Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Однажды |
английское название: |
Once |
год: | 2007 |
страны: |
Ирландия,
США
|
слоган: | «Как часто вы встречаете того, кто вам нужен?» |
режиссер: | Джон Карни |
сценарий: | Джон Карни |
продюсеры: | Мартина Ниланд, Дэвид Коллинз |
видеооператор: | Тим Флеминг |
композиторы: | Глен Хансард, Маркета Ирглова |
художники: | Тамара Конбой, Райад Карин, Тициана Корвисьери |
монтаж: | Пол Маллен, Paul Mullen |
жанры: | мелодрама, драма, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 150000 |
Сборы в России: | $52 497 |
Сборы в США: | $9 439 923 |
Мировые сборы: | $20 710 513 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 января 2007 г. |
на DVD: | 25 марта 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
С большой осторожностью отношусь к фильмам, наполненным музыкой. Несовпадение вкусов может сыграть не в пользу картины… В данном случае, можно сказать, фильм пропитан музыкальными композициями. Напряжение, только успев зародиться в моем настроении, практически сразу улетучилось… Музыкальная составляющая весьма органично выступает на правах одного из главных героев. Понравилась игра актеров (как оказалось, актеров не профессиональных, но профи музыкантов), понравился сюжет картины, спокойный ход событий, без надрыва и, спасибо авторам, без постельных сцен… Понравился финал картины, без пафоса и иллюзий… Фильм получился спокойным и даже скромным, что не есть плохо, а совсем наоборот… Главное соло в картине принадлежит не актерам. Музыка солирует громко, ярко! рассказывая тихую и скромную историю любви двух музыкантов.
21 сентября 2023
Есть такое негласное правило, что если хронометраж фильма менее 90 минут, то он или совсем неудавшийся или весьма посредственен. Но, пожалуй, что «Однажды», выбивается из плеяды подобных фильмов.
Случайно увидев его в подборке фильмов о любви, я посмотрела его не ожидая практически ничего, а в итоге оказалась приятно удивлена.
Это нетипичная слащавая история о встрече двух половинок. Он — ирландец, мечтающий стать известным музыкантом и подрабатывающем в принадлежащей его отцу мастерской по починке пылесосов. Она — чешка, приехавшая в Ирландию в поисках лучшей судьбы для себя и своих родных. И возможно, что они никогда бы не встретились если бы не музыка. Никакой любви с первого взгляда, жарких признаний или страданий, нет. Каждый из героев уже проходил этот путь, и их короткое знакомство становится своеобразной отдушиной для обоих: его — боящегося начать жить по-настоящему и её — живущую с тяжелым бременем прошлого.
Интересно то, что сама картина снята так, словно это видео-клип. Качество и редкая статичность съёмки, которые уже давно не характерны.
Очень здорово в повествование вплетена музыка. Мой личный фаворит «If you want me» в исполнении главной героини.
«Однажды» — это не типичный фильм о встрече двух людей, и, пожалуй, я бы порекомендовала его каждому, кто неравнодушен к музыке и простым историям.
9 января 2021
Это история о том, как однажды в толпе кто-то заметит тебя, посмотрит на твою душу со всей серьёзностью, вдумчивостью, увидит в тебе самом то, что сам не видишь, поверит в тебя так, как ты сам не поверишь.
Как правило, такие люди не требуют благодарности, а мы настолько бываем зациклены на себе в эти непростые моменты, что редко ценим их внимание. И, как это часто бывает в жизни, разделив и облегчив какую-то часть нашего пути, этот светлый сильный человек, как девушка с красным шарфом, пойдёт своей дорогой, вытащив нас из ямы, из душевной пропасти, оставляя на очередном перекрёстке — на этот раз, увы, одних.
Чтобы в полной мере почувствовать этот фильм, смотрите его в тишине вечера…
22 сентября 2019
Наверное, ни до, ни после, я не видел фильма, который так точно и искренне показывал бы, чем живут свободные музыканты. Не супер-звёзды, не эпатажные наркоманы, не великие писатели скрижалей, а простые люди, которых разрывает изнутри от желания творить и нести в мир свои чувства. Нечто похожее было описано в «Одержимости» («Whiplash»), но если там очень здорово описывалось какое давление на музыкантов оказывает их антураж и необходимость потакать авторитетам, то в «Однажды» на таком же высоком уровне раскрывается романтически-трагический образ творца, одна рука которого пишет про неразделённую любовь и прочие невзгоды, а вторая сжата в кулак и грозит небу. Совсем не хочется пересказывать содержание, но в фильме про уличного музыканта из Ирландии, чинящего «хуверы» (именно так в той части мира называют пылесосы, как у нас все копировальные аппараты называют «ксероксами»), мечтающего донести до людей своё творчество, не может не быть места романтике, безысходности, борьбе, неразделённости и бурям эмоций, спрятанным в простые и скупые слова.
Одно из главных достижений фильма — это то, что совершено невозможно про него писать, не заикнувшись о романтике, волнующих чувствах, магнетической связи двух героев, и прочих штампах, которые набили оскомину. Хочется взять и проклясть разом все те фильмы, которые их безбожно эксплуатируют, и в результате когда попадается фильм по-настоящему рассказывающий про искренние эмоции, то про него не получается написать, не выдав в результате что-то, выглядящее как описание очередной высосанной из пальца «драмы». Чтобы вы понимали — в отличие от всх этих рядовых поделок, этот фильм я готов поставить на пол-ступеньки ниже чем «Перед Рассветом» Линклейтера.
Наверное, всё дело в том, что квинтэссенция картины заключается в этом самом слове — «Искренность». Весь фильм снят на совершенно смешной бюджет, и поэтому выглядит совершенно настоящим. Режиссёр (Джон Карни) — бывший басист группы, в которой выступает в реальной жизни Гленн Хансен, актёр, играющий главного героя. Оба главных героя, кстати, не актёры — они музыканты, и в том числе поэтому весь фильм снят в основном на длиннофокусные объективы — если не знать куда смотреть, почти никто из тех кто в кадре, не поймёт, что их снимают, и это позволило снять всё максимально натурально, без боязни камеры, и даже с импровизациями в диалогах. Так как пришлось экономить на свете, постановке, и разрешениях на съёмку на улице, то всё снято при натуральном освещении среди людей, которые не подозревают, что вокруг идёт какой-то творческий процесс, и живут своей жизнью, а сцены в помещениях сняты не в павильонах, а в домах друзей. А песни написаны, выстраданы и спеты самими героями. И в результате мы имеем ленту о дружбе, чувствах и творчестве, которая снята целиком и полностью согласно проповедуемым заветам кучкой друзей. И это настолько подкупило людей, что фильм получил множество наград зрительских симпатий, и сам Спилберг, вручая одну из них, сказал, что этот фильм дал ему вдохновения на год вперёд.
Но, как говорится, и даже это ещё не всё. Было бы совершенно несправедливо не затронуть тему, собственно, самой музыки. Благодаря «Однажды» в моей фонотеке поселилась ещё одна любимая группа — «The Frames», несколько песен которой прочно основались в моём хит-параде, включая главную песню фильма, за которую он получил «Оскара» в 2008 году. Быть может, это и ваша любимая группа тоже, просто вы об этом ещё не знаете?
7,5 из 10
Неожиданная смесь из «Перед Рассветом» без рассвета и того как мог бы выглядеть «Внутри Льюина Дэвиса», не будь герой чудаком на букву «м», и всё это под аккомпанемент огромного количества настоящей уличной музыки (не путать с мюзиклом) и искренних чувств. Особый бонусный удар по печёнке вы ощутите, если сами когда-либо имели отношение к группам.
Посмотрев его вы не просто получите романтический вечер, а ощущение теплоты внутри ещё на очень долгое время.
Собственно, единственный повод не смотреть фильм — это если вы не любите хотя бы два из трёх: музыка, романтика, низкий бюджет.
