Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Переписывая Бетховена |
английское название: |
Copying Beethoven |
год: | 2006 |
страны: |
США,
Германия,
Венгрия,
Великобритания
|
слоган: | «За гениальностью кроется страсть» |
режиссер: | Агнешка Холланд |
сценаристы: | Стивен Дж. Ривел, Кристофер Уилкинсон |
продюсеры: | Майкл Тейлор, Кристофер Уилкинсон, Сидни Киммел, Стивен Дж. Ривел, Эрнст Голдшмидт, Брюс Уэбб, Марина Грасик, Андреас Грош, Ян Кёрбелин, Алекс Льюис, Андреас Шмид, Брюс Толл, Роналдо Васконселлос, Габор Варади, Петер Мишкольци |
видеооператор: | Эшли Роу |
художники: | Кэролайн Эмис, Лорант Явор, Золтан Хорват, Пол Жирардани, Яни Темиме |
монтаж: | Алекс Маки |
жанры: | драма, музыка, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 11000000 |
Сборы в России: | $6 500 |
Сборы в США: | $355 968 |
Мировые сборы: | $6 163 685 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 июля 2006 г. |
на DVD: | 10 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 44 мин |
Неплохой фильм с интересным, но абсолютно вымышленным сюжетом: никакой ассистентки Людвига Ван Бетховена, помогавшей ему в работе над Девятой симфонией, не существовало. Переписчиков Девятой симфонии было несколько, и все были мужчинами, а на Венской премьере Бетховен дирижировал вместе с Михаэлем Умлауфом, за действиями которого и следил оркестр, пока почти глухой Бетховен неистовствовал в каком-то своём темпе. Персонаж Дианы Крюгер, видимо, назван в честь скрипача и переписчика Карла Хольца, с которым великий композитор дружил в последние годы своей жизни, однако никакого реального прототипа у Анны Хольц нет.
Анна — настолько умное, прилежное и красивое создание, что, кажется, с такой чудесной переписчицой экранный Бетховен должен был прожить больше 56 лет. Герой Эда Харриса вообще производит впечатление довольно здорового (за исключением слуха) человека — наверное, куда более здорового, чем настоящий Бетховен во время написания Девятой симфонии. Харрис — лучшее, что есть в фильме: за его энергичным и эксцентричным Бетховеном всегда интересно наблюдать. Ему же достались самые лучшие и смешные реплики в фильме.
Есть в фильме и довольно слабо написанные диалоги — например, с участием весьма противного племянника Бетховена, Карла. В первой же сцене со своим участием он сначала подглядывает Анне под юбку, но уже через минуту сменяет нахальный тон на жалобный и начинает ныть всё той же Анне про свою жизнь (что смотрится, мягко говоря, странно). Появление племянника на премьере Девятой симфонии вообще выглядит абсолютно лишним, слишком киношным эпизодом. Есть в фильме и другие сцены/диалоги, которым не хватает естественности, хотя, казалось бы, сценаристы были не сильно обременены историей, и у них было куда больше творческой свободы, чем у сценаристов многих других биографических картин.
Тем не менее смотреть «Переписывая Бетховена» довольно интересно — главным образом благодаря красивой картинке (отличная работа художников) и различным выходкам Бетховена в исполнении Эда Харриса.
28 марта 2021
В центре художественного фильма польского режиссера Агнешки Холланд «Переписывая Бетховена» стоят два образа, дополняющие и раскрывающие друг друга. Несмотря даже на то, что имя главного героя выведено в названии картины, вымышленный персонаж Д. Крюгер играет немаловажную роль в раскрытии самой проблематики произведения. Образ, который воплотил на экране Эд Харрис, несомненно представляет из себя не только известного композитора, но и уникальную по своему складу личность, сильно контрастирующую на фоне всего своего окружения. В то время Анна, приближенная к «сумасшедшему гению» в быту, отделена от него все той же пропастью, что лежит между ним и другими представителями интеллигенции. Однако именно созданный дуэт Бетховена и Анны позволяет поднять ряд проблем, дать им живую и насыщенную красками иллюстрацию (например, помимо главной темы поднимается и вопрос о месте женщины в мире искусства).
