Три дня в Джонстауне
Jonestown: Paradise Lost
7.1
7.1
2007, драма, документальный, история
Канада, Франция, ЮАР, 1 ч 40 мин
В ролях: Тед Биггз, Рик Робертс, Квентин Крог, Брендан Мюррэй, Алан Нэшман
и другие
В ноябре 1978 года весь мир был потрясен, узнав о страшном конце возглавлявшейся Джимом Джонсом секты «Народный храм». На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах лежащие на поляне посреди тропического леса. Мертвые тела. Всего 912 человек. Они уверовали в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших их внутренности, а затем затихнуть навсегда.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Три дня в Джонстауне

английское название:

Jonestown: Paradise Lost

год: 2007
страны:
Канада, Франция, ЮАР, США
режиссер:
продюсеры: , , , , , , , , , ,
видеооператор: Жиль Арно
композитор:
художник: Даниэль Нокс
монтаж:
жанры: драма, документальный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 15 января 2007 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, документальный, история

Отзывы критиков о фильме «Три дня в Джонстауне», 2007

Потерянный рай

- Мы отчаянно цеплялись за свою мечту, не замечая, что она давно превратилась в кошмар.

Снимать страшные фильмы можно по-разному. Один путь — сочинить сценарий о жаждущих мести призраках и воплотить его на экране, расцветив скримерами и CGI-чудовищами. Другой — снять документалку о каком-либо из событий, вызывающих дрожь у каждого думающего человека: о человеческих жертвоприношениях ацтеков, об Инквизиции, о нацистских опытах над людьми или о том, какую цену порой платят члены тоталитарных сект за собственные иллюзии.

Данный фильм повествует о событиях 1978 года в Джонстауне в объективно-отстраненной манере, не призывая зрителя стать атеистом и не осуждая адептов «Небесных врат». Жертвы Джонса здесь — именно жертвы: люди, сломавшиеся после трагических событий в своей жизни или нуждающиеся в любви, которую им никто не мог дать. Никто, кроме преподобного Джонса, который как никто другой умел разжечь в чужих сердцах огонек фанатичной веры. С учетом занятости в проекте родного сына печально знаменитого проповедника, портрет, надо полагать, получился максимально приближенным к реальности. Джим Джонс — мужчина средних лет, у которого были проблемы с головой, но который при этом обладал фатально мощной харизмой, позволяющей увлечь своими бредовыми идеями целые толпы. Его паства — люди, отключающие критический анализ, когда на горизонте начинает маячить достаточно привлекательный воздушный замок. То ли злиться на них, то ли жалеть — на этот вопрос фильм тоже не дает однозначного ответа.

Помимо рассказчика, основных действующих лиц не так много: сын Джима Джонса, бывший член секты Вернон Госли, журналист Тим Рейтерман и родственник одной из жертв Шервин Харрис. Все остальные, включая пастыря Джонса, воплощены актерами. Здесь следует упомянуть о существенном минусе картины — даже будучи документальной, она могла бы быть чуть ярче, драматичнее и банально качественнее в визуальном отношении (я не говорю об архивных видеороликах, но интервью, например, снимали в наши дни). Безусловно, речь идёт о трагедии давно минувших лет — раны зажили, воспоминания размылись. Человеку вообще свойственно быстро забывать плохое. Если кино ставит целью пробудить у зрителя, не являющегося участником событий, эмоциональный отклик, то ему не следует игнорировать наработанные для этого художественные средства. Можно равнодушно рассказать о средневековых пытках, добавив в конце, что, мол, люди были необразованными, негуманными и чего от них ждать. А можно, как Гибсон в «Апокалипсисе», вроде как отодвинуть ужасы на задний план, выведя на передний цепляющего героя — ровно с тем, чтобы к финальным титрам ты понял, что фон-то, оказывается, был важнее. Понял, прочувствовал и ужаснулся. Кое-какие моменты в «Джонстауне» можно похвалить — так, передача записки конгрессмену снята в лучших традициях мастеров саспенса. К сожалению, таких сцен довольно мало, тогда как с задачей держать зрителя в напряжении они могли бы справиться очень хорошо.

