Блокада
8.1
7.4
2005, документальный
Россия, 52 мин
12+

Это фильм о блокаде Ленинграда во время Второй мировой войны. Без слов, без музыки - только звуки и картины умирающего города.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Блокада

год: 2005
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператоры: Николай Блажков, Яков Блюмберг
монтаж:
жанр: документальный
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $11 750
Мировые сборы: $11 750
Дата выхода
Мировая премьера: 3 июня 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 52 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный

Отзывы критиков о фильме «Блокада», 2005

Мифотворчество на новый лад

Спекулировать на теме блокады — дело по-режиссёрски беспроигрышное: сама тема видеопродукта затмевает все его недостатки. Ура-патриоты посчитают, что если зрителю не понравился этот фильм, то он — неблагодарный зритель — якобы плюёт на подвиг блокадного города. А вот не скажите. Прежде фильмы про блокаду показывали людей или героями (коих было большинство), или сволочами (коих были единицы). Плюс спасительная роль партактива. В этом же фильме мифология построена на документальном материале, снятом как во время, так и после не только снятия блокады, но и окончания Второй мировой войны (сцена казни на пл. Калинина, 1946). Из фильма следует, что блокадных зим было… одна, которая длилась весь блокадный период. Лето тогда не наступало ни разу. Что жители города занимались лишь борьбой за существование, если не разгребали завалы и не вывозили трупы к местам их сбора. Результат — документальная чернуха на экране.

Мне не понятно, почему нет титров с датами документальных съёмок, с обозначением мест этих съёмок (не все места сейчас легко опознаваемы), с указанием причин набора воды на улице (как и тех водных источников, о которых даже я, выросший в Ленинграде, имею весьма смутные представления). Т. е. для просмотра этого фильма нужно обладать солидными фоновыми знаниями, которыми обладает далеко не каждый. Когда мы смотрели этот фильм дома, мне приходилось останавливать просмотр и комментировать показанное. А заодно и непоказанное. Разумеется, я бы не стал бы рекомендовать этот фильм к просмотру. Он — да, о блокаде. И в то же время ни о чём. Что хотел сказать его автор — для меня так и осталось загадкой. Да и было ли ему что сказать?

14 февраля 2021

Фильм Сергея Лозницы — это блокада Ленинграда, о которой вы, наверное, немало слышали, читали в «Блокадной книге» Гранина и Адамовича, но которую воочию не видели. Фотографии, обрывки хроники, конечно, передают суть, но не дух. Мне кажется, режиссёру удалось, как никому другому, передать именно дух тех страшных в своей обыденности восьмисот семидесяти двух блокадных дней. Лозница использовал для фильма только документальную хронику военного времени. Абсолютный аскетизм. Нет ни музыки, ни авторских комментариев, ни слов (за исключением одного фрагмента). Но звук играет огромную роль в фильме, может быть, даже ключевую. Благодаря ему, хроника воспринимается настолько остро и живо.

В одной из рецензий была высказана претензия — дескать, режиссёр не показал ни работающие заводы, ни детей в школах или у станка. Но дело в том, что Лозница сделал фильм не о героизме и даже не о блокадниках. Его «Блокада» — это жизнь самого города, не только людей, но и зданий, памятников, стен. Поэтому всё действие происходит исключительно на улицах. Никаких съёмок в помещении. Очень много света.

Монтаж потрясающий. Метафизическое пространство. Метафизическое время. С одной стороны, никакой явной хронологии не прослеживается, скорей фильм разбит на микротемы. Но всё действие разворачивается как бы в течение одного года, начиная с ранней осени и заканчивая зимой, хотя, конечно, кадры относятся к разным годам. Город всё больше и больше погружается в голод и холод. Но ленинградцы не сидят по домам. Транспорт стоит. Вмёрз в землю. Но улицы всегда полны народа. Все чем-то заняты, что-то делают. Эти улицы дышат, живут. Даже в самые страшные дни. В этом разгадка той тайны — как город сумел выстоять. Сигнал воздушной тревоги — и кто-то бежит, а другие продолжают идти по своим делам. Только город очень быстро затемняется — видно, как в окнах наглухо закрываются шторы.