15 сентября 2019
«Однажды» — фильм о встрече двух людей. Людей, которым эта встреча была нужна — два раненых сердца, которым, чтобы излечиться, нужно тепло друг друга, настоящие эмоции, из которых может родиться нечто прекрасное. Они не были знакомы до того и неизвестно увидятся ли еще когда-нибудь. Лишь короткий эпизод в жизни. Но он наполнен волнующими эмоциями и потому помогает преодолеть жизненные неурядицы, дает героям импульс для того, чтобы стать лучше.
Так же и для меня, встреча с этим фильмом оказалась неожиданно вдохновляющей и незабываемой! Сейчас для меня «Однажды» Джона Карни — фильм, который всегда приятно пересмотреть — не тяжелый, но эмоциональный.
Хотя главные роли в картине исполнили не профессиональные актеры, фильм от этого не стал ничуть хуже, скорее наоборот — они действительно прожили свои роли и при просмотре не возникает никаких сомнений в правдивости истории. А вот то, что они профессиональные музыканты и то, что они так прониклись этой историей — подарило фильму отличнейшую музыку.
«Однажды» — это не попсовая мелодрама; личные истории персонажей глубоко продуманы и это делает их внутренний мир объемным, наполненным, благодаря чему история в целом получается более тонкой, изящной, деликатесной для зрителя.
8 из 10
27 июня 2019
Фильм очень светлый и гармоничный. Перед просмотром я боялась, что в нем будет присутствовать много драмы и натянутых моментов, как в некоторых арт-хаусных кино, но мои ожидания приятно не оправдались: «Однажды» смотрится легко и на одном дыхании.
Пусть вас не смущает стиль съемки. Бюджет фильма был невелик, но я считаю, что затраченные средства полностью оправдали себя. Актеры играют естественно и без напряжения. Картина смотрится так, будто бы тебе рассказывается настоящая история твоим близким другом, и ты веришь каждому актеру, увиденному там. Так же стоит отметить, что благодаря просмотру «Однажды» я раскрыла для себя менталитет ирландцев более полно.
Отдельного внимания заслуживают песни, звучащие на протяжении всей картины. Они заворожили меня с самого начала. Когда Хансард поет на улице под гитару, я прониклась и поняла, что все следующие композиции зацепят меня с первого раза (что обычно бывает редко). Это единственный фильм, каждый саундтрек которого «выстрелил» и попал в точку.
Я бы посоветовала этот фильм тем, кто занимается творчеством, а так же тем, кто хочет лучше понять и проникнуться атмосферой музыкальных натур и их компаний. Съемочной команде удалось замечательно запечатлеть и передать эту атмосферу зрителю.
А я с удовольствием вернусь к эту фильму через какое-то время еще раз.
8 из 10
18 сентября 2018
К сожалению, я немного разочарована. Ожидала очень многого от фильма, так как была наслышана о нем и тем более знала давно некоторые замечательные песни оттуда. Прочитав, о чем фильм, очень загорелась. Люблю такие темы. Когда люди из чужих так близко становятся родными. Но…Этот фильм оставил для меня какую-то пустоту после просмотра. Точнее не оставил ничего. Немного жаль даже потраченного времени. Единственное, саундтрек, без сомнения, великолепный, да и певцы (в фильме играют не актеры, а настоящие профессиональные певцы, собственно, исполнители саунтдтрека), играют очень правдоподобно, им веришь. Нравится даже как снято. Очень романтично, но не в том смысле романтично, что о любви двух людей, а просто настроение сразу такое делается меланхоличное, ты погружаешься в эту атмосферу музыки, вдохновения, взглядов, улыбок.. Но, видимо, мне не нравится, как раскрыта сама идея. В похожих фильмах кинопоиск предлагает «Хоть раз в жизни», но для меня это разные фильмы. «Хоть раз в жизни» я пересматривала много раз и, уверена, пересмотрю еще не раз. Он красивый, позитивный, легкий. И в конце меня укутало легким чувством надежды, веры в лучшее, а также вдохновением и верой в себя. Но после «Однажды» такого нет в помине. Точнее у меня не было. Я сидела и не понимала, что это вообще было. Не буду спойлить, но конец мне вообще не понятен. Точнее понятен, я понимаю, что там произошло, но не понимаю эту идею режиссера и автора сценария. Короче, какая-то пустота после него, не люблю подобные ощущения.
7 декабря 2017
Джон Карни режиссёр различного жанра, однако его любимейшей темой как в кино, так и, наверное, в жизни является музыка, что он и доказывает на примере таких своих лент как «Уличная песня», «Хоть раз в жизни» и вот «Однажды». Каждая из картин, обладая нетривиальной историей, погружает зрителя в мир не столь визуального повествования, сколько безмерно прекрасного звукового экспириенса. Данное кино 2007-го года — прекрасный тому пример: снятый за две недели на две цифровые камеры фильм, стоивший в денежном эквиваленте меньше двухсот тысяч долларов — это нечто более схожее с инди-индустрией, низшевым кино качества «B». Но саундтрек фильма абсолютно переворачивает зрительское к нему отношение.
Конечно, умение показать персонажей наружно привлекательными даже при натуральном свете — это безусловно умение, присущее профессионалам своего дела, какими Карни и Тим Флемминг (оператор) являются, доказывая данное утверждение опять же этим фильмом. Но подобное не отнимает слабой работы с иными механизмами визуального повествования. Точнее: авторы даже не прибегают к ним, совершенно забывая о специфике фокуса и расфокуса, которую можно было удачно сплести с трехминутной сценой движения главной героини от магазина до дома, или об наружном оформлении героев, контекстом их нарядов, которые аутентично нагромождены и одновременно просты, что и характерно для творческих людей, но никак не работают на подтекст развития взаимоотношений между героями. И такого ещё можно назвать очень много, но об этом обо всем явно знает и сам автор, саркастически хмыкая над подобным текстом и ликуя от того, что иные люди, посмотревшие фильм, поняли его движитель. А таких, коль верить критике и оценкам зрителей, большинство.
И себя я хочу также причислить к их числу, отстранившись от слабины ленты и поделившись чувствами, что были возбуждены музыкой картины.
Даже не музыкой, а песнями. Той чредой треков, которые были исполнены главными героями фильма, которых играли отнюдь не профессиональные актёры, зато профессиональные музыканты — Глен Хансард (Парень) и Маркета Ирглова (Девушка). Их тандем — нечто потрясающее. Песни — нечто необузданное. Жанровый разброс не велик, но он охватывает основные правящие людьми эмоциональные коллизии: печаль, ностальгия, нужда в ком-то, стремление к мечте, жизнеутверждение ради себя и своего будущего, или ради ближнего своего. Через анфиладу престранных песен красной нитью проходит история любви двух безымянных персонажей. Она сугубо платонической формы и намеки на иное кажутся слегка неуместными, за что опять же можно было бы пожурить авторов, но надо ли, ведь конечный итог утвердителен именно в той плоскости, которую развернул с самого начала. Да, в этом виднеется прямолинейность и отсутствие конфликтов, но тому творческому процессу написания и исполнения музыки, который был всего лишь обрамлён в данную простую историю любви, это и не нужно. Коллизии помогают раскрыться финалу, заканчивают фильм логично, трогательно и грустно: так, как и должно было быть в рамках рассказанной создателями истории.
Таким образом и выходит, что все же здесь имеется полноценная завершённая сюжетная линия, которая проста и рассказана от третьего лица на примере необычных персонажей, странных, по-своему сложных ввиду пройденного жизненного пути, но потому и интересных, живых. И это — фильм «Однажды», который просто неплох. Однако с ним неотрывно идёт песни фильма «Однажды», которые, лично для меня, по крайней мере, безукоризненно прекрасны. А в тандеме получается стоящее внимания произведение искусства. Недолгое, не утомительное для просмотра ввиду и хронометража и сценария, но наполняющее необъяснимо тёплой грустью, которая становится столь любимой, что её испытывать хочется и после просмотра, что и побуждает скачать весь саундтрек киноленты, дабы, прослушав его ещё не раз, вернуться в пределы той простой в своём составлении, но все-таки необычной самой по себе истории, которая случилась как-то «Однажды».