В центре внимания режиссера стоит в образ Бетховена с его восприятием мира, искусства, жизни. Через диалоги с Анной, через их музицирование или взаимодействие с другими персонажами мы и узнаем о художественном восприятии немецкого композитора Агнешкой Холланд. Перед нами вырисовывается образцовый романтический герой — непонятый всеми сумасшедший творец, в чьем поведения часто проскальзывает некая детскость (сцена с передразниванием музыки Анны), противостоящий чуждому ему миру. В эпизоде с Мартином он ломает его построенный на чистом рацио макет моста, пытаясь показать, что мир — хаос, постичь который можно только чувствами. Музыка Бетховена тот же хаос, всепоглощающий и бесконечный, прочувствовать который способны только избранные. Именно поэтому Анна сначала не видит красоты в Девятой симфонии Бетховена, пытаясь постичь разумом и логосом музыку, исходящую не столько из глубины души маэстро, сколько из некого общего, мирового источника, доступного великому композитору. Однако ей удается услышать мелодию, прочувствовать ее, а вместе с тем и соединиться с огромным и всеобъемлющим началом — природой, что и проиллюстрировано в завершающих кадрах киноленты.
Стоит отметить, что в данной интерпретации образ Бетховена наделяют такими чертами, которые не были рассмотрены, например, в произведениях В. Ф. Одоевского. Хорошо иллюстрирует сам характер героя фраза племянника: «Он до сих пор бушует, сметает все на своем пути, уничтожает всех, с кем сталкивается его могучее эго».
Фильм Агнешки Холланд не претендует на автобиографичность, однако он позволяет взглянуть на великого немецкого композитора в рамках романтического мировоззрения, которое предвосхитил сам Людвиг ван Бетховен.
12 апреля 2016
Фильм хорош, но недостает правдивости.
Актерский состав подобран на отлично, каждый справился со своей ролью.
Фильм рассказывает — о последних годах жизни, великого композитора Людвига Ван Бетховена. Благодаря задумки создателей этого фильма, не обходится фильм и без вымышленного персонажа — Анна Хольц, которая приукрасила картину происходящего, добавив яркости, изящества и красоты. И главное в этом фильме это музыка, где мы можем услышать: 9 симфонию, Фугу, Лунную Сонату. Перед нами Бетховен представляется ни как злодей и скряга, как о нем говорили завистливые, обиженные люди, здесь, Бетховен предстает перед нами, как романтичный, любящий своего племянника — человек.
Парадокс, который режиссер не предусмотрел, так это в глухоте: Бетховен мог слышать что ему говорили главные герои, что всячески портит антураж ясности картины.
Фильм к просмотру рекомендую.
7 из 10
21 января 2016
Это кино не о Бетховене. Оно о женщине, о вымышленной героине, студентке венской консерватории, которую якобы прислали композитору в качестве нового переписчика. Фильм исключительно о ней. Чувствуется, что в режиссерском кресле тоже женщина. Ей удалось точно передать психологию девушки, просчитать ее возможную реакцию, увидеть эту героиню, прочувствовать. Но, как и полагается настоящей женщине (режиссеру), она не поняла Бетховена и не смогла изобразить его. В фильме есть мужчина в воображении женщины, но никак не мужчина сам по себе. И уж тем более не композитор. И уж тем более не Людвиг ван Бетховен. Где усталость? Где отчаяние? Где обида? Где… магия? Где истинная душевная боль?? Где немой крик? Я не вижу. Там этого нет. Начало вышло вполне достойное, перспективное, во всяком случае, похоже на нечто смахиваюшее на правду, по потом…
Касательно важных деталей. Одна рука дирижера — ритм, другая — нюансы. Четко. Всегда. Изображение одного лишь кривляния и моментами беспорядочного размахивания рук за пультом — вполне можно рассматривать как оскорбление маэстро. Вообще весь этот эпизод — один большой извращенный фарс. Да, и… Вы действительно уверены, что композитор глух? Временами об ЭТОМ в фильме… забывали.
О положительных моментах и почему нельзя назвать картину плохой. Коротенький эпизод, когда Анна разворачивает Бетховена лицом к взрывающим зал аплодисментам. Такое действительно было в его биографии. Разве что в действительности не было самой Анны. Но момент красивый. И, как никак, но передан.