И практически почти все места узнаваемы. Дворцовая и Адмиралтейская набережные, Каменноостровский проспект и площадь Льва Толстого, Суворовская площадь и Марсово поле, Фонтанка, Невский (в то время он назывался проспектом 25 октября), Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, улица Пестеля, Летний сад, Нева, Михайловский сад, и т. д.

10 из 10

10 июня 2019

Несколько зарисовок из жизни блокадного города

Нет, я вспоминаю о блокаде Ленинграда не только 18-го и 27-го января. Вспоминаю, когда вижу кем-то выброшенный в мусорное ведро недоеденный хлеб, когда натыкаюсь на свастики, оскверняющие стены домов моего родного Ленинграда-Петербурга, когда читаю сообщение о том, что на одной из центральных улиц города бритоголовые убили молодого антифашиста.

Вспоминаю не только потому, что знаю о блокаде из рассказов моих родственников, переживших ее, воевавших на Ленинградском фронте; не только потому, что тела многих из них истлели здесь в братских могилах. Потому что если хоть один раз вам правдиво расскажут о том аде, что пережил Ленинград, вы об этом никогда не забудете. Так что остается только полагать (не учитывая возможность существования бездушных монстров), что и «недоедающим» соотечественникам, и тем кто увлекается нацистской символикой, в своё время просто плохо объяснили, что же на самом деле произошло в этом городе.

А вот что пишет некая госпожа Кухарева из Федерального агентства новостей: «По приблизительным данным за 872 дня блокады погибло 1,5 миллиона человек, в том числе от голода и авиаударов». Что значит «в том числе»!? В основном умирали от гриппа?? Кухарева никогда не слышала о том, что из всех ленинградских жертв 97% погибло от голода? ГОЛОДА. Что это — незнание или холодная небрежность? Откуда идет это невежество? Из семьи? Школы? Фильмов? Подозреваю, последние играют здесь немалую роль.

Да, на тему блокады теперь снимают не только зрелищные блокбастеры; более чем посредственный режиссер Красовский, желая прославиться любыми средствами, не постеснялся снять комедию, действия которой происходят в блокадном городе. Но это всё же мусор, не достойный обсуждения; в силу его очевидной социальной вредности заслуживающий лишь порицания (и желательно уничтожения).

Другое дело уважаемый, талантливый режиссер Лозница. Вроде бы правильное начинание: взять архивную кинохронику, хорошо ее изучить, выбрать самое важное, удачно смонтировать, лишить трагично-пафосной музыки (конечно без нее сильнее действует) и сказать зрителю — иди и смотри! И ведь Лозница действительно скрупулезно работал над фильмом. Однако как бы страшно не казалось невинному зрителю то, что смонтировал режиссер, это и в десятой доле не приближает нас к тому ужасу, что пережили ленинградцы. Конечно нельзя, никакими средствами невозможно в искусстве передать ужас блокады так, как пережили его жертвы этой трагедии. Но пренебрегать фактами ради предпочтения незаурядной работе операторов и создания в первую очередь художественного полотна применительно к теме блокады недопустимо. Спорным остается и вопрос об отсутствии комментариев к документальному фильму.

Как в немой хронике передать то, что люди, мелькающие на кадрах, месяцами не мылись, месяцами жили в одной комнате с трупами; что кипяток, налитый в стакан на их кухне, через час превращался в лед? Как показать темноту, в которой люди проводили большую часть зимних суток, передвигаясь на ощупь в полном смысле этого слова (не только отсутствие электричества и скудные самодельные горелки с вечным дефицитом горючего для них, но и забитые матрасами, коврами, фанерой окна)? Как показать что такое 125 грамм влажного хлеба с целлюлозой — «смертельная» пайка, не оставлявшая шанса выжить, но лишь продлевавшая голодную агонию? Как показать тяжесть кувшинчика с водой и невыносимую трудность пешего пути для человека с опухшими от голода суставами и атрофированными мышцами, умирающего от дистрофии? Как показать отчаяние потерявшего хлебную карточку, что означало неминуемую смерть? Как показать грудных детей, обреченных на мучительную гибель из-за отсутствия у матерей молока или какого-нибудь приемлемого заменителя?

