Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Друг семьи |
английское название: |
L'amico di famiglia |
год: | 2006 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Паоло Соррентино |
сценарий: | Паоло Соррентино |
продюсеры: | Доменико Прокаччи, Фабио Конверси, Франческа Чима, Никола Джулиано |
видеооператор: | Лука Бигацци |
композитор: | Тео Теардо |
художники: | Лино Фиорито, Ортенсия Де Франческо, Джессика Замбелли |
монтаж: | Джоджо Франкини |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $1 096 450 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 мая 2006 г. |
на DVD: | 21 июля 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
«Друг семьи» — третья полнометражная лента Паоло Соррентино, делающая зримым главное противоречие его кинематографа: умение создать выразительные планы, наполненные визуальной силой и символическим потенциалом и не всегда реализуемую способность написать структурированный сценарий. В данном случае непрописанные в сценарии, многие непроработанные эпизоды висят на повествовании мертвым грузом, будучи никак драматургически не оправданны в композиции картины.
Многие планы завораживают зрителя современностью киноязыка, артикулированностью монтажа, членораздельностью символического содержания (как, например, сцены с румынкой), другие выглядят чисто визионерскими и никак семантически неоправданными (как, например, визуально колоритный план с зарытой в землю молящейся монахиней). Такая компилятивная, осколочная структура и общая невнятность нарратива сильно вредит целостному восприятию картины и уж точно проигрывает шедевральным «Последствиям любви», в которых проработано все до милесекунды.
Сама история опять же взята из «Последствий любви» — человек, распоряжающийся деньгами, эксплуатирующий других, сам оказывается под властью женского очарования, но если герой Сервилло вызывал симпатию тем, что решился пойти против фатума, то герой «Друга семьи» — скорее брат-близнец карлика из «Таксидермиста» Гарроне и не вызывает ничего, кроме отвращения.
Вообще подобный гротеск, когда физическое уродство намекает на духовные извращения, с чем мы уже сталкиваемся в итальянском кино во второй раз после «Таксидермиста» (не считая карикатурного чиновника из «Изумительного») — намек на то, что политическая и общественная жизнь в Италии далека от нормы, если уроды распоряжаются деньгами и властью. Уроды прежде всего душевные, и лишь потом -физические.
Музыкальное сопровождение, изумительные съемки с операторского крана, монтажная членораздельность большинства эпизодов (чего так не хватает триллерам Торнаторе) говорит о том, что визуально Соррентино умеет снимать атмосферное кино, но ему не всегда хватает таланта как сценаристу, потому что структурно фильм рассыпается, как и «Изумительный» и «Зарвавшийся человек», и даже «Великая красота» на череду эффектных, но не связанные композиционно эпизодов, выразительная сила которых чисто визуальная, а не драматургическая. Но как показала «Молодость», автор «Последствий любви» способен создать увлекательный, целостный сценарий, и соединить свой гений визуалиста и монтажера с талантом сценариста, который у него, будем честны, все же менее развит.
12 февраля 2016
Яркий фильм самого актуального из современных итальянских режиссеров Паоло Соррентино.
Помните старушку-процентщицу Алену Ивановну из «Преступления и наказания»? «Глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт». Или вот еще цитата — «Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает». Таков же и главный герой истории — ростовщик Джеремия (Еремей, по-нашему).
Джеремия паразитирует на ближних, не гнушаясь ни чем. Его клиенты редко способны выкупить свои долги, и ростовщик прекрасно знает об этом. Но, главное, финансовые трудности сограждан позволяют Джеремие получить власть над людьми, стать, так сказать, «другом семьи».
Привычный уклад ломается, когда ростовщик вдруг воспламеняется страстью к одной молодой даме, тоже попавшей в финансовую зависимость. Торг уместен, кажется, Джеремии. И начинается история а-ля «красавица и чудовище». А тут еще возникает финансовое предложение, от которого процентщик может отказаться, но уж слишком оно заманчиво. И вот тут-то обнаруживается брешь в доспехах скупого рыцаря.
