Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Взгляд Микеланджело |
английское название: |
Lo sguardo di Michelangelo |
год: | 2004 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Микеланджело Антониони |
сценаристы: | Энрика Антониони, Карло Ди Карло, Микеланджело Антониони |
видеооператор: | Маурицио Делл’Орко |
художник: | Микеланджело Антониони |
монтаж: | Роберто Миссироли |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 15 мин |
В короткометражном фильме «Взгляд Микеланджело» Антониони показал всю силу своего гения. На мой взгляд, эта картина является шедевром кинематографа. Незамысловатый сюжет раскрывает глубокое повествование. Молчание превращается в долгий и философский разговор двух Микеланджело мирового искусства — Буонарроти и Антониони. Само название фильма «Взгляд Микеланджело» является двусмысленным. С одной стороны, зритель рассматривает скульптурный шедевр глазами великого режиссера. Особое внимание уделяется именно тем деталям, на которые падает взор Антониони. Вместе с ним мы пытаемся отыскать в этих деталях символы, несущие в себе определенную смысловую нагрузку. С другой стороны, особое внимание следует уделить «взгляду» Буонарроти. В каждой его скульптуре будто чувствуется присутствие мастера и его «взор», обращенный на свое незабвенное творение. Именно поэтому очень важной является деталь глаз. На них в первую очередь обращает внимание Антониони (глаза скульптуры Юлия Второго). Очи папы закрыты, во всем его облике чувствуется величие и покой. Совсем иная скульптура — пророка Моисея. Лицо его «излучало свет», в результате чего пророк изображен с рожками, которые по смыслу являются лучами света. Взгляд Моисея тревожен и наполнен серьезными думами. Как и глаза, его жилистые руки отражают смятения души пророка, его беспокойство за свой народ.
Микеланджело Антониони прикасаясь к скульптуре будто вступает в вечную связь с искусством. В этот момент зритель и сам автор слышат церковную музыку, которая оставляет глубокий след в душе человека. На мой взгляд, этот момент является важным в творчестве Антониони, ведь его картины знамениты некой приглушенностью, так как автор видел в закадровой музыке «средство манипуляции чувствами людей». Но здесь совершенно иной мотив. В этой картине музыка является частью мирового искусства. Быть может, вступив в немой диалог с Микеланджело Буонарроти, Антониони сумел отыскать для себя ответы на некоторые вопросы, но скорее всего эти вопросы так и остались нераскрытыми, так как режиссеру близка «совершенная непроницаемость и непознаваемость глубинных слоёв сознания»…
Поразителен финал фильма. Микеланджело Антониони направляется к выходу, освещенному бледно-белым светом, напоминающим лунную дорогу… Этот свет можно считать символом вечности, и по нему ступает титан кинематографа, оставляя за собой яркий след в мировой культуре…
28 июня 2016
Престарелый Антониони на этот раз выжал максимум вистов из самого заурядного нарратива. Ну вот и вправду — как можно апеллировать к такому неказистому сюжету, как изучение стариком произведения искусства? Однако крупный план на бессмертное произведение одного Микельанджело (Буонаротти), чередующийся с показом изучающего это творение Антониони делает свое дело. Пятнадцать минут — самый подходящий хронометраж, чтобы оценить задумку, проникнуться величием и амбициями режиссера, подумать о роли искусства в жизни человека и задуматься о вечном. Хоть в этой ленте не будет сказано ни одного слова, но весь ее смысловой подтекст будет неуклонно восходить к теме соотношения божественного и тленного.
Антониони сделал, пожалуй, лучший из всех возможных вариантов прощания с массовой аудиторией. В этом прощании вдохновения и жизнелюбия было куда больше, чем грусти. Такой он и запомнится — напряженный, сосредоточенный, трезво мыслящий. На мой вкус, именно такая рефлексия оказалась идеально гармоничной для его личного дискурса, который он на протяжении всей карьеры транслировал своей аудитории.
7 из 10
22 августа 2015