Ответ ясен — никак. Об этом можно лишь сказать за кадром. Об этом нужно сказать, если фильм называется «Блокада». В конце концов, написать крупными буквами.

Но даже без закадрового текста фильм Лозницы вызывает массу вопросов.

Зачем из весьма скромного хронометража фильма около пяти минут отдано кадрам с пленными немцами, которых ведут по улицам города в начале войны? Это так важно для понимания того, что случится здесь чуть позже? Нужно было показать сдержанное в своей массе отношение ленинградцев к пленным немцам в июле-августе 41-го? Для этого достаточно одной минуты. А ненависть крепла, страшная ненависть! Когда ленинградцы отправляли свои библиотеки в топки буржуек, даже интеллигенты в первую очередь сжигали немецких классиков.

Почему Лозница не показал детей, трудившихся в промерзших цехах с разбитыми окнами, под постоянной угрозой бомбежки (заводы бомбили сильнее всего), стоявших у станков на ящиках? Детей, приносивших на работу за пазухой своих пальто любимые игрушки. Не играть; чтобы сохранить: каждый знал, что вернувшись домой, собственно дома может уже не увидеть.

Где кадры с передовой, которая находилась у ворот города?

Почему не показана Дорога Жизни, последняя надежда осажденных? Путь, на котором массово гибли не только защитники Ленинграда, но и эвакуируемые.

Где один из главных символов города — Эрмитаж — искалеченный снарядами, обожженный, пустой?

Праздник прорыва блокады. Спросите любого блокадника: какие эмоции он испытывал в тот день? И каждый ответит: радовались, улыбались, смеялись, и — плакали. Почему Лозница не показал этих слез в заключительных сценах?

Все перечисленные эпизоды остались в кадрах кинохроники: местами обрывочные, местами испорченные временем и ненадлежащими условиями хранения пленки, зачастую снятые непрофессиональными операторами, но они есть. Есть и фотографии, сделанные в блокадном Ленинграде: жуткие фотографии.

Фильм Лозницы не должен называться «Блокада». Правильное его название «Несколько зарисовок из жизни блокадного города». Люди, прочтите «Блокадную книгу», собранную Граниным и Адамовичем!

Но даже в таком виде фильм представляет немалую ценность. К сожалению, в первую очередь для тех, кто знает, что такое блокада. Но сейчас уже необходимо ориентироваться на тех, кто не знает. Какое представление о блокаде вынесет из фильма Лозницы современный школьник, родители которого не интересуются историческим воспитанием своего чада, а учительницей истории является какая-нибудь Кухарева? Ну, поставили зенитки на Марсовом поле, ну танк проехал по Троицкому (тогда Кировскому) мосту и свернул на Дворцовую, ну тушили пожары, ну не торопясь демонтировали скульптуры Клодта с Аничкова, ну трупы были на улицах (так это же война, а сейчас в кино столько трупов показывают…), а потом мы победили и радовались салюту…

Дети, родители, и родители родителей! Изучите детали этой трагедии, не останавливайтесь только на статистике и безмолвных картинках! Не нужно бояться того, что подробности блокады страшнее самого страшного фильма ужасов, которые вы видели. Режиссеры, сценаристы, журналисты! Принесите в жертву правде свои честолюбивые или корыстолюбивые помыслы! Покажите, расскажите, опишите ад блокады дословно! Задумайтесь о том, что это — ваш долг перед замученными в Ленинграде; это — ваш долг перед вашими детьми и внуками, которые не должны стать жертвами очередного геноцида или их палачами.

29 января 2019

«Блокада» относится к редкой в современное время категории работ. Фильм включает в себя исключительно кадры хроники, об одной из страшнейших страниц 2 Мировой Войны, постигших Ленинград. Лично для меня было очень непривычно смотреть такое кино. Оно далеко даже от чистой документалистики. Известный в кинематографических кругах режиссёр Лозница, отказался при этом и от музыки. Оставив живую хронику без различных вставок или эффектов. Возможно это одна из причин, почему картина меня сильно не задела. Всё таки смотря в основном игровое кино, привыкаешь к присутствию саундтрека.