P.S. Спасибо за внимание.
25 ноября 2017
Уличный музыкант играет на гитаре в центре Дублина. Вечером к нему подходит девушка, которая, специально пришла его послушать. Вы уже знаете, что будет дальше, не правда ли? История начинается слишком просто, слишком неестественно, чтобы в нее верить. Встреча с родственной душой по-прежнему остается заветной мечтой всех одиночек, но нельзя же этим так безыскусно пользоваться. Если только дело не в чем-то другом. Ручная камера и монтаж почти как в документальном кино. Кажется, чем сильнее трясется рука оператора, тем лучше. Тем быстрее с фабулы слетает налет типичной мелодрамы и становится понятным, почему фильм все еще хочется смотреть. Хотя от остатков слащавой романтической истории кино неспособно освободиться полностью. После слова «Однажды» явно не хватает в троеточия. Чуть более полная версия должна быть «Однажды в сказке». Да, несмотря на визуальную близость к реальности, все равно это большая фантазия. Правильнее сказать, настоящее чудо, что однажды из воздуха появится кто-то, даст толчок, что ты начнешь двигаться вперед к успеху. Это не кино о любви. Это кино о вечном двигателе, которым в большинстве случаев выступает любовь.
Еще это кино о любви к музыке. Той самой, ради которой можно стоять с гитарой на улице и не бояться глумления. Играть на пианино в магазине музыкальных инструментов и не чувствовать, что что-то идет не так. Музыкальные вставки не представляют собой ничего инородного, в духе закадровой мелодии или песни, исполненной не героями. Более того, большая часть всего того, что звучит, играется прямо в кадре. Кажется, что действие слишком затянуто, или некоторые сцены можно было бы подсократить. Тебя словно заставляют просто слушать музыку, принимать участие в бою, к которому ты не готов, а потом нокаутируют композицией Falling Slowly. После этого, если и не влюбляешься в музыку, то начинаешь понимать тех, кто в нее влюблен. Нет, если вечный двигатель и существует, то это любовь к искусству. Тому, которое требует жертвенности, застилает глаза и мешает мыслить рационально.
Самоотверженность и, местами, одержимость человека, увлеченного музыкой, остались бы только строками в сценарии, если бы не абсолютно лаконичные в своих ролях Хансард и Ирглова. То, что они сами писали песни к фильму, еще больше убеждает тебя в том, что они играли почти самих себя. Образы героев балансируют на грани иронии и трагедии, часто их наивность почти комедийная, в другие моменты она же доводит до слез. Фильм не выглядит наигранно, а, наоборот, буквально подсмотрен за реальными людьми. Создается эффект того, что режиссер просто снимает кино из того, что есть под рукой. Не имея штата работников и необходимых инструментов, он делает почти любительскую картину. Спрашивается, для чего? Видимо, потому что не хочет молчать, или одержим кинематографом, также как его герои музыкой. Однако сделай этот фильм красиво, профессионально, потратив больше времени на съемку, это уже не будет кино о людях, музыке и любви. Что говорить уже о вечном двигателе.
29 июня 2017
О таком исполнителе как Глен Хансард, я узнал всего несколько лет назад. Песня Bird of Sorrow, которую я тогда прослушал, оставила на душе очень приятное и тёплое чувство. Думаю, что этими двумя словами можно охарактеризовать и всё творчество этого человека.
Он и Она, двое влюблённых, казалось бы, стандартный сюжет для мелодрамы, но есть одно важное составляющее — музыка. Именно с помощью музыки Парень и Девушка выражают свои чувства по ходу всего фильма. История героев заканчивается так, как должна была закончиться, а итогом по-настоящему искренних чувств является список песен, записанных в студии, которые раз за разом будут возвращать Парня и Девушку в тот самый день…
Отличный романтический фильм, хороший пример того, как группа музыкантов (режиссёром, кстати, является экс-гитарист группы The Frames) может снять шедевр, не уступая профессионалам.
P.S Если вы, увидев графу «Страна: Ирландия», захотели посмотреть на местный колорит, красивые пейзажи Ирландии и. т. д, поспешу вас огорчить, несколько панорам Дублина — это всё, что вас ждёт.
10 из 10
4 марта 2016
Для того чтобы сделать хорошее кино надо совсем немного. А именно: две недели рабочего времени, две цифровые камеры, пару не профессиональных актеров, но отличных музыкантов, хорошие песни и крепкую режиссерскую хватку в умении донести до зрителя задуманное. Это тот набор которого Джону Карни хватило для того чтобы сделать великолепное и очень простое по исполнению кино.
Два героя картины просто должны были встретится и другого быть было не должно. Картина цепляет всем и прежде всего своей атмосферой и музыкальной составляющей. Смотря кино я жалел о том что не могу оказаться на одной из улочек Дублина, чтобы услышать все песни в живую. Так просто и трогательно показаны два хороших и одаренных, но одиноких в своих поисках человека, которым для того чтобы поверить в себя нужно было понимание и внимание к их творчеству со стороны другого. Встретившись и открывшись друг другу эмоционально, они выплеснули все свои порывы и переживания в песни, которые им удалось записать, тем самым осуществив то о чем они так долго мечтали и к чему шли мучительно долго. Как каждый из них слушал песни друг друга, это надо видеть и слушать.
Песни и музыка в картине прекрасны, задевающие за живое и трогающие сердце, мелодии уже не забыть. Оскар картине за лучшую песню тому подтверждение. Конец картины, то как герои расстались и что один из них преподнес другому вызывают восхищение и понимание, сильно и очень трогательно. Картина после себя оставляющая приятное, очень легкое и такое радостное чувство.
И пусть их общее время проведенное вместе было не большим, это совместное время им уже не забыть. Ведь именно в нем они жили своей настоящей жизнью.
Эту картину, подарившую столько положительных эмоций, мне уже не забыть. Музыка и песни из нее в моем сердце навсегда! Браво Джон Карни.
10 из 10
31 октября 2015
Фильм для самых впечатлительных, с такими мыслями я встретил титры. Я под такую категорию не попадаю, но в целом остался довольным. Но душой кривить не буду, в какой-то момент я был в каких-то мгновениях от закрытия плеера с фильмом, я, конечно, понимаю, что это частично мюзикл, но в какой-то момент музыка была слишком затянута. У фильма также присутствуют недостатки, такие как ограниченная пред история главного героя, который так и не раскрылся зрителю в полной мере. Лично я, либо не внимательно смотрел фильм, либо так и не уловил момента, но вопрос в том, кем является главный герой?! Какие-то не состыковки остаются на протяжение всего фильма, главный герой изначально играет на гитаре на улице и утверждает, что это его денежный заработок, включая работу в виде починки пылесосов, но в то же время он находит деньги на профессиональную запись треков. Он берет деньги от отца, который не имеет, как мы видим достаточного финансового достатка, но в то же время он делает дорогие покупки. Конечно, мне многие могут сказать, что, мол, дело вовсе не в этом, фильм делает акценты на совершенно другом. Но, извините, а что делать с этой не проработанной частью фильма?
Если быть более конструктивным, то главный персонаж картины приезжает помочь отцу после смерти матери, но и сам, как я понял потерял любимую. Главный вопрос такой темы, что делать с осколками любви, кто-то может с ними пить алкогольные напитки, а кто-то построить на этих же самых осколках карьеру, причем в любой отрасли. Я в последние время проникся философским направлением экзистенциализмом. Если быть предельно кратким, то это учение поясняет, что человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Подобным занимается главный герой фильма, решается записать свои собственные песни, таким образом он создает себя, несмотря на все проблемы, это его выбор, его поступки, его счастье.