А также музыка. Божественная музыка величайшего из гениев. Пускай по большей части неудачно, пускай с фундаментальными ошибками, пускай с ляпами, пускай по-женски, но это очередное прикосновение к великому, к неподражаемому, к вечному. Возможно, следующая попытка раскрыть в кинематографе этого человека будет лучше, возможно, нет. Но они должны быть, эти попытки.
Обойдусь без оценок. Думаю, и так все понятно.
18 июня 2013
Этот фильм мне рекомендовал друг, вкусу которого доверяю, так что ожидания были высоки. Увы, они разрушились довольно скоро — едва увидел хорошо слышащего Бетховена. Известно, что ко времени написания Девятой симфонии он оглох окончательно и бесповоротно. В этом же фильме он ради приличия иногда прикладывает трубку к ушам и смотрит на губы говорящего, но, в целом, общается с окружающими на равных. Вот уж «переписали»! (По-моему, девять режиссеров из десяти передали бы глухоту беззвучным разеванием ртов, как бы демонстрируя, как глухой воспринимает мир. Удивлен, что здесь такого нет.)
И еще один момент, который врезался в память — в комнате Бетховена в сервант вставлен листочек-напоминалка с фразой… на английском. У немца-то! Сущая мелочь, скажете вы. Но по таким мелочам и виден калибр фильма. По крайней мере, серьезные картины с толковыми режиссерами такой ерунды себе не позволяют. И по мере развития действия стало понятно: ничего серьезного от этого действия можно не ждать.
Сколько нереалистических моментов! Суровый и гордый композитор театрально становится перед ученицей на колени, моля о прощении, а у его племянника, не выносящего музыки в принципе, при прослушивании Девятой симфонии на глаза наворачиваются слезы… Самая жуть — в сцене, где студентка Анна вот так просто берет и дирижирует оркестром. Можно себе представить, насколько это фантастическая и сложная для нее миссия. Но какой-либо рефлексии и эмоций нет и близко. Во время исполнения симфонии вообще очень не хватает напряжения — лишь тотальное блаженство и непрекращающийся хеппи-энд; зрителю ни на секунду не дают усомниться, что все будет хорошо. Не говорю уж про крайне скупой хронометраж: все как-то не подготовлено, поверхностно — должного градуса драматизма так не добьешься.
В общем, слишком много «не верю». «Переписывая Бетховена» — ИГРОВОЙ фильм в буквальном смысле этого слова. Ничего не имею против таких фильмов, но про Бетховена хотелось бы что-то поглубже, посолиднее (в конце концов, именно тема обеспечила фильму зрительский интерес и почитание — уж будьте любезны соответствовать). Со сложным образом художника (здесь он довольно стереотипен в своем аляповатом титанизме, нет и динамики) и убедительным раскрытием сопутствующего этому образу мотива — природы гениальности. Пара достойных сцен, надо признать, имеется — с рассуждениями про реформаторство в музыке, про то, что она приходит как бы из ниоткуда. Но вот показательно: наиболее занятная из таких сцен — в финале. Проникаешься ей и предвкушаешь: вот-вот все очень классно закончится. Но нет: героиня медленно уходит через поле за горизонт, камера пассивно наблюдает, за кадром плещутся романтичные переливы фортепиано. Банальнее нарочно не придумаешь.
Все хорошее, что есть в картине, перечеркивается общим ощущением приятненькой и простенькой мелодрамы, призванной скрасить уютный вечер и просветить ту часть уважаемой публики, которая путает Бетховена с Бахом. Остается надеяться, что создатель Лунной сонаты однажды удостоится мощного байопика длительностью 2,5—3 часа с разветвленным сюжетом и бОльшим разнообразием персонажей.
Можете сказать: твои ожидания — твои проблемы. Разумеется. Но это так, когда речь идет о реальности. Здесь же — вымышленный мир, восприятие которого предельно субъективно. И данная версия биографии Бетховена не вполне отвечает моему эстетическому камертону. Впрочем, все вопросы отпадают, когда напротив графы «режиссер» читаешь: Агнешка Холланд. Женщина-режиссер воспринимается примерно как женщина за рулем. Стереотипы, понимаю. Но в данном случае в действенности им не откажешь.