Режиссёр не избежал и жестоких сцен. Их не особо много, но они есть. Так что местами может быть жутковато. Конечно, такое кино не для души. Его нельзя и невозможно полюбить. Но время от времени стоит смотреть, и не забывать о чудовищном времени и условиях выпавших на наш народ. особенно кому не безразлична эта тема.

Вечная память всем жертвам и участникам Ленинградской Блокады!

18 ноября 2015

Это не фильм. Это жизнь. Мы с вами там,- в блокадном Ленинграде

Гениальный с моей точки зрения фильм.

Сергей Лозница отреставрировал документальную съемку блокадного времени, многое ранее нигде не было показано,- и сложил фильм от которого пробирает озноб. Складывается впечатление, что ты сейчас находишься именно там — в Ленинграде военного времени. Столько деталей, общих планов и панорам, лиц. Это именно то, что слышала от очевидцев того времени. Не только оборона, не только выживание.

Некоторые части фильма пересматриваю,- как будто в памяти возвращаешься к одному и тому же событию, важному и значимому именно для тебя.

Просто эпизоды.

Трамвай, люди спешат по делам, рядом по проезжей части девушки тащат аэростат, держа за веревки с боковой части,- такой неповоротливый, тяжелый оказывается.

По улице, вот так прямо среди народа ведут пленных немцев, некоторые совсем пацаны,- девчушки бегут рядом улыбаются и грозят немцам тоненькими тоненькими кулачками.

Нет ненависти к пленным. Во взглядах больше любопытства, чем презрения, или какого либо страха. Только одна перманентно завитая дама плюет во врагов, и как-то показушно, по-моему.

Потом вот такие кадры вставляли в хроники новостей.

Оказывается грозди «граммофонов» на столбах — это аппараты для прослушки приближения вражеских самолетов.

Очередь за газетой. Улыбаются, разговаривают, пересчитывают сдачу.

Объявление на стене: Продаю или меняю на папиросы или продукты. — И далее длинный список: кровать, стол, стулья, бильярд…

Очень холодно,- от мороза все провода в инее. Проезжая часть подо льдом. Из кучи льда ленинградцы берут кусочки,- никто не ругается, не толкается, не советует.

Мне кажется погибшим в блокаде необходимо чтобы о них вспоминали. Это можно прочитать по их глазам. Светлая им память.

Лица лица глаза, взгляды прямо на вас.

Это не фильм. Это жизнь. Мы с вами там,- в блокадном Ленинграде.

Сегодня день снятия блокады. Всех блокадников с Праздником!

27 января 2015

Люди-тени, Город-призрак… 872 дня между смертью и жизнью

8 сентября 1941 года немецкие войска в составе группы «Север», заняв последний рубеж — город Шлиссельбург, полностью окружили Ленинград с суши. Транспортное сообщение города со страной было прервано. Вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады.

На тот момент в городе проживало около трех миллионов человек. По подсчетам, запасов продовольствия хватило бы максимум на 60 суток, а до освобождения Ленинграда оставалось 872 дня…

Без цвета, звонких голосов, раскатистой музыки… Именно таким представляется блокадный Ленинград. Ни блеска золотых куполов в лучах летнего солнца, ни красно-желтой палитры осени, ни блестящего серебристого снега, ни весенней трели птиц… Лишь оцепенение, летаргия, черно-белый сон, запечатленный в кадрах документальной хроники. И именно такую картину рисует фильм Сергея Лозницы «Блокада», являющий собой пятидесяти двух минутный хронометраж, смонтированный из кадров реальной жизни осажденного города…

Документальная лента о самом страшном периоде в истории северной столицы начинается с «будничных» сцен внутригородской обороны Ленинграда. В поле зрения мелькают солдаты, осуществляющие монтаж и наладку зенитных установок; девушки в военной форме, со знанием дела тянущие стройной колонной гигантские аэростаты; группа военнопленных немцев, под конвоем шагающая по улицам еще живого города…

