру прогуляться с его настроением, как говорится, до города Флоренции, посмотреть, где там у статуи Давида «центр внимания». А если учесть, что фильм снимался аж целых 6 лет(!), то это уже не настроение, это — диагноз.
5. Фильм-проповедь.
На эту мысль наводит все вышеперечисленное вкупе с веселыми бомбардировщиками. Самолеты в конце — это серьезная претензия, как и женщина, молившаяся в церкви, откуда ее выталкивал зануда-священник. И, в общем, правильно делал, потому как в ее молитве, как и во всем фильме, не было главного — сопричастности. Боже, прости ИХ, грешных, а не НАС, грешных. «Ты, живущий», а не «Мы, живущие». Ее молитва, по сути, фарисейская. О своих грехах она не переживает, только о чужих.
Христос, к которому обращается эта женщина, получил право судить людей потому, что любил их так, что жизнь за них отдал. А любит ли людей Андерссон? Да, судя по фильму, терпеть не может. Он рисует характеры героев так, что нет никакой надежды на перемены для них. Не верю, что эта алкоголичка, или ее воздыхатель, или психолог, или кто-нибудь из музыкантов смогут измениться. Что Анна перестанет предаваться дурацким мечтам о «классном» музыканте. Точнее, даже не столько о нем самом, сколько о всенародном признании своей собственной «классности», полученным за счет славы «жениха», а не собственными достижениями. Что хорошего в ее мечте, кроме самой придумки с домом-поездом?
Ну и как решить проблему? Бомбометанием? Простите, но меня такой исход категорически не устраивает. И режиссера тоже не устроил бы, если бы он знал, что ударной волной его, любимого, накроет вместе с остальными. А ведь ничего другого он не предлагает. П-моему, если вы услышали в этом фильме призыв к переменам, то, на самом деле, вы нашли его не на экране, а в себе самом. Просто вы оптимист, а, раз так, то этот фильм не про вас. Вот такой парадокс.
Резюмирую. Нельзя, по-моему, помочь людям, если видишь в них одни только недостатки. Нельзя помочь миру, если считаешь его дерьмом. Мало поставить диагноз, надо назначить лечение. А если не можешь, то не надо портить людям настроение. Мне кажется, режиссеру надо бы съездить куда-нибудь на природу, подышать свежим воздухом. И пообщаться побольше с людьми, вместо того, чтобы из окна их в бинокль разглядывать в дождливую погоду, когда даже у самых позитивных лица не веселые. Может, не все так уж и плохо окажется, не захочется командовать: «Огонь!». Может еще немного поживем.
13 августа 2009
«Все люди хотят счастья хотят счастья. В большинстве своем они эгоцентричны, эгоистичны и не способны на щедрость. Я хотел бы говорить честно: люди в большинстве своем злобны и глупы. В большинстве своем. Я час за часом занимаюсь терапией, чтобы сделать злобного человека счастливым. — А к чему? Это невозможно.»
Другая фраза «Никто меня не понимает» рефреном проходит через весь фильм. Герои фильма в отчаянье клянут равнодушных окружающих, наивно полагая, что причина их несчастий — в равнодушии всех тех, их окружает. Зрителю показана действительно серая реальность, щемяще бессмысленное, тоскливое существование, полное тупой боли, складывающейся из мелких тычков судьбы. И сначала все их становится жалко и в какой-то степени — себя вместе с ними. Но через вскоре начинаешь понимать, что не только беда, но и вина всех этих людей — в нежелании принять на себя ответственность за свою судьбу. Старая дева-алкоголичка мечтает о мотоцикле и сетует на отсутствие денег, вместо того, чтобы пытаться их заработать… Неудачливый поклонник, перед носом которого захлопнули дверь, начинает плакать о том, что никто его не понимает, вместо того, чтобы перестать преследовать женщину, которой он не интересен и у которой есть другой.
Все в наших руках, господа! Так давайте же не делать его серым, отказываясь быть хозяевами собственной жизни.