Однако не откажешь и в праве госпожи Холланд иметь свой вариант Бетховена. В музыке же есть жанр — вариации на тему. В таком качестве фильм сгодится. Тем более что горстку положительных впечатлений наскрести можно. Это красивая съемка (включая эффект дрожащей камеры — правда, должный результат не достигается, т. к. на более глубоком уровне напряжения нет, техническими придумками это не исправишь). Это резвый и выразительный монтаж… Интересно, кто-то из съемочной группы занимался клипами? Чувствуется опыт в накладывании музыки на видеоряд (хотя само ощущение величия бетховенских творений на порядок уступает «Заводному апельсину», где они также звучат весь фильм). Наконец, это игра Эда Харриса, который на опыте и харизме тянул как мог, превозмогая примитивизм сценария. К его «вариации» вопросов никаких, даже если она не соответствует оригиналу.
7 из 10
16 марта 2013
Когда режиссер любого порядка берется за создание байопика о человеке, который жил не в одну с ним эпоху, а почти две сотни лет назад, всегда есть опасность того, что действие получится излишне театральным, сюжет надуманным и притянутым за уши, а история — неправдоподобной. Когда режиссер берется снимать фильм про одного из самых гениальных людей своего века, эти риски возрастают как минимум вдвое.
Агнешка Холланд не просто взяла на себя все эти риски, но и значительно помножила их, введя в повествование выдуманного, никогда не существовавшего персонажа. И, пожалуй, последний из очевидных рисков в этой картине: Анна Хольц — не просто выдуманный персонаж, но и девушка-композитор. Много ли девушек композиторов вы знаете в принципе, а в Вене 19 века?
- Вы строите мосты, чтобы соединять части суши, я строю, чтобы соединять души.
Скажу честно, меня изначально все эти моменты несколько пугали, поэтому, наверное, обзаведшись этим фильмом месяца два назад, я посмотрел его только теперь. и каким же глупцом я был!! Кино не просто мастерски нивелировало все перечисленные риски, но и влюбило в себя.
9 симфония Бетховена — одно из важнейших и величайших произведений классика. История создания этой вещи в картине Агнешки Холланд и рассказывается. Но это не только, как выразился один известный кинокритик, «изображение родов гениального творения», но и опыт соприкосновения с гением в повседневной жизни.
- Он сила природы Он до сих пор бушует, сметает все на своем пути, уничтожает всех с кем сталкивается его могучее эго. Я ЛЮДВИГ ван БЕТХОВЕН! А ТЫ, ТЫ НИКТО! Я его не выношу — он презирает всех. Представляете, каково это быть единственным кого он любит?!
У многих великих людей были невыносимые характеры. Бетховен к концу своей жизни превратился в несчастного сумасбродного глухого старика, женоненавистника, грубияна, деспота и самодура. Бетховен в неподражаемом исполнении Эда Харриса — это гений, чувствующий свое угасание, понимающий издевку Бога над ним (человека, способного писать ТАКУЮ музыку, наделил глухотой), не желающий мириться с пошлостью и глупостью общества. Этому персонажу так трудно сопереживать, но так хочется…
- Вибрации в воздухе — это дыхание Бога. Он говорит с душой человека. Музыка — это язык Бога, музыканты настолько близки к Богу, насколько это возможно человеку. Мы слышим его голос, мы читаем по его губам, мы даем рождение детям Бога.
Можно ли найти подход к такому человеку? Можно ли заставить его иначе относиться к людям, прощать им их слабости, не напоминать им о том, что он гений, а все остальные — простые, а порой и бездарные смертные. Кино дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.
- Все думают, что я живу в тишине, но это неправда. Моя голова наполнена звуком. Он никогда не смолкает. Единственное мое облегчение — это записать его.
Фильм «Переписывая Бетховена» как бы живет в двух звуковых измерениях — привычном, наполненном звуками, и в тишине Бетховена, которая, как оказывается, еще более населена мелодиями.
Это, конечно, в какой-то мере режиссерский фильм, но больше все же — актерский. Эд Харрис играет так феерично, так самозабвенно, что невозможно оторвать глаз. Все эти жесты, пластика, мимика!! Дайан Крюгер тоже молодец, она очень удачно подыгрывала мастеру.