Если подвести какие-то последние итоги, то фильм в целом вышел хорошим, несмотря на вышеперечисленные недостатки, в картине присутствует, как ни странно, много хорошей музыки, которая наполняет уши приятной теплотой, но отсутствуют интересные диалоги. Я не упомянул ни одного слово о любви в этой рецензии, исключительно, потому что я её здесь не обнаружил.
19 января 2015
Я стала смотреть этот фильм в день, когда узнала, что не позднее, чем через полгода вернусь снова в эту потрясающую страну. И, черт… Если честно, я боялась, что фильм испортит мне настроение. Я не очень люблю арт-хаус, не очень люблю нестандартные фильмы, точнее — они или мне неинтересны, либо они попадают точно в цель.
И это фильм из второй группы, он так гармоничен и спокоен, от него хочется вздохнуть полной грудью. Его незагруженность персонажами и событиями, легкие живые персонажи и, конечно, музыка, музыка именно такая, какая и должна быть.
Я нашла каждую песню, чтобы сохранить у себя. И этот фильм однозначно сделал мой день. Советую очень!
10 из 10
12 июля 2014
По всем параметрам необычная картина. Больше похожа на длинный видеоклип, домашнее видео, чем на художественный фильм. Актеры больше похожи на людей, чем на типичных красавцев, обработанных смягчающими фильтрами. Неспешность, сумбурность, даже обычность (но в хорошем смысле этого слова) так отличаются от обычного обработанного монстрами своего дела сценария, как Тарантино отличается от Аллена. А до боли нежная музыка напоминает журчание ласкового ручейка, мягкий шелест ветерка в полуденную жару, шуршание струящегося шелка и шорох примятой травы.
Мы стали невольными свидетелями нескольких фрагментов из жизни простых людей, у меня даже иногда было ощущение, что я заглядываю в замочную скважину и все это мне видеть не полагалось — слишком лично, слишком трепетно, в каком-то смысле даже скучно снято. Это все равно что смотреть видеозаписи не очень близких тебе людей — ощущаешь неловкость, подавливая зевки и чувствуешь себя чужим, не посвященным в тайны, известные только этим людям.
Встретились два одиночества, с ходу вывалили друг на друга все свои личные переживания и переплавили все эмоции в творчество, так и не осмелясь признаться самим себе, что это было нечто большее, чем приятельство по интересам, и муж из Чехии и девушка из Лондона словно стали безликими тенями прошлого, в которое отныне не хочется возвращаться. Как трогательно они слушали песни друг друга, как сливались в этом порыве творческого вдохновения, как красноречивы были их взгляды и песни! Как жаль, что он не понял тогда, что она сказала ему, стоя на берегу озера и только порыв ветра подхватил ее слова и кинул в зиящую пустоту. Не знаю почему, но скучающе ерзая на стуле в начале, я плакала в конце.
11 июля 2014
«У каждого недостатка есть свои преимущества»
JC
Ирландцы очень любили Джонатана Свифта. Да, того самого писателя и религиозного деятеля, который, о ужас, был англичанином, но его все равно почитали и уважали. Казалось бы, при чем тут Свифт? Дело в том, что этот исторический факт очень хорошо характеризует ирландский народ. Народ, у которого выше национального самосознания стоит только понятие «простого человека», «простых людей», а Свифт всегда говорил, что его друзья — исключительно «чернь», и это взаимно. Можно просматривать ирландскую историю назад, можно — вперед, но в любом случае абсолютно очевидно то, что любовь к простому люду, к народу как к общности — у них в крови. Их кумиры — Святой Патрик и Майкл Коллинз — неравнодушные борцы за судьбу нации: один со змеями, второй — с империалистской Великобританией. И не удивительно, что по сей день здешняя культура порождает авторов, очень важное место в творчестве которых, помимо национальной идеи, занимает именно идея народная. Джеймс Джойс и его «Дублинцы», Джим Шеридан и его «В Америке» и «Моя левая нога», U2 и их ранние альбомы, незатронутые коммерциализацией, и, наконец, создатели «Однажды», объединяющие предыдущие две позиции: музыканты и кинематографисты в одном лице.
Будь это уместным в случае с фильмом Карни, на «Однажды» можно было бы смело прикреплять ярлык «сентиментализм», если бы само понятие давно не устарело, и если бы фильм вообще нуждался в каких-либо ярлыках. Это, наиболее неожиданно, кино об иммигрантских кварталах и уличных музыкантах, где латиноамериканцы, собирающиеся у подъездов, никого не грабят и даже никого не пугают, а на первый взгляд полукоммунальные квартиры оказываются в итоге симпатичными красными домиками. Сделать такое не всегда получается, но авторы фильма мастерски отделяют два смежных во многих современных культурах понятия: «простого народа» и «городского дна». Бродить по улицам играя или продавая можно и в модном шарфе, неплохом костюме или симпатичной юбке. «Однажды» в первую очередь очарователен тем, что в нем ни грамма заносчивости и высокомерия. Ведь кино, снятое на два временами трясущихся хэндикама поначалу вызывает легкое недоумение, но потом включается дилетантское очарование; камера, песни и зритель начинают качаться в одном ритме, а недостатки становятся преимуществами. Получается художественное кино с легким налетом документальности, которая обеспечивает погружение в мир музыкальных дублинцев — старых и молодых, живых и не очень, где вместо слов, иногда разбивающихся о языковой барьер, предпочитают язык нот и аккордов, никаким барьерам не подвластный.
Что уж действительно пронизывает «Однажды» от вступительных до завершающих титров, так это музыка: может, не гениальная, но уху, безусловно, приятная и, что еще важнее, со зрителем и со слушателем абсолютно искренняя. Приятная, душевная и, главное, простая. Вообще, то, что написали Глен Хансард и Маркета Ирглова для этого фильма, — это музыка, тяготеющая к классическим фолк-песням, и музыка, способная рассказать очень многое. Саундтрек к «Однажды» — это доказательство того, что сменяющие друг друга аккорды G и C способны задеть давно расстроенные струны зрительской души. Так же и с кинематографической составляющей — эти красивые люди, красивые здания, красивые диалоги — насквозь «акустические», очень простые, совсем не амбициозные но, черт возьми, такие эффективные в дружеском разговоре со зрителем.
В итоге, получается инди-кино, которое и «инди» назвать-то нельзя — все-таки это уже бренд и вполне коммерческий, и вполне работающий, а «Однажды» независим во всех отношениях и этой своей независимостью не «хвастается». Это, в первую очередь, кино очень скромное и этим располагающее. Оно было снято за сто пятьдесят тысяч и может предложить зрителю не так уж много, но зато от всей души. Это доказательство того, что исключительно таланта и желания достаточно для того, чтобы добиться всего, о чем мечтаешь. Глен и Маркета получили за песню к «Однажды» Оскар и в своей очень эмоциональной и невероятно воодушевляющей речи сказали, что их победа — это доказательство того, что свободное творчество победило, что бы ему ни противостояло. И подытоживая все сказанное там, перед мировыми звездами и мэтрами кино, простой ирландский парень Глен Хансард, уже практически не сдерживая слезы, выкрикнул: «Творите искусство!» И из его уст это звучало гораздо более убедительно, чем звучало бы от любого из присутствовавших тогда в зале.
24 мая 2014
Вроде ничего особенного. Заснуть при просмотре вполне возможно. Неизвестные актеры, любительская съемка, простая история. Скучный фильм. Но он прекратит быть таковым, когда вы закончите его смотреть и начнете чувствовать. Тогда-то он и раскроется с другой стороны. Неизвестные лица как будто и не актеры, а заснятые домашней камерой реальные музыканты. Простой рассказ чарует своей искренностью. Любовь сталкивается с музыкой, в результате появляется шедевр о двух одиночествах.
Они познакомились случайно. Им не нужно имен. Без нее Он продолжал бы петь на улице, не замечаемый никем, без него Она не исполнила бы мечту. Вместе они — создатели маленького чуда. Даже зная заранее, каким будет финал, они воспользовались минутами и помогли друг другу. Без лишних слов, без приевшихся фраз. Чем бы все ни завершилось, каждый из них спустя много времени с легкостью скажет: «Мы встретились. Однажды».