Впрочем, как детальный пересказ событий картина неплоха и вполне рекомендуется к просмотру всем тем, кого интересуют механизмы вовлечения в секту, роль лидера и другие подобные вопросы. Жаль, что фильм вряд ли побудит хоть одного сектанта задуматься о том, где и зачем он находится — когда так много соринок в чужих глазах, недосуг ковыряться в собственных. И всё же говорить о таких вещах, безусловно, стоит — вслух и по возможности громко.

- Спросите себя, что может заставить вас совершить то, что кажется абсолютно невозможным?

16 января 2017

Волки в овечьих шкурах.

Цитата из Библии: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.» (Матф.7:15), «Ибо Я знаю, что, по отшествии Моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деян.20:29).

Когда у человека нет веры, нет цели и смысла в жизни, им легко управлять. Политические убеждения, различные организации, секты — всё к вашим услугам. Как легко потеряться в таком многообразии, как просто потерять себя в подобной путанице подмен понятий. Там вам объяснят в два счёта, что то, чем вы жили раньше — в лучшем случае, глупость и мелочь, в худшем — ересь. Ересь — ваши материальные блага, ваши старые идеалы, ваши понятия гуманности и морали, ваши любимые, вы сами. Такой человек, с тщательно промытыми мозгами, уже будет готов на всё, даже на самое ужасное…

О Джиме Джонсе говорят много разного. Кто — то утверждает, что его подставили, что он был пешкой в играх сильных мира сего, что в США нельзя построить подобную счастливую коммуну, где нет денег, лжи и предательства и не быть за это наказанным; что 900 с лишним человек — не обманутые овцы, а жертвы политических интриг, зверски умерщвлённые ЦРУ и пр. Но встаёт вопрос: почему же ЦРУ не уничтожает с такой же лёгкостью тех же приверженцев мормонов, коих в США огромное множество, или иных жителей экопоселений? Возможно, потому, что пока ни одному из них не приходит в голову устраивать концлагери для своих братьев и сестёр?

Спорить можно долго и много, истины мы не узнаем. Есть только один факт: называя себя праведниками, люди группой уединились в гуще джунглей, после чего мир был потрясён смертью более, чем 900 человек одновременно. Настоящий праздник сатаны.

Подобные документальные фильмы надо смотреть хотя бы для того, чтобы чётко понимать, к чему может привести бездуховность, как легко уловляются слабые в вере души, как легко потерять всё, начиная с себя, если ты нетвёрдо стоишь на ногах.

Волков в овечьей шкуре всегда было много. Надо уметь очищать свои сердце и душу, чтобы ни одна подобная грязь не могла прилипнуть и совратить на гибельный путь. Жизнь дана нам как дар. Её надо беречь и ценить здесь и сейчас, дабы в будущем не повторялись подобные показанной нам трагедии.

8 из 10

22 марта 2013

«Три дня в Джонстауне»…

…или «Мы не боги»

Трагедии, ежедневно обрушивающиеся на Землю, зачастую происходят по вине людей. Терроризм, войны, секты — все это деятельность нередко единичных личностей, кто смог совершенно беспрепятственно «запудрить» народу голову и повести их за собой прямо к пропасти, откуда уже выбраться невозможно. Так почему же люди добровольно идут на верную смерть, хотя глядя на это со стороны, едва ли кто-нибудь из них стал бы говорить о серьезности положения? Каким образом один человек может в считанные дни собрать целую армию послушных рабов, распоряжаясь их жизнями легко и просто?