10 из 10
- Художник это тот, кто умеет верить в себя.
14 ноября 2012
Странно, но с первых кадров фильма у меня возникла первая же кинопараллель. Причем с фильмом, который, казалось бы, совсем о другом. С культовой «Матрицей».
Мир закодирован. Подавляющее большинство людей во всем, что происходит вокруг, видит хаос. Но отдельные люди, которых я в этом отзыве по-булгаковски назову Мастерами, на месте этого хаоса видят «язык Бога», как сказано в этом фильме, либо закономерности природы, как сказали бы атеисты. Но тут хоть горшком назови, смысл не меняется. Мастера-литераторы видят последовательность слов, математики и программисты — чисел и условных знаков, историки — взаимосвязь событий. У Бога много языков. И те люди, у которых есть доступ к нему, живут совершенно иначе, чем остальные. Еще несколько тысяч лет назад, в «Эпосе о Гильгамеше», было сказано, что боги не открывают человеку свое лицо не потому что не хотят, а потому что истина, носителями которой являются боги, непереносима для человека. Слышать язык Бога — удивительный дар и страшное проклятие. Поэтому среди Мастеров так много неудачников, самоубийц, людей с вредными привычками и даже психическими отклонениями. Но терять этот дар еще страшнее. Нет зрелища более жалкого, чем бывший Мастер. Мастера примечательны еще и тем, что им нужен самый минимум внешних условий, чтобы создавать свои произведения. Они могут играть на разбитых инструментах, писать марганцовкой на мешковине (как некоторые заключенные концлагерей ХХ в.), если же нет и этого — запоминать создаваемое ими в точности и надолго. Образ Бетховена в этом фильме наглядно показывает, что мастер-композитор, первый раз взглянув на ноты, слышит музыку, как будто ее играют перед ним. Бетховена не остановила даже глухота, что еще раз доказывает, что ощущение музыкальности дают далеко не только органы слуха. Наконец, Мастеров многие хвалят и многие ругают, часто они — панки и маргиналы своей эпохи, и кумиры последующих. Но по-большому счету, на них мало влияют и похвалы, и оскорбления большинства. Всю жизнь они стремятся обрести хоть одного человека, который сможет судить об их творчестве, который поймет их… Таким человеком для Бетховена-героя фильма стала Анна Хольц.
Бетховен в фильме получился здорово. Эд Харрис, которого я видел в трех очень известных фильмах, до этого ассоциировался у меня только с бравыми американскими военными. Здесь он в другом амплуа, и его исполнение приятно удивляет. Независимо от того, насколько его образ соответствует реальному Бетховену, образ, созданный Харрисом, вызывает доверие. Здесь присутствует и этот страх творческих людей, что им говорят неправду — «ненавижу тех, кто мямлит и извиняется! Когда я нападаю, отвечайте!», особенно об их творчестве — «Не льстите мне!», и ответная грубая прямота в адрес тех людей и произведений искусства, в которых он чувствует неестественность — «улучшение» моста Мартина, грубейший комментарий к фуге Анны… Мучительный поиск того человека, который сможет понять и оценить его произведения, поскольку сам он, по большому счету, не знает, насколько они хороши («Одиночество — моя религия»)
Таким человеком для Мастера музыки становится Анна Хольц, лучшая студентка одного из музыкальных учебных заведений. Ее образ очень противоречивый, и вызывает вопросы. «- Я композитор. — Тогда вы не женщина.» «Женщина-композитор — это собака, ходящая на задних лапах. Смешно и нелепо, но все удивляются, как у нее такое получается…» Ерничество? И да, и нет. Исторически женщин с яркими творческими наклонностями было очень немного. Но опять же исторически, по мере их эмансипации, появлялось все больше женщин-Мастеров. И вопросы к игре Дайаны Крюгер возникают именно здесь. Режиссер намекает, что она именно из таких. Она сама пишет музыку, но более того, она находит музыкальное взаимопонимание с Бетховеном. В противном случае она бы не смогла помочь ему дирижировать. Возможно, она даже повлияла на гранда мировой музыки, и благодаря ней он стал писать несколько по-другому. Но проблема в том, что я при просмотре не поверил, что она — творец. Это вывернутая мысль, но для творца она слишком правильная, начиная от черт лица и заканчивая репликами. Нет, творцы не обязательно являются уродами, но значительная странность, по крайней мере во взгляде, у них присутствует обязательно.