Все это выглядит слишком обыденно и естественно: люди, неторопливо идущие по своим делам; автомобили, пересекающие оживленные улицы; грохот трамвайных колес… Никто с остервенением не кидается на горстку вражеской армии: лица горожан выражают спокойное любопытство… Некоторые дети пародийно грозят немцам маленькими кулачками, и тут же исчезают из кадра, обгоняя нестройный отряд сокрушенного неприятеля. Жители Ленинграда, заметившие направленный в их сторону объектив камеры, невольно улыбаются. И в этих улыбках чувствуется искренняя приветливость. Кажется, что на пленке запечатлена не война, а обычный день, существующий где-то вне времени и пространства…

Вскоре эту обманчиво мирную картину нарушает рев воздушной тревоги. И опять никакой суеты и паники, ни криков, ни ужаса в глазах, просто война, превратившаяся в повседневную работу, ставшая частью реальности. Лишь постепенно пустеющие улицы, оставленные на дорогах машины и люди, застывшие на полпути, устремляя тревожный взгляд куда-то вдаль, кричат с немой пленки о грядущей беде. О том, что подобно всадникам апокалипсиса, за Войной в город ворвется Голод, а следом, окутанная в белый ледяной саван, придет Смерть.

А пока фильм «Блокада» предлагает зрителю лицезреть развернутую панораму осажденного города: покореженные ограды мостов; пробитые снарядами барельефы; безрукий атлант, сосредоточенно подпирающий каменный балкон, не замечая потери. И полная художественного драматизма сцена нисхождения бронзового человека, укротившего коня, но вынужденного покинуть свой величественный пьедестал. Война заставила Ленинград спрятать свое культурное наследие в деревянный ящик, «похоронив» до поры до времени изящные убранства на пыльных складах и под толщей земли.

И здания… десятки зданий в огне и руинах. И люди… неустанно разбирающие завалы несломленные люди. И боль… боль пронзившая раненный город, задыхающийся в дыму и пепле, чья история разлетается по ветру вместе с бумажными страницами горящих библиотечных книг… И ужас, тот самый, который ожидаешь увидеть в первые минуты фильма, глубоко спрятанный, завуалированный тяжким трудом, прорывается сквозь браваду невозмутимой стойкости в отчаянном крике: «мама!». Окончательно иллюзию контроля развевает сцена, в которой зритель видит бездыханное детское тельце, одиноко лежащее на бетонных ступенях…

А дальше будет зима… Пробирающий до костей тридцатиградусный мороз… Неутолимый голод… И Ленинград в бреду и забытьи…

Картина Лозницы демонстрирует почти постапокалиптические кадры будто иного сюрреалистического мира: пустые глазницы автомобильных фар, выглядывают из-под толщи сугробов; троллейбусы, точно жуки, застигнутые непогодой врасплох, жмутся друг к дружке, безвольно подняв свои обледеневшие усики; и лежит город, запутавшийся в белой паутине проводов, свитой цепкими лапами Зимы-паучихи.

Состояние исступления и эмоциональной отчужденности читается на лицах истощенных голодом горожан. Шатаясь, они бредут по заснеженным дорогам города за водой… ледяной невской водой, которая заменила им пищу. По обтянутым кожей костлявым телам, чье бедственное положение не скрывает даже зимняя одежда, можно без преувеличения оценить ничтожность и катастрофичность пайка ленинградца. Вместо наваристого супа, молочной каши и крепкого сладкого чая — прозрачный пустой кипяток, вместо пышной сдобы — 250 грамм хлеба, из отрубей и не годных для употребления примесей… Поэтому неудивительно наблюдать на кадрах скупой кинохроники, как наполненные водой сосуды люди тащат с той осторожностью, с какой несли бы вязанку яиц, потому что еще раз проделать этот путь на ватных ногах, они уже не смогут…

А дальше смерть… Смерть, стоящая за каждым углом, дышащая в затылок, превращающая Ленинград в город-призрак, а его жителей в тени, скользящие безмолвно, отстраненно, будто не существуя вовсе. Безжизненные тела жертв блокады переполняют улицы города: будучи страшной ношей на санях, или же бездыханным прохожим на колючем снегу, застывшем в неловкой позе, они встречаются и тут, и там… А живые проходят мимо мертвых, не повернув головы… Но не равнодушие и безразличие причина тому, а психологическая атрофия, кома в которую погрузилось разрываемое болью и съедаемое голодом сердце…

И могилы… Бесконечные братские могилы, забравшие половину города в свои бездонные недра. И страшный взгляд стеклянных глаз, обрывающий эту часть документальной хроники… Он взывает громче, чем сотни тысяч транспарантов, опомниться, остановить жестокую, бесчеловечную и бессмысленную войну.