Эта картина дарит надежду на лучшее. Когда-нибудь ты застрянешь в настоящем без права на прошлое и без веры в будущее. И в такой момент обязательно найдется человек, который поможет тебе сдвинуться с мертвой точки. Он где-то поблизости. Прислушайся. Оглянись. Сделай так, чтобы ваши взгляды соприкоснулись. Вы станете единым целым. У вас все получится.
10 из 10
8 ноября 2013
Какая цель у уличных музыкантов? Заработать денег? Стать известными или хотя бы узнаваемыми на улицах города? Желание разбавить серость своих будней или внести крупицу музыки в души прохожих? Ощутить прилив эмоций, найти вдохновение или (чем черт не шутит) свою любовь?
«Однажды» — история о двух талантливых людях, которых свела сама судьба. Она же и разлучила их. Он — уличный музыкант, который сделал музыку средством дополнительного заработка. Она — мать одиночка, подрабатывающая в разных местах и мечтающая о пианино у себя дома. Их жизни схожи. И эта схожесть вкупе с любовью к музыке и стремлением к своим мечтам притягивает их. Они помогают друг другу взглянуть на свои жизни под другим углом, увидеть прекрасное в мелочах, стать частью мелодии, раствориться в ней и испытать восторг и спокойствие. Они любят друг друга той высокой любовью, которую принято называть платонической. Их взаимодействие на уровне чувств и вибраций, вызванных музыкальными инструментами. Каждый вносит частичку души в написание песни, отчего та переполнена эмоциями. И этот период жизни останется в их памяти до конца дней и будет согревать в минуты разочарования и уныния.
Безусловно, главное действующее лицо в фильме — Музыка. Она занимает, наверное, половину хронометража. Она настолько прекрасна, что лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать о ней. У многих она поселится в голове и плейлисте на многие дни, а за творчеством Глена Хансарда будут следить в ожидании новых песен.
Как известно, главные роли исполнили реальные музыканты, не имеющие опыта в съемках. Эти непрофессиональные актеры сыграли настолько убедительно (они по-настоящему жили на экране), что им могут позавидовать многие профессионалы.
Одним из минусов фильма является операторская работа. Вся картина снята с руки на цифровую камеру, а это постоянная тряска и заметное ухудшение качества изображения в темных сценах. Интересных ракурсов просто нет. Все выглядит, как на домашнем любительском видео. «Однажды» — не мюзикл, поэтому вы не увидите здесь постановочных масштабных действий сопровождающих музыкальные вставки. Видеоряд ничем не удивляет и порой заставляет заскучать. В такие моменты хочется закрыть глаза и просто слушать музыку. С другой стороны, именно такая съемка больше сближает зрителя с героями, создает эффект присутствия и добавляет документальность картине.
Ты надеваешь наушники, включаешь любимую песню на плеере и выходишь на улицу. Улыбаешься, глядя на солнце. Возможно сегодня ты встретишь Ее. Свою судьбу.
14 мая 2013
Знаете, когда я начал смотреть этот фильм, он показался мне абсолютно непримечательным. Я посмотрел минут 20 и готов был уже выключить. Но времени на часах было почти 3 часа ночи, и начинать что-нибудь новое я уже не хотел. И я решил все-таки досмотреть этот фильм. И очень рад такому решению. Начавшийся довольно скучно фильм тронул меня до глубины души своей наивностью и красотой. Прекрасная музыка, которая заполняла весь фильм, просто не дает мне уснуть, а группа The Frames обязательно в скорейшем времени окажется у меня в плеере.
Посмотрев этот фильм вы поймете что, по сути, не важно кто ты такой. Важно то, что ты делаешь. То, что ты можешь дать, и именно это делает тебе цену. И если ты не готов отдавать, то не рассчитывай что и с тобой поделятся. У этого фильма прямо какое-то ирландское настроение. Я там никогда не был, но уверен, что оно именно такое. И теперь аж захотелось побывать.
Приятно заметить, что все актеры и не актеры вовсе. Все они музыканты, которые великолепно сыграли. Я поверил каждому их слову. Они проживали свои жизни не там далеко, а рядом со мной и рассказывали мне эту историю своей длинной и интересной жизни. Это история безгранично мила и наивна, но в тоже время настолько трогательна и так сильно цепляет, что когда говорят «дак доплати» ты не знаешь, чего хочешь больше. Того чтобы жизнь изменилась или все же остаться и попробовать жить так как хочется. Не знаю. Не думал, что фильм произведет на меня такое впечатление.
Очень большое значение тут играет именно музыка, которая очень грамотно обыграна и хочется слушать её снова и снова. Чем кстати я и занимаюсь прямо, сейчас, в 4 часа утра. Безумно понравился момент в студии. То как к ним отнесся звукорежиссер сначала и, то, какое на него оказала влияние их музыка после, так его изменило, что мы это сразу видим.
Советую этот фильм к просмотру всем любителям хорошей музыки и фильмов со смыслом. Посмотрите. Там есть что посмотреть, послушать и даже есть над, чем подумать.
9 из 10
P.S. Они действительно заслужили Оскар за лучшую песню. Она великолепна.
24 января 2013
Это один из тех фильмов, которые лучше всего демонстрируют одну простую мысль: порой совершенно неважно, КАК снимать, главное — ЧТО снимать. Идея в кино все же важнее формы. Порой вещь, сделанная практически на коленке, снятая на любительскую камеру, несет в себе куда более мощный эмоциональный и смысловой импульс, чем приглаженная, лакированная, выверенная картина.
«Однажды» сложно назвать фильмом в полном или привычном понимании этого слова. Это скорее фильм-концерт, фильм-душа. Это взгляд на двух людей, нашедших друг друга в стремительном течении жизни большого города. Это рассказ о встрече двух людей, которые на короткий миг соприкоснулись и разошлись — каждый в свою сторону…
После просмотра этого фильма у меня надолго сохранилось гнетущее, даже тоскливое ощущение, словно подобная встреча была в моей жизни. В сердце, показалось, засела заноза. Такой силой воздействия обладает эта вещь.
Могло ли все сложиться в жизни главных героев иначе? Может быть. Но это жизнь. и одно из ее свойств — несоответствие времени и места. Живо вспоминаются строки из одной из самых проникновенных песен Талькова: «Несвоевременность — вечная драма // Где есть он и она».
Музыка в этом фильме волшебная. Она льется из самых душ главных героев и вливается в души зрителей. Это тот случай, когда Оскар стал не достойной наградой, а констатацией того, что история получилась совершенно выдающейся. Все песни из этого фильма хочется слушать не однажды, а много-много раз…
10 из 10
12 января 2013
Жанр кино-мюзикла переживает глубокий затяжной кризис, последствия которого почти каждый год можно с грустью лицезреть на экране. И дело не в том, что «Девушки мечты» оказались слишком предсказуемыми и стереотипно хэппи-эндовыми. И даже не в том, что «Бурлеск» дышит только за счет вечнозеленой харизмы Шер и страстного рокота, который издают легкие Кристины Агилера. И даже не в том, что «Рок на века» пытается вытянуть застойный жанр новой адаптацией бродвейского хита, выставив на витрину самых маститых актеров а-ля Том Круз, который и чтец, и на трубе, как говорится, играет виртуозно. Мюзикл выродился, пройдя все закономерные этапы эволюции в Голливуде, немного видоизменившись в других странах сообразно местному колориту, но в целом — продолжая медленно и неизбежно съезжать вниз по наклонной. Однако тем показательнее отдельные попытки его реанимировать, вдохнуть новую жизнь в его застывшие кино-формы, которые скорчились под тяжестью лощеной облицовки и карамельно-приторных сюжетов.