Третьим героем фильма является ощущение времени. Оно здесь ненавязчиво, но очень точно. Бетховен творил в начале XIX в. Это было время, когда идеально выверенные металлические мосты, здравый смысл и умеренность только начинали свое масштабное наступление на стихийность и максимализм, которые были характерны для романтика-Бетховена. Собственно говоря, эпоха здесь выражена уже в одном противостоянии железного моста, сбалансированного, имеющего точное начало и конец — и симфонии, которая расшатывает равновесие, и продолжается, вместо того, чтобы закончиться.
Один момент в этом фильме бьет в яблочко. Это когда оркестр заканчивает играть 9-ю симфонию, а Бетховен не знает реакцию публики, так как ничего не слышит, а смотрит совершенно в другую сторону. Это своего рода «момент истины» — бой закончен, но ты еще не знаешь, победой или поражением. Эти несколько секунд — пожалуй, самый красивый момент фильма.
Большой ложкой дегтя является очевидный, очень обидный «косяк» — Бетховен в фильме то не слышит вовсе, то слышит как абсолютно здоровый человек. Налицо небольшая халтура создателей.
В качестве резюме — фильм очень не пустой, вызывает многие образы и мысли. Хотя местами ему не хватает «гораздости», и воздействие не такое сильное.
8 из 10
13 марта 2012
Пожалуй, фильмы-биографии — один из самых непризнанных видов кинотворчества. Они редко вызывают бурную волну интереса и почти никогда не становятся лидерами кассовых сборов. Наверное в первую очередь из-за того, что эти фильмы из категории «не для всех», чтобы их понять, нужно непросто 2 часа смотреть на мерцание экрана. Нет, здесь для понимания изложения необходимо знать и любить историю того, о ком нам говорят.
«Переписывая Бетховена» — интересный фильм, затрагивающий не только вопрос личной жизни гениального композитора всех времен и народов, но и касающийся такой увлекательной темы, как одаренность человека и его душевные качества. Наблюдать за происходящим было действительно интересно, хоть и жаль, что великий Людвиг ван Бетховен представлен в виде невероятно талантливого, но взбалмашного и в какой-то степени черствого человека. От этого что-то не по себе. De mortuis aut bene, aut nihil. Но это только моя позиция. Как бы то ни было, Эд Харрис прекрасно вжился в предложенную ему роль. Его Бетховен поражает мощью духа, буйством некоего внутреннего пламени, которое, кажется, готово спалить любого, кто подойдет к нему в недоброе время.
Стоит отметить и отличную игру Дайан Крюгер. Анна Хольц — юное, воздушное, но невероятно упорное создание. Она — одна из немногих, кто готов принять Бетховена таким, какой он есть. Очень светлый получился персонаж.
Особо оговорюсь относительно атмосферы фильма. Картинка притягивает взгляд с первых секунд. Очень качественно снято. Превосходно передан дух Вены эпохи Бетховена. Так и слышишь звук приближающегося экипажа, хруст свежеиспеченных булок… Есть в этом нечто манящее, влекущее погрузиться в картину и остаться в ней на полтора часа экранного времени.
Единственное, что немного смутило, так это то, как показана глухота Бетховена. К моменту написания 9 симфонии он совершенно оглох, и это причиняло ему страшные нравственные страдания. А по фильму складывается впечатление, что глухота и вовсе не была проблемой. Из-за этого трудно понять всю силу столь уникального дара человека, написавшего свою музыку в полной тишине. Нет борьбы, эмоций — ничего, что отражало бы героизм данного поступка.
А вот за саму музыку — отдельное спасибо. Наверное, не найдется человека, который после прсмотра этого фильма не прослушал бы всю симфонию от начала и до конца и не почувствовал бы слез на своих щеках, услышав «Оду к радости» — величайшее произведение, когда-либо созданное человеком.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страною, -
Бог, в любви пресуществлённый!
Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге, -
Влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли
Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле,
Пусть покинет наш союз!