В финале картины Лозницы конечно же будет салют, и зритель будет плакать… плакать подобно миллиону жителей, вышедших на городские площади праздновать великий день — полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады. И это будет катарсис, духовное перерождение, осознание ценности жизни.

Для документального кино характерно информативное структурированное повествование, приведение исторических событий в простую для понимания систему фактов и оценок. «Блокада» Сергея Лозницы — это совершенно иной формат документалистики, напоминающий скорее художественный артхаус, нежели сухую хронику происшествия. В фильме о буднях блокадного Ленинграда нет удручающей музыки, закадрового голоса диктора, заголовков и промежуточных титров, которые хоть как-то намекали бы на место и время происходящего на экране. Только жизнь… жизнь, как она есть, без прикрас. Мгновение бытия, где нет второстепенных персонажей и переходных эпизодов, лжи и притворства, есть только чистое свидетельство собственного существования…

Неровный монтаж, представляющий собой соединение разных по протяженности эпизодов, и сохранение естественного звука с пленки оригинальных архивов, позволило Лознице реконструировать историю таким образом, что зритель из отстраненного наблюдателя превращается в непосредственного участника событий. И погружаясь в атмосферу картины, начинает испытывать ужас от осознания реальности происходящего на экране.

Непростая судьба Ленинграда, в фильме далекая от конкретики, обезличенная, безымянная, угадываемая как в односложном названии, так и в неброском видеоряде — это попытка режиссера донести до зрителя глобальность происходившего. Что подобные страницы истории — беда не конкретных людей, но всего человечества.

Поэтому важно Знать… и Помнить…, чтобы больше НЕ допускать повторения подобных трагедий!

29 января 2014

Живой

Долго не могла сформулировать, что же для меня значит фильм «Блокада». Сейчас поняла. Этот фильм — памятник тем, кто прошел через ужас ленинградской блокадной зимы, и тем, кто не смог ее пережить. Памятник городу, разрушенному, но восставшему из руин. Памятник защитникам Ленинграда и его жителям, чей дух не смогло сломить вражеское кольцо. Это памятник для нас, ныне живущих, и для наших детей. Пока мы будем помнить, нас ничто не сможет сломить.

Город.

Главное действующее лицо фильма. Израненный, искалеченный, умирающий. Здания, которые сегодня смотрят на нас свысока сверкающими стеклопакетами, полуразрушены и черны от копоти. Никогда не думала, что мне будет так больно смотреть на разбитые решетки оград, на раненых атлантов, на коней Клодта, сходящих со своих постаментов. Мне повезло родиться и вырасти в этом городе, но только сейчас, после фильма Лозницы, я поняла до какой степени я его люблю…

Люди.

На фоне неподвижного, изуродованного, но, вопреки всему, прекрасного города, мы видим людей, которые хотят жить. Они ходят, еле передвигая ноги, везут своих детей, закутанных в сто одежек, стоят в очередях. Они живут вопреки всему, назло врагам, доказывая самим себе в первую очередь, что город жив и они живы.

Смерть.

Камера безжалостно фиксирует тела, завернутые в тряпки и лежащие на дороге. Тела, сваленные в кучу в братских могилах. Тела со стянутой с ног обувью. Но в голову даже не приходит мысль о кощунстве, ведь кому-то эти валенки, может, помогли выжить… Мертвые дети. Плачущая мать, отдающая в руки работника закутанное в белое маленькое тельце… И это — реальность, ежедневная, ежечасная для тысяч ленинградцев. Спасибо им, тем кто выжил. И вечная память погибшим…

Звук.

Невероятное ощущение. Современный «эффект присутствия» в подметки не годится звуку этого фильма. Бытовые звуки, голоса, шумы создают невероятное впечатление реальности происходящего.