19 ноября 1978 года мир потрясла ужасная новость: в Гайане, в созданном Джимом Джонсоном маленьком городке — Джонстауне, свершилось массовое самоубийство — пожалуй, самое большое и страшное массовое самоубийство в истории. Среди более чем 900 погибших числилось около 300 детей. Люди погибли посредством жуткого яда — цианистого калия, который, как известно, не щадит никого. В живых остались только несколько человек — «счастливчики», которые, тем не менее, никакого счастья не испытали. Им просто повезло.

Фильм без прикрас раскрывает натуру Джима Джонса — основателя религиозного общества «Народный храм», который в очень скорое время приобрел весьма внушительное количество последователей. Как и любой глава секты, Джонс играл на чувствах людей, которые, в большинстве своем, что-то потеряли в жизни. Рассказ в ленте идет от имени одного спасшегося бывшего члена общества; журналиста; родственника погибшей участницы общества и сына Джонса — Стивена. Вспоминая пережитый кошмар, все эти люди не испытывают ни облегчения от своего спасения, ни радости. Каждый из них потерял в том событии кого-то близкого, и это навсегда оставило на них отпечаток ужаса.

Попытка показать документальную сторону 19 ноября 1978 года, а так же все его предпосылки, удались в совершенстве: хватает и безумных слов Джонса, данных в интервью, его параноидальных и навязчивых идей, страха членов общины, их недоверие и желание покинуть Джонстаун — страшный город-тюрьму, и шокирующей картины на утро после самоубийства: поля мертвых взрослых тел вперемешку с детьми… Вернон Госсней — бывший член «Народного храма» оставил в Джонстауне своего сына, фактически лишив его жизни собственноручно, сумев выбраться из общины через конгрессмена Райна. Но с самого начала зритель просто не понимает его мотивации, даже не смотря на то, что он объясняет это расовыми междоусобицами в США. Неужели отец не мог оградить своего сына от всех бед, если бы тому реально угрожала опасность? В конце концов, он понимал, что общество, управляемое Джонсом, рано или поздно переживет свой раскол и это произошло бы самым страшным образом. Так почему отец не стал спасать своего ребенка? Наверное, это было одним из самых ужасных моментов.

В целом, фильм оставляет неприятный осадок — как и все ленты, снятые о реальных трагедиях, где люди гибнут едва ли за какое-то оправдание. Каждый человек — хозяин своей жизни и никто не вправе отбирать у него эту возможность, что Джонс даже не хотел брать во внимание. Во всем мире мнения об этом человеке различны: кто-то обвиняет его, кто-то жалеет, считая, что виновата только его пошатнувшаяся психика, но факт остается фактом — именно из-за Джонса почти тысяча человек лишились жизни. Обвинять этих несчастных в глупости или покорности, наверное, не следует, ведь всем известно, как просто можно сначала подчинить волю сломленного человека себе, удобно оперившись на его горе (потерю близких или все те же расовые разногласия), а потом и запугать.

Страшная, жестокая и совершенно неприемлемая реальность, от которой как бы мы ни хотели, убежать не сможем. Но никогда не надо забывать, что нам жизнь дана всего единожды, поэтому не следует ее тратить на кого-то, подчиняясь его идеям и идеалам, и всегда искать свой путь в этой жизни. Он труден, но интересен и индивидуален. Именно так.

8 из 10

…смотреть такие фильмы следует только в качестве ознакомления с историей.

4 октября 2012

Драма Три дня в Джонстауне на киноэкранах с 2007 года, дебют состоялся более 17 лет назад, его режиссером является Тим Волочатюк. Список актеров, которые снимались в кино: Тед Биггз, Рик Робертс, Квентин Крог, Брендан Мюррэй, Алан Нэшман, Грег Эллванд, Роксанна МакКайзер, Синди Сэмпсон, Виктория Бартлетт, Николь Крозье, Дин Слэйтер, Эдриэнн Пирс, Поуп Джеррод, Олив Селе, Франклин Инглиш.

Производство стран Канада, Франция, ЮАР и США. Три дня в Джонстауне — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.