Прекрасный фильм для всех почитателей музыкального искусства.
15 ноября 2011
Это НЕ женское кино…
Это кино, которое сделала женщина
А. Холланд
Удивительный фильм! Не биографический, как я ожидала. Без рассказов о муках творения и зависти коллег по цеху. История создания «9-й симфонии» показана глазами студентки Венской консерватории Анны Хольц. Этой девушки никогда не существовало, но вымысел Агнешки Холланд, прекрасно сыгранный Дайаной Крюгер, позволяет увидеть действительную силу музыки. А тем более новаторской, какой в свое время была «9 симфония». Небольшой период из жизни Бетховена, но он показан очень камерно, очень тепло, от того — веришь этой костюмированной истории. Поэтому не возможно не расплакаться, когда в «9-й симфонии» начинает петь хор. Переживаешь и за Бетховена, но еще больше — за Анну Хольц.
Агнешка Холланд старается ответить: может ли женщина быть композитором. Может ли она творить вообще? Пожалуй, даже тем, кто закончил музыкальную школу, трудно будет назвать женщин — композиторов. Они, как и сестра Моцарта, Анна Мария Моцарт, очень редко выходят из тени композиторов-мужчин. Поэтому Анна Хольц напрасно взывает к богу с криком о том, для чего он наделил ее даром, если с него в открытую смеется великий Бетховен? Только ли, чтобы записать его последнюю «Великую фугу», помочь остаться великим Бетховеном? Анна Хольц хочет большего. Быть рядом с Бетховеном, конечно, огромная честь, но, наверное, Анна Хольц станет композитором, выходя на закате из своего дома, где после смерти композитора продолжает работать. Ведь Агнешка Холланд не вечная ассистентка знаменитого Вайды.
В подобных фильмах все же ждешь услышать наиболее известные сочинения, которые знаешь очень и очень хорошо. И в фильме не без этого: переписчик нот герр Шлемер играет «Лунную сонату». Возможно, Холланд ввела это сочинение, чтобы напомнить, кто такой Бетховен, а может и потому, что это действительно прекрасная музыка, которую можно слушать и слушать.
Работа оператора — великолепна. Кажется, камера просто заглядывает в самую суть миров Анны Хольц и Бетховена.
Фильм не только рождении великой музыки. Он о чем — то большем. Может, о Прекрасном в мире, и вызывает прекрасные чувства после просмотра. Что удивительно для биографических картин, от которых не часто ждешь откровений.
10 из 10
22 августа 2009
Блестящий фильм! Огромное спасибо создателям. Они подарили зрителям поистине волшебный фильм.
Фильм рассказывает о периоде создания Девятой симфонии. Это очень важный период в жизни Бетховена.
Актёры играли блестяще! Единственное но: Бетховен к 1824 году оглох окончательно, но в фильме он слышит превосходно! Это единственная ошибка. А вообще фильм, как я уже сказал выше получился замечательный.
10 из 10
23 февраля 2009
Фильм необычайный, незабываемый. Я считаю просто обязанной написать о нем. То великолепное исполнение симфонии.. выше всяких похвал. Его трудно, да и не нужно, описывать словами. Его нужно посмотреть и прочувствовать.
Актеры были выбраны очень кстати. Сыграно очень качественно. К тому же, признаться, не люблю уже известные лица: они ассоциируются с ранее сыгранными ролями. Причем, достаточно сложно побороть эту ассоциацию.
Единственный момент, покоробивший меня — это якобы глухота Бетховена. Создалось впечатление, что он либо слабо слышит, либо слышит выборочно: в фильме он просит, чтобы поворачивали к нему лицо, когда ему что-то говорят. Но в тысяче и одном моментах он «слышал спиной».
Фильм потрясающий. Спасибо, Агнешка Холланд!
13 сентября 2008
Самые великие люди, оставившие свой след в истории рано или поздно находят своё отражение в мире кино. Не важно, в какой области они внесли свой огромный вклад: будь это спорт или искусство, будь это войны, будь это политика, фильм будет снят, это будет кинобиография, воссоздание великого человека на экране. Большинство таких кинобиографий становятся событиями в мире кино, их с интересом отмечают киноакадемики, такие фильмы получают большие кассовые сборы.