Удивительный эффект произвели показанные агитплакаты. Даже сейчас, глядя на них, поднимается гнев и огромное желание идти вперед, сражаться, верить и мстить. Для умирающего города важнее всего было не потерять боевой дух и веру в силы армии.

Несмотря ни на что город, и люди в нем живы. И будут жить вечно в нашей памяти. Я буду помнить и сделаю все, чтобы помнили мои дети.

Огромная работа, проделанная при создании фильма, позволяет нам увидеть не короткие скупые кадры кинохроники, к которым мы привыкли, а целостную картину, ужасающую по своей сути, но замечательную по исполнению. И, конечно, ни один художественный фильм про Блокаду не сравнится с одним этим документальным по своей достоверности и атмосфере. Этот фильм смотреть нужно всем. Чтобы помнили.

P.S.

Лишь бы не было войны…

6 мая 2012

Ни один документальный фильм никогда не вызывал у меня столько эмоций, сколько «Блокада». Что и не удивительно — среди многообразия нынешней документалистики трудно найти что-нибудь сопоставимое с ней по силе воздействия на зрителя. Между тем, «зритель» — не вполне подходящее слово в случае с «Блокадой». Для большинства документальных фильмов зритель — это некий отстраненный субъект, чья роль сводится исключительно к наблюдению под непременный менторский голос за кадром. Лично мне иногда начинает казаться, что происходящее на экране в таких случаях, — не более чем постановка; весьма достоверная, но притом безжизненная имитация некоего случая, происходившего в реальности. А еще приходит в голову мысль, что все эти снующие по затертой и поцарапанной пленке люди никогда не существовали в реальности, что это некие абстрактные фигуры, стаффаж для наполнения кадра.

И только в «Блокаде» есть возможность почувствовать себя не сколько зрителем, сколько непосредственным очевидцем, даже более — соучастником. Ни музыки, ни текста — только звуки и шумы города, точно такие, какие они могли быть. Кадры и сцены подогнаны друг к другу столь мастерски, что кажется, что ты сам глазел с подножки трамвая на колонну угрюмых пленных, тушил и спасал книги из разбитой снарядом библиотеки, теряя сознания от голода, тянул за спиной санки со страшным скорбным грузом.

…Смотря «Блокаду» впервые, я пытался понять, что же мне напоминает этот фильм. Что не напоминает, я практически сразу осознавал очень ясно и отчетливо. Он не был похож на привычные описания ленинградской блокады, с длинными и, надо признать, скучноватыми и сухими данными о количестве и расположении войск на этом сегменте фронта, о хронологии схваток на Невской Дубровке, etc. Совсем не походил он и на полные трагедийного пафоса рассказы о мучениях, лишениях и героизме защитниках. И, что совершенно точно, «Блокада» диссонировала и с устоявшимися стереотипами о блокадном Ленинграде как о замерзающем полумертвом городе, населенном чуть ли не ходячими мертвецами.

Нет! Город в фильме не мертв. Он помрачнел, смотрит пустыми глазницами выбитых окон, он вмерз в лед лопнувших труб. Его скверы и площади обезображены зенитными установками, а небо уродуют грузные туши аэростатов заграждения. На его улицах, в его дворах и квартирах лежат окоченевшие тела его жителей, его защитников. Но в Городе теплится жизнь. Он с остервенелым упорством выживает, назло всему — голоду, холоду, гибели. Он отказывается умирать. И ленинградцы вовсе не те, что услужливо рисует воображение при словах «блокадный Ленинград». Пусть они плохо стоят на ногах от недоедания, а постоянно окружающие горе и страдания выжали из них все слезы — ни секунды не падая духом, не теряя веры, они пытаются хоть как-то обустроить свое существование, сберечь то, что у них осталось. Они выстоят, и не пустят врага в свой город, к пострадавшему, но все же прекрасному и дорогому сердцу Невскому, к Исаакию, к коням барона Клодта…

Я понял, что мне напомнил этот фильм. Дневниковые записи Л. Пантелеева, замечательного, но во многом недооцененного советского писателя, который чуть не погиб от истощения в осажденном городе, но даже тогда не перестававший оставлять скупые, но удивительно емкие записи о происходившем. Никакой наигранности, только правда жизни блокадников. И, вместе с тем, — героизм, эпичность и подлинное величие в повседневности.