Неаполитанец Джакомо Риццо изумительно сыграл главную роль: тонко, достоверно и выдержано. И если вы забудете со временем сюжетную линию фильма, то игру Риццо — никогда!
8 из 10
8 декабря 2014
«Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники»
Бенджамин Франклин
Джеремия говорит, что у него «золотое сердце», но окружающие считают, что он живое подтверждение правоты теории Дарвина. Джеремия повторяет, что он друг семьи, но окружающие знают, что он — алчный одинокий ростовщик, сующий свой нос в каждую замочную скважину. Впрочем, как говорил Мураками: «среди тех, кто собирает долги, приятных людей не бывает».
Once upon a time я смотрел интервью одного из богатейших людей России, и на вопрос о секретах успеха был дан следующий ответ: «Никогда не берите на себя невыполнимых обязательств». Клиенты Джеремии редко добиваются успеха. Он для них как анестетик, наркотик — денежная инъекция счастья. С его помощью можно осуществить планы, купить подарок, утолить слабость. Но редко кто по-настоящему задумывается о расплате. Когда приходит час Х, мы к нему, как правило, не готовы… Конечно, главгер себе не враг и прежде чем давать в долг, до микронов проверит заёмщиков на платежеспособность. Это пиранья, которая обглодает до костей, и если теоретически вы можете расплатиться с ней электрическим чайником, то она заберёт и его.
«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»
Михаил Булгаков, «Мастер и маргарита»
Впрочем, даже в самом чёрством сердце можно отыскать крупицу человечности. Подельник Джеремии прячет от него 70-летнюю бабку, которую тот приказал закопать в песок, будто она не бабка, а Спартак Мишулин. А сам квазимода впервые в жизни, как мальчишка влюбляется в молодую и прекрасную Розальбу (Лаура Кьятти). Да так, что готов простить ей почти весь долг родителей. Что бывает, когда смешиваешь личное и деловое, известно всем и давно. Парализованная, но очень мудрая мать, видя изменения в её взрослом ребёнке, наблюдая за тем, как он теряет в разных делах присущую осторожность, резонно предупреждает: не повтори, мол, судьбу Ихарёва… О том, к чему же прислушается впервые в жизни вкусивший кроху настоящего счастья Джеремия — к родительскому наставлению и, соответственно, разуму или к сердцу, сообщать не станем, чтоб не раскрывать сюжетные карты.
Солидная драма Паоло Соррентино (номинация на «Золотую пальмовую ветвь-2006»), в которой персонажи прописаны так взросло и подробно, что не придерёшься. К слову, обычно его героями становятся либо пожилые либо близкие к тому люди (исполнителю главной роли Джакомо Риццо на момент выхода картины было 67 лет). Да и с идейно-психологической частью здесь всё в порядке. Более того, автор проявляет себя и как визуализатор с приличной фантазией. Пока творчество итальянца у нас известно не очень хорошо, но после работы прошлого года «Великая красота», не только номинированной в Каннах, но уже успевшей на момент написания этой рецензии отхватить один из «Золотых глобусов», к нему наверняка присмотрятся получше. Если же прикапываться к «Другу семьи», то стоит отметить, что сложно понравиться фильмом, в котором главным героем является персонаж довольно отвратительный. Соррентино с задачей справился, но на четвёрочку. Вроде всё мастерски, а пересматривать, пожалуй, не хочется.
7,5 из 10
15 января 2014
Перед нами маленький и незаметный шедевр от режиссера фильмов Последствия любви и Изумительный.
Главный герой фильма — ростовщик, стареющий холостяк, осторожный, манипулирующий людьми и живущий по своим правилам. Однажды он влюбляется в молодую красавицу, дочь местного бедняка, которому он одолжил денег на ее свадьбу, и тут же теряет бдительность.
Кто знаком с творчеством этого режиссера, тот сразу, по первым кадрам узнает его стиль и почерк, от операторской работы до музыкального сопровождения и в этой картине.