Once непритязателен и неприметен настолько, насколько это возможно в огромном мире шоу-бизнеса, в котором мелкие песчинки бисера в мгновение ока превращаются в пыль под тонкими шпильками молодых, стервозных кино-звездочек. Но ирландцев голыми руками не возьмешь — пробовали уже. Режиссер Джон Карни, ранее музицировавший в довольно известной ирландской рок-группе The Frames, создал нечто совершенно невероятное, взяв в качестве главных героев не профессиональных актеров, а профессиональных музыкантов, которые даже не пытаются притворяться способными на показное лицедейство. В этом главная особенность фильма — он не стремится «казаться», он реалистичен до нервного подергивания плечами, искренен до блеска слез на глазах и предельно честен со зрителем. Никаких спецэффектов и дорогих съемок, никакого напыщенного лоска и заранее поставленных танцевально-вокальных сцен, никаких претенциозных подтекстов и вялых заигрываний с махровыми хитами. Бесхитростная картина о том, как важно найти человека, который смог бы поверить в тебя, бескорыстно подарив не только уверенность в себе, но и ощущение того, что жизнь наполнена смыслом, даже тогда, когда он почти незаметен в пресной рутине ежедневного и неизменного быта, состоящего, предположим, из ремонта пылесосов, продажи цветов на улице, уборки чужих домов и постоянного гитарного томления по ушедшей любви.
У героев фильма не имен. Просто парень и просто девушка. Просто встретились. Просто начали общаться. Ей понравились его песни — мучительные, страстные, наполненные душевной теплотой и болью незабытой потери. Ему понравилась ее музыка — легкая, нежная, плавная, немного сбивчивая и неуверенная, но пронзающая горечью одиночества. Она сказала, что его песни изумительны. Он предложил ей вместе записать несколько треков. Если кто-то решил, что за этим последует love-story локального дублинского масштаба, то он ошибся. Некоторые отношения выше любви. Некоторые отношения никогда не опустятся до семейных скандалов и ревнивых обид. Некоторые отношения всегда будут зажигать улыбку на лице тех, кто о них вспомнит. Некоторые отношения просто иные, не такие, другие.
Once никогда не станет одним из тех кино, которые будут возглавлять топы во имя кассовых сборов и пресыщенных критиков. Он так и останется «маленьким» милым фильмом о том, что любая, даже самая малозначительная, на первый взгляд, встреча может стать новой отправной точкой в жизни. И дело не в том, что главный трек фильма, Falling Slowly, получил Оскара. И не в том, что в начале 2012 года на Бродвее был-таки поставлен одноименный мюзикл. И даже не в том, что какое-то невероятное количество кино-изданий назвали Once одним из лучших романтических фильмов за последние несколько лет. Все дело в том, что жизнь состоит из встреч и расставаний. И какая-то из них точно изменит нашу жизнь.
15 декабря 2012
Со степным орлом я летел над землей.
В платье светло-голубом ты летела за мной.
Цвета неба глаза излучали покой -
Со степным орлом мы летим над землей.
Любовь непредсказуема и неподконтрольна никому. Когда меньше всего этого ожидаешь, она делает нас крылатыми и прекрасными, заставляя глаза блестеть, душу парить, а тело испытывать непреодолимое притяжение к человеку, который на несколько секунд вечности становиться избранным партнером в вечном танце. И вот уже колокольчики у нас в волосах звучат соль диезом, привлекая режиссеров, падких на эмоции, желающих поймать чудо в объектив кинокамеры. Далеко не каждому из них удается погреться у костра человеческих чувств, некоторые сгорают, а на отснятых ими пленках остаются лишь жалкие имитации подсмотренного, волшебство оборачивается балаганным трюком. Единицы смогут, и тогда на киноэкранах разворачивается феерия, яркая и искренняя, и зрители верят, что рассказана их история. Именно таков этот фильм.
Сюжет прост. Эмигрантку из восточной Европы и истинного ирландца случай сводит вместе в ночном Дублине. Продавщица цветов откликнулась на песню мастера по ремонту пылесосов. Слово за слово — они узнают друг о друге главное: музыка наполняет смыслом жизнь обоих. Вот уже два вчера еще не знакомых человека самозабвенно музицируют вместе на пока еще не проданном пианино в ближайшем магазине. Нота за нотой — мужчина и женщина понимает, что поют о том, о чем не решаются признаться. Воодушевляющие чувства внезапно раскрашивают жизнь пары, открывая перед каждым новые перспективы. Руки стремятся к объятиям раньше, чем мозг способен осознать это желание. Позже прошлое каждого из героев напомнит о себе, но этим двум людям не за что будет перед ним извиняться, они не усложнили жизнь друг другу, но сделали ее обоюдно прекраснее.
Вместо актеров музыканты, вместо профессионального освещения — солнечный свет, вместо декораций — квартиры друзей, вместо массовки — обычные люди на улицах, даже не подозревающие, что их снимают в кино. Вопреки всему этому непрофессионализму, снятый на ручную камеру за пару недель и по киномеркам за гроши, «Однажды» внедряется в сердце, обволакивая его своим скромным обаянием и светлой грустью. Короткие диалоги, в которых реплики то и дело заменяются песнями, не кажутся надуманными. Случайные люди, попадающие в кадр, действительно попали туда случайно, они живут там, а не играют, и потому естественны. Исполнители главных ролей на самом деле поглощены друг другом, во время съемок мюзикла их накрыло волной любви. Художественный фильм, где все по-настоящему, разве может оставить равнодушным?.. Но, ни одна лишь достоверность привлекает. Очаровывает возможность на время оторваться от земли, а потом суметь не рухнуть камнем вниз, а аккуратно приземлиться на ноги.
Я нашел тайный ход в твои сны
Отсчитал сорок восемь волшебных слов от края стены.
Может, там, за стеной, ты меня еще ждешь.
Души тянутся вверх. Звезды падают в рожь.
P.S. Выражаю признательность группе «Чайф», чья замечательная песня воодушевила меня на написание этого текста.
15 декабря 2012
Потрясающе ирландский фильм. Большинство из нас там никогда не были, но после просмотра фильма понимаешь, что да, все так и есть: размытые краски, шерстяные свитера, уличные музыканты, голоса. Голоса толпы, машин, океана, пылесосов, роялей, гитар. Голоса мужчины и женщины.
У главных героев нет имен и это неспроста. Вся их жизнь- музыка. Мысли- в песнях, чувства- в мелодиях. Он почти в каждое предложение вставляет слово cool, ну а она, чешская эмигрантка, тоже словарным запасом не блещет. И тут же контраст с песнями, где раскрывается его романтическая натура и ее трагическое прошлое, о которых они оба предпочитают не говорить.
Вы когда-нибудь упускали момент? Делали что-то, о чем потом жалели или, наоборот, медлили? «Однажды»- это фильм о том, как часто мы не даем себе делать то, что больше всего хочется, идем на поводу у обстоятельств, окружающих, привычек. У героев не получилось счастливого финала, но это не делает их хуже.
Они же просто люди. И это просто жизнь.
9 из 10
5 ноября 2012
Удивительная и весьма непостижимая штука — жизнь, никто не знает что ожидает что произойдет в тот или иной момент времени, как мы изменимся, кем станем, какими будем. Все в нашей жизни происходит спонтанно и неожиданно, но все предусмотрено заранее и не нами. И вот в последнее время мне везет как-то, на определенные фильмы про самоутверждение героев. Посему я решил узнать, что же случилось «Однажды»…
В начале просмотра фильма, он казался каким то арт-хаусом, но при полном просмотре зритель поймет, что он скорей всего автобиографический и все происходило на самом деле. Сюжет «окунает» нас в будничные дни Ирландии, кто-то спешит на работу, кто-то учится, кто-то путешествует и среди этой большой суеты на нашу судьбу выпадает узнать судьбу двух музыкантов, он — гитарист, она — пианистка. У каждого из них не простая судьба, парень — чинит пылесосы и живет с отцом, девушка — одиночка-мать, иммигрантка и разнорабочий; сводит их случайность, она однажды услышала как он играет, сыграли дуэтом, решили записать пару песен профессионально в итоге все это превратилось в фолк-бэнд, который играет и до сих пор.