Лучшие актёры исполнили свои лучшие роли в биопиках: Роберт Де Ниро в «Бешенном быке», Дэниэл Дэй-Льюис в «Моей левой ноге», Рассел Кроу в «Играх разума», Джэми Фокс в «Рэе», Леонардо ДиКаприо в «Авиаторе», Джеффри Раш в «Блеске» и много других отличных актёров. Но как много история знает личностей, про которых сняли две картины? Про Людвига Ван Бетховена уже был снят фильм в 94-м году — «Бессмертная возлюбленная». Тогда роль великого композитора исполнил Гари Олдман. Исполнил с неописуемым блеском и энергией. Фильм скромно так прошёлся по экранам, да и 94-й год был чрезвычайно насыщенным и плодотворным в кинематографе. Но, тем не менее, экранизация удалась, кино получилось очень атмосферным и приятным.
Вторая попытка пришла на экраны спустя двеннадцать лет. Каково было моё удивление, когда я узнал, что в режиссёрском кресле была женщина, да ещё и родом из Польши. Благо, Агнежка Холланд наснимало за свою карьеру достаточно биографических драм. К тому же была у неё работа над похожим по атмосфере фильмом «Полное затмение». Агнежка не стала идти по пути предшественника, стараясь охватить важнейшие моменты всей жизни Бетховена. Было достаточно показать всего несколько дней, последних дней из жизни композитора. И за такой короткий промежуток передать всего Бетховена на экранное полотно. И надо сказать, идею реализовали, как надо.
Был очень удачен выбор актёра на исполнение главной роли. Эд Харрис всегда старался выбирать сильных персонажей. Он, как и Олдман, засветился во множестве второстепенных ролях, в этом они схожи. Но когда Харрис становился центром проекта, он выжимал всё возможное. «Переписывая Бетховена» — это, наверное, его самая яркая роль. Это удивительно, насколько сильно Харрис прочувствовал своего персонажа, прочувствовал его глубину. Казалось, дух самого Бетховена боготворил Харриса. Квинтессенция таланта актёра приходит в его 10-минутном выступлении, долгожданной симфонии. Поверьте, этот фильм стоит посмотреть, хотя бы ради этих десяти минут. Так Эд Харрис ещё не играл.
Бетховен был одинок, но у него была ассистентка, та, кто переписывал музыку на бумагу. Это была Анна Хольц, роль которой досталась небезывестной Дайан Крюгер. Она прекрасно дополняла и без того безупречную игру Эда Харриса. И, думаю, тот, кто знает Дайан только по блокбастерам, здесь сможет убедиться в её драматических способностях. Среди второпланновых ролей нельзя не отметить Джо Андерсона, сыгравшего племянника Бетховена, Карла. Чертовски талантливый актёр с большим талантом предпочитает сниматься в не особо заметных фильмах, но здесь он сыграл превосходно.
Очень странно, что фильм не получил ни одной номинации, а ведь тут и шикарный грим, полностью изменивший Харриса, и красивые декорации, полностью передавшие атмосферу того времени… фильм провалился в прокате, вышел не в то время, академики его, будто не заметили. «Переписывая Бетховена» — это идеальная драма, местами мрачная, порой нагнетающая, грустная и трагичная. Это история человека, жившего в таком мрачном мире. Удивительно, но картина полностью лишена пафоса, она не говорит нам: «Слушайте музыку!», вовсе нет. Бетховен людей не уважал, люди не уважали его. Я думаю, его можно понять, Бог отнял у него слух, то самое чувство, которое у него должно быть превыше всего.
Но Бетховен не смирился, он продолжать стремиться к музыке, стремиться к Богу. «В моей музыке голос Бога» — говорит он, «Одиночество — моя религия». Может этот фильм лишён той эпичности, что была в «Амадее», может в нём нет той глубины из «Бессмертной возлюбленной»… этот фильм показывает, насколько сильно может измениться отношение к человеку спустя столько лет. Его могут призирать, могут унижать, но он останется в веках и его никогда не забудут. Когда фильм подходит к концу, понимаешь, что получил некое умиротворение, какое-то внутреннее освобождение. И это так прекрасно.
Красивый фильм. Душевный финал. Великий человек.
11 апреля 2008