Рекомендую к просмотру.
29 сентября 2011
Cтаричок Джеремия зарабатывает на жизнь нелегальным ростовщичеством, держа швейное ателье в качестве прикрытия. Стареющий холостяк компенсирует своё одиночество, притворяясь другом людей, которым он ссуживает бабло под гигантский процент. Вообразив себя заботливым родственником, Джеремия суёт свой грязный нос во все их дела, вынуждая бедных клиентов терпеть этого мерзкого, воняющего потом, зверька. В один прекрасный день, Джеремия влюбляется в дочь местного бедняка, которому он одолжил денег на её свадьбу. Будучи пленён холодной красотой этой молодой девицы, осторожный старикан теряет бдительность прожжёного бизнесмена…
«Друг Семьи» — это один из тех редких, незамеченных шедевров, которых так легко пропустить среди тонн кинематографической посредственности. Режиссёр Паоло Соррентино пока ещё вначале своего творческого пути, но по его нескольким полнометражным работам уже видно, что он — мастер, имеющий свой собственный стиль. Находясь под влиянием американского артхауса и итальянской классики, режиссёр создаёт сюрреалистичную атмосферу, которая органично переплетается с пошлым гламуром конкурсов красоты и криминальной аурой ночных клубов. Соррентино наглядно показывает модным режиссёрам, как можно со вкусом снять клипообразные части без скатывания в дешёвый МТВ-стайл и плавно перейти в мрачный сюрреализм бескрайних потёмок человеческой души. Музыкальное сопровождение тоже очень эклектично и подобрано со вкусом — выбор варьируется от итальянского шансона до современного техно и эти мелодии отлично сочитаются с визуальной частью, точно передавая настроение каждой сцены. Однако кроме великолепной аудио-визуальной оболочки, здесь есть захватывающая история с необычными персонажами и глубоким подтекстом.
Соррентино снял фильм о единстве и борьбе противоположностей. Вся сюжетная линия построена на полярных контрастах и противоречиях. Уродство и красота, эгоизм и самопожертвование, страсть и отвращение, жадность и щедрость, нехватка и излишество. Джеремия — эгоистичный, жадный, боязливый старик, а его возлюбленная — молодая, красивая, готовая к самопожертвованию, женщина. У клиентов Джеремии много друзей, но не хватает денег, а у Джеремии полно денег, но нет ни единого друга. Люди шикуют, не имея гроша за душой, а скупой ростовщик живёт в нищете, пряча свои огромные сбережения в тайниках. И всё вместе — это лицо современного общества, собирательный образ неудовлетворённого жизнью человека, разочарованного в своих кумирах и потерявшего собственный путь.
Герои фильма надувают друг для друга иллюзорные пузыри, чтобы забыть блеклую реальность и почувствовать себя счастливыми. Ссуживая деньги малоимущим, Джеремия дарит им иллюзию богатства и значимости, а взамен получает иллюзию тёплого семейного круга. Однако пузыри имеют неприятное свойство лопаться в самый неподходящий момент и нагулявшиеся герои опять сталкиваются лицом к лицу с реальностью. Протрезвев от иллюзорной эйфории, они собирают осколки своей израненной души и понуро бредут дальше по жизни, тщетно пытаясь изменить свой путь. Это особенно тяжело сделать, когда взрослый человек находится под влиянием своих родителей. Престарелая мать Джеремии с самого детства капает ему на мозги и не даёт вырваться на свободу, мёртвой хваткой держа его на ментальной цепи, состоящей из звеньев страха и чувства вины. Большую часть своей жизни он следует правилам, начертанным его мамашей и не смеет переступать за эти границы. А когда Джеремия наконец пытается измениться и зажить по своему, то привычный для него мир рушится вдребезги и он ощущает себя глупым слепцом, который ничего не понимает в этой жизни.
Фильм рекомендуется всем любителям европейского артхауса и тем, кто хочет посмотреть что-нибудь оригинальное, заставляющее задуматься после просмотра.
17 декабря 2009