Фильм снят невероятно профессионально, показывая жизнь обыкновенных людей, чем они живут, как они живут, показывая нам, по сути, среднестатистическую жизнь многих граждан в Ирландии, а, возможно, и в мире. Не забывает режиссёр так же и показать красоты страны: Ирландское море, постройки, улочки, поэтические кабаки и прочие простые радости жизни, и все это дополнено саундтреком, тех самых, Глена Хансарда и Маркеты Иргловы.
Персонально Я не могу оценить этот фильм положительно и отрицательно, потому что это по сути не фильм — это автобиография двух людей, их история, их переживания, их успехи и разочарования. А как можно оценить Жизнь? В то же время, я считаю, что фильм должен посмотреть каждый, кому интересно то, как порой создаются группы и прочие прелести провинциальных артистов. И кто знает, может с Вами, дорогой зритель, тоже приключится такое «Однажды»…
24 августа 2012
Он (Хансард) скулит по своей бывшей, помогает отцу в магазине пылесосов, а на досуге выбирается на улицы Дублина, чтобы совместить полезное с приятным — на гитаре поиграть и денег заработать. Песни его не нравились никому ровно до того момента, как к нему вечерком подкатила она (Ирглова), разведенная чешская иммигрантка с матерью и малолетней дочкой на руках, и стала ненавязчиво впихивать пылесос для починки. Они проведут один день вместе — в обнимку с бытовой техникой, гитарой и фортепиано, — а потом безнадежно влюбятся друг в друга.
Шутка ли: в фильме о любви нет ни намека на любовь — никаких объятий, никаких яростных поцелуев взасос, только коротенькое объяснение в чувствах по-чешски, которое будет понятно одним лишь чехам. И именно в этом сила «Однажды». Это, должно быть, самая дикая, самая романтичная мелодрама со времен линклейтеровской дилогии «Перед рассветом/Перед закатом», только у Линклейтера были интиллигентные европейцы и солнце, а у Карни — матерящиеся через слово ирландцы и пасмурное дублинское небо, что, впрочем, вовсе не мешает публике судорожно сотрясаться от рыданий на последних пяти минутах и там, и там. «Однажды», будучи еще и мюзиклом, совершило локальную революцию и в этом жанре: в кухонную драму в стиле Кена Лоуча внезапно врезается магический реализм почище, чем у польского кудесника Кесьлевского, а сюжет, восхитительная смесь Диккенса и инди, за полтора часа аккуратно педалирует любовную тему в такие дебри, куда обычно опасаются соваться и маститые режиссеры, кому за шестьдесят. Карни, который тоже, как и главные герои, музыкант и который тоже, видимо, по молодости бешено любил, уловил эту сложнейшее, тончайшее, хрупкое, как стекло, чувство между двумя незнакомыми людьми. Такое бывает только в кино. Или нет?
10 из 10
3 августа 2012
Жанр фильма «Однажды» неизвестного широкой публике ирландского режиссёра Джона Карни прописан как мюзикл, однако по сути мюзиклом в общепринятом понимании не является, его скорее можно назвать музыкальным фильмом. Музыка органично вплетается в действие, создаёт его «каркас»: является одним из главных действующих лиц, именно она помогает героям встретиться, понять и почувствовать друг друга, пережить сладкие и горькие мгновения, которые запомнятся на всю жизнь. В судьбе актёров, играющих главные роли, музыка играет определяющую роль, ведь они профессиональные музыканты. Хансард более известен в родной Ирландии как фронтмен довольно популярной группы The Frames, Ирглова тоже занимается музыкой и является такой же эмигранткой из Чехии, как и её героиня.
Герои фильма — подчёркнуто не голливудские красавцы и « не модные » люди: никакой яркой одежды, роскошных причёсок, запоминающихся аксессуаров; обычная повседневная одежда, вытянутые свитера… но это по-настоящему трогает, так как придаёт фильму некую камерность, добавляет естественности в происходящее.
Сюжет фильма незамысловат: в Дублине встречаются уличный музыкант и девушка-эмигрантка, продающая цветы, они беседуют, ходят друг к другу в гости, записывают вместе прекрасный альбом и расстаются навсегда. Подкупают в фильме вовсе не сложные сюжетные коллизии, а искренность героев, очарование музыки, которая звучит практически беспрерывно, трогательно-смешные сцены (когда герой делится деньгами с неудачливым воришкой, когда герои, прогуливаясь по городу, возят за собой пылесос, когда герой знакомится с матерью героини).
Документальный стиль съемок фильма наталкивают порой на мысль, что фильм был снят для себя, то есть известные в определенных географических широтах музыканты собрались и сняли кино, друзьям показать… Однако после просмотра всего фильма, в его художественной ценности сомневаться не приходится.
Ещё одним действующим лицом является Дублин. Здесь все так обычно: улочки города с людьми, вечно спешащими куда-то, маленькие магазинчики и мастерские с простыми вывесками, уличные музыканты, играющие разнообразную музыку, и многое другое. На фоне этого пейзажа развиваются отношения главных героев. Мы наблюдаем за их жизнью и утром, и вечером, и даже ночью, когда героиня идёт по улице в домашней одежде и тапочках и поёт, потому что не может молчать, потому что только в песне можно рассказать про настоящие чувства, потому что жизнь не всегда справедлива и человек, для которого ты пишешь лучшие свои песни, не слышит или не понимает их. Очень верно передана атмосфера столицы Ирландии, которой автор фильма, похоже, восхищается.
На мой взгляд, кульминацией фильма является сцена, которая выводит героев из замкнутого пространства на простор: с высокого холма они видят реку, лес, небо с бегущими по нему облаками и возникает гармония между миром природы и людей, и отражается она в музыке.
Очень важно то, что автору фильма удаётся вовлечь зрителя в процесс создания музыки, мы видим, как на наших глазах рождаются мелодия — ответ, песня — воспоминание, музыка — объяснение в любви. Записи в тесной студии, когда поют не для денег и не для славы, а для чего-то более высокого, объединяющего творческих личностей и непонятного нам, профанам. Когда поют до изнеможения, когда забывают о сне и пище, потому что есть возможность реализовать свои творческие задумки, открыть свой внутренний мир для других людей.
Еще одна история, еще одна среди десятков других.
28 июля 2012
Недавно я вернулась из Ирландии и сразу кинулась искать ирландские фильмы. Что-нибудь такое, теплое и доброе и с ирландским вкусом. «Once» — это то, что нужно, именно про как оно на самом деле в современной Ирландии происходит.
Хотя лента достаточно новая, тут напрочь отсутствуют модные спецэффекты, а операторская работа подчас напоминает моего-другана-с-мобилой. Даже актеры, и те непримелькавшиеся, непрофессиональные, самые обыкновенные люди (профи-музыканты, правда). Парень (Glen Hansard) — типичнейший ирландец с ярким дублинским акцентом — подрабатывает уличным музыкантом на Графтон-Стрит. Голос имеет специфичный, зато поет — ух! — с душой. Вокруг него тусуются толпы туристов разной степени опьянения в зеленых майках IRELAND, зрелище омерзительное, зато все правда. Так вот, парень, безымянный, среднестатистический и обыкновенный, встречает в качестве слушателя среднестатистическую эмигрантку из Чехии (Marketa Irglova). Слово за слово, обнаруживается, что он зарабатывает на жизнь починкой пылесосов, а у нее давеча пылесос как раз сломался. Отличный повод для знакомства, я считаю. А потом оказывается, что девочка отлично поет и играет на пианино. Ну, тут уж сам бог велел — и чего бы не спеть вместе?