23 июня 2009
«Ты, живущий!» шведского киноклассика Роя Андерссона — абсурдный анекдот о человечестве, полный трагического юмора и комичного драматизма. Музыка в стиле новоорлеанского джаза, плоская жизнь людей, будто подсмотренная режиссером в подзорную трубу, переплетение обыденности и снов, будничный минимализм, — через это Андерссон передает ощутимую реальность, так остро затрагивающую зрителя, смеющегося и плачущего одновременно. На первый взгляд кажется, что мэтр Андерссон издевается над своими жалкими героями и заодно и над зрителем, решая разрушить тлеющий мир летящими под оптимистичный джаз бомбардировщиками. Но маленькая режиссерская шутка — большой повод подумать о человеческом бытии.
Кинопочерк Андерссона оригинален и узнаваем с первых кадров: краткие житийные зарисовки, собирающиеся в мозаику людских судеб, камера, будто привинченная к полу, редкие монологи и диалоги. Режиссеру не важно, где и когда происходит его история, потому что парадоксы и радости жизни не вписываются в рамки времени и пространства. «Ты, живущий!» — обращение не только к зрителю, но и к своим героям, пропитанным обыденностью настолько, что становятся не способными выйти за ее рамки. «Никто меня не понимает», — не раз выкрикивает тучная женщина в леопардовой рубашке, отвергающая поклонников, находящая утешение в бутылке и мечтах о мотоцикле. «Ваш последний заказ! Завтра будет новый день!», — и люди поспешат на призыв бармена к стойке за утопическим счастьем. Кто-то дует в начищенную трубу, кто-то бьет в исполинских размеров барабан, кто-то плачет навзрыд от нанесенного оскорбления, а кто-то снова не влезает в лифт. Андерссон по-чеховски тонко и по-гоголевски гротескно показывает неизбежность краха человеческого бытия, разделенного на дни недели и праздники. И не спроста герои фильма имеют мертвецки бледную кожу, невзрачную серую одежду и квартиры, похожие на большие картонные коробки, в которых редко попадает свет. Закрывшись в них, люди даже перестали слышать друг друга, а некоторые и вовсе утратили способность к коммуникации. Они подобны собаке, запутавшейся в собственном поводке и покорно волочащейся за молчаливым властным хозяином.
Сюрреалистические сны героев — единственный живой элемент фильма, раскрывающий их внутреннее стремление к счастью или страхи. Молоденькой девушке Анне, влюбленной в готичного солиста Black Devils Микки, снится собственная свадьба и добрые незнакомцы, желающие «прекрасной паре» счастья в их доме-поезде, едущем в прекрасное будущее. А рядом одинокий мужчина делится, как летал во сне и как ему «было здорово». Это контрастирует с рассказом водителя, которого за невинный фокус со скатертью и разбитый фамильный сервиз родственники сажают на электрический стул. «Все люди хотят счастья», — заключает усталый психиатр. «Да, но у них нет ни внутренней силы, ни подлинной человечности, чтобы его достигнуть», — как будто с грустью заключает Андерссон, показывая пустой и бесхарактерный мир, погружающийся в Лету.
Но глядя на полных, неуклюжих, живущих как-то наугад персонажей фильма видишь, как в зеркале, свое человечество. И вторя одной из героинь, хочется шептать: прости их, Господи, за слабость и величие, за неумелые попытки поймать счастье, за безрассудное веселье и сострадание, прости одиноких и не понятых, жестоких и добрых. Прости живущих.
9 из 10
12 мая 2009
Смотрел фильм и буквально ничего не понимал, что к чему. Что вообще там происходит? Я никак не мог понять, что же тут не так, вроде обычная жизнь, а всё равно как-то не так. Но после просмотра, меня всё-таки посетило какое-то подозрение, что этот фильм отражает нашу реальную жизнь. Этот фильм, это взгляд на нашу жизнь со стороны.
В фильме жизнь выглядит скучной, немного странноватой, обыденной, пустынной, депрессивной, неудачливой и чересчур простой, как звучащая в нём музыка. Камера сохраняет дистанцию от лиц настолько, что их трудно запомнить. Может это для того, чтобы увидеть частичку своей жизни в этой картине? И возможно каждый сталкивался хоть с одним из выше перечисленных пунктов. Это очень глубокий фильм, даже чересчур глубокий. Побуждающий задуматься наверное о самых важных жизненных вопросах. Должна ли жизнь вращаться только вокруг быта? Что мне сделать чтобы меня понимали? А может стоит поменять движение жизни, ускорить темп, как-то разнообразить её? Всё в руках каждого человека лично, и каждый после просмотра этого фильма может задать себе вопросы, которые возможно кардинально изменят его жизнь.