Замечательные слова, которые могли бы стать эпиграфом и к этим дневникам, и к этой рецензии, и, в большей степени, к самому фильму:

«Кажется, Фидий говорил, что когда он читает Гомера, люди кажется ему вдвое больше, чем обычно. Какой Гомер расскажет о нас потомкам и какому Фидию мы покажемся великанами, огромными, как статуя Свободы в Нью-Йорке?

А ведь в большинстве своем мы среднего роста, и хлеба съедаем в день всего сто двадцать пять граммов»

«Блокада» и есть этот современный эпос.

10 из 10

14 августа 2010

Кинохроника ленинградской блокады приоткрывает окно, выходящее на будни нашего многострадального города и тех самоотверженных тружеников, которые в течение почти 900 дней теплили в нем жизнь, помогая ему стойко переносить налеты немецко-фашистской авиации.

На Марсовом поле вырыты окопы, солдаты устанавливают орудия противовоздушной обороны. Разрушенные здания, дома, будто разрезанные продольно вафельные торты. На подступах к городу установлены заградительные полосы. Эвакуируют знаменитые скульптуры Клодта с Аничкова моста: несколько мгновений — и мост гол, а решетка ограды изломана, продырявлена вражеской артиллерией. Висят афиши балета «Евгений Онегин». Удивительное дело наблюдать балет в истощенном блокадой городе! Но это, своего рода, пощечина врагу: ты хотел нас на колени поставить, но не тут-то было — мы хотим почувствовать себя свободными людьми. Насколько это возможно. Наш дух тебе не сломить. Танк Т-34 съезжает с Троицкого моста и поворачивает на Дворцовую набережную. Объявление на стене: «Продаю или меняю на папиросы и продукты». В списке значатся как венские стулья, так и простая кухонная утварь. Под снегом хмурым караваном стоят троллейбусы. Разбираемые на доски трибуны футбольного стадиона, трупы закоченевших на морозе людей, взваленные на санки гробы…

Можно долго продолжать описывать моменты и эпизоды, попавшие в объективы кинокамер отчаянных операторов-энтузиастов блокадного Ленинграда. Но лучше увидеть, тем более что фильм несложно отыскать. Режиссер Лозница при выборке сюжетов поставил перед собой задачу передать не ужасы и кошмары блокады, от которых стынет в жилах кровь, а скорее атмосферу каждодневно борющегося за свое право быть, скованного со всех сторон неприятелем города. И продолжающего жить, ставя в тупик капиталистов из стран еще не открытого к тому времени западного фронта. Любовно и с известной долей скорби переходящий от здания к зданию, от решетки к решетке взгляд оператора рисует живую картину Ленинграда тех лет. Знакомые с детства фасады домов, улицы, переулки, соборы все же воспринимаются несколько отстраненно — в кадре непривычно мало людей…

26 июня 2009

Блокада, какой мы её не видели.

Все мы видели множество страшных кадров блокады Ленинграда в музеях, по телевизору, в кино. Но, оказывается, её можно показать так, как никто ранее этого сделать не решался.

Сядьте перед экраном, выключите свет, сделайте звук погромче…

Одни документальные кадры, нет комментариев, нет музыки…

Вот вы слышите звон трамвая на Невском летом 41-го, город в ожидании беды, люди готовятся к обороне, жуткие месяцы блокады, пленных фашистов, ведомых по городу, победу. Вы увидите и услышите(!) жизнь великого города, его героических жителей так, как ранее это вряд ли удавалось.

Показал фильм бабушке, все эти страшные годы жившую в Ленинграде, она плакала…

Оценивать фильм не считаю возможным, та жизнь не поддаётся оценкам…

Поклон Сергею Лознице.

Низкий поклон тем, кто сохранил для нас этот город!

15 января 2009

Документальный фильм Блокада в широком прокате с 2005 года, релиз вышел более 19 лет назад, его режиссером является Сергей Лозница.

В то время как во всем мире собрано 11,750 долларов. Страна производства - Россия. Блокада — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.