Я вот тут пишу слегка насмешливо, а сама во время просмотра так и прилипла к экрану, затаив дыхание. Фильм получился настолько одухотворенный, светлый, живой и настоящий, что невольно погружаешься в него. Но не в сюжет, не в водоворот событий (который там прост как пять копеек), а в саму атмосферу. Словно бы оказываешься там и сидишь за столом вместе с героями. И я вновь очутилась в Дублине. А песенки, которые они поют (ведь фильм на самом деле про музыку) — они простые, с одной стороны, но с другой стороны — настолько искренние, настолько глубоко пропитанные чувствами, что цепляют. Проснувшись утром, обнаружила эти песни в мозгу на репите.
Про музыку, про любовь, про Ирландию. Про то, как оно иногда случается. Про простых, обычных, очаровательных людей. Именно это так захватило меня в Ирландии — эта простота, непосредственность, теплая уютная особенность людей. Такого я больше нигде не встречала.
10 из 10
27 июля 2012
Когда я только начала его смотреть, я знала только, что это история любви уличного музыканта и молодой, одинокой, матери. Однако этой самой любви я не увидела. Была симпатия, хорошее взаимопонимание и дружба «по-несчастью», точнее по общим проблемам одиночества и потерянности.
Я понятия не имела, что фильм этот художественный и снят любительской камерой. Признаюсь честно мне трудно было досмотреть его до конца, потому что он затянут и, в какой то мере, скучен. Там нет особенных эмоций заставляющих сопереживать главным героям, там нет интересных поворотов сюжета — всё идёт по накатанной. Фильм о жизни и о случайной, кратковременной, дружбе.
Смотря сколько всего хорошего о нём написано, я начинаю задумываться, что, возможно, я его не поняла, не до конца прочувствовала. Однако, пересмотреть его у меня просто не хватит терпения.
Из хороших моментов я могу выделить только то, что было интересно смотреть историю случайного знакомства и внезапно появившегося взаимопонимания между героями + красивая, спокойная и приятная музыка добавила хоть немного красочности в картину.
5 из 10
27 июня 2012
Ночь — лучшее время для деятельности. Стихи, песни пишутся лучше всего именно тогда, радостные и вдохновенные идеи посещают именно в это время, когда город спит. Сознание необыкновенно чисто, ничто не замутняет его. Мысли, что мучили в течение дня, каким-то образом находят выход в творчестве, а вопросы обретают ответы — сердце отвечает, ведь ночью мы можем наконец-то прислушаться к тихому внутреннему голосу, оставаясь один на один с собой и совестью.
Вам знакомо это чувство? Если да, то вы поймёте этот фильм.
Почему такие аналогии? Сейчас повсюду, куда ни кинь взгляд, проповедуется философия гламура. Лёгкая жизнь с идеальными платьями, обольстительных форм машинами, чудесными сковородками, эффективными дезодорантами, картинными отношениями. Красивые люди говорят красивые фразы. А если захочется чего-то хоть сколько-нибудь оригинального (индивидуальность почему-то — хе, вот диво! — всегда требует проявления), то человек системы всегда может выбрать другой образ — хипстера или неформала. Оставаясь при этом строго в рамках программы. Матрица имеет тебя, Нео.
В фильме «Однажды» ничего такого нет. Жизнь его героев так же отличается от образца, пропагандируемого рекламой, как искренняя и плодотворная ночь разнится с суетным днём. Но ночь сама по себе ничего не решает. Судьбу меняет человек. Он отметает понятие рока и выдвигает свой жизнеутверждающий девиз, вдохновляясь свободой.
И как бы что-то ни было грустно, однажды всё может измениться. Просто начинать нужно с малого. Финал фильма — самый что ни на есть жизненный, верный, как раз об этом и говорит: хватит уже вам, люди, падать в песок, начинайте возводить что-то на камне. Не делайте ставку на шаткое «авось», лучше присмотритесь к своей жизни. Благо, теперь у вас есть силы в запасе — вы дали их друг другу! Так действуйте! А боевыми знамёнами послужат вам песни. Причудливые баллады, задумчивые и где-то печальные, а где-то призывные и бойкие.
А может быть, песни — это своего рода оружие против тягот повседневности. Слишком личные тексты, слишком проникновенная музыка — люди создают подобное для того, чтобы чувство, мысль переместились из сознания в материальное пространство — самый верный способ унять боль, облегчить душу, снять внутреннее бремя. Тогда подобное трогает до слёз тех, кому посчастливится это услышать.
Несколько слов непосредственно о техническом исполнении и игре. Выверенная голливудская фальшь (иногда уже не можешь спокойно смотреть на упорно вколачивающиеся в голову клише и штампы), если она есть, распознаётся сразу, и идеальный кадр тут никого не спасает. Европейское же независимое кино может быть не ярким в оформлении, но удивительно глубоким и богатым по своей сути. Не перестаю в этом убеждаться и радуюсь, находя столь чудные фильмы среди нынешнего диковинного многообразия.
1 июня 2012
На самом деле, фильм я посмотрела совершенно случайно, не подозревая даже, что он такой замечательный. Да, это не фильм, который претендует на все кино премии, и поражает своим профессионализмом, но смотреть его действительно легко, наверное, из за музыки, простых диалогов и атмосферы в которой живут актёры. Глен Хэнсард и Маркета Ирглова люди идущие по творческому пути и как кажется, но начало фильма, лишь только актёры, выполняющие определённые роли, но оказывается, всё совсем наоборот, музыка вполне реальная, а актёры просто играли самих себя и поэтому фильм уже становиться документальной хроникой, быть может, какую бы хотели видеть они.
Такие фильмы хорошо смотреть в субботние ночи, когда хочется лечь спать, расплываясь в улыбке и тепле, а на следующие день, как я это сделала, прослушать альбомы Глена и понять, что музыка действительно хороша.
Фильм стоит посмотреть, хотя бы ради того, что бы увидеть, становление человека, который попал в поток вдохновения и все преграды, кажется, уже стёрты, что бы уловить чувство счастья от жизни, когда кто-то занимается тем, чем действительно хочет, услышать музыку на вечерних улицах Дублина и ирландскую песню в автобусе, и наконец, может быть, что бы кто-то потом пошёл и взял свою пыльную гитару и начал что-то новое и легендарное!
Возьмите чай и нажмите play
20 апреля 2012
Иногда бывает такое странное ощущение… Садишься за написание рецензии… И не знаешь, с чего начать, что лучше сказать будущему зрителю о картине.
Касаемо данного фильма — именно так оно и есть. Кажется, что все слова, сказанные или написанные в его адрес, были бы пустыми, ненужными.
В самом фильме нет ярких, бравурных, пафосных фраз. В нём нет и динамичного развития сюжета. Напротив — он очень размеренный, спокойный, созерцательный. Даже снят в довольно непривычной для современного зрителя манере. Словно на любительскую камеру. Некоторые моменты напоминают «домашнее, семейное видео». Первые кадры меня не впечатлили. Хотелось даже остановить просмотр и потратить время на другое кино… Хорошо, что я не сделала этого. Не остановила, не выключила и досмотрела всё, от начала и до конца.
Чувственный. Необыкновенно глубокий фильм. Повествующий о жизни. Не надуманный. Я бы даже сказала, пронзительно добрый.
Однажды, встретились два одиночества, две родственных души. Встретились, соприкоснувшись друг с другом, на короткий промежуток времени. Каждый нес в себе свои переживания, неосуществленные мечты, своеобразную горечь… Музыка послужила для них мостиком, на котором и произошло знакомство. Говоря на её языке, они поняли друг друга. Как никто другой. Каждый из них выживал, черпая силы в музыке, выплескивая переживания в песнях…
Так очень часто происходит в жизни. Нам встречаются люди, которые были в нашей судьбе недолго. Но оставили в ней большой след. И не только в памяти. Нет. В глубине души. Навсегда.
Знаете… Фильм стоит смотреть. Хотя бы из-за потрясающей музыки, которая занимает в нём важное место.
10 из 10
11 апреля 2012