4 февраля 2009
После просмотра становится невыносимо грустно, потому что фильм отражает жизнь многих, такую же в сине-серых и тусклых тонах, бессюжетную, монотонную, безликую. Люди разучились радоваться мелочам: секс затмевается мыслями и разговорами о трудном дне, а музыка превращается в однообразные стук и гудение. Творчество обесценено: труппа музыкантов и оцепеневшая площадь, но оцепеневшая не от восхищения, а от неумения (или утраты умения) удивляться и испытывать восторг. Эта же труппа играет на похоронах все так же монотонно, без эмоций.
А «завтра новый день» — эту фразу мы слышим многократно на протяжении всего фильма. Но даже она не несет в себе какой-то смысловой нагрузки и тоже превратилась в рутинность. Завтра такой же день, как и сегодня, вчера, позавчера, а для кого-то, как и год назад. Лишь сны возвращают людей в иной, еще чем-то поражающий мир. Первый сон меня впечатлил до глубины души. Мужчина медленно обходит сервированный стол, проверяет, все ли приборы расположены должным образом… и (о боже!) все-таки дергает за скатерть и, конечно, с грохотом валится на пол вместе со всей посудой. А супнице больше двухсот лет! Потом суд: где еще можно встретить плачущего адвоката и виновного, который его утешает: «Такова жизнь…» Но даже во сне присутствует какая-то хладнокровность и, конечно, бессмыслица. Как в баре, за кружечкой пива с легкостью принимается решение: электрический стул. Да! Народу нужны зрелища. Жаль только, что они не способны поражаться даже жестокости. «Люди в большинстве эгоцентричны, эгоистичны и требовательны… злобны и глупы…» — говорит нам психолог с огромным стажем работы. Как ему не поверишь?
Весь фильм — это отсутствие всякой борьбы, размеренность и даже тоска. Лишь изредка яркие моменты и краски: розовые сапоги девушки, страдающей от любви к своему кумиру, ее сон (очень понравилась идея с движущимся домом), дикий поступок парикмахера и вор в ресторане. Все это вызывает грустную улыбку. Все слишком бессмысленно и депрессивно.
«Ты, живущий!», оглянись, живешь ли ты или, может быть, лишь существуешь?
9 из 10
2 октября 2008
Тяжелая комедийная драма о жизни людей одной из самых депрессивных стран в мире — Швеции.
Сюжет как таковой в фильме отсутствует, показаны только отдельные отрывки из жизни героев. Молодые и старые, красивые и не очень шведы изображены в очень уж стереотипном виде — вялые, депрессивные и безнадежные.
Насколько мне известно, шведы как минимум не все такие и у зрителя может сложиться неправильное впечатление о нации. Стоит помнить о том, что происходящее на экране — гротескный портрет современного шведа, потому что даже араб там грустный и депрессивный.
Очень понравилось музыкальное оформление фильма, а также дизайн интерьеров — простой и гениальный, без излишеств.
9 из 10
2 октября 2008
Герои этого фильма — самые обычные люди. Очень разные, но объединённые тем, что одиноки среди других людей. «Никто меня не понимает!» — самая часто произносимая фраза. У каждого свои заботы, друг друга они не слышат и слышать не хотят. Потому и не могут они найти места среди себе подобных, да при таком подходе и нет его, как нет места ещё одному прохожему, ищущему укрытие на забитой под завязку остановке в дождливый день.
Фильм в необычной манере повествует о простых вещах. Сменяющие друг друга эпизоды заставляют то смеяться, то грустить. Грустного, конечно, больше. А общее настроение фильма я бы определила как тревожное, этакое предчувствие чего-то. Обстановку подчёркивают ещё и грязные серо-зелёные тона, в которых снята картина.
Пожалуй, единственный по-настоящему позитивный эпизод в фильме — это тот, где безнадёжно влюблённая в гитариста девушка рассказывает свой сон. Только в своём сне девушка была счастлива, только во сне осуществилось её навязчивое желание выйти замуж. Кроме того, что этот эпизод позитивный (именно сам сон, а не то, что было после), так он ещё и красиво снят. Отличная находка этот дом-поезд, дающий надежду уехать в светлое будущее. Тем досаднее возвращаться на грешную землю, вернее, в бар, где снова накатывает депрессивная волна одиночества и непонимания.
Кажется, что если бы все остановились на миг и перестали бы твердить о равнодушии, прислушались бы к окружающим, то поняли бы и себя, и других. Как ни странно, кроме постоянного нытья, герои умудряются ещё интересные идеи высказывать, например, такие: «В жизни нужно делать всё от тебя зависящее». Ценная мысль, не правда ли?
Рой Андерссон очень внимательно подошёл к деталям. Кроме того, что кино снималось несколько лет, причём с использованием статичной камеры, оказалось, что одежду актёров вымачивали в чае, дабы придать ей несколько потрёпанный вид. Не могу не отметить и замечательную музыку. Иногда она неожиданно бодрая для того, что происходит в данный момент в кадре, но всегда необыкновенно красивая и как нельзя лучше придающая фильму определённое настроение.
Желаю и вам ознакомиться с этим удивительным фильмом. Оно того стоит: кино такого уровня попадается нечасто. Приятного просмотра!
9 из 10
2 июля 2008
Еще один хороший фильм, показывающий жизнь «маленького человека». Глупого, бедного, некрасивого, ущербного.
Основной плюс фильма — изумительно точно переданное настроение.
Закономерное следствие — настроение это вялое и депрессивное. Краски неярки, на экране почти ничего не происходит. Сюжета нет, планы сменяются со скандинавской неспешностью, сюжета как такового нет…
И только мудрый зритель в полупустом зале иногда просыпается, 2—3 минуты наслаждается кино и опять погружается в неспешную дрему.
Редкая ситуация, когда идея изумительная, передана аутентично, но смотреть почти невозможно. Нарочно не придумаешь.
8 из 10
5 июня 2008
Узнавая о том, что Рой Андерсон снимал полуторачасовой фильм «Ты живущий» семь лет, не покидает вопрос, на что уходило время? Особенно глядя на длинные статичные сцены, без малейшего движения камеры. Учитывая практически полное отсутствие монтажных склеек, появляется эффект полного присутствия в месте действия (а точнее бездействия), эффект конечно приятный, однако смотреть такое в кино для многих, можно спрогнозировать, будет мучительным.
Вот смотрит человек из окна на дождь, чего странного, в плохую погоду в реальном мире таких людей наберётся не мало, да и, говоря по телефону, принято на что-то смотреть, почему бы ни на дождь. Смотреть в фильме, как человек смотрит на дождь крайне мучительно, стоит только отвлечься от дождя, как взгляд падёт на отражение в стекле, такое вот зеркальное отражение мира и предлагает Рой Андерсон.
Попутно выносит приговор большей части человечества, он видит виноватых, и не видит невиновных, может, их нет, если вдруг сбросить бомбы на прогнивший мир, взрывная волна не будет выбирать, кого забирать с собой, заберёт всех. Может Андерсон видит вину не только в участие в творящемся зле, но и в безучастии в том, что принято называть добром? Красноречивый, и многими выделяемый эпизод, это конечно, история двухсотлетнего разбитого сервиза. Вроде как приличная семья, богатая, знатная, с хорошим ужином и дорогими столовыми приборами, а тут приходит какой-то пролетарий в форме автомеханика и бьет всё в клочья. С одной стороны эпизод вызывает дикий хохот, с другой оказавшаяся под скатертью свастика, является очередным приговором Андерсона к некоторой касте людей.
Продолжение этой истории не менее убоина, в той части, что смертный приговор будет вынесен этому самому маленькому человеку. Вынесен судейской коллегией за бокалом пива, в форме аукциона: «Электрический стул раз, два, три». Принято. Всё просто, жалкая бабка — хозяйка стола со свастикой рыдает по поводу битого в дребезги сервиза, серьезная тема хозяев жизни и исхода судебных дел в их пользу, отдает знакомым российским вкусом, а Рой Андерсон обращает это в смешную форму. Толи, призывая зрителя смеяться над собой, толи, вынося окончательный приговор «электрический стул три». Всем.
Поэтому, конечно же, в фильме нет ни одного характера, серая масса, огромное число героев, сливающиеся воедино, из которой, разве что выделяются музыканты, обеспечивающие фильму джазовый саундтрек, тоже в весьма медлительном стиле. Да что об этом говорить, когда Андерсон умудрился показать полёт самолётов таким длительно-мучительным, каким их невозможно представить со дня второго полёта братьев Райт.
Всё герои Андерсона выглядят ущербными, и богатые и бедные, многие лица будто срисованы из повседневной жизни, минимум роскоши, почти полное отсутствие лоска, потертые жизнью люди ползут по своим делам. Но всё соединяются, хотя бы в лифте, тоже весьма долгий эпизод, не важно там кто есть кто на мгновения они в одном месте, притом они выделились из серой толпы, хотя бы в глазах друг друга. А потом опять каждый в свой убогий мир, где остались одни виноватые, и Рой Андерсон претендующий стать первой инстанцией Божьего суда.
Тяжелая картина как не посмотри, но количество смешных моментов рискует перевесить весь смысл, заложенный режиссёром, больно уж вяло течёт история человечества, показанная в фильме «Ты живущий».
Именно поэтому, просмотр ленты «Ты живущий» поделит рискнувшего посмотреть зрителя на две категории, одна будет рукоплескать, другая, протирая сонные глаза вспоминать старый анекдот: Кроха сын спросил отца, что такое опера? «Это, сынок — отвечал отец, — такой спектакль, который начинается в 19: 00, а когда через три часа смотришь на часы, они показывают 19: 30». Вот так.
9 из 10
29 мая 2008
Очень достойный фильм. Сюжета нет. Просто — жизнь: скандинавская, холодная, шведская, удручующая, обыденная, депрессивная. Такая, как она есть, хоть и в пудре, в несколько зеленом отсвете. Вот толстая алкоголичка кричит парню-рокеру «Никто меня не понимает», вот депрессивный психиатр выписывает пациентам сильные таблетки, вот трубач сверху дудит всю ночь, вот его хилый коллега занимается сексом с располневшей женой, а сам думает о пенсионном фонде и вложениях/накоплениях.
Вот абсурдный сон водителя, который увидел ночью, что его судят. Отдает «Процессом» Кафки и пьесами Эжена Ионеско… Взгляд вправо — тут девочка мечтает о парне. Мечтает выйти замуж, потому что «Он так классно играет : «Микке, ты так классно играешь. Так классно. Так классно. Феерично. Великолепно. Микке!». Вот скучное заседание скучной конторы. Вот похороны… и масса музыкальных инструментов. Барабан барабанит, труба дудит… Это фильм настроение, который и словами-то не передать. Фильм, получивший в Швеции три премии, названный самым лучшим фильмом года… Премия за сценарий, которого не было — на творческой встрече Йессика Лундберг, исполнительница роли влюбленной девочки Анны, сказала, что ни разу не видела листа с текстом, который надо произнести. Импровизация, полет фантазии о том, как все в жизни взаимовсязано. И сколько всего происходит вокруг…
Отчего то вспомнились «Love Actually» и «Амели». Нет-нет, это совершенно разные картины. Но тоже связанные цепочкой события, люди… И тоже фильмы-настроения. Только другие настроения.
Показалось, что первая половина фильма как-то подинамичнее второй. К концу режиссер немного занудил… Ну, шведам вообще характерна степенность, затянутость… Поэтому не будем показывать пальцем на маленькие огрехи, а ценителям фильм очень рекомендую. Не пожалеете!
P. S. Консервативным зрителям, категорически не воспринимающим авангард, лента может прийтись не по вкусу. Лучше просто не ходить. Это фильм не для каждого, но о каждом.
9 из 10
18